2. Что такое – «закон ужичества?» – Слово «ужичество» (от уже – связь, веревка) значит родственная связь, родство; отсюда – браки по закону ужичества суть браки, обязательные в силу родственной связи между брачущимися лицами. Закон ужичества, кроме указанного случая при владении женою поземельною собственностью, действовал еще тогда, когда умирал муж, не оставивши после себя потомства; в этом случае оставшуюся бездетную вдову должен взять замуж брат умершего, деверь ее, а первенец, родившийся от этого брака, должен считаться по закону сыном умершего, «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Вт.25:5–10). Это – деверский брак, или левират (от levir – деверь). 97 В русском переводе с нынешнего подлинника служебный возраст Левитов в IV главе указан от 30 до 50 лет. Полагают, что начало службы с 30 лет назначалось только на время странствования и именно для ношения частей скинии по пустыне. 99 Посвящение Аарона и сыновей его совершилось в первый день первого месяца второго года по исходе из Египта ( Исх.40 ), когда освящена была и скиния. Начиная с этого дня в течении 12-ти дней представители, князья колен, приносили свои дары Богу для обновления скинии, как об этом рассказывается в Чuc. VII главе, а в главе VIII-й говорится о посвящении левитов, как о даре Богу от всего Израиля, вместо всех первенцев. Посему, вероятно, посвящение левитов совершилось в 13-й день этого первого месяца. 100 Недостоинство первенцев всех сынов Израилевых служить Богу особенно обнаружилось в преступном нарушении народом завета с Богом чрез поклонение золотому тельцу; при чем только сыны Левиины не принимали участия в этом поклонении (см. Исх.32:26 ). 101 Совершенный возраст для левитов в IV-oй главе (ст. 3, 23, 30) по подлиннику полагается в 30 лет, хотя по переводу LXX и славянскому – 25 лет, также как и здесь. Полагают, что в гл. IV-oй 30-летний возраст требовался только для трудной работы ношения скинии во время; странствования, а по гл. VIII-oй полагается меньший возраст вообще для служения при скинии и особенно когда она будет поставлена в земле Ханаанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

По различным причинам современные богословы отошли от полного скептицизма Веллхаузена по этому вопросу. Сейчас большинство считают, что, вероятно, во времена Моисея действительно существовал некий простой храм в шатре, отраженный в ключевом отрывке – Исход (33:7–11). Здесь упоминается гораздо меньшее сооружение, расположенное за пределами, а не посреди стана. Подробности в 25–31-й и 35–40-й главах Книги Исход опускаются как гораздо поздняя, преувеличенная священниками, история о не впечатляющей скинии. Бесчисленные предположения делались в попытке либо связать изысканно украшенную скинию «С» и простой шатер «Э» (то есть два взаимоисключающих описания одного и того же явления), либо различать две структуры с точки зрения назначения и происхождения. Последний подход – это подход меньшинства. Однако предположение, что речь идет о двух различных феноменах – а нигде в Книге Исход не говорится о том, что оба являются равнозначными, – устраняет потребность в дальнейшем гипотетическом воссоздании истории скинии 106 . Богословский анализ О скинии, как о ней написано в этих главах Книги Исход, мы можем высказать следующие замечания. В скинии находилось семь предметов, если считать, что чеканные херувимы являются декоративным дополнением крышки. Может ли число предметов быть случайным? Предметы одежды, которые должны были носить те, кто отправлял службу в скинии, тоже насчитывают семь штук, четыре из которых носились только первосвященником (ефод – 28:6–12; наперсник судный – 28:15–30; верхняя риза к ефоду – 28:31–35; тюрбан – 28:36–38) и еще четыре, которые носились всеми священниками (хитон, пояс, головная повязка и льняные бриджи – 28:40–42). Единственной непокрытой частью человеческого тела были ноги, и это указывало, вероятно, на то, что священники выполняли свои задачи босиком (ср. Божье повеление Моисею и Иисусу Навину снять обувь в Его присутствии – Исх.3:5 ; Иис. Нав.5:15 ). Бог не возлагал ответственность за проектирование скинии на строительный или консультативный комитет. Он один является архитектором. Скиния, не меньше чем Декалог, коренится в Божьем откровении. Поэтому мы не удивляемся, встречая часто повторяемую фразу «он (или, они) сделал (или положил) ... как Господь повелел Моисею» в заключительных главах Книги Исход. Она встречается десять раз в 39-й главе (ст. 1, 5, 7, 21, 26, 29, 31, 32, 42:43) и восемь раз в 40-й (ст. 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29:32). Она также встречается дважды в 36-й главе (ст. 1:5). Божьи повеления, таким образом, даны для исполнения и реализации, а не для обдумывания и обсуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Следствием этой мысли и являются дерзкие речи во 2:17 и 3:13 и след. Может быть, повод к такому воззрению подало отсутствие в новом храме ковчега завета, считавшегося не только символом, но и в собственном смысле местом присутствия Иеговы (ср. Исх.25:8, 22; 30:6 ; Лев.26:11–12 ; Чис.7:39 ; Плч.2:1 ; ψ.98:5; 131:7; 1Пар.28:2 ). Утраченного, конечно, нельзя было вернуть; но взамен его, вероятно, народ ждал какого-либо видимого и чудесного знака присутствия Божия в новом храме, – в роде, напр., облака (ср. Исх.40:34–38 ; Чис.9:15–16 ; 3Цар.8:10 ), – или какого-либо чудесного события, которое бы показывало, что Бог пришел к ним и поселился среди них. Вот на эти-то ожидания и указывают слова пророка: «Господь, Которого вы ищете». 1697 § 114. . Единственное затруднение в переводе этих слов создается вопросом о сказуемом для . За таковое можно считать и из предшествующей фразы (в таком случае, образует новое предложение) и в приведенной. Древность держалась первого понимания. Так бл. Иероним выступает явным сторонником его, начиная даже со слов: «ессе venit, dicit Dominus exercituum» 2-й стих и отделяя эти слова от предшествующих дов. длинным комментарием. Так же поступают св. Кирилл, бл. Феодорит и Феодор М. 1698 . В новое время его разделяют: ван Тиль, Лютер, Кальвин, Генгстенберг, Прессель, Кейль 1699 . Сторонниками второго являются большинство новейших комментаторов. Собственно, экзегетического значения этот вопрос почти не имеет. Грамматических же оснований для его решения указать почти нельзя 1700 . Сторонники того и другого понимания, – когда берутся аргументировать свой взгляд (напр., Прессель и Келер), – обыкновенно пользуются соображениями о большей естественности такого или иного рода речи; 1701 – довод довольно субъективного свойства. Нам кажется, что перевод вторым способом предпочтительнее только потому, что он не предрешает комментария. Напр., Генгстенберг. ссылаясь на , которое будто бы относится зараз и к и к , считает себя вправе утверждать тожество последних (a. a. O.), тогда как это тожество составляет еще предмет спора между экзегетами. Между тем, перевод вторым способом не наклоняет сколько-нибудь заметно решение ни в ту ни в другую сторону. (см. о нем в толк.1:10 и 2:17) в настоящем случае можно разбирать мн. ч. м. р. и причастия и прилагательного, что в смысле никакой разницы не составляет. Значение здесь надо взять «желать» (как у LXX – θλετε==слав. «хощете», вульг. – «rultis», русск. син. – «желаете», Лют. – «ihr begehret»; – большинство новейших комментаторов так же или «gern habt»), потому что «благоволение» низшего к высшему было бы несколько неловком понятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

40), и назывался скинией собрания, потому что сюда собирался народ для богослужения, и скинией откровения или свидетельства, потому что здесь Бог открывал людям Себя и Свою волю. 8. Святое Святых — третья, внутренняя часть скинии. Здесь находился ковчег завета, в котором хранились скрижали закона, золотой сосуд (стамна) с манной и жезл Аарона. Сюда входил только первосвященник, в день очищения, совершаемого однажды в год, с кровью жертвенного животного и кропил этой кровью над ковчегом завета, для очищения грехов народа (см. Лев. 16:29-34). Смысл и значение этого священнодействия раскрыты ап. Павлом в посл. к Евр. (9:3-7, 8-15, 24-28 и 10). 9. Это совершалось в 10-й день, который назывался Днем очищения или умилостивления. В этот день первосвященник поставлял пред Скинией двух козлов и по жребию одного из них закалывал и приносил в жертву за грехи всего народа, а над другим исповедывал грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню (Лев. 23:26-32. Сн. Евр. 11:11-14). 10. Год у евреев состоял из 12 лунных месяцев. Месяц авив или нисан (Неем. 2:1, Есф. 3:7), соответствующий нашему марту, был началом священного года (Исх. 12:2; 13:4), а месяц тисри, по счету седьмой, соответствующий нашему сентябрю, считался первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался Праздником труб (Исх. 23:24); 10-й день — День очищения; 15-й день — Праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев по пустыне, когда они жили в шатрах или палатках (Лев. 23:33-34; Чис. 29:12-39). В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или Субботнего, года и пятидесятого или, Юбилейного, года (Лев. 25:9) Поэтому седьмой месяц и назван субботой суббот, т.е. праздником праздников. 11. Сентябрь с лат. означает седьмой. 12. Октавию, римскому кесарю или императору († 14 г. по Р. Х.), когда он сделался единым властителем всей Римской империи, сенат поднес титул Августа. Слово это значит величество, великий, досточтимый, священный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Гирсоново и Мерарино поколения получили прочие 25 городов в уделах других западно- и восточно-иорданских колен. Назначение 48-ми городов для Левиина колена, состоявшего по последнему счислению из 23000 мужеского пола ( Чис.26:62 ), объясняется тем, во-первых, что города в Ханаанской земле были в то время невелики и состояли вообще из небольшого числа жителей, и, во-вторых, объясняется тем, что эти города занимали не одни священники или левиты, а вместе с ними жили в них и члены того колена, в уделе которого они находились, как это особенно видно из сказанного о Вефсамисе, бывшем священническим городом, жители которого, жавшие пшеницу, а затем принесшие всесожжение Господу, ясно отличаются от левитов, которые сняли Ковчег Господа и поставили его на большом камне ( 1Цар.6:13,15 ). При назначении городов Левиину колену принималось, конечно, во внимание и умножение его численности в последующее время. В некоторых из этих городов должны были также иметься дома для невольных убийц. Что касается числа священников, составлявших дом Аарона во время раздела Ханаанской земли, то оно с точностью неизвестно, но не может быть представляемо слишком малочисленным, состоявшим из Елеазара и Ифамара ( Чис.3:2,25:7 ). Значительная численность их в то время видна из того, что во время перехода через Иордан священники не только несли Ковчег Завета, но и держали его на плечах во все то время, в которое совершался переход народа через Иордан, а при обхождении вокруг Иерихона, кроме священников, несших Ковчег Завета, было еще 7 священников, трубивших в юбилейные трубы. Первой книги Паралипоменон XXIV глава ( 1Пар.24:4 ) представляет ясное указание на то, что сыновья Аарона Елеазар и Ифамар, имели 24 сына, которые стали главами 24-х священнических родов, между которыми при Давиде распределено было служение при святилище. И так как в начале 2-го года по выходе из Египта ( Исх.40:12–15 ; Лев.9:1,10:12 ) эти сыны Аарона были уже священниками, т.е. совершеннолетними, то через 40 лет и их дети были уже совершеннолетними и имели тоже детей. Через три поколения потомство Аарона должно было возрасти до нескольких сот лиц мужеского пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою сильно разостлал землю. Одно из самых выразительных и ясных мест Ветхого Завета, где с такой убедительностью и силой утверждается догмат о Боге-Творце. Подчеркнутое здесь указание на единство Творца направлено, разумеется, не против троичности Лиц Божества, но против сильно распространенного в языческой мифологии известия, что творцом мира был какой-то низший, второстепенный бог, ( δημιουργος), который не творил мир из ничего, а лишь преобразовывал, или устроял его из готового материала, да и эту упорядочивающую работу он производил не самостоятельно, а по чужой указке (высших богов) и при помощи различных других сотрудников (низких божеств). В противоположность таким языческим басням Господь устами пророка твердо провозглашает, что Он есть единый первовиновник всего Сущего ( Ис.45:6–7 ), истинный Творец неба и земли ( Ис.40:22 ; Ис.42:5 ), у которого не было при этом никаких советников и помощников ( Ис.40:14, 28 ). Самый образ «распростертия небес» хорошо нам знаком по известному выражению Псалмопевца: «простираешь небеса, как шатер» ( Пс.103.2 ). Ис.44:25 . Который делает ничтожными знаме­ния лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов про­гоняет назад и знание их делает глупостью, «Который делает ничтожными знамения лжепророков... безумие волшебников, мудрецов». Здесь можно, конечно, видеть исторический намек на египетских жрецов, состязавшихся с Моисеем и Аароном ( Исх.7:11–12, 22 ); но, пожалуй, лучше относить это к представителям вавилонской религии и науки, к халдейским жрецам, астрологам и мудрецам ( Ис.16:6 ; Ис.47:10 ; Иер.29:8–9 ), так как этими культами и этой наукой больше всего увлекались современные пророку Иудеи. Ис.44:26 . Который утверждает слово раба Своего и при­водит в исполне­ние изрече­ние Сво­их по­слан­ников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете по­строены, и раз­валины его Я восстановлю», «Который утверждает слово раба Своего... изречение своих посланников». Судя по всему контексту речи, под «словом» которое Господь утверждает, или оправдывает, должно разуметь пророчество о предстоящем вавилонском плене, которое имеет исполниться на глазах того же поколения. Отсюда под «рабом» Господа следует разуметь пророка Исаию, который, действительно, назывался так ( Ис.20:3 ); а под «посланниками» следует понимать и всех других пророков, говоривших о плене и возвращении из него: Иер.29:10–14 ; Иез.39:25–28 ; Иоил.3:1 ; Ам.9:11–15 ; Авд.1с.; Мих.4 и Соф.3:14–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В решении этого вопроса ученые прежде всего обращали внимание на время жизни самого Иова. В жизни Иова все видели признаки древнейшего, патриархального времени и строя жизни: Иов, за отсутствием определенного священнического класса, сам приносил жертвы за себя и детей своих (1:5); за отсутствием также определенных судей или царей народный суд производился старейшинами народными (29:7–25); древнейшая форма звездопоклонства – целовние руки (31:27); употребление древнейшей, относимой Пятокнижием к патриархальному времени, монеты «кеситы» ( Быт.33:19 = Иов.42:11 ); в прибавление к книге Иова, заимствованном в греческих списках Библии из какой-то сирской книги (и без сомнения под влиянием Быт.36:10–34 ), Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским ( Иов.42:17 ); авторитет нравоучения заключается у старцев и в их мудрых изречениях (4:12;5:27;8:8); необычайная продолжительность жизни Иова (около 200 лет). На основании этих признаков полагали, что и писатель книги Иова, касавшийся столь отдаленного времени, сам должен жить в древнейшее время. Подобно тому, как в кн. Бытия описал патриархальные времена Моисей, так он же вероятно описал их и в кн. Иова. Тем более это вероятно, что следы этого мнения сохранились в иудейском (Baba Batra 14, a) и в христианском предании ( Ориген , Златоуст, Ефрем Сирин , Мефодий, Полихроний, Иероним). Кроме того, есть сходство и в языке между книгой Иова и Пятокнижием, ибо некоторые еврейские слова употребляются только в этих книгах и более нигде: (33:9= Иов.42:11 ); (молва, слух – 4:12–26= Исх.32:25 ); (ощупывать – 5:14= Втор.28:29 ); (глотать – 39:24= Быт.24:17 ); также некоторые одинаковые выражения встречаются в обоих писаниях, например, «доколе дыхание Его во мне и дух Его в ноздрях моих» (27:3= Быт. 2:7 ), «умер Иов, насыщенный жизнью» (42:17), как умирали еврейские патриархи ( Быт.15:15;25:8;35:29 ). Моисею, 80 лет проведшему в аравийской пустыне (40 лет в пастушестве и 40 лет вождем Евреев), возможно было получить сведения о живших в Аравии Иове и его друзьях. Итак, утверждали Карпцовий, Ейхгорн, Ян, Бертольд, книга Иова, по времени своего происхождения, должно быть отнесена к числу древнейших библейских писаний и принадлежит Моисею. В русской богословской литературе это мнение высказывалось Еп. Агафангелом (в толковании на книгу Иова) и в Христианском чтении за 1833 год, 3т. (автор не назван).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Здесь продолжается изложение истории Израиля от исхода (6–12, Исх. 14 ) и блуждания в пустыне (13–18, Чис. 11:4–34; 16 ) до Синая (19–23, Исх. 32:1–6,9–14 ) и эпизодов, связанных с их пребыванием в сопредельных районах Ханаана (24–27, Чис. 14 ) и у вод Меривы, эпизодов с Ваал–фегором (28–33, Чис. 20:2–13; 25:1–15 ) и с вступлением в землю обетованную (34–38, Суд. 1:21,27–36; 3:3,5 и др.). Это печальная история греха (6), неблагодарности, маловерия и отступничества (7, 21), забывчивости (12–13), эгоизма (14), зависти (16), идолопоклонства (19), непослушания (24–25), утраты наследия (26), неверности (28), подстрекательства (32), компромиссов (34–35) и приверженности гнусным языческим обрядам (37–39). Но это (и в гораздо большей степени) – рассказ об избавлении народа силой Божьей (8–11), о готовности проявить милосердие (23, 30), о многократном прощении вместо заслуженного наказания (40–43), сочувственном отклике на мольбу о помощи (44) и о верности завету и милосердии (45). Это главный урок нашей истории – наша неверность и Его верность. 1–5 Хвала и молитва. Псалом открывается хвалой и молитвой, а завершается молитвой (47) и хвалой (48), ибо история свидетельствует о Его непреходящей любви и милости (1), о вечном и неизменном Боге (48), Которому воздает славословие Его народ, осознающий всю неполноту прославления Бога слабыми грешными человеческими устами. Это убеждает нас в необходимости вознесения молитв, потому что и отдельному человеку есть место в промысле Божьем о судьбе всего народа, и сам народ не забыт – даже в рассеянии среди других народов. Интересно отметить, что в начале и в конце псалма особо звучит нота благословенности (3; ст. 48 букв.: «Благословен Господь»), хотя слова в оригинале использованы разные. Путь послушания – это путь благословения (3), однако, если бы этим все и определялось, как бы мы выглядели на фоне наших бесконечных падений и отступничества? Но истина состоит в том, что есть Бог, достойный всяческого прославления (см. коммент, к Пс. 102:1 ), не отступающий вовеки от Своего слова, сострадательный, милосердный, прощающий, слышащий наши молитвы, избавляющий нас от напастей, спасающий Бог . Мы – как и весь народ (относя и на свой счет все прегрешения, перечисленные в ст. 6–39) – радостно восклицаем: Аминь! Аллилуйя! (48)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В решении этого вопроса ученые прежде всего обращали внимание на время жизни самого Иова. В жизни Иова все видели признаки древнейшего, патриархального, времени и строя жизни: Иов, за отсутствием определенного священнического класса, сам приносил жертвы за себя и детей своих (1:5); за отсутствием также определенных судей или царей народный суд производился старейшинами народными (29:7–25); древнейшая форма звездопоклонства – целование руки (31:27); употребление древнейшей, относимой Пятикнижием к патриархальному времени, монеты «кеситы» ( Быт.33 ­­ Иов.42:11 ); в прибавлении к книге Иова, заимствованном в греческих списках Библии из какой-то сирской книги (и без сомнения под влиянием Быт.36:10–34 ), Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским ( Иов.42:17 ); авторитет нравоучения заключается у старцев и в их мудрых изречениях (4:12; 5:27; 8:8); необычайная продолжительность жизни Иова (около 200 лет). На основании этих признаков полагали, что и писатель книги Иова, касавшийся столь отдаленного времени, сам должен жить в древнейшее время. Подобно тому как в книге Бытия описал патриархальные времена Моисей, так он же вероятно описал их и в книге Иова. Тем более это вероятно, что следы этого мнения сохранились и в иудейском (Baba Batra. 14а) и в христианском предании ( Ориген , Златоуст, Ефрем Сирин , Мефодий, Полихроний, Иероним). Кроме того, есть сходство и в языке между книгой Иова и Пятикнижием, ибо некоторые еврейские слова употребляются только в этих книгах и более нигде: (33­­ Иов.42:11 ); (молва, слух – 4:12, 26 ­­ Исх.32:25 ); (ощупывать – 5­­ Втор.28:29 ); (глотать – 39­­ Быт.24:17 ). Также некоторые одинаковые выражения встречаются в обоих писаниях, например: «доколе дыхание Его во мне и Дух Его в ноздрях моих» (27­­ Быт.2:7 ), «умер Иов, насыщенный жизнью» (42:17), как умирали еврейские патриархи ( Быт.15:15; 25:8; 35:29 ). Моисею, 80 лет проведшему в аравийской пустыне (40 лет в пастушестве и 40 лет вождем евреев), возможно было получить сведения о живших в Аравии Иове и его друзьях. Итак, утверждали Карпцовий, Ейхгорн, Ян, Бертольд, книга Иова, по времени своего происхождения, должна быть отнесена к числу древнейших библейских писаний и принадлежит Моисею. В русской богословской литературе это мнение высказывалось еп. Агафангелом (в толковании на книгу Иова) и в Христианском Чтении за 1833 г. 3 т. (автор не назван).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

26 ст. «По причине сего (того ради) я пробудился от сна и посмотрел, и сон этот был приятен для меня». Того ради, т. е. по причине или вследствии того откровения, которое изложено выше (глл. 30 и 31:1–25 ст.), я востах от сна и видех, и сон ми сладок бысть. Это пророк говорит о себе самом, объясняя, что изложенное выше откровение было ему, пророку, во сне, 151 и что это откровение было столь отрадным и сладостным для него, что он пробудился от сна, в который был погружен. Это откровение утешительного содержания и потому весьма резко выделяется (вместе с немногими другими, напр. 3:17–19; 16:14–15; 23:7–8) из ряда остальных пророчеств Иеремии, которые большею частью угрожающего характера. И как эти последние пророчества были для пророка источниками постоянных огорчений ( Иер. 20:7–8 ), так наоборот утешительные откровения наполняли душу его радостью, эта мысль и выражается словами: и сон ми сладок бысть. В заключение (27–40 ст.) излагается утешительное обетование Израилю и Иуде вместе, предметом сего обетования служит: 1) размножение народа Божия по возвращении из плена в свое отечество (27–28 ст.) и улучшение его в нравственном отношении (29–30 ст.); 2) заключение нового завета с Богом (31–37 ст.) и 3) воссоздание города Иерусалима на прежнем его основании и в прежних границах (38–40 ст.). 1) Возвещая от лица Божия (глаголет Господь) размножение народа Божия по возвращении из плена в отечество, пророк для большей наглядности выражается так: всею Израиля и Иуду семя человече и семя скотское, другими словами страна (русск. дом) Израиля и Иуды будет, как семенем, усеян, людьми и скотом, т. е. людей и скота будет множество (27 ст.). Значит, прекратится то состояние страны иудейской, в каком она была в период плена (ср. сказанное выше, 24–25 ст.). И это совершится непременно: как пред этим Господь бдительно следил за тем, чтобы истреблять и наказывать их (якоже бдех на ня потребити и озлобити – ср. 1:10–12), так тогда будет следить за тем, чтобы созидать и насаждать (28 ст.). В то время уже не будут говорить: «отцы (предки) ели кислое, а у детей (потомков) на зубах оскомина» (29 ст.), т. е. за преступления отцов не будут нести наказания дети, но каждый будет умирать за свой грех: «кто ел кислое, у того будет и оскомина на зубах» (30 ст.). Другими словами это значит, что нечестие тогда не будет доходить до такой степени, чтобы наказание за него распространялось не только на прямых виновников, но даже и на их потомков ( Исх. 20:5 ): напротив, оно будет тогда явлением лишь временным, исключительным и единичным, а не постоянным, укоренившимся и общенародным злом, почему и наказание за него будут нести только отдельные личности ( Втор. 24:16 ). Пр. Исаия, говоря о том же послепленном периоде, общий уровень нравственного состояния народа иудейского коротко и ясно характеризует такими словами: людие сии праведнии ( Ис. 60:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010