Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами, и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет об них более. Однако же Он хочет, чтобы те (помилованные) сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые были уже им прощены, – как это случилось с тем рабом, которому господин отпустил весь долг, которым он был должен ему. Ибо – когда, забыв об этой милости, он неправедно поступил с сорабом своим, господин его потребовал от него весь бывший на нем долг, уже отпущенный было ему, – за то, что он не сжалился над сорабом своим и не отпустил ему ста динариев – суммы ничтожной сравнительно с той, которая была ему отпущена (см.: Мф. 18, 23–34 ). Посмотрим на Давида пророка. Когда после того, как он согрешил с женой Урии, пророк Нафан обличил его за это и за то, что он сделал с мужем ее, – он, выслушав обличение, тотчас раскаялся и смирился. Почему пророк Нафан сказал ему: уже отпустил тебе Бог грехи твои (см.: 2Цар. 12–13 ). Но Давид, получив отпущение грехов, не забывал об них и память о них предал потомству. Это сделано в память всем родам, из рода в род. Научу беззаконный путем Твоим ( Пс. 50, 15 ), говорит он, чтобы все грешники научились из примера его, подобно ему, каяться во грехах своих и, когда они будут прощены, не забывать о них, но всегда помнить. Подобное сказал Сам Бог, через пророка Исайю: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни (ср.: Ис. 43, 25–26 ). Оказал он также и через пророка Иеремию: обратися ко Мне доме Израилев... и не утвержду лица Моего на вас, яко милостив Аз есмь, и не прогневаюся на вы во веки. Обаче виждь беззаконие твое, яко в Господа Бога твоего преступила еси и расточила еси пути твоя (ср.: Иер. 3, 12–13 ). Таким образом, когда Господь отпускает нам грехи наши, мы должны не отпускать их себе самим, но всегда помнить о них через возобновление раскаяния в них (прп. Антоний Великий , 89, 39–40).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37. 2 κ κοιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: κ γενετς — от рождения. 3 Марк 3:17. 4 Т. е. единоипостасности божества. 5 ψηλαφμενος — букв.: будучи осязаем. 6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?» 7 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 8 γνσει , Cod. Seg. προγνσει . 9 ατος , но Фотий читает ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 10 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες . 11 κα μ φαινμενος ; y Фотия: κα φαινμενος ; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: κα μ βλεπμενος κα φαινμενος : не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх. 3:4. 12 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 13 νθρωπικο λγου , Фот. νθρωπνης σοφας — человеческую мудрость. 14 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повинен». 15 Ср. Иез. 18:20: «сын не понесет вины отца»: 16 У Фотия прибавлено: «еще не явившийся на свет». 17 πτσις , Cod. Seg. πεσις . 18 Cod. Seg. прибавляет: «дотоле». 19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла». 20 τ βαθτερον , Cod. Seg. приб. κα μελαντερον — и чернее. 21 У Фотия прибавлено: «душе». 22 κ τς σαρκς — от плотскаго суемудрия. 23 Cod. Seg. приб. «теперь». 24 τ ζον , собст. животное. 25 Т. е. божественнаго. 26 Cod. Seg. добавляет: «Иисусом, родившимся». 27 Чтение: κα πεθοντο — «и уверялись, убеждались»: 28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, — стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»: 29 Cod. Seg. приб.: «это». 30 Ср. Ам. 1и Ис. 1:1, 2:1, 37:2, 38:1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, — ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV — Hieron. t. VI, — col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде ( ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, — а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех ( ) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: μς . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Злоба Злоба · запрещена: Не замышляй против ближнего твоего зла ( Притч.3:29 ). Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах.7:10 ). Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ( Еф.4:31 ). Отложите все: гнев, ярость, злобу ( Кол.3:8 ); · исходит из человеческого сердца: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Тот, кто предается злобе, есть сын и раб диавола: ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины ( Ин.8:44 ). Сказал [апостол Павел волхву Елиме]: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола! ( Деян.13:10 ). Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ( 1Ин.3:10 ). Нечестивые · имеют сердце исполненное злобы: И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ( Быт.6:5 ). Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорить о мире, а в сердце у них зло ( Пс.27:3 ). Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы ( Рим.1:29 ); · любят злобу: Ты любишь больше зло, нежели добро ( Пс.51:5 ); Вы ненавидите доброе и любите злое ( Мих.3:2 ); · радуются о злобе: Радуются, делая зло; восхищаются злым развратом ( Притч.2:14 ); злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими – князей ( Ос.7:3 ); · искусны в злобе: Они умны на зло, но добра делать не умеют ( Иер.4:22 ); · по злобе радуются несчастию другого и желают ему зла: Когда я претыкался, они радовались ( Пс.34:15 ). Враги мои говорят обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? ( Пс.40:6 ). Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его ( Притч.21:10 ); · будут наказаны своею собственною злобою: И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея ( Есф.7:10 ). Вот, нечестивый рыл ров и выкопал его и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову ( Пс.7:16–17 ). Беззаконного уловляют собственный беззакония его, и в узах греха своего он содержится ( Притч.5:22 ). Горе нечестивому за его злобу, беззаконнику горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его ( Ис.3:11 ). Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния ( Мих.2:1 ). Оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают ( Иов.4:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Содержание Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64     Предисловие    Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: «А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреем угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими. Таковы были обыкновенно, можно сказать, все пророки и святые: расположением своим к руководимым ими они превосходили любовь отцов и далеко превышали силу природы. Действительно, никто и никогда не пламенел такою любовью к своим детям, с какою они умирали за руководимых, скорбели, плакали, молили Бога о страждущих, шли вместе с ними разделять их бедствии, делали и терпели все для того, чтобы избавить их от вышнего гнева, и от угнетающих обстоятельств. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать. Потому и великого Моисея Бог возвел на престол народного водительства, что он еще прежде делами показал свою любовь к народу и после говорил: «прости им грех их»: потом «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»(Исх. 32:32). И этот самый пророк, видя погибель их, говорил: «оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего» (Ис. 22:4). Иеремия составил пространный плач по разрушении города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3401...

Святое Евангелие Иисуса Христа по Иоанну Глава I 1) В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово. 2) Сие было в начале у Бога. 3) Все чрез Него сотворено, и без Него не сотворено ничего, что сотворено. 4) В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков: 5) и свет во тьме светит, и тьма его не объяла. 6) Был человек, посланный от Бога; коего имя было Иоанн. 7) Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8) Не был он свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. 9) Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир сей. 10) В мире был, и мир чрез Него сотворен, и мир Его не познал. 11) К своим пришел, и свои Его не приняли. 12) Насколько же кто принял Его, дал им власть быть чадами Божиими, – тем, кто веруют во имя Его, 13) которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14) И Слово стало плотию, и обитало среди нас (и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца), полное благодати и истины. 15) Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицает, говоря: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий после меня стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16) И от полноты Его все мы приняли, и благодать за благодать». 17) Ибо закон чрез Моисея был дан; благодать [же] и истина чрез Иисуса Христа стались. 18) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он Сам поведал. 19) И это – свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали к нему из Иерусалима священников и левитов, дабы спросили его: «Кто ты?» 20) И он исповедовал, и не отрекся, и исповедовал: «Ведь я не Христос». 21) И спросили его: «Что же? Ты Илия?» Он сказал: «Не я». «Пророк ты?» Он отвечал: «Нет». 22) Сказали ему: «Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» 23) Он сказал: «„Я – глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу” ( Ис.40:3 ; Мал.3:1 ), – как сказал Исаия пророк». 24) А посланные были из фарисеев. 25) И они спросили его и сказали ему: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» 26) Ответил им Иоанн, сказав: «Я крещу в воде; стоит же посреди вас, Которого вы не знаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ис.65:9 . И про­изведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Мо­их, и наследуют это избран­ные Мои, и рабы Мои будут жить там. «Я произведу от Иакова семя и от Иуды – наследника гор Моих». Едва ли здесь нужно находить детальное указание на оба разделенных Еврейских царства. Лучше видеть здесь обычный библейский плеоназм, особенно характерный для пророка Исаии именно в этом отношении (т. е. в отношении к обозначению народа Божия) Ис.9:8 ; Ис.10:21–22 ; Ис.27:6 ; Ис.29:23 ; Ис.40:27 ; Ис.41:8 ; Ис.48:1 ; Ис.60:14, 16 и др.). Не раз также пророк Исаия говорит и о горе или горах Господних ( Ис.2 ; Ис.14:25 ; Ис.57:13 ; Ис.60:21 ), ясно разумея под этим всю землю обетования, т. е. Палестину, как страну крайне гористую. Действительно, стоит только взглянуть на географическую карту Палестины, чтобы вполне убедиться в справедливости такого названия. Палестину пересекают три главных группы гор: 1) горы Галилеи с высочайшей вершиной Гермон – 9400 фут. над уровнем моря, 2) горы Самарии и Иудеи – с вершинами Гебал и Гаризим около 2700 ф. и 3) горы Заиорданской области, из которых некоторые точно так же достигают 2000–3000 футов высоты. «Наследуют это избранные мои... рабы Мои». В общем смысле подобные эпитеты прилагаются в Библии ко всему Израилю ( 1Пар.16:13 ; Пс.104:6 и др.). Но здесь ясен ограничительный смысл толкования, указывающий лишь на благочестивый «остаток» Израиля ( Ис.43:20 ; Ис.45:4 ; ср. Пс.14:1–2 и Пс.23:3–5 ), на выбранных из среды избранного народа. Ис.65:10 . И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор – местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня. Упоминаемые в нем географические названия долин: «Сарон» и «Ахор» – имеют в Библии и другие, более точные определения: первая – лежала по Юго-Западному побережью Средиземного моря, вторая же тянулась по Юго-Востоку, невдалеке от Иерихона ( Нав.7:24 ; Нав.15:7 и Ос.2:15 ). Ис.65:11–16 . Идет новый отдел пророчественно-обличительной речи, в котором дан ряд сильных антитез, говорящих о блаженстве благочестивых праведных и страданиях нечестивых грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.40:5 . и явит­ся слава Го­с­по­дня, и узрит всякая плоть [спасе­ние Божие]; ибо уста Го­с­по­дни изрекли это. «И явится слава Господня». Когда путь будет приготовлен и все препятствии устранены, тогда наступит и самое откровение славы и величия Господа. «Слава Господня являлась всегда», – справедливо замечает святой Иоанн Златоуст , давая тем самым основание видеть ближайшее историческое исполнение данного пророчественного утешения в факте избавления евреев из вавилонского плена. «Но слава Божия наиболее явилась тогда, – продолжает Иоанн Златоуст , – когда Бог принял образ человека». Последнее толкование является наиболее распространенным; причем в соответствии с фактом предшествующей проповеди Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской и самое явление этой славы Господней, обыкновенно, приурочивается к определенному моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшего ему Богоявления, т. е. откровения тайны Троичности Лиц. Но в более широком и общем смысле это можно относить и к факту воплощения Сына Божия, о чем Евангелист Иоанн выразительно говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Самый образ «славы Господней», как яркого ослепительного света, сияющего в темном месте, не раз встречается, как в раннейших книгах Священного Писания ( Исх.13:21 ; Исх.40:35 ; 3Цар.8:10–11 ), так и у самого пророка Исаии ( Ис.60 и Ис.66:18 ). «И узрит всякая плоть». Откровение «славы Божией», как источника спасения, хотя и произойдет посреди иудеев, но будет иметь значение и для всех других народов: его увидит, узнает и почувствует все падшее и возрожденное человечество, как это почти буквально и отмечает впоследствии Евангелист Лука ( Лк.3:6 ). «Ибо уста Господни изрекли это». Указание на высший божественный авторитет для наибольшего подкрепления сказанного – прием обычный у пророка Исаии и весьма ценный для нас при решении вопроса о подлинности и единстве книги ( Ис.1:20 ; Ис.21:17 ; Ис.58 и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Все вышесказанное в полной мере относится лишь к первой части книги пророка Исаии (Ис 1–40), часть же вторая включает главы со столь явным эсхатологическим содержанием (Ис 40–62; 65–66), что она не только вполне справедливо именуется Ветхозаветным Апокалипсисом, но и соответствует новозаветному учению о скончании времен, изложенном в Откровении Иоанна Богослова. Хотя если подходить к поставленной теме непредвзято, то соответствия Новозаветному Апокалипсису можно найти и в первой части книги пророка Исаии. Так, тринадцатая глава, начатая словами, что это «пророчество о Вавилоне» (Ис 13.1), обрисовывает картину грядущих бедствий словами, имеющими явно эсхатологическое значение: «Рыдайте, ибо день Господа близок... Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис 13. 6–10). То, что падение Вавилона пророк Исаия описывает словами, сходными с пророчествами Апокалипсиса (Откр 6. 12–17), объясняется тем, что в языке обоих боговдохновенных авторов Вавилон — это царство Антихриста ( Арсений, митр. Киевский и Галицкий. Цит. соч. С. 225). Вполне возможно, что именованием Иоанном Богословом царства Антихриста Вавилоном (Откр 16. 19), опирается на современное ему понимание того, что пророком Исаией разрушение Вавилона исторического, воспринималось как прообраз разрушения Вавилона апокалиптического. Вполне следует в русле данной экзегетической традиции преподобный Ефрем Сирин, который, дав вначале вполне историческое истолкование словам о падении Вавилона, все же переносит мысль к дням окончания мира ( прп. Ефрем Сирин. Цит. соч. С. 348). В словах же пророка о том, что «в тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана... чудовище морское» (Ис 27. 1), преподобный Ефрем Сирин, кроме исторической перспективы, видит и то, что «пророк в малых образах представил здесь славные таинства, и указывает на тот день, в который Бог посетил и искупил мир и разрушил дело диавола» (Там же.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

С именем ревнителя перешел пророк Илия и в историю. Самая речь пророка ст. 10, повторенная после ст. 14, есть вопрос к Богу: какие меры или средства могут быть применены к вероломному Израилю? Не предрешая этого вопроса, пророк, однако, мог желать быстрой и решительной кары. Ответом Божьим на слова и думы пророка служит, во-первых, особый характер богоявления, ст. 11–12, а затем повеление Божие о поставлении двух царей и пророка для совершения суда Божия над Израилем. Богоявление пророка Илии на Хориве, ст. 11–12, близко напоминает некогда имевшее здесь же Богоявление Моисею ( Исх.33:18–19,22,34:6 ) – тоже по поводу нарушения завета Израилем при Синае ( Исх.32:1 ). Что касается самого характера богоявления, то из того, что Иегова явился не в вихре и буре (ср. Ис.17:13,40:24 ), не в землетрясении (ср. Ис.24:18 ), не во всепоедающем огне (ср. Ис.66:15 ) – обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы Божией (ср. Пс.17:8–18 ; Ис.29:5–6 ), а в веянии тихого ветра (ср. Иов.4:16 ; Пс.103:3 ), – пророк научался, что Иегова «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами» (блаженный Феодорит, вопр. 59). Слову и там Господь в славянском и русском переводах стиха 12 нет ни в еврейском тексте, ни в принятом тексте LXX, однако во многих греческих кодексах они читаются ( κκε: Κριος в коддексах 19, 44, 52, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 123, 158, 236, 213, 246, у Гольмеса; και εκει Κυριος – в коддексах 59, 108, 121, 134, 245, 247, ibid) и смысл текста они вполне выражают. Vulg. их, впрочем, также не имеет. В целом, данное богоявление имеет весьма важное значение для целого богословия Ветхого Завета, свидетельствуя, что, по учению Ветхого Завета, Бог есть не стихийная сила, а духовное нравственное начало, для которого стихийные явления суть лишь средства проявления, но действия которого всегда запечатлены высшим нравственным характером, и основным законом действования Божия в мире вообще и особенно к людям являются любовь и милосердие (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010