Сообщение ст. 14 о том, что рабочими, после всех работ по ремонту храма, из остального серебра сделаны были разные сосуды храма, по-видимому, стоит в противоречии с ( 4Цар.12:13–14 ), где говорится, что из пожертвованного серебра не делали никаких сосудов. Но кажущееся противоречие без труда объясняется тем, что царь и первосвященник не делали сосудов по своему распоряжению; рабочие же, по окончании исправления пожертвовали, от своего усердия, часть серебра, из которого, по их желанию, сделаны были некоторые вещи (проф. Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 553). Таким образом, отрицание 4 кн. Царств и утверждение кн. Паралипоменон относятся к разным моментам одного и того же факта и оба совершенно справедливы. 2Пар.24:15 .  И состарился Иодай и, насытившись днями жизни, умер: сто тридцать лет было ему, когда он умер. 2Пар.24:16 .  И похоронили его в городе Давидовом с царями, потому что он делал доброе в Израиле и для Бога, и для дома Его. 2Пар.24:17 .  Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их. 2Пар.24:18 .  И оставили дом Господа Бога отцов своих и стали служить деревам посвященным и идолам, – и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. 2Пар.24:19 .  И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали. 2Пар.24:20 .  И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. 2Пар.24:21 .  И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя [Иоаса], на дворе дома Господня. 2Пар.24:22 .  И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет! Здесь находим весьма важные сведения, существенно дополняющие и объясняющие отрывочный рассказ главы ( 4Цар.12 ) о второй половине и конце царствований Иоаса. Погребение Иодая с царями (ст. 16), т.е. в царских гробницах Иерусалима, мотивируется теми заслугами благу, как государственному, так и религиозному, какие оказал Иудее («Израиль» стиха 16, как и в ( 2Пар.23:2 ) – в общем смысле: народ Божий) первосвященник Иодай. Им именно, как видно из ст. 17–18, держалось в Иудее истинное богопочтение и с его смертью в Иудейском царстве, под влиянием преданных язычеству вельмож, началось открытое идолослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.29:12 .  И встали левиты: Махаф, сын Амасая, и Иоель, сын Азарии, из сыновей Каафовых; и из сыновей Мерариных: Кис, сын Авдия, и Азария, сын Иегаллелела; и из племени Гирсонова: Иоах, сын Зиммы, и Еден, сын Иоаха; 2Пар.29:13 .  и из сыновей Елицафановых: Шимри и Иеиел; и из сыновей Асафовых: Захария и Матфания; 2Пар.29:14 .  и из сыновей Емановых: Иехиел и Шимей; и из сыновей Идифуновых: Шемаия и Уззиел. 2Пар.29:15 .  Они собрали братьев своих и освятились, и пошли по приказанию царя очищать дом Господень по словам Господа. 2Пар.29:16 .  И вошли священники внутрь дома Господня для очищения, и вынесли все нечистое, что нашли в храме Господнем, на двор дома Господня, а левиты взяли это, чтобы вынести вон к потоку Кедрону. 2Пар.29:17 .  И начали освящать в первый день первого месяца, и в восьмой день того же месяца вошли в притвор Господень; и освящали дом Господень восемь дней, и в шестнадцатый день первого месяца кончили. 2Пар.29:18 .  И пришли в дом к царю Езекии и сказали: мы очистили дом Господень, и жертвенник для всесожжения, и все сосуды его, и стол для хлебов предложения, и все сосуды его; 2Пар.29:19 .  и все сосуды, которые забросил царь Ахаз во время царствования своего, в беззаконии своем, мы приготовили и освятили, и вот они пред жертвенником Господним. Во исполнение царского повеления священники и левиты поспешно произвели очищение храма от всех нечистот идолопоклонства, внесенных туда в предыдущее царствование. В точном согласии с Пятикнижием ( Быт.46:11 ; Исх.6:16 ; Чис.3:27 ) и др., левиты группируются (ст. 12) по трем родоначальникам, сынам Левия: Каафу, Мерари, Герсону. Равным образом упомянуты известные фамилии певцов и составителей псалмов: Асафа ( 1Пар.6:39,15:17,16:5,25:1 ; Пс.49 ) и др., Емана ( 3Цар.4:31 ; 1Пар.6:33 ; Пс.88:1 ) и др., а также известная фамилия левита Елицафана ( Чис.3:30 ; Исх.6:22 ; Лев.10:4 ) и др. Очищение и освящение храма производилось спешно: после восьмидневного очищения притвора, в течение восьми дней был очищен и сам храм, а вся вообще работа очищения святилища окончена была в шестнадцатый день месяца. Дата «шестнадцатый день» сама собой вытекает из сказанного о времени очищения главных частей храма и потому имеет явное преимущество перед датой, принятой в греческом textus recertus: τ μρα τ τρς και δεκτη – в 13-й день. Впрочем, дата «16-й день» стоит и во многих греческих кодексах, напр. XI, 60, 74, 106, 134, 158, 243, 19, 55, 64, 71, 93, 108, 119 у Гольмеса, в Альдинскинской, Комплютенской Библии, у св. Кирилла Александрийского , Origenis Hexaplorum Quae Supersunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25 Амасия, 9-й царь иудейский (Ср. 4Цар.14:1–20 ) 1–4. Начало царствования, казнь над убийцами Иоаса. 5–13. Война с Идумеей. 14–16. Поклонение Амасии богам Сеира и пророческое обличение. 17–24. Война Амасии с Иоасом израильским, поражение и плен Амасии, ограбление храма и дворца. 25–28. Вторая половина царствования Амасии, насильственная смерть его. 2Пар.25:1 .  Двадцати пяти лет воцарился Амасия и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иегоаддань из Иерусалима. 2Пар.25:2 .  И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца. 2Пар.25:3 .  Когда утвердилось за ним царство, тогда он умертвил рабов своих, убивших царя, отца его. 2Пар.25:4 .  Но детей их не умертвил, так как написано в законе, в книге Моисеевой, где заповедал Господь, говоря: не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за свое преступление должен умереть. Ср. ( 4Цар.14:2–6 ). В характеристике религиозной двойственности Амасии во ( 2Пар.25:2 ) стоит (делал угодное в очах Господних, однако) «не от полного сердца» (слав.: «не сердцем совершенным») вместо стоящего в ( 4Цар.14:3 ) (делал угодное в очах Господних, впрочем) «не так, как отец его Давид». Большей верностью Иегове отличался Амасия в первую половину царствования своего (См. «Толковую Библию», т. II, с. 520–521). 2Пар.25:5 .  И собрал Амасия Иудеев и поставил их по поколениям под власть тысяченачальников и стоначальников, всех Иудеев и Вениаминян, и пересчитал их от двадцати лет и выше, и нашел их триста тысяч человек отборных, ходящих на войну, держащих копье и щит. 2Пар.25:6 .  И еще нанял из Израильтян сто тысяч храбрых воинов за сто талантов серебра. 2Пар.25:7 .  Но человек Божий пришел к нему и сказал: царь! пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема. 2Пар.25:8 .  Но иди ты один, делай дело, мужественно подвизайся на войне. Иначе повергнет тебя Бог пред лицем врага, ибо есть сила у Бога поддержать и повергнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

заканчивается история Давида завещанием его и молитвою о благочестивой жизни Соломона и еврейского народа (1Пар. 29гл.). О войнах Давида и отношении к Вирсавии и Авессалому не говорится. В повествовании о Соломоне (3-я часть) также говорится лишь о построении и освящении храма и жертвах в нем ( 2Пар.1 –8гл.), немного о царице Савской и построении дворца (9гл.). другие события также опускаются. Подобным же образом излагается история и дальнейших иудейских царей (4-я часть). Из правления их упоминаются и подробно описываются немногие факты: в правлении Асы разрушение языческих идолов и высот и торжественное общенародное богослужение ( 2Пар.14–16:14 ); в правлении Иосафата обучение левитами еврейского народа закону Божию (19 гл.); в правлении Иоаса восстановление храма и богослужения (23–24:27), особенно же подробно описываются заботы о храме, левитах, праздниках и богослужении царей Езекии и Иосии ( 2Пар.29–31 и 34–35:27). Заканчиваются книги указом Кира о дозволении Евреям строить храм (2Пар.36гл.). В параллель с храмом и богослужениями свящ. историк с особою подробностью, во всех же частях своих книг, говорит о левитах и пополняет книги Царств. Как выше замечано, в генеалогиях колену Левиину отводится большое место ( 1Пар.6 и 8гл.), причем центром его генеалогии является первосвященник Садок, и его род исчисляется в восходящей линии через Елеазара до Левия и нисходящей до Иоседека (6:1–15). В истории Давида подробно описываются участие левитов и Левиина колена в перенесении ковчега, службы их по чредам, участие в проекте и приготовлениях Давида к построению храма ( 1Пар.15–17,23–26 ,28гл.). В царствовании Соломона описывается участие их в освящении храма (2Пар.5гл.); при его преемниках: переселение их из израильского царства в иудейское, обучение народа при Иосафате ( 2Пар.17,19 гл.), помощь их Иосафату в сражении с Аммонитянами и Моавитянами ( 2Пар.20:18–23 ); участие при очищении храма и Иерусалима при Иодае, Иоасе и Иосии ( 2Пар.23:6–8; 18.24, 5–14. 34, 9–33 ); заботы о них и содержании их Соломона, Езекии и Иосии ( 2Пар.8,31,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В следующем отделе, истории Соломона ( 2Пар.1–9 глл.), точно также священный историк упоминает о многих древних и современных Соломону письменных памятниках. Он говорит: «прочих деяния Соломона, первыя и последних, описаны в записях Нафана пророка, и в пророчестве Ахии Силомлянина и в видениях прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом» ( 2Пар.9:29 ). Таким образом, для царствования Соломона было три записи, составленных современниками его, авторитетными пророками. Существовала ли до времени писателя Паралипоменон упоминаемая писателем третьей книги Царств «книга дел Соломоновых» ( 3Цар.11:41 ), неизвестно. Но несомненно, кроме пророческих записей был еще официальный летописный памятник, содержавший, например, измерение храма и его притворов и украшений ( 2Пар.3:11–12 ), даже вес гвоздей ( 2Пар.3:9 ), толщину моря медного (4:5) и т. п. частности не пророческого характера; также перечень построенных Соломоном крепостей (8:1–6), украшений дворца (9:15–20) и других подобных частностей. – Во всяком случае, об эпохе Соломона и его «делах» были подробные записи современников, из коих иногда брались частные сведения писателем Паралипоменон. Например, у него читаем: «и выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были перед давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня» ( 2Пар.5:9 ). Так мог говорить только писатель – современник Соломона, потому что при Ровоаме уже Сусаким «взял сокровища дома Господня, все взял он, и щиты золотые " … ( 2Пар.12:9 ). Тем более подобным грабежам подвергался Соломонов храм после, при Ахазе, Манассии, а при Навуходоносоре сожжен самый храм и разрушен ( 2Пар.28:21–24; 33:7; 36:7, 18–19 ). При писателе Паралипоменон существовал уже 2-й храм. Очевидно, процитированное замечание полностью взято из древнего современного Соломону письменного памятника. Вообще, описание всего храма, со всеми его подробностями, и освящения его с молитвами Соломона ( 2Пар.6–7 глл.), повесть о царице Савской (9 гл.) и прочих событиях носят характер повести историка-очевидца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Из небиблейских источников, автор Паралипоменона отсылает своих читателей к различным книгам пророков, чьи труды не сохранились до наших дней. Среди них книги Самуила, Нафана, Гада ( 1Пар.29:29 ), Ахии и Иоиля ( 2Пар.9:29 ), Самея и Адды ( 2Пар.12:15 ), Ииуйя ( 2Пар.20:34 ) и «записи провидцев» ( 2Пар.33:19 ; в Син. переводе – «записи Хозая»). Цитаты книги Исайи могут расширить этот список ( 2Пар.26:22, 32:32 ). Две ссылки заставили ученых задуматься, а не пользовался ли автор комментариями к жизни царей. Автор ссылается на «примечания к пророку Адде» ( 2Пар.13:22 ; в Син. пер. – «сказания пророка Адды»), и на «примечания к книге Царств» ( 2Пар.24:27 ; в Син. пер. – «книга царей»). Еврейское слово (ивр.), переведенное в английской Библии, как «примечания» (annotations), дословно переводится кшмидраш, что обычно подразумевает комментарии. Автор использовал другие источники и приспосабливал их для своих целей. Такая избирательность и построение материала не нова для Библии. Такая же избирательность в содержании и тематике наблюдается в Новом Завете, когда Лука говорит об исследовании достоверности описанных событий ( Лк.1:14 ), а Иоанн указывает, что намеренно выбрал некоторые события из жизни Иисуса, чтобы доказать читателю свою точку зрения ( Ин.20:3031 ). Дополнительно автор книги Паралипоменон пользовался списками родословных и плачевными песнями ( 2Пар.35:25 ; речь идет не о книге Плач Иеремии). История толкования Исторически сложилось так, что, во многом, книга Паралипоменон была чем-то вроде служанки книг Царств. Такое отношение отчасти могло возникнуть из-за того, что Паралипоменон, прежде чем начать повествование, перечисляет многочисленные родословия, которые многими воспринимаются не иначе, как тяжелая ноша. Более того, книга уделяет много внимания священническим вопросам и обычно обрывочно рассказывает о жизни царей. Ранние христианские общины уделяли мало внимания этой книге, и это продолжалось вплоть до XIX века. Паралипоменон считался исторически достоверным, пока де Витте не возразил против этого мнения. 501 Однако его выводы были построены в основном на предположении о том, что левитская система была разработана в Израиле значительно позднее общепринятого срока. Его исходное допущение состояло в том, что книга Паралипоменон, с ее уклоном в вопросы левитского служения, была написана сравнительно поздно, а потому не может считаться исторически достоверной. Его мнение в чем-то подтверждается числовыми данными Паралипоменона, которые оказываются значительно больше, по сравнению с числами из книг Царств. 502 Уверенность в ограниченной исторической достоверности все еще сохраняется в некоторых академических кругах. Холловей утверждает:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Смерть руководителя положила конец доброй деятельности его питомца. И едва была оплакана эта великая потеря, как «пришли князья иудейские, и поклонились царю» ( 2Пар.24:17 ). Цель этого прихода, ясно не указываемая библейским писателем, обнаруживается из последующаго: «тогда послуша их царь. И оставиша церковь Господа Бога отец своих и служаху Астарте и истуканным» ( 2Пар.24:17–18 ). Начавший свое царствование заключением завета с Богом и уничтожением идолослужения, Иоас заканчивает его введением вновь идолопоклонства и убийством поборника истинной религии и нравственности ( 2Пар.24:20–23 ). В лице князей иудейских идолослужение смело заявляет о своем существовании и настойчиво требует для себя оффициального признания со стороны царя, доселе его гонителя. В просьбе их об этом ясно сказывается сознание того, что Иуда не может оставаться верен своему Богу и что ему необходимы Ваал, Астарта и другие боги языческие; а убийством Азарии (или Захарии), как бы, говорилось, что он не желает и даже не потерпит стороннего вмешательства в его религиозно-нравственную жизнь. В полном согласии с князьями стоят, кажется, и левиты, эти законные стражи строгой законности ( 2Пар.24:5–6 ; 4Цар.12:4–9 ). Неудивительно поэтому, что некоторая внимательность к закону со стороны преемника Иоаса, Амасии ( 4Цар.14:3–4 ; 2Пар.25:2 ), не могла оказать сильного и благотворного влияния на общую жизнь народа; скорее сильное, но уже вредное влияние могло оказать в этом отношении его служение богам «сынов Сеира» ( 2Пар.25:14, 16 ). Не осталось незамеченным со стороны библейских писателей как то, что он служил Господу «не от полноты сердца», так и то, что в служении богам чужим он не останавливается даже пред грозной речью пророка, отвечая на угрозу посланника Божия своей угрозой ( 2Пар.25:2, 14–17 ). Из библейских свидетельств о первых годах царствования Озии ( 4Цар.15:3–4 ; 2Пар.26:4–5 ) можно заключать лишь вообще о благочестивом настроении царя за это время; но о том, предпринимал ли он какие-либо меры против идолослужения и какие именно, свидетельства эти не говорят ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 26 Озия-Азария, 10-й царь иудейский (Cp. 4Цар.14:21–22,15:1–7 ) 1–5. Время воцарения, продолжительность царствования и благочестие Озии. 9–15. Военная и гражданская деятельность Озии, армия его и укрепления Иерусалима. 17–20. Горделивое присвоение Озией священнических прав и проказа его. 21–23. Регентство Иоафама, смерть и погребение Озии. 2Пар.26:1 .  И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии. 2Пар.26:2 .  Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими. 2Пар.26:3 .  Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. 2Пар.26:4 .  И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; 2Пар.26:5 .  и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. О двойном имени Озии-Азарии и общем характере царствования его см. комментарии к ( 4Цар.14:21–22 ) («Толковая Библия», т. II, с. 523). Из предприятий внешней политики Озии-Азарии здесь (ст. 5), как и в ( 4Цар.14:22 ), отмечается прежде всего возвращение Иудее и укрепление порта Елафа (о положении Елафа см. комментарии к ( 3Цар.9:26 ); «Толковая Библия», т. II, с. 412), при Иораме со всей Идумеей отошедшего от Иудеи ( 2Пар.21:8,10 ; 4Цар.8:20 ) и после окончательно потерянного последней при Ахазе ( 4Цар.16:6 ). Кроме того, во ( 2Пар.26:5 ) указывается, что источник или основание благочестивой настроенности Озии (ст. 4) в первую половину его царствования заключались во влиянии на него некоего пророка Захарии, о котором ничего не известно из Библии; некоторые ошибочно отождествляли его с Захарией, сыном Иодая ( 2Пар.24:20 ) или произвольно считали сыном этого Захарии (см. Calmet). Блаженный Феодорит с большим вероятием отожествляет этого Захарию с упомянутым у пророка Исайи, из ( Ис.8:2 ) Захарией, сыном Варахии. (Migne, Curs. Complet. Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 845–846). В принятом еврейском тексте ст. 5 Захария, руководитель Озии назван: (гам) мебин бирот гаёлогим, сведущий в видении (или видениях) Божиих, т.е. провидец, пророк. Подобное и в Вульгате: intelligentis et videntis Deum. Перевод LXX лишь в немногих списках имеет данное чтение, как-то: в кодексах 19, 93, 108: το συνιτος τν Κριον ν ρσει το Θεο. Но во многих евр. кодексах имеется другое чтение. Так, кодексы 1, 3, 579, 593, 683, 789 и некоторые др. у Росси имеют не бирот – в видении, а бырат – в страхе (Божьем). Принятый текст LXX также имеет: το συνιντος ν τ φβω Κυρον; славянский текст: «разумеющаго в страсе Господни»; русский синодальный перевод: «поучавшего страху Божию». Авторитет LXX и значительное число еврейских кодексов, согласных с LXX, дает основание предпочесть это второе чтение, хотя мысль первого имеет полную параллель в ( Дан.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Полная зависимость этого последнего царя Иудеи от вавилонского царя видна уже из того факта перемены имени его последним ( 4Цар.24:17 ); ср. ( 2Пар.36:4 ) и комментарии к последнему месту; кроме того, Навуходоносор взял с Седекии нарочитую присягу верности именем Иеговы ( Иез.17:13 ). 2Пар.36:11 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме, 2Пар.36:12 .  и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних, 2Пар.36:13 .  и отложился от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него именем Бога, – и сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву. Из событий одиннадцатилетнего нечестивого царствования Седекии здесь, кроме непослушания царя пророку Иеремии (ст. 12), отмечено еще, очевидно, в качестве одного из преступлений Седекии – клятвопреступление его в отношении Навуходоносора (ст. 13), от которого он открыто отложился, вопреки воле Божией через пророка Иеремию. «Замечание книг Паралипоменон о Седекии совсем не имеет характера летописных сообщений и состоит из реляции, свойственной пророческой речи. Два упоминания имени пророка Иеремии в этой реляции (ст. 12 и 21) могут служить указателями, что она или написана Иеремией, или составлена на основании его пророческих речей, с которыми она имеет сходство» (проф. Олесницкнй, «Государственная летопись царей Иудейских», с. 431). 2Пар.36:14 .  Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. 2Пар.36:15 .  И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 2Пар.36:16 .  Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. Здесь дано общее указание внутренних причин гибели царства Иудейского (ср. ( 4Цар.17:7–23 ), где подобным же образом указываются внутренние причины разложения и гибели северного, десятиколенного царства). О деятельности пророков в Иудейском царстве и отношении к ним народа ср. пророческие изображения, напр. ( Иер.25:4,36:23 ; Иез.33:32 ; Дан.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Близости к альдинскому изданию, заметной в Екклесиасте, здесь не видно, хотя и встречаются чтения славянские, имеющие себе параллель лишь в комплютенском и альдинском изданиях ( ; Исх. 1 :, 16; 26:13) и неоскобляемые ( Быт. 8:10,21; 12 : 32:9; 50:5,26; Исх. 3:4 ; Чис. 34:8 ). Славянское чтение соответствует лишь альдинскому и не оскоблено в Быт. 37:1 ; Исх. 4:7; 24:5 ; Лев. И:32. В славянском есть чтения, соответствующие лишь некоторым греческим рукописям и не имеющие соответствий в ватиканском, александрийском, textus receptus и др. ( Быт. 12:18,19; 24:39,51 ; Быт. 39:21; 43:21; 45:17 ; Исх. 2:22; 6:7,13 ; Исх. 19:21; 20:21 ; Исх. 22:26; 25:24 ; Исх. 29:5; 32:31; 33:5,15 ; Лев. 11:47; 25:50 ; Лев. 26:18; 27:21 ; Втор. 6:22; 20:4 ; Втор. 32:52 ). В книге Исход есть соответствия списку 83 и альдинскому изданию ( Исх. 4:7,30; 6:13 ; Исх. 8:16; 9:28,35 ; Исх. 23:23; 30:15 ; Исх. 35:13 ; Лев. 6:15 ; Втор. 26:19 ). В книгах Бытия ( Быт. 1:14 ) и Левит ( Лев. 2:7,10; 5:12; 25:38 ) есть близость к 75 (оксфордскому) кодексу ( Чис. 11:35; 22:23; 23:11; 28:7 ; Втор. 22:24; 26:19 ). Не нашли мы соответствующих славянскому переводу чтений в еврейском, греческом и латинском текстах в следующих местах: Быт. 8:17; 11:29 ; Быт. 12:4,8; 17:17 ; Быт. 19:27; 24:18 ; Быт. 25:30; 28:11 ; Быт. 35:8.14; 41:42 ; Быт. 42:6,7,9,30; 49:26 ; Исх. 2:25; 8:29 ; Исх. 20:9; 21:12 ; Исх. 22,29; 34:28 ; Лев. 5:5; 15,20 ; Лев. 19:6; 25:11; 26:1 ; Втор. 28:37,42; 21:19 . Название Содом и Гоморр ( Быт. 13:10; 19 [, 1.24]) вместо Содома и Гоморра. Заинтересовались мы катеной Феотоки 2 и искали соответствия ее чтений славянскому переводу. Но в большинстве они встречаются, где чтения Феотоки соответствуют святоотеческим чтениям бл. Феодорита, свт. Иоанна Златоуста и др. ( Быт. 9:5; 30 :И; 31:13; Исх. 5:21; 33:14 (оскоблены); Втор. 6, 3 ) или греческим спискам ( Быт. 40:4 ; Лев. 2:7; 24:8; 27:21 ; Чис. 4:13 ). Эвфемизмы в славянском переводе заметили мы против греческого текста в следующих местах: κοιμθη – бысть [и др. формы этого глагола] ( Быт. 26:10; 34:2; 30:15–16; 3 συγγενμεθα – будем (19:5); греч. κοιμηθη – слав. будет ( Лев. 15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010