LXX и славян. вместо «Савею» имеют «Соину» или «Сиину» – Συηνην, Σουην. Несомненно только одно, что как под Савеей масорет. текста, так и под «Соиной» – LXX следует разуметь часть Ефиопии. Но так как Библия знает две Ефиопии – одну на Аравийском полуострове ( Быт.2:11 ; Быт.25:18 ; Чис.12:1 ), другую – в верхнем Египте ( Пс.67:32 ; Ис.20:4 ; Иер.46 и др.), то трудно определенно указать, что же именно здесь разумеется? Еврейский текст, по-видимому, говорит об Аравийской провинции, расположенной по берегу Красного моря и названной так по имени одного приморского города, о котором говорит и Страбон (Geogr. Lib. XVI, 14), и впоследствии Камбизом переименованной в честь своей сестры – «Мерох». LXX имеют в виду Египетскую провинцию, получившую свое имя от города Сиона, лежавшего на южной границе верхнего Египта и известного в иероглифических надписях под названием Сиены, или Асуана, близ которого находились знаменитые каменоломни древних фараонов. Ис.43:4 . Так как ты дорог в очах Мо­их, многоценен, и Я воз­любил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. «Отдам других людей за тебя». По словам блаженного Феодорита , под «другими людьми» разумеются ближайшие враги иудеев – вавилоняне, которых Господь отдал в руки Кира – освободителя евреев. Но в общем этот стих – обычный плеоназм и параллелизм мыслей (3 ст.), так свойственный библейской, пророческо-поэтической речи. 52 Ис.43:5 . Не бойся, ибо Я с тобою; от востока при­веду племя твое и от запада соберу тебя. Ис.43:6 . Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Мо­их издалека и дочерей Мо­их от концов земли, Выдвигается новый мотив утешения и ободрения в указании на то, что Израилю предстоит не сокращение и не умаление, а наоборот – увеличение и всемирное распространение. «Не бойся». Вот лейтмотив всей этой речи (ср. 1 ст.). «От Востока приведу... от Запада соберу... Северу скажу... и Югу». Уже одно это соединение всех стран света ясно показывает, что здесь мы имеем дело не с какими-либо частными и точными географическими терминами, а с самым общим, универсальным показанием. Любопытно отметить, что он почти дословно встречается еще у Псалмопевца, который относительно избавленных Богом из рук их врагов говорит, что Господь «собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря». ( Пс.106:3 ) В некотором, очень условном смысле, это может быть приложено и к возвращенным из плена иудейским переселенцам, снова собранным в Иерусалим. Но в более правильном и полном смысле данное пророчество должно быть отнесено к духовному Израилю, или членам новозаветной церкви. Здесь лучшей параллелью к нему являются следующие слова Самого Господа: «говорю же вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства низвержены будут во тьму кромешную» ( Мф.8:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Таким образом, защитники этого мнения пользуются тем же родом доказательств, как и ученые, относившие книгу Иова к веку Моисея, т. е. сходством этой книги с другими ветхозаветными книгами. Но те же ученые приводят еще один новый аргумент: книгу Иова знали последующие библейские писатели и приводили выражения из нее в своих книгах. Так, древнейшие пророки, жившие вскоре после Соломона, приводили из нее выражения, например, Ам.5:8 : «кто сотворил семизвездие и Орион ( )», будто заимствовано у Иова 9:9: Он сотворил семизвездие и Орион – . Еще: Ис.40 – возвещается Израилю, что исполнилось время «борьбы его ()», – составляет будто заимствование из Иов.7 – не определено ли человеку время борьбы его на земле? Еще: Ис.44:24–25 – Господь один распростер небеса , будто заимствовано из Иов.9:8 : «Он один распростирает небеса ». Тем более книга Иова была, говорят, известна последующим пророкам, например Иеремии (20 гл. ­­ Иов.3 гл.), Иезекиилю (14 гл.). Особенно же важно то, что с книгой Иова были знакомы Амос и Исайя и стало быть эта книга появилась не позже Соломона и его века, так как от смерти Соломона до Иеровоама 2-го – современника Амоса – не появлялись ветхозаветные книги и некому было их писать. Вот ряд доказательств, выработанных учеными, относящими написание книги Иова к веку Давида и Соломона. Частью аргументации этих ученых воспользовался Штракк (Einleit. 1888 г.): сходством некоторых выражений книги Иова с книгой Исайи. Таковы: Иов.14:11 : «уходят воды из озера и река высыхает и изсякает» ­­ Ис.19:5 : «истощатся воды в море и река (Нил) изсякнет и высохнет»; Иов.12:24 : «отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне непроходимой» ­ Ис.19:11 : «так обезумели князья Цоанские, совет мудрых советников Фараоновых стал безсмыслен». Но из этого сходства он сделал другое предположение, что книга Иова написана в век Исайи: сходство указывает на современность писателей, а не на заимствование одним у другого. Впрочем, в новом издании своего Введения (1895 г.) Штракк отказался от этого мнения и на основании сходства Иов.3 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Придет тот день, когда весь мир поклонится Богу Израиля, как говорят пророки. Малахия предсказал, что, когда жертвоприношения прекратятся, имя Иеговы «велико будет... между народами» ( Мал.1:11 ). Захария дал пророчество, что Мессия «возвестит мир народам» и что «владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:10 ). Исайя предвидел, что даже египтяне в тот день поставят жертвенник Иегове ( Ис.19:16–24 ). Иоиль сильно удивил соотечественников предсказанием, что Бог когда-то в будущем изольет Своего Духа «на всякую плоть» и что Иегова воспользуется новыми необычными проявлениями: «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоиль.2:28 ). В Царстве Мессии спасение будет доступно всем людям независимо от их национальностей. Иоиль говорит, что тот, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоиль.2:32 ). Исайя предвидел, что Бог даже примет «иноплеменников» на своей святой горе и позволит им положить на Его жертвенник всесожжения и жертвы. Им только нужно будет сохранять субботу и жить по Его завету. Иегова желает, чтобы Его дом назывался «домом молитвы для всех народов» ( Ис.56:6–7 ). Христос исполнил все эти предсказания тем, что принес и предложил евангельскую весть всем народам и людям, в которой «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе» ( Гал.3:28 ). 7) Другая линия пророчеств показывает, что Мессия будет мирной особой с определенной миссией, направляемой бедным и нуждающимся. Он будет более, чем только воин-победитель, Он «будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» ( Ис.11:4 ). Исайя говорит, что Он не будет пользоваться насилием, а путем убеждения Он осуществит справедливость: «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит ( Ис.42:2–3 ). Мы уже отметили глубокую заботу Иисуса о покинутых и нищих. В четвертой главе Луки мы читаем о том, как Иисус использовал слова, записанные в книге Исайи 61:1–2 , для того, чтобы определить главный характер Своего жизненного труда. Ему дано было «благовествовать нищим...исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение... отпустить измученных на свободу» ( Лк.4:18 ). Мы замечаем, что в мессианский век бедные все еще существуют, но они близки к сердцу Мессии-Царя; они занимают особое место в Его сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

б) Пророк Исаия, удостоившись зреть Господа во всей славе Его, свидетельствует, что серафимы, стоявшие окрест престола Его, взывали друг ко другу: «свят, свят, свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ). Охотно соглашаемся, что это серафимское словословие, будучи рассматриваемо совершенно отдельно, не может быть еще строго признаваемо за указание на Пресвятую Троицу. Но если рассматривать его, как и следует, в связи с другими ветхозаветными местами, со всей ясностью предполагающими множественность Лиц в Боге ( Быт.1:26; 3:22 ); еще более, если рассматривать его в связи с местами Нового Завета, где прямо говорится, что Исаия, когда сподобился видеть и слышать Господа Саваофа, видел вместе и Сына Его ( Ин.12:40–41 ), слышал и Святого Духа ( Деян.28:25–27 ); наконец, если припомнить, что сами древние иудеи, конечно, не без достаточного основания прилагали троекратное повторение серафимами слова: свят – к трем Лицам Божества, в таком случае не останется никакого сомнения касательно истинного смысла этого серафимского славословия. Потому-то свв. отцы и учители Церкви единогласно утверждают, что здесь выражается как троичность Лиц в Боге чрез троекратное: «свят, свят, свят», так и единство существа – словами: «Господь Саваоф». 3 . Наконец, третьи места Ветхого Завета говорят порознь о Личности и Божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы, упоминая притом самые имена их, например: а) о Личности и Божестве Отца и Сына: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ), или: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» ( Пс.109:1 ), «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (3); б) о Личности и Божестве Святого Духа, как и двух первых Лиц: «и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис.48:16 ); «и почиет на нем» (т. е. Мессии, который есть Сын) «Дух Господень», (Дух Всевышнего), «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис.11:2–3 ); или: «Дух Господа Бога на Мне», говорит Сам Мессия, «ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» ( Ис.61:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Если ты говоришь о царе, порфиру носящем, то это отличительное украшение уже имеют; если ты говоришь о царе, сопровождаемом воинами и сидящем на позлащенной колеснице, то и это другие уже имеют. Покажи нам особенный признак того Царя, Которого пришествие ты возвещаешь. Пророк, ответствуя на это, говорит: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле ( Зах.9:9 ), а не на колеснице. Вот единственный признак приходящего Царя. Из всех царей один только Иисус, сев на жребя, не бывавшее под ярмом, при хвалебных восклицаниях въехал в Иерусалим, как Царь. Что же делает пришедший этот Царь? Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды ( Зах.9:11 ). 11 . Но и на жребя можно было сесть. А ты, пророк, покажи нам лучше тот признак, где остановится входящий этот Царь; и сей признак покажи нам не в отдалении от города, так чтобы мы его не знали, но покажи нам признак вблизи, очевидный, чтобы и в городе находясь, мы видели то место. Пророк и на это отвечает, говоря: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку (ср. Зах.14:4 ). Ужели кто, находясь внутри города, не видит сего места? 12 . Теперь имеем мы два признака, но хотим узнать и третий. Скажи нам, что делает пришедший Господь? Говорит другой пророк: вот Бог ваш ( Ис.35:4 ) – и потом: Он придет и спасет вас ( Ис.35:5 ). Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь ( Ис.35:5–6 ). Да представлено будет нам и еще свидетельство. Ты, пророк, говоря о Господе грядущем, представляешь Его творящим такие знамения, каковых никогда не бывало. Какой и еще покажешь нам ясный признак? Сам Господь вступает в суд со старейшинами народа и с князьями их (ср. Ис.3:14 ). Признак единственный! Господь подвергается суду рабов старейшин и страждет. 13 . Иудеи при чтении не слышат этого, ибо они заградили уши сердца, чтобы не слышать. Но мы да веруем в Иисуса Христа во плоти пришедшего и вочеловечившегося, так как иначе не можем Его постигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Первое, с которым он столкнулся лицом к лицу, записано в книге пророка Исаии: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь: вот Бог ваш , придет отмщение, воздаяние Божие, Он придет и спасет вас » ( Ис. 35: 4 ). «Как же это так?» – подумал он, – «Разве пришедший на землю Спаситель не был Иисус? Почему же в этом стихе сказано, что грядущим Спасителем будет Сам Всевышний?» Сезар не знал, как ответить на свои вопросы. Второе место также находится в книге пророка Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (т.е. Иегове), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему » ( Ис. 40:3 ). Об исполнении этого пророче-ства написано в Новом Завете, в Лук. 3:4 , где Иоанн Креститель свидетельствует, что сказанное в Ветхом Завете об Иегове относится к Иисусу Христу . Для Сезара, который мыслил логически, становилось понятно, что, приготовляя путь Иисусу, Иоанн готовил его не кому-то иному, как Самому Всевышнему Богу. Затем и третье пророчество, на которое он обратил внимание, было в книге Исаии: «Вот Господь (т.е. Иегова) Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» ( Ис. 40:10–11 ). Исполнение его записано в Евангелии от Иоанна 10 -й главе, где Иисус назвал Себя добрым Пастырем. Сезар увидел, что Иегова Бог Ветхого Завета и Иисус Христос Нового – это один и тот же Пастырь. При мысли, о том, что всё это значит в сравнении с учением Сторожевой Башни о Христе, его охватила глубокая тревога. И, наконец, четвертое пророчество, которое Сезар обнаружил тоже в книге пророка Исаии, не принесло ему облегчения. Там написано: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено » ( Ис. 45:22–23 ). Он увидел, что в Ветхом Завете сказано, что всякое колено преклонится перед единым истинным Богом. А в Новом Завете, в Фил. 2:10–11 говорится, что всякое колено преклонится перед Христом и всякий язык признает, что Иисус Христос – Господь. Это были новые, важные открытия для Сезара.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010