2 Упоминавшееся в 4:6 стеклянное море, смешанное с огнем, знаменует собой гнев, который должен открыться с небес (ср.: 8:5). Но победившие зверя и образ его стоят на море рядом с Богом, как некогда израильтяне стояли на берегу Чермного моря и возносили песнь освобождения ( Исх. 15:1 – 18 ). 3–4 Песнь Моисея… и песнь Агнца – одна и та же, поскольку прообраз искупления при первом исходе нашел свое воплощение и реализовался при втором исходе. Каждая строка этой песни является реминисценцией из пророков и псалмопевцев. Велики и чудны дела Твои – см.: Пс. 97:1; 110:2; 138:14 . Праведны и истинны пути Твои – см.: Втор. 32:3 ; Пс. 144:17 . Кто не убоится Тебя – см.: Иер. 10:7 . Все народы придут – см.: Пс. 85:9 . Ибо открылись суды Твои – см.: Пс. 97:2 ; Ис. 26:9 . В таком контексте видение замечательно тем, что оно напоминает: успех антихриста меньше, чем можно заключить из гиперболической картины мессианских судов. 5 Название скиния свидетельства, или «скиния откровения», было дано в пустыне ( Числ. 9:15 ), потому что в ней хранился ковчег, содержащий каменные скрижали завета. Поскольку ковчег позднее установили в храме, храм сам стал называться скинией ( Пс. 83:1–2 – «жилища» Господни). Здесь слова скиния свидетельства подчеркивают, что суды, готовые свершиться, выражают праведность Бога. 6–9 Когда даны были семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога… наполнился храм дымом от славы Божией (8); аналогичное явление отмечается в Исх. 40:35 ; 2Пар. 7:2–3 ; Ис. 6:4 ; Иез. 10:4; 44:4 . Этот феномен отмечает присутствие Бога и в таком контексте должен означать, что Бог Сам приведет в исполнение приговор судов, которые приведут в Его царство. Ангелы при этом играют вспомогательную роль. 16:1–21 Описание судов, связанных с чашами гнева 1 Поскольку никто не может войти в храм до тех пор, пока не будут вылиты семь чаш гнева и суды не окончатся (15:8), громкий голос, говорящий из храма, может быть только голосом Бога. 2 Первая чаша гнева соответствует египетским язвам, вызвавшим воспаление у людей и скота ( Исх. 9:10–11 ). 3–7 Превращение моря и пресной воды в кровь, как и суды второй и третьей трубы (8:8–11), разделяет одну египетскую язву на две ( Исх. 7:19–21 ). В словах ангела из ст. 5–6 звучит та же мысль, что и в книге Премудрости Соломона 11:5–14, но относится она к антихристу и его служителям, которые проливают кровь святых и пророков. В этом суде присутствует жертвенник (ср.: 6:10; 8:3–5). Обращает на себя внимание отсутствие будущего времени по отношению к судам (как в 11:17) ( в синодальной Библии здесь стоит слово грядешь, в отличие от греческого текста). Поскольку Сам Бог действует в этих судах, которые приведут к Его царству, незачем говорить о Его будущем пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

27:5–6 О победе Иоафама над аммонитянами летописец сообщает для того, чтобы подчеркнуть, насколько дела царя были угодны Господу. 27 описаны в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 28 28:1–27 В начале и конце повествования о царствовании Ахаза летописец в основном придерживается текста книги Царств (ср. 28,1–4 с 4Цар. 16,2–4; 28,22–27 с 4Цар. 16,10.11.19.20 ), но в середине многое добавляет (28,5–21). Повествование делится на четыре части: воцарение Ахаза (28,1), его отступничество (28,1–4), понесенное им военное поражение (28,5–23) и смерть (28,26.27). Противопоставляя царствование Ахаза царствованию его отца, летописец показывает, как отступничество становится причиной поражения. 28 Ахаз... шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 735–71615 гг. до Р.Х. В 735–732 гг. он был соправителем Иоафама, а затем шестнадцать лет единолично царствовал над Иудеей. 28 проводил сыновей своих через огонь. В своем отступничестве Ахаз дошел до того, что стал совершать человеческие жертвоприношения (ср. Лев. 18,21 ; Втор. 12,31;18,10 ; 4Цар.16,3 ; Иер. 32,35 ; Иез.16,20.21 ). 28 в руку царя Сириян... и в руку царя Израильского. Сирийский царь Рецин и израильский Факей выступили против Ахаза объединенными силами ( 4Цар. 16,5.6 ; Ис. 7,1–14 ). Летописец рассказывает о деяниях каждого из них, поскольку ему важно показать реакцию северян на обращенные к ним слова пророка (28,9–15). 28:5–15 Военное поражение Ахаза явилось Божиим судом за его отступничество (28,5.6). 28 взял сокровища из дома Господня. См. ком. к 16,2. не в помощь себе. С помощью ассирийского царя Феглафелласара III Ахазу удалось временно отвести угрозу со стороны Сирии и Израиля ( 4Цар. 16,7–9 ), но Иудея при этом попала в зависимость от Ассирии. 28 устроил высоты. См. ком. к 21,11. 28 описаны в книге царей Иудейских и Израильских. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 29 2936,23 Воссоединенное царство. С точки зрения летописца, воцарение Езекии ознаменовало собой начало новой эры в истории Израиля. К этому моменту Израиль был представлен одной только Иудеей, поскольку северное царство пало под ударами Ассирии. По мнению Езекии, народы севера и юга в равной степени отдалились от Бога. Он призвал их объединиться в одно царство, центром религиозной жизни которого стал бы иерусалимский храм. Его призыв был услышан, и с той поры благословения и наказания, плен и избавление от него стали общей участью всех представителей народа Божиего (см. Первая книга Паралипоменон. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5) Протестанты указывают на многие изречения св. Писания, которые свидетельствуют, что одному Богу должно воздавать честь и поклонение и на Него одного надеяться в деле спасения ( Втор.6:13 ; Мф.4:10 ; 1Тим. 1:17 ; Ис.42:8, 43:11, 44:8–9, 43:25, 63:9 ; Исх.20:3 ; Пс.80:10–11 ; Ос. 13:4 ; 1Тим. 2:5 ; 1Ин.2:1 ; Деян.4:11–12 ; Пс.117:8 ; Иер.17:5 ; Иез.14:17–18 ; 1Кор.3:4 ; Иер.11:12–13 ; Суд.10:13–14, 16 ; 2Пар.7:21–22 ; Деян.14:14–15 ) (523 а –525 а ). Кроме того, ссылаются на слова св. Иоанна Златоуста : «и без помощи (ходатаев), ты сам собою помоли Бога, получиши весма: Не тако бо от инех умолим о нас бывает владыка, якоже самыми нами молим помогает благодатию своею» (525 а ). В ответ на это возражение «Камень веры» а) делает общее замечание, что приводимые противниками свидетельства св. Писания направлены против Ветхозаветного идолопоклонства, с которым ничего общего не имеет православное почитание святых (527 а –531 б ) и в) дает правильное толкование указываемых протестантами изречений св. Писания, которое (толкование) устраняет всякую мысль о несогласии догмата призывания святых с Словом Божиим и святоотеческим преданием (527 а –531 б ). В конце ответа на возражение дается объяснение вышеприведенных слов св. Иоанна Златоуста . На основании некоторых мест из творений этого св. отца «Камень веры» выводит то заключение, что он никоим образом не отрицает молитвы к святым, а порицает тех, которые по лености и небрежению сами о себе не молятся, а просят и надеются на молитвы других ( 531 б –534 а ). 6) Протестанты говорят, что «призывание Святых, есть знамение малодушия, и к Богу недерзновения, и неупования на благостыню Божию». Между тем Бог любит нас и готов слышать нашу молитву и без призывания святых (534 а ). На это «Камень веры» отвечает а) что св. Ап. Павел имел великую надежду на помощь Божию, однако просил молиться о себе верующих (534 аб ) и в) что, хотя Бог готов внимать нашей молитве, но еще скорее услышит ходатайство святых. «Понеже убо к молитве потребно есть благоприятие, и молитвы и молящегося, мы же не всегда, и не вси имамы, в молитвах и во нравах наших благоприятство: сего ради полезнее есть приходити к Богу со Святыми, нежели самем» (535 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

е. нечестивый) и Феодотиона (у св. И. Злат.: «да взыщется...»), заключается также мысль о совершенном истреблении нечестивых: «если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха» (св. Афанасий); «он не может устоять, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его“ (св. И. Злат.=бл. Феодорит и Зигабен). Подобная мысль в Пс.36:36 ; Ис.41:12 ; Иов.20:8–9 ). лз. Гдь црь во вкъ и въ вкъ вка: погибнете, зыцы, земл 37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 37 . Верным ручательством за исполнение молитвы о прекращении злодейств и насилия язычников и вообще нечестивых (ср. Иер.9:26 ; Иез.16:3 и сл.) в земле израильской служит псалмопевцу убеждение, что Господь есть вечный царь Израиля (ср. Исх.15:18 ). Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его ( Втор.32:9 ); один Иегова ( – 12) имеет в нем всегдашнее и неотъемлемое право владычества; а не может допустить владычествовать над ним язычникам; а вели так, то язычники, временно поработившие народ Его, как и все вообще нечестивые угнетатели верных рабов Его, неизбежно должны исчезнуть с земли Его, т. е. из земли израильской, которую Он, благоволивши избрать в удел народа Своего ( Числ.34:2 и сл.), тем самым по преимуществу сделал Своею землею (ср. Втор.32:43 ). Но вместе с тем слова эти могут иметь и более обширный смысл пророчественного предуказания на откровение на земле, с пришествием Христа Спасителя, вечного всемирного царства Божия (св. Афан. и Зигаб.), с распространением которого рано или поздно язычники должны исчезнуть с земли ( Мф.28:18 ), или побеждённые верою Христовою ( Рим.9:24 и сл. 10:12–13; 11:25 и др.), или же пораженные гневом Божиим за неверие и противление ( Рим.1:18 и сл. Еф.5:6 ; 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–21 ; ср. бл. Феодор.). ли. убогихъ услышалъ гди, сердца ихъ внтъ ухо тво. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, л. Сд сир и смирен, да не приложитъ ктом величатис человкъ на земл. 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. 38–39. Твердо уверенный в помощи Божией, псалмопевец заключает свою скорбную песнь мольбою к Господу, благосердно внимающему желаниям смиренных рабов Своих, укрепить разбитые скорбью сердца пострадавших от вражеского насилия упованием на помощь Его и праведным судом Своим восстановить права угнетённых и усмирить угнетателей их, чтобы они, помня немощную природу созданного из земли человека ( человкъ на земл, – букв. с евр.: «немощный из земли», ср. Пс.8:5 и 9:20–21) не смели более надмеваться своею силою и тем наводить страх на смиренных рабов всемогущего Царя Израилева (ср. ст. 37), престол которого на небесах ( Пс.10:4 ; ср. Ис.33:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Л. 250 «Боже мой! Положи их, яко коло.. Ты един Вышний по всей земли». – Пс. 82:14 – 19 , «Ненавидящий Сиона да будут... усечением вечных мук». – Ср.: Пс. 128:4 – 6 . Л. 251 «Аще, – рече, – сим не накажетесь... Тогда смирится сердце непокориво». – Лев. 26:23 – 41 . «Не спасется, – рече, царь... во множестве силы своея не спасутся». – Пс. 32: 16–17 . ...яко не укрепляется муж крепостию... – Ср. Иер. 9:23 . Л. 252 «Ты еси сам, царь мой и Бог мой!.. и о имени Твоем исповемыся е век». – Пс.43:5 – 9 . Сего ради и Бог отрину и посрами тя... и быхом в притчю во языцех и покиванию в людех, – Ср.: Втор. 28:25, 31, 33, 37 . ...егда украде Ахарь от возложения Господня сосуд злат... Дóндеже умоли Господа. – Ср. Иис. Н. 7:1, 2, 5, 20, 21. Л. 253 ...везде плачь и сокрушение, везде стенание и воздыхание, и несть никово веселящася во Днех сих. – Библейская реминисценция; ср.: Ис. 29:2 ; Иер. 31:15 ; Пл. 2:5; Иез. 2:10 . ...яко бы вход великий творити во святый олтарь... – Во время литургии священники совершают два входа: малый и великий. Во время первого – на престол выносится Евангелие; во втором – Святые Дары. Перенесение Святых Даров для дальнейшей подготовки их ко святому причащению символизирует перенесение тела Христова от Голгофы до места погребения. ... святаго Петра митрополита... – Петр, митрополит всея Руси (ум. 1326 г.), первый московский епископ и первый московский святой; рукоположен в митрополита в 1308 г. константинопольским патриархом Афанасием. Л. 254 ...аще тебя не послушает, то аще кто и от нас бы явился, не послушает. – Ср.: Лк. 16:31 . ...окольничему Родиону Матфеевичю Стрешневу... – В боярских книгах Родион Матвеевич Стрешнев упоминается как стольник в 1636 г. и 1640 г., как окольничий с 1658 г., а с 1676 г. как боярин; умер в 1687 г. – Указатель 1853, 394. При царе Алексее Михайловиче Р.М. Стрешнев принимал участие в управлении несколькими приказами: в 1657 – 1663 гг. Большого прихода, в 1660 – 1662 гг. Владимирской и Галицкой четвертей; в 1663 – 1680 гг. Сибирского – Богоявленский 1946, 298 – 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   Давление не ново с этой стороны. Завоевав Ханаан, израильтяне постоянно испытывали соблазн внести в культ Яхве (Иеговы) поклонение богам и богиням плодородия и сделать изображения Самого Яхве, несмотря на то что подобные вещи были строго запрещены законом (Исх 20:3—6). Главный духовный вопрос состоял в том будут ли израильтяне помнить, что Яхве Бог, заключивший с ними завет вседостаточен для них и что Он требует от них такой верности, которая исключает поклонение другим богам и расценивает его как духовное прелюбодеяние (Иер 3, Иез 16, Ос 2). Это испытание израильский народ, строго говоря, не выдержал.    Синкретизм был широко распространен в Римской империи в первые века христианства политеизм был хорошей почвой для всевозможных культов. Учители христианства вели неуклонную борьбу за сохранение веры от ассимиляции с гностицизмом (религиозно-философским течением, игнорировавшим воплощение Христа и искупление, поскольку его приверженцы видели корень зла не в грехе, а в невежестве), а позже с неоплатонизмом и манихейством религиозно-философскими системами, которые, подобно гностицизму, рассматривали спасение прежде всего как освобождение от физического мира. Эта борьба закончилась победой христианства, и выработанные в ходе ее классические формулы символа веры, касающиеся Троицы и воплощения, стали частью его вечного наследия.    Писание сурово осуждает зло идолопоклонства. Идолы осмеиваются как иллюзорная небыль (Пс 113:12—15, Ис 44:9—20), повергающая, однако, своих почитателей в рабство пустым предрассудкам (Ис 44:20). Павел добавляет к этому что через идолов действуют демоны, превращая их в реальную духовную угрозу, и потому общение с идолами не проходит для людей безвредно (1 Кор 8:4—6, 1 Кор 10:19—21). Современная секуляризованная культура благосклонно относится к религиозному синкретизму, различным формам колдовства и оккультизма, надеясь с их помощью заполнить ощущаемый людьми духовный вакуум, поэтому библейские предостережения против идолопоклонства (в любом его виде) должны быть прочно закреплены в сердцах верующих (1 Кор 10:14, 1 Ин 5:19—21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(Ср. Мк.13:24–25 ; Лк.21:25 .) Если начало речи ближе всего касалось судеб Иерусалима и еврейского народа, и только иносказательно можно было толковать ее относительно судеб царств и мира, то теперь наоборот. К этому прибавим, что смысл всей вообще речи чрезвычайно тонок, и его даже невозможно, по-видимому, выразить в простой истолковательной речи. Тут скрывается такая же правда, какая заметна и в речах других ветхозаветных пророков. Например, у пророка Исаии: «встань, светись [Иерусалим]; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» ( Ис.60:1 ). Только при помощи тонкого анализа можно понять, что это правда, что слова пророка относятся также к разрушенному Иерусалиму со всеми испытанными им бедствиями. То же и в словах Христа. Слово εθεως ( «вдруг») доставило многочисленные затруднения критикам, которые «пользовались микроскопом для рассматривания того, что нужно рассматривать в телескоп». Слово имеет весьма обширный смысл, и, означая «вдруг», «скоро», даже «тотчас», указывает и на огромные промежутки времени, о которых ничего нельзя сказать, ввиду того что предсказание Христа относится к будущему времени. Слово имеет, так сказать, и миниатюрный, и обширный, космический смысл. В Своей речи Христос здесь как бы все выше и выше уносится на небо. Сначала Он говорит о солнце и луне, потом о звездах и, наконец, о силах, действующих в самых высших сферах бытия. Здесь вообще изображение «дня Господня», великого и страшного. Для самой природы он будет страшен, «солнце померкнет, и луна не даст света, звезды спадут с неба» (это выражение обыкновенно понимают в несобственном смысле, но можно и в собственном), «и силы небесные поколеблются». Все это образные выражения, и что они, собственно, значат, пока неизвестно. О применении в толковании Principia Ньютона не может быть и речи. Это было бы «столь же разумно, как объяснять Евклида Гомером и Гомера Евклидом». Мы можем наблюдать здесь только сходство с предсказаниями и величественными видениями древних пророков ( Ис.5:30, 13:10, 34:4 ; Иер.4:28 ; Иез.32:7–8 ; Иоил.2:10–11 ; Ам.8:9–10 ; Мих.3:6 ; Соф.1:15 ; Зах.14:6 ; Агг.2:21 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Последними словами дается такая мысль: пророк не должен бояться говорить иудеям все, что повелит Бог, потому что они не в силах будут погубить его; находясь под защитою Самого Бога, пророк будет для них неприступен, как медная стена. Это обетование Божие было повторено и после, когда пророк уже на самом деле испытал трудность своего служения ( Иер. 15:15, 18, 20–21 ). 2. Обличение иудеев в отступлении от завета Господня. Глава 2 В этой главе содержится обличительная речь пророка Иеремии, направленная против народа иудейского вообще (4 ст.) и его руководителей в частности (8 ст.), которые обличаются главным образом в том, что несмотря на милости Божии к ним, забыли истинного Бога, стали служить идолам и чрез это нарушили тот завет с Богом, который заключен был при Синае в пустыне. 1 ст. Слова этого стиха служат как бы надписанием всей главы, которым дается знать, что речь, содержащаяся в ней, сказана пророком к жителям Иерусалима по непосредственному повелению Божию: «было ко мне откровение (слово) Господне, говорящее: поди и громко скажи (возопий) в слух (во уши) Иерусалима, говоря: вот что говорит Господь». 2–3 ст. Начиная свою обличительную речь, пророк от лица Божия (глаголет Господь) напоминает: а) о том времени, когда народ еврейский, вступил в завет (союз) с Богом в пустыне, был верен этому завету и любил Истинного Бога, и б) о том, какие милости Божии были обещаны ему за это. а) «Я вспомнил то дружество твое, которое ты оказывал Мне в юности твоей (милость юности твоея), и ту любовь, которую ты питал ко Мне во время обручения со Мною (любовь совершенства, или обручения, твоего), именно когда ты в невозделанной (ненасеянной) пустыне следовал за Святым Израилевым (т. е. Богом – см. Ис. 1:4 ), говорит Господь» (2 ст.). Этими словами указывается на время путешествия израильтян по пустыне после выхода из Египта, на то время, когда при горе Синае дано было ими клятвенное обещание – быть верными Господу, исполнять Его волю, следовать Его закону ( Исх. 19:5–8 ), в чем и выразилось дружество, любовь еврейского народа в отношении к Богу. Это время называется: 1) временем юности Израиля в том смысле, что он был юн, как народ, потому что только начинал еще жить жизнью самостоятельною, и 2) временем совершенства или обручения – в том смысле, что народ этот, хотя и молодой еще (в историческом смысле), однако же достиг, так сказать, совершеннолетия (как говорят о невестах) и удостоился вступить в завет с Богом или обручения с ним. Здесь пророк заветные отношения Бога к Своему народу представляет под образом отношений жениха (Бога) к невесте (народу еврейскому). Такое представление весьма обыкновенно в Св. Писании (ср. Ис. 54:1–8 ; Иез. 16:8 ; Ос. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней» 797 ( Откр.12:1–6 ). Образ Жены, противоположенный образу Зверя, по единогласному толкованию комментаторов, представляет собою духовное человечество в его противоположности человечеству плотскому. Ветхий Завет полон упоминаний о верующих, рассматриваемых в их целокупности, как о Жене. В Пятокнижии неверность Израиля Богу называется прелюбодейством, а Святая ревность Божия к Израилю изображается как ревность мужа к своей жене, с которой он заключил брачный союз ( Исх.34:15, 16 ; Лев.17:7, 20:5–6 ; Чис.14:33, 15:39 ; Втор.31:16, 32:16:21 ). Также и пророки очень часто говорят об обручениях, о супружестве, о прелюбодействе, разводе, вдовстве – одним словом, вращаются в сфере брачных понятий ( Ис.1:21, 50:1, 54:1 сл. Иер.2:2, 20, 23–25, 3:1 сл. Иез.16:23 ; Ос.1–3 ). Совокупность всего этого выражается словом Жена (γυν) ( Откр.12:1 ). Эта Жена рождает «младенца мужеского пола», точнее: «сына-мужа», υς ρσεν. Это – Христос, одновременно являющийся Сыном духовного человечества и Супругом его – сыном и мужем Церкви. Несмотря на все козни против Него, Он ускользает от пасти Зверя и восхищается «к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ). Иные, напр. Мефодий Патарский , Андрей Кесарийский , не соглашаются с таким толкованием, видя в Младенце Духовный Израиль. Но последнее мнение не исключается первым, а включается с необходимостью в него. Если Младенец есть Христос, то вместе с тем и Новорожденная Церковь искуплённого человечества, ибо это Человечество есть Тело Христово, неразрывно с Ним связанное. Таким образом, рождение Младенца соответствует тому, о чём говорили Исаия (9:6) и Михей (4:9, 10, 5:2). Младенец есть Христос – начаток Церкви Торжествующей, а Жена – Церковь Воинствующая. Она облечена в солнце, т. е. в этом мире является носительницей небесного света – откровения, благодати, чистоты (ср. Пс.83:12 ; Откр.1:16 ; Суд.5:31 ; Мф.13:43 и пр., из сличения которых явствует, что солнце означает Божественные силы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010