В этом событии коренятся учения о всемогуществе Бога, о покорности Его воле, о нравственном отношении к ближнему. Исход стал началом истории Израиля и мерой всех последующих событий. Для христианства Исход стал образом освобождения от греха, происшедшего также благодаря чудесному вмешательству Бога – через смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа 170 . Исход продолжает историю, начатую в книги Бытия. Вот несколько примеров, которые демонстрируют связь этих книг. (1) Еврейское название книги происходит от фразы (... «и вот имена сынов Израилевых»). На лицо явное повторение Бытия 46:7 и последующих стихов. Оба отрывка перечисляют сыновей Израиля, которые пришли в Египет. (Русское название книги – «Исход» – калька с греческого перевода LXX). (2) Исход 13:19 – исполнение просьбы Иосифа, который пожелал быть похороненным в родной земле ( Быт.50:2226 ). (3) Отделение света от тьмы, о которых рассказывает Бытие 1 , вновь возникает в Исходе 8:23, теперь уже как отделение Израиля от Египта. Израиль при этом ассоциируется со светом, а Египет – с тьмой. Тема света и тьмы продолжается во время путешествия Израиля в пустыне: ночью его сопровождает светлый огненный столп, а днем – столп дыма (13:2122, 14:1920, 19:18, 20:18, 33:911, 40:3438). (4) Обещание Бога произвести от Авраама великий народ ( Быт.12:13 , Быт.15:5 ), наконец начинает исполняться. Вошедших в Египет было менее ста человек, но теперь, в начале Исхода их число превышало 603550 мужчин в возрасте от 20 лет и старше ( Числ.1:46 ). Это значит, что общее число израильтян, вышедших из Египта должно измеряться миллионами. Два параллельных текста – Исход 1:7 и Бытие 1:28 – подчеркивают быстрое умножение потомков Израиля. Исполнение обещания умножения народа Божьего можно также найти в двух стихах Книги Исход (1:21 и 2:2). В первом случае, когда речь идет о благословении повитух, используется слово ивр. (ивр., Исх.1:21 ), во втором, когда речь идет о рождении Моисея, используется слово ивр. (телед, Исх.2:2 ). Оба слова имеют общие семантические корни со словом «родословие» или «поколения» ивр.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

45 не вы. Иосиф старается смягчить чувство вины и стыда, охватившее его раскаивающихся братьев. Он показывает, что их преступление использовано Богом для исполнения Его замыслов (44,16 и ком.). владыкою. Вера Иосифа утвердилась благодаря сновидению в самом начале его истории (37,8). 45 Бог поставил меня господином над всем Египтом. Бог соделал невозможное возможным (ст. 26). 45 перемену одежд. Действия Иосифа прямо противоположны поступку его братьев, в свое время снявших с него одежду (37,23). 45 не ссорьтесь. Если Иосиф простил братьев, то тем более им следует простить друг друга ( Мф. 18,21–35 ). Глава 46 4650,26 Заключительная часть «родословия Иакова» является переходом к книге Исход. 46:1–27 Бог обещает сохранить этот немногочисленный народ в Египте. 46 принес жертвы. Вирсавия была местом поклонения Авраама (21,32.33), Исаака (26,23 25) и Иакова (28,10–15). 46 сказал Бог. И вновь перед уходом Иакова из обетованной земли Бог повторяет ему Свое обещание быть с ним и возвратить избранный народ в обетованную землю (28,15). в видении. Патриархи имели пророческий дар откровения от Бога (напр., 15,1). Однако никто из двенадцати сыновей Иакова не получил откровения относительно того, что именно ему будут дарованы обещанные семя и земля. 46 Я Бог. Бог повторяет Свои обетования Исааку (26,24) и Иакову (28,13–15), поддерживая тем самым в патриархах уверенность в непреложности этих обетований. не бойся. Иаков собирался отправиться в Египет подобно тому, как это сделал Авраам, но Бог запретил ему. Теперь Иакову дается особое разрешение, которое подкрепляется словами: «Я пойду с тобою» (ст. 4). там произведу от тебя народ великий. Бог уточняет обетование, данное отцам (12,2; 15,13.14; 17,20; 18,18; 21,13.18). Его исполнение см. в Исх. 1,7 . 46 Я и выведу тебя обратно. Иосиф перед смертью напомнил об этом обетовании братьям (50,24). закроет глаза твои. См. 50,1. 46:8–27 Подобно тому как перечисление сыновей Иакова служит завершением истории его пребывания в Месопотамии и возвращения оттуда в обетованную землю (35,10–26), так и данный перечень его сыновей завершает собой рассказ о патриархальном периоде в Ханаане и служит переходом к повествованию об исходе из Египта ( Исх. 1,1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После разрушения храма, которое нанесло сильный удар иудейскому жречеству, в послепленный период, и они становятся общим достоянием и беспрекословно признаются за подлинные книги Моисеевы; и на них, как это видно из книг Паралипоменон и Ездры, переносится название закона Моисеева. Может быть, кому-либо покажутся недостаточно доказательными доводы в пользу подлинности первых четырёх книг Моисея, потому что прямые указания на них встречаются лишь в позднейший период еврейской истории. Но если доказана многочисленными и недвусмысленными свидетельствами древность и подлинность Второзакония, тогда не составляет большого труда на основании одного Второзакония доказать, что книги Бытия, Исход, Левит и Числ написаны ранее и, следовательно, не могут принадлежать какому-либо другому лицу. Чтобы должным образом оценить силу доказательств, представляемых Второзаконием в пользу подлинности первых четырёх книг, мы должны войти в некоторые подробности, из которых обнаружится, что писатель Второзакония знал книги Бытия, Исход, Левит и Числ и постоянно пользовался ими. Начнём с исторической части этих книг 3759 . Согласно с книгой Бытия и в сходных выражениях писатель Второзакония упоминает о том, как Иегова клялся праотцам Аврааму, Исааку и Иакову – дать в обладание их потомству землю обетованную ( Втор.6–10 ; Бытия глл. 17, 26, 35); её границей считает реку Евфрат ( Втор.11:24 ; ср. Быт.15:18 ; Исх.23:31 ); упоминает о гибели Содома и Гоморры ( Втор.29:23 ; ср. Быт. 19 ); о переселении семейства Иакова, в количестве семидесяти (пяти) душ, в Египет ( Втор.10:22 = Быт.46:7 ). Писатель Второзакония передаёт почти все подробности, сообщаемые в книге Исход, причём употребляет все наиболее характерные выражения этой книги; особенно замечательна в этом отношении 9-я глава Второзакония (стихи с 12 по 17 включительно), где с пунктуальной точностью повторяются слова 32 главы кн. Исход, стихов 7, 9, 10, 15, 19. Историческая часть книги Числ воспроизведена в главных чертах в начальных главах Второзакония до 11-й и местами в последующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После разрушения храма, которое нанесло сильный удар иудейскому жречеству, в послепленный период, и они становятся общим достоянием и беспрекословно признаются за подлинные книги Моисеевы; и на них, как это видно из книг Паралипоменон и Ездры, переносится название закона Моисеева. Может быть, кому-либо покажутся недостаточно доказательными доводы в пользу подлинности первых четырех книг Моисея, потому что прямые указания на них встречаются лишь в позднейший период еврейской истории. Но если доказана многочисленными и недвусмысленными свидетельствами древность и подлинность Второзакония, тогда не составляет большого труда, на основании одного Второзакония, доказать, что книги Бытия, Исход, Левит и Чисел написаны ранее и, следовательно, не могут принадлежать какому-либо другому лицу. Чтобы должным образом оценить силу доказательств, представляемых Второзаконием в пользу подлинности первых четырех книг, мы должны войти в некоторые подробности, из которых обнаружится, что писатель Второзакония знал книги Бытия, Исход, Левит и Чисел и постоянно пользовался ими. Начнем с исторической части этих книг 117 . Согласно с книгой Бытия и в сходных выражениях писатель Второзакония упоминает о том, как Иегова клялся праотцам Аврааму, Исааку и Иакову – дать в обладание их потомству землю обетованную ( Втор.6–10 ; Быт.17 ; Быт.26 ; Быт.35 ); ее границей считает реку Евфрат ( Втор.11:24 ; ср. Быт.15:18 ; Исх.23:31 ); упоминает о гибели Содома и Гоморры ( Втор.29:23 ; ср. Быт.19 ); о переселении семейства Иакова, в количестве семидесяти (пяти) душ, в Египет ( Втор.10:22 ; Быт.46:27 ). Писатель Второзакония передает почти все подробности, сообщаемые в книге Исход, при чем употребляет все наиболее характерные выражения этой книги; особенно замечательна в этом отношении 9-я глава Второзакония ( Втор.9:12–17 ), где с пунктуальной точностью повторяются слова 32 главы кн. Исход ( Исх.32:7,9,10,15,19 ). Историческая часть книги Чисел воспроизведена в главных чертах в начальных главах Второзакония до 11-й и местами в последующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Поэтому мы можем считать историческим ядро сказания об израильском пребывании в Египте и отважиться на попытку, – дать догматическое изображение исторических событий, отражающихся в сказании. Я попробую достичь этого главным образом тем, что отброшу в предание все сомнительное и буду обращать внимание лишь на существенный черты, которые соответствуют политическим соотношениям Египта или могут быть из них произведены. Таким образом, египетский эпизод Израиля представляет следующую картину. Семитические кочевники, некогда, когда в местах постоянного пребывания их племени 9 царил голод, перекочевали в плодородную нильскую долину, чтобы там временно пасти свой скот. Один из этих кланов, чей соплеменник, подобно многим семитическим и иностранным чиновникам, занял тогда высокий государственный пост, получил разрешение на более долгое пребывание, и поселился в области Гозен 10 , в Дельте. С течением времени политическое положенье Египта переменилось настолько, что существованье семитической вставки стало опасным. Египетское правительство решило защитить себя тем, что поставило под строгий надзор, сильно между тем выросшее племя, пока оно, наконец, под предводительством Моисея, не принудило фараона дать ему разрешенье на Исход. Вышеизложенное основывается прежде всего, на критическом анализе ветхозаветного предания. Отбросив все второстепенное, я твердо признал два пункта историческими: – пребывание Израиля в Гозене и Исход под предводительством Моисея. Первый факт, по-моему, можно взять из сообщения иеговистического Бытия ( Быт.46:31 и след). Там мы находим маленький рассказ, который как раз указывает на то, почему Яков с сыновьями поселился в земле Гозен. Эта, известная, по египетским текстам, область Гозен лежала восточнее Бубастидского рукава Нила (3), и имела богатые пастбища, где паслись также стада фараона ( Быт.47:6 ). Рис. 3 Если Иосиф, таким образом, представил фараону своих братьев как овчарен и скотоводов 11 ), то он мог рекомендовать их на этот пастбищный участок. Ясно видно, как иеговист хочет объяснит твердо установленное преданием пребывание в Гозене 12 . Если когда либо из пребывания Израиля в Гозене были бы выводимы какие-нибудь притязания на эту землю, то, само собою, предание было бы сомнительно и не имело бы ценности. Но этого не случилось, и потому можно считать Исход историческим событием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prebyv...

Начало пророчества (1–6) изображает боль народа, пострадавшего от вторжения так же, как некогда Иудея пострадала от Вавилона (ср.: 4:19–31). За этим следует ироническое изображение результатов идолопоклонничества, а именно унижение плена и победоносное свержение божества побежденного народа, в данном случае Хамоса (Кемоша), которому некогда поклонялся Соломон, отрекшись от истинного Бога ( 3Цар. 11:7,33 ). Подобная демонстрация бессилия побежденного божества была обычной в военной практике древних народов. Опустошитель (8) – это, вероятно, Вавилон. Слова о деле в ст. 10 заимствованы из высказываний о святой войне, в которой неизбежно разрушение (ср.: 1Цар. 15:3,11 ). Разрушение Моава Вавилоном – это Божий суд над ним. В самом начале Моав изображается охваченным самодовольством (относительно образа зрелого вина, неожиданно вылитого на землю, см. ст. 11 – 12), затем он унижен в своей гордыне (14–17). Особое значение имеет здесь то, что Господь называет здесь Сам Себя Царем (так же, как в 46:18), подчеркивая, что только Он может предопределить исход каких–либо человеческих дел, а вовсе не Моав или даже Навуходоносор, которые просто–напросто Его рабы (25:9). Далее следуют картины разрушения (18; ср.: 14:1–2 об Иудее), вновь вызывая в памяти всю страну целиком (19–25). Гордыня Моава выделена как особый грех, тем более направленный против Израиля (26–30). Поистине велико падение гордыни (28). При виде отчаяния страны пророк сам готов оплакивать ее, как некогда он оплакивал свой собственный народ (31–32; ср.: 9:10; также ср. ст. 33 с 16:9). Моав, как некогда Иудея, стал объектом насмешек для всех, кто видел его (39; ср.: 24:9). Последнее пророчество (40–47) повторяет некоторые из основных тем. Орел – это Навуходоносор (40). Картина неизбежного суда (44) напоминает нам о доводах, приведенных в Ам. 5:19 . Окончательным позором становится плен (46). Выражения в ст. 45–46 позволяют предположить, что вскоре будет исполнено древнее пророчество, вначале записанное в повествовании о царе Сигоне из Есевона ( Чис. 21:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Две основные темы книги – спасение и закон – могут послужить основой для многих других тем: подтверждение Божьего всемогущества, неспособность человека противостать Божьей воле, смысл и цель истории, Бог как искупитель, парадигма будущего спасения, новый подход к пониманию религиозного календаря или ритуалов, роль нравственности в истории. 199 Но компоновка нескольких тем, например, спасение, закон и поклонение или исход, закон и скиния сужают этот список. 200 Связь с Новым Заветом Евангелие от Матфея рисует Иисуса, покорного Сына, как микрокосм истории Израиля, сына непокорного. Три только что названные темы проходят через всю Библию, до своего завершения в Новом Завете. Исход-Спасение Израиля представляется самым важным событием Ветхого Завета. Помня о своих обещаниях Аврааму ( Быт.12:13, 15:17 ), Бог превращает Израиль в великий народ, в процессе чего формируются его национальные особенности. В дальнейшем на основе Исхода и последующего странствования в пустыне будет толковаться вавилонское пленение, из которого народ таким же образом, через пустыню, возвращается в землю обетованную ( Ис.35:510, 40:35, 43:1421 ; Ос.2:1416 ). Такие пророки, как Осия (11:12) пользуются примером Исхода, осуждая народ за непокорность. Матфей (2:15) продолжает мысль Осии, чтобы представить жизнь Иисуса как микрокосм истории Израиля, с одной лишь оговоркой: Иисус, покорный сын, отличается от Израиля, сына непокорного. Оба ушли в Египет ( Быт.46:8 и дал., Исх.1:1 и дал., Мф.2:1315 ). Оба вернулись из Египта ( Исх.1218 ; Мф.2:15 ). Оба были крещены – Израиль в Красном море ( Исх.14 ; 1Кор.10:16 ), а Иисус – в реке Иордан ( Мф.3:1317 ). Оба оказались после этого в пустыне – Израиль провел там 40 лет и позорно пал ( Исх.16:35 ; Чис.14:3334, 32:13 ; Втор.2:7, 8:24, 29:5 ; И. Нав.5:6, 14:7 ; Ос.11:12 ), а Иисус – 40 дней и вышел победителем ( Мф.4:2 ; Мк.1:13 ; Лк. 4:2 ). Десять казней переосмысляются Писанием, превращаясь в символ Божьего гнева и благодати, и, наконец, находят применение в качестве сильного образа в книге Откровение. «Книга Откровений насыщена общепринятыми образами суда Божьего, истоки которых коренятся в традиции о десяти казнях. ...Из противостояния с фараоном, эта традиция со временем превратилась в космологическое и эсхатологическое сражение Бога и сатаны. Это событие уже больше не славная история Израиля, а неминуемое будущее. Борьба со злом, со всем присущим ей ужасом и страхом, теперь поднялась на новый виток. Народ Божий уже не стоит станом у Гешема, полагаясь на защиту Бога, но призван вступить в это сражение и сражаться до смерти. Ужасы Гога и Магога, дракона из пучины, зверей из видений Даниила собраны в единый ужасающий образ Антихриста». 201

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Ко времени исхода патриархальная семья превратилась, по меньшей мере, в 2 000 000 человек. Из них 600 000 пеших мужчин, т.е. имеющих 20 лет и выше от роду ( Чис. 1:3–46 ), отмечены в 37 ст. 12 гл. кн. Исход ( Исх.12:37 ); остальную цифру – 1 400 000 составляют жены и дети. Являясь прямым исполнением данного Иакову обещания ( Быт. 46:3 ), делом Божиим ( Пс. 104:24 ), размножение евреев объясняется и чисто естественными причинами. Первое место среди них занимает необыкновенная производительность египетской природы, сообщавшаяся и жителям нильской долины. По свидетельству Плиния, Сенеки, Аристотеля, Страбона и других, египетские женщины рождали часто и помногу – по три, по четыре и по пяти детей. Мысль о влиянии египетской природы на размножение евреев высказана, между прочим, в греко-славянском переводе, употребляющем вместо подлинного выражения: «наполнилась ими земля», другое: «умножи же их земля», " πλθυνεν δ γ ατος«. Размножению евреев содействовали, как полагают, и браки с родственными семитическими племенами, издавна поселившимися на восточной границе Египта. Исх.1:8 .  И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, На время размножения евреев падает изменение их общественного положения. Виновником этого является «новый 1 царь». Почему он называется таким именем, по новым ли отношениям к евреям, или же по своему происхождению из новой сравнительно с прежней династии, сказать довольно трудно. Большинство экзегетов держится, впрочем, того взгляда, что фараон-гонитель (Тотмес III) происходил из туземной Египетской династии, свергнувшей иго пастушеского племени гиксов, во время господства которого переселился в Египет Иаков. Свою ненависть к прежним поработителям он перенес и на дружественных им евреев. Подтверждением справедливости подобного взгляда может служить то соображение, что фараону гиксу не было побуждений притеснять евреев. Наоборот, пришельцы гиксы естественно должны были искать поддержки в таких же, как и они, пришельцах-евреях. Новый царь «не знал Иосифа», – слыхал, может быть, об имени и делах, но не признавал его заслуг, как первого сановника при фараоне враждебной династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

инициации для юношей ( Durham. 1987. P. 57). Возможной библейской параллелью с этим рассказом является история о ночной борьбе с незнакомцем патриарха Иакова у р. Иавок (Быт 32. 25 сл.). В контексте кн. Исход этот рассказ предвосхищает повествование о казни первенцев в пасхальную ночь: в Исх 12. 22 помазание кровью, которое отвращает убийство, описано глаголом     который употреблен и в Исх 4. 25 (букв.- «касаться»; ср. также: Ис 6. 7; Иер 1. 9). (Исх 7. 8 - 11. 10). Моисей и Аарон пытались заставить фараона с помощью чудесных знамений отпустить евреев, но фараон стал еще больше упорствовать, отказываясь признавать полномочия братьев как посланников Бога (7. 8-13). Тогда Бог решил навлечь на Египет казни, к-рые показали, к чему приводят человеческие заносчивость и высокомерие по отношению к Богу (7. 17). Повествование о казнях имеет четкую структуру и построено по 3-частной модели (9 казней объединены в 3 триады), материал каждой из частей организован по единому принципу: перед первыми 2 казнями каждой группы фараон получает предупреждение о наказании, а 3-я казнь происходит внезапно: 1) превращение воды в кровь (7. 14-25), нашествие жаб (8. 1-15) и мошек (8. 16-19), которые Аарон совершил с помощью посоха; 2) нашествие оводов (или песьих мух) (8. 20-32), падеж скота (9. 1-7) и нарывы (9. 8-12) происходили через действия Моисея и Аарона; 3) град (9. 13-35), нашествие саранчи (10. 1-20) и тьма (10. 21-29) были совершены Моисеем. Первые 9 казней основаны на природных явлениях, а последняя, 10-я казнь, связанная непосредственно с вмешательством Бога в историю, стоит отдельно в повествовании. Казни происходят на всей территории Египта, кроме земли Гесем, где проживали евреи и к-рую обычно связывают с восточной частью Дельты (8. 22; ср.: Быт 46. 28-29, 33-34; 47. 1-6, 11). Первые 2 казни были повторены магами, но 3-я оказалась им не по силам, и они признали ее как «перст Божий» (Исх 8. 19). Шесть последующих казней заставили фараона задуматься, не уступить ли просьбам братьев. После 4-й казни он ведет переговоры с Моисеем, но ставит невыполнимые условия. Казнь 8, когда саранча была потоплена в «Чермном море» (10. 19), предвосхищает судьбу фараонова войска в Исх 14. После 9-й казни («тьма по всей земле Египетской») фараон приходит в ярость и выгоняет Моисея из дворца с предупреждением под страхом смерти не являться «более пред лицо мое» (10. 28). Параллельно с рассказом о казнях последовательно развиваются 2 связанные темы: нарастающего ожесточения сердца фараона, о котором говорится 20 раз (7. 13; 8. 15 и т. д.), и постепенно ослабевающей позиции фараона, которая выражена в его 7 уступках сынам Израилевым (8. 25; 9. 27-28 и т. д.). Эти связанные друг с другом линии повествования в результате подчеркивают историю отделения Израиля от Египта и подготавливают рассказ о его полном освобождении. 4. Гибель египетских первенцев и установление чина празднования пасхи

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Первая речь Моисея охватывает, таким образом, первые четыре главы Второзакония. Ясно, что в ней имеются два раздела: главы 1–3, которые являются историческим обзором странствий Израиля, начиная с того момента, как Израиль покинул гору Синай, и в продолжение всего его путешествия по пустыне; и 4-я глава, которая является главным образом увещеванием. Итак, 1–3-я главы ориентированы на прошлое и изложены в изъявительном наклонении. В них преобладает воспоминание. Четвертая глава ориентирована на настоящее и будущее и изложена в повелительном наклонении: «Слушай ... исполняйте ... идите ... овладейте». В 1–3-й главах роль Моисея заключается в описании панорамы; а в 4-й главе он проповедник. Рассказчик становится увещевателем; историк становится также аналитиком. Мы должны заметить, что слова Моисея обращены ко «всем Израильтянам» (1:1). Значение этой фразы подчеркивается не только ее широким распространением во Второзаконии (четырнадцать раз, одиннадцать из которых встречаются в основных разделах), но и тем фактом, что эта же фраза встречается только два раза в остальных книгах Пятикнижия – Исход (18:25) и Числа (16:34) 220 . Нет ни одного человека, которому не нужно было бы услышать Божье слово и затем откликнуться на него соответствующим образом. Воспоминание В этой речи Моисей вспомнил семь событий: 1 . (1:9–18) Обязанности Моисея уменьшены благодаря назначению судей, которые должны были выполнять роль его помощников (ср. Исх.18:13 и последующие, Чис.11:10 и последующие). 2 . (1:19–46) История о соглядатаях, посланных осмотреть ханаанскую землю (ср. Чис.13 и 14). 3 . (2:1–8) Прохождение Израилем вокруг территории Едома (ср. Чис.20:14–21 ). 4 . (2:8–25) Прохождение Израилем по территории Моава (ср. Чис. 21:4–20 ). 5 . (2:26–37) Победа Израиля над Сигоном, царем Есевонским (ср. Чис.21:21–32 ). 6 . (3:1–22) Победа Израиля над Огом, царем Васанским (ср. Чис.21:33–35 ) и распределение территорий к востоку от Иордана между коленами (ср. Чис.32 ). 7 . (3:23–29) Просьба Моисея войти в Ханаан и отказ (ср. Чис.27:12–14 , хотя это и другие случаи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010