Местное почитание В., по-видимому, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.). Ист.: ЛЗАК. Т. 2. Отд. 2. С. 83-84; ВМЧ. СПб., 1868. Стб. 551-552 (Сент. 9); ПСРЛ. Т. 21. 2-я пол. Ч. 2. СПб., 1913. С. 505. Лит.: Строев. Списки иерархов. 4. С. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86-88; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 534. С. 136; Описание о российских святых. 186. С. 72; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Прил. 3; АСЭИ. М., 1958. Т. 3. С. 596 (Коммент.); Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси конца XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 40-41, 50-51. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/154393.html

это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память И. отмечена под 23 окт. в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти И. в Боровичском мон-ре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист И. В 1654 г. Боровичский мон-рь был приписан к валдайскому Иверскому мон-рю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи И. были перенесены в Иверский мон-рь. В Слове о перенесении мощей И. в Иверский мон-рь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архим. Иверского мон-ря Дионисия, архим. Вяжищского монастыря Евфимия и игум. Спасского мон-ря в Ст. Русе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. И. явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского мон-ря, у Едрова яма, мощи И. встретили сначала Новгородский митр. Макарий , затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к И. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Переславль-Залесский, 1894; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 23-31; Строев. Списки иерархов. Стб. 667, 696; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 146-148; Описание о российских святых. С. 88-89; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 180-182; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апрель. С. 34-37; Голубинский. Канонизация святых. С. 130-131, 551-552; Добронравов В. Г. История Троицкого Данилова мон-ря в г. Переславле-Залесском. Серг. П., 1908; Смирнов С. И. Милосердный подвижник Даниил Переяславский: (По поводу 400-летия его мон-ря)//БВ. 1908. 7/8. С. 569-576; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 336-341; Белоброва О. А. Житие Даниила Переяславского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 257-258; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 93; Макарий (Веретенников), архим. Духовные подвиги прп. Даниила Переяславского и его почитание на Руси// Он же. Московский митр. Макарий и его время. М., 1996. С. 143-164; Сукина Л. Б. Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. М., 2002. С. 3-11; она же. Троице-Сергиева лавра и Троицкий Данилов мон-рь в Переславле-Залесском//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Серг. П., 2004. С. 7-19; Крутова М. С. О названии Жития и чудес прп. Даниила Переяславского: (В первоначальной и Александровской редакции)//Иринарховские чт., 7-е. Борисоглебский, 2004. Вып. 4. С. 54-57. В. В. Горшкова, Л. Б. Сукина Иконография Д. принадлежит к числу наиболее почитаемых в Переславле-Залесском святых, но его изображений сохранилось не много. Хотя уже в 40-х гг. XVI в. он был местно прославлен как чудотворец ( Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Ист. очерк 1934 г. Переславль-Залесский, 1996. С. 130), а в 50-60-х гг. XVI в. составлено его Житие, о существовании икон преподобного этого периода в наст. время ничего не известно. Самые ранние изображения Д. связаны с открытием его мощей и установлением в 1653 г. офиц. местного празднования. Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Древнейшая из этих обителей основана в сер. XIV в. кнг. нижегородской св. Василисой (Вассой)-Анастасией (см. ст. Феодора прп., кнг. Нижегородская), супругой блгв. кн. нижегородского Андрея Константиновича , и посвящена Зачатию Пресв. Богородицы прав. Анной. Самые ранние сведения о мон-ре сохранились в памятниках, отражающих митрополичье летописание нач. XV в.,- Рогожском летописце и Симеоновской летописи - и имелись в утраченной в 1812 г. Троицкой летописи, о чем можно судить по выписке, сделанной Н. М. Карамзиным . Под 1378 г. в летописях сообщалось о преставлении кнг. Василисы, которая «положена бысть в монастыри святаго Зачатиа, еже сама создала». Далее содержалось важное хронологическое указание: кнг. Василиса обитель «сама создала при князи своем», т. е. еще при жизни супруга. Известна дата преставления кн. Андрея Константиновича - 2 июня 1365 г., поэтому мон-рь к этому времени уже существовал. При жизни кнг. Василисы «мнози болярыни, жены и вдовици и девици мнози постригошася у нее, яко бысть их числом и до 90, и вси общее житие живяху» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Первоначальный текст о мон-ре кнг. Василисы был несколько видоизменен и сокращен при включении в более поздние летописные своды XVI-XVII вв.- Никоновскую летопись, Степенную книгу и Нижегородский летописец. В этих источниках указано др. число насельниц при кнг. Василисе - не 90, а 110. Иногда указывалось, что в обители проживали 160 сестер, что не подкреплялось документальными данными (ИРИ. Ч. 6. С. 1001; Ратшин. Монастыри. С. 364; СИСПРЦ. С. 242; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Описание о российских святых. С. 248). Кроме того, в поздних источниках опущено указание на создание обители еще при кн. Андрее Константиновиче (ПСРЛ. Т. 11. С. 41-42; Степенная книга. 2008. С. 45; Гациский. 1866. С. 19, 20). Последнее обстоятельство породило у нек-рых историков, знакомых только с таким вариантом летописного текста, неверное представление о том, что обитель основана ок. 1369 г., т. е. через 4 года после кончины кн. Андрея ( Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 55).

http://pravenc.ru/text/2565212.html

23 мая 1997 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей Д. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти Д. в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 окт., 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день тезоименитства Д. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому было установлено в 2001 г. Служба и акафист Д. были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пуст. архим. Германом (Хапугиным; настоятель в 1995-2005). Служба начинается с малой вечерни, в конце к-рой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей Д. Канон службы имеет акростих: «Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман». В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого. Д. посвящен храм на подворье Давидовой пуст. в с. Талеж, построенный в 1997 г. Ист.: Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу/Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 1; СИСПРЦ. С. 72; Строев. Списки иерархов. Стб. 235; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143, 144; Описание о российских святых. С. 230; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Зверинский. Т. 2. С. 121; Токмаков И. Ф. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Голубинский. Канонизация святых. С. 321; Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003р; Ефремов А. Обитель прп. Давида//Моск. журнал. 1992. 1. С. 42-44; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность/Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042.

http://pravenc.ru/text/168476.html

В Ростовском владычном летописце в связи с кончиной Е. отмечено, что архиерей «пас церковь Божию 27 лет без дву недель» (ПСРЛ. Т. 24. С. 184). Е. был погребен в ростовском Успенском соборе, могила не сохранилась. Имя Е. было внесено во Вселенский синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. Ч. 6. С. 435), в синодики Ростовской епархии (ГМЗРК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10; ЯИАМЗ. 15585. Л. 99 и др.). В Ростове существовало местное почитание архиерея. Н. П. Барсуков приводит цитату из агиографической рукописи А. А. Титова, где между святыми «града Ростова» под 29 марта значится «св. Ефрем, архиепископ Ростовский, поставлен от митрополита Фотия в лето 6932 апрелия в 13 день, а преставился в лето 6962 марта 29. Погребен в ростовском Успенском соборе» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 202). Е. упомянут среди Ростовских святых в рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову (XVIII в.). Архим. Леонид (Кавелин) указывает память Е. под 27 марта (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 162-163), под тем же днем память Е. приведена в «Месяцеслове» архиеп. Димитрия (Самбикина) (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 177). Ист.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6. С. 435; РИБ. 1908. Т. 6. 62. Стб. 534; 63. Стб. 537-538; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 6. Вып. 2. Стб. 91, 123, 125, 127; Т. 8. С. 94, 121-123, 144; Т. 9. С. XIV; Т. 12. С. 74, 76, 109; Т. 15. Стб. 482; Т. 22. Ч. 1. С. 464, 466; Т. 23. С. 135, 155, 190; Т. 24. С. 165, 182-184; Т. 25. С. 269-271, 273; Т. 26. С. 208, 210, 213, 346; Т. 30. С. 134; Т. 43. С. 158; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 42, 44, 46. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 331; Летописец о ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. VI 8. Примеч. С. 15; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34; Месяцеслов святых Ярославской епархии: Месяц март//Ярославские ЕВ. 1900. 11. Ч. неофиц. С. 260; Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Там же. 1903. 30. Ч. неофиц. С. 546-547; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Рукописи, пополнившие Собрание единичных поступлений рукописных книг древней традиции (Ф. 722)//Зап. ОР ГБЛ. М., 1980. Вып. 41. 54. С. 85, 87; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 359; Кн. 4. Ч. 1. С. 18.

http://pravenc.ru/text/182081.html

писал митр. Макарий (Булгаков): Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 109). Канонизация Л. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, восстановление празднования к-рому произошло в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Святителю составлены тропарь и кондак (Святые Новгородской земли. 2006. С. 43). Изд.: Тимковский Р. Ф. Поучение архиеп. Луки к братии//Рус. достопамятности. М., 1815. Ч. 1. С. 3-17; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 118-120; Т. 42. С. 65-66; Т. 43. С. 55; Евсеев И. Е. Поучение Луки Жидяты, архиеп. Новгородского//ПДРЦУЛ. 1894. Вып. 1. С. 7-24; Бугославский С. А. Поучение еп. Жидяты по рукописям XV-XVII вв.//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 2. С. 196-237; Макарий (Булгаков). История РЦ. 1995. Кн. 2. Прил. С. 539-540. Ист.: НовгорЛет. С. 2, 3, 130, 145, 146, 173, 180, 181, 185, 379; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 150; Т. 2. Стб. 138; Т. 42. С. 8, 63, 65, 66, 74; Т. 4. Вып. 1. С. 114, 117, 118, 120; Т. 6. Вып. 1. С. 181, 183; Т. 9. С. 79, 80, 83, 91; Т. 16. Стб. 41, 315; НПЛ. С. 16, 66, 163, 181-183, 473; ПВЛ. С. 66. Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 67-68, 276; Платон (Левшин), митр. Краткая церковная российская история. М., 1805. Т. 1. С. 68; Евгений. Словарь. Т. 2. С. 10; Филарет (Гумилевский). История РЦ. Т. 1. С. 62, 181, 182; он же. РСв. 2008. С. 80-81; Соловьев П., прот. Описание новгородского Софийского собора. СПб., 1858. С. 3, 24, 25, 107, 227, 235; СИСПРЦ. С. 170; Строев. Списки иерархов. Стб. 33; Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879. С. 20-21, 22; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 332-333; Новгородский месяцеслов/Сост.: А. А. Усинин. СПб., 1882. С. 21; Описание о российских святых. С. 33-34; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 42-43; Тихомиров П. И., прот. Кафедра новгородских святителей: Со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1. С. 19-27 (То же: Кафедра новгородских святителей: Жития, сведения и биогр. очерки: В 3 т./Сост.: Г.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

19. Их имена значатся в лике святых града Москвы (Барсуков Н. Источники русской агиографии СПб., 1862. Прил. С IV) 20. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 187 21. Служба и Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М.. Печ двор, 27.XI. 1647. Л 124 - 126 обз ПСРЛ Т. 19: История о Казанском царстве (Казанский летописец). М., 2000. Стб. 310 - 311. 22. Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 4. История России с древнейших времен. М., 1989. Т 7 - 8. С. 66. См. также Покровский И. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 1 (XVI - XVII вв.) Казань, 1897 С. 128 23. Зимин А.А. Краткие летописцы XV - XVI веков//Историческийархив. М.- Л., 1950.Т 5. С 20. 24. ААЭ. Т. 1. С. 259. 25. ААЭ Т. 1 С. 259. 26. ААЭ. Т. 1. С. 259. 27. Платон (Любарский), архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868. С. 35 - 51. 28. Варсонофий, иеромонах. Святитель Варсонофий, епископ Тверской. Казанский чудотворец//ЖМП. 1981. 7. С 65. 29. ААЭ. Т. 1. С. 269. 30. ААЭ. Т. 1. С. 270. 31. Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн 4. Ч 1. С. 216. 32. ААЭ. Т. 1 С. 261. 33. Акты исторические. СПб., 1841 Т. 1 С. 298- 299. 34. Покровский И. Казанский архиерейский дом. Казань, 1906. Приложение. С. 1. 35. Русская историческая библиотека. Т. 32. Архив П. М. Строева. Пг.. 1915. Т. 1 Стб 428 36. Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии.М, 1815. Ч. 6 С. 529. 37. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь.С. 186. 38. Градостроитсльство Московского государства XVI - XVII веков/Под общей редакцией Н Ф. Гуляницкого. М, 1994. С 224 39. Амвросий (Орнатский), архимандрит. Указ соч. л1. 6. С. 531; Продолжение древней российской вивлиофики. М., 1788 Ч. 3. С. 244; Татищев В. II. История российская. Л., 1968. Т. 7. С. 369, 387. 40. Патриарх Ермоген... С. 66. 41. Там же. С. 67. 42. Кунцевич Г. 3. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491 - 1563) СПб., 1898 С. 5. 43. Патриарх Ермоген... С. 67. 44. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 3. С. 372 45. Троицкий Г. Святой Герман, архиепископ Казанский и Свияжский (К 400-летию со дня преставления),//ЖМП. 1967. 12 С 53 - 57.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

23 «Юродство… есть своего рода форма, своего рода эстетизм, но как бы с обратным знаком» (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3–е. М., 1972, с. 397). 24 24 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969, с. 85 и др. 25 25 См.: Ренан Э. Жизнь Иисуса. СПб., 1906, с. 61, примеч. 4. 26 1 Житие Прокопия Устюжского. — В кн.: Памятники древней письменности, вып. СШ. СПб., 1893, с. 16—19. 27 2 ГБЛ, Румянцевское собр., 364, л. 327 об. 28 3 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960, с. 99.. 29 4 ВМЧ, октябрь, дни 1—3. СПб., 1870, стб. 90 (житие Андрея Цареградского). 30 5 Житие протопопа Аввакума…, с. 93. К этому поступку Федора можно подобрать агиографические аналогии. В «Слове похвальном Прокопию и Иоанну Устюжским» князь С. И. Шаховской писал об Иоанне: «На углие горящие пещи яко на воде почивал еси, и не прикоснуся огнь многострадалному тедеси твоему» (Житие Прокопия Устюжского, с. 248; см. ниже, раздел «Юродство как общественный протест»). 31 6 Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам. Пригот. к печати Н. Н. Зарубин. Л., 1932, с. 71. 32 7 См.: Бебель Г. Фапетии. Издание подгот. Ю. М. Каган. М., 1970, с. 146. 33 8 Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. — В кн.: Записки Московского археологического института, т. VIII. М., 1910, с. 46—47, 201. 34 9 Евреинов В. Театр как таковой. СПб., 1913, с. 38—31. 35 10 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10–ти томах. Изд. 2–е. Т. 7. М., 1958, с. 213 (статья «О народной драме и драме „Марфа Посадница " »). 36 11 Цит. по кн.: Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. Изд. 3–е. М., 1901, с. 112. Трудно установить, по какому славянскому переводу цитирует Кедрина И. Е. Забелин. Как кажется, он не пользовался славянизированным переложением конца XVIII в., напечатанным кириллицей (см.: Кедрин Г. Деяния церковные и гражданские, ч. 1—111. Пер. И. И. Сидоровского. М., 1794). 37 12 В житии Андрея Цареградского рассказчик сообщает, что ему удалось подсмотреть, как юродивый молился днем; «Възря семо и овамо, да яко же не виде никого же, възде руце горе, творя молитву» (ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 96). 38

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010