Вигилянций, родом из Аквитании, священник, по свидетельству Иеронима, малообразованный, учил, что: 1) Не должно почитать мучеников и их мощи и совершать бдения в церквах на останках их. 2) Что молитвы святых не приносят нам пользы. 3) Что некоторые церковные обычаи, особенно возжжение свечей на литургии или при чтении Евангелия суть языческие суеверия, и что не должно петь аллилуйя никогда, кроме пасхи. 4) Что каждый может пользоваться богатством и что отречение от предметов мира не есть добродетель, поэтому монашескую нищету и пустынножительство называл праздностью и постыдным бегством, и не одобрял, а иногда и запрещал обычай посылать милостыни в Иерусалим. 5) Учил, что все клирики, не исключая и епископов, должны вступать в брак и называл безбрачие ересью и целомудрие рассадником разврата. На каждое из этих лжеучений отвечает Иероним в этой книге, которую, как говорит он, он продиктовал в течение одной ночи. Книга написана в 406 году. Много чудовищ рождалось на свете. Читаем о центаврах и сиренах, совах и выпах. (Ис. гл. 13 и 35). Иов в таинственной речи изображает левиафана и бегемота (Иов. гл. 3 и 40). Басни поэтов рассказывают о цербере и стимфалидах, о вепре еримантском и льве немейском, химере и многоголовой гидре. Вергилий описывает Какуса (Эн. кн. 8). Известен трехголовый Герион испанский. Одна Галлия не имела чудовищ, но всегда была богата мужами сильными и умнейшими. Вдруг явился Вигилянций, или, вернее, Дормитанций 1 , который нечистым духом враждует против духа Христова, отрицает почитание гробов мучеников, говорит, что следует осуждать бдения, что, исключая пасхи, никогда не следует петь аллилуйя, что воздержание есть ересь, что целомудрие – рассадник разврата. И как Евфорб, как рассказывают, возродился в Пифагоре, так в нем воскресло лжеучение Иовиниана, так что мы принуждены отвечать на внушения диавола как у первого, так и у второго. Ему по справедливости говорится: «семя злое, уготови чада своя на убиение грехами отца твоего» ( Ис.14:20–21 ). Осужденный авторитетом римской церкви, за колхидскими птицами и свиными мясами он не столько испустил, сколько изблевал дух. Этот Калагуританский трактирщик, – по имени местечка наоборот – немой Квинтилиан, примешивает воду к вину и, сообразно с прежним своим художеством, старается примешать к кафолической вере яд своего неверия, унизить девство, возбудить ненависть к целомудрию, на пирушках людей мирских проповедовать против постов святых; и философствуя за чашами и лакомясь пирогами, он услаждается мелодией псалмов, так что только за пирушками удостаивает послушать песни Давида и Асафа и сынов Хореевых. Не будучи в силах удержаться, чтобы не терзаться духом об этом более с горестью, чем со смехом, я не могу остаться глухим к этому оскорблению апостолов и мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 1 1–2. Посольство пророка Ионы в Ниневию, 3. его попытка уклониться от этого посольства и 4–16. Наказание Божие за это. Ион.1:1 .  И было слово Го­с­по­дне к Ионе, сыну Амафиину: «И было» (vajehij) – так начинаются многие книги В. Зав. ( Нав 1.1 ; Руфь 1.1 ; Суд. 1.1 ; 1Цар 1.1 и др.) и на основании такого начала неправильно делают предположение, будто книга пророка Ионы представляет собою не цельное произведение, а отрывок. «Слово Господне» – обычное обозначение в Библии божественного откровения, сообщаемого именно пророкам ( Ис. 2:1, 51:16 ; Иер. 1:1, 2:1, 7:1, 13:3 ; Ос 1.1 ; Соф. 1.1 ; Мих 1.1 ; Агг 1.3 ; Зах. 1:9 , 7и др.). Что касается формы этого откровения, то на нее в данном случае нет никаких указаний. По аналогии с другими местами Библии, в которых употребляется это выражение, можно представлять это слово простым внутренним влечением, которое человек сознает не как свое собственное, а как приходящее к нему извне, от высшей силы, именно от Бога. Если, таким образом, бывшее пророку Ионе откровение не сопровождалось никакими чрезвычайными знамениями, а происходило всецело внутри его, то станет удобопонятным, каким образом пророк решился ослушаться «слова Господня». «К Ионе, сыну Амитая» (слав. Амафии). Имя пророка – «Иона» (от глагола janah в страдат. значении – быть угнетаемым) по объяснению блаженного Иеронима означает существо угнетенное, стенящее, а затем стонущего голубя. Сыном Амитая он, несомненно, называется по отцу, а не в нарицательном смысле – «сын истины» (amitai с евр. знач. истина), как это объясняется раввинами (Д. Кимхи, И. Абарбаналем), чтобы подтвердить иудейское предание, отождествляющее Иону с сыном Сарептской вдовы, воскрешенным пророком Илией ( 3Цар 17.17–23 ). Ион.1:2 .  встань, иди в Ниневию, город великий, и про­поведуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. «Встань, иди в Ниневию…». Посольство еврейского пророка с проповедью в языческую Ниневию многим кажется событием беспримерным в истории еврейского профетизма, противоречащим самому назначению пророческого служения, учрежденного для охранения истинной религиозной жизни в одном еврейском народе, а потому даже невероятным. Нельзя отрицать, конечно, что ближайшая задача ветхозаветных пророков состояла в том, чтобы «быть стражами дома Израилева» ( Иез 3.17 ), но в соответствии с тем, что еврейский народ имел мировое назначение, и пророческое служение должно было осуществлять не национальные только, а и универсальные задачи. И мы можем указать не мало примеров того, что слово пророческое было обращено прямо к языческим народам и призывало их к исправлению и участию в спасении. ( Ис. 13:1–24:1 ; Иер. 46:1–51:1 ; Иез. 25:1–32:1 ). Если так, то в посольстве Ионы в Ниневию нет ничего странного, когда другие пророки пророчествовали об Египте, Едоме, Моаве, Сирии, Вавилоне и даже о той же самой Ниневии ( Наум. 1:1–3:1 ; Соф.2:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1. Надписание книги. 2–3. Неблагодарность Израиля по отношению к Всевышнему. 4–9. Бедственное состояние народа израильского. 10–20. Средство ко спасению – покаяние во грехах. 21–31. Пророчество о будущей судьбе Израиля. Ис.1:1 . Виде­ние Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских. 1–3. Всевышний, как верный своим обещаниям и любящий Израиля Отец, жалуется на неверность и неблагодарность Своего народа, который обязан Ему своим положением в мире. «Видение». Так называется особенное состояние пророка, в котором он получал откровение от Бога (см. вступление в пророческие книги). Но здесь это выражение имеет общее значение откровения – о Иудее и Иерусалиме. Надписание это относится ко всей книге, потому что далее прибавлено, что пророк хочет сообщить о всех откровениях, бывших ему при четырех иудейских царях. Иудея же и столичный ее город Иерусалим особо упоминается потому, что все другие пророчества имеют отношение к Иудее, к судьбам Иудейского царства. Ис.1:2 . Слушайте, небеса, и внимай, земля, по­тому что Го­с­по­дь говорит: Я воспитал и воз­высил сыновей, а они воз­мутились про­тив Меня. Речь пророка, содержащаяся в первой главе, вероятно, произнесена в правление иудейского царя Ахаза, когда в Иерусалиме было совершаемо противозаконное богослужение (ср. ст. 21, 29 и 4Цар.16:3, 4 ) и когда за это Господь покарал царство Иудейское нашествием царей Сирийского и Израильского (ст. 5–9 ср. 4Цар.15:37 ; 4Цар.16:5 ; 2Пар.28:5–8 ). Собиратели речей пророка Исаии поставили эту речь на первом месте, вероятно, ввиду ее общего содержания, при котором она, действительно, составляет прекрасное вступление ко всем последующим речам пророка. Обращение к небу и земле как к свидетелям обличения грехов Израиля дает мысль о публичности и важности этого обличения или суда над Израилем (ср. Втор.32:1 ). Кроме того, как замечает блаженный Феодорит в толковании на кн. Исаии, небо и земля были орудиями сообщения иудеям разных милостей Божиих – небо посылало манну, земля давала плоды – и они, действительно, засвидетельствовали о неблагодарности Израиля в то время, когда Христос испустил дух Свой на Голгофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 42 Общей темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого «Отрока Господня», о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся глава делится на три, приблизительно равных части. 1–9. В первой части излагается самое пророчество о явлении «Отрока», определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и излагаются цели и задачи Его пришествия. 10–16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование «Отрока», а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству. 18–26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески рисует судьбу вероломного Израиля. 1–3. Явление возлюбленного «отрока Господня», его кроткий, смиренный вид. 4–9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10–12. Благодарственный гимн Господу за такое Его благодеяние. 13–16. Господь – Бог отмститель и преобразователь. 17–21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю. 22–25. Вероломство Израиля и наказание его Богом. Ис.42:1–9 . Предшествующая речь Господа (40–41 гл.) содержала в себе, главным образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы, преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей обильно излиться, после праведного суда, на все человечество. Посредником и проводником этой милости выступает «Раб Всевышнего», в котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы «воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа». Ис.42:1 . Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избран­ный Мой, к Которому благо­волит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и воз­вестит народам суд; 50 «Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». LXX и славян. текст имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и »Израиль» (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил: «Иакова и... Израиля» в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей ( Мф.12:18 ), который говорит об Иисусе Христе «Отрок Мой» – в значении Сын Мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IX. Кончина мира И второе пришествие Христово Прежде нежели приити дню Господню, взыщите Господа, яко да покрыетеся в день гнева Его. Чтобы взыскать Господа, – придти в разум неприступной Его славы, нужно обратить внимание на откровения Его о кончине мира сего и втором Его пришествии. Ибо нигде нельзя более усмотреть Его Божественного величия, как при явлении Царствия Его во всей силе и славе. Если мы ежедневно просим: да приидет Царствие Твое, – то и должны ежедневно ожидать и размышлять о наступлении кончины века сего и славном Его пришествии. Как иудеев учил Господь: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ), – так и нам нужно рассматривать свидетельства Господни, если желаем познать Его величие и славу, сокровенную ныне в Писании. Потому и сказано всякому из нас: аще взыщеши премудрости, (открывающей величие Господа), и, яко сокровища, испытавши и тогда уразумевши страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ). Итак потрудимся, как вещают нам пророки, потрудимся, еже увидети Господа, и яко утро готово, обрящем Его ( Ос.6:3 ). Избрании бо мои, – Господь говорит, – не имут трудитися вотще ( Ис.65:23 ). И узрят людие славу Божию и высоту Божию ( Исх.32:2 ). Кто не хочет ныне познать величия Господа своего и воздать ему чести и славы, о том Писание возвещает: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господней ( Ис.26:10 ). – Но куда же, подумаем, возьмется нечестивый, когда явится Господь во славе, и озарятся ею все концы земли? На небо ли? Но там престол Его. Переселится ли на край моря? Но и там слава Господня виднеться будет, как солнце, во всей своей светлости; потому и там не будет нечестивому места, чтобы ему не видеть света, происходящего от славы Господней. Так куда же он будет взят? Не в ту ли страшную страну, где царствует вечный мрак и никакому оку на мгновение не дает видеть славы Господней? Туда, действительно, туда он будет взят; и вот уж там-то в стране, лишённой всякого признака славы Господней, вовеки он не увидит, даже и не услышит ни одного слова, сказанного во славу Божию. Там, где без благого Бога нет никакой радости, да и быть вовеки не может, где непрестанные у всех стоны и вопли заградят уста всякого для славословия Божия, там не только славить, но и внимать славословиям, если бы они были, никто не возможет. Ибо кто безутешно станет рыдать, того ничто занимать не возможет, кроме величайшего своего мучения. Вот ведь куда возьмется тот из нас, кто ныне не хочет придти в познание истины и уразуметь, сколь славен наш Господь. Потому-то Писание и говорит нам: дадите Господу Богу славу, прежде даже не смеркнется, прежде даже не преткнутся ноги ваши к горам темным: и пождете света, и тамо сень смертная, и положены будете во мрак ( Иер.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава L Господь отвечает в первых трех стихах тем, которые утверждали, что Он совершенно отступил от Израиля, как народа завета и обетований. Господь попускает на время несчастиям обрушиться на народ Свой; Он, говоря словами Ис. 54:8 : „В жару гнева сокрыл от Израиля лице Свое на время, но вечною милостию помилует его, говорит Искупитель Господь“. Господь, как Супруг неверной жены 1587 , предает ее бедствиям, но,-говорит 2-й стих читаемой главы, „разве нет силы у Господа спасти“? у Него, Вседержителя мира? Но с 4-го стиха глаголет Некто другой, посланный Господом; (памятовать Пс. 109:1 : „сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня“....). Сей глаголет к народу обетования и ко всему человечеству, раскрывая, что Он, коему Господь даровал язык мудрых, подвергнется оскорблениям и поношениям. Сей зовет к Себе, называя себя (ст. 10) Рабом Господним, зовет от мрака к свету, всех, кто боится Господа и слушается гласа Раба Его: идущий к Нему да уповает на имя Господне и да утверждается в Боге своем. Все же возжигающие огонь (нечестия и вражды и нечистоты) да идут в огонь вечный. Этот Раб Господень и есть Искупитель. (См. Ис. 54:8 ). 1 . Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал Вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. Напомним, что в кн. Исход был момент, когда Господь хотел дать разводную Израилю. Это тогда, когда Он глаголал Моисею: „веди народ сей“ ( Исх. 32:34 ).... и пошлю пред тобою Ангела.... и введет он вас в землю.... но Сам не пойду среди вас. ( Исх. 33:2–3 ) 1588 . В словах этих Господь отрекался от народа обетования, как хранителя завета Его, хотя не лишал его милости Своей, сравняв его однако со всеми другими народами земли. Последний раз Господь отрекся от народа, когда он сказал: „се оставляется вам дом ваш пуст“ ( Мф. 23:38 ; Лк. 13:35 ); прибавив по милосердию Своему: „вы не увидите Меня, пока не приидет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава XV 1 . Пророчество о Моаве. „И вот рука Господня, простертая на все народы“, говорит пророк в гл. Ис. 14:26 . Надписание главы XV относится к двум главам: этой и XVI. Моав был народ родственный по происхождению Израилю, но происхождение его было нечисто 757 . Удел Моава лежал на восток от Мертвого Моря, на р. Арноне; когда Израиль проходил их земли, то Моавитяне не нападали на них и Израиль не трогал их, но позже царь Моава вызывал Валаама для проклятия их, и тогда лишь, когда Израиль был прельщен по совету Валаама и по уговору с царем Моава, Мадианитскими женщинами, тогда Израиль пошел против него войною 758 . С этого времени отношения Моава к Израилю почти постоянно враждебны. При Давиде и Соломоне Моав находится в подчинении царям объединенного Израиля и отлагается от него лишь со времени разделения царств, хотя снова платит дань царю царства Израильского до времен Месы Моавитского 759 . В то время, когда Исаия произносит пророчество, Моав не подчинен ни Иуде, ни Израилю 760 , но по-видимому подвергается разграблению войск Феглаффелассара, занявшего Дамаск и за-иорданскую сторону, и угнетаем Ассириянами, как видно из этой главы. Угнетение это продолжается и в царствование последующих Ассирийских монархов, все более и более овладевающих Палестиною, при Салманассаре, Саргоне и Сеннахериме. Вероятно, после гибели армии последнего, Моав снова поднимается и выстраивает свои города, так как в 48-й главе Иеремии снова предсказывается гибель Моава и притом в выражениях, очень напоминающих Исаию (см. напр. Иер. 48с Ис. 15:5 ). Но Иеремия говорит уже о войске Навуходоносора. 1 …Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Об Ар-Моаве ср. в Чис. 21 (и прим. в 3 т. Св. Летописи). О Кир-Моаве, который есть Кир-Харешет см. 4Цар. 3и описание похода на Моав царя Иудейского Иосафата, вместе с Иорамом Израильским в IV т. Св. Летописи ч. II, глава VII, стр. 103–110. Эти упомянутые здесь крепости защищали северную и южную границы Моава. Пророк видит в пророческом видении своем ночные приступы Ассириян на эти два главные укрепленные пункты Моава и видит их взятие и уничтожение. Может быть это пророчество видит поход Сеннахерима, который прошел Моав и разорил его, не тронув в этот поход Иерусалима: это явствует из следующего стиха, начертывающего путь бегущего Моава, и стиха 4-го следующей XVI главы, в котором Иерусалиму предлагается дать временный приют бежавшим Моавитянам,-что прямо указывает на безопасность Иерусалима, не смотря на погром всей страны, что соответствует времени похода Сеннахерима, двигающагося на Египет-его главную цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава третья Лк.3:1 .  В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, Справедливо упомянуто о времени и о властителях, чтобы показать, что при Христе прекратилось преемство начальников иудейских; поскольку игемоном был Пилат, человек из другого народа, четвертовластники – сыновья Ирода аскалонитянина, и чтобы потому за верное было принято, что пришел Христос, по пророчеству Иаковлеву ( Быт. 49, 10 ). Лк.3:2 .  при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. «Был, – сказано, – глагол Божий к Иоанну», чтобы ты знал, что он пришел свидетельствовать о Христе не как самозванец, но потому, что был движим Духом Божиим. Под «глаголом» разумей или Духа Святого, или повеление Божие. Слово Божие к Иоанну было «в пустыне». Поскольку дети оставленной церкви , то есть церкви из язычников, были многочисленнее детей «имеющей мужа» ( Ис.54:1 ), то есть церкви иудейской, то слово и повеление Божие прилично было к Иоанну, когда он находился в пустыне. Лк.3:3 .  И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, Он проповедовал людям «крещение покаяния», то есть исповеди. А это крещение содействовало им к оставлению грехов, даруемому через крещение Христово. Ибо крещение Иоанново не имело оставления грехов, но вело к оставлению, то есть приготовляло людей к принятию Христова крещения, имеющего оставление грехов. Лк.3:4 .  Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит ( Ис.40:3–5 ) : глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Лк.3:5 .  всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; «Путь», который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову; ибо Господь вскоре имел проповедовать. «Стези» суть заповеди Закона, как бы уже истертые.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Даниила. Рандал Бейли Книга Даниила названа так по имени главного героя, который в 605 году до н.э. находился в вавилонском пленении вместе с другими представителями царского двора. Имя «Даниил» (Щ, даниэлъ) означает «Бог – мой судья». Книга написана па двух языках (древнееврейском и арамейском) и в двух жанрах (история/рассказ и пророчество/апокалипсис), что вдохновляет и юных и пожилых, усложняет работу самым маститым ученым и порождает огромное количество споров. 858 Исторический и культурный фон «На третий год царствования Иоакима, царя Иудеи, пришел Навуходоносор, царь вавилонский, и осадил Иерусалим» (1:1). Указанная точная дата (605 год до н.э.) определяет все последующие события, описанные в книге, и отражает геополитическую динамику древнего Ближнего Востока, как мы ее сегодня понимаем. Местоположение Сирии и Палестины, между Месопотамией и Египтом, на пересечение торговых путей, заставляли Месопотамию и Египет соперничать за контроль над этим регионом, а его жители были вынуждены постоянно делать выбор в пользу той или другой стороны. Знание политического климата того времени помогает понять причину тех или иных поступков библейских персонажей. Пророческий призыв к доверию Богу часто оставался незамеченным, в то время, как различные иудейские цари делали ставки то на одну, то на другую державу (ср. Ис.30:12 ), что хорошо иллюстрирует речь Рабсака, обращенная к жителям Иерусалима: «На что же ты надеешься? Ты говоришь пустые слова, а для войны нужно иметь разум и силу! Ты восстал против меня – на кого ты понадеялся? На Египет думаешь опереться, на эту палку надломленную? Кто на такую палку обопрется, тому она вонзится в руку, насквозь проткнет! Таков и фараон, царь египетский, для всех, кто на него понадеялся. Или, может быть, скажешь, что вы надеетесь на ГОСПОДА, вашего Бога? Но не Его ли святилища и жертвенники уничтожил Езекия, велев жителям Иудеи и Иерусалима поклоняться лишь здесь, перед этим жертвенником? А вот побейся-ка об заклад с моим господином, царем ассирийским: я дам тебе две тысячи коней – сумеешь набрать для них всадников? И сможешь ли ты дать отпор хотя бы одному, пусть самому слабому, из рабов моего господина наместников? На колесницы и конницу Египта надеешься!.. И потом, разве не по воле ГОСПОДА Я пришел опустошить эту страну? «Иди в эту страну и опустоши ее!» – сказал мне Господь» ( Ис.36 :4Ь10=4 Царств 18:19Ь25).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИТИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κιτου], епархия Кипрской Православной Церкви (КПЦ), кафедра расположена в Ларнаке, на месте которой находился древний город Китий. Наименование этого города часто возводят к евр. названию Киттим, встречающемуся в Библии как имя потомка праотца Иавана (Быт 10. 4), как обозначение народов Эгейского региона («корабли от Киттима» из пророчества Валаама в Числ 24. 24; народы моря? - Baker. 1992), как указание на определенное место (в ВЗ это либо сам город, либо весь остров, ср.: Числ 24. 24; Ис 23. 1; Иез 27. 6; в более поздних традициях включается весь регион островов Эгейского м. ( Ios. Flav. Antiq. I6. 1 (128)), может быть указанием на Македонию (1 Макк 1. 1), Рим (Таргум Онкелос к Числ 24. 24; ср.: Переш Хаббакук 2. 12 - Baker. 1992), Италию (Числ 24. 24 в Вульгате)) или вообще служить архетипом отдаленно проживавшего народа (ср.: Ис 23. 12; Иер 2. 10; Дан 11. 30) и врага (Юб 24. 28-29). Исторический очерк Долгое время считалось, что Китий был построен в нач. IX в. до Р. Х. финикийцами, сохранявшими свою власть над городом до 312 г. до Р. Х. Однако по результатам раскопок, начатых в 1959 г., выяснилось, что Китий возник вскоре после 1300 г. до Р. Х. и соседствовал с др. большим городом, процветавшим в эпоху поздней бронзы около Солёного оз., а затем стал его преемником. В XIII в. до Р. Х. Китий был заселен греками-ахейцами. Важным фактором развития города была обработка меди, к-рую привозили в Китий из месторождений в Трули и Калавасосе. Ее переплавляли в специальных мастерских и затем экспортировали в слитках в др. страны. Существуют свидетельства торговых связей Кития с Египтом, Эгейским регионом и сиро-палестинским побережьем. Китий был разрушен между 1075 и 1050 гг. до Р. Х. (в результате природного бедствия или нападения врагов), но быстро восстановлен, однако ок. 1000 г. до Р. Х. его жители переселились ближе к морю.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010