IV. Толкования пророческих мест с обличениями Жидовина Заметки I-III были помещены в Известиях Императорской Академии Наук за 1898 г. m.VIII, 5, и зв 1899 г. т.Х, 4. Исследователи Толковой Палеи много раз высказывали недоумения по поводу отсутствия в Палеи протолкованного пророческого текста. Действительно, история домостроительства Божия о спасении рода человеческого и в особенности вразумление жидовина в истине воплощения Спасителя, в отвержении иудеев и призвании язычников – являются недоконченными и как-то странно оборванными в известной нам Палеи на пророчествах значительно менее важных, чем писания великих и малых ветхозаветных пророков – на пророческих изречениях Соломона. Ожидалось бы, что составитель столь обширной ветхозаветной истории до времен Соломона должен был с особенной обстоятельностью использовать писания пророков и завершить все изложением евангельской, новозаветной истории. И такой замысел – в особенности относительно пророков у составителя Палеи, по-видимому был: так, после изложения Заветов двенадцати патриархов, составитель говорит: « но аще и симъ патриархомъ не вроуши имамъ ти преложити и всехъ прркы главша по рду» (Колом. Пал. 475). Еще ранее, при повествовании о св.Троице при сотворении мира, составитель обещает подробно говорить об этом предмете после: « велихь патриархь и прркь и бжтвны и стхь стль писань пошедъше ти оукажемъ». Странно было бы думать, что при обещании доказать от всех пророк – составитель Палеи имел ввиду всего только отрывочные, спешно набросанные, почти не протолкованные пророческие места из Псалтири и писаний Соломона. Недавно нам стали известны толкования на некоторые места из пророков с обличениями жидовина. Что такое представляют эти толкования по отношению к Палее? Толкования пророков с обличениями против жидовина содержатся в ркп. XVII в. в 4 на 73 л. – из собрания Ундольского 12 (по описанию Ундольского – Библейские места с толкованиями). Рукопись эта представляет не весь пророческий текст с указанным полемическим толкованием: толкование обнимает здесь только следующие места священного ветхозаветного текста: Быт:1:1, 2, 6, 9, 26; Ис.1:1–8; 6:4–12; 11:1, 4–7, 9–10 , Вар.3:36; 4:1–4 , Дан.2:31–37; 44–45; 38–43 , , Иез.36:16–28; 37:1–14; 1:1, 3–28; 2:1–8 . Обрывается ркп. на 9 ст. 2 гл. кн. пр. Иезекииля. Текст приводится не подряд, а в выборках по особым отделам: « Исаия великий пророк рождеств христов тако прорече» – Ис.11:1 ; " сел начнемъ и пррчество» – Иез.37:1 ; « же» – 1:26 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/149337.html

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. И божественному Давиду, и плененному народу, и всякому из нас, если только болезнует кто, приличны предложенные речения; потому что великие язвы имеют нужду в соразмерных врачевствах, и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большего о нем попечения; кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие. Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп; потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием; потому что в нем заключается сугубое преступление закона. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Ты даровал уже мне оставление грехов через пророка Нафана, говорит Давид, и как бы неким прижиганиям и сечениям, подверг меня всякого рода бедствиям; но прияв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачевств. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (выну - всегда). И по оставлении Тобою греха моего, не предаю его забвению, но непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония, на которые я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем представляются в мысли. Так поступать согрешающим повелевает и сам Бог через пророка Исаию; ибо говорит: Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну неправд твоих. Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 25-26). Согласно с сим и сам Давид написал в тридцать первом псалме: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих. Многих и великих даров насладившись от Тебя, говорит пророк, воздал я за них противным, отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против самого Бога, который избрал его, из пастыря овец сделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякого рода. Хорошо присовокуплено им: лукавое пред Тобою сотворих. О сем упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось злым пред Господем (2 Цар. 11, 27). Представляя же, что говорит сие народ в пленении, должно понимать так: Тебе Единому согреших, то-есть, неблагодарным оказался я за дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись благами всякого рода, не был признателен; не сделав никакой обиды Вавилонянам, великие терплю от них обиды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/991/...

Собеседование 42 на псалом 94 Пс.94:1 .  Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев 1. Хотя этот псалом у евреев не надписан, потому что содер­жание его имеет общий характер, но семьдесят дают ему соответ­ствующее надписание, называя " хвалебной песнью», так как в нем с пророчеством соединено славословие, а подобные псалмы обыкновенно надписываются таким образом. «Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему» ( Пс.94:1 ). Кому говорит пророк «приидите»? Этого он, как видишь, не обозначает, а выражает приглашение безлично и таким образом предлагает приходить всем, как званным. Что это за приглашение и чему оно учит, указывается дальнейшими словами. " Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалма х воскликнем Ему» ( Пс.94:2 ). Видишь ли, что пророк возвещает избавление от грехов? На это явно указывает исповедание. Итак, об этом последнем пророк повелевает радоваться и восклицать, т.е. возглашать победный клик, так как мысленные враги пора­жены. Но он велит восклицать и радоваться Богу, потому что Его делом является поражение врагов и прощение наших грехов. По­этому пророк и явление пред лицо Бога относит ко Христу, Кото­рый есть лицо Отца, увещающее нас приходить к Нему чрез испо­ведание, потому что мы – грешники – не можем иначе и явиться пред лицо Судии, как только предварительно исповедав свои грехи: «станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» ( Ис.43:26 ). Когда мы исповедуем их, тогда можем и восклицать в псалмах, потому что победная песнь, что и значит восклицание, не может стройно произноситься от нечистого сердца и оскверненных уст, а когда и то и другое очищено исповеданием, то песнь является жертвой, и псалом становится восклицанием. " Ибо Бог – велик Господь и Царь велик по всей земле» ( Пс.94:3 ). Не себе, говорит, приписывай победу, и, восклицая, не хвались, как будто сам совершил пора­жение врагов. В самом деле, как ты, дольний, мог бы победить врагов горних? Или как ты, плотяной, мог бы победить бесплот­ных? Если же ты победил, то потому, что Бог, Который за нас заступался, есть " велик Господь и Царь велик»: как великий Господь, Он не только освобождает тех, кто хорошо Ему служил, но и усынов­ляет; как великий Царь, не только делает начальниками тех, кто воевал с добрым усердием, но и делает их участниками своего царства. Над кем же Он велик? Над всеми богами, т.е. пра­ведниками. Величие Божие для нечестивых неведомо, а для благоче­стивых ведомо. Но как от того, что слепые не знают света, слава солнца не уменьшается, так точно и в виду того, что нечестивые отрицают могущество Бога, не следует умалять в своем представ­лении Его силу благочестивым, которых Он называет богами, по­скольку праведники поставляются богами для нечестивых, почему Бог и говорит, напр., Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону» ( Исх.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Убийство Убийство запрещается: Не убивай ( Исх.20:13 ). Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать [говорит Иисус Христос] ( Мк.10:19 ). Ненависть есть убийство: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ). Убийство есть дело плоти: Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19,21 ). Убийство исходит от сердца: Ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: Ибо, вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Убийство вопиет о мщении на небе: И сказал [Господь]: [Каин] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ). Убийство оскверняет землю: Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]: ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее ( Числ.35:33 ). Убийство должно быть искуплено кровью убийцы: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). Бог · считает гнусным делом убийство: Вот что ненавидит Господь: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Притч.6:16–17 ). Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим ( 1Пар.22:8 ); · делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Пс.9:13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздает], и очистить [Господь] землю Свою и народ Свой ( Втор.32:43 ). И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господни, павших от руки Иезавели ( 4Цар.9:7 ). Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф.23:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прот. Андрей Юревич с семьей 20 июня 2012 г. 14:59 Социологический опрос: о чем мечтают православные Каждый пятый россиянин наилучшим путем достижения своей мечты считает молитвенное обращение к Богу. Этот способ занимает четвертое место по популярности, уступая таким стратегиям, как " составить план достижения своей мечты и самостоятельно реализовывать его шаг за шагом " (58%), " надеяться на чудо, удачу " (29%), " просить родных и друзей " (22%). Далеко позади остались все остальные варианты, в том числе пассивное ничегонеделание (10%) и обращение к услугам экстрасенсов, гадалок, магов и астрологов (6%). Такой результат получили ученые Института социологии Российской академии наук (ИС РАН) в ходе общенационального исследования " О чем мечтают россияне " , предпринятого совместно с немецким Фондом им. Фридриха Эберта. " Как и все россияне, православные в массе убеждены: без мечты жизнь пресна, - говорит один из авторов работы ведущий научный сотрудник, ученый секретарь Центра " Религия в современном обществе " ИС РАН доктор политических наук Марина Мчедлова. - Так считают 76% опрошенных нами православных христиан (у атеистов соответствующая доля несколько меньше — 68%). Основной мечтой россиян независимо от их отношения к религии является стремление жить в достатке. Однако у регулярно посещающих храмы людей этот вариант ответа встречается в полтора раза реже по сравнению с общей выборкой. Второе место у " среднего россиянина " занимает мечта из категории социальных— о более справедливом и разумно устроенном обществе. В приверженности ей атеисты солидарны с православными (в том числе и активно посещающими храмы) — данный ответ в указанных мировоззренческих группах выбирал каждый третий респондент. Несколько чаще других респондентов православные мечтают о хорошем здоровье и детях (34% и 25% ответов соответственно), тогда как в иерархии атеистов вслед за здоровьем (26%) идут ценности самореализации (22% против 17% у православных) и желание открыть собственное дело (20% к 14%). Кроме того, каждый седьмой из опрошенных атеистов вообще не имеет мечты, тогда как среди православных — лишь каждый десятый. Обращает на себя внимание и следующий результат: православные гораздо чаще хотели бы не только жить в свое удовольствие, но и быть полезными обществу и государству. Так, у православных об этом говорят 54%, тогда как  среди верующих вне конфессий — только 43%, а у атеистов — 47%. Среди посещающих церковь и молящих Бога о помощи таковых еще больше – 64% и 61%. На мой взгляд, это свидетельствует о благотворном влиянии Церкви на социальный климат " .

http://e-vestnik.ru/society/pravoslavnye...

Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия Преждеосвященных Даров. 6-й час: Ис.58:1-11 Веч.: Быт.43:26-31,45:1-16; Притч.21:23-22:4 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского Тропарь священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского, глас 4 Идольския лести упразднил еси, Антипо,/и, диавольскую поправ силу,/пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся,/Владыце всех славословие принося,/и о нас молебное благодарение предлагаеши,/благодать цельбы даруя./Сего ради тя чтим,/священномучениче Антипо,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Кондак священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского, глас 4 Апостолов сопрестольник и святителей украшение/был еси, блаженне,/мученически прославився,/возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая,/Антипо священне,/разрушил еси безбожия нощь глубокую./Сего ради тя почитаем,/яко Божественнаго суща священномученика//и целеб подателя. Молитва священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского О, преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. преподобному Иакову Железноборовскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

Содержание     «Подобно... есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград свой» (Мф. 20:1). Ты слышал, возлюбленный, евангельскую притчу Господа; выслушай и посильное изъяснение наше. Домовладыка великого дома — это Господь Бог, ибо дом — мир; Владыка же, создавший его — Бог. Виноградник Его — это природа человеческая; делатели виноградника — это святые, работающие для спасения людей. Первый час означает время благочестивых при Авеле, Енохе и Ное, ибо они были первыми богопочитателями, т. е. первыми делателями виноградника. Так Ной, — разумей в духовном смысле, ибо духовны (таинственны) слова, — насадил виноградник. Сии работали до 3-го часа. Время после 3-го часа есть период Авраама, Исаака и Иакова, ибо и они делатели спасения нашего, трое почислу, почему и работали до 6-го часа. От 6-го часа — средина дня, когда солнце ярче освещает вселенную, — это время закона, потому что теперь именно озарил человечество заповедями закона истинный свет — Бог наш. Так, действительно «заповедь Господня светла, просвещающая очи» (Пс. 18:9), и еще: «свет — повеления Твоя» (Ис. 26:9).    От 6-го часа — полдень. Действительно, когда преполовились времена от начала миротворения и до скончания времен, тогда в качестве полуденного луча послан был Моисей и Аарон, и вот культ закона до 8-го часа. Девятый же час — время духоносных пророков, ибо и они, как прекрасные делатели, были посылаемы Домовладыкой возделывать виноградник души нашей до 10-го часа. Десятый час — пришествие Единородного; ибо напоследок времен, по исполнении веков, снисшел к нам Сын Божий, Слово Бога; и как с 11-го часа до 12-го остается один уже и последний час (время), так и от пришествия Христова до исполнения (веков) — одна година (время). Слушай, что говорит Иоанн: «дети, последняя година есть» (1 Ин. 2:18).    Ты видишь, что Владыка виноградника, вышедши в 11-й час и найдя праздностоящих, нанял их. Кто ж эти праздные? Мы от языков, ибо праздны мы были от боговедения, праздны от добрых дел. И говорит им: «что зде стоите весь день праздны» (Мф. 20:6)? Целым днем Он назвал время от начала творения мира до пришествия Его (Спасителя), ибо доселе язычники были праздны, не ведая Бога, яко никто же нас наят, отвечают. Благорассудительны язычники: действительно, никто их не нанимал — ни закон, ни пророки; последние были посылаемы к Израилю, а не к язычникам. Посему очень разумно отвечают, — яко никто же нас наят. Но благий Домовладыка говорит: «идите и вы работать в виноград мой, и еже будет правда, дам вам» (Мф. 20:4). И вот праздные стали делателями; ибо работает ныне сия Церковь, некогда бывшая праздною: «работает лик апостолов, мучеников, подвижвиков, монашествующих, святых дев, девственников и живущих в честном браке». И заслуженно взяла сия Церковь один динарий. Так быстро работающий способен за один час сделать то же, что и трудившийся с ранняго утра. Вот и разбойник за один час услышал: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор ангелов. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Фриз с рельефным изображением ангелов. Бауит. VI в. (Коптский музей. Каир). Фрагмент Служение ангелов В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует уже само название «ангел» (γγελος), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по ап. Павлу , «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14). Они служат Богу, воспевая песнь ( серафимы в Книге пророка Исаии 6. 3), предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю (Иов 1. 6), являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис 6. 7) или для его наказания (2 Цар 24. 16), объявляют буд. судьбы народу (Дан 8. 16-26) и приносят Богу его молитвы (Тов 12. 12; Откр 5. 8; 8. 3). Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: арх. Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии (Лк 1. 19; 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк 2. 9-14), помогают Спасителю в Его гефсиманском борении (Лк 22. 43), возвещают о Его Воскресении (Мф 28. 5-7), разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа (Деян 1. 10-11). Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12. 7-9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16. 27; 24. 30-31; 25. 31). Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу (Откр 4. 6-8) и участвуют в богослужении Церкви («              » - Херувимская песнь литургии преждеосвященных Даров ). Церковь же при совершении Божественной литургии поет Трисвятую песнь,     (т. е. таинственно изображая) херувимов . Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Происхождение ангелов

http://pravenc.ru/text/115092.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010