Также точно и неразумных пастырей обличал Он чрез пророков: u держащии закон не ведеша Мя, u пастыри нечествоваша на Мя, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша ( Ис.56:11 ; Иер.2:8, 8:10 ). Здесь сама Истина жалуется, что подобные пастыри не ведают ее, свидетельствуя тут же, что и Она не ведает их и не признает начальства и власти не познающих ее, потому что не ведающих яже суть Господня не ведает и Господь, по засвидетельствованию апостола Павла: аще ли кто не разумеет, да не разумевает (1Kop.14:38). 1 И надобно при этом заметить, что часто неведение пастырей вполне соответствует заслугам пасомых, так что хотя они, эти пастыри, собственно по своей вине удалены бывают от Божьего света, однако же, по праведному суду Божию, из-за невежества их должны бывают страдать и те, которые им последуют, составляя их паству Посему-то в Евангелии и говорит Истина с учениками наедине: оставите их: вожди суть слепи слепцем; слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ). Потому же и Псалмопевец, не в смысле желания, a по обязанности пророческой, взывает: да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляци ( Пс.68:24 ). Под очами тут разумеются пастыри, которые для того и поставляются выше прочих членов Церкви, чтобы все предусматривать и руководить их: а хребтом названы те, кои последуют им с покорностью. Когда же потемняются очи, то преклоняется и хребет; потому что как скоро у руководителей омрачается свет богопознания – то и последователи их, конечно, не могут не пасть под бременем грехов. Глава II. Кто жизнью своею не соответствует умственной подготовке, иначе. кто на словах хорош, но на деле не хорош, тот лучше не принимайся за бразды управления пастырского Есть и другого рода люди, которые тщательно изучают правила духовной науки и внимательно следят за умственным усовершением себя в боговедении· но жизнью своею разрушают то, что умом добывают: все поучения и назидания их, почерпаемые из одной теории, а на практике ничем неподтверждаемые, даже нередко к противоречии состоящие, мгновенно и бесследно проходят, таким образом, что проповедуют они словами, то ниспровергают своими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

ТО что сегодня происходит с УПЙ МП - есть попущение Божие и если хотите -промыслительное Божие смирение, в том числе и для РПЦ МП. Только вот одна проблема. Делают ли ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ сегодня из всего происходящего на Украине, наши православные иерархи? С НАМИ БОГ! (Ис.8) 42. Ответ на 41, Валерий: Православная церковь не является самодостаточной организацией. Вне Русского мира церковь будет уничтожена в считанные дни. Как это произошло на Украине , где бандеровцы, видя свою безнаказанность, совершают все более жестокие преступления против православных священников. А вы продолжаете утверждать , что с вами БОГ. Но вне Русского мира и вне Русского народа вы не можете существовать физически. 41. Ответ на 38, учитель:помрачение ума Прихожане УПЦ выполняли все ваши предписания и что ? Их избивали , изгоняли из храмов . Разве церковные предписания - это " инструкция по выживанию " в этом мире? А чего мне исповедоваться. Когда человеку " не в чем исповедоваться " - это первый признак того, что он заблуждается по поводу состояния своей души; и, возможно, не очень знает, что такое грех. А чего Украина. Вчерась встретил друга 50+ , еле идёт человек. Спрашиваю , чего с тобой ? Говорит так , мол , и так вторая стадия диабета. Был ревностный прихожанин , ходил за духовностью на исповеди. Теперь еле ходит. Я за духовностью не хожу, а иду прямиком в лес и ищу питание , что ГОСПОДЬ пошлет , тем и жив. Так я бегаю по утрам , а мой ровесник уже готов БОГУ душу отдать , набрался значит духовности. Вы знаете что такое грех , значит вам и идти на Тот Свет. А я не знаю ещё тут поживу. У меня отец офицер Красной Армии, ракетчик , 83 года, ещё жив , коммунист , на службы никогда не ходил. Красная Армия - СИЛА , не ваша духовность. В таких случаях Господь предлагает своему творению человеку, рожденномку со свободной волей, промыслительное смирение. Что это такое - промыслительное смирение? Если мы добровольно не хотим бороться со своими бесовскими страстями (чревоугодие, блуд, сребролюбие...), тогда мы ждем промыслительного смирения, которое бывает от Бога 40.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/05/na...

«Звезды небесные» – (kochvej) общее обозначение небесных светил. «И светила» – по-евр. (chesilehem) буквально: их образы. Единственное число этого слова встречается у Иов.9:9 ; Иов.38:31 и у Ам.5:8 и переводится так собственным именем Кесиль (у Иова) и Орион (у Амоса). Это созвездие – Орион – отличается яркостью составляющих его звезд и потому Исаия упоминает о нем, чтобы сказать, что померкнут даже самые блестящие светила. (Впрочем, блаженный Иероним понимает это затмение самых блестящих звезд как явление чисто объективного представления вавилонян, которым будет казаться, что звезды потеряли свет свой.) Ис.13:11 . Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и по­ложу конец высоко­умию гордых, и уничижу надмен­ность при­теснителей; Ис.13:12 . сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского. Здесь говорит Сам Господь. «Мир» – по-евр. tevel, собств. земной шар, но здесь, очевидно, вавилонская всемирная монархия (ср. Ис.24:4 ; Ис.26:9 , где под «землей» – haarez – разумеется земля Израильская). «Люди будут дороже», т. е. из вавилонян малое число останется в живых. Об Офире см. Толк. Библию т. 1-й. Из четырех предполагаемых стран (Южная Аравия, Восточная Африка, Индия и южные области вообще) вероятнее всего видеть в Офире Африку, самое название которой (Afer у древних) напоминает имя Офира. Ис.13:13 . Для сего по­трясу небо, и земля сдвинет­ся с места своего от ярости Го­с­по­да Саваофа, в день пыла­ю­щего гнева Его. Потрясения политические у пророков нередко изображаются как потрясения, происходящие в природе (ср. Ис.24:19 ; Ис.34:4 ; Иер.4:23, 26 ; Иоил.3:15, 16 ). Ис.13:14–18 . Пророк изображает бегство из Вавилона живущих там иностранцев и печальную судьбу оставшихся там и называет по имени народ, который сокрушит величие Вавилона. В Вавилоне, без сомнения, обитало немалое число иностранцев, поддерживавших торговые сношения с этим великим городом (ср. Иер.2:16 ; Иер.51:11 ). Ис.13:14 . Тогда каждый, как пре­следуемая серна и как по­кинутые овцы, обратит­ся к народу своему, и каждый по­бежит в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

стр. 364), не может считаться специфическим против чумы. Более вероятно мнение (Беннета, Брунтона, Пясецкого и др.), что это был карбункул (anthrax) и воспаление миндалин, с чем будто бы согласуются указываемые Езекией в молитве ( Ис.38:13–14 ) симптомы болезни (ломота в костях, общая органическая слабость, затрудненный, воркливый и гнусливый голос, сдавливание дыхательных путей); незначительная продолжительность и характер лечения (См. А. Пясецкого, «Медицина по Библии и Талмуду». Спб. 1902, с. 68; ср. Т. Попова, «Библейские данные о различных болезнях», 1904, с. 115. Ср. Smith, A dictionary of the Bible, vol. II, p. 302. Hastings. A dictionary of the Bible, vol. II, p. 324). Ho точное определение болезни Езекии, по самой неопределенности термина шхин (в ( Исх.9:9 ) слово это означает «гнойные нарывы», а в ( Иов.2:7 ) – «проказу») не установлено. 4Цар.20:8 .  И сказал Езекия Исаии: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень? Еще не освободившись от чувства страха смерти, больной Езекия просит какого-либо внешнего знамения для укрепления веры своей в истину пророческого слова об исцелении его; ввиду трудности обещанного чуда такое желание вполне естественно ( Ис.7:11,14 ; 4Цар.19:29 ), почему пророк Исаия некогда сам предложил Ахазу просить какого-либо чуда в удостоверение истины пророческого слова. 4Цар.20:9 .  И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? 4Цар.20:10 .  И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. 4Цар.20:11 .  И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней. Ср. ( Ис.38:8 ). Таким уверительным знамением предстоящего исцеления Езекии явилось чудо аналогичное чудесному солнцестоянию при Иисусе Навине ( Нав.10:12–14 ), именно, возвращение солнечной тени «по ступеням Ахазовым», (евр.: маалот Ахаз, LXX: αναβοθμο Αχαζ, Vulg.: horologium Achaz), «на десять ступеней» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зависимому и его сродникам следует помнить, Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. Однако лже-врачи, гипнологи и кодировщики, о покаянии не задумываются и не придают этому никакого значения. Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдет без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Вывод однозначен. Кодирование и иное ему подобное воздействие на душу человека – это бесовщина. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу. Правда ли что в ветхозаветные времена было более лояльное отношение к алкоголю, чем сейчас? Употребление вина было необходимой частью любого праздника ( Ис.5:12 ), так как оно «веселит сердце человека» ( Пс.103:15 ; Суд.9:13 ; Еккл.10:19 ; Сир.31:32 ). Однако чрезмерное употребление алкоголя в Древнем Израиле однозначно воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчеркивали его тяжелые последствия. Пророк Исаия обвиняет тех, кто злоупотребляет как вином, так и крепкими напитками ( Ис.5:11-12 ), Товит дает своему сыну совет: «Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем» ( Тов.4:15 ). Служащим священникам в ветхозаветные времена было запрещено пить вино под страхом смерти ( Лев.10:8-11 ; Иез.44:21 ). В Священном Писании даются примеры постыдного поведения пьяных: опьяневший шатается ( Пс.106:27 ; Притч.23:34 ), его тошнит ( Ис.28:8 ; Иер.25:27 ), он имеет «багровые глаза» ( Притч.23:29 ), над ним смеются ( Ос.7:5 ), он лишается приличия ( Плач.4:21 ), ума ( Ос.4:11 ), разоряется ( Притч.23:21 ), а начальники-пьяницы не способны выполнять свои обязанности ( Притч.31:4-5 ). Приводятся примеры поступков, связанных с опьянением Ноя ( Быт.9:21 ), Лота ( Быт.19:31-38 ), Навала ( 1Цар.25:36-39 ), Давида ( 2Цар.11:13 ), Авесалома ( 2Цар.13:28 ), Илы ( 3Цар.16:9-10 ), Велиазара ( Дан.5:2 ), Олоферна ( Иудиф.13:2 ). В Священном Писании среди алкогольных напитков наряду с вином часто упоминается сикер (сикера). Что это?

http://azbyka.ru/alkogolizm

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь возвысил свой избранный народ: размножив роды в племена, а племена – в многочисленные колена, Господь населил своим народом многочисленные обширные и укрепленные города Ханаана. Народ Божий прославился победами над врагами, скоро установил разносторонний быт мирной жизни. Вожди, судьи, цари и первосвященники, руководимые непосредственным откровением воли Божественной, были превосходными воспитателями и защитниками своего народа. Усыновленный Богом, еврейский народ, между другими, как старший сын в громадной семье народов, пользовался всеми лучшими правами первенства: свободой, самостоятельностью, богатством, божественным просвещением, потому что он был избран хранить высшие заветные обетования о Мессии. Устроители высшего царства и в нем вечного блаженства, первым наследником которого, по предназначению, был первенец между народами, Израиль ( Ис.42:3,7–8,13–15,22–23 ; Псал.8:2–6,20–38 ). Но этот народ, так воспитанный Богом и возвеличенный всеми благодеяниями Его отеческой любви, восстал против воли своего небесного Отца и Господа, совершенно оставил Его святой закон ( Втор.32:5–18 и др.). 3. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. (Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша). Отступить от Бога столько же преступно, сколько и неразумно. Вол и осел отличаются упорством и глупостью, однако и они знают, кому принадлежат, кто и в каких яслях их питает; и, не смотря на грубое обращение с ними, сносят побои хозяина, возвращаются к нему с пастбища и оказывают ему надлежащие услуги. Так, не только рабы, а и рабочие животные бывают преданы своему хозяину, особенно если они родились и жили у него. А «сыны Божии» – люди, богоподобные по своей природе ( Быт.6:2 ), потомки святого патриарха, столь верного и преданного Богу Авраама, избавленные от гибельной «работы Египетской», получавшие не только обыкновенные средства к жизни, но и «хлеб небесный» – манну, водворенные и благоустроенные на плодоноснейшей земле, столь облагодетельствованные иудеи, наконец, совершенно не желают работать Господу и приносить добрых плодов в Его храм ( Ис.5:2,7 ), и, просвещенные законом Божиим, делаются неразумными настолько, что уже не могут понимать всецелой своей зависимости от воли Божией, не помнят многочисленных благодеяний Божиих, не различают добра от зла, не предвидят неминуемых бедствий...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

4Цар.19:12 ; Ис.37:12 ). Евсевий и блаж. Иероним ошибочно приняли (Onomast. 66) за реку, на самом деле это – область, лежавшая, вероятно, между реками Хабор и Саокор ( Ξαοκρας), у Птолемея называемая Τανσαντις, в клинообразных надписях Гуцану, близ Низибии (между Тигром и Евфратом), теперь Катан (см. Правосл. Палест. Сбор. вып. 37, с. 152–153; проф. Гуляева, с. 345). Города Мидийские. LXX: ρη Μδων, слав.: «в пределех Мидских», в числе которых были, напр., упоминаемые в книге Товита ( Тов.1:14,6:10,9:2 и др). Раги Мидийские являются, по-видимому, северо-восточной границей территории расселения пленных израильтян 13 . Но они, без сомнения, быстро рассеялись и в другие страны, не исключая и европейских ( Ис.11:11 ). Так сбылось над половиной избранного народа Божия грозное слово Божие через законодателя ( Лев.26:38 ). Попытки отыскать следы рассеянных 10 колен Израилевых почти столь же многочисленны и столь же бесплодны, как и искания положения рая; нет страны, где бы не помещала их ученая любознательность или любопытство (ср. для примера статью г. Колечицкого об этом предмете в «Страннике» за 1901-й год). 4Цар.17:7 .  Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из-под руки фараона, царя Египетского, и стали чтить богов иных, 4Цар.17:8 .  и стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и по обычаям царей Израильских, как поступали они; 4Цар.17:9 .  и стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу Богу своему, и построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни до укрепленного города, 4Цар.17:10 .  и поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом, 4Цар.17:11 .  и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие Господа, 4Цар.17:12 .  и служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего»; 4Цар.17:13 .  тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому Священное Писание определяет, что гордость непременно подвергается суду Божию и влечет отвратительное наказание 31 . Особенно часто об этом говорится в книгах пророческих: Поникнут гордые (ψος) 32 взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое (βριστ) 33 и высокомерное (περφανον) 34 и на все превознесенное (ψηλν) 35 , – и оно будет унижено… ( Ис. 2:11–12 ), Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых (νμων) 36 , и уничижу надменность ( βριν ) притеснителей 37 ( Ис. 13:11 ). В некоторых текстах Священного Писания прямо указывается, какие конкретно наказания посылает Бог превозносящимся: Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее ( Откр. 18:7–8 ). В Священном Писании говорится не только о том, что гордецов ожидает праведный суд Божий, но и о том, что Сам Господь выступает Судией над нечестивыми, преступающими заповеданное им: Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение (τς περηφανας) 38 ( 2Мак. 7:36 ); Ты, все создавший и всем управляющий, праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо с дерзостью и превозношением (τος βρει κα γερωχ) 39 ( 3Мак. 2:3 ). Также отмечается, что иногда Бог ради вразумления гордецов не наказывает грешников за другие грехи, чтобы праведное наказание тщеславные и надменные не рассматривали как повод для своего превозношения и не коснели в гордости: Не отмщай нам за нечистоту их, и не накажи нас за осквернение, чтобы не тщеславились беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в превозношении (περηφαν) 40 языка своего, говоря: мы попрали дом святыни, как попираются домы скверны ( 3Мак. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

д) Свидетельство богосыновства, его исторический смысл и богословское содержание. е) Принятие Мессианского призвания и силы Духа Св. на предстоящее служение, Лк.4:14 ; Деян.10–38 . ж) Образ крещения Духом Св. для новозаветной церкви, ст. 8 и пар. (Крещение и возложение рук апостольских, соответствующее нашему современному миропомазанию, были тесно между собою связанными таинствами, как и в настоящее время в Православной Церкви, ( Деян.8:14–17, 10:44–48, 19:5–6 ). з) Откровение в богоявлении, троичности Божества. Ср. Быт.18:1 ; Ис.48:16 . II. Искушение Христа в пустыне, ст. 12–13 Время, побуждение, место, продолжительность, внутренние и внешние условия, помощь свыше, искуситель, ст. 12–13; cp. 3Цар.18:12 ; Иез.8:3 ; Откр.1:10 . Смысл искушения вообще, 1Пет.4:12 ; Иак.1:2–4–12 ; Втор.8:2–6–16 ; Быт.22:1 сл. Связь с крещением; испытание диаволом Христа в сознании Им Своего Мессианского достоинства и богосыновства, засвидетельствованного во время крещения. «Подлинно ли Ты Сын Божий?» Ср. Быт.3:1 . Таинственность искушения Христа и образный характер описания его в Мф.4:3–10 и Лк.4:2–13 . Исторический смысл: связь с началом Мессианского служения; паралл. с Исх.34:28 и пар. и 3Цар.19:8 ; вопрос o пути Мессианского служения и характере Мессианского царства (в известн. смысле – об отношении к обычным иудейским представлениям о Месс. царстве) и об употреблении сверхестеств. силы: а) для служения элементарным инстинктам и своим личным потребностям (питания, самосохранения), б) для убеждения людей в своем Мессианстве и побуждения их к исполнению, в целях спасения (какого?), Его заповедей. Религиозно-нравственный смысл: а) вопрос об отношении к свободе: аа) обеспечение полной личной свободы и независимости; бб) употребление насилия и принуждения в деле спасения людей, ограничение их нравственной свободы; отсюда: б) вопрос о внешнем и внутреннем господстве, о приятии пути Голгофы. Типический характер искушений Христа; а) искушение посредством телесных нужд, б) искушение духовной гордостью,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010