Первое и самое большое зло, которое причинили и продолжают причинять игры и пляски, это идолослужение. Хочешь убедиться в этом? Тогда следуй за мной – мы пойдем на гору Синай. Пророк Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить Богописанный Закон. Он беседует с Богом сорок дней и сорок ночей, а находящийся внизу еврейский народ, видя, что Моисей медлит сойти с горы, восстал против Аарона, брата Моисея, требуя изготовить им бога из золота. Аарон, собрав золотые серьги еврейских женщин, расплавил их в плавильне и отлил по форме и по подобию молодого тельца и сказал людям: Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской ( Исх.32:4 ). Народ, увидев идола, обрадовался и, сев, ел и пил, а потом поднялся и начал играть, плясать и петь, принося свои игры, пляски и пение в качестве службы, поклонения и почитания идола: и сел народ есть и пить, а после встал играть ( Исх.32:6 ). По словам Василия Великого , «игра их была идолослужением» (Беседа на упивающихся). Второе зло, которое причинили и продолжают причинять игры и пляски, это ложные клятвы и проклятия. Ибо в Книге Судей читаем, что после того, как одиннадцать колен израилевых начали войну с коленом Вениаминовым из-за великого нечестия, какое те совершили с женой [см.: Суд.19:1 ] левита, и никого из этого колена не оставили в живых, кроме шестисот мужей, поклялись перед Богом и прокляли тех, кто отдаст своих женщин этим оставшимся шестистам: ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину ( Суд.21:18 ). И не только это. Еще произошло нарушение самой клятвы, и проклятие обратилось против них самих, хотя и не прямо, а косвенно, из-за плясок. Некоторые женщины из живущих в Силоме собрались и пошли поплясать в праздник Господень. Тогда одиннадцать колен сказали вениамитянам, чтобы те пошли и похитили этих плясуний, отвели к себе и взяли их в жены: «Пойдите, – советовали они своим мужчинам, – и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову» ( Суд. 21:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Писание свидетельствует, что Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (33,11), в то время как люди, ожидавшие внизу, «не видели никакого образа» (Втор 4,15). Но это не значит, что мистическое созерцание позволило пророку постичь саму божественную Тайну. В Исх 33,12-23 мы читаем, что человек не может увидеть Бога и остаться в живых. Поэтому на просьбу Моисея дать ему познание Сушего Господь являет лишь отблеск Своей Славы: «Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Не только Бог есть неприступная Святыня, но и отражение Славы Его на лице Моисея было невыносимо для народа: «И видели Сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое» (34,35). Слава (евр. Кавод) есть форма Теофании, излияние в мир мощи Творца. В Новом Завете Гоподь Иисус явит Славу Свою на иной горе, в присутствии Моисея и Илии (двух пророков, молившихся на Синае), и ученики узрят ее «якоже можаху». Величайшим снисхождением Сущего станет Его приход во плоти: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9). Таким образом, Ветхий Завет учит, что, даже открываясь людям, пребывая среди них, Сущий оставался запредельным, исполненным тайны. В полноте «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1,18). 7. Золотой телец (Исх 32). Тем временем люди, долгое время ожидая Моисея, чувствуют себя осиротевшими и боятся, что вождь навсегда покинул их. Его учение о незримом Творце с трудом проникало в сознание израильтян, еще недавно чтивших идолов (Иез 20,8). Поэтому они принуждают Аарона сделать им изваяние тельца, который бы олицетворял Ягве, и устроить в честь Него праздник. В прошлом экзегеты считали, что золотой телец есть вариант египетского Аписа, почитавшегося в виде быка. Однако теперь признается боле вероятным, что телец выступал здесь в качестве общесемитского символа божества плодородия (каким и хотели представить Ягве). В рассказе о золотом тельце как бы испытывается и вера Моисея. Бог предлагает ему стать новым Авраамом, основателем нового народа Божия, в то время как прежний будет истреблен. Но Моисей выступает ходатаем за падших. Им движет не только сострадание к Израилю, но и ревность о Боге, Завет Которого должен быть непреложным. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (32,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Понижение и затемнение религиозного сознания, большее и большее оскудение религиозной мысли и умственная бедность вообще истощали собой созерцательное ведение в деле религии, доводя ее до полного притупления. «Образ, символ и форма» весьма естественно выступали на первое место в религиозном деле, и за внешностью забывалось даже самое содержание: идея воплощалась в форму, форма же впоследствии подменяла собой идею, имея якобы силу и значение само по себе, а не через идею, вложенную в эту форму. Насколько, действительно, телесность, символ и форма могли подавлять собой и держать в своих оковах духовное миросозерцание, насколько тяжело может быть для человека в этом состоянии «горняя мудрствовать, а не земная», показывает пример израильского народа при Синае, который, когда продолжалось еще, так сказать, раздаваться в воздухе эхо от таса невидимого истинного Бога, слил себе золотого тельца и сказал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» ( Исх.32:4 ). Замечательны при этом слова, сказанные израильским народом Аарону: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами» ( Исх.32:1 ). Нельзя, конечно, допустить здесь той мысли, чтобы народ забыл или перестал думать об истинном Боге, «сильном и крепком», Который вывел его из египетской земли и говорил к нему в облаке, громе и молнии при Синае: без сомнения, народ думал об одном и том же Боге и думал даже, под образом золотого тельца, приблизить к себе Бога, как бы соединить Его с собой навсегда, «чтобы Он шел» перед народом. Насколько, значит, истощение, косность и подавленность духа могут понижать религиозное сознание человека, если избранная ветвь человеческого рода могла так легко впадать в чувственные представления о приближении Бога, могла ограничиваться и довольствоваться такой грубой телесной формой для видимости и для убеждения себя в том, что Бог недалеко от человека! Во время судей некто Миха из колена Ефремова имел в своем доме «истукана и литого кумира», и, замечательно, мать Михи слила этого «истукана и литого кумира» из серебра, по обету перед Господом Богом, ибо «это серебро, – говорила она сыну, – я посвятила Господу..., чтобы сделать из него истукан и литый кумир» ( Суд.17:3 ). «И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником» ( Суд.17:5 ). Таким образом, своеобразно выраженная признательность Господу и выполненный перед Ним обет в данной форме повел к отдельному служению; впоследствии нашелся праздный левит, который, как лицо до некоторой степени иерархическое, принял на себя священствовать в доме Михи. «И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником» ( Суд.17:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Превосходство Ходатая Нового Завета Христа свидетельствует о превосходстве самого Нового Завета ( Евр.8:6 ). Чтобы показать это превосходство, ап. Павел приводит свидетельство самого Ветхого Завета. Господь устами пророка Иеремии объявляет Своему народу намерение утвердить с ним новый завет, написанный уже не на скрижалях каменных, безжизненных, но на скрижалях сердца. »...Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Евр.8:10 , Иер.31:31–34 ). Новый Завет открывает большую близость Бога к человеку, взывает к духу и сердцу человека. В нем главное – уже не закон, заповеди и жертвы, но милость, прощение грехов, примирение с Богом, нисхождение Бога к человеку для того, чтобы и человек взошел к Богу, опытно достигал Богопознания ( Евр.8:11–13 ). б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв (Евр.9:1–10) Для лучшего осмысления новозаветного служения и жертвы Христовой ап. Павел сопоставляет их с устройством ветхозаветной скинии и ее жертв. Все предметы, которые в ней находятся, говорят о несовершенстве служения: скрижали каменные, безжизненные и манна небесная напоминала о непокорство иудеев: когда они возроптали, Моисей разбил скрижали ( Исх.32:19 ); манну же повелел положить в златой сосуд для напоминания о пище Господней ( Исх.18:32 ); жезл Ааронов процветший был положен тогда, когда они возмутились ( Чис.17:8 ); и само отделение «святого» от «святая святых», куда входил один первосвященник и то однажды в год, указывало на невозможность приблизиться к Богу. Закрытая «святая святых» означала, что небо еще закрыто, т. е. совершенное недоступно для народа. Таким устройством скинии «Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» ( Евр.9:8 ) (этот стих ( Евр.9:8 ) подтверждает предположение, что ко времени написания Послания Иерусалимский храм еще не был разрушен. И пока он стоял, он напоминал, что небо было закрыто для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Эта картина (одна из поздних работ Рембрандта) демонстрирует эпизод, изложенный в книге Исход. Художник запечатлел момент, произошедший после получения Моисеем Скрижалей Завета. Господь говорит Своему пророку спуститься с горы, чтобы остановить языческое безумство, охватившее израильский народ: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» ( Исх 32: 7 ). «…Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…» . ( Исх.32:19 ). Описание В центре композиции художник поместил величественную фигуру пророка Моисея, только что спустившегося с синайской горы и обнаружившего, что во время его отсутствия израильтяне стали поклоняться золотому тельцу. В отчаянии и душевном негодовании он поднимает каменную плиту с написанными заповедями Завета, чтобы разбить ее. Моисей изображен сомневающимся: он не знает, не следует ли ему уничтожить скрижали Завета, потому что после того, как он получил их от Бога на горе Синай, он вернулся к еврейскому народу и нашел его поклоняющимся золотому тельцу. Луч света озаряет его печальное лицо — Пророк скорбит об отступничестве своего народа, не исполняющего Божественный Закон, впавший в беззаконие и непослушание. Но Всемилостивый Господь не оставляет Моисея в этот переломный момент его служения: наказание необходимо, чтобы вразумить народ израильский идти праведным путем. Большие размеры полотна, на котором изображен всего один персонаж, выразительные черты старого Моисея и нерешительность, с которой он поднимает скрижали, — все это делает данное произведение психологически захватывающим, живым. История Рембрандт написал эту картину в 1659 году,  в последний период своего проживания на окраине Амстердама . Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/moisej-razbivajusch...

Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Глава 5 Песнь Деворы по поводу поражения Сисары и его войска. Суд.5:1 .  В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Победа над Сисарой послужила поводом для Деворы воспеть песнь, которая представляет прекраснейшее произведение еврейской поэзии. По своему построению эта песнь разделяется на три части: 1-я часть обнимает ст. 3–11, 2-я часть – ст. 13–21, 3-я часть – ст. 22–30. Начальный стих песни (2 ст.) составляет эпилог, 12-й – интродукцию и 31-й – заключение. Гесснер (Das Zählen der Wörter in hebräischen Dichtungen, 1875) делит песнь Деворы на пять частей, из которых 1-я содержит 80 слов, 2-я также 80 слов, 3-я – 32 слова, 4-я – 32 слова и 5-я – 128 слов. Суд.5:2 .  Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа! В начале песни Девора призывает славить Господа за проявление в народе израильском ревности об избавлении отечества от притеснителей. Суд.5:3 .  Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву. Обращаясь к царям и вельможам, под которыми Таргум Ионафана разумеет царей, пришедших с Сисарой на войну, и вельмож Иавина, Девора приглашает их внимать ее победной песне. Суд.5:4 .  Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; Суд.5:5 .  горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева. Суд.5:6 .  Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Суд.5:7 .  Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле. Суд.5:8 .  Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля? В начале своей песни Девора вспоминает о величии Господа, верховного Вождя и Защитника народа израильского, явление Которого на Синае сопровождалось дивными знамениями природы ( Исх.19:18 ), и, в противоположность с этим величием Бога Израилева, изображает униженное состояние израильского народа во время Самегара, когда израильтяне, за свое уклонение от правого пути и увлечение богами других народов ( Втор.32:17 ), терпели унижение и притеснение от хананеев. Такое униженное состояние народа продолжалось дотоле, пока не восстала Девора, а вместе с нею и другие воеводы Израиля, ревновавшие о славе Господа и свободе народа. Под Иаилью («серна») в ст. 6 Беттхер и Кесслер разумеют не Иаиль-кенеянку, а Самегара, имевшего такое прозвище.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Никто из верующих не должен сомневаться в том, что он призван ко спасению, потому что Сам Бог доказал это тем, что «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует и всего?» ( Рим.8:32 ). Кто осознает и прочувствует величие любви Божией к человеку, тот не может не возгореться ответной любовью к Богу, которую никакие силы земли и неба поколебать не могут: «ни скорбь, или теснота, или гонение, или нагота, или опасность, или меч... не могут отлучить нас от любви Божией» ( Рим.8:35–39 ). 4. Неверие иудеев. Причины и значение этого неверия (Рим.9–11 гл.) В предыдущих главах ап. Павел показал, что оправдание возможно только через веру во Христа ( Рим.1:17–3, 31 ), показал и благотворные плоды оправдания от веры (5–8 гл.). Однако перед лицом Апостола оставались неуверовавшие иудеи, хвалившиеся обетованиями Божиими об их избрании. Надо было ответить на вопросы (вопросы могут быть поставлены и в таком порядке: а) для чего Бог избрал иудеев «Своим народом», если они в большинстве не оправдали избрания? б) для чего нужно было все ветхозаветное домостроительство: закон, пророки, прообразы, служение, если эти средства не оправдали иудеев? в) исполнились ли и как исполнились Божии обетования иудеям? г) чем закончились заботы Божии о спасении избранного народи? д) как могло случиться, что избранный народ отвергнут, а язычники заняли его место?): 1 . Не нарушилось ли Божие обетование от того, что есть и неверующие иудеи (9 гл.); 2 . В чем причина неверия и отвержения некоторых иудеев (10 гл.); 3 . Дать удостоверения в благости Божией к верным Ему (11 гл.). Эти вопросы заставляют Апостола бросить еще раз глубокий взгляд на зависимость оправдания от предопределения Божия и от веры человека; на совершенное изменение свойств избранного народа, послужившее причиной его отвержения; на мировое значение этого отвержения; и, наконец, пророчески изобразить будущую судьбу Израиля. а) Верность Божия в исполнении Им Своих обетований (9 гл.) Прежде чем обличать иудеев в их неверии, ап. Павел свидетельствует о своей искренней любви к ним, своим братьям по плоти, – любви, доходящей до того, что он готов пожертвовать собственным спасением ради спасения Израиля: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:3 ). Св. И. Златоуст говорит, что слова эти походят на загадку. Действительно, мог ли ап. Павел сказать, что его братья дороже ему, чем Христос? Выше, в гл. 8, 35–39. Апостол клялся в том, что никакая сила в мире тварном не может отлучить его от Христа, а здесь что? Но соответственно величию желания велика и жертва. Подобную жертву готов был нести пророк Моисей, когда умолял Бога вычеркнуть его из книги жизни, если Он не помилует иудеев за их грехи ( Исх.32:31–32 ). Израилю даны великие обетования, и «от них Христос по плоти» ( Рим.9:4–5 ), поэтому слава Израиля есть одновременно и прославление Бога; о ней-то и ревнует Апостол, подражая в этом боговидцу Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Согласно Откровению Иоанна, там «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни» ( Откр 21:4 ). В Послании к римлянам сказано, что вся земля совокупно со всем сотворенным на ней «покорилась суете не добровольно», а по причине грехопадения человека ( Рим 8:20 ). Поэтому силой Духа это положение вещей будет поправлено, и «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» ( Рим 8:21 ). Мы были созданы для прославления Бога и счастья вечного пребывания с Ним. Венцы, награды, празднества, победы, описанные в Библии, воссоздают один аспект небесного блаженства. Триумф Агнца, Который был заклан, и Его святых ( Откр 5:6; 14:1 ) – другой его аспект. Об этом было сказано в обетованиях завета ( Иер 30:22 ). Осуществившаяся реальность этих проспектов превзойдет человеческое воображение ( Еф 2:7; 3:9 ; ср. 1Кор 2:9 ). Бытие Народы, представленные в книге Бытие ( Быт.10:1–32 ) Авраама в его 2400 километровом странствии вдохновляла вера: «...и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой... ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:8–10 ). Иаков возвращается в Ханаан ( Быт.32:22–32 ) После двадцати лет, проведенных в Арам–Нахараиме, Иаков возвратился в Ханаан. В Маханаиме он повстречался с ангелами Божиими. В Пенуэле боролся с посланцем Господа, и тот не мог одолеть его. Иосиф становится рабом в Египте ( Быт.37:12–36 ) Иосиф отправился из Хеврона в Дофан навестить братьев, которые пасли там скот. В Дофане братья продали его измаильтянам, шедшим с караваном в Египет. Исход Бегство Моисея из Египта и возвращение ( Исх.2:15 ) Преследуемый фараоном за убийство египтянина, Моисей пересек Синайскую пустыню и оказался в земле мадианской. Он пас овец своего тестя Иофора в окрестностях горы Хорив (которую традиционно помещают на Синайском полуострове). Здесь Бог открылся ему из пламени пылающего куста и призвал пойти в Египет. Возвратившись к Иофору в Мадиан, чтобы забрать семью, Моисей отправился в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3Цар.13:29 .  И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. 3Цар.13:30 .  И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! 3Цар.13:31 .  После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; 3Цар.13:32 .  ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских. Отдание погибшему Иудейскому пророку последнего долга со стороны Вефильского пророка есть с его стороны дань почтения и, может быть, горького раскаяния; завещание же Вефильского пророка о собственном погребении с иудейским пророком в одной гробнице, кроме того, свидетельствует о глубокой вере его истине пророческого слова и имеет в виду предупредить осквернение собственного праха при грядущей реформе Иосии: на последнюю цель распоряжения указывает имеющаяся в тексте LXX и слав. (ст. 31 – конец) прибавка: να σωθσι τ στ μου μετ τν στν ατο, слав.: «да спасутся кости моя с костьми его» – пояснительное замечание, которое могло находиться и в первоначальном тексте (ср. 4Цар.23:16–18 ). – «Увы, брат мой!» (ст. 30) – обычная древнееврейская формула оплакивания умерших родственников и друзей (ср. Иер.22:18 ). Упоминание о Самарии, в качестве притом целой области (ст. 32), в устах Вефильского пророка употреблено писателем пролептически: Самария построена была лет 50 спустя после Иеровоама I – Амврием ( 3Цар.16:24 ). 3Цар.13:33 .  И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он посвящал, и тот становился священником высот. 3Цар.13:34 .  Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли. Как миссия Иудейского пророка (ст. 1–10), так и его трагическая смерть и самое погребение (ст. 11–32) имели целью отвратить Иеровоама от избранного им пути своевольного изменения в области богослужения, но эта цель не была достигнута 12 : Иеровоам продолжал свою неугодную Богу деятельность, напр., по части распространения всеобщего священства (ст. 33), ср. ( 3Цар.12:31 ; 2Пар.11:15,13:9 ): «кто хотел, того он посвящал» (с евр.: «наполнял руку», слав.: «исполняше руку свою», ср. ( Исх.28:41 ); блаженный Феодорит, вопр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010