святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Содержание Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64     Предисловие    Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: «А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреем угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими. Таковы были обыкновенно, можно сказать, все пророки и святые: расположением своим к руководимым ими они превосходили любовь отцов и далеко превышали силу природы. Действительно, никто и никогда не пламенел такою любовью к своим детям, с какою они умирали за руководимых, скорбели, плакали, молили Бога о страждущих, шли вместе с ними разделять их бедствии, делали и терпели все для того, чтобы избавить их от вышнего гнева, и от угнетающих обстоятельств. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать. Потому и великого Моисея Бог возвел на престол народного водительства, что он еще прежде делами показал свою любовь к народу и после говорил: «прости им грех их»: потом «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»(Исх. 32:32). И этот самый пророк, видя погибель их, говорил: «оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего» (Ис. 22:4). Иеремия составил пространный плач по разрушении города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3401...

«И дочерей моих». Многие из комментаторов обращают внимание на эту чисто новозаветную черту: обыкновенно в Ветхом Завете о рождении дочерей не упоминается и вообще о них говорится чаще всего с укором. И вот только здесь, где, очевидно, тоже идет речь о новозаветных временах, говорится так же, как и у Апостола Павла ( Гал.3:28 ) о равноправности полов. Ис.43:7 . каждого кто называет­ся Мо­им именем, кого Я сотворил для славы Моей, образо­вал и устро­ил. «Сотворил... образовал и устроил». Интересный в филологическом смысле пример того, как родственные по смыслу еврейские глаголы выражают особые оценки мысли – «сотворил» по-евр. bara, т. е. произвел из ничего, ( Быт.1 и др.) «Образовал» – Jazar – оформил, вылепил из готового материала, и устроил – asa – окончательно отшлифовал, дополнил и улучшил отделку. Ис.43:8–13 . Здесь в более сжатой форме повторяется то, что составляло специальный сюжет раннейшей главы ( Ис.41:1, 21–26 ), именно – суд Всевышнего с народами. Господь снова вызывает на суд с собой иудеев (8 ст.) и язычников (9 ст.) и требует от них достоверных свидетелей, каковых у них, разумеется, не оказывается. В противоположность им Всевышний сначала заставляет быть невольными о Нем свидетелями всех его врагов, (10 ст.) а затем выступает и Сам с торжественным самоудостоверением (11–13 ст.). Ис.43:8 . Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши». Ближайшей параллелью к этому стиху и данным в нем определениям народа израильского служит Ис.42:7, 18–19 (См. наш комментарий к ним). Ис.43:9 . Пусть все народы соберут­ся вместе, и совокупят­ся племена. Кто между ними пред­сказал это? пусть воз­вестят, что было от начала; пусть пред­ставят свидетелей от себя и оправдают­ся, чтобы можно было услы­шать и ска­за­ть: «правда!» «Кто между ними предсказал это?» Как поставленный вопрос, так и все содержание данного стиха близко напоминает 26 ст. 41-й главы. Предметное содержание его – речь об явлении Отрока Господня, об отвержении иудейства и обновлении язычества. Пророк и задает здесь вопрос, мог ли кто-либо из представителей иудейства или язычества все это предвидеть и предсказать одним чисто естественным путем? Разумеется, нет: никто из них не в состоянии был ни сделать подобного предсказания, ни тем более удостоверить его правильность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда как все прочие существа получили бытие свое от Бога и находятся в постоянной от Него зависимости, Бог ни от кого, ни в чем не зависит – Он самобытен. Ясное учение о самобытности Божией мы находим в тех местах Св. Писания, где говорится: – 1) Что кроме Единого Бога нет другого Бога, и что Ему никто ничего не давал ( Ис.43:10 ); 2) что Он есть единственное начало всего, – альфа ( Ис.44:6 ); 3) что Он имеет жизнь в Себе Самом и есть источник жизни ( Ин.5:26 ). Бог не зависим. Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и в силах, и в действиях Своих определяется только Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самовластный; Св. Писание независимость Божию изображает так: – 1) Бог не нуждается ни в чем, и Сам дает всем все ( Деян.17:24–25 ); 2) ничто стороннее не может сообщить что-либо Богу ни в отношении к Его совершенствам, ни в отношении к Его совершенствам, ни в отношении к действиям ( Ис.40:13–14 ); Бог есть владыка над Всеми прочими существами ( Пс.49:12 ). Неизмеримость и вездеприсутствие приписываются Богу в том смысле, что Он, как Дух безпредельный во всех отношениях, не подлежит никакому ограничению пространством или местом, но наполняет Собою все. Наполняя же все, Он, естественно, находится во всяком месте и присущ всякому существу. Вера в вездеприсутствие Божие видна: 1) в период патриархальный в словах Иакова и Ливана, когда они утверждали между собой завет: се никтоже с нами есть: виждь, Бог свидетель между мною и тобою ( Быт.31:44 ); в период подзаконный ясное учение о вездеприсутствии Божием находим в словах Господа ( Ис. 66:1 ); в период христианский мысль о вездеприсутствии предполагается в замечании Спасителя самарянке, что поклонение Богу истинному не может быть привязано к одному месту, а должно совершаться повсюду ( Ин.4:21–23 ), и ясно выражается в словах апостола: Бог... сотворил весь язык человечь... взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща ( Деян.17:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» ( Пс.31:5 ); «слезы мои были для меня хлебом день и ночь» ( Пс.41:4 ); они удостоятся слышать: «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако» ( Ис.44:22 ); «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается ( Притч 5:22 ), с благодарностью воспоют Господу: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» ( Пс.115:7–8 ). Глава 8. Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ); Иоанн Креститель и Сам Господь говорят: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ); но еще «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как «вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи» ( Сир.3:30 ); «и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс.6:7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего» ( Пс.6:9 ). Также заглаживаются грехи исповеданием их: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ); еще: «припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» ( Ис.43:26 ); и скорбью душевной и телесной приобретается отпущение грехов: «призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» ( Пс.24:18 ). Особенно уничтожаются грехи исправлением нравов наших: «удалите злые деяния ваши от очей Моих;...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Как царь земной не отказывает в просьбе матери своей: 3Цар.2:20 , так тем более не откажет Царь Небесный. Приснодевство Пресвятой Богородицы Мк.6:3 . «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли между нами Его сёстры? И соблазнялись о Нём». Объяснение. Что здесь перечислены не родные братья Христу, видно из пророчества Исаии: «Се Дева»: Мф.1:23 ; и из слова самой Богородицы: Лк.1:34–35 ; если бы у Иисуса Христа были родные братья, то не было бы нужды поручать Приснодеву Иоанну Богослову: Ин.19:26–27 . Ис. 7: 14 . «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Объясн. Се, Дева... по-еврейски Алма – молодая женщина, говорят непочтительные к Пресвят. и Пречистой Божией Матери, но того не знают они, что именем «Алма» называется непорочная девица, а не женщина. Так, Ревекка только в то время называется «Алма», когда она пребывала ещё девицей: Быт.24:43 ; Исх.2:8 . Основные места Священного Писания в учении о почитании Пресвятой Богородицы, которые необходимо заучить наизусть Мф.1:23 . Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 ). Гал.4:4 . Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону. Лк.1 : 43 . И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Лк.1:47–48 . И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Лк.11:27 . Когда же Он (Иисус Христос) говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Пс.44:10:18 . Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3Цар.8:17 .  У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:18 .  но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 3Цар.8:19 .  однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему». 3Цар.8:20 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:21 .  и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. (ср. 2Пар.6:4–11 ). Если слова стихов 12–13 Соломон произнес, обратясь к Святому храма, то речь, ст. 14–21, произнесена им к народу; «собрание» кагал, εκκλησα, слав.: «собор») благоговейно стояло. Речь воспроизводит сжато, но полно всю историю построения храма с момента возникновения у Давида мысли об этом (ср. 2Цар.7:2 ; 3Цар.5:16 ; 1Пар.22:6–11,28:2–7 ). В выражении «храм для пребывания... имени Иеговы» (стихи 16–19, 29; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ; ср. Втор.12:5,11 ; 2Цар.7:13 ) имя (евр. шем ) есть откровение существа Иеговы ( Исх.3:14 ) со стороны Его святости и освящения Израиля ( Исх.29:43–46 ). 3Цар.8:22 .  И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне ( 2Пар.6:13 ). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, – древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх.9:29,33 ; Ис.1:15 ; Иов.11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговейного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ( Быт.24:26,52 ; Ис.45:23 ; Иов.1:20 и др.), вопреки мнению (Бенцингера и др.), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Второе фундаментальное библейское пророчество приводится в книге пророка Исаии и цитируется в Евангелии от Матфея в Рождественской истории: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ). Эти слова о рождении Еммануила от Девы Евангелие рассматривает как пророчество относительно рождения Христа от Марии, причем рождение безмужнее: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына ( Мф.1:23 ). В еврейском тексте на месте слова «Дева» находится слово «Алма». Греки переводили его как «девушка» или «девица». Древние иудеи так же понимали значение этого слова и только после исполнения пророчества, когда раввины отвергли Иисуса Назарянина как Христа, стали подвергать сомнению, что оно означает именно девственницу, а не просто молодую женщину. Но остается фактом, что в других библейских текстах, например Бытие 24:43 , Исход 2:8, Псалтирь 67: 26, под словом «Алма» подразумевается девственница, не знающая мужа. Для христиан это очень важно, но мы не касаемся самого учения о Божией Матери, а лишь стараемся проследить пророческую мысль, которая говорит о том, что Дева примет во чреве, что само по себе является нарушением законов природы, так как Дева принять во чреве не может. Далее Дева рождает Сына, и это уже второе нарушение привычного хода вещей, этого опять-таки быть не может. И нарекут Ему имя Еммануил, что означает «с нами Бог». Конечно, мы, христиане, твердо стоим на этом пророчестве, радуемся, что оно есть, но зачастую не знаем контекста, в котором оно произошло, как будто нас он совершенно не интересует. На самом деле эта фраза сказана по вполне определенному поводу. И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Ис.7:10–16 ).

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Духа, как и двух первых Лиц – и ныне, – взывает Исаия, – Господь Господь посла мя, и Дух Его ( Ис. 48:16 ); и почиет на Нем (т.е. Мессии, который есть Сын) Дух Божий (Дух Иеговы), Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух видения и благочестия: Исполнит Его Дух страха Божия ( Ис. 11:2–3 ). § 19. Свидетельства Нового Завета: а) о троичности Лиц в Боге и вместе о единстве Их существа Несравненно более ясные и многочисленные свидетельства о таинстве Пресв. Троицы содержатся в Новом Завете, и одни выражают мысль как о троичности Лиц в Боге, так вместе о единстве Их существа; другие показывают преимущественно действительность и отдельность Божеских Лиц; третьи –преимущественно или даже исключительно единство Их существа. К местам первого рода относятся: 1. Заповедь Спасителя Апостолам перед отправлением их на всемирную проповедь – шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Матф. 28, 19 ). Здесь, очевидно, именуются и различаются три: Отец, Сын и Св. Дух, и полагается Их единое имя 4 . Слова эти, без всякого сомнения, должно разуметь так, – а) как разумел их Сам Спаситель, и могли разуметь Его Апостолы. Но Спаситель еще прежде неоднократно выражал Апостолам, что под именем Отца Он разумеет собственно Бога Отца, который послал Его в мир ( Ин. 6 : 38–40; 7:16, 18, 28 и друг.) и есть Ин, свидетельствуяй о Нем ( Ин. 5:32 ); под именем Сына разумеет Самого Себя, которого, действительно, и Апостолы исповедали уже Сыном Божиим, исшедшим от Бога ( Мф. 16:16 ; Ин. 16:30 ); наконец, под именем Духа разумеет иного Утешителя, которого Он уже обетовал ниспослать им от Отца вместо Себя ( Ин. 14:16; 15:26 ). След. и в настоящем случае, так как Спаситель не счел нужным присовокупить нового объяснения означенных слов, Он сам разумел, и Апостолы могли разуметь под именем Отца и Сына и Св. Духа не кого-либо другого, как три Божеские Лица. Равным образом еще прежде и многократно употреблял Спаситель пред Апостолами, как и пред всеми своими слушателями, выражение: во имя, или: о имени, или: именем, в оборотах речи, подобных настоящему, и всегда употреблял его в знаменовании достоинства, силы, славы, власти, например, Аз приидох во имя Отца Моего ( Ин. 5:43 ); дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свидетельствуют о Мне ( Ин. 10:25 ); именем Моим бесы ижденут ( Мк. 16:17 ); идеже еста два или трие собраны во имя Мое ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Основания для почитания Ее находим в священном Писании. Какой имеет смысл почитание Ее, по заповеди ее церкви? Мы именуем Ее, – Богородицей, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами, в надежде, при Ее ходатайстве за нас пред Богом, получить просимое. 1) Богородицей мы именуем Ее, потому что Она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее Человек был и истинный Бог. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», пророчествовал о Нем пророк Исаия ( Ис.7:14 ), а слово Еммануил, по изъяснению св. Матфея, значит: с нами Бог ( Мф.1:23 ). Поэтому-то, в св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы. Св. Елизавета, родственница св. Марии, не сама по себе, а исполнившись Св. Духа, встречает Ее словами: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:41–43 ); затем многократно Она называется Матерью Господа, – напр., у Мф.2:13, 14, 20 , Лк.2:7 ; Лк.2:33, 34 ; Лк.2:43, 48 ; Ин.2:3, 5, 19 , Ин.2:25–26 и др. Как Матерь Господа И. Христа, истинного Царя неба и земли, Она и Сама называется Царицей Небесной, как называл Ее в пророчестве царь и пророк Давид: «предста Царица одесную Тебе (Господа), в ризах позлащенных и приукрашенных» ( Пс.44:10 ). 2) Итак, она ближе всех к своему Сыну и Богу, Она одесную Его. По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал ей св. архангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48–49 ). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в св. Писании, читая эти слова Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды». И мы видим примеры ублажения Ее, как Матери Господа, в св. Евангелии: «радуйся, Благодатная Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), ублажает ее св, архангел; «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41 ), – ублажает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Вечность Божия означает то, что Бог свободен от всех условий времени. В Св. Писании это качество: 1) усвояет неоднократно Себе Сам Бог: живу Аз во веки ( Втор. 32:40 ) Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец ( Апок.1:8 ; Ис.43:10 ; Исх.3:14 ); приписывали Ему пророки, например, Давид ( Пс.101:26–28 ст.; Пс. 89:3, 5 ); приписывают и новозаветные писатели, из которых ап. Павел называет Бога царем веков нетленным ( 1Тим.1:17 ), ап. Петр, повторив слова Псалмопевца, что у Бога тысяща лет яко день един, присоединяет: и един день пред Господом яко тысяща лет ( 2Петр.3:8 ). Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог всегда остается один и тот же и в существе Своем, и в совершенствах, и в действиях. Изображая это свойство, Св. Писание. – 1) устраняет от Бога всякую изменяемость, какая приметна в человеке: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сыт человеческий изменяется; 2) устраняет всякую изменяемость, приметную во внешней природе ( Пс.101:26–28 ); свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены ( Иак.1:17 ); наконец, представляет Самого Бога говорящим: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Мал.3: 6 ). Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он имеет неограниченную силу все производить и над всем владычествовать. В Свящ. книгах находится много мест, изображающих это свойство. Они свидетельствуют: 1) о всемогуществе Божием – вообще: Вем яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже ( Иов.42:2 ); у Бога вся возможна ( Мф.19:26 ); 2) – в творении: Той рече и быша, Той повеле и создашася ( Пс.32:9 ; пс. 113:11); 3) – в промышлении о тварях и владычестве над ними ( Пс.103:27–30 ); 4) – в совершении чудес ( Пс.76:14–15 ); 5) – в распространении и сохранении веры и Церкви Христовой ( Мф.16:18 ). Свойства ума Божия Рассматривая ум Божий в себе самом, мы получаем понятие о всеведении Божием, а рассматривая его по отношению к Божиим действиям, получаем понятие о высочайшей премудрости. I . Всеведение в Боге означает то, что Он знает все совершеннейшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010