11:20. Еврейские читатели осознавали, что благословения Исаака были богодухновенными и что в них содержались предсказания будущего ( Быт. 27:28,29,39,40 ). 11:21. Быт. 49 рассматривается одновременно и как пророческая глава, а иудейские писатели позднее разъясняли эти предсказания (а также заветы каждому из двенадцати патриархов своим потомкам). 11:22. См.: Быт. 50:24,25 . Вера Иосифа зиждилась на его надежде на исполнение обетования, которое выходило за рамки его смертной природы. 11:23. Автор Евр. здесь придерживается библейского «повествования (в варианте «LXX; в еврейском оригинале только упоминается намерение матери спасти его, см.: Исх. 2:2,3 ). Но многие иудейские источники, описывая историю рождения Моисея, подчеркивали его красоту, утверждая, что комната осветилась его славой при его рождении и т. д. Со временем такого рода истории становились все более популярными. 11:24,25. Хотя автор здесь преподносит библейскую историю в ее нравственном звучании, он не отходит от ее сути. Многие иудейские истории того периода, особенно в иудаизме «диаспоры, изображали Моисея каквыдающегося египетского военачальника и подчеркивали его обширные познания в разных областях (см. коммент. кДеян. 7:22). Вместе с тем, автор Евр., возможно, разделяет высказанную Филоном точку зрения о том, что Моисей как сын дочери фараона был ее наследником (в соответствии с римскими законами об усыновлении). Если это так, то отказ Моисея от своего положения показывает его солидарность со своимугнетаемым народом (11:26) – весьма знаменательный факт. Греческие философы и моралисты обычно подчеркивали превосходство трудностей и испытаний над мирскими радостями и удовольствиями, как в иудейской традиции подчеркивалось прославление Бога над всеми другими деяниями. 11:26. Отказ от богатства во имя более важных вещей, например, благочестия или мудрости, соответствовал общепринятым нравственным критериям; иудейские и греко-римские источники и библейскоеповествование о жизни Моисея, несомненно, иллюстрируют эту сюжетную линию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

38:25. Сто талантов и 1775 сиклей серебра. Общий вес серебра, использованного на украшение принадлежностей скинии, составил 7601 фунт. Это количество связано с общей суммой выкупа (30:11–16), собранного со всех израильтян мужского пола старше двадцати лет. 38:26. Численность израильтян. Количество мужчин, учтенных в переписи населения и заплативших выкуп (30:11–16) в полсикля серебра, составило 603 550 человек. Такое же число дано в Чис. 1:46 , где сообщается о переписи, предпринятой для определения количества мужчин старше двадцати лет, годных к военной службе. 38:29–31. Семьдесят талантов и 2400 сиклей меди. Общее количество меди, пошедшей на сооружение скинии и ее принадлежностей, составило 5350 фунтов. Этот металл был использован для изготовления столбов у входа в скинию, медного жертвенника, решетки и сосудов при жертвеннике, а также столбов, подножий и кольев скинии. 39:32–40:38 Завершение устройства скинии 40:17. Хронология. Скиния была поставлена в первый день нового года, за две недели до годовщины исхода из Египта и ровно через девять месяцев после прибытия израильтян на гору Синай. Процесс сооружения скинии был проведен в полном соответствии с повелениями Бога. Знаменательно, что новая эра вероисповедания началась в первый день нового года. Левит 1:1–17 Жертва всесожжения 1:1,2. Скиния собрания. До того как была сооружена скиния, Бог являлся Моисею в скинии собрания, расположенной вне стана (см. коммент. к Исх. 33:7–10 ). Но после установки скинии ее тоже стали называть скинией собрания. 1:1,2. Откровение о ритуалах. Не вызывает сомнения, что на древнем Ближнем Востоке жрецы утверждали, будто источником сведений о порядке совершения ритуалов является бог, хотя в сохранившихся документах с описанием этих ритуалов они не представлены как результат божественного откровения с такой же определенностью, как здесь. Некоторые ритуальные процедуры были установлены в результате гадания или пророческих высказываний, но они не всегда регулировались с помощью этих механизмов. Например, в древнейшей шумерской литературе изображена богиня-мать, дающая повеления об очищении, прошении и умилостивлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В более поздней иудейской традиции шофар считался средством предотвращения бедствий и изгнания злых духов. В трактате Таанит приводится перечень случаев, когда следует трубить в шофар: когда плохо растут посевы, когда нет дождя 40 дней в середине сезона дождей или когда осадков недостаточно, чтобы заполнить цистерны и ямы (Мишна. Таанит. 3. 1-2). В рога также трубили для избавления от эпидемии, порчи посевов, плесени (ржи), саранчи, гусениц, диких зверей и меча, ссылаясь на молитву царя Соломона (3 Цар. 8. 37) и наставления в Лев 26. 6 (Мишна. Таанит. 3. 5). Представление о том, что громкие звуки муз. инструментов пугают и изгоняют злых духов, было распространено и у др. народов. Напр., в христ. традиции колокола часто наделяли силой предотвращать грозу, особенно в период жатвы, когда дождь может побить урожай. Шофар - единственный богослужебный инструмент, к-рый был востребован и после разрушения храма римлянами в 70 г. по Р. Х., возможно, потому, что он был и светским сигнальным инструментом, а также продолжал использоваться в обрядах, связанных с синагогой, особенно в праздник Рош ха-Шана. Др. инструменты вышли из употребления, за исключением тех, к-рые имели общемуз. значение. В синагогальном богослужении инструментальная музыка была запрещена, т. к. это был др. тип богослужения, скорее служба молитвы, чем служба жертвоприношения. В кн. Исход упоминается еще один инструмент -   на одежде первосвященника были «гранаты из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета, вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом: золотой позвонок (  ) и гранат, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне» (Исх 28. 33-35; 39. 25). Название   встречающееся в Библии только в указанных местах, происходит от слова   к-рое используется с числительными для образования наречий «единожды», «дважды» и т. д., а в более широком смысле может означать удар или звук шагов. В Талмуде поясняется, что «72 колокольчика, содержавшие 72 язычка, были пришиты и висели там, по 36 с каждой стороны», по др. мнению, приведенному там же, их «было 36, 18 на каждой стороне» (Талмуд. Звахим. 88b). Вероятно,   имел форму маленького сосуда с неприкрепленным шариком внутри. В Таргуме употребляется слово   родственное словам, к-рые обозначают либо ореховую скорлупу, либо маленькие колокольчики с язычками, либо бубенцы. Большое количество маленьких (от 20 до 40 мм в диаметре) колокольчиков из бронзы было найдено археологами в Израиле. Они похожи на те, к-рые присоединяются к «гранатам» (  ) на свитках закона в совр. синагогах. Бубенцы не так часто встречаются среди археологических находок; возможно, они были менее распространены в Др. Израиле, хотя использовались на конных упряжках в Месопотамии; маленький золотой бубенец недавно был найден на территории Иерусалимского храма. В книге Левит

http://pravenc.ru/text/2564322.html

В книге завета, как увидим мы ниже, заключаются, по-видимому, весьма древние, по преданию дошедшие установления времен Патриархов, ныне освященные волею Иеговы. Некоторые из законов указывают на будущее Израиля и предрешают жизнь его в Палестине, ибо народ не был еще осужден на долгое скитание в пустыне. Кодекс этот дан был народу для руководства на время отсутсвия Моисея, и впоследствии дополнялся многими другими законами. Народ выслушал его (гл. XXIV), клялся исполнить все в нем написанное, и через несколько дней отступил от закона Божия. Кодекс начинается: а) запрещением делать изображение божества (ст. 23); б) указанием на устройство жертвенников (ст. 24–26). Жертвенники, упомянутые в стихах 24 и 25, по мнению комментаторов, указывают на высокую древность этого рода постройки. Это должны были быть алтари, как их воздвигали при сыновьях Ноя и при Аврааме. Предание свято сохраняет их форму и образ устройства. 432 (Ст. 26). Одежда Израильтян (как ныне у духовного сословия Калмыков и других кочевых племен великой Азии), вероятно, состояла только из верхней одежды, в виде широкого плаща или бурнуса. Так по крайней мере можно думать из стиха 42-го. XXVIII главы Исхода. 433 (Ст. 2). Еврей мог сделаться рабом или вследствие кражи, когда он продавался в уплату украденного и убытков (см. ниже гл. XXII Исх. ст. 3), или вследствие долгов (Лев. XXV, 39), или вследствие собственного желания (Второз. XV, 12– 17). Но рабство его ни в каком случае не могло продолжиться более шести лет, если он сам не изявлял на то особого согласия ( Ucx. XXI, 6 ; Второз. XV, 17). Служение раба Еврея не могло продолжаться более шести лет, но оно могло продолжаться менее, если наступал ближе этого срока седьмой субботний год, ибо в кв. Левит (XXV, 40) ясно указано, что «до юбилейнаго года пусть работает тебе» обедневший и проданный брат. Совершенно вероятно, что при продаже за долги цена раба уменьшалась или возвышалась сообразно числу лет, которые оставались до юбилейного года, точно так, как в той же главе Левита (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Асир Асир (1–2) евр. Ассир, «пленный»; 3–5) евр. Ашер, «счастливый» ]: 1) левит, сын Корея, родившийся в Египте ( Исх. 6:24 ; 1Пар. 6:22 ); 2) левит, сын Евисафа ( 1Пар. 6:23 ); 3) восьмой сын Иакова, второй – от Зелфы, служанки Лии ( Быт 30 и след.; 35:26). Когда А. пришел в Египет, у него было четыре сына, дочь и два внука ( Быт. 46:17 ). Благословением Иакова ( Быт. 49:20 ), как и благословением Моисея ( Втор 33 и след.), ему было обещано жить на плодородной земле; 4) колено Асира, потомки А. (3). В период со второго года после исхода до переписи израил. народа на вост. берегу Иордана число мужчин, годных для участия в войне, в колене А. увеличилось с 41,5 тыс. до 53,4 тыс., в результате чего это колено по численности перешло с девятого на пятое место ( Числ. 1:41 ; Числ. 26:47 ). Но спустя несколько поколений численность воинов из этого колена составила всего 26 тыс. ( 1Пар. 7:40 ). В стане колено А. занимало место к северу от скинии, между коленами Дана и Неффалима. Эти три колена замыкали колонну, когда стан снимался с места ( Числ. 2:25–31 ). Удел А., отведенный ему при разделе земли Ханаанской, простирался от горы Кармил у Средиземного моря на север до Сидона ( Нав. 19:24–31 ). Его вост. соседи – колена Неффалима и Завулона, на юге находилось колено Манассии, которое хотя и получило право на некоторые города, располож. в земле колена А., но не смогло овладеть ими ( Нав. 17:11–13 ). кроме того, в уделе А. располагались четыре города, выдел. левитам ( Нав.21 и след.). Поскольку сынам А. не удалось изгнать хананеев из целого ряда укрепл. городов ( Суд. 1 и след.) и выйти к морю они смогли лишь у горы Кармил, им досталась для проживания, гл. обр., горная территория. А. не участвует в борьбе Варака против ⇒ Сисары ( Суд. 5:17 ), но приходит на помощь ⇒ Гедеону в войне с мадианитянами ( Суд. 6:35 ; Суд. 7:23 ). Из колен, живших зап. Иордана, А. является единств., не считая Симеона, из которого не вышло ни одного судьи, а позднее – ни одного выдающегося деятеля. Уже во времена Давида колено А. стало столь незначительным, что его даже не упоминают при перечислении князей колен ( 1Пар. 27:16–22 ). Некоторые израильтяне из колена А., еще остававшиеся в стране после того, как 10 колен были уведены в плен, по приглашению царя Езекии пришли в Иерусалим на праздник Пасхи ( 2Пар. 30:11 ). Из колена А. происходила пророчица Анна, которая в храме славила Господа за рождение Иисуса ( Лк. 2:36–38 ). В пророчестве Иезекииля, однако, А. назван вторым после Дана при перечислении колен, получающих удел в земле обетованной ( Иез 48 и след.), а среди 144 тыс., названных из 12 колен Израилевых, указаны и 12 тыс. из колена А. ( Откр. 7:6 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

14 Бедного… нищего, то есть несчастного и обездоленного. 17 Мышцы – символ физической силы. 18 Непорочные – это те, в чьей жизни царит гармония во всем – во внутреннем мире, во внешнем поведении и во всех других отношениях. Знает (ср.: Пс. 1:6 ) – «непорочные» находятся под Его неусыпным наблюдением и заботой. 21–31 Духовное богатство праведного. В предыдущей части звучала мысль, что праведный обладает несравненно большим богатством, чем нечестивый, здесь же она получает свое дальнейшее развитие. Праведный отличается великодушием (21, 26). Праведные могут позволить себе быть щедрыми, «ибо» (22) имеют надежное будущее, они стоят твердо на жизненном пути (23) и получают от Господа все необходимое (25; ср.: 28, 29). В основе душевной ясности и стойкости праведника лежит прежде всего благословение Господне, а также любовь и верность избранному им в жизни пути (27), воспитание соответствующего характера (28), мудрость и доброе сердце (30–31). Сталкиваясь со всякого рода испытаниями, мы должны противопоставить ропоту, зависти и гневу, об опасности которых нас предупреждают в ст. 1–11, именно эти приоритеты. 22 Праведные что называется обречены на щедрость, поскольку не испытывают абсолютно никакого беспокойства о своем будущем. 23, 24 Хотя поступь праведника тверда, он не застрахован от того, что может споткнуться. На его пути встречаются преграды и западни, но никогда не ослабевает рука, крепко держащая его. 25 Это изречение, несомненно, может отражать жизненный опыт псалмопевца, но более вероятно, что его следует воспринимать в духе ст. 24, то есть во всю свою жизнь без лишних слов уповать на Господа. 26 Потомство его – о благословении потомства см.: Исх. 20:6 ; Прит. 20:7 ; Деян. 2:39 ; 1Кор. 7:14. 28 Святых, то есть тех, кого Он любит и кто отвечает Ему взаимностью (см.: Пс. 35:6 ). 31 Закон – поучение, предписание. 32–40 Праведные «наследуют землю». Провозглашается принцип: Господь гарантирует праведнику (тому, кто прав перед Ним) благословенный исход; какая бы смертельная опасность ни грозила, именно нечестивый погибнет в конце пути (32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Высшие духовные ценности и стремления противоречат сознанию Нахаша, его чувству блага себе. Для него они – помеха. Он не желает допустить творение нового Мира и рождения «истинно живого» духовного существа в Мир. Это умалило бы его значение и, главное, не соответствовало бы его натуре. Искушая женщину, Нахаш решился на активные действия и стал противником Бога. Это особенно важно подчеркнуть потому, что Нахаш внедрен в нас и нам следует знать то действие, которое он производит в нашей душе. Это не примечание автора . Подробнее: Берман «Библейские смыслы» 31 Довольно подробный перечень ветхозаветных «имен» и прообразов Антихриста см. в кн.: Pink A. W. The Antichrist. Swengel, 1923. Ch. IV. 32 Евр. «как бык». Исследователи видят здесь намек на фигуры могучих быков, украшавших ассирийские дворцы. 36 Рефаимы (в Септуагинте: «гиганты») – по древнееврейской легенде, так назывались великаны, бывшие в древности обитателями Палестины ( Быт. 14:5; 15:20 ), низверженные затем в ад (шеол) и ставшие одними из видных его представителей. 39 Современные исследователи видят в этих словах отражена вавилонского мифа о богине Иштар, отождествленной с одноименной «звездой» (т. е. планетой Венерой), которая вечером нисходит с неба в «преисподнюю», между тем как утром возвещает новую жизнь. Утренняя заря представляется как бы матерью, рождающей это «светило». Овидий называл Люцифера сыном Авроры (Зари). 40 Лишение погребения было бесчестием ( 3Цар. 13:24  26), а для царя позором было быть похороненным даже вне родовой усыпальницы ( 2Пар. 21:20 ). В связи с этим появилась версия, что в этом пророчестве Исайя имеет в виду ассирийского царя Саргона II, который титуловался также «царем Вавилона» и который погиб в походе 705 г. до н. э., причём даже его тело не было найдено. 41 Предполагают, что этот титул означает больше, чем просто «князь» (нагид). В Книгах Царств титул нагид применяется к Саулу и Давиду, в Книге пророка Даниила – к первосвященнику Опии III u Ahmuoxy IV Эпифану (9:25, 26) 45 Так же, как и в ст. 2, имеется в виду исключительно выгодное военное и торговое местоположение Тира. 47 Слово «помазанный», вероятно, отражает обычай помазывать елеем золотые фигуры херувимов на крышке ковчега ( Исх. 25:18; 30:26 ). В Септуагинте: «…вместе с херувимом, который был помазан Богом и обитал в скинии». 48 Так в Ветхом Завете называется только гора Сион. Таким образом, царь Тира сравнивается именно с храмовыми херувимами. 53 На раскопках в Рас-Шамре в 1929 г. был найден фрагмент угаритской поэмы середины II тыс. до н. э., где упоминается мудрый правитель по имени Данниилу, отец героя Акхиты. Ученые отождествляют этого Данниилу с Даниилом, упомянутым Иезекиилем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Иаков приписывал свои богатства Божию благоволению, а между тем и сам много трудился (31:6; 30:35). Имя его изменено и подтверждено новое имя (32:22; 33:10). Неужели так могло все происходить на самом деле? Конечно могло! Имена некоторых лиц изменяются, например, жен Исава и тестя Моисея ( Быт.26:34; 28:9; 30:2 ; Исх.2:18, 21; 3:1; 4:18; 18:1 ). – Но ношение нескольких имен у древних было в обычае (да и ныне у немцев это есть). Кроме того, родство Моисея с Иофором и Рагуилом, при неясности еврейского термина, могло быть неодинаково. Например, Рагуил мог быть дедом, а Иофор отцом Сепфоры. Двоякое наименование народности лиц, купивших Иосифа: измаильтяне ( Быт.37:25, 27 и 39:1) и мадианитяне ( Быт.37:28, 36 ) – объясняется тем, что первое наименование общее, синоним «сынов степей и пустынь», кочевников странствующих от Египта до Ассирии, а второе, более частное, мадиамского народа, жившего близ Синайского полуострова и на юге Палестины (Gesenius. Hebr. Wцrmerb. 364 и 441 ss.). Поэтому в книге Судей оба народа также отождествляются: «дайте мне по серьге из добычи своей, ибо у неприятелей (мадианитян – 7 и 8:22) много было золотых серег, потому что они были измаильтяне» ( Суд.8:24 ). Поэтому же и в книге Бытия они попеременно называются то мадианитянами, то измаильтянами. Повторения и видоизменения законов, в период 40 лет и при различии образа жизни евреев и назначения законов, очень возможны и не доказывают различия писателей Пятикнижия, как мы уже говорили выше. Например, пять раз встречается запрещение есть кровь: Лев.3 – никакого тука и никакой крови не ешьте; 7:26–27 – никакой крови не ешьте, а кто будет есть кровь, истребится из народа; 17– если кто из пришельцев будет есть кровь, истреблю его из народа; 19– не ешьте с кровью; Втор.12 – наблюдай, чтобы не есть крови. Коснувшись некоторых критических соображений по вопросу о происхождении Пятикнижия, дав на них посильные ответы, охарактеризовав и вообще критические теории и их научные основы, скажем еще несколько о критических теориях по вопросу о происхождении Второзакония Так как Второзаконие, по времени и способу происхождения и по цели и назначению своему, а отсюда и по содержанию и изложению, имеет не мало отличия от предыдущих книг Пятикнижия, то издавна возникало предположение об отличии его писателя от писателя последних В виду этого вопросу о подлинности Второзакония уделялось всегда и в апологетических, и в рационалистических Исагогиках особое место и особые главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Например: « посылаше заутра» (ορφρω) « пророк» (ср.: Иер. 25, 4). И « заутра» (πρωι) « услыши глас мой;» и « заутра» (πρωι) « предстану Ти, и узриши мя» (ср.: Пс. 5, 4). И « от нощи утренюет» (ορφριζει) « дух мой к Тебе, Боже» (ср.: Ис. 26, 9). И « Боже, Боже мой, к Тебе» (ορφριζω) « утренюю» (Пс. 62, 2). И « воутрия» (εις τας πρωιας) « избивах вся грешныя земли» (ср.: Пс. 100, 8). И « вечер водворится плач, и заутра» (εις το πρωι) « радость» (Пс. 29, 6). Итак, почему сообразно прочим благодеяниям Божиим, явленным людям, Пророки посылаются «заутра»? Потому что всякое слово, исходящее от Бога, достигает к нам, способным слышать волю Божию, касаясь не тех, которые еще в детском неразумии, но тех, которые имеют уже естественные понятия к различению добра и зла. О них–то говорит пророческое слово, что, как скоро они приникнут и как бы возведут душевные взоры из прежнего неведения в разумение и сердечными очами приимут некоторый свет, тотчас спадает в них Божие слово, определяющее, что должно делать и что досточестно. Тот же смысл имеет и место в псалме: « Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти» (Пс. 5, 4). Пока вокруг души нашей ночь и не восходило солнце, невозможно нам быть услышанным от Бога. Но когда душа, очистившись от незнания Бога, вознесет молитвы, став в светлости разумного и духовного дня, тогда имеет она Бога, слышащего глас ее. Потому Пророк и говорит: « заутра предстану Ти, и узриши мя». Ибо если хочешь востать Богу, то не воставай ни на какое худое дело, но исполни заповеданное Моисею: « Ты же стань в этом месте передо Мною» (ср.: Исх. 33, 21), стань твердо, непоколебимо, неподвижно, востань к Нему верой, чтобы соделаться достойным видеть зрелища истины. « Востану Ти», — говорит Пророк, — « и узриши мя». Пока человек рассматривает красоту, обнаруживающуюся в вещах видимых, называется он естествоиспытателем или естествословом. А когда, простершись далее сего, востанет Самому Богу, зная уже, в какой мере все крайне прекрасно, и от красоты, во всем этом видимой, востекши к истинно прекрасному и достолюбезному, что обыкновенно бывает видимо только душам чистым, тогда, проникнув в нечто высшее естествословия, и иными называемое превышеестественным (μεταφυσυκα), может он сделаться тайнозрителем (εποπτικος). Посему говорит: Когда «востану Ти» и приближусь умом к созерцанию Тебя, тогда, чрез озарение ведения, восприиму тайнозрительную деятельность. С сим согласно сказанное: « Небеса поведают славу Божию» (Пс. 18, 2), не потому что они издают ощутительный для нашего слуха голос, но потому что упражнявшийся в законах миростроения и познавший устройство всего небесного из сего, так как бы оно издавало глас, изучает величие славы Сотворшего. К сему возбуждает нас и Пророк, говоря: « Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто показа» (слав.: сотвори) « сия вся?» (Ис. 40, 26), ибо возвышенно умствовать — значит взирать вверх и чрез видимое возводиться к мысли о Сотворшем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

§ 59. Гл. L, 22–26: вера Иосифа в возвращение народа Божия в землю обетованную. Изложение содержания. – Долго Иосиф прожил в Египте в счастии и благоденствии. 30-ти лет от роду он уже сделался первым вельможею при дворе Фараона и правителем Египта ( Быт.41:46 ). 54 года он прожил еще по смерти Иакова и видел от благословенных Израилем детей своих Ефрема и Манассии потомков до третьего рода (т. е. праправнуков), а правнуков от Манассии он при рождении принимал на колена свои в знак усыновления (50:22–23) 61 . Но счастье и царское величие не заглушили в Иосифе веры в Бога и в Его обетования о наследии Израильтянами земли Ханаанской; Иосиф помнил, что он странник и пришлец в земле Египетской и что спасения от мрака язычества и ига греха и диавола нужно ожидать Израилю в земле обетования; посему, умирая, он выразил пред братьями своими свою веру в посвещение Божие и, предрекая возвращение Евреев в Ханаан, заповедал «вынести кости его отсюда», т. е. из Египта (ст. 24–25). Иосиф умер 110-ти лет; тело его набальзамировали (слав. «погребоша его») и положили в отдельном ковчеге (слав. «рацее») в Египте (ст. 26). 1. Какой смысл нужно видеть в завещании Иосифа вынести его кости из Египта? – Ближайший смысл тот, что Иосиф этим завещанием выразил свою веру в обетования Божии о наследии Евреями земли Ханаанской, несмотря на трудность и невероятность того, чтобы малочисленный род Авраамов, теперь живущий в полной зависимости от Египтян, мог отнять обетованную отцам землю у могущественных Ханаанских народов. Эту крепкую веру и упование на милость и помощь Божию Иосиф своим завещанием, конечно, хотел внушить и всей «братии своей». Но в дальнейшем, таинственно-прообразовательном смысле в этом завещании Иосифа, но указанию ап. Павла, нужно видеть веру в посещение Господом народа Своего чрез Мессию и упокоение праведных в отечестве небесном ( Евр.11:22 сн. 16). 2. Как исполнилось упование Иосифа и его завещание? – Они исполнились так: спустя 144 года по смерти Иосифа Израильтяне (в количестве 600,000 мужей, кроме жен и детей) чудесно и славно были выведены Богом из Египта чрез Моисея, который, исполняя завещание блаженного патриарха, взял кости Иосифа ( Исх.13:19 ) и других патриархов, сынов Израиля (см. Деян.7:15–16 ). Чрез 40 слишком после этого лет кости Иосифа с честью погребены были и нашли упокоение в завоеванной Иисусом Навином земле обетованной ( Нав.24:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010