И какая же была реакция фараона? Исх.9:7 . «Фараон послал [узнать], и вот, из скота Израилевых не умерло ничего». Фараон подумал: «Это был такой падеж скота, и он просто так, случайно произошел». Как некоторые сейчас думают: вот, упала комета 89 – может быть, она случайно сюда упала? Любое небесное знамение имеет какой-то смысл! Это предостережение! Ничего не происходит просто так! Фараон думает, что это просто стечение обстоятельств. Но смотрите: одна огромная комета, то есть астероид прошел совсем близко от нашей планеты, а из другого направления, совсем противоположного, комета падает на нашу землю! Это какое-то предостережение, и не надо думать, что это суеверие, так считать! И трагедии на бытовой почве, и даже несчастные случаи с другими людьми – все это предостережения для всех остальных, кто пока еще не испытывал каких-то заметных для себя проблем! Помните, как Господь говорил? «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк.13:4–5 ). Если Господь посылает предостережение, ущерб от которого малый – ведь эта комета могла упасть на город, тогда погибло бы очень много людей! – то это предостережение, которое как бы говорит: «Если вы не справитесь, то может произойти что-то серьезное!» И ученые говорят, что траектория этого космического объекта, который пролетел мимо, постоянно смещается к земле. И в следующий виток он будет еще ближе! А потом – еще ближе! Конечно, до следующего витка мы, может быть, не доживем, но будет уже реальная опасность для наших внуков и правнуков! И фараон пытается понять, случайность ли то, что произошло? «Фараон послал [узнать], и вот, из скота Израилевых не умерло ничего». Казалось бы, это для него должно было стать предостережением! Здесь побит весь скот, который на полях оказался, а там, в земле Гесем, где живут верующие люди, ничего такого не произошло! Он должен был сделать правильный вывод из того, что Бог показывает, как по-разному Он относится к Своим и чужим, хотя я уже неоднократно подчеркивал: Бог, конечно, промышляет о всем Своем творении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Вот прекрасно, Петр, что ты признал свою субботу не законной, а самочинной, и согласился с тем, что всякий, кто будет праздновать выдуманную вами субботу, подлежит по заповеди Господней смерти. Следовательно, как ты, так и твои единомышленники обязательно должны бросить празднование субботы, а иначе вы явитесь сознательными противниками Господа Бога, коварно ведущими и других к погибели. Ты спрашиваешь, почему мы не празднуем законной субботы, когда она установлена на вечные времена? На это я тебе отвечу: не разумеешь, что читаешь. Ведь в приведенном тобою месте из книги Исход ясно говорится, что суббота являлась замением завета вечного или на веки только между Богом и сынами Израилевыми, которые и должны были праздновать субботу в роды свои. И мы видим, что Господь со своей стороны не нарушал завета, заключенного с освобожденным из египетского рабства домом Израилевым, и всегда готов был хранить его и знамение этого завета – субботу вечно ( Иер.31:32 ). Но израильтяне сами нарушили этот завет ( Иер.31:32 ), и посему Господь через пророка Иеремию возвестил непокорному народу: «вот наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет; – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом » ( Иер.31–33 ) 5 ... Теперь я спрашиваю тебя, Петр, наступили ли уже обещанные Богом дни «нового завета», или еще царит «ветхий завет?» – Видимо, наступили, – боязливо отвечал Петр, чуя, куда ведет его ответ... – Да, наступили со времен Христа, как свидетельствует нам ап. Павел ( Евр.8:7–13 ), – решительно подчеркнул я. – Следовательно, нужна ли нам суббота, как «завет вечный», нарушенный плотским Израилем и Богом отмененный? Нужно ли нам знамение ветхого завета, знамение плотское – суббота, когда Сам Бог уничтожил его вместе со старым заветом и «новый завет» начертал на новом знамении – на внутренностях и сердце человека? Обрезание больше субботы, но и оно отменено, хотя также давалось в «завет вечный».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Восхождение и дарование закона произошло на пятидесятый день после исхода из Египта – шестого числа месяца Сиван. Установленный в честь дарования закона праздник поэтому был назван Швуот – «седмицы», так как прошла седмица седмиц. Эллинизированные иудеи называли его Πεντικοστ – «Пятидесятница», так оно вошло через Новый Завет во все новые языки. Вначале Господь объявляет всему народу Десятисловие вслух, затем записанное на скрижалях. Это те самые заповеди, от которых ни одна йота или ни одна черта не прейдет ( Мф. 5:18 ). Испугавшись грома и пламени, народ просит Моисея самому беседовать с Богом. Моисей вступает во мрак, где получает законы, необходимые для устроения жизни ветхозаветной общины спасения согласно заповедям Божиим, записанным на скрижалях. Суммируются эти законы следующим повелением Божиим: Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст ваших ( Исх. 23:13 ). Далее содержится первое перечисление самых древних праздников ветхозаветной церкви, имевших ранее сельскохозяйственное значение, но затем наполненных богословским, нравоучительным и прообразовательным смыслом. Праздник Опресноков совершался в дни жатвы ячменя, осмысленный как Пасха – исход из Египта. Праздник Жатвы, через семь седмиц после праздника опресноков, впоследствии понимался как торжество в честь дарования закона. Праздник Собирания плодов в конце года, во время которого собирали виноград, впоследствии был связан со странствием по пустыне. В эти праздники три раза в году должен являться весь мужеский пол... пред лице Владыки, Господа ( Исх. 23:17 ), что стало соблюдаться во времена второго храма. В силу данного обстоятельства эти праздники, в отличие от установленных позже, назывались регалим – « паломничества ». Далее Господь говорит о послании впереди Израиля Ангела Завета, о Котором свидетельствует: Имя Мое в Нем ( Исх. 23:21 ). Все сказанное Богом Моисею в этом его восхождении на Синай было записано боговидцем в книгу Завета (см.: Исх. 24:7 ), обычно отождествляемую с текстом Исх. 20:1 – 24:18 , претерпевшим, правда, впоследствии правку – откуда, к примеру, упоминание о море Филистимском ( Исх. 23:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Им начинался каждый обед, домашний или пиршественный, и его предлагали всем присутствующим. Это потому, что у иудеев хлеб был символом благословения дома. Поэтому-то, вопреки обычаю Римлян, у евреев остатки хлеба, даже самые маленькие, не бросались на землю, потому что это значило бы, по мнению евреев, пренебречь благословением Божиим. Лучший хлеб, употреблявшийся между прочим для приношения Господу, делался у евреев сдобный, с маслом. „Если приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем» ( Лев. 2:4 ). Еще более вкусные хлебы приготовлялись с прибавкою еще меда; они имели вкус подобный манне. „И нарек дом Израилев хлебу тому имя манна; она была как кориандровое семя белая, вкусом же как лепешка с медом» ( Исх. 16: 31 ). Вероятно, такую лепешку с медом приготовила Фамарь, сестра Авессалома, больному брату своему Амнону. Вообще хлеб с маслом и медом считался самою лучшею здоровою пищею. Изображая свои благодеяния дщери Сионовой, Господь у пророка Иезекииля говорит ей: „питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия (16:13). По его словам, евреи даже торговали с финикианами „сладким пирожным» (27:17). 1 ) Выше я упомянул о манне, которою Господь питал народ еврейский во время пребывания в пустыне. В книге Исход по наружному виду манна сравнивается с зернами кориандра – однолетнего растения из породы зонтичных. Кориандр – это кишнец-трава, издающая неприятный запах, подобный клоповьему; но семена ее имеют ароматический запах. Поэтому ее разводили в Египте и Палестине. В диком виде растет она в Палестине и теперь, преимущественно в долине Иорданской. Сладкие и пахучие зерна кориандра употреблялись в древности в качестве приправы к кушаньям и в качестве лечебного средства; зерна этого растения беловатые, круглые, мелкие. В книге Чисел (11: 7) манна сравнивается с Бдолахом. По мнению одних ученых Бдолах означает жемчуг (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

То есть, Бог всегда контролирует степень нашего искушения, не попуская дьяволу искушать нас сверх наших сил, как и в случае с многострадальным Иовом. Но порой мы сами так расшатываем свой внутренний мир движением сладострастия, что именно сами становимся виновниками нашего падения. Святитель Василий Великий писал: «В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела сделаются многочисленнее и важнее, тогда, по мере возрастающих грехов, и волнение в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что, вырванные с корнем, бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души…» То есть человек сам ввергает себя в состояние погибели, если никак не останавливает движение греха в сердце своем. Сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» ( Иак.1:13–15 ). Здесь подсказывается нам, как одно греховное состояние переводит грех в другое качество, и в результате все поглощается смертью. Сначала увлечение, потом похоть, потом грех, и как прямое следствие греха – смерть души, то есть летальный исход и души и тела. А потом – вечный АД! Но экзистенциальное противоречие нашей жизни заключается и в том, что мы не можем обойтись без искушения. Преподобный Антоний Великий учил: «Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное. Не будь искушений, никто бы не спасся» . В Евангелии сказано: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ). То есть соблазнам именно надлежит войти в мир нашей души; но сам человек, испытывающий соблазн, должен остановить его движение в своем сердце. Средства, с помощью которых мы одерживаем победу над соблазном, есть: молитва , пост и терпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но и ты, кто следуешь за Христом и подражаешь ему, если пребываешь в слове Божьем, если «о законе Его» размышляешь ты «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ), если исполняешь Его повеления, всегда остаешься в святилище и никогда не выходишь из него. Ибо не в святом месте должно искать нам убежища, но в делах, в жизни и в нравах. И если они соотносятся с Богом, с Его повелениями, то даже если находишься ты дома, даже если на торжище – да что я говорю, на торжище – даже если сидишь в театре и усердно служишь слову Божьему, не сомневайся, что ты – в святилище. Или ты не веришь, что Павел, когда входил в театр или «в ареопаг» (ср. Деян.17:19 ) и во всеуслышание проповедовал афинянам Христа, был в святилище? И когда он проходил мимо капищ и идолов афинских, где нашел надпись «неведомому Богу», с которой он начал свою проповедь о Христе, «проходя и осматривая святыни» язычников (ср. Деян.17:23 ), был он в святилище, ибо имел священные помыслы. Так и всякий, кто после того, как обрел благодать Божию, наблюдает за собой, чтобы не совершать ему «убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства» (ср. Мф.15:19 ) и прочего подобного этому, но оставаться чистым от всякой заразы греха, не выходит из святилища и не «бесчестит святилище Бога своего», ибо на нем священный «елей помазания» Бога его (ср. Исх.29:7 и далее). Как может «елей», о котором написано в книге Исход, согласно буквальному пониманию, быть назван елеем Бога, если его изготовил аптекарь? Если же хочешь увидеть елей Бога, послушай, кто, по словам пророка, помазан елеем Бога; без сомнения, тот, о ком он говорит: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). Поэтому только «великий Священник» может быть помазан елеем Бога, и на Нем всегда будет священный «елей» Божьего «помазания». 5 . Но что прибавлено дальше? «В жену пусть берет девицу из рода своего; вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, пусть не берет, но берет в жену девицу из рода своего; да не порочит он семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его» ( Лев.21:13–15 ). И так как порядок всего изложения мы применили ко Христу, истинному «великому Священнику», посмотрим теперь, как следует понимать Его брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поэтому всего естественнее в словах «под землею» видеть указание на те разряды Божественных созданий, которые имеют место своего обитания ниже земной поверхности. Аналогии этому выражению нужно искать не где-либо в другом месте свящ. Писания, а ближе всего в Исход. 20:4 и Пс. 148:7 , или же в Фил. 2:10 , где идет перечисление разрядов Божественных созданий, которые все призваны к прославлению Бога. Таким образом, мысль 13 ст. будет следующая. Когда Перед престолом Всевышнего предстал закланный Агнец для того, чтобы раскрыть книгу откровения о будущем, тогда не только ближайшие к престолу четыре животных, не только избранные из прославленных людей 24 старца, не только высшие бесплотные ангелы, но и вообще все Божественные создания, находящиеся и на небе, и на земле, и под землею, и под водами, и на водах, – одни за другими и все вместе воздают славословие и Богу и Агнцу. Они предугадывают, что вместе с раскрытием книги будет возвещено о времени наступления новой жизни для всего мира, когда и сама тварь освобождена будет от работы тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:21 ), и поэтому они воздают Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и славу, и честь, и державу (1:6; 4:9; 5:12). Это славословие, как выражение сознания всем миром важности готовящегося события, было великою минутою в деле Божественного мироправления, и потому-то, как видел и слышал Иоанн, – четыре животных произнесли знаменательное «аминь» ( Пс. 40:14 ; Втор. 27:15–26 ), а старцы пали и поклонились Живущему во веки веков, т.е. вечному Богу, действующему в сотворенном Им мире (ср. 4:9–10). Так окончилось это видение, – видение, в котором для христиан открыты великие истины о бесконечном величии Господа Бога, почивающего среди ангелов и святых, и о Его свойствах Творца и Вседержителя; открыты и истины основания и устройства веры в Иисуса Христа, надежды на Него и любви к Нему. Как к Агнцу, перед Которым за Его дело искупления поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних 342 ( Фил. 2:10 ). Видение первых четырех печатей (6:1–8)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010