Манна – в память потомству, дабы видели хлеб, которым «Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли египетской» ( Исх.16:32 . Евр.9:4 ). Прозябший жезл Ааронов, покрытый цветами и плодами, в знамение сынов ослушливых, чтобы прекратился ропот, и они не умирали; – в память и свидетельство потомству, что Аарон воспринял священство по воле Божией, а не по пристрастию братнему ( Чис.17:10 . Евр.9:4 ). Ковчег завета покрыт был золотым покровом, который называется очистилищем. По сторонам очистилища поставлены были золотые изображения херувимов, одно против другого, как таинников Божиих ( Быт.3:24 ), с распростертыми вверх крылами, коими соосеняли и покрывали очистилище, а лицами склоняясь друг ко другу и приникая в сокровенную тайну очистилища. Соосеняющие крыла херувимов были собственно местом престола и откровений Божиих ( Исх.25:17–22 ). Таким образом для Восседающего на херувимех ( Пс.79:2 ) ковчег служил подножием. В великий праздник очищения первосвященник приближался к очистилищу и семь раз жертвенною кровью с перста своего кропил на него спереди и пред ним, и очищал святилище от нечистот сынов Израилевых, и от преступлений их, и от всех грехов их. От этого очищения покров кивота называется очистилищем ( Лев.16:14–16 ). Вся скиния была общим местом ( Лев.1:1 ), а ковчег завета особенным, где Господь являлся и открывал волю Свою народу ( Исх.25:22 ). Будучи престолом невидимого присутствия всемогущего Бога, пребывание ковчега среди народа служило для него знамением надежды, помощи и славы, и страхом для его врагов ( Чис.10:34, 36 . 1Цар.4:3–7, 8–22 ). При переходе евреев чрез Иордан, вода потекла вверх от лица кивота завета Господа всея земли, когда он переходил чрез Иордан ( Нав.4:7 ); пред ковчегом пали стены Иерихона ( Нав.6 ); силою ковчега сокрушен был идол Дагон, и язычники, взявшие ковчег завета в плен, поражены были разными казнями ( 1Цар.5 ). К ковчегу завета иудеи всегда обращали взоры свои в молитвах своих ( 3Цар.8:22 . 2Пар.5:7 . Дан.6:10 ). В первом иерусалимском храме ковчег завета поставлен был так же, как и в скинии ( 2Пар.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

С тех пор, как Моисей убил египтянина, прошло много лет, и в Египте правил уже другой фараон. Моисей вместе со своим братом вошел к нему и сказал ему: « Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне ». Но царь египетский отверг просьбу Моисея: « Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу » (Исх.5:1–2). С этими словами фараон прогнал братьев, а своим чиновникам сказал, что у евреев такие праздные мысли (о жертвоприношении) появились от безделия, поэтому им надо дать еще больше работы. И израильтянам было приказано не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки. Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к фараону. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божии, Аарон бросил на пол свой жезл, и он превратился в ползающего змея. Но фараон велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. И хотя змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов, сердце фараона ожесточилось, и он вновь не послушал братьев (Исх.7:10–13). Тогда Моисей по повелению Божию наслал на Египет десять казней (Исх.7:15–12.32): (1) сперва вода Нила превратилась в кровь, потом поочередно появились в огромном количестве (2) жабы, (3) мошки и (4) песьи мухи, (5) далее случился мор скота, (6) тела людей покрылись гноящимися нарывами, (7) сильный град побил все, что было в поле: от человека до скота, и траву, и деревья, (8) а что еще осталось, поела саранча, (9) затем в течение трех дней по всему Египту была тьма. Казни эти поражали только те места, где жили египтяне; земли же Гесем, где жили евреи, они не касались. Притом каждая казнь начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Египетские маги пытались своим искусством произвести такие же чудеса, но при третьей казни они сами сознались фараону, что в делах Моисея виден перст Божий. Каждая новая казнь наводила ужас на фараона, и он соглашался отпустить израильтян в пустыню, но вскоре брал назад свое обещание. Праздник Пасхи

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/166453.html

Так, Господь говорит Израильтянам о Себе: «введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову» ( Исх. 6:8 ). Авраам говорит Содомскому царю следующее: «Поднимаю руку Мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму от всего твоего» ( Быт. 14:22–23 ). В Откровении читаем: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков» ( Отк. 10:5–6 ). Вот почему и мы во время присяги поднимаем руку свою к Владыке неба и земли, Живущему во веки веков. Что касается присутствия во время присяги св. Креста и Евангелия, то мы это делаем тоже не без основания. Израильтяне клялись перед ветхозаветным жертвенником ( 3Цар. 8:31–32 ), который был «святыня великая» ( Исх. 29:37 ), а мы клянемся перед жертвенником новозаветным, –св. Крестом, который, будучи орошен Кровью Христа, есть еще большая святыня, каковой является для нас и св. Евангелие, как слово Божье, которое клянущегося «будет судить в последний день» ( Иоан. 12:48 ), – в истине он клялся или во лжи. Целуем же крест и св. Евангелие в удостоверение истинности нашей клятвы и для выражения нашего благоговения и любви к ним. 2 Вопросы и ответы православного 1) Кто установил клятву Именем Божьим? 1) Сам Бог, Который говорит, что при решении споров между двумя людьми, «клятва да будет перед Господом, в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего» ( Исх. 22:11 ). «Господа Бога твоего бойся, говорит Бог через Моисея, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Вт. 6:13). «Если они (язычники) научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: «жив Господь», как они научили народ Мой клясться именем Ваала, то водворятся среди народа Моего» ( Иер. 12:16 ). 2) Откуда видно, что Сам Бог клялся именем Своим? 3) Клялись ли ветхозаветные праведники именем Божьим? 3) Да, клялись. Так, Царь Авимелех обратился к Аврааму с такими словами: «поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь меня, ни сына моего, ни внука моего...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Так, например: за то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на Израильтян и умерло семьдесят тысяч человек (2Цар.24:10-17; 1Пар.21:1-17) За то, что фараон не хотел отпускать сынов Израилевых из Египта, Господь насылал на землю Египетскую различные казни (Исх.7:20,21; 8:6; 8:17; 8:24; 9:6; 9:10; 9:23-26; 10:22-23; 12:29-30), в том числе смерть египетских первенцев (Исх.12:29-30). С другой стороны: Господь обещал Аврааму, что пощадит всех жителей города Содома, включая и погрязших в грехах, ради десяти праведников, если таковые найдутся в городе (Быт.18:32); в Иер.5:1 говорится, что Господь пощадил бы Иерусалим, если бы в нем нашелся человек, соблюдающий правду и ищущий истину. В Священном Писании также неоднократно говорится и о наказании детей за вину отцов Такое положение, по-видимому, считается столь естественным (обычным), что противоположное (не соблюдение этого) даже требует специального пояснения: " Вы говорите: " почему же сын не понесет вины отца своего? Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и выполняет их; он будет жив сын не понесет вины отца " " (Иез.21:19) Таким образом, возможность перехода последствий греха родителей на их детей является закономерностью, которая, в отличие от физических законов, открываемых людьми, открыта нам Самим Богом. В связи с этим, данная закономерность, столь много раз указанная в Библии, по-видимому, не должна вызывать каких-либо дополнительных вопросов, недоумений, сомнений и непонимания по сравнению с другими закономерностями, например, творением Богом милости до тысячи родов (Исх.20:6; 34:7; Втор.5:10), или обещанием хорошего детям, родители которых делают угодное перед очами Господа (см., например, Втор.12:25,28). Далее, представляются достаточно очевидными логичность и нравственная справедливость того, что между тяжестью (величиной) греха и тяжестью (степенью, мерой) наказания за него (то есть какое именно зло постигнет людей непосредственно согрешивших и на какое количество родов распространится наказание) имеется взаимооднозначная связь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

22. Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24). 23. Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2 сл.). 24-25. Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. 26-27. Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его). 28. Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него (Исх.12:11 сл.). 29. Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22 см.). 30. Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20). 31. Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1; 6:16.24). 32. Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10), - и о других пророках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

3:18). Итак, «отврати, — сказано, — Моисей лице» (Исх. 3:6). Затем, когда Бог говорил, что ему, вместе с старейшинами сынов Израилевых, надлежит идти к исступленному фараону и объяснить последнему, что Бог призывает израильтян к принесению Ему жертвы в пустыне, и к тому добавил, что должно будет взять добычу от египтян, причем женщина пусть возьмет «каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд» (Исх. 3:22): тогда «отвечал, — сказано, — Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?... И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его;... и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили,... что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 4:1—5). Моисей боялся, как бы не показаться пред сынами Израилевыми лжецом и пустословом, если он скажет, что ему явился Бог всяческих и повелел взять добычу от египтян и силою выйти из Египта. Посему повелевал и чудотворить и совершать дела, превышающие естество человеческое, причем Бог превращает жезл в змия, дабы уверовали чрез это, что Моисей не был изменник, но истинный носитель повелений, полученных свыше и от Бога. Ибо истинное знамение, которому мы все веруем, есть снисшествие Слова на землю в подобном нашему виде, которое знаменуется чрез падение жезла на землю. А как это и каким образом, я опять попытаюсь сказать, на сколько могу.    2. Жезлу богодухновенное Писание уподобляет рожденное от Бога Слово, по той причине, что все Им утверждается: «Словом Господним, — сказано, — небеса утвердишася» (Пс. 32:6). И: «утверждает праведныя Господь» (Пс. 36:17). И мы приведены в подчинение Отцу чрез Сына: на это Он сам, сый Истина, указует, говоря: «и проведу их под жезлом моим» (Иез.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

68 . Как приобщение к Божественным тайнам веры каждый верный мог приносить жертвы Богу от стада, от плодов, от птиц, муки пшеничной с елеем и солью, и этим утверждалось богообщение, жизнь с Богом на земле ( Лев.2:13 ). 69 . Аарона и сынов его Бог освятил для священнодействия через Моисея, который омыл их водою, облек в священное облачение, помазал их и одежды их священным елеем, чтобы они были священниками в скинии, где пребывал Бог, Творец неба и земли ( Исх.28:1; 40:1215 ). 70 . В скинии перед облаком славы Божией приносилась жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва за грех, жертва повинности, жертва посвящения и жертва мирная ( Исх.29 ; Лев.1:3, 10; 8:13; 7:12; 6:25 ). 71 . За грехи одного или всего народа, за клятву безрассудную против заповедей Господних, за утаенное приносилась жертва для очищения от греха ( Лев.45 ). 72 . Заповеди Божии возвещали о добре, правде, справедливости, и утверждалось благочестие среди народа, и явилась слава Божия всему народу. 73 . Истребляются народы творящие мерзости, ибо гнусно лежать с мужчиной как с женщиной и женщине со скотом ( Лев.18:2030 ). 74 . И сказал Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:12 ). 75 . Не ешьте крови, не ворожите, не гадайте, не наполняйте землю развратом ( Лев.19:29; 20:6 ). 76 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога, не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:32, 35 ). 77 . Всех вышедших из Египта от 20 лет и старше мужчин было 603550, не считая жен и детей ( Исх.38:26 ), а входило всего 75 душ, через 30 лет удваивалось население и за 430 лет стало около 3 млн. 78 . Моисей впервые на земле научил благословению, дабы взывали верные: Да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир ( Чис.6:2426 ). 79 . Бог говорил с Моисеем в скинии между двумя Херувимами. 80 . Из колена Иудина Халев и из колена Ефремова Осия, сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом, сказали только правду при обходе земли, а остальные, ходившие в землю Ханаанскую, возроптали на Бога, распространили плохую молву о земле, оболгали все и подняли ропот, и народ возмутился на Моисея и на Бога, и осудил Бог всех на сорокалетнее странствование в пустыне ( Чис.13:2734; 14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   Святой пророк Моисей, получив отрицательный опыт в проявлении гнева, ни о чем более так не заботился, как о постоянном подавлении в себе этой страсти. Для преодоления упорства фараонова ему пришлось десять раз безрезультатно приходить к нему на прием, но мы не видим, чтобы он прогневался на фараона или проклял его жестокосердие. Сам Господь научал его кротости и терпению (Мф.11:29) и делом показывал Свое «отмщение». Впоследствии Моисею пришлось столкнуться с жестоковыйностью собственного народа и терпеть упреки в свой адрес не меньшее количество раз (Чис.14:22). В пустыне Сур на него роптали, страдая от жажды (Исх.15:24), а в пустыне Син упрекали в намерении уморить их голодом (Исх.16:3). Подобные упреки он выслушивал неоднократно и впоследствии. Даже ближайшие его родственники высказывали свои недовольства прямо ему в лицо (Чис.12:1). И все это Моисей терпеливо сносил. И даже, когда Господь гневно сказал ему: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис.14:11-12). Он все же не перестал ходатайствовать за свой народ и просить прощения за их неразумие (Чис.14:13-19). И вообще, несмотря на то, что народ израильский постоянно проявлял свою непокорность в отношении Бога и его верного раба Моисея с первых дней их знакомства (Втор.9:24), мы не можем назвать практически ни одного случая, когда бы Моисей разгневался или хотя бы проявил свое раздражение и нетерпение, если не считать случая с золотым тельцом, где проявления гнева было жизненно необходимым для вразумления неразумного народа (Исх.32:19). И то, как можно предположить, Моисей здесь выступил как поборник истины и не против людей как таковых, а против их неразумия и глупости. Во всяком случае, гневаясь, он гневался не из самолюбивых побуждений, а в духе истины и любви. И хотя Моисей, так и не достиг обетованной земли Палестинской, однако смог унаследовать землю естества своего (Мф.5:5), достигнув такого состояния души, «при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4031...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010