Разнообразные испытания веры сопровождали израильский народ при вступлении в землю обетованную. Одно из них - И. лжепророками. Господь предупреждает, что в Израиле могут появиться лжепророки, которые будут творить чудеса и увлекать в многобожие: «...не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа» (Втор 13. 3). И. Бога человеком Такое И. однозначно осуждается Свящ. Писанием как тяжелый грех. Большее число упоминаний И. людьми Бога содержится в текстах, описывающих исход евреев из Египта и в особенности в псалмах в контексте воспоминания этой истории. Впервые об И. Бога Израилем говорится в кн. Исход - томимые жаждой люди ропщут: «Есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх 17. 7). При такой постановке вопроса ответ на него прямо зависит от того, явит Бог чудо или нет. Если Бог не напоит людей в пустыне, они готовы отвергнуть Его. Этот вызов Богу Моисей и называет И.: «Что искушаете Господа?» (Исх 17. 2). И. Бога - это следствие маловерия и попытка еще и еще удостовериться в Его силе. Псалмы так же интерпретируют требование хлеба (Исх 16) и мяса (Числ 11) в пустыне как дерзкое И. Бога: «Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей…» (Пс 77. 18; ср.: 94. 8-9; 105. 14). Череда подобных И. завершается тем, что Бог не допускает избранный народ в землю обетованную: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Числ 14. 22-23). Моисей предупреждает: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор 6. 16). В контексте всего отрывка Втор 6. 10-19 под И. Бога здесь подразумевается все то, от чего Он предостерегает: забвение Его благодеяний во время благоденствия, уклонение в многобожие, нарушение заповедей. Именно в этом упрекает народ Божий псалмопевец: испытывавшие Бога забыли Его силу и все чудеса, к-рые Он явил ради них (Пс 77. 11-16), потеряли веру в Него и упование на Него (Пс 77. 22); вместо этого они ропщут и требуют (Пс 77. 18-19), нарушают Его заповеди (Пс 77. 56) и поклоняются чужим богам (Пс 77. 58). Последствие И. Бога - гнев Божий: «Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля» (Пс 77. 59).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Первый раз, когда Моисей поднимается на гору Синай, Бог говорит, а Моисей слушает Его (ст. 3–6). Это прежде всего напоминание Израилю о Божьей верности и заботе о нем. До сих пор Израиль вели не случайное стечение обстоятельств и не напористость (ст. 4). Но от «что Я сделал ... Я носил ... и принес» в 4-м стихе мы переходим к «итак, если вы будете слушаться» в 5-м стихе. Мы переходим от причины – к следствию, от Божьей любви – к человеческой ответственности, а затем от следствия – к результатам: «вы ... будете ...» (ст. 5). 1 . Причина «что Я сделал Египтянам ... Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе». 2 . Следствие «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой». 3 . Результаты «будете Моим уделом» «будете у Меня царством священников» «будете ... народом святым». Таким образом, Божий народ является уникальным, отделенным от мира, но только для того, чтобы служить примирению в этом мире. Вероятно, слишком уж быстро народ согласился и обрадовался (ст. 8), не задумавшись даже о значении своего ответа. Второй раз (ст. 10–13) мы опять читаем только монолог. Говорить о послушании – это одно. Освятить и очистить себя – совсем другое. На первое слово Бога у горы Синай Израиль ответил словами. Во второй раз израильтяне начали действовать: одевать чистую одежду, стремиться избежать физического контакта с горой с риском смерти. Прикосновение к ней было так же смертельно, как прикосновение к проводам высокого напряжения. В-третьих, народ временно воздерживался от обыкновенных сексуальных отношений (ст. 5; ср. с подобным предписанием Павла ( 1Кор.7:5 ) и с тем, что Ева сказала змею: «Не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть»). Народ потратил большую часть трех дней (ст. 16) на подготовку к встрече с Богом. Ничто не было случайным или бесцеремонным. Для беспечности не было места. Никто не бросается поспешно в присутствие Божье; к такому человек готовится усердно и тщательно. И самое важное: поклонники должны быть освящены, или очищены (ст. 14). Известные грехи нельзя умышленно переносить в присутствие Божье. От всего, что оскорбительно для Него, необходимо очиститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Если оставить в стороне историю первобытных времен ( Быт. 1–11 )… то исторический период, представленный в книгах Ветхого Завета, охватывает около 1700 лет. Чудеса, о которых там рассказано, относительно немногочисленны для такого долгого периода и не распределяются равномерно по разным эпохам. Они почти отсутствуют в истории патриархов, кроме гибели Содома и Гоморры ( Быт. 19:24–28 ) и рождения сына-первенца у Сарры в старости ( Быт. 21:1–7 ), но изобилуют в книге Исход и в начале книги Иисуса Навина; очень редки в истории Илии и Елисея (3 и 4 Цар.), а затем почти совсем исчезают 17 . В памяти израильского народа наиболее ярко запечатлелись события, связанные с исходом из Египта. Именно эти события легли в основу главных религиозных праздников, именно о них чаще всего вспоминали в проповедях, звучавших в синагогах. На разных этапах своего бытия народ израильский возвращался мыслью к славному прошлому, описанному на страницах исторических книг Ветхого Завета, к чудесам и знамениям, сотворенным Богом. Ностальгия по этим чудесам пронизывает значительную часть Ветхого Завета начиная с Псалтири, где они описываются как совершённые во дни древние ( Пс. 43:2; 142:5 ). Псалмопевец говорит: Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил ( Пс. 77:2–4 ). Пророк Исаия взывает к Богу: Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! (51:9). Представление о том, что чудеса остались в далеком прошлом, а к настоящему времени иссякли, что Бог некогда являл Свою силу, а теперь перестал, было широко распространено в Израиле в течение длительного периода. Ко временам Иоанна Крестителя и Иисуса это представление имело уже многовековую историю. 3. Чудеса в Евангелиях Атмосфера чуда, присутствующая в книгах Бытия, Исход, Иисуса Навина и в некоторых пророческих книгах, возрождается в евангельских рассказах о событиях, сопровождающих рождение Иисуса в Вифлееме. Эта атмосфера создается прежде всего за счет присутствия в повествовании ангелов 18 . У Матфея ангел трижды во сне является Иосифу ( Мф. 1:20; 2:13, 19 ). У Луки ангел Господень является Захарии ( Лк. 1:11–20 ), затем ангел Гавриил посылается к Деве Марии ( Лк. 1:26–38 ). Ангел возвещает пастухам о рождении Младенца, а потом вместе с ним является многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:9–14 ). После того как Иисус преодолел все искушения от диавола в пустыне, оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему ( Мф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лев.23:3 .  шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. Закон о праздновании субботы, данный уже в десятословии ( Исх 20.8–11 ) и неоднократно повторяемый и после ( Исх.23:12, 34:21 ), здесь поставляется на первом месте: суббота есть знамение завета теократического Иеговы с Израилем (ср. Исх 31.13–14 ). Главным требованием выставляется полное прекращение обыденных занятий – более чем в другие праздники, строгий покой (schabbat-schabbaton) вместе c " священным собранием» (miqra qodesch); под последним может разуметься посещение святилища, при котором в субботу двойная – против обыденной жертвы – жертва ( Чис 28.9–10 ). Однако суббота не приурочивается нарочито к святилищу, напротив, предписывается празднование субботы «во всех жилищах» – по толкованию раввинов: как в обетованной земле (где было святилище), так и всюду вне ее пределов. Chab: покой нареченный свят Господеви, по LXX, ср. Vulg.: sabbati requies, vocabitur sanctus. Лев.23:5 .  в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; Лев.23:6 .  и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; Лев.23:7 .  в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; Лев.23:8 .  и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Пасха – воспоминание начала теократического бытия Израиля, как народа Иеговы, поставляется естественно во главе всех праздников года. Связанный с исходом Израиля из Египта – событием, начавшим новую эру в истории Израиля, праздник Пасхи – опресноков продолжался 7 дней, для вящшего укрепления в сознании народа и отдельных членов его важнейшего момента. С наибольшею полнотою дается законоположение о Пасхе в книге Исход ( Исх.12:6, 11, 15–20 ), именно при изложении самой истории исхода евреев из Египта, затем – в отдельных статьях закона ( Исх.23:15, 34:18 ). В рассматриваемом месте определяются 1) время начала праздника ( Исх.23:5–6 ): 14-го нисана вечером, собств. с евр. ben-haarbaim: «между 2-мя вечерами» (ср. Исх 12.6 ) – на закате солнца (по пониманию самарян и караимов) или от склонения солнца к закату до полной тьмы (по толкованию фарисеев, И. Флавия и Филона); 2) продолжительность праздника – 7 дней ( Лев.23:6–7 ); 3) характер празднования: покой и священное собрание в 1-й и 7-й дни ( Лев.23:7–8 ), и едение опресноков всю неделю ( Лев.23:6 ). О специальных жертвах в праздник Пасхи говорит кн. Чисел ( Чис 28.19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.7:13 .  Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил [им] Господь. Фараон обратил внимание на первую половину знамения, не принял в соображение второй, а потому, не находя в Моисее никакого превосходства над своими волхвами, продолжал упорствовать. Исх.7:14 .  И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Исх.7:15 .  Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою Исх.7:16 .  и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался. Исх.7:17 .  Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, Исх.7:18 .  и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки. Непослушание фараона, проистекающее из того, что он не хочет признать над собой власти Всевышнего, Его могущества, силы ( Исх. 5:2 ), приводит к целому ряду знамений, казней, доказывающих превосходство Господа над богами египетскими (ст. 17, Исх. 18:11 ). Первой из них является превращение нильской воды в кровь. Предсказание о ней дается фараону в то время, когда он шел «к воде» или для омовения, или для поклонения Нилу, как божеству. Превращение нильской воды в кровь, сопровождавшееся невозможностью пить ее и вымиранием рыбы (ст. 18), должно было убедить фараона в том, что Иегова – Господь (ст. 17). Как известно, Нил был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту (Плутарх), считался эманацией Озириса и обоготворялся под различными именами, между прочим, именем Гаии. В честь его, «отца-животворителя всего существующего, отца богов», устроялись храмы (напр., в Никополисе), приносились жертвы (в капище Джебель-Семелеха изображен Рамсес II, приносящий жертву Нилу), учреждались праздники и т.п. В первой же казни это популярное божество утрачивает свои благодетельные свойства (порча воды в соединении с вымиранием рыб) в зависимости от действий Аарона и Моисея (ст. 17, 20), – подчиняется, говоря другими словами, воле Того Бога, представителями Которого они являются. Прежде священный, Нил делается теперь предметом отвращения, оскверняется, так как кровь, символ Тифона, делала, по воззрениям египтян, нечистым всякого, кто прикасался к ней. Все это вместе взятое служило очевидным доказательством ничтожества бога Нила по сравнению с Богом еврейским. Такой смысл усвояет первой казни еще блаженный Феодорит . На вопрос: «почему первая казнь состояла в превращении воды в кровь?» – он отвечает: «потому, что египтяне высоко думали о реке и, как заменявшую им облака, называли богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обетования Божьи патриархам охватывают следующие сферы: рождение сына, умножение потомства, земля, Божье присутствие, благословение. Некоторые из этих событий могут произойти сами по себе («... и будет сын у Сарры, жены твоей», «потомству твоему отдам Я землю сию» (12:7)), но обычно они не происходят в одиночку. Например, 22:15–18 включает обетование благословения («Я благословляя благословлю тебя»); обетование умножения потомков («умножая умножу семя твое, как звезды небесные»); обетование земли («и овладеет семя твое городами врагов своих»); и второе обетование благословения («и благословятся в семени твоем все народы земли»). Авраам получил больше обещаний, чем его сын или внук. Перечисляя обетования о потомках, Дэвид Клайне приводит девятнадцать отрывков из Книги Бытие. Тринадцать из них обращены к Аврааму, только один – к Агари (21:18), два – к Исааку (26:4:24) и три – к Иакову (28:14; 35:11; 46:3). Клайне указывает тринадцать отрывков из Бытия относительно земли обетованной. Девять из них адресованы Аврааму, один – Исааку (26:3) и три – Иакову (28:13, 15 (также 48:4); 35:12; 46:4) 36 . В связи с обетованием о земле мы замечаем вариации даже в том, как давалось обетование. В 12:7 Бог намеревается дать эту землю «потомству твоему». В 13:15 Бог дает землю «тебе ... и потомству твоему». В 13:17 Бог собирается отдать землю «тебе». Даже время «Я дам» в этих стихах может быть заменено на «Я даю» (15:18, буквально – «Я дал»). Авраам, конечно же, так и не овладел землей, как это сделали израильтяне под руководством Иисуса Навина. Его «обладание» ограничено обозначением вех земли: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее», которой его семя однажды овладеет. По крайней мере, именно так мы сейчас понимаем эти слова. Ни в каком раннем тексте нет указания на то, что сам Авраам понимал это таким образом. По-видимому, он предвкушал более быстрое исполнение обетования, когда оно впервые было объявлено ему в 12:7. Только указание Бога на четырехсотлетний пробел (15:12–16) положило конец любым вопросам, которые, возможно, возникали у Авраама. В нескольких случаях он спрашивает у Бога: где мой наследник? Но он никогда не спрашивал у Бога: где моя земля? Он был вполне доволен жизнью в шатрах ( Евр.11:9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

2Кор.7:10 .  Ибо печаль ради Бога производит неизменное покоаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а сего мира печаль смерть соделовает». Ибо печаль о грехопадениях производит истинное спасение; «печалию же мира» Апостол назвал печаль об утрате денег, о смерти детей или жены, – печаль, неумеренность которой доводит до смерти. Посему-то и раскаиваются нередко плакавшие о сем сверх меры. Сетующие же о грехе, хотя и безмерно плачут, имеют плодом веселие и не раскаиваются. 2Кор.7:11 .  Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. «Се бо, сие самое, еже по Бозе оскорбитися вам, колико содела в вас тщание? Но ответ, но негодование, но страх, но вожделение, но ревность, но отмщение?» Получив обличительное послание, вы приложили все тщание к своему оправданию, а на согрешивших вооружились негодованием, пришли в страх Божий и нас возлюбили горячее «прежнего»; исполнившись же справедливой ревности, оплакали нарушенные законы. «Во всем представисте себе чисты быти в вещи»; ясно показали, что не радуетесь сделанному ими худо. Ибо сие разумеет Апостол в словах: «чисты быти». 2Кор.7:12 .  Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом. «Аще бо и писах вам, не обидевшаго ради, ниже обидимаго ради, но за еже явитися в вас тщанию нашему, еже о вас пред Богом». Как показал исход дела, послание оное написали мы ради вас, чтобы обнаружить к вам наше расположение. «Обидевшим» же Апостол называет виновного в блуде, а «обидимым» – отца его, потому что и по смерти оскорблен был поруганием его ложа. 2Кор.7:13 .  Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 2Кор.7:14 .  Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

13 . Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать своей прихоти и пустословить, – 14 . то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. Закон о субботнем покое, высказанный еще в кн. Бытия II, 2, подтвержденный в кн. Исход XX, 8–11, в скрижалях десяти заповедей 1754 , был основным законом Израиля, ибо он непрестанно напоминал о Боге Творце и об отношениях народа завета к призвавшему его Господу. Закон о соблюдении субботнего покоя исполнялся со всею строгостью среди Иудеев, как во времена Исаии ( Ис. 1:13 ), так и во времена воплощения Сына Божия (ср. Мф. 12:1,11 ; Мк. 2:24, 3:2–4 ; Лк. 6:6–9 и мн. др.), но исполнялся лишь как обряд, утративший тот глубокий духовный смысл, который с ним был связан, а именно чувство благодарности и любви к Богу Творцу, Который был и Царем Израиля. Отдавая день покоя пустословию и исполнению прихотей своих и не пользуясь днем этим, как днем нравственного и духовного покоя, Иудеи не могли находить в дне этом ту отраду (ст. 13) и ту радость о Господе (ст. 14), о которых говорит пророк. Радость же могла быть ощущаема, как указало позже учение Христово, только теми, которые предают души свои и всю жизнь свою Христу, возлагая на Него все печали свои и веруя, что Он печется о созданиях Своих. ( 1Пет. 4:19 ; Пс. 54и Мф. 10:30–31 ; Лк. 12:6–7 и мн. др.). Потому-то священный день покоя, установленный Богом и нами празднуемый в день недельный, в память воскресения Господа Иисуса, даровавшего измученным покой, получает высшее значение в Христианстве, как память не только творения, но и новой жизни, дарованной нам о Господе Иисусе. И в пророчестве Исаии 13–14 стих. этой главы мы читаем предвозвещение того покоя и той радости, которые суть удел Христовой Церкви и которые привлекая к себе души вознесли Христову Церковь на „высоты земли“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

6. Прохождение «губителя» и Пасха (11,1 — 13,16). Из Исх 5,1,3 явствует, что у еврейских пастухов и раньше существовал большой весенний праздник, когда приносили в жертву ягнят первого приплода. Некоторые экзегеты считают, что он включал обряды, призванные защищать от «губителя» — морового поветрия, угрожавшего людям и скоту. Быть может, причину этого поветрия видели в злых демонах пустыни (Азазеле и др.), от которых ограждались, помазывая косяки и перекладины дверей в домах кровью агнцев. Пасхальный рассказ Исхода устанавливает связь между «губителем» и страшной эпидемией, разразившейся в Египте. Она не коснулась израильтян и позволила им покинуть страну. Вероятно, к эпидемии присоединились и другие невзгоды (восстания соседних народов, которые пришлось подавлять Мернептаху). Сохраненные в дни поветрия израильтяне сплотились наконец вокруг Моисея и приготовились к исходу. Старый новогодний праздник приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана . Символика праздника переосмысляется в духе исхода и освобождения. Сын должен будет задавать главе семьи ритуальный вопрос: что все это означает? и получать ответ: «Рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства» (13,14). Таким образом, как говорит бл. Феодорит, Богу было угодно, чтобы навсегда сохранилась память о спасении (Толкование на Исход, вопр. 24). Пресные хлебы (мацот), выпекаемые в начале жатвы, напоминают теперь о поспешности, с которой совершалась трапеза в ночь освобождения. Люди должны быть одеты по-походному. Агнец и кровь его знаменуют посвящение Израиля Богу. Трапеза есть жертва (Исх 12,27), она соединяет людей не только между собой, но и с Богом. Она также символ начала новой жизни (ср. 1 Кор 5,7). Когда Сам Христос станет Агнцем спасения, Он будет «Пасхой» Нового Завета, избавлением от рабства греху. Поэтому Он изберет древний праздник спасения для заключения Завета на Тайной Вечери. Отсюда тесная связь пасхальных обрядов с Литургией (см. Н. Д. Успенский. Анафора. — БТ, 13). Ап. Петр, начертывая образ Церкви, воспользуется древнепасхальными символами. Как израильтяне порывали со своим египетским прошлым и поспешно готовились к странствию, так и «новый Израиль» должен бодрствовать, памятуя о том, что оставил позади царство греха. «Посему, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр 1,13-16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Вот что пишет например Лопухин, по поводу ожесточения. ... " Ожесточает, т. е. делает человека неспособным воспринимать впечатления, какие могли бы послужить к его исправлению (ср. Деян 19:9; Евр 3:8, 13-15; 4:7) [Апостол не разъясняет, в чем собственно состояло ожесточение Богом фараона, и толкователи понимают это ожесточение в различных смыслах. Большинство древних христианских толкователей объясняли его не как производимое Самим Богом, а как попускаемое Богом (propter permissionem). «Ожесточил Бог фараона - говорит Василий Вел. - долготерпением и отменением казней усиливая его злонравие». Феофилакт прибавляет: «чем человеколюбивее обращается господин с дурным слугою, тем худшим делает его, - не потому, что сам научает его пороку, а потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности» " ...(Толкования на Рим. 9:17) И это никак не противоречит сказанному мной вначале. Сам же Господь сделал так, чтобы он (фараон) не слушал. Роман 14 августа 2012, 13:25 Ответ дьякону Павлу. 3. Осуществление наказания таким образом связано с решением других задач: Исх. 11-9; 10-1,2; 7-5; 9-16; и др. Короче говоря, основной мой тезис таков: свобода воли сохраняется, но не у осужденного, которого наказывают (в данном случае фараона). Роман 14 августа 2012, 13:17 Ответ дьякону Павлу. 2. Господь сохранял фараона на " своем посту " дабы посредством его показать свою силу во время НАКАЗАНИЙ (т.е. уже вынесено было решение до того, как все казни начались). Исход 9-16 " 14 ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; 15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: 16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; 17 ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, - 18 вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне " ;

http://pravoslavie.ru/55387.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010