6. Христианский пост Средства достижения совершенства Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено: 1) Пост есть совершенное воздержание от пищи: Господь показал пример такого поста в пустыне ( Мф.4 ). Так же Моисей постился ( Исх.34:28 ). Ниневитяне постились, и Господь одобрил их ( Ион.3 ; Мф.12:41 ). Ап. Павел – «три дня он не видел, и не ел, и не пил» ( Деян.9:9 ). 2) Пост есть воздержание от известного рода пищи: «Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан.10:2–3 ). 3) Пост есть воздержание от брачного ложа: Муж и жена, «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». 4) Пост есть время особенных дел милосердия: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте... Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Совершенно такого же содержания и православные стихиры, так как они составлены по указанной главе 58-й пророка Исаии ( Ис.58:3–4, 6–7 : Стихиры в среду 1-й недели Великого поста; в понедельник 2-й недели; в понедельник 1-й недели). Цель поста: а) убиение страстей и похотей. «страдающей плотью перестает грешить» ( 1Пет.4:1 ). «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). б) приучение к воздержанию и умеренности. в) приготовление к загробной равноангельской жизни: «Ибо Царствие Божие не пища и питие» ( Рим.14:17 ). Кто не постится, тот погиб: Таких людей «конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» ( Флп.3:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

7. Промысл Божи й «Сказано: «Радость Господня – сия есть сила наша» ( Неем. 8:10 )» (19–2:115) В одном из своих очерков, посвященных раскрытию наставлений святого праведного Иоанна Кронштадтского , я приводил уже определение Промысла Божия. И если это определение применено к творениям Кронштадтского Пастыря, то, естественно и прежде всего, оно относится к Богословию Московского Архипастыря. Повторяю его (хорошо было бы запомнить это определение): «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Господь печется о нас «не по нашему достоинству», а по Своему бесконечному милосердию (21:41). Его судьбы «неисоведимы, но всегда премудры и благи» (13:72). «Удивительный вопрос, предлагаете Вы, отец наместник: писать ли об исцелениях, – обращается Святитель к архимандриту Антонию. – О ничтожных делах человеческих пишут, обязаны писать, и писать установленным нарядным образом, а о делах Божиих писать ли? Не даром пророк жаловался, что на дела Господня не взирают ( Ис. 5:11–12 ). Надобно ли, чтобы он и на нас в сем жаловался? В ответе на сей вопрос найдете ответ на вопрос Вами предложенный» (17:23). Господь создает дом души нашей и исполняет ее Своим светом, Своей тишиной (8:93). Господь благословляет соединение душ «в Его имени и в Его радости», посылает «нам Свой истинный мир, который Он оставил Своим верным ученикам» (7:203). Он созидает – Он же властен и разрушить. «Аз соградих, Аз разорю» ( Иер. 45:4 ), – сказано было еще в Ветхом Завете. «Какое страшное решение, – скорбит Святитель и молит: Господи, не разори. Порази елико сие заслужили, но сохрани Твое в Небе. Потряси землю, чтобы мы пробудились, чтобы возопили к Тебе, чтобы Ты услышал наш вопль покаянный и чтобы не до конца прогневался на Небе» (4:624). И Святитель верит: «Отец, из Него же всяко отечество на Небеси и на земли именуется, не оставляет сиротами тех, которые усыновления Ему взыскуют» (4:89). «Бог не предаст – зверь не съест; а если Богу угодно попустить на человека испытание, то Он может сотворить и избытие, а не наше нетерпение или бегство» (4:406).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Все знаем, что христиане не должны предаваться забавам, слыша о сем в божественных Писаниях, и особливо слыша, что Господь в Евангелии с угрозою говорит: горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете там (Лк.6:25). И еще говорит: не возноситеся (Лк.12:30), потому что все это делают язычники. А Пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог чрез Пророка говорит: горе пиющим вино с тимпаны, свирельми и гусльми (Ис.5:12). Блаженный же Давид, как бы гнушаясь превозношением и хвалясь о Господе, сказал: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои (Пс.130:1). И Иаков, брат Господень, говорит: Слезите, и плачитеся: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование (Иак.4:9). И блаженный Апостол Павел предающихся забавам называет идолослужителями, говоря: ни идолослужители бывайте, якоже есть писано (1Кор.10:7), и еще говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию слово благо (Еф.4:29); аще ясте, аще пиете, или ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31). И еще он же говорит: бывайте подражатели Богу, братия, и ходите в любви. Блуд же и всяка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас, и сквернословие и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение (Еф.5:1-5). И много других мест в Божественных Писаниях, где говорится о сем. Но нет разумевающего; напротив того, на нас исполнилось слово Владыки: прельщаетеся, не ведуще Писания (Мф.22:29). На нас исполняется и Павлово пророчество, которое говорит: приходит время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2Тим.4:3,4). Сие-то самое постигло нас, возлюбленные; и вот видим, что слова оправдались делом. Кто теперь держится Божественного Писания? Кто прилежно внимает заповедям Христовым? Кто премудр, и сохранит сия (Пс.106:43)? Кто докажет, что мы не преступники закона? Много, говорят, сильных, много мудрых по плоти, много благородных, много сведущих книжников и законников, учителей; богатых, бедных, рабов и свободных, монашествующих и девственников и живущих девственно без обета, старцев и юных, но кто же из всех таковых может доказать, что христианам прилично играть на гуслях, или плясать или скакать на улицах, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать так называемый хранилища, или носить их, или вопрошать бесов, или упиваться, или терпеть других, делающих такие беззаконные дела? Кто, как сказал я, докажет, что свойственно сие христианам? Какой Пророк, какое Евангелие, какая Апостольская книга подтвердят сие? Если совершенно прилично христианам делать сие, то все суета и заблуждение, и Закон, и Пророки, и Апостолы, и Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/821/...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены Полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными Отцами священнейший Символ, дабы знать, что они не сами от себя, но из божественных Писаний заимствовав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом почти все речения божественного символа (взяты) из святых Писаний: мы покажем это по отношению, в отдельности, к каждому выражению.   Против Еллинов, Иудеев и язычников, и всех прочих нечестивцев, которые или вовсе не исповедают Бога, или и признают Его, но не исповедают Отцем единородного Слова и Изводителем Святаго Духа:   Верую .   В Евангелии (говорится): «ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9:35)? «Веруйте в Бога, и в Мя веруйте» (Иоан. 14:1). Апостол: «веруй в Господа Иисуса» (Деян. 16:31).   Во единого Бога .   В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога» (Иоан. 17:3). Брат Божий: «ты веруеши, яко Бог един есть» (Иак. 2:19). Павел: «но нам един Бог Отец, из Негоже вся и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:6).   Отца .   В Евангелии (сказано): «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему» (Иоан. 20:17). «Отче праведный, и мир Тебе не позна» (Иоан. 17:25). «Ко Отцу Моему иду» (Иоан. 16:10). «Аз умолю Отца» (Иоан. 14:16). «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего» (Матф. 26:53)? «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46). Петр (говорит): «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1 Петр. 1:3). Павел: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть» (2 Кор. 11:31).   Вседержителя .   Захария: «сице глаголет Господь Вседержитель; в храм Господа Вседержителя; глаголет Господь Вседержитель» (Зах. 1:3, 4:14, 7:4, 8и мн. др.). Иезекииль: «Адонаи Господь» (Иез. 2, 4 и др.), что значит — Вседержитель. Вседержителя означает и имя Саваоф, которое Исаия усвояет всей Святой Троице, говоря: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11:25). Давид: «в руце Его вси концы земли» (Псал. 94:4). Наперсник (Христов, Иоанн): «Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый» (Апок. 11:17).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Софонии Введение Автор Имя «Софония» переводится как «Господь скрывает» или «Господь оправдал». О личности пророка известно лишь из его родословной, которая прослеживается до четвертого колена. Согласно некоторым предположениям, Езекия, упоминаемый как его предок в четвертом поколении, и иудейский царь Езекия (715–686 гг. до Р.Х.) одно и то ж лицо. В таком случае Софония князь из царского дома Иудеи. Он хорошо знал жизнь и нравы Иерусалима. Хотя Софония неоднократно употребляет выражения, характерные для речи священников (1,4.5.7–9; 3,4.18), все же нет достаточных свидетельств того, что он был официальным служителем в храме. Время и обстоятельства написания Софония пророчествовал в царствование Иосии (640–609 гг. до Р.Х.). Не совсем ясно, предшествовало его служение религиозной реформе, проведенной Иосией в 621 г. до Р.Х., или происходило после нее. Обличение им синкретической религиозной практики и поклонения Ваалу скорее указывает на дореформенный период. С определенностью можно сказать только то, что Ниневия еще не была разрушена (2,13–15), а следовательно, пророческое служение Софонии происходило раньше 612 г. до Р.Х. Судя по всему, Софония был современником Иеремии, вступившим на свое пророческое служение в тринадцатый год царствования Иосии. Если служение Софонии пришлось на начальный период этого царствования, то оно должно было сыграть немалую роль в подготовке реформы, проведенной царем. Такой вывод следует из того, что Софония в своих проповедях бичевал те самые грехи, против которых и была направлена реформа Иосии ( 4Цар. 23,4 ; 2Пар. 34,1–7 ). Характерные особенности и темы Стержнем пророческих речей Софонии является тема дня Господня, когда карающий меч Бога (2,12; Ис. 10,5 ) вражеские войска обрушится на Иерусалим и причинит большие разрушения (1,4.10.11; 2,2). Кто конкретно из враждебных Иудее народов: скифы, ассирийцы или вавилонян здесь имеется в виду, зависит от времени написания книги. Мнения комментаторов на сей счет расходятся. Софония подробно и обстоятельно освещает данную тему. По его словам, день этот уже близок (1,7), и, когда он настанет, гнев Всевышнего Господа Израиля падет на нечестивых (1,15.18; 2,2.3). Это день тьмы и мрака (1,15). Решимость Господа искоренить зло столь велика, что Он намерен осмотреть «со светильником» весь Иерусалим, дабы отыскать всех нечестивых и наказать их (1,12). В этот день тщеславные будут изгнаны (3,11), а смиренные, еще сохранившиеся среди народа Божия («остаток»), спасутся (3,12.17). Также и язычники придут в этот день к вере в истинного живого Бога и будут призывать имя Господа (3,9; Иоил. 2,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Окружное послание Смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа Глава I. Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии 1 , и всем на всяком месте общинам Святой и Кафолической 2 Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа (Ср. Иуд. 1:2 ). (1) Мы написали вам, братия, о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова явил нам мученичество, согласное с Евангелием 3 . (2) Поликарп ожидал [страдания], подобно Господу, до тех пор, пока не был предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних (Ср. Флп 2.4 ). Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям. Глава II. (1) Итак, блаженны и славны все мученичества, совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем. (2) Кто не удивится мужеству [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Рассекали бичами их тела так, что даже видны были внутренние вены и артерии; но они терпели. Даже стоящие около них плакали от жалости, а они были столь мужественны, что ни один из них не вскрикнул и не восстенал. Сим показали они всем нам, что славные мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче Господь, представ им, беседовал с ними 4 . (3) Устремляя внимание ко благодати Христовой, они презирали мирские казни, в один час искупляя себя от муки вечной 5 . Огонь бесчеловечных мучителей был для них прохладен, ибо воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили ( 1Кор. 2:9 ; ср. Ис. 64:4 ), но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы. (4) Подобным образом и те, которые осуждаемы были на снедение зверям, претерпевали многие тяжкие страдания: их простирали на колючих раковинах 6 и истязали другими различными мучениями, чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно, до отречения. Глава III.

http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirn...

При созерцании целого ряда необычайных событий, наполняющих краткую историю Пророка Ионы, мысль верующего не успокаивается на ближайшем изъяснении их о вразумлении Пророка и подобных целях: для достижения сего Господь мог бы употребить и не чудесные действия. Цель поглощения Ионы морским зверем, пребывания в нём, пребывания именно в течение определенного срока, лежит в событиях новой благодати. Впрочем, уже сам Иисус Христос пролагает путь к таинственному созерцанию лица Мессии и событий Его благодатного царства, в лице и жизни Пророка Ионы ( Мф.12:39–41; 16:1–4 ; Лк.11:29–33 ). И учителя Церкви, с давних времён, руководят верующих на этом пути, указывая нам здесь Христа 1 . Имя Ионы означает или голубя или болезнующего: родители дали ему это имя, может быть, для того чтобы научить незлобию голубя и вместе оплакать бедствия угнетённого отечества. В виде голубя, сошедший на Иисуса Христа, Дух Божий почил на Нём ( Мф.3:16 ; Лк.4:18 ); и Христос, в язвах сый и ведый терпети болезнь, грехи наши носить и о нас болезнует ( Ис.53:3–4 ; Лк.19:41–44 ). Иона – сын истины (т.е. Амафин, Ион.1:1 с евр.): Христос – сама истина ( Ин.14:16 ), ипостасное Слово и Отчая премудрость. Иона – из Гефаховера ( 4Цар.14:25 ), т.е. из галилейского города: рождённый в Вифлееме, Христос большею частью и жил в Галилее; а люди говорили (вопреки истине и истории, 3Цар.17:1 ; Наум.1:1 ), яко пророк от Галилеи не преходит ( Ин.7:41, 52 ). Иона, пророчествовавший в израильском царстве на утешение ( 4Цар.14:25 ), посылается пророчествовать и к язычникам; Христос, служитель обрезания ( Рим.15:8 ) и утеха Израилева ( Лк.2:25 ), имел и иных овец, кроме погибших дому Израилева. Иона посылается в город великий и прекрасный 2 , но развратившийся (взыди вопль злобы его ко мне Ион.1:2 ), посылается, чтобы проповедовать покаяние и обращение: Сын Божий пришел в мир ( Ин.1:10 ), в котором вся, елика сотвори, добра зело ( Быт. 1:31 ), но который во зле лежит ( 1Ин 5:19 ); пришел призвати не праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ), и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Ин.5:20,23 ). Первые слова Ионы были: ещё три дня, и Ниневия превратится; евангельская проповедь началась словами: покайтесь, приближается царство небесное ( Мф.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/novoza...

Слово 14 О любви к бедным 83 Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но со щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и «разделить голодным хлеб» ( Ис.58:7 ) духовный или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх.16:4 ) и подавая «хлеб ангельский» ( Пс.77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус«истинный хлеб» ( Ин.6:32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и душистый из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и заставляет сорвать себя раньше всех. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. Прекрасны «вера, надежда и любовь, три сии» ( 1Кор.13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех «начал призывать Господа» ( Быт.4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим.9:4 ), и сам Бог, Который называется любовью ( 1Ин.4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель этого – между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет.2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр.11:31 ). Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр.2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на «добрые дела» ( Еф.2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас – странников – к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Уильям Д. Маунс Глава 55. Адъективные причастия Прикосновение к экзегетике В связи с Рим. 1:3–4 необходимо осознать что два определительных причастия (το γενομνου, «бывший» и το ρισθντος, «назначенный») относятся к слову «Сын» (υο) в начале третьего стиха. Два причастных оборота выражают две взаимодополняющие истины о Сыне. Первая – «бывший от семени Давида по плоти» (το γενομνου κ σπρματος Δαυδ κατ σρκα). Будучи потомком Давида, Иисус исполнил ветхозаветные пророчества о том, что правитель произойдёт из рода Давида ( 2Цар. 7:12–16 ; Ис. 11:1–5, 10 ; Иер.23:5–6; 33:14–17 ; Иез. 34:23–24 ). В словах о том, что Иисус был потомком Давида «по плоти», нет никакой критики в связи с Его происхождением от Давида. И всё же, второй причастный оборот говорит о чём-то большем, чем факт физической связи с Давидом. Сын – «назначенный быть Сыном Божиим в силе, по Духу святости, воскресением из мертвых» (το ρισθντος υο θεο ν δυνμει κατ πνεμα γιωσνης ξ ναστσεως νεκρν). Здесь представлены две стадии истории спасения. Во время земной жизни Иисус был Мессией и Сыном Давида, но Своим воскресением Он был назначен правящим и царствующим Мессией. Титул «Сын Божий» в ст. 4 относится к мессианскому царственному званию Иисуса, а не к Его божественности. Павел не говорит, что Иисус был усыновлен как Сын Божий посредством Своего воскресения. Помните, что оборот, вводимый причастием το ρισθντος в ст. 4, определяет слово «Сын» (υο) из ст. 3. «Сын» был назначен Богом быть «Сыном Божиим». Другими словами, Иисус уже был Сыном до того, как Он был определён быть Сыном Божьим! Значит, первое употребление слова «Сын» (ст. 3) относится к предвечной божественности Иисуса, которую Он разделяет с Отцом вечно. А назначение Иисуса «Сыном Божьим» (ст. 4) относится к Его вступлению в мессианское царствование при воскресении. Как велик Иисус Христос ! Он вечный Сын Бога, от вечности правящий вместе с Отцом. Но Он заслуживает нашего поклонения и как мессианский Царь, Богочеловек, назначенный Сыном Божиим в силе по воскресении из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010