Поста и праздности=νηστεαν κα ργαν. Первое слово соответствует евр. , которое по-видимому отнесено к корню , в Лев.16:31; 23:27, 32 ; Числ.29:7 значащему: смирять (душу)=поститься (оттуда – пост). ργα – воздержание от работы, – значение, усвоенное слову по первому значению его корня (удерживать, препятствовать). єі. Єгда прострете рки (ваш) ко мн, вращ очи мо вас: и аще умножите моленїе, не услыш вас: рки бо ваш исполнєны крове. 15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. 15 . «Простирать руки» и «умножать моление» – параллельные по смыслу выражения. Простертие рук служило выражением мольбы о помощи, об избавлении от несчастья ( 3Цар.8:22 ; Иер.4:31 ; Исх.9:29 ). Молитвенный вопль сыны израилевы поднимали ко Господу в случаях несчастий ( Суд.3:9, 15; 4:3; 6:7 ). На простираемых к Нему руках Господь видит кровь – следы и доказательство преступных, несправедливых отношений иудеев к ближним ( Ис.1:23; 3:15; 5:23 ), – отношений, в которых убийства были наиболее возмутительными явлениями ( Ис.1:21; 4:4; 5:7 ). Преступников заповеди о любви к ближним, беззаконников, Господь ненавидит ( Пс.5:6 ); на них не могут быть обращены очи Господни (там же., ср. 3Цар.8:29 ), и потому Господь отвращает от них Свой взор=перестаёт благоволить к ним. И змыйтес, (и) чисти бдите, имите лкавства дш ваших пред очима моима, престаните лкавств ваших. 16. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 16 . Беззакония евреев рассматриваются как грязь, покрывающая их духовное существо (ср. Иер.2:22 ; Пс.50:4 ). Удалите злые деяния ваши от очей Моих, т. е. – так как Бог видит всё и везде – прекратите совсем злые дела ваши: слав.-греч. перевод правильно и точно, хотя не буквально, выражает смысл слов Господних. зі. Начитес добро творити, взыщите сда, избавите бидимого, сдите сир и правдите вдовиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы БОГОПОЗНАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богопознание , постижение Бога в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя : " ...да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " ( Ин 17, 3 ). В Ветхом Завете В Ветхом Завете богопознание определяется посредством глагола yada (знать). В древнееврейском языке этот глагол употребляется не только тогда, когда речь идет о получении знаний или приобретении тех или иных сведений, но и в тех случаях, когда необходимо выразить " некое экзистенциальное соотношение (т. е. укорененное в самом существовании). Познать нечто - значит изведать нечто конкретным опытом " . Так, напр., библейские слова: " Адам познал Еву, жену свою " ( Быт 4, 1 ), - говорят о супружеском соединении Адама и Евы, так же познаются страдание ( Ис 53, 3 ), грех ( Прем 3, 13 ), война ( Суд 3, 1 ), мир ( Ис 59, 8 ), добро и зло ( Быт 2, 17 ). Познание на библейском языке - это " реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия. Познать кого-нибудь - значит вступить с ним в личные отношения, которые могут принимать многоразличные формы и достигать разных степеней; поэтому под " познанием " можно понимать целую гамму различных смыслов… Бога познают, когда испытывают Его суд ( Иез 12, 15 ), и совсем по-другому познают Его, когда вступают в Его Союз-Завет ( Иер 31, 34 ) и постепенно входят в единство с Ним " . Познание Бога в Ветхом Завете обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу ( Быт 1, 27 ), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя ( Исх 3, 14 -15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их " Господь Бог " ( Втор 29, 6 ).

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

ст. 23. И не одно сие; но и мы сами, имеющие 133 начаток духа, и мы сами в себе воздыхаем, ожидая усыновления, избавлены телу нашему. ст. 24. Ибо спасение наше состоит в уповаемом (благе). Упование же видимого (добра) не есть уже упование; ибо, кто уже видит что, для чего ему того и ожидать? ст. 25. А когда мы надеемся на то, чего еще не видим; конечно и ожидаем (того), с терпением. 134 И таковою благою надеждою мы облегчаем себя и ободряем в подвигах. ст. 26. А также, и Дух способствует 135 нам в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем бы нам помолиться, как должно, но сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неисповедимыми. Зах.12:10 ст. 27. А испытующиий сердца, знает уже, что-то есть мудрование Духа 136 поскольку оный Дух Богоугодно ходатайствует о святых. ст. 28. И мы уверены, что любящим Бога, все 137 споспешествует во благо, яко по предуведению званным. 138 ст. 29. Поскольку, о коих 139 предуведал Бог , тех и предопределил сообразными быть примеру Сына Своего; с тем, чтоб быть Ему первородным во многих братиях. 140 ст. 30. А коих предеопределил, тех и призвал. Исх.33:12,17 ; Иер.1:5 Коих же призвал, тех и оправдал: а коих опрадал, тех и прославил. 141 ст. 31. Так, что же мы после сего скажем? Когда Бог за нас; то, кто 142 против нас? И конечно, сильным и надежным поборником по нас есть Бог! ст. 32. Тот ; который Своего Сына не пощадил, но за нас, всех предал (на смерть); уже ли с Ним и не все нам дарует? 143 ст. 33. Кто посягнет на избранных Божиих? Бог есть, оправдающий; кто ж есть осуждающий? Ис.50:8,9 За сим, чего больше искать тебе? – Помысли притом, кто здесь действует? ст. 34. Христос Иисус (ради нас) умерший, паче же и воскресший, Который и сидит одесную Бога, Который и ходатайствует о нас. 144 ст. 35. Кто нас разлучит от любви Божией? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? 145 ст. 36. Так как написано: что мы Тебя ради всегда готовы страдать до смерти: мы почитаем себя не иначе, как овцами, на заколение назначенными. Ис.43:25

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

«И сказал им (Спаситель): очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Иисус Христос пришел в Иерусалим со своими учениками на ежегодный праздник Пасхи. Много иудеев собиралось каждый год для того, чтобы помолиться в этот величайший и святейший изо всех иудейских праздников в Святом Граде – так называли Иерусалим, потому что в нем находился Храм Господень. Праздник этот был посвящен первой ветхозаветной Пасхе, когда Господь погубил всех первенцев у египтян, но прошел над домами еврейского народа. Перепуганный фараон вынужден был отпустить израильтян, и они спаслись бегством. Моисей и его народ перешли Красное море, а фараон и его колесницы, пытавшиеся преследовать их, утонули. Бог освободил народ Свой от рабства и вывел его в новую землю для свободной жизни. Когда Иисус Христос праздновал Свою последнюю пасхальную трапезу, Он придал новый смысл хлебу и вину, претворил их, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» . И, взяв чашу и благодарив, подал ученикам Своим со словами: « Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Ветхая и новая Пасха «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь «. ( Иер.31:31–32 ) «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность ихи на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: познайте Господа’, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более «. ( Иер.31:33–34 ) Первая Пасха: Господь спасает народ Свой и выводит их из египетского рабства на свободу в новую землю. (См. Исх.12:1–14,24–27 )

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ропот, поднявшийся среди иудеев, напоминает о ропоте сынов Израилевых против Моисея в пустыне ( Исх.17:3 ; Числ.11:1, 14:27–29 ). Вопросы, которые иудеи задают друг другу по поводу Иисуса, очень напоминают то, что, согласно Матфею и Марку, говорили об Иисусе в его «отечестве»: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?» ( Мф.13:55–56 ; Мк.6:2–3 ). Под отечеством Иисуса понимается Назарет, где Он был воспитан, что подтверждается повествованием Луки о посещении Им назаретской синагоги, сопровождавшемся тем же вопрошанием: «Не Иосифов ли это сын?» ( Лк.4:16–22 ). Капернаум, где происходит беседа о небесном хлебе, находился совсем недалеко от Назарета, и там вполне могли знать «отца и Мать» Иисуса. В сознании Его слушателей не укладывалось то, что Он заявлял о Себе как сшедшем с небес, в то время как Его родители и родственники были живыми свидетелями того, что Он родился на земле и воспитывался в обычной семье. В следующей главе Евангелия от Иоанна на сцене появятся «братья Иисуса», которые «не веровали в Него» ( Ин.7:3–5 ). Как человек, имевший родителей, братьев и сестер, мог претендовать на то, что сошел с небес? Иисус не отвечает на этот вопрос, оставляя слушателям самим доискиваться истины. Однако Он дает им ключ, при помощи которого они могут разгадать Его загадку: они будут «научены Богом». Здесь Иисус впервые в Евангелии от Иоанна цитирует Ветхий Завет , приводя близко к тексту слова из Книги пророка Исаии: «И все сыновья твои будут научены Господом» ( Ис.54:13 ) 10 . Данный текст содержит в себе обетование об Иерусалиме, который представлен в образе женщины – «неплодной, нерождающей», «не мучившейся родами», «бедной, бросаемой бурей, безутешной». Она не будет постыжена, потому что Сам Господь Саваоф – ее супруг ( Ис.54:1–12 ). Похожее пророчество есть у Иеремии: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер.31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Исх.15:14 .  Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; Исх.15:15 .  тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском ( Исх. 14:31 ): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи ( Исх. 13:17 ); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам ( Исх.15:15 , Нав. 2:9, 11 ). Исх.15:16 .  Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям мышцею Всевышнего, немые как камень, т.е. бессильные что-нибудь предпринять ( 1Цар. 25:37 ), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивления ( Втор. 2:25, 11:25 , Нав. 2:9–11 ). Исх.15:17 .  Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога ( Втор. 31:1–6 ), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» – гористая Ханаанская местность ( Пс. 67:16–17 , Ис. 5:1 ), составляющая собственность Господа ( Иер. 2:7 ) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем ( Пс. 77:54 ). Исх.15:18 .  Господь будет царствовать во веки и в вечность. Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа ( Пс. 104:11 ). Исх.15:19 .  Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Исх.15:20 .  И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закон, данный на Синае, только напомнил израильтянам о давнем установлении святить седьмой день и подтвердил древнюю заповедь Божию ( Исх.20:8–11 ). С воспоминанием в субботу о сотворении мира Моисей соединил воспоминание избавления евреев от рабства египетского, которое совершилось в месяц и день сотворения мира ( Исх.12:6 ) и было так важно для евреев, что соединялось с воспоминаниями многих благодеяний Божиих, оказанных им. Моисей говорит: «помни, что ты был рабом в земле египетской, но Иегова, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе учредить день субботний» ( Втор.5:15 ). Суббота, по изречению закона, была знамением между Богом и евреями, чтобы они знали, что Он есть Господь, освящающий их ( Исх.31:13 ), и, напоминая о Творце мира, служила к предохранению израильтян от поклонения тварям. В субботу, в воспоминание покоя Божия по сотворении мира и избавления евреев от работ египетских, должны были иметь покой от трудов все израильтяне без исключения и даже рабочий скот. «Не делай никакой работы, говорил Господь, ни ты, ни сын твой, ни раба твоя, ни пришлец, который в жилищах твоих, ни вол твой, ни всякий скот твой ( Исх.20:10 ). Соблюдите субботу; она свята для Господа и для вас. Это знамение между Мною и сынами израилевыми на веки, потому что в шесть дней Господь сотворил небо и землю, а в день седьмой почил» ( Исх.31:14–17 ). В субботу евреи должны были прекращать все труды ежедневные, домашние, коих остановка не влекла за собою никакого вреда, напр., приготовление дневной пищи, печение, варение ( Исх.16:23 ), разведение огня в жилищах ( Исх.35:3 ) и другие занятия ( Лк.22:56 ). Работы открытые и полевые, напр., собирание дров ( Чис.15:32 ), сеяние, жатву, ношение тяжестей и другие труды ( Исх.34:21 . Иер.17:21, 22 . Неем.13:15 ). Дела торговли. «Во днех тех, говорит Неемия, видех во Иудее топчущих точило в субботу, и носящих снопы, и возлагающих на ослы, и вино, и гроздие, и смоквы, и всякое бремя, и носящих во Иерусалим во дни субботныя: и засвидетельствовал им в день продаяния их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Иер.7:29–34 . Иудеи осквернили самый храм языческими мерзостями, устроили жертвенники для сожжения детей своих в долине Тофет. За это им нет прощения и Господь превратит их страну в пустыню. Иер.7:29 .  Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Го­с­по­дь и оставил род, навлекший гнев Его. Повеление об острижении волос обращено к дочери Сиона, как это видно из того, что в евр. тексте глагол поставлен в женском роде. – «На горах». Где иудеи грешили, принося незаконные жертвы, там они должны и плакать (ср. Иер 3.21 ). Иер.7:30 .  Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Мо­ими, говорит Го­с­по­дь; по­ставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; Здесь указывается на внесение идолов в Иерусалимский храм при царе Манассии ( 4Цар 21.3–5, 7 ). Иер.7:31 .  и устро­или высоты Тофета в долине сыновей Ен­номовых, чтобы сожигать сыновей сво­их и дочерей сво­их в огне, чего Я не по­велевал и что Мне на сердце не при­ходило. «Высоты Тофета», находившиеся «в долине сынов Еннома» – объясн. см. Толк. Библия т. 2-й с. 533. – «Я не повелевал». Иеремия, очевидно, здесь как и в других местах ( Иер 19.5 и Иер 32.35 ), говорит о том, что жертвоприношения, совершавшиеся в этой долине, совершались в честь Иеговы. Мысль о необходимости приносить Иегове в жертву детей могла возникнуть под влиянием Исх. 13:2, 12, 22:29 (ср. также Мих. 6.7 ). Иер.7:32 .  За то вот, при­ходят дни, говорит Го­с­по­дь, когда не будут более назы­вать место сие Тофетом и долиною сыновей Ен­номовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. «За то». Хотя эти ужасные жертвы были отменены царем Иосией и не возобновлялись при Иоакиме (это видно из того, что поражение иудеев при Иоакиме приписывается в кн. Царств преступлениям только Манассии; 4Цар 24.3 ср. 4Цар. 21:11, 23, 26 ), тем не менее со времени отмены их прошло только 18 лет (до 5-го г. Иоакима), и современники Манассии еще не искупили своего участия в этих беззаконных жертвах никакими страданиями. Теперь им предстоит понести наказание. – Долиною убийства. Сюда, в долину сынов Гинномовых, будет свезено столько трупов убитых Иерусалимлян для погребения, что ее можно будет переименовать в долину убийства или убитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010