крепость, еже сотворити силу» ( Втор. 8, 17–18 ). Кто забудет Иегову и вознесется сердцем, погибнет ( Втор. 8:11, 14, 19 ), – и л) молитву , как полное выражение всех религиозных чувств и их упражнение и пища, укрепление и возвышение ( Исх. 15, 1–18 ; Лев. 4, 26, 14:20 ; Чис. 14, 19 ; Втор. 26, 5–9, 13–15 ). Но, когда Израиль изображал Бога в мыслях своих во всем том величии, в каком Он обыкновенно открывался ему, – тогда сердце его исполнялось – м) притрепетного благоговения не только к Богу, величайшему и могущественнейшему, но даже и к месту Его явления: Моисей иззувает сапог и от ног своих – и весь Израиль не смеет прикоснуться к горе, избранной для Богоявления. «Убояшася людие Господа», когда увидели «руку великую», спасшую их и потопившую египтян в море ( Исх. 14, 31 ), – и в трепете отступили от горы, с которой между громами и молниею Господь давал им закон ( Исх. 20, 18–19 ), – н) раболепного самоуничижения падающего в прах пред великим и праведным Богом: «Господь праведен, аз же и людие мои нечестиви», – исповедал Моисей ( Исх. 9, 27 ), – и в этих, без сомнения, мыслях всякий раз вместе с Аароном падал пред скиниею, – о) смертной боязни приблизиться к Богу, тем паче увидеть лице Его. «И ныне да не измрем», – говорил Израиль Моисею, выслушав десятословие, – «яко потребит нас огнь великий сей, аще приложим мы слышати глас Господа Бога нашего ктому, и умрем» ( Втор. 5, 25 ), – и п) боязливого хождения пред Богом – так полно выражаемого стоянием на страже Господней ( Лев. 18, 30, 22:9 ; Чис. 1, 53 – и множество других). Господа Бога твоего «да убоишися... яко Бог ревнив Господь Бог твой посреде тебе; да не разгневався яростию Господь Бог твой на тя, истребит тя» ( Втор. 6, 15 ). Таким образом, в вере подзаконной во всей полноте выражены и любовь, и страх, и сыновство, и рабство. И сын Израиля, ходящий в духе своей веры, – в отношении к Богу, – то исполнялся благих, веселящих, умиротворяющих и расширяющих дух сердечных чувств, то болезненных, томящих, возмущающих и стесняющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Повествование о переходе через Чермное море (см.: Исх. 13:20 – 22; 14:1 – 32; 15:1 – 19 ) читается в качестве шестой паремии на вечерне Великой Субботы, накануне новозаветной Пасхи, повествуя о событиях Пасхи ветхозаветной. То же повествование, но в более кратком виде (см.: Исх. 14:15 – 18, 21 – 23, 27 – 29 ), читается в качестве второй паремии на вечерне Крещения, прообразом которого и был переход через Чермное море. Повествование об услаждении горьких вод Мерры (см.: Исх. 15:22 – 27; 16:1 ) читается в качестве третьей паремии на вечерне Крещения, в числе ветхозаветных чтений о роли вод в Священной истории. То же повествование читается в качестве первой паремии на праздники Кресту, который был прообразован древом, усладившим горькие воды Мерры. Повествование о богоявлениях Моисею на горе Синай читаются в качестве первой (см.: Исх. 24:12 – 18 ) и второй (см.: Исх. 33:11 – 23; 34:4 – 6, 8 ) паремий на Преображение, когда вспоминается явление Христу Моисея и Илии. Повествование о сооружении Моисеем скинии (см.: Исх. 40:1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35 ) читается в качестве первой паремии на праздник Введения, когда в храм Божий вошла Пресвятая Богородица, Сама являвшаяся храмом, вместившим Божество воплощенного в Ней Христа. Кроме того, благодарственная песнь Моисея по переходе Чермного моря (см.: Исх. 15:1 – 19 ) является первой библейской песней великопостных утрень и образцом первой песни канонов. Основные богословские идеи Завет Божий Завет, заключенный Богом еще с Авраамом (см.: Быт. 15:5 ), становится основой для заключения завета Синайского. Ягве помнит Свои обещания патриархам (см.: Исх. 2:24; 3:6; 6:3 ) и поэтому посылает Моисея к их потомкам. Прежде заключения завета на Синае Бог через Моисея предлагает народу его условия: Сам обещает сделать его Своим уделом из всех народов... царством священников и народом святым ( Исх. 19:5 – 6 ). От народа же требует: слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой ( Исх. 19:5 ). Содержание этого завета обычно называют этическим монотеизмом, раскрывшимся в учении пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Прот. Михаил Шполянский в своей брошюре «Десять заповедей. Как выжить в современном мире» рассматривает вечные предписания Декалога в контексте их применимости к современной действительности. Однако вторая часть Второй заповеди ( Исх. 20:5–6 ) обходится совершенным молчанием. 6 Та же тенденция наблюдается и у христиан в инославии. Авторы весьма основательного и объемного труда – «Большого библейского словаря» – в статье «Десять заповедей» приводят толкование каждой из них, причем взятых из двух источников: книг «Исход» и «Второзаконие», что свидетельствует о достаточно обстоятельном подходе. Вторая заповедь обозначается как «запрет на изображения». И несмотря на то, что её источник в Библии обозначен как « Исх. 20:4–6 ; Втор. 5:8–10 », (три стиха на заповедь), но, по сути, толкуются лишь полтора стиха: Исх. 20:4 половиной стиха Исх. 20:5 , или Втор. 5:8 половиной стиха Втор. 5:9 . 7 Тем ни менее, данная тема в том или ином объеме (обычно, весьма кратко), всё же находит отражение как у древних христианских авторов (прп. Ефрем Сирин , свт. Кирилл Александрийский , блж. Иеронима Стридонский , свт. Иоанна Златоуст , Ориген , еп. Патерий Брешийский), так и у некоторых современных авторов. Следует отметить проработку второй части Второй заповеди ( Исх. 20:5–6 ) в комментариях иудейских авторов: Раши, мудрецов Талмуда (таннаи, амораи), которые уделяли ей особое внимание. Вышеупомянутые христианские и иудейские авторы, будут подробнее упомянуты далее в настоящей работе. Актуальность исследования обусловлена тем, что среди многих христиан (да и не только христиан) имеет хождение мнение о наличии некоего «родового греха», который действует в жизни нескольких поколений, т. е. безусловно передается от родителей к детям, а затем и далее в потомство. Грех этот подобен действию кармы – безличному и неумолимому закону воздаяния, который является одним из центральных понятий в индийских религиях. Ключевым текстом, на котором зиждется это мнение, является библейский стих Книги Исход: «…ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» ( Исх. 20:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Праздник в середине месяца (4, новомесячие), о котором говорится в псалме, может быть либо Пасхой ( Исх. 12:18 ), либо Праздником кущей ( Лев. 23:39 ); оба они отражают события, связанные с исходом евреев из Египта ( Исх. 12:26–27 ; Лев. 23:42–43 ). Скорее всего, речь все–таки идет о Празднике кущей, поскольку в псалме упоминается закон и послушание Господу (9–11, 12, 14; ср.: Втор. 31:9–13 ), а также обильный урожай пшеницы (17; ср.: Втор. 16:13– 15 ). Псалом, начинаясь с призыва исполнять предписания Бога (2–6), обращается к Божественным акциям (7–8) и Его Слову (9–11) и завершается требованием Бога соблюдать Его установления (12–17). Подчеркивается, с одной стороны, вся серьезность последствий ослушания (12, 13), а с другой – торжество и обильные благословения (15–17) исполняющим предписания Его закона (14). Таким образом, псалом рассматривает ключевые доктрины Библии: искупление и ответственность. Народ, выведенный из Египта (7), искупленный Господом ( Исх. 6:6, 7; 24:4, 5 ), становится сразу же народом, подчиняющимся слову Божьему (9–11; Исх. 19:3–6; 20:2–19 ), которое они должны не только слушать, но и исполнять (9, 14; Исх. 24:6,7 ; Рим. 1:5 ; Евр. 3:7–19 ; 1Пет. 1:1,2 ). 2–4 Нарастающий радостный хор восхвалений: собрание, певцы, музыкальное сопровождение, трубы (4) – весь народ участвует в богослужении в день праздника (4). 5–6а Закон, то есть незыблемое правило; устав – установление, предписание Бога. Во свидетельство – во свидетельство Того, Кто Он есть (т. е. Бога исхода, избавляющего из плена греха, и Бога святого закона). 6б Из земли Египетской – эти слова позволяют связать праздник с действиями Бога против Египта во избавление Израиля, однако лексика здесь та же, что и в Быт. 41:45 , где речь идет об Иосифе, который «пошел по земле Египетской». Исход – ярчайший пример Суверенного Бога в действии. 6,11,17 Три изречения от первого лица (в английском переводе) (ст. 6в можно перевести: я услышал звук незнакомого мне языка) завершают соответствующие части псалма. В двух последних частях звучит голос Господа, возможно, Господь говорит и в первой части, смысл которой чрезвычайно трудно истолковать. Если такая трактовка верна, это возвращает нас снова к Исх. 2:24–25 (где фраза и призрел их Бог означает: и Бог их знал). Таким образом, полноценная жизнь для народа Господня начинается, когда Бог знает их нужды, входит в их положение и заботится о них (6). Тех, кого Он спасает и кому открывает Свое слово (7–11), Он приглашает вкусить всю полноту радости даруемого Им насыщения (И); послушные Ему получат в награду обильную и чудодейственную поддержку (17): мед из скалы в добавление к воде – великому дару, посланному им в древности ( Исх. 17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Перед смертью М. провозгласил Иисуса Навина своим преемником (Втор 31. 1-8), обратил к народу прощальное пророческое слово, связанное с грядущими судьбами Израиля (Втор 31. 14-30; 32. 45-47), воспел победную Песнь (Втор 32. 1-44) и благословил колена Израилева (Втор 33). М. умер в возрасте 120 лет (Втор 34. 7), перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную (Втор 34. 1-4). Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным (Втор 34. 7). В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя и законодателя (Втор 34. 8). М. в других книгах Ветхого Завета Праотец Авраам с Исааком, пророки Моисей и Самуил. Скульптура портала Шартрского собора. XIII в. Праотец Авраам с Исааком, пророки Моисей и Самуил. Скульптура портала Шартрского собора. XIII в. В исторических книгах ВЗ (Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Ездры-Неемии) имя Моисей встречается свыше 100 раз; половина примеров - в Книге Иисуса Навина, непосредственно примыкающей к Пятикнижию. Не совсем понятно, почему имя Моисей не упомянуто в 4 Цар 22-23, где рассказывается о том, как при царе Иосии (640/39-609/8 гг. до Р. Х.) в Иерусалимском храме была найдена «книга закона», которую царь читал вслух всему народу; он преобразовал в соответствии с этой книгой всю религ. жизнь Иудеи, в частности празднование Пасхи (совр. библеисты считают, что в этом повествовании речь идет о кн. Второзаконие либо о ее законодательном ядре). Напротив, более поздний, но очень сходный по структуре рассказ из Неем 8, где повествуется, как книжник Ездра (V в. до Р. Х.) читал вслух народу «книгу закона», после чего иудеи изменили всю свою жизнь и, в частности, стали совершать праздник Кущей, дважды упоминает М. в связи с этой «книгой закона» (совр. библеисты считают, что речь идет о Пятикнижии в виде более или менее близком к нынешнему). В пророческих книгах имя Моисей встречается всего 5 раз (Мих 6. 4; Иер 15. 1; Ис 63. 11-12; Мал 4. 4; Дан 9. 11-13), а в Книге прор. Осии он, очевидно, не называется по имени: «Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его» (Ос 12.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Эти установления гарантировали народу, находившемуся под гнетом неправедных мирских З., милостивое присутствие Самого Бога. Г. З., однако, не является чем-то застывшим и неизменным. В свете Божьих откровений мы приходим к пониманию того, что З. пребывает в процессе становления. Нам очевидно, что верующий человек НЗ живет по З. Христа ( Гал. 6:2 ), и этот новый З. есть великая заповедь любви ( Ин. 13:34 ; Ин. 15:12 ). Верующий христианин подзаконен [греч. энномос] Христу ( 1Кор. 9:21 ). Но существует различие между понятиями «быть под законом» ( Гал. 4:21 ) и быть «подзаконным» Христу. История спасения человечества находит во Христе свое завершение. Христос – это «конец закона» ( Рим. 10:4 ). Иисус пришел не нарушить «закон или пророков», а исполнить их ( Мф. 5:17 ). Павел в Рим. 3:31 опровергает мнение о том, что вера отменяет З. «...мы ... закон утверждаем», – говорит он, подразумевая при этом З. веры, божеств. право в целом. Синайское законодат-во с его обязательствами больше недействительно для Церкви Христа. Его место заняла вера в Евангелие. (О соотношении З. и Евангелия см. ниже, п. VI.) V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА Содержание З. передавалось различными способами: в виде кратких текстов, составленных в форме вопросов и ответов, посредством ритуалов, в виде сборников правовых норм и вероучительных положений. В зависимости от конкретного случая, толкование З. доверялось судьям, старейшинам или священникам (ср. Втор. 17:8–11 ). Согл. З. решались судебные дела у ворот Вифлеема ( Руф. 4:1–12 ). Чтение З. священником было неотъемлемой частью богослужения в великие праздники ( Втор. 31:9 ). Глава семейства, как домашний священник, произносил в пасхальную ночь ритуальную молитву – своеобразный символ веры ( Исх. 13:14 ). Родители должны были наставлять в З. детей ( Исх. 13:8–10 ; Втор. 6:6–9 ; Втор. 11:18–20 ), а священники – весь народ ( Лев. 10:11 ; Втор. 33:10 ). В молитве (шема), которую следовало произносить утром и вечером, содержатся отрывки из З. ( Втор. 6:4 ; ср. Числ. 15:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 1 Моисей напоминает еврейскому народу повеление выступить от Синая к Ханаану. – Избрание 1000-начальников, 100-начальников, 50-начальников, 10-начальников. – Отправление соглядатаев Ханаанской земли. – Ропот народа и суд правды Божией. – Самовольное вторжение в южные пределы Ханаана и поражение при Хорме. Втор.1:1 .  Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, Втор.1:2 .  в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни. Имеется в виду южная часть Восточного Заиорданья и прилегающая к нему пустыня. Евр. Dej-zagab (рус.: «Дизагав») передано у LXX нарицательным: « Καταχρσεα» (слав.: " златыми рудами»). Втор.1:3 .  Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей [всем] сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них. Втор.1:4 .  По убиении им Сигона, царя Аморрейского, который жил в Есевоне, и Ога, царя Васанского, который жил в Аштерофе в Едреи, «Сороковой год» – по выходе евреев из Египта. Втор.1:5 .  за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей и сказал: «Изъяснять закон» Второзаконие не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изложенным в книгах Исход, Левит, Числа, законам постановлений: оно представляет собою нравственно-назидательное воспроизведение, в большинстве случаев, тех же законов, что записаны и в означенных книгах. «По истечении сорока лет, – замечает блаж. Феодорит, – когда по Божественному определению изгибли осужденные (умереть в пустыне), Бог повелевает исчислить детей их, достигших того же возраста, в каком были отцы во время первого исчисления. Этих-то детей, вводя в обетованную землю, Бог , через пророка, учит тому закону, который дан был беззаконным отцам их» (Толк. на кн. Втор вопр. 1). Втор.1:6 .  Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: «Полно вам жить на горе сей! Втор.1:7 .  обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Искушение имеет целью смирить искушаемого, научить его, что Бог для него все во всем ( Ин. 15 , 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего; и приносит благо духовное, а с ним и телесное). Втор. 10–11 Втор. 10–11, 8 В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, [как это продолжается] до сего дня; 9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой. Господь Сам – благо для священноцерковнослужителей, а потому: Втор. 11 , 16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; 17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам; сердце и душа могут распространяться от пищи, а не о Господе. Особенно эта опасность бывает для нас, когда дух срастворится естеством души и тела. Тогда, служа своим страстям, богам иным, человек может думать, что он служит Богу. Тогда Господь очищает человека и выводит его из рабства греху чрез истощание плоти лишением земных благ. Подобное состояние оканчивает переживать теперь русский народ. Втор. 16 Втор. 16, 19 Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Взятки ослепляют ум и душу и лишают возможности и мужества говорить правду и поступать по правде. Втор. 23 Втор. 23, 1 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Тело наше оскверняется через оскопление. Поэтому в Ветхом Завете скопцы считались нечистыми. А в Новом Завете они подвергаются и епитимии. Причина этой нечистоты следующая. Страсть плотская срослась и с душой человека. От нее он освобождается чрез борьбу с нею в истощании плоти. Возбуждаемая же в крови страстью плотская нечистота получает свой естественный выход, не оставаясь в теле. При оскоплении же, когда душевная страсть передается телу, последнее не может дать выхода возбуждаемой ею в крови нечистоте, которая и остается в ней. Одна лишь благодать Божия может даровать бесстрастие душе и телу. До получения же этого дара верному необходима борьба с плотскою страстию и естественный выход возбуждаемой ею в крови нечистоте, чтобы она не оставалась в ней. В этой борьбе ему нужно лишь хранить свое сердце непричастным мысленной скверне, от невольного заражения которою и установлены Святой Церковью молитвы от осквернения. Втор. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34: 10–12). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского, «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки (Лк. 16, 29), – говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам, Моисей действительно представитель [собственно: лице, ( греч.) просопон] закона» кн. 1, с. 187]. Поэтому со времени Евангельского благовестия вместе с законом остается в тени. Хотя Господь сказал, что Моисей будет обличать иудеев на суде, то есть реально значение его не умаляется. Но в педагогических целях память его, видимо, несколько отошла на второй план. Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых законом, чтобы вы себе представляли объем тем, которые в нем затрагиваются. Во–первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства (Исх. 20: 2–6). Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия (Исх. 20: 7), запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе (Исх. 20: 11), закон о почитании отца и матери (Исх. 20: 12) – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство (Исх. 20: 13), регулирование кровной мести и закон о городах–убежищах (Втор. 19), погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве (Исх. 21: 18–36), запрет на прелюбодеяние (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010