Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Корабль, кораблекрушение (Ship, shipwreck) Корабль – это крупное морское судно, в отличие от лодки, которая связывается, в первую очередь, с озерами и реками. Библейские образы корабля подтверждают, что евреи не были народом мореплавателей. В основном они жили на территориях, удаленных от моря, а у тех, кто жил на побережье, не было хороших гаваней. В ветхозаветных образах выражается неподдельный страх перед морем, и в большинстве случаев корабли изображаются как бы с определенного расстояния при описании судоходства в соседних странах. Когда Соломону понадобилось перевезти золото, ему, по всей видимости, пришлось нанять для этого финикийские корабли и моряков ( 3Цар.9:26–28 ). В Пс.103 после множества подробнейших зарисовок сухопутной природы описание кораблей в море выглядит на удивление невыразительной: «Это море – великое и пространное... Там плавают корабли» ( Пс.103:25–26 ). В Новом Завете в большей степени проявляется греческий и римский подход, признающий морские путешествия одним из основных средств международного общения, и половина библейских упоминаний о кораблях приходится на Новый Завет, но даже в нем самые яркие образы связаны с кораблекрушениями. В литературе в целом корабль служит образом путешествия (передвижения), безопасности и перевозки грузов (обычно связанных с богатством). Это образ идеала и благополучия, и кораблекрушения (в Библии и у Шекспира) показаны как запоминающийся образ ужаса, опасности и краха финансовых надежд. В древности корабли использовались для транспортировки разного рода грузов; на них плавали вестники ( Иез.30:9 ); они перевозили с места на место пассажиров, в том числе беженцев и пленных ( Втор.28:68 ; Ис.43:14; 60:9 ; Деян.27:1–2 ). Учитывая разнообразие и ценность перевозимых товаров, судоходство символизировало, как уже упоминалось, изобилие и богатство ( 3Цар.10:11, 22 ; Откр.18:11–13 ), а также власть и гордость, которыми они могли сопровождаться ( Ис.2:12–16 ). Инициатива и доходы, связанные с морской торговлей, находят выражение в образе добродетельной жены, добывающей обильное пропитание для своей семьи ( Притч.31:14 ). На морской торговле строилась вся экономическая жизнь Финикии, и прекращение этой торговли или разрушение гаваней вызвало национальную катастрофу ( Ис.23:1–14 ). С другой стороны, корабли могли символизировать угрозу вторжения или начала военных действий ( Чис.24:24 ; Дан.11:30, 40 ). Тот факт, что корабли не смогут подойти к будущему Иерусалиму, был для Исаии показателем его безопасности ( Ис.33:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Испытание, суд (Trial) Задача испытания – подтвердить истинность, доказать подлинность и разоблачить ложь. Такое испытание важно для установления подлинности, реальности и самой природы Слова Божьего ( Пс.11:7 ; Ис.43:26 ). Образ испытания в Библии многогранен, сюда относятся как «жизненные испытания», так и официальные общественные суды, в конечном итоге учрежденные Богом. В особенности важны в Библии испытания водой и огнем. Во 2Пет. 3:10 эти мотивы сочетаются в картине мира, который некогда уже уничтожался водой, поэтому теперь он будет уничтожен огнем. Самое развернутое изображение картина испытания водой и огнем приводится в Ис.43:2 : «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Испытание водой . Контекст всех испытаний водой (как и вообще всех испытаний) – высшая власть Бога. По образному выражению автора псалма, Бог владычествует «над яростию моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их» ( Пс.88:10 ). Моря, озера, реки – водоемы, традиционно символизирующие хаос и отсутствие порядка – находятся в руке Бога (напр., Иер.5:22 ). Иисус подчеркивает Свое господство над космосом, когда успокаивает шторм на Галилейском море ( Мф.8:26 ). Выдержать испытание водой на Ближнем Востоке в древности означало подтвердить свою невиновность, в то время как грешник не мог его пройти. Во время исхода израильтяне пересекли Чермное море; его воды расступились чудесным образом, но преследующие израильтян египтяне были поглощены потоком вернувшейся на свое место воды. Это спасительное событие, с его мотивом испытания водой, крепко укоренилось в сознании евреев ( Пс.65 ). Не менее важен потоп ( Быт.7 ), когда немногочисленные верные пережили катаклизм – испытание водой. Бог здесь выступает как в роли Судьи, так и в роли Спасителя, и испытание занимает очень важное место в этой двойственной деятельности. Пересечение Иордана для вступления в землю обетованную ( Нав.3 ) также означает Божью власть над водами испытания и Его заботу о верном народе. Это еще одно доказательство Его качеств и возможности доверять Ему, потому что Он держит слово. Испытание водой является также центральным мотивом в повествовании о пророке Ионе. Ужас перед бурными водами явственно отражен в его отчаянной молитве в брюхе огромной рыбы ( Иона 2 ). Эта лирическая молитва завершается триумфальной нотой надежды на то, что Бог избавит верных ( Иона 2:9–10 ). Молитва Ионы напоминает выразительную молитву Давида в Пс.68 , полную мессианского предвосхищения испытаний, через которые пройдет Христос столетия спустя (см. Лк.11:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

IV. Толкования пророческих мест с обличениями Жидовина Заметки I-III были помещены в Известиях Императорской Академии Наук за 1898 г. m.VIII, 5, и зв 1899 г. т.Х, 4. Исследователи Толковой Палеи много раз высказывали недоумения по поводу отсутствия в Палеи протолкованного пророческого текста. Действительно, история домостроительства Божия о спасении рода человеческого и в особенности вразумление жидовина в истине воплощения Спасителя, в отвержении иудеев и призвании язычников – являются недоконченными и как-то странно оборванными в известной нам Палеи на пророчествах значительно менее важных, чем писания великих и малых ветхозаветных пророков – на пророческих изречениях Соломона. Ожидалось бы, что составитель столь обширной ветхозаветной истории до времен Соломона должен был с особенной обстоятельностью использовать писания пророков и завершить все изложением евангельской, новозаветной истории. И такой замысел – в особенности относительно пророков у составителя Палеи, по-видимому был: так, после изложения Заветов двенадцати патриархов, составитель говорит: « но аще и симъ патриархомъ не вроуши имамъ ти преложити и всехъ прркы главша по рду» (Колом. Пал. 475). Еще ранее, при повествовании о св.Троице при сотворении мира, составитель обещает подробно говорить об этом предмете после: « велихь патриархь и прркь и бжтвны и стхь стль писань пошедъше ти оукажемъ». Странно было бы думать, что при обещании доказать от всех пророк – составитель Палеи имел ввиду всего только отрывочные, спешно набросанные, почти не протолкованные пророческие места из Псалтири и писаний Соломона. Недавно нам стали известны толкования на некоторые места из пророков с обличениями жидовина. Что такое представляют эти толкования по отношению к Палее? Толкования пророков с обличениями против жидовина содержатся в ркп. XVII в. в 4 на 73 л. – из собрания Ундольского 12 (по описанию Ундольского – Библейские места с толкованиями). Рукопись эта представляет не весь пророческий текст с указанным полемическим толкованием: толкование обнимает здесь только следующие места священного ветхозаветного текста: Быт:1:1, 2, 6, 9, 26; Ис.1:1–8; 6:4–12; 11:1, 4–7, 9–10 , Вар.3:36; 4:1–4 , Дан.2:31–37; 44–45; 38–43 , , Иез.36:16–28; 37:1–14; 1:1, 3–28; 2:1–8 . Обрывается ркп. на 9 ст. 2 гл. кн. пр. Иезекииля. Текст приводится не подряд, а в выборках по особым отделам: « Исаия великий пророк рождеств христов тако прорече» – Ис.11:1 ; " сел начнемъ и пррчество» – Иез.37:1 ; « же» – 1:26 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/благочестия.html

Райдиан (Книга Бытия на осетинском языке) Библи. Рагон Фдзхст. Моисейы фыццаг чиныг. Райдиан. Книга Бытия на осетинском языке. Размещено с любезного разрешения правообладателя — Российского Библейского Общества Зынаргъ чиныгксг!   Библи у дунейы аивадон м дины культурйы ппты зынг-др хзнатй иу, арзт у 77 чиныгй. Хонынц ма й Чингуыты чиныг др. Ирон литературйы минвртт цалдрй къорд азы дргъы Бетъырбухы биноныг ахуыр кодтой Библийы тлмацы бындурон фарстыт м рагдзуттаг взаг. Фстдр Библийы чингуыт райдыдтой комкомм уыцы взагй тлмац кнын. Арфйаг хъуыддаг сырзти Урсейы Библийы хснады хъпприсй м Библийы иугонд хсндты ххуысй. Д разы ис Библийы фыццаг чиныг — «Райдиан» — ирон взагыл. Н зрд дарм, разнгардй йыл кй смблдзын м нм кй ныффысдзын д хъуыдыт ргомй. Чиныг цмй нцондр ксн уа, уый тыххй дих у длср-гндтыл. Кронй дзы ссардзын улмхасн рмг: Рагон Хстг Сксн м Рагон Палестинйы географион нывцт, мыггагвндгты рфыст м Библийы вазыгджын терминт мбарынгнн дзырдуат. Ис дзы Фсныхас др — уый фрцы арфдр райхалдзын Райдианы чиныджы сйраг темт м й хйтты мидис. Курм, м нм д фиппаингт фысс ацы адрисыл: 191014, Санкт-Петербург, а/я 127, СПб отделение РБО. Мамиаты Изет, чиныджы брнон редактор Моисейы фыццаг чиныг Райдиан Сргндт Дуне м адмы райдиан (1:1-11:9) Авраам — Израилы рагфыдл (11:10-25:18) Исаак м Иаков. С царды хабртт (25:19-36:43) Иосиф — Иаковы фырт (37:1-50:26) Дуне м адмы райдиан (1:1-11:9) Дунейы сфлдыст I 1-2 Райдианы, зхх куы нма уыди м Хуыцау арв м зхх флдисынм куы рвнлдта, уд грон тыгъдады срм цндй лууыди саудалынг. Хуыцауы Уд улдон Йхи айтыгъта. 3 Хуыцау загъта: «Уд рухс!» м фзынди рухс. 4 Хуыцау федта, рухс хорз кй у, уый м й фхицн кодта тарй. 5 Хуыцау рухс схуыдта «бон», тар та — «хсв». Уыд изр, м ралууыди райсом: иу бон. 6 Хуыцау загъта: «Доны мидг уд рдынг, м иу дон хицн кнд иннй». м сси афт. 7 Хуыцау сарзта рдынг м, рдынгн й бынм цы дон уыди, уый фхицн кодта, й срм цы дон уыди, уымй. 8 Хуыцау рдынг схуыдта «арв». Уыд изр, м ралууыди райсом: дыккаг бон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ефиопия Ефиопия – по Fürst. от или =черный, смуглый, загорелый; ιθμπα; Aethiopia, Chus; Ефиопия): Быт.10:7–8 . Числ.12:1 . 4Цар.19:9 . 2Пар.12:3. 14:8–9, 12–13, 21:26 . Пс.67:32, 73:14, 86:4 . Иов.28:19 . Ис.18:1, 20:3, 5, 37:9, 43:3, 45:14 . Иер.18:23, 46:9 . Иез.30:5, 38:5 . Дан.11:43 . Ам.9:7 . Наум.1:9 . Соф.2:12, 3:10 . 2Ездр.3:2 . Иудифь.1:10 . Есф.1:1 . Деян.8:27 . – Под именеи Ефиопии у древних разумелась то внутренняя Африка вообще, то Ефиопия по юго-западному берегу Африки, при Атлантическом море, то Ефиопия на юг от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния. В Св. Писании В. Зав. она называется словом Куш. Имя это происходить от Куша или Хуша, сына Хамова, родоначальника кушитов. Из сличения различных мест Писания можно видеть, что под словом Куш разумелась Ефиопия в обширном смысле, т. е. под ним разумелся весь южный берег Персидского залива, устья Евфрата и страна к югу от Египта. Кушиты сначала жили в южных странах Азии, около Персидского залива ( Быт.10:6, 8–10 ) и в Аравии (Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха, Шева и Дедан, занимавшие Аравию, были кушиты – Быт.10:7 ), и потом переселились в Африку, здесь Куш или Ефиопия прямо поставляется вместе с африканскими землями. Это ясно можно видеть и из истории рассеяния народов. Известно, что, после потопа, люди, двинувшись с востока, пришли в землю Сеннаарскую, и здесь предприняли строить город и башню ( Быт.11:1–9 ), в чем потомки Хама, без сомнения, принимали особенное участие (Древн. Флав. К. 1. гл. 4. § 2). Здесь, след., надобно полагать их первоначальное пребывание. Нимрод, удержавший эти места за собой, был кушит ( Быт.10:8 ); и земля около Персидского залива известна по древним картам под именем Ефиопии (См. Атл. Менке и 1. Кип. 2). Отсюда Кушиты расселялись по южным берегам Азии, и по Аравии, и потом перешли в Африку. Что в Аравии и в юго-западной Азии вообще жили ефиопляне или кушиты, можно видеть и из того, что а) в истории Моисея они соединяются или смешиваются с мадианитянами ( Исх.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. И божественному Давиду, и плененному народу, и всякому из нас, если только болезнует кто, приличны предложенные речения; потому что великие язвы имеют нужду в соразмерных врачевствах, и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большего о нем попечения; кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие. Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп; потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием; потому что в нем заключается сугубое преступление закона. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Ты даровал уже мне оставление грехов через пророка Нафана, говорит Давид, и как бы неким прижиганиям и сечениям, подверг меня всякого рода бедствиям; но прияв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачевств. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (выну - всегда). И по оставлении Тобою греха моего, не предаю его забвению, но непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония, на которые я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем представляются в мысли. Так поступать согрешающим повелевает и сам Бог через пророка Исаию; ибо говорит: Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну неправд твоих. Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 25-26). Согласно с сим и сам Давид написал в тридцать первом псалме: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих. Многих и великих даров насладившись от Тебя, говорит пророк, воздал я за них противным, отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против самого Бога, который избрал его, из пастыря овец сделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякого рода. Хорошо присовокуплено им: лукавое пред Тобою сотворих. О сем упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось злым пред Господем (2 Цар. 11, 27). Представляя же, что говорит сие народ в пленении, должно понимать так: Тебе Единому согреших, то-есть, неблагодарным оказался я за дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись благами всякого рода, не был признателен; не сделав никакой обиды Вавилонянам, великие терплю от них обиды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Собеседование 42 на псалом 94 Пс.94:1 .  Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев 1. Хотя этот псалом у евреев не надписан, потому что содер­жание его имеет общий характер, но семьдесят дают ему соответ­ствующее надписание, называя " хвалебной песнью», так как в нем с пророчеством соединено славословие, а подобные псалмы обыкновенно надписываются таким образом. «Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему» ( Пс.94:1 ). Кому говорит пророк «приидите»? Этого он, как видишь, не обозначает, а выражает приглашение безлично и таким образом предлагает приходить всем, как званным. Что это за приглашение и чему оно учит, указывается дальнейшими словами. " Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалма х воскликнем Ему» ( Пс.94:2 ). Видишь ли, что пророк возвещает избавление от грехов? На это явно указывает исповедание. Итак, об этом последнем пророк повелевает радоваться и восклицать, т.е. возглашать победный клик, так как мысленные враги пора­жены. Но он велит восклицать и радоваться Богу, потому что Его делом является поражение врагов и прощение наших грехов. По­этому пророк и явление пред лицо Бога относит ко Христу, Кото­рый есть лицо Отца, увещающее нас приходить к Нему чрез испо­ведание, потому что мы – грешники – не можем иначе и явиться пред лицо Судии, как только предварительно исповедав свои грехи: «станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» ( Ис.43:26 ). Когда мы исповедуем их, тогда можем и восклицать в псалмах, потому что победная песнь, что и значит восклицание, не может стройно произноситься от нечистого сердца и оскверненных уст, а когда и то и другое очищено исповеданием, то песнь является жертвой, и псалом становится восклицанием. " Ибо Бог – велик Господь и Царь велик по всей земле» ( Пс.94:3 ). Не себе, говорит, приписывай победу, и, восклицая, не хвались, как будто сам совершил пора­жение врагов. В самом деле, как ты, дольний, мог бы победить врагов горних? Или как ты, плотяной, мог бы победить бесплот­ных? Если же ты победил, то потому, что Бог, Который за нас заступался, есть " велик Господь и Царь велик»: как великий Господь, Он не только освобождает тех, кто хорошо Ему служил, но и усынов­ляет; как великий Царь, не только делает начальниками тех, кто воевал с добрым усердием, но и делает их участниками своего царства. Над кем же Он велик? Над всеми богами, т.е. пра­ведниками. Величие Божие для нечестивых неведомо, а для благоче­стивых ведомо. Но как от того, что слепые не знают света, слава солнца не уменьшается, так точно и в виду того, что нечестивые отрицают могущество Бога, не следует умалять в своем представ­лении Его силу благочестивым, которых Он называет богами, по­скольку праведники поставляются богами для нечестивых, почему Бог и говорит, напр., Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону» ( Исх.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Исаии (Isaiah, book of) Книга Исаии представляет собой творческое и неоднородное в литературном и тематическом отношении произведение: остаток, слепота, правосудие, святость, имеющая вселенское значение гора – вот лишь некоторые из многочисленных тем и образов в Исаии. В то же время книгу пронизывают и привносят в нее определенную упорядоченность два основных мотива – образы Святого Израилева (Царя) и Сиона (предназначенной для Него царской обители). Святой Израилев желает пребывать на Сионе ( Ис.12:6 ), но для этого Он должен сначала очистить не только Израиль ( Ис.1:24–26 ), но также окружающие его народы ( Ис.13–23 ) и даже весь сотворенный порядок ( Ис.24:1–6 ). Тема восстановления, включающая в себя очищение и исцеление, придает композиции обеих частей книги вид расширяющихся концентрических кругов. В первой половине книги исходящий от Сиона суд ( Ис.1–12 ) направлен на близлежащие народы ( Ис.13–23 ) и в конце концов охватывает все творение ( Ис.24–27 ). Затем процесс повторяется, но на этот раз в виде восстановления, а не суда, распространяясь от Сиона ( Ис.40–59 ) на народы ( Ис.60–64 ) и в конечном счете охватывая небо и всю землю ( Ис.65–66 ). Святой Израилев и Сион . Святость – первостепенный атрибут Бога как Царя ( Ис.6:1–3; 63:15 ) и основной столп Божьего небесного престола ( Ис.43:15 ). Если не считать названий Господь (Яхве) и Бог, «Святой Израилев» – наиболее распространенный эпитет в отношении Бога (30 раз), и употребление этого имени производит тем большее впечатление, что оно редко встречается в Ветхом Завете за пределами Книги Исаии. Имя «Святой Израилев» становится как бы связующим звеном всех других образов Бога: Святой Израилев – Творец мироздания ( Ис.17:7; 41:20; 43:15; 45:11 ), Искупитель Израиля ( Ис.41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5 ), его Законодатель ( Ис.5:24 ), его свет ( Ис.10:17 ), его помощь ( Ис.31:1 ) и его радость ( Ис.12:6; 29:19; 41:16 ). «Святой Израилев» как эпитет Бога дополняется в Исаии метафорой Сиона как символа Божьего народа. Центральное место в этом отношении занимает образ Сиона как горы и/или города. Множество других образов Израиля (напр., невесты/жены [ Ис.62:5 ], блудницы [ Ис.1:21 ], бесплодной женщины [ Ис.54:1 ], сада [ Ис.51:3 ], виноградника [ Ис.5:1–7 ] и своенравного ребенка [ Ис.1:2 ] – и многих других) представляют собой просто вариации образа Сиона и служат дополнением к нему. В образе Сиона находят выражение два из трех основных обетований Аврааму: места (земли) и народа (семени). Третье обетование, общение с Богом, выражается в теме очищения. Бог хочет пребывать со Своим народом ( Ис.7:14 ), поэтому Ему надо очистить его. Тему Сиона используют и другие пророки и псалмопевцы, но только Исаия вкладывает в нее полное содержание в трех измерениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010