Святый Божий, грядущий освятить человеков, вместе с ищущими очищения грешниками преклоняется под руку человека и приемлет крещение. Воистину крещение, слушатели, то есть погружение не столько в водах, сколько в обилии Креста! Испытующий сердца и утробы Сам поставляется в искушении. Хлеб небесный предается земной алчбе. Тот, пред Которым должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних [Флп.2:10], допускает князя преисподних требовать от Себя поклонения (Мф.4:9). Ходатай Бога и человеков открывает Себя человекам, но Его или не узнают, или не хотят узнавать. Его учение почитают богохульным (см.: Мф.9:3), Его дела - беззаконными (см.: Ин.9:16), Его чудеса - Вельзевуловыми (см.: Мф.12:24). Если Он чудотворит и благотворит в субботу, Его называют нарушителем субботы. Если обращает заблудших и приемлет кающихся, Его порицают другом грешников (см.: Мф.11:19). Там ищут уловить Его словом (см.: Мф.22:15); здесь ведут Его на верх горы, дабы низринуть (см.: Лк.4:29); инде вземлют на Него камение (см.: Ин.8:59) - нигде не дают Ему главы подклонити (см.: Мф.8:20). Он воскрешает умершего - завистники совещаваются умертвить Его Самого (см.: Ин.11:43,44,46,53). Народ во вратах Иерусалима приветствует Его Царем - все земные власти восстают, дабы осудить Его, как преступника. В избранном сонме Своих другов Он видит неблагодарного предателя и первое орудие смерти Своей. Лучшие из них служат Ему соблазном, помышляя человеческое в то время, когда Он идет на дело Божие (см.: Мф.16:23). Почиешь ли Ты, Божественный Крестоносец, хотя на едино мгновение от ига, непрестанно возрастающего на раменах Твоих? Почиешь ли, если не для обновления Твоих сил к новым подвигам, по крайней мере из снисхождения к немощи Твоих последователей? Так, приближаясь к Голгофе, Ты почиешь на Фаворе. Гряди на сию гору славы, да просветится лице Твое светом небесным, да убелятся ризы Твои, да приидут закон и Пророки признать в Тебе свое исполнение, да услышится глас благословения Отчего! Но не примечаете ли вы, слушатели, как крест последует за Иисусом на самый Фавор и слово крестное не разлучается от слова прославления? О чем там, среди толикой славы, беседуют с Иисусом Моисей и Илия? Они беседуют о Его Кресте и смерти: Глаголаста же исход Его (Лк.9:31).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

История равноправного положения сыновей Иакова, рожденных как от жен, так и от наложниц, также находит свое объяснение в Законах Хаммурапи : «Если человеку его супруга родила сыновей, и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, к-рых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца». В текстах Алалаха уровня VII (ок. 1900-1780 гг. до Р. Х.) и IV (XV в. до. Р. Х.) упоминается, что отец мог отнять права первородства у старшего и найти наследника среди др. сыновей (ср. историю Манассии и Ефрема - Быт 48. 13-20 и рассказ о статусе Иосифа - Быт 48. 22). Находки в древней столице хеттов Хаттуасе (совр. Богазкёй, Турция) проливают свет на рассказ о покупке Авраамом пещеры Махпелах. Если бы Авраам купил только пещеру, тогда, согласно хеттским законам, расходы по содержанию, обработке и т. п. продолжал бы нести Ефрон. В том случае, если Авраам приобретал также и землю, на к-рой находилась пещера, все расходы ложились на нового владельца (23). Упоминание деревьев в договоре (23. 17) отражало обычай хеттов записывать точное число деревьев, растущих на продаваемой территории (англ. и нем. переводы древневост. текстов, имеющих отношение к повествованию в кн. Б., см.: Gressmann H. Altorientalische Texte zum AT. B., 19262, 1970; Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. Princeton, 19693; Jepsen A. Von Sinuhe bis Nebukadnezar: Dokum. aus der Umwelt des AT. B., 1975). Егип. реалии в повествовании об Иосифе также признаны мн. учеными и в общем подтверждаются археологическими открытиями. Возвышение пришельца-семита могло произойти в период правления гиксосов. Еще в XIX в. были найдены скарабеи с именами гиксосских правителей, носивших кроме егип. имени Уесер-Ра (возлюбленный Ра) семит.- Якеб-эль. Описание их столицы Авариса (егип. Раамсеса) совпадает с описаниями в конце кн. Б. и начале кн. Исход ( Василиадис . С. 102-105). Егип. надписи сохранили названия «виночерпий», «хлебодар» (ср.: 40. 2); напр., в гробницах чиновников перечисляются все должности, когда-либо ими занимаемые (напр., сановника Метена, кон. 3-й - нач. 4-й династии; надпись в Бени-Хасане в гробнице Хнумхотепа, сановника времен 12-й династии). Празднования дней рождений царей в Египте обычно сопровождались освобождением заключенных (40. 20). Описания отношений к азиат. полукочевникам (46. 34; 43. 32), 110 лет жизни Иосифа как символа счастливой жизни, бальзамирование Иакова и Иосифа служат свидетельствами того, что фоном повествования об Иосифе являлась егип. культура (подробнее см. ст. Иосиф ).

http://pravenc.ru/text/153739.html

На всенощной поется: «Научи меня, Господи, оправданиям Твоим». Чего мы просим у Господа? В эфире протоиерей Андрей Ткачев. 15.09.2014 12:46:10 Протоиерей Андрей Ткачев - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Радио Радонеж в прямом эфире. В эфире протоиерей Андрей Ткачев. Сегодня мы поговорим о воскресных евангельских чтениях.  Мы сегодня читали Луку, о том, что явился воскресший Христос, показал апостолам Свои руки и Свои ноги. Они пришли в страх. Он сказал им: «Почто помышления входят в сердца ваши?» -  указывая на то, что Он знает сердца и видит не только внешнее смятение, но и бурю внутри человеческого сердца: «Сам Аз есмь, осяжите Мя и видите, яко дух плоть и кости не имать, якоже Мене видите имуща». Когда они еще не  веровали от радости, Он взял перед ними мед, печеную рыбу и ел -  не потому, что голодал, но потому что доказывал таким образом телесность Своего воскресения. Но и дальше Он говорит следующее: «Рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам, еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове, и пророцех, и псалмех о Мне. Тогда отверзе им ум разумети писания». То - есть, «Вот слова Мои, которые Я вам говорил, когда был с вами, надлежит исполниться всему написанному в законе Моисеевом и пророках, и псалмах о Мне».  Тогда отверз Он им ум разуметь Писание. Позвольте остановиться на этих словах. Он говорит: вот словеса, в которых написано у Моисея, в пророках и псалмах о Мне и отверз им ум понимать написанное. Значит, это были евреи, которые читали Писание по субботам постоянно, всю жизнь, кроме того в домах читали, то есть это, в принципе, была самая образованная нация, потому что они были заточены на книгу - на чтение, разумение, понимание, слушание, спрашивание -  на всю эту книжную культуру. Это их драгоценное отличие от всех остальных народов. И вот Он отверз ум им, а прежде говорил, что исполнилось все, что написано обо Мне в законе Моисеевом и пророках, и псалмах. Вот давайте поставим себя на суд этого слова. Что мы знаем  из написанного о Христе в законе Моисеевом? Это имеется в виду пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Второзаконие и Числа.

http://radonezh.ru/text/na-vsenoschnoy-p...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Интерпретация книги пророка Амоса в древности Книга пророка Амоса занимает особое место в ряде других книг Ветхого Завета. Именно она положила начало письменной пророческой традиции, а также стала источником для текстов, вошедших впоследствии в книгу Двенадцати пророков еврейского канона. Как повлияли речи пастуха из Фекойи, возвещающего суд Израильскому царству, на тексты других пророков? Какие толкования предлагались древними писателями? Об этом повествует статья игумена Арсения (Соколова). Статья В Ветхом Завете Влияние книги пророка Амоса на книги других пророков весьма заметно. Особенно много «параллелей» на нее мы находим в книге его младшего современника пророка Осии. Некоторые тексты последнего демонстрируют свою зависимость от текстов Амоса (ср., напр., Ос 4:15b – Ам 4:4. 8:14; Ос 11:10а – Ам 3:8). Иногда даже кажется, что Осия «цитирует» Амоса: И пошлю огонь на Иуду, – и пожрет чертоги Иерусалима (Ам 2:5); Но Я пошлю огонь на города его, – и пожрет чертоги его (Ос 8:14b).     Амос и Осия жили в одну и ту же историческую эпоху, оба проповедовали в Северном царстве. Судьба Израильского царства – основная тема их речей, хотя оба обращают свое внимание и на Иуду. Этим можно объяснить не только влияние Амоса на словарь его младшего современника, но и преемственность богословского учения: оба пророка обращаются к ключевым богословско-историческим темам израильской традиции – патриархи , исход , завет . Осия развивает эти темы, используя тот же энергичный и образный язык, что и Амос. Книга пророка Амоса положила начало письменной пророческой традиции. Она же, вместе с книгой Осии, была письменным источником для тех книг, которые впоследствии – в послепленный период – войдут в единую книгу Двенадцати пророков еврейского канона . У многих так называемых малых пророков прослеживается развитие некоторых тем книги Амоса. К примеру, в книгах Софонии, Авдия, Иоиля, Малахии мы находим дальнейшее развитие богословского понятия день Господень (Соф 1:7,14. Авд 15. Иоил 1:15; 2:1,11; 3:4; 4:14. Мал 3:23. Ср. Ам 5:18-20), встречающегося также в книгах «великих» пророков (Ис 2:12. Иер 46:10. Иез 30:3 и др.).

http://bogoslov.ru/article/1240583

Таблица 10 намечает в общих чертах сферы, охватываемые этим разделом Книги Левит. Совершенно предсказуемо то, что разделы, посвященные в Писании священникам, обращаются к вопросам чистоты, то есть того, что чисто и что нечисто. Древнееврейское слово, означающее «чистый», встречается в Ветхом Завете более 200 раз. Из них девяносто три случая (то есть 43,7%) упоминаются в Книгах Левит и Числа. Слово, означающее «нечистый», встречается в Ветхом Завете свыше 280 раз. Из них сто восемьдесят два случая (то есть 64,3% в целом) упоминаются в Книгах Левит и Числа 143 . Таблица 10. Проказа Ссылка Ссылка (13:1–59) диагноз (14:1–57) очищение и дальнейшая диагностика (1:28) кожа (38:39) (24–37) волосы (40–44) кожа головы (45:46) карантин (47–59) поврежденная одежда (1–32) ритуал реабилитации (33–53) диагноз проказы в домах (54–57) заключительное высказывание Существует ритуал, состоящий из трех частей, в котором прокаженный должен участвовать, чтобы удалить свою «нечистоту» перед тем, как вернуться в общество. Существует церемония первого дня (14:2–8). Важно отметить, что целью этого ритуала было не очистить от болезни, а засвидетельствовать, что болезнь уже исцелена. Об этом ясно говорится в 14:3: «Если ... прокаженный исцелился от болезни прокажения...». Итак, ритуал имеет символическое и религиозное, а не терапевтическое значение. Священник не выполняет роли целителя или врача. Если уж на то пошло, то он духовный общественный санитарный врач 144 . Существует также вторая церемония на седьмой день (14:9) и третья церемония на восьмой день (14:10–32), во время которых совершаются соответствующие жертвоприношения. И вновь, как и в 1–7-й главах, в требованиях к жертве существуют уточнения для тех случаев, если прокаженный беден. Было бы неправильным сказать, что Ветхий Завет считает кожные заболевания последствием греха. (Конечно же, истории вроде истории о Марками показывают, что проказа является одним из проявлений Божьего суда – Чис.12 .) Так же как и в случае с женщиной после рождения ею ребенка, период изоляции от народа предписан для тех, у кого имеются пятна на теле. Жертвоприношение позволяет вновь принимать участие в деятельности общества. Остракизм сменяется общением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

15), цена земли при продаже высчитывалась по расчислению лет дохода, остающегося до юбилейного (пятидесятилетнего) года. Для рабов не-Израильтян, существовали другие постановления ( Лeb. XXV, 44–46 ). 434 (Ст. 3). Если продавался в рабство муж, то жена разделяла его участь, но с освобождением мужа освобождалась и она, ибо на нее смотрели как на собственность не господина, а мужа ее. Точно также и дети, прижитые хотя во время рабства, но от свободной жены, принадлежали отцу их. Это правило истекает из следующего стиха, заключающего в себе постановления о браках раба с невольницами. 435 (Ст. 4). «Господин дал ему жену». Хотя Евреянка могла также быть продана в рабство (Второз. XV, 12), но едва ли здесь идет речь о Евреянке. Одно из двух: или она сама была хозяйкой имения и продана в рабство за долги или за кражу (что они могли быть землевладелицами – см. Числа XXXVI), но в таком случае она освобождалась в юбилейный год на общем основании, или же она попадала в рабство с мужем, и тогда, по стиху 8-му этой главы, освобождалась вместе с мужем. Здесь в стихе 4-м идет речь о вечных рабынях ( Лeb. XXV, 44– 46 ), из иноземок, которые составляли полную собственность господина; если одну из этих вечных рабынь господин давал в замужество временному рабу Еврею, то он, выходя от господина, должен был оставить ему жену и детей, прижитых во время рабства во временном сожительстве с рабыней. Конечно, мог еще быть случай продажи в рабство дочери по 7-му стиху настоящей главы, но девушка Еврейка могла быть наложницей лишь господина своего, иначе она выходила на волю без выкупа (ст. 11). 436 (Ст. 5–6). Предполагают, что этот обычай имеет начало в высокой древности и только узаконен «книгой завета». По сличении этого места с ист. Иудеев Фл. Иос. кн. IV, гл. 8, и с Левит. XXV, 40, 50, эти рабы освобождались с женой и детьми в следующий юбилейный год, после пропуска первого семилетнего срока (так и Кук). Приведение пред судьей, по Еврейски, выражено словами: «привести пред Елогим», т. е. пред Богом, представители которого суть судьи (О.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– Сошествие Господа должно было случиться в третий день, по мнению одних, от 1-го дня третьего месяца, когда Евреи пришли к Синаю (1), по мнению других, повеление Господа об очищении Израильтян дано уже на другой день по приходе их к Синаю, а не в первый день третьего месяца, когда онн заняты были устроением лагеря, следственно, третий день уже будет четвертый день по приходе их к Синаю и ровно 50-й по исходе из Египта, потому что движение их из Египта, начиная с 15-го первого месяца по 1-е число третьего месяца, продолжалось 46 дней. Исх. 19:12 . И устроиши люди окрест, глаголя: внемлите себе не восходити на гору, и ничимже коснутися ее: всякий прикоснувыйся горе смертию умрет. И устроиши люди окрест. – Устроиши ( α φορι εις), отделишь народ чертою от горы. Окрест, черта должна быть проведена вокруг или около горы (21), со стороны народа. Господь не только запрещает народу, чрез Моисея, переходить чрез эту черту и касаться горы, но еще угрожает смертию всякому, кто поступит вопреки этому запрещению. Гора во время торжественного присутствия на ней Господа славы должна быть неприкосновенною святынею (23), т.е. быть так же неприступна для простого народа, как впоследствии Святое святых в скинии, куда входить дозволялось одному первосвященнику и то однажды в год. Если на востоке по благоговению к земным царям подданные не дерзают без особенного дозволения приблизиться к ним не только в их дворцах, но и на всяком месте, то не паче ли надлежало подобным образом выразиться благоговению в отношении к Царю неба и земли со стороны чтителей Его? – Какою именно смертию грозит Господь нарушителям запрещения преступать заветную черту, сказано будет в следующем стихе. Исх. 19:13 . Не коснется ее рука, камением бо побиется, или стрелою устрелится: аще скот, аще человек, не будет жив. Егда же гласи и трубы и облак отъидет от горы, сии взыдут на гору. Святыня горы во время явления на ней славы Божией так должна быть неприкосновенна, что запрещается не только переступать, под страхом смерти, заповедную черту, но и преследовать переступившего с целью схватить его руками и возвратить на прежнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исход § 60. Название книги в еврейской и греческой Библиях. – У евреев эта книга озаглавливается первым словом ее: Веэлле шемот – «и вот имена». У LXX-mu – ξοδος, что значит «исход»: потому что в ней описываются исшествие Израильтян из Египта и приключения во время странствования их до горы Синая. § 61. Период времени, обнимаемый содержанием книги «Исход». – В книге Исход описывается история Евреев от смерти Иосифа до построения скинии при Синае, что обнимает период времени в 145 лет. Такое вычисление времени можно сделать следующим образом: по определению ап. Павла, времени от призвания Авраама до синайского законодательства протекло 430 лет ( Гал.3:16–18 ср. Исх.12:40): Авраам же призван был 75 лет ( Быт.12:3–4 ), чрез 25 лет родился у него Исаак ( Быт.21:5 ). у Исаака чрез 60 лет родился Иаков (25:26), у Иакова чрез 91 год родился Иосиф ( Быт.47:9 ср. 41:46 и 47 и д.). умер же Иосиф 110 лет ( Быт.50:20 ), следовательно от призвания Авраама до смерти Иосифа (25+60+91+110) прошло 286 лет; по вычете этих лет (286) из всего числа 430 для времени от смерти Иосифа до синайского законодательства останется 144 года: кроме того у Синая до освящения скинии Евреи пробыли около гола, и так период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, будет равняться почти 145 годам. § 62. Время, место и цель написания книги. – Книга «Исход» написана после книги «Бытие», и полагают на основании самого содержания книги не в одно время, а постепенно, по мере того, как Моисей получал от Бога многоразличные законы. Из книги мы видим. что сам Бог не раз повелевал Моисею записывать в книгу получаемые им законы ( Исх.17:14; 24:4; 34:27 и др.). Местом же записания закоков этой книги, конечно, была пустыня синайская. Последняя же редакция описания заключающихся в этой книге событий была произведена Моисеем при конце своей жизни, когда Евреи стояли станом у Иордана (см. Исх.16:35 ). Цель написания книги Исход в 1-х та, чтобы сохранить для верующих память об истории конечного устроения Церкви подзаконной ветхозаветной, в 2-х та, чтобы дать Церкви и народу Еврейскому кодекс законов, определяющих жизнь церковную и нравственную, граждански-государственную и общественную (феократию).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Авторы Нового Завета преднамеренно переходят от агнца – к Агнцу, от типа – к прообразу, поскольку это является полнотой Божьего плана. Тюрьмой сейчас является царство тьмы, а не рабство в Египте. Пленником, который получает освобождение, является не Израиль, а весь мир. Искупление является скорее этической, а не географической переменой. Так же как и у агнца в Египте ( Исх.12:46 ), ни одна из костей Агнца Иисуса не была сокрушена ( Ин.19:36 ). Две ясные ссылки в эпистолярной литературе Нового Завета на Христа как пасхального Агнца находятся в Первом Послании к Коринфянам (5:7) («Пасха наша, Христос») и в Первом Послании Петра (1:19) («непорочный и чистый агнец»). В этих отрывках интересно то, что оба, и Павел, и Петр, больше обеспокоены значением искупления, совершенного Агнцем для святой жизни, чем богословскими размышлениями по сотериологии. То есть апостолы выходят за пределы спасения и переходят к освящению. Сразу после Пасхи Моисей передал израильтянам дальнейшие указания относительно праздника опресноков (13:3–10) и посвящения Господу первенцев (13:11–16). Каждый из этих двух разделов подчеркивает, что Божье искупление является как из, так и в. Это искупление из Египта, но в землю ханаанскую (ст. 5:11). Обладание Израилем их новой землей будет исполнением Божьих обетовании отцам. Внезапно читатель переносится назад к Книге Бытие (12:7). Но, когда они придут в эту землю, Израиль должен будет делиться своим свидетельством с сынами, которых Бог даст им (ст. 8:14). Божья верность отражена в трех периодах: прошлое – ваши отцы; настоящее – вы; будущее – ваши сыновья. Исход (13:17–15:21) Книга Исход (12:37) сообщает нам, что 600 000 мужчин, не считая женщин и детей, покинули Египет. Общее количество израильтян, покидавших Египет, должно было превышать два миллиона. По существу то же самое число повторяется в Книгах Исход (38:26) и Числа (1:46; 2:32; 26:51). Что же делать с таким астрономическим числом? Исход (23:29:30) предполагает, что Бог будет выгонять жителей Ханаана постепенно, поскольку населения Израиля недостаточно, чтобы вновь заселить Ханаан: «Мало по малу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься» (курс, авт.). (См. также таблицу 12, с. 292.) Население Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Более поздний грузинский перевод содержит сходные сведения: накануне Вознесения Господня на вечерне пели тропарь «На горе святей» и прокимен Пс. 46: 6. Литургия имела те же особенности, что и в армянском варианте Лекционария. Согласно древнейшей редакции Иадгари, праздник содержал несколько циклов стихир на «Господи, воззвах», тропарь 2-го гласа, канон плагального 4-го гласа «Возведший нас от врат смертных» (со 2-й песнью), стихиры на хвалитех, уже указанные чтения на литургии. Кроме того, указаны тропари на умовение рук и на перенесение даров . Сравним одно из замечаний А.А. Дмитриевского о праздновании Вознесения на рубеже XIX–XX столетий на горе Елеон: «Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера по восточному счислению, за два часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у “стопочки”, как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу» . Празднование Вознесения Господня в соборном богослужении Константинополя IX–XII веков осуществлялось по Типикону Великой Церкви. На вечерне накануне праздника отменялись изменяемые рядовые антифоны и читались паремии из книг Исход и пророка Захарии. В заключение пелся тропарь 4-го гласа «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» со стихами Пс. 46. После вечерни и чтения из Апостола совершался паннихис. На утрене опускались рядовые антифоны. К Пс. 50 припевали тот же тропарь, что и на вечерне. На литургии полагались три праздничных антифона из Пс. 41, 45, 46 и назначались следующие чтения: прокимен из Пс. 107; Деян. 1: 1–12, аллилуарий из Пс. 46; Лк. 24: 36–53, причастен Пс. 46: 6. Примечательно, что песнопение праздника относится здесь только к самому дню Вознесения. Но уже Синайский канонарь IX–X столетий предписывает петь тропарь вплоть до субботы Пятидесятницы. Данное указание, безусловно, свидетельствует о том, что с течением времени празднование Вознесения Господня оформилось в циклическую структуру.

http://pravoslavie.ru/30582.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010