Лк.2:29 .  Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Лк.2:30 .  ибо видели очи мои спасение Твое, Лк.2:31 .  которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Лк.2:32 .  свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Свою благодарность Богу Симеон излил в краткой хвалебной песне, которая по мыслям и выражениям напоминает некоторые места из книги пророка Исаии ( Ис.11:10, 42:6 ; Ис.60 ). «Ныне», т.е. после того, как я увидел Мессию. «Отпускаешь». Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он Мессию увидел и спокойно может умереть. «По слову Твоему» (см. стих 26). «С миром» – точнее: «в мире» ( ν ερν), т.е. в состоянии радости от исполненного заветного желания. «Спасение», т.е. спасение мессианское, которое мыслится уже наступившим с рождением Мессии (ср. Лк.3:6 ; Деян.28:28 ). Как понимал Симеон это спасение – это яснее видно из следующих его слов. «Которое Ты уготовал», т.е. совершил. «Пред лицем всех народов». Спасение будет совершаться открыто и все народы будут теперь свидетелями его – и иудеи, и язычники. «Свет к просвещению язычников». Раньше шла речь об открытии спасения. Теперь указывается, что все народы примут участие в этом спасении и в приносимых им благах. Прежде всего для языческого мира свет, который принес с Собой Мессия, послужит к просвещению. Язычники, согласно древним пророчествам ( Ис.2:2 и сл.; Ис.11:10, 60:1 и сл.), должны прийти к Сионской горе и подчиниться ветхозаветной теократии. Симеон, как человек ветхозаветный, представляет язычников как находящихся во тьме религиозного неведения ( Ис.60:2 ), которым, следовательно, нужно, чтобы на них просиял свет Божий, просветил их умы и сердца. В ином положении находились иудеи – народ Божий. «И славу народа Твоего Израиля». Согласно иудейским представлениям о Мессии, дело Мессии по отношению к избранному народу будет или должно было состоять в том, что Он увенчал бы всех истинных израильтян «славой» за их верность закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

VIII. 24. Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших 1390 . Точнее изъясняет полезное, и, ясно представляя способ спасения, показывает потом, каким путём они могут возвыситься до жизни святых и достигнуть вышнего града, небесного Иерусалима. Не только, го- —275— ворит, надлежит уверовать, но и утверждает, что уверовать надо именно в Него, ибо мы получаем оправдание верой в Него, как в Бога от Бога, как в Спасителя, Искупителя, Царя всяческих и Истинного Господа. И так, вы погибнете, говорит, не веруя, „что Я (это) есмь.“ Это „Я“, о Коем, говорит, написано у пророков: „светись, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой и слава Господня над тобой воссияла“ ( Ис.40:1 ). „Я, говорит, есмь, и некогда повелевавший удалиться прочь болезням души и обещавший по любви исцеление в словах: „обратитесь сыны, обратитесь, и исцелю сокрушения ваши“ ( Иер.3:22 ). Это „Я есмь,“ говоривший, что даруется тебе божественная и исконная благость и несравненное долготерпение, и потому восклицавший: „Я, Я Сам изглаживаю грехи твои, и не вспомяну“ ( Ис.43:25 ). Это „Я есмь, и говорит, изрекающий чрез пророка Исаию: „омойтесь, чисты будьте, отнимите лукавства от сердец ваших пред очами Моими, отстаньте от лукавств ваших... и приходите (тогда) и рассудим, говорит Господь: и если будут грехи ваши как багряница, (то) как снег убелю (их), – и если будут как пурпур, (то) как руно убелю“ ( Ис.1:16: 18 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем опять сам пророк Исаия сказал в одном месте: „на гору высокую взойди, благовествующий Сион! возвысь с силой голос, благовествующий Иерусалим! возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силой грядёт и мышца (Его) со властью! Вот награда Его с Ним, и дело (воздаяние Его) пред Ним! как пастырь будет пасти стадо Своё и мышцей Своей собирать агнцев и во чреве имущих утешать“ ( Ис.40:9–11 ). И опять: „тогда отверзутся очи сле- —276— пых, и уши глухих услышат, тогда вскочит как олень хромой, и ясен будет язык косноязычных“ ( Ис.35:5–6 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем также написано ещё, что „внезапно придёт в храм Свой Господь, Коего вы ищете, и Вестник Завета, Коего вы желаете: вот грядёт, говорит Господь, и кто выдержит день пришествия Его? ибо Он придёт как огонь в плавильнице и как щёлок моющих“ ( Мал.3:1–2 ). Это, говорит, „Я есмь,“ чрез уста Псалмопевца дающий обещание Самому Богу и Отцу принести Себя Самого в жертву за спасение всех и восклицающий: „жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, всесожжений и (жертвы) о грехе Ты не возблаговолил; тогда сказал Я: вот иду, во главе книги написано о Мне – (чтобы) сотворить волю Твою, Боже“ ( Пс.39:7–9 ; Евр.10:5–7 ). Это, говорит, „Я есмь,“ о Коем и сам закон возвещал чрез Моисея в словах: „Пророка из братий твоих как меня восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте, – согласно всему тому, что просил ты от Господа Бога твоего на горе Хориве в день (твоего) собрания“ ( Втор.18:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ис.66:2 . Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Го­с­по­дь. А вот на кого Я при­зрю: на смирен­ного и сокрушен­ного духом и на трепещущего пред словом Мо­им. «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим.» Это – одно из важнейших мест книги пророка Исаии и всей вообще ветхозаветной Библии: оно ясно отмечает ту высоту «этического монотеизма», до которой доходили лучшие представители библейского профетизма. Отсюда с очевидностью открывается, что Господь ищет от человека не наружного, часто только механического, исполнения тех или других обрядовых действий, а глубокого внутреннего настроения – смиренного сокрушения о грехах и благоговейного преклонения пред Его Божественной волей. В этих немногих словах пророк Исаия сильно и метко обрисовал контраст хвастливого обрядоверия со смиренным сокрушением о грехах, который впоследствии более картинно и подробно был раскрыт Самим Господом в известной притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9–14 ). Как некогда, гордость и эгоизм послужили причиной грехопадения людей и отторгли их от Бога ( Быт.3:5–6 ), так теперь только смирение, покаяние и сокрушение о грехах способны снова привлечь к человеку Божественное милосердие и воссоединить его с Богом. Все эти настроения и мысли имеют ряд параллелей, как у самого пророка Исаии, так и у других пророков, в особенности у Псалмопевца ( Ис.29:19 ; Ис.64:5–6 ; Пс.50 ). Ис.66:3 . [Беззакон­ник же,] закола­ю­щий вола – то же, что убива­ю­щий человека; при­носящий агнца в жертву – то же, что задуша­ю­щий пса; при­носящий семидал – то же, что при­носящий свиную кровь; воскуря­ю­щий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали соб­с­т­вен­ные свои пути, и душа их находит удоволь­ствие в мерзостях их, –: В этих двух стихах заключается самое решительное осуждение лицемерного и бездушного обрядоверия, которое вместо искомого оправдания пред Богом влечет за собой только еще большее осуждение. Место это, по своему содержанию и тону, весьма близко напоминает подобное же место из пролога книги пророка Исаии ( Ис.1:11–15 ). Пророк не щадит здесь красок, чтобы возможно сильнее изобразить всю бесплодность и даже «мерзость» в очах Божественной правды подобного рода жертв: он или сравнивает их с прямыми преступлениями, даже с человекоубийством ( «закалающий вола – то же, что убивающий человека», или ставит на одну доску с тем, что считалось у евреев нечестным и гнусным ( Втор.14:8 ; ср. Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды – это измена самой истины и есть ложь, по существу дела. «Надеются на пустое». (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса. Ис.59:5 . высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто по­ест яиц их, – умрет, а если раз­давит, – выползет ехидна. Ис.59:6 . Паутины их для одежды негодны, и они не по­кроют­ся сво­им про­изведе­нием; дела их – дела неправедные, и насилие в руках их. Ту же самую мысль – о неправедно-насильническом характере всей деятельности Израиля – с присоединением еще и новой – о крайней непрочности и непригодности преступных плодов подобной деятельности – пророк Исаия раскрывает в данных стихах путем образов и сравнений, сопоставляя зловредный характер деятельности – со «змеиными яйцами», а качественную негодность и непрочность ее результатов – с легкой «паутиной», готовой разорваться при малейшем же к ней прикосновении. Ис.59:7 . Ноги их бегут ко злу, и они спешат на про­литие невин­ной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустоше­ние и гибель на стезях их. Ис.59:8 . Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Если раньше пророк говорил о «руках», исполненных крови, но здесь, для полноты характеристики он говорит и о «ногах», спешащих идти по пути зла и греха. Нельзя при этом не отметить, что пророк Исаия глубоко проникает в причины подобного состояния, справедливо усматривая их в ложном настроении мыслей и умов: «мысли их – мысли нечестивые». (7 ст.). Обращает на себя внимание также и параллелизм всего этого отдела со многими аналогичными местами из книги Псалмов ( Пс.5:6–7, 10 ; Пс.7:15 ; Пс.9:28 ; Пс.11:3 ; Пс.13:1–3 ; Пс.27:2–5 и др.). Ис.59:9 . Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озаре­ния, и ходим во мраке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 1–4. Суд над вселенной. 5–17. Суд над Едомом. Предварительное замечание. Главы 34-я и 35-я образуют собою заключение к первой части пророчества Исаии, соединяя в себе существенные черты предсказаний этой части о временах суда и спасения. Пророк говорит в 34-й гл. о конце мира, но облекает картину этой последней катастрофы в образы, взятые от событий его времени, так что последний всеобщий суд над вселенной принимает у него характер суда над известным клочком земли (Идумеи). В 35-й главе пророк рисует нам обратную сторону суда над миром – именно окончательное искупление Израиля и возвращение его из чужой страны в отечество. Ис.34:1 . Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней! Все народы должны слушать пророчество о том суде, какой совершится некогда над вселенною. Эти народы будут подвергнуты совершенному истреблению, и даже само небо пострадает от огня этого грозного суда. Обращение пророка к народам и всему, что есть на земле, напоминает собою его слова в гл. 1-й ст. 2-й и указывает на особенную важность далее следующей речи. Ис.34:2 . Ибо гнев Го­с­по­да на все народы, и ярость Его на все во­ин­ство их. Он пред­ал их заклятию, отдал их на заклание. Здесь предметом суда Божия названо только человечество. Неразумная природа уже идет вслед за человеком. «Воинство их» – это не войска в собственном смысле этого слова, а толпы, массы людей (ср. ст. 4-й). «Заклятию» – см. Ис.11:15 . Ис.34:3 . И убитые их будут раз­бросаны, и от трупов их поднимет­ся смрад, и горы раз­мокнут от крови их. Здесь мы находим гиперболические выражения, да и самое заклание грешных людей, конечно, должно быть признано только метафорой. Ис.34:4 . И истлеет все небесное во­ин­ство; и небеса свернут­ся, как свиток книжный; и все во­ин­ство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. «Небесное воинство» или звезды истлеет как тлеет от жара огня бумага или материя. «Небеса свернутся». Небо – по-евр. rakiaf – это, собственно, громадное пространство. Это пространство станет маленьким, свернется от того же иссушающего действия огня, как бумага свертывается от жара в трубочку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Жнец» должен был, по закону Моисея ( Лев.19:9 ), не сжинать все колосья, дочиста, а оставлять немного колосьев на ниве, которые могли бы быть после собраны бедняками. «Долина Рефаимская» находилась к юго-западу от Иерусалима ( Нав.15:7 ) и была очень плодородна. Что касается рефаимов, по имени которых названа эта долина, то под ними вероятнее всего разуметь древних обитателей Палестины – аммореев, так как оба еврейских названия – амморей и рефаим – обозначают собою людей высокого роста. Ис.17:7–11 . Причиной гибели Израильского царства служило, с одной стороны, забвение истинного Бога и, с другой – увлечение идолослужением. После вразумления, полученного от руки Божией, Израиль снова обратится к истинному Богу. Ис.17:7 . В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; Ис.17:8 . и не взглянет на жертвен­ники, на дело рук сво­их, и не по­смотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. «Кумиры Астарты» – по-евр. haascherim. Вероятнее всего, здесь разуметь особо обработанные деревянные колонны – символы богини луны и плодородия Ашеры или, по-халдейски, Истар (см. Толк. Библия на кн. Суд.3:7 – т. 2-й, и на 3Цар.14:15 – ibid.). «Кумиры... Ваала» – по-евр. hachamanim, т. е. столбы, ставившиеся в честь бога солнца (chamah), Ваала (см. Толк. Библия, т. 2-й, к 3Цар.16:32 ). Ис.17:9 . В тот день укреплен­ные города его будут, как раз­валины в лесах и на вершинах гор, оставлен­ные пред сынами Израиля, – и будет пусто. «Развалины в лесах». Новейшие критики считают более естественным перевод LXX на это место и переводят слова 2-й половины стиха так: «как развалины, оставшиеся от городов Гевитов и Аммореев». Ис.17:10 . Ибо ты забыл Бога спасе­ния твоего, и не во­с­по­минал о скале при­бежища твоего; оттого раз­вел увесели­тель­ные сады и насадил черенки от чужой лозы. «Увеселительные сады». Многие из новейших критиков (Duhm, Marti, Condamin и др.) полагают, что здесь идет речь о садах в честь Адониса, любимца Венеры; растерзанного вепрем и потом опять ожившего в июне месяце. Этот месяц у греков и назывался месяцем Адониса. Гречанки в особых, посвященных Адонису, садах воспоминали его оживление, жертвуя своей невинностью, после того как предварительно справляли с печалью день его кончины. Самое слово naamanim – «увеселительный» напоминает собою греческое название цветка, посвященного Адонису, ανεμωνη (по-арабски красный анемон носит название: Адонисова рана). По всей вероятности, евреи заимствовали культ Адониса у сирийцев ( 4Цар.16:10–13 ), которые сами познакомились с ним в Финикии. Многие толкователи отождествляют Адониса с упоминаемым у пророка Иезекииля Фаммузом ( Иез.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ведь не иначе, как только крестом совершено отъятие греха, о чем и Павел сказал: «Рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). Также когда сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» ( Лк. 3:16 ), пророчествовал о том, что имело последовать по воскресении. Но говорят: Иоанн знал, что Христос воскреснет и даст Святого Духа; а что будет распят, того не знал. Но как же бы Он воскрес, не пострадавши и не будучи распят? Чем же бы Иоанн был более пророка, если бы не знал того, что знали пророки? 3. Что Иоанн был больше пророка, засвидетельствовал сам Христос ( Лк. 7:28 ), а что пророки знали о страдании Христовом, известно всякому. Исайя говорит: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ); а прежде этого свидетельства говорит: «Будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» ( Ис. 11:10–11 ). Потом, говоря о страдании и о славе, за ним следующей, присовокупил: «И покой его будет слава». Этот пророк предсказал не только о том, что Христос будет распят, но и с кем: «И к злодеям причтен», – говорит он ( Ис. 53:12 ). Мало того, он предсказал даже и то, что Христос не будет оправдываться, когда говорит: «Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ); и что будет осужден несправедливо, когда продолжает: во смирении Его суд Его взятся ( Ис.53:8 ). А прежде Исайи то же говорит Давид, и описывает самое судилище такими словами: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Пс. 2:1–2 ). В другом месте говорит даже и об образе распятия: «Пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 ), и со всею точностью изображает наглость воинов: «Делят, -:говорит,– ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.21:19 ). И еще в другом месте даже говорит, что поднесли Ему уксус: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). Итак, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? Почему же он не сказал: «Ты ли Тот, Который должен прийти во ад?», но говорит просто: «Ты ли Тот, Который должен прийти»? Но это было бы еще смешнее прежнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ис.62:10 . Проходите, про­ходите в ворота, при­готовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни». В этой поэтической картине пророк рисует пред нами образ восстановленного города Иерусалима, как центра обновленного Сиона, с широко распахнутыми его вратами, для свободного пропуска густых масс народа. Чтобы не было беспорядка, неудобств и тесноты, Сам Мессия выступает здесь как бы в роли церемониймейстера, устанавливает порядок, ограждает безопасность и создает удобства пути. Прежде всего, Он приглашает пройти в ворота города самих «стражей» его, т. е. Его апостолов и учеников, главных сподвижников и сотрудников Господа, в деле основания и распространения Его церкви. Затем Он дает им поручение заняться подготовкой пути для беспрепятственного следования в ограду новозаветной церкви широких масс народа. Аналогичный с этим возглас «приготовьте путь Господу» ( Ис.40:3 ) уже встречался нам у пророка Исаии, и был там обстоятельно раскрыт. «Поднимите знамя для народов.» В качестве комментария этих слов могут служить две следующих параллели из того же пророка: «И поднимет знамя народам дальним и даст знак живущему на краю земли, – и вот он легко и скоро придет» ( Ис.5:26 ). И еще: «и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеянных Иудеев созовет – от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ). «Так говорит Господь-Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам» ( Ис.49:22 ). Образ взят, очевидно, от войскового знамени, уцелевшего во время битвы, после которой оно высоко поднимается и собирает вокруг себя всех рассеянных членов полка. В прообразовательном смысле таким знаменем новозаветной церкви служит Крест Христов – символ победы христианства над всеми его внешними и внутренними врагами. Моментом наиболее полного исторического осуществления этого пророчества в новозаветный период следует признать эпоху Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Может быть, мы причинили вам много труда, но ободритесь; хотя и много сказано, но я хорошо знаю, что ваше усердие сильно; да и речь моя приближается, наконец, к самому разрешению. Для чего же так сказано? Слушайте с вниманием. Учение о воплощении Бога было весьма неудобоприемлемо. Это чрезмерное человеколюбие Его и великое снисхождение было страшно и требовало многих в самом деле приготовлений, чтобы оно было принято. Представь, каково было слушать и поучаться, что Бог неизреченный, нетленный, непостижимый, невидимый, необъятный, «в руке Которого глубины земли» ( Пс.94:4 ), «призирающий на землю, и она трясется; прикасающийся к горам и заставляющий их дымиться» ( Пс.103:32 ), Которого славы, явленной не вполне, не могли видеть даже херувимы, но распростертыми крыльями покрывали свои лица ( Ис.6:2 ), – Тот, Который превосходит всякий ум и превышает разумение, оставив ангелов, архангелов и все высшие разумные силы, благоволил сделаться человеком, принять плоть, созданную из земли и персти, войти в утробу Девы, быть носимым во чреве девять месяцев, питаться молоком и испытать все человеческое. Так как имевшее совершиться было столь удивительно, что и по совершении многие не веруют этому, Он предпосылает наперед пророков, которые возвещали то же самое. Так патриарх предвозвещал это, когда говорил; «от леторасли, сыне мой, восшел еси: возлег, уснул еси яко лев» ( Быт.49:9 ), Исаия говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ); и в другом месте: возвестили Его, «как отпрыск и как росток из сухой земли» ( Ис.53:2 ). Жаждущею землею он называет чрево Девы, потому что оно не принимало семени человеческого, и не испытало совокупления, но родило Его без брака. И еще: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам» ( Ис.9:6 ); и еще: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ( Ис.11:1 ). А Варух у Иеремии говорит: «Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар.3:37,38 ). И Давид, указывая на пришествие Его во плоти, сказал: «сойдет, как дождь на скошенный луг [на руно], как капли, орошающие землю» ( Пс.71:6 ) потому что Он тихо и кротко вошел во чрево Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Ты Бог сокровенный, Бог израилев, Спаситель, – взывает к Господу прор. Исаия, – все они (т.е. грешники) будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все делающие идолов. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе ( Ис.45:15–17 ). Очевидно из этого, что спасение человека есть приобщение его вечной правде, т.е. его внутреннее настроение, когда он стремится в сознании своих грехов к Богу, источнику всякой истины и чистоты. Это свойство Божие и выражается в св. Писании очень часто наименованием Господа Спаситель ( Ис.62:11 ). Что словом «спасение», в св. Писании изображается настроение праведника, это особенно ясно выражено в словах прор. Исаии: «радостно буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою правды одел меня» ( Ис.61:10 ); следующий же наш вывод, что Господь называется спасителем народа Своего, поскольку Он открывает неизменную, в вечности торжествующую правду Свою, видно из слов того же пророчества: «He стало истины и удаляющийся от зла подвергается оскорбленно. И Господь увидел это; ... и помогла Ему мышца Его, и правда Его подтверждала его. И он возложил на Себя правду, как броню и шлем спасения – на главу Свою» ( Ис.59:15–17 ); но так как спасение, как душевное обновление человека, зависит от воли самого спасающегося и Богом спасаемого, то Господь и изображается в св. Писании спасающим только тех, кто ищет своего спасения, Спасителем уже обратившегося к Нему народа и в то же время «сокрушающим главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» ( Авв.3:13 ). «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим тому Я явлю спасение Божие» ( Пс.49:23 ), говорит Господь устами псалмопевца. Но, как из вышеприведенного изречения пророка Исаии, откровение правды Божией, с одной стороны, и чувствование и восприятие ее человеком с другой, называются одинаково спасением Божиим человека ( Ис.40:5 ): явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие), так и в иных местах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010