Одной из отличительных черт ропота является то, что он заразителен. Столкнувшись с ним однажды, Моисей должен сейчас вынести ропот еще раз. На удивление, Моисея обвиняют в том, что совершил Бог: «Вы умертвили народ Господень» (ст. 41). Если ходатайство Моисея спасло народ раньше (ст. 22), то здесь оно спасает их от полного поражения (ст. 46–48). И вновь Моисей умиротворяет Бога, несмотря на то, что Моисей был мишенью поношения! Здесь Моисей имитирует быструю реакцию своей жены, которая ранее спасла его от Божьего гнева ( Исх.4:25 ). Глава 17 в нескольких отношениях связана с тем, что предшествовало. Посредством произошедшего с расцветшим жезлом Аарона делается попытка установить превосходство Аарона. И в 16-й, и в 17-й главах звучит тема Божьего выбора. Ключевым словом является «избирать». В одном случае – это признание жертвы курения (16:7), а в другом – признание жезла (17:5). Принять решение должен Бог . Ясный ответ Бога по второму вопросу должен остановить дальнейший ропот. Каков же эмоциональный ответ народа на отверзшуюся землю, смерть Корея, язву и Божье свидетельство об Аароне? Люди шокированы, ошеломлены, исполнены ужаса и примерно так же хотят приближаться ко святилищу, как Даниил хотел входить в львиный ров. Для чего торопить свою смерть (17:12:13)? Я предполагаю, что целью 18-й главы является показать Божий ответ на эту вспышку огорчения и страха. В конце концов, разве возможно искреннее совместное поклонение, если дом Божий воспринимается как ловушка, которая завлекает доверчивых людей, где они и умирают? Своими дальнейшими рассуждениями я в значительной степени обязан Иакову Милгрому 186 ». Целью 18:1–7 (а также по этому вопросу ст. 21–23) является уменьшить беспокойство людей. Эти слова обращены к священникам: «Понесете на себе грех за небрежность во святилище ... и за неисправность в священстве вашем» (18:1). Позже написано: «Пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их» (18:23). Цель указана в 18:5: «Дабы не было впредь гнева на сынов Израилевых».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Бытие 30 . Судя по описанию в Быт. 30 , Иаков придерживался ненаучных представлений своей эпохи о том, что внешние влияния на мать ещё не рождённого детёныша обуславливают его будущие физические признаки. Ведь Иакову удавалось получить скот пёстрый, с крапинами и с пятнами благодаря тому, что он ставил прутья с нарезкой перед спаривающимися особями ( Быт. 30:37 ). Хотя пёстрое потомство рождалось не за счёт хитростей Иакова с прутьями, для полученных им результатов имеется научная основа. «Случайному наблюдателю их масть казалась однородной, так как все особи с пёстрой окраской изымались из стада; но наследственные факторы, гены окраски, были у них смешанными, находились в том состоянии, которое генетики называют гетерозиготным». Дело в том, что, «как показали селекционные опыты, у коз пёстрая окраска генетически рецессивна по сравнению с однородной, благодаря чему возможно, чтобы у особи присутствовал скрытый ген пёстрой окраски, передающийся по наследству, хотя внешне это у неё никак не проявляется» (ASA, 71). Бог благословил Иакова, несмотря на все его хитрости по изъятию поголовья скота у его коварного дядюшки Лавана. Бог раскрыл Иакову в его сновидении истинную причину того, что скот рождался пёстрым: «возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пёстрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу всё, что Лаван делаете тобою» ( Быт. 31:12 ; курсив Н. Г.). Исход 14. Согласно этому повествованию о переходе через Красное (Чермное) море, значительные массы спасающихся бегством израильтян располагали не более чем двадцатью четырьмя часами на то, чтобы пересечь подготовленную Богом для их перехода часть Красного моря. Причём, согласно приведённым цифрам, израильтян было около 2 миллионов ( Чис. 1:45–46 ). Но такому множеству народа просто не могло хватить на этот переход периода в двадцать четыре часа. Следует отметить, что данный текст, хотя и может производить впечатление, будто бы время, которым израильтяне располагали для перехода, было очень коротким, не обязательно подразумевает именно такой вывод. Фактически здесь говорится, что Бог гнал море «сильным восточным ветром всю ночь» ( Исх. 14:21 ). В стихе Исх. 14:22 , судя по всему, указано, что на следующее же утро массы израильтян начали свой переход через море по его обнажившемуся дну. Затем в стихе Исх. 14:24 говорится: «в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян». И наконец, согласно Исх. 14:26 , Бог сказал Моисею: «простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян». Однако в этом повелении время не уточняется, и совсем не обязательно делать вывод, что Израиль завершил свой переход в то же самое утро.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Таким образом, Сам Бог явил людям Свою бесконечную любовь. Для спасения Своих порочных и строптивых чад Он Сам восходит на Крест. С этой минуты крест делается знаком спасения и освящения. С этой минуты каждый христианин, возлагая на себя крест, должен знать, что в кресте заключается таинственное сочетание правды, милости, суда и прощения, святости и упования. Сын Бог, как Божественная Премудрость, указал средство поразить грех со всей строгостью, но не погубить грешника. И несомненно, все мы укроемся под тенью заслуг Спасителя в день последнего суда и воздаяния. О, как было бы желательно, если бы мы сегодня же, у подножия Креста сложили свои немощи, отринули свои похоти и страсти и стали жить так, как велел жить наш Владыка и Искупитель! Аминь. Великая пятница Отче, спаси Мя от часа сего ( Ин.12:27 ), воскликнул Сын Божий, предузрев Свой близкий исход, и Сам же присовокупил: но сего ради приидох на час сей. Этот час настал. Пастырь добрый положил жизнь Свою за овцы Своя ( Ин.10:15 ). Таинственный, непостижимый час! Сын Божий преисполнен внутренних и внешних скорбей до последней степени, до последнего вздоха. И не бе утешаяй, и не бе скорбяй. Утеха Израиля, друг и покровитель всех угнетенных, забытых, несчастных и отверженных, всеми оставлен. Он, Спаситель, взывал к Богу Отцу: Боже Мой! Боже Мой! вскую Мя еси оставил ( Мф.27:46 ). Целитель сокрушенных сердец испытал боль заушения, терноношения, бичевания. Он вопиял воплем крепким, со слезами, ибо видел, что удалить страдания невозможно. Но что значит эта боль в сравнении с душевными страданиями, испытанными Иисусом Христом при виде бессердечности окружавшей Его среды? Этими печалями неисцелимо болела Божественная душа до минуты, когда предала Себя в руки Бога Отца. Предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство прислуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки от Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение по улицам многолюдной столицы, стыд обнажения среди самодовольно-невежественных зрителей, злорадования, брань сораспятого злодея… О, поистине возлюбленный Спаситель наш понес на Себе наказание и грехи всего мира. Только разве вечная мука может быть равной болезни неисцельной, какую испытало сердце Человеколюбца.

http://azbyka.ru/velikij-post-duxovnye-p...

Энеида, 11. 20), хотя сделали это при помощи многих воинов. И в наших книгах читаем: «помолись Господу, чтоб... удалил от нас змея» ( Чис. 21:7 ); хотя речь идет о многих змеях, от которых страдал народ, и подобных примеров множество. Если же и один первородный грех обозначается множественным числом, когда мы говорим, что дети крестятся во оставление грехов, а не во оставление греха, то это – противоположный оборот речи, в котором множественным числом обозначается единственное. Так в Евангелии об умершем Ироде сказано: «ибо умерли искавшие души Младенца» ( Мф. 2:20 ), «умерли», а не «умер». И в книгах Исход: " сделали себе золотых богов« 1 – АВ., тогда как сделали одного тельца, о котором говорили: »вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» ( Исх. 32:4, 31 ); и здесь множественное число вместо единственного. 45. Хотя и в том одном грехе, который через единого человека вошел в мир и перешел на всех людей ( Рим. 5:12 ), почему крестятся даже младенцы, можно различать много грехов, если подразделить его на свои, как бы отдельные члены. Там есть и гордость, так как человек захотел подчиняться более себе, нежели Богу; и поругание святыни, так как низверг себя в смерть; и духовное прелюбодеяние, так как непорочность человеческой мысли была погублена змеиным советом ( Быт. 3:4–6 ); и воровство, так как была похищена запрещенная снедь; и алчность, так как он домогался большего, чем было нужно; и иное, если что можно найти в этом одном проступке, хорошо подумав. 46. Не напрасно также говорится, что младенцы ответственны за грехи предков, не только первых людей, но и своих, от которых сами родились. То Божеское изречение: " воздам грехи отцов... в... детях» ( Иер. 32:18 ) имеет их в виду, конечно, прежде чем они через возрождение начинают принадлежать к Новому Завету. Об этом Завете пророчествовалось, когда говорилось чрез Иезекиииля, что дети не получат грехов отцов своих и что в Израиле не будет более той притчи: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» ( Иез. 18:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Уже время, с которого началось образование материи Ев. рассказов, полагало некоторые свои трудности». «Не может быть ничего вероятнее (geschichtliher), говорит Эвальд, как много раз повторенное в Евангелии увещание Христа, чтобы о Его чудесных исцелениях не разглашали исцеленные 45 . Притом, однако, нигде не указывается, чтобы Христос не желал открыто проповедовать Свое учение, или чтобы Он желал скрывать его от света; Он желал только, чтобы исцеления Его не прославлялись в народной молве и много не рассказывались (Мк. 1:34, 3:12, 5:43, 7:36, 8:26; Мф. 8:4, 9:30, 12:16 , Лк. 5:14 ). А то замечание евангелиста ( Мф. 13:34 ), что Христос говорил к народу не иначе, как в притчах, относится, как это само собою ясно, не к такому трудному учению, как оно излагается в притчах, и не к пространным, предварительно составленным беседам, но к тому только, чтобы дать понятие вообще о способе Его учения», и не к тому, разумеется, чтобы затаить смысл учения и оставить его в безвестности, как и чудеса. «Следовательно, продолжает Эвальд, учение Христово должно было распространяться своей собственной силой, как и сколько могло. Эта неискательность славы соединялась у Христа с желанием, чтобы Его мессианскому делу не помогала никакая бесполезная молва, а только мудрая предусмотрительность. Так как Он наперед верно знал последний исход Своего земного делания, то и желал, ввиду Своей задачи, сделать все с возможно скорым успехом, устраняя вмешательство постороннего произвола. Христос Спаситель и в первое время своей жизни совершал, однако, много чудесных исцелений, что требовалось самой задачей Его деятельности – учреждением Царства Божья. Конечно, такие запрещения Христовы не могли отклонить от Него внимание народа и властителей (Мк. 1:45–44, 7:36; Мф. 9:30 ; Лк. 5:14, 6:14  и под.); притом, и для Него Самого пришло время, когда Он уже не внушал более молчать о Своих делах: однако прошло время, а с ним и жизнь Спасителя мало открытой; и нет никакого следа, чтобы во время течения её кто-либо и где-нибудь содержал бы в памяти все отдельные обстоятельства оной. И если говорит Лука, что Мария (Богородица) с ранних пор содержала в своей памяти все, то Она могла быть источником рассказов только о детстве и постепенном совершенствовании Иисуса Христа до открытой мессианской деятельности Его ( Лк. 2:19, 51 ). Самим же двенадцати апостолам земная жизнь Христа стала понятною только с того времени, как она стала вполне законченною (vollendet)» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Таблица 12 Длительность Ссылка Перекрестная ссылка 20 дней 38 лет 6 месяцев 1:1–10:10 10:11–20:21 20:22–36:13 Я назвал первый раздел в Книге Чисел «Подготовка к отправлению в путь от горы Синай». Он охватывает 1:1–10:10. В географическом отношении израильтяне не покидали горы Синай. В чем же заключалась подготовка к пути? Перепись и расстановка колен (1–2) Для того, чтобы вызвать чистое воодушевление и драматический эффект у читателя, материал, представленный в первых двух главах, не оказывает того воздействия, которое оказали удары грома и дым, заволокший гору Синай, после чего последовало откровение Божьей воли. Разве мы перешли от сверхъестественного к земному, от потрясающего – к банальному? В этих двух главах Бог сказал Моисею произвести перепись израильского народа (1:1–3). Ему в помощь назначены по представителю от каждого колена, за исключением колена Левия (1:4–16). Перепись проведена (1:17–46). Левиты не включались в эту перепись (1:47–54). Для каждого колена определена зона на восток, юг, запад или север от скинии собрания – место пребывания, которое должно было сохраняться независимо от того, располагались ли они станом или двигались вперед (2:1–34). Но здесь есть несколько особенностей, которые заслуживают нашего внимания. Перепись должна была включать всех мужчин от двадцати лет и старше, «всех годных для войны у Израиля» (1:3). Израиль посылается вперед, как овца среди волков. Военные действия, либо с целью защиты, либо для завоевания, неминуемы. Предыдущая схватка с амаликитянами ( Исх. 17:8–16 ) является предвестником предстоящих испытаний. Мы замечаем, что инициатива провести перепись исходит в этом случае от Бога. Моисей не почувствовал внезапно нужду в увеличении количества воинов. Читатель не обнаруживает у Моисея того настроения, которое Иоав приписывает Давиду и проводимой им переписи: «Но для чего господин мой царь желает этого дела?» ( 2Цар.24:3 , с дополнительным словом, о котором засвидетельствовано в параллельном месте – 1Пар.21:3 ). Ранее я упоминал тему святости в Книге Чисел. Непосредственно эта тема появляется в последнем абзаце первой главы (ст. 47–54). Конечно, мы уведомлены, что левиты не должны исчисляться в переписи, которая включает светские колена. Может, они не учитываются вообще? Числа (1:50:51) поручают левитам выполнение трех функций: перемещение скинии, ее разборку и повторную сборку. Но затем следует приводящее в трепет замечание: «А если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (1:51). Посягательство на обязательства другого человека стоило жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Молдова всегда была аграрной страной. Плодородность ее земли известна и за рубежом. Однако 46 лет советского строя, особенно осуществлявшаяся политика коллективизации сельского хозяйства, привели к тому, что люди отвыкли обрабатывать землю собственными силами. Поэтому после провозглашения независимости Молдовы в 1991 году ее граждане оказались, как говорится, «у разбитого корыта». Кроме того, из-за неправильной экономической политики 90-х годов, в том числе из-за малоэффективного наделения крестьян землей по программе «пэмынт» (молд. «земля»), Молдова стала одной из самых бедных стран в Восточной Европе. Наряду с другими народами, населявшими Советский Союз, молдавский народ вопреки процитированной поговорке, осознал, что все-таки за рубежом хлеб, если и не вкуснее, то, по крайней мере, он там есть. Земное благополучие и материальный достаток во все века притягивали к себе человека, вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Естественная потребность в «хлебе насущном» привела к тому, что за последние 10-12 лет почти половина населения Молдовы покинула страну в поисках работы за границей. Это явление уже получило название «молдавский исход»: матери оставили своих детей, мужья своих жен, дети своих престарелых родителей, а сотни и тысячи гектаров плодородной молдавской земли становятся пустырями. Таким образом, за последнее десятилетие, простые молдавские граждане, оказавшись вдали от родины, стали образовывать молдавскую диаспору, которая состоит из молдаван, постоянно проживающих на территории других стран, а также тех, кто временно выехал на заработки за рубеж. В начале 90-х прошлого века молдаване, по традиции, уезжали в Россию, в основном в Москву, Московскую и Тюменскую области. Начиная с 1998 года, поток молдавских мигрантов направился на Запад Европы и докатился до других континентов. Сегодня молдаване живут и трудятся главным образом в бывших республиках СССР, а также в Италии, Испании, Португалии, Бразилии. Италия является особенно притягательным местом для молдаван, по той простой причине, что из всех языков романской языковой группы, итальянский язык является самым близким молдавскому, что способствует в быстром преодолении языкового барьера. Число мигрантов по официальным данным составляет 200-300 тысяч человек, а по неофициальным до одного миллиона. По оценкам экспертов, за границами Молдавии находится примерно 400-600 тысяч ее граждан. Например, в 2008 году в Португалии официально зарегистрировано 21 147 выходцев из Молдавии. На декабрь 2009 года в Италии официально проживало 105 600 граждан Молдавии, из которых 36 193 мужчины и 69 407 женщин.

http://patriarchia.ru/db/text/1591005.ht...

Как раз перед изгнанием Адам назвал свою жену «Евой» – словом, связанным с древнееврейским словом, означающим «жизнь» или «живой» (3:20). Но в контексте почти каждое изложенное событие указывает на смерть. Взаимоотношения с Богом, женой и землей подорваны. Но здесь есть жизнь. Вестерманн комментирует так: «Несмотря на непослушание и наказание человека, благословение, полученное вместе с сотворением, остается неповрежденным... человек, который теперь далек от Бога, всегда остается человеком, благословенным Богом» 16 . Интересно, что действующие лица в 3-й главе Бытия упоминаются вновь лишь в Новом Завете, вначале в генеалогии Иисуса, составленной Лукой ( Лк.3:38 ), а затем в некоторых посланиях Павла ( Рим.5:12 и последующие; 1Кор.15:22 ). Естественно было бы предположить, что пророки будут обращаться к этому эпизоду, чтобы объяснить серьезность последствий непослушания, как они делали это, например, с эпизодом о Содоме и Гоморре. Но они так не сделали. Стихи Павла, конечно же, составляют основу того, что обычно называется учением о первородном грехе. И Ветхий, и Новый Завет подтверждают это учение ( Быт.6:5 ; 3Цар.8:46 ; Пс.50:7 ; Рим.5:19 ; Ефес.2:3 ), но не объясняют его с точки зрения богословского происхождения. Чтобы не отвергнуть эту идею как слишком характерную для средневековья, слишком негативную или абсурдную, вспомним комментарий Г. Честертона во 2-й главе его биографии святого Франциска Ассизского: «В человеке есть предубеждение, и христианство открыло, как исправить это предубеждение... будет необычайно правильным сказать, что радостной Благой Вестью, сообщенной Евангелием, была весть о первородном грехе» 17 . Плохая новость может быть хорошей новостью! Библиография Комментарии Cassuto, U. A Commentary on the Book of Genesis. Перевод Israel Abrahams. 2 vols. Jerusalem: Magness Press, the Hebrew University, 1961. Kidner, F. D. Genesis. Chicago: Inter-Varsity, 1968. Rad, G. von. Genesis, a Commentary. Переем, изд. Philadelphia: Westminster, 1973. Sarna, N. «Genesis, Book of. In EncJud: 386–398.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

147 P V, 928D–929C. Ориген . О началах III, 6, 3–5//PG 2, 335C–338B: «Выражение Бог будет все во всем означает, что... во всяком отдельном существе Бог будет составлять... все, что только может чувствовать, или понимать или думать разумный дух, очищенный от закваски всех пороков... и от облака зла... Кроме Бога этот дух уже ничего другого не будет видеть, кроме Бога ничего другого не будет помнить, Бог будет пределом и мерою его движения... Тогда уже не будет различия добра и зла, потому что зла не будет вовсе, Он будет составлять все... Конец, приведенный к начальному состоянию, и исход вещей, уравненный с началами их, восстановят то состояние, какое разумная природа имела тогда, когда еще не хотела есть от древа познания добра и зла»; Амвросий. Expositio in Lucam VI, 46//CCSL 14, p. 191: «Зло в демонах не может быть вечным». 148 Ориген . О началах III, 6, 5: «Истребление же последнего врага нужно понимать, конечно, не в том смысле, что погибнет субстанция его, созданная Богом, но в том смысле, что погибнет расположение и враждебная воля, происшедшая не от Бога, но от него самого... Субстанциальной погибели не может подвергнуться то, что сотворено Богом для бытия и пребывания». 149 Августин. De Genesi ad litteram XI, 21//PL 34, 441: «Было бы несправедливым, если бы Бог безо всякой предшествующей заслуги осуждал в ком-либо то, что Сам и сотворил... Осуждения на вечный огонь должна ожидать с диаволом не природа, которую сотворил Бог, а собственная его злая воля». 152 P IV, 789AD. Григорий Нисский . Об устроении человека 12//PG 44, 161C–164B: «Поскольку прекраснейшее и превосходнейшее из всех благ есть само Божество, к которому устремлено все, вожделевающее прекрасного, то... и ум, как созданный по образу Наилучшего, пока, сколь возможно ему, причастен подобия первообразу, и сам пребывает в лепоте; если же сколько-нибудь уклонится от сего подобия, лишается красоты, в которой пребывал... Ум украшается подобием первообразной красоте подобно какому-то зеркалу, которое делается изображающим черты видимого в нем; ...управляемое умом естество... украшается... делаясь как бы зеркалом зеркала... Если же высшее будет следовать низшему..., то совершается естеством передача гнусности вещества самому уму, так что в чертах твари не усматривается уже Божия образа. Ум... подобно кривому зеркалу... отражает в себе безобразие вещества. И таким образом совершается происхождение зла, производимое изъятием прекрасного».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

«Егда вознесете Сына Человеческого, — говорил Он, — тогда уразумеете, яко Аз есмь, и о Себе ничесоже творю» ( Ин.8:28 ). О Кресте сем, как о пределе своей проповеди и жизни, Он давно уже и многократно говорил частию намеками, частию прямо и поименно, давно предрекал Свое осуждение на казнь, указывал подробности Своих страданий и готовился к неминуемому исходу. Время наконец наступило и было до невероятности кратко. Предреченное все, одно за другим, исполнялось с поражающею точностию от предания учеником до оставления Богом… Ах, братия слушатели! Насколько просто и понятно первое, т. е. предательство ученика, настолько невместимо уму последнее. Как? Бог, оставленный Богом!.. Что это значит? Значение знает только Оставленный. Мы употребляем собственное выражение Его и затем предоставляем всякому самому доискаться искомого. Спешим, однако же, оговориться. Оставление не должно означать отделения, ни отдаления, еще менее поглощения, исчезновения и т. п. В нем можно видеть одно разобщение бесстрастного божества с страждущим человечеством. Божество до последней минуты Богочеловека оставалось присущим Ему в создании цельного единоличного бытия, но отсутствовало в Нем своею присноточною ( Лк.8:46 ) силою и своим преестественным действием. Оттого Он и не мог спасти Себя, спасавший иных, к торжеству неверия. Оттого Он и вопиял на Кресте горестно и страшно: Боже мой, Боже мой! Векую Мя еси оставил, — к отчаянию верующих. О, Крест, Крест! И был ты, и пребудешь, верно, во век, иудеом убо соблазн, эллином же безумие, самим же званным — Божия сила и Божия премудрость ( 1 Кор.1:23-24 ). Божия премудрость… каким образом? На Кресте неумолимая Истина сретилась с молящею Милостию, а, с другой стороны, взыскующая Правда облобызала всепрощающий Мир. Прикровенное псаломническое богословие объяснилось, таким образом, вполне на блазненном для иудея Кресте. Премудрость Божия здесь обрела себе исход из нерешимых отношений свободной твари к всемогущему Творцу. Божия сила… в каком роде? «Аще зерно пшенично, над на землю, не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит» ( Ин.12:24 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010