Глава LXI 1 . Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, (По переводу 70-ти: „слепым прозрение“. В Ев. 4:18 цитата по пер. 70-ти с добавлением: „отпустить измученных на свободу“) 1777 . 2 . проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, 3 . возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда; и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. Выражения стиха 1-го соответствуют тем, которые мы видели у Исаии Ис. 11 („почиет на Нем Дух Господень“....) и Ис. 42 („положу Дух Мой на Него“) с тою разницей, что в настоящей главе глаголет Сам Посланный, Тот, Который и в Ис. 48глаголал: „ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его“ 1778 , раскрывая тайну единосущной Св. Троицы. Это ныне есть священнейший момент жизни человеческого рода, отныне т. е. от воплощения Бога Слова, „глаголет из вечности в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия, предвечно рождаемое в Боге Слово и Премудрость“ 1779 . Оно, восприняв на Себя полное существо человека, глаголет на земле: „Дух Господень на Мне“.... Это – момент исполнения всех обетований, преобразований и пророчеств, которые все были приуготовлением к этому событию. В Опыте изучения Ев. Иоанна (стр. 91 и др. ссылки на Св. Отцов стр. 113 и 143 части I) мы говорили о том, что Дух Святый при крещении Господа Иисуса освящал в Нем всего человека, все человечество, „дабы человек мог обожиться, вследствие того, что Бог вочеловечился“. (Гр. Богосл. Письмо к Квидонию, в славянском изд. 1843, ч. 2-я, лист 249). „Господь помазал Меня“, глаголет воплощенный Сын Божий, открывая человечеству, что Он-тот, которого ждали под именем: Мессия или в греч. переводе Христос. „Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих“ 1780 , говорит Пс. 44 -й, ст. 8, открывающий, что Бог помазующий и Бог помазуемый единосущны, точно также как в Пс. 109 „сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня“.... В 4 т. Св. Лет. мы указывали еще по поводу Пс. 44 -го (ч. I, стр. 231, ср. стр. 239), что Мессия есть Помазанник по преимуществу и что все другие ветхозаветные помазанники, первосвященники, пророки и цари только прообразовали этого великого и вечного Первосвященника ( Евр. 6:20, 7, 8:1–6, 9:11–28, 10:5–14,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 35 1. «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс» ( Ис. 35:1 ). Он дважды сказал: «пустыня» (в ц. сл. тексте слово «пустыня» употреблено дважды); пустынею называется необработанная земля, она же называется землей жаждущей. 2. «Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» ( Ис. 35:2 ). Этими словами пророк показывает перемену в мире вследствие пришествия Христа, т.е.: люди, жаждущие и бездеятельные, будут пить живую воду учения Христова и увидят славу Господню, как сказал Иоанн: «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Слова: «величие Бога нашего», показывают, что Он (Христос), вознесшись на кресте, превзошел всех, которых называли богами. 3–4. «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» ( Ис. 35:3 ). Эти слова Павел писал к евреям, что Бог был помощником для притесненных: поддерживал руки расслабленных и побуждал их ( Евр.12:12, 8:6 ), подобно тому, как воин-муж доставляет помощь ослабевшим. «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь». Видишь ли: не из испытания, но из малодушия происходит оставление. «Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас». Придет Он сам, а не иной, так как никто не мог совершить нашего спасения, и «придет отмщение». Смотри, как пали  дела иудеев: город их разрушен, Иуда удавился, Ирод – отец и сын – умерли позорнейшей смертью, Сапфира подверглась казни,  пораженная   внезапной смертью, также и волхв Елимас. Не возможно ли Богу наказывать каждого в этом  мире? Но выслушай,  что говорится: Бог «не до конца гневается» ( Пс. 102:9 ). Если бы Он тотчас  наказывал по тяжести греха, то уже давно весь человеческий род был бы истреблен. Но не только здесь, а и в будущем веке Он будет воздавать им (иудеям) и прочим. То немногое, что Он показывает теперь, обнаруживает иногда наказание, иногда – покой. Когда ты видишь демонов изгнанными, скорби удаленными, всю природу почитающею правду, зверей укрощенными, всех тварей почитающими апостолов, – то размышляй, что ты видел силу будущего, залог душ. «Он придет и спасет вас»: придет Сам, но не раб или ангел, а Сам, что и Павел часто подтверждает, показывая высшую Его славу, когда говорит о Его пришествии в таких словах: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1, 2 ): в этих словах он сделал различие между Господом и рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 49 1. «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние» ( Ис.49:1 ). Акила говорит: «племена»; Феодотион: «народы». «Временем многим стояти будет, глаголет Господь» (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: «издалека». Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие. «Временем многим стояти будет, глаголет Господь». Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом. «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Другие говорят не: «называл», но: «вспомянул». По переводу 70-ти: «от чрева матери Моея наречет имя Мое», – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был Святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог», т.е. Искупитель ( Мф.1:23 ). Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9 ). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: «от чрева, от утробы матери Моей»; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени. 2–4. «И соделал уста Мои как острый меч» ( Ис.49:2 ) которым Он отсекал все скорби и болезни, которым удалял то, что служило для Него препятствием, которым Он говорил, будучи страшен диаволам и духам. «Тенью руки Своей покрывал Меня». Это должно понимать относительно Израиля. Как Он употребляет имя Иакова и Израиля, когда ведет речь о Сыне, так точно, когда говорит о Сыне, всегда присоединяет что-либо относительно спасения народа. Смысл пророчества двоякий, именно, оно обозначает пророка и народ, – «острый меч» есть или уста пророка, или уста народа, потому что они своими молитвами, как бы острым мечом, могли совершать все. Действительно, как нет ничего лучше уст человеческих, так нет ничего слабее этих уст; они заключали небо и совершали величайшие чудеса, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Пророки только говорили, и все творения слушали. Апостолы только словами обращали демонов в бегство. Уста же освобождали грешников и совершали праведность праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава IV обращена уже не к ложному Израилю, не к врагам истины и Бога, но к истинным сынам Его народа. Царству коварной языческой политики, притворства, лести и грабежа, Сиону кровей и Иерусалиму неправды, как выражается блж. Иероним, противопоставляется царство правды, мира и святости; космополитизму религиозных сделок – вселенность Церкви. Это пророчество ( Мих. 4:1–8 ) есть классическое в числе мессианских мест Библии; в первой своей половине оно является буквальным воспроизведением первых стихов 2-й главы Исайи и тем дает почву для разнообразных ученых соображений о том, какой пророк от которого заимствовал это изречение; мы бы прибавили им еще такой вопрос, не открыто ли было это предсказание Духом Божиим общенародной духовной жизни как священная пословица или не служило ли оно богослужебным отрывком, и уже затем не введено ли пророком в свои предсказания (ведь и новозаветные священно-писатели выражались нередко языком псалмов и пророков и даже иногда народных поэтов)? Но нам думается, что подобные вопросы можно только ставить, а не разрешать, за неимением направляющих мысль данных. Гораздо плодотворнее будет остановить свое внимание на том явлении, что в обеих священных книгах это предсказание является в одинаковом контексте или, точнее сказать, в одинаковом «концерте» религиозных настроений проповедника. Исайя, как и Михей, обращается к царству с обличительной речью, указывая, подобно Михею, на расшатанность внутреннего строя ( Ис. 1:4–10 ) при внешнем благополучии и благочестии ( Ис. 1:11–16 ) и грядущую ужасную казнь, осуждение лицемеров и оправдание праведных ( Ис. 1:24–31 ). Наконец, заключается пророчество о горе дома Господня (как и у Михея) – возвратным взглядом на современное пророку унижение правды Божией и тех, кто ее держится. Отцы Церкви признают это пророчество столь убедительным по отношению к догмату Вселенской Церкви, что едва удостаивают в нескольких словах опровергнуть применимость этого пророчества к возвращению иудеев из плена (блж. Феодорит) или, если соглашаются соотносить его с ним, то доказывают лишь посредствующее значение этого события, тогда как действительным осуществлением пророчества они признают пришествие Христово и распространение по всему миру евангельской проповеди (блж. Иероним). Блж. Феодорит свидетельствует о попытке евреев подозревать даже подлинность этого места, но говорит о ее совершенной беспочвенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕНОСИС Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) [греч. κνωσις; лат. exinanitio - истощание, умаление, опустошение], обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира. Термин «кеносис» имеет новозаветное происхождение (см., напр.: Флп 2. 7). К. характеризует всю земную жизнь Иисуса Христа и свидетельствует о великой любви Бога к человеку. Предельное уничижение Христа явлено в Его крестных страданиях и смерти. Неизменная верность воле Божией, сохраненная Им во всех искушениях, стала основанием для преображения мира и создания Его Царства: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2. 9-11). Ветхозаветные пророчества о К. В ВЗ есть много свидетельств о К. грядущего Мессии. В Книге прор. Исаии говорится, что большинство современников Христа соблазнится Его смиренным видом и образом жизни: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53. 3). Прор. Исаия подчеркивает добровольность страданий Христа (см.: Ис 50. 6) и раскрывает сотериологический смысл уничижения Мессии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53. 4-5). В псалмах тема К. раскрывается через изображение буд. страданий и внутренних переживаний страждущего Христа на пределе человеческих сил, в глубокой личной скорби: «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы Твой виноградник, Господи 09.04.2013 Рубрика: Царь Метки: пророк Исайя , Царь-мученик Николай Пророк Исаия и святой царь Hukoлaй II Многие замечают, что пророк Исаия как будто изображает в своих пророчествах, звучащих в наших храмах Великим постом, и духовное, и материальное состояние души русского народа в годы отступничества от веры, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. Те же самые болезни посещают наш народ после крушения православной монархии, то же самое врачевание предлагает Господь. «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 2—4). Вскоре после злодейского убийства царя Hukoлaя II, когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, святейший патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1, 16). Святой патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее покаяние — такое очищение души, которое одно только может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью». Но и это покаяние, как мы видим сегодня, еще не уврачевало наш народ. Пророк Исаия предупреждает, что Господь отнимет от избранного народа храброго вождя и воина, и судью, и пророка, и прозорливца, и старца. И мудрого художника, и искусного в слове отнимет Господь и даст в начальники отроков, так что над этим народом будут господствовать дети. Он говорит о том, что каждый будет угнетаем и унижаем от другого, и юноши будут нагло превозноситься над стариками, а простолюдины возвышаться над благородными людьми. И наступит горькое запустение всей земли.

http://moral.ru/мы-твой-виноградник-госп...

Пн Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

Скачать epub pdf Июнь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 2. 6. С. 241–256 (1-я пагин.). (Продолжение.) —241— нистым горам, окруженных высокими и зеленеющими деревьями, очищаются от грехов, освящаются по телу и душе и исполняются божественной благодати все те, которые входят в них с усердием и благоговением. Итак, в них каждый раз пред собирающимися от всех языков и народов открываются божественные тайны в священных чтениях и чрез оглашение и приносится спасительная и очистительная жертва за весь мир, дарующая, как мы исповедуем, отпущение грехов тем, кои с верою и с чистыми помышлениями приступают и участвуют в ней. И, между тем, как храмы умножались и расширялись, капища и алтари идолов ниспровергались и уничтожались, так что об идольской скверне не сохранилось даже памяти у верных, всегда отвращавшихся от всякого языческого и смертного образа мыслей. От Сиона бο изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима ( Ис.2:3 ). Из этого чувственного Иерусалима, который есть образ Иерусалима вышнего, открыто исходит божественное учение, овладевшее всеми пределами вселенной; в нем совершились все тайны нашего спасения. Но мы веруем, что насколько невещественное выше вещественного, настолько (евангелие) превосходит в сени и письмени заключенный закон, который был изречен ангелами на горе Синае. Отсюда (из Иерусалима) были отправлены и святые апостолы для научения языков, расчищая для них широкий, прямой и спасительный путь. И рассудит среди людей многих ( Мих.4:3 ). Приступая к благодатному учению и научаясь должному, убеждаемые самым существом дела, они тотчас же осуждают прежде господствовавшее неверие, сами обличая себя за неправо соделанное, —242— и произнося добровольное осуждение своих тайных преступлений. Разумно и здраво гнушаясь вреда их и опасности, они переменяются и с усердием стремятся к лучшему, полезному и спасительному. А что попечение о рукотворных идолах и упование на них пришли в упадок, и служение чтимым чрез них бесам исчезло пред лицом славы и силы снисшедшего Спасителя, сокрушившего и поправшего земные и низменные помышления прилежавших идолам, это покажут дальнейшие слова богоносного мужа, ибо он говорит: и рукотворенная вся скрыют, внесше в пещеры, и в расселины камений, и в вертепы земные, от лица страха Господня, и от крепости его, егда восстанет сокрушити землю ( Ис.2:18–19 ). Из этого для всех, желающих право мудрствовать, очевидно уничтожение и ниспровержение бесовских кумиров. Также и следующее затем у пророка имеет тот же смысл, – он прибавляет: в день до оный изринет человек мерзости своя златые и серебряные, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем. Еже внити в вертепы твердого камене, и в расселины камений, от лица страха Господня, и от славы крепости его, егда восстанет сокрушити землю ( Ис.2:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25-е Рождество Христово За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог, за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию, обещал им Спасителя ( Быт.3:15 ), и сие обещание неоднократно повторял ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–13 ), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвёртое железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), наконец, отнят был навсегда от дома Иудина со времени покорения Иудеи Римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков ( Ис.2:4 ) и Михея ( Мих.4:3,5:5 ), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, говорит Церковь , опять восстановляет человека, который, быв сотворён по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся вселенная, на основании Божественного Откровения, и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехой языков ( Быт.49:10 ; Лк.2:25,38 ). Перед рождением Мессии, Римский император Август, во власти которого была и покорённая Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться – каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудиной, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда на свою родину пошли в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя; се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Емануил: еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.4:14 ; Мф.1:23 ); и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля ( Мих.5:2 ; Мф.2:6 ; Ин.7:42 ). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето 5508-е. «Под единым царством мирским были грады, и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего; вписались в число верных». «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в числе рабов, и нас рабов врага и греха, сделал свободными». «При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское бесчиние исправит».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 18 История Иудейского царства, по разрушении Израильского, до плена Вавилонского. 1–7а. 13-й царь иудейский Езекия, годы царствования и благочестивый его характер. 7б-37. Отложение Езекии от Ассирии, поход Сеннахирима на Иудею и осада его вождями Иерусалима. 4Цар.18:1 .  В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. 4Цар.18:2 .  Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. 4Цар.18:3 .  И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; 4Цар.18:4 .  он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. 4Цар.18:5 .  На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. 4Цар.18:6 .  И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. 4Цар.18:7 .  И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. 4Цар.18:8 .  Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города. О царствовании благочестивейшего Езекии, кроме ( 4Цар.18–20 ) в Библии имеется еще два пространных параллельных повествования: в книге ( Ис.36:1–39 ) и в ( 2Пар.29:1,32:1 ). Сравнительно с рассказом кн. пророка Исаии, рассказ четвертой книги Царств частью содержит нечто, не встречающееся у пророка Исаии, как ( 4Цар.18:14–16 ), частью не имеет содержащейся там молитвы царя Езекии ( Ис.38:9–20 ), из чего некоторые исследователи не без основания заключают, что оба повествования заимствованы двумя свящ. писателями из одного общего источника – хроники религиозно-общественной жизни данного времени (источники подобного рода названы в ( 2Пар.32:33 ): «видение Исаии, сына Амосова, пророка»; здесь же указаны и обычно цитируемые в 3-й и 4-й книгах Царств документы «Летописи царей иудейских и Израильских»: для истории Езекии служили оба эти источника; поскольку деятельность его касалась и царства Израильского, разрушение которого последовало в 6-м году царствования Езекии ( 4Цар.18:10 ), хотя можно предположить и непосредственное влияние рецензии пророка Исаии на 4-ю книгу Царств).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010