1916. С. 53). Тайное убийство этих 2 сыновей кн. Владимира, являвшееся по сути политическим преступлением в рамках одной княжеской династии, было воспринято современниками как убийство людей, взявших на себя жертвенный подвиг во имя Христа. Установление общецерковного празднования святым Борису и Глебу Голубинский датирует 2 мая 1072 г. (традиц. дату, 20 мая 1072, он считает ошибочной) - днем перенесения их мощей в новую церковь, построенную кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем ( Голубинский. 1903. С. 49). Однако перенесение мощей святых Бориса и Глеба, к-рое в агиографических сказаниях описывается как церковное прославление новых мучеников, произошло еще до 1072 г. Когда ц. св. Василия сгорела, все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было осознано как заступление св. страстотерпцев. О случившемся сообщили киевскому кн. Ярославу Мудрому и митр. Иоанну I († 1054?), к-рый в сопровождении всего клира отправился в Вышгород и в присутствии князя совершил всенощное бдение в часовне, выстроенной над могилой Бориса и Глеба. После того как на месте сгоревшей церкви была выстроена новая, тела святых по повелению и при участии митрополита торжественно извлекли из земли. При этом раки были вскрыты и засвидетельствованы нетленность мощей и исходившее от них благоухание, затем раки установили в новой церкви «над землею», где от них начали совершаться чудеса (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 80, 121, 130-146; Т. 2. Стб. 67, 105, 115-133; НПЛ. С. 128, 159, 168-175). Точная датировка этого перенесения при Ярославе Мудром затруднительна (наиболее вероятная дата - 2-я пол. 40-х гг. XI в.). Остается открытым вопрос о том, что считать датой общецерковного прославления св. князей-страстотерпцев. В сообщении летописи под 1093 г. день памяти Бориса и Глеба 24 июля называется «новым праздником Русской земли» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 222). По мнению Поппе, он мог быть новым лишь по отношению к 1072 г., что, как он думает, свидетельствует о поздней К. Бориса и Глеба ( Поппэ А. О зарождении культа св. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях//RM.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Kuib, 1997. С. 148). Вслед за В. Л. Яниным это следует признать недоразумением ( Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 183–184). О перенесении останков Германа в Новгород ничего не известно. Тем не менее в XIX в. существовало мнение, очевидно, базирующееся на почитании собора Новгородских святителей, что его мощи находятся в Софийском соборе ( Леонид (Кавелин ), архим. Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891. С. 42–43; Барсуков Н.Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 130; Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей. Т. 1. Новгород, 1891. С. 34). Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 90–92; Древнерусские патерики… С. 36–38. Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 91–92; ср.: Древнерусские патерики... С. 37–38. Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 91; ср.: Древнерусские патерики... С. 37. См.: Печников М. В. Указ. соч. С. 245–246, примеч. 165. Вполне вероятно, что Никита в юности видел Глеба Святославича, который вместе с отцом, Киевским князем Святославом Ярославичем, по крайней мере однажды, в начале мая 1074 г., был в Печерской обители (ПВЛ. С. 80; ср.: НПЛ. С. 201). «В лето 6604. Поставлен архиепископом Новугороду Никита» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137). Сохранилась печать этого митрополита с греческой надписью: «Печать проедра (синоним слова «архиерей».– М. П.) России Николая» ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. М., 1970. С. 48). Относительно недавно под Юрьевом-Польским была обнаружена и печать Новгородского епископа Никиты с образом Богоматери Халкопратийской и греческой надписью: «Призри Никиту, новгородского пастыря» ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Древнейшая новгородская владычная печать//Византийские очерки. СПб., 2006. С. 230–234). ПВЛ. С. 108; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237; Т. 2. Стб. 227. Там же. НПЛ. С. 19, 202. Эта битва была памятна в Новгороде не одному поколению. В 1216 г. новгородцы в битве на Липице высказали желание биться пешими, как их предки «на Кулачьскеи»; любопытно, что новгородским князем, возглавлявшим их в битве, тогда тоже был Мстислав (Мстислав Мстиславич Удатный) (Там же.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

1758 Турилов Α.Α., Шибаев М.А. Евфимий II Вяжишский. Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 437. 1759 Пользуюсь случаем поблагодарить за помощь в ознакомлении с рукописью и копировании текстов Т.Р. Руди, С.А. Семячко и особенно К. Станчева. 1760 См.: Творогов О.В. О «Своде древнерусских житий». Русская агиография. СПб., 2005. (Т. 1). С. 25−26 , 59. 1767 См.: Бобров А.Г. Досифей//Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. С. 55−58. А.А. Турилов отмечает, что Зосима (Соловецкий?) не мог быть племянником владыки Иоанна; «в реальности речь могла идти только об обратном» (Турилов А.А. (Рец. на Джурова А., Станчев К.С. 120. 1771 ПСРЛ. Т. 16. Стб. 159, 163, 194; Янин В.Л. Новгородские посадники. С. 502−503. В списке новгородских тысяцких с таким именем упомянут в его заключительной части лишь Василий Игнатьевич (после Елисея Константиновича, князя Копорского, т. е. в XV в.) (Новгородская первая летопись. С. 472; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 626). 1772 ПСРЛ. СПб., 2002. Т. 42. С. 131; Прохоров Г.М. Материалы постатейного анализа общерусских летописных сводов: (Подборки Карамзинской рукописи, Софийская 1, Новгородская 4 и Новгородская 5 летописи). ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 185. 1779 А.А. Турилов считает, что «в историческом (в качестве источника) и литературном отношениях значение этих памятников по существу нулевое» (Турилов А.А. (Рец. на Джурова Α., Станчев К.С. 120). 1780 Признавая, что «рукопись происходит из „цокающей“ зоны восточнославянских говоров (Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск)», А.А. Турилов исключает Новгород из этого списка, поскольку «здесь не было нужды создавать жития местных архиепископов, подобные содержащимся в римском Прологе» (Там же. С. 121). Этот аргумент не представляется нам убедительным. Новгородский автор мог восполнять недостаток информации о святых, опираясь на книжный источник. Читать далее Источник: Русская агиография : Исследования. Материалы. Публикации/Ин-т русской лит. (Пушкинский дом) Российской акад. наук ; [отв. ред.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко]. - Санкт-Петербург : Изд. «Пушкинский дом», 2011-./Т. 2. - 2011. - 640 с., 8 с. цв. вкл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

552 Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. С. 155–159. Здесь, кстати, уместно выразить сожаление о том, что уважаемый исследователь, представив в указанной работе свои наблюдения, при этом не соотнес их с доводами, которые были обнародованы мной еще в 1994 году (Кириллин В. М. Епифаний Премудрый как агиограф преподобного Сергия Радонежского: проблема авторства//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 2. С. 264–275). 554 Прохоров Г. М., Салмина М. А. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго»//СККДР. Вып. 2 (вторая половина 14–16 в.). Ч. 2. С. 405. 561 Слово о житии Дмитрия Ивановича//ПЛДР: 14-середина 15 века. С. 222 (подг. текста М. А. Салминой). 568 Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Изданные здесь редакции Б. М. Клосс считает Пахомиевскими (Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности 15–17 веков). 569 Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности 15–17 веков. С. 276, 236; Он же. Избранные труды. Т. 1. С. 155. 573 Коновалова О. Ф. Изобразительные и эмоциональные функции эпитета в «Житии» Стефана Пермского//ТОДРЛ. Л., 1978. Т. 28. С. 325–332. 578 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е изд. М., 1903. С. 81, 104. 581 Преподобный Сергий Радонежский/Автор-составитель Н. Чугреева. М.: Панорама, 1992. С. 36, 45, 81. 584 ПЛДР: 14 – середина 15 века. С. 270/речь иерея Михаила, 272/рассуждение о числе 3/и т. п. См. выше. 585 «Житие» Сергия//ВМЧ: Сентябрь, дни 25–30. Стб. 1446, 1569; 1468, 1574; Ср. «Житие» Стефана. С. 2–3. 586 «Житие» Сергия//ВМЧ: Сентябрь, дни 25–30. Стб. 1495, 1578; 1507, 1577; Ср.: «Житие» Стефана. С. 6, 7, 32. 597 «Житие» Кирилла Белозерского//Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Приложение. С. 1–63. 598 Ключевский В. О. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства//Жизнь и житие Сергия Радонежского/Сост., посл. и комм. В. В. Колесова. М., 1991. С. 259–272; Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский// Церковь и время: Ежекв. журн. ОВЦС Моск. патриархии. 1992. 3. С. 1–25; Андроник (Трубачев) , игум. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников. С. 225–283.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.), по-видимому, этот день считался днем кончины преподобного. Архиеп. Филарет (Гумилевский) без достаточного обоснования атрибутировал З. «Поучение и послание Изосимы святаго к Настасеи, дщери своей», известное в списках кон. XV-XVI в. ( Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Кн. 1. С. 156-157; публ.: Невоструев К. И. Поучение и послание Изосима святаго к настасеи, дщери своей//ДВ. 1862. Июль. С. 148-156; Соболевский А. И. Послание еп. Симона//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 1-11). А. И. Соболевский относил послание к домонг. периоду и приписывал его Владимирскому еп. св. Симону , считая имя Зосимы в заголовке ошибкой переписчиков или именем свт. Симона в схиме. Лит.:ИРИ. 1811. Т. 3. С. 610-611;СИСПРЦ. 1862. С. 100; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 205; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 62-63; Успенский Н. П. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский мон-рь, упраздненный по штатам 1764 г.//Новгородские ЕВ. 1894. 15. С. 709-715; 20. С. 989-1006; 1895. 23. С. 1401-1409; 1896. 3. С. 175-180; 4. С. 247-259; 6. С. 405-415; Голубинский. Канонизация святых. С. 157, 557; Зверинский. Т. 2. С. 67. 636; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97, 347; Никодим (Кононов), архим. Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в совр. ист. лит-ре//Новгородские ЕВ. 1903. 19. С. 1130; ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 764-765;ЖСв. Кн. 2, доп. С. 510; Салмина М. А. Зосима (Ворбозомский)//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 367; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996; Жития рус. святых/Сост.: мон. Таисия (Карцова). М., 2004. С. 183; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1424; Церковно-ист. атлас Вологодской обл. Вологда, 2007. Т. 1. С. 21, 122; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 182. А. В. Пигин, А. А. Романова Иконография В рукописном Сборнике житий и повестей, датируемом сер. и посл. четв. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405), под 7 нояб. имеется миниатюра 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/200015.html

В Житии М. Я. подчеркивается заслуга в его воспитании матери, к-рая названа агиографом «святой» и «премудрой»: «въспита в страсе Господни и научи святымъ книгам и всякои премудрости». До смерти старшего единокровного брата Святослава М. Я., по-видимому, владел каким-то уделом в Тверской земле. О существовании уделов свидетельствуют летописные упоминания кашинских и зубцовских полков. С основанием в 1285 г. каменного кафедрального Спасо-Преображенского собора, который впоследствии станет символом Твери, связано 1-е летописное известие, где М. Я. уже действует как Тверской князь: кафедральный храм заложен им вместе с матерью и еп. Симеоном на месте прежней ц. во имя святых Космы и Дамиана. Собор стал 1-м каменным храмом в Сев.-Вост. Руси, возведенным после татар. нашествия. Летописи сообщают, что в том же 1285 г. литовцы напали на волость Тверского владыки Олешню. В ответ на эту акцию, согласно Лаврентьевской летописи, «совкупившеся Тферичи, Москвичи, Волочане, Новоторжьци, Зубчане, Рожевичи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483) одержали победу над неприятелем. Имя Тверского князя здесь не названо, но и все др. полки представлены в известии без имен князей и воевод, поэтому делать вывод о непосредственном участии (или неучастии) М. Я. в этих военных действиях затруднительно. Однако союзные отношения, о которых свидетельствуют совместные действия против литовцев, были нарушены уже в 1288/89 г. Вел. кн. Владимирский св. блгв. Димитрий Александрович «созва братью свою Андреа Александровича и Данила и Дмитриа Борисовича и вся князи, яже суть под ним, и поиде с ними ко Тфери» против не захотевшего «покоритися великому князю Дмитрию» М. Я. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 34). Участники похода опустошили пределы Кашина (город не был взят), сожгли Кснятин и направились к Твери. М. Я. выступил с тверским войском навстречу, однако столкновения не произошло и был заключен мир. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и его мать блгв. кнг. Ксения Юрьевна по благословению еп. Симеона построили каменный Спасо-Преображенский собор в Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 147 об.)

http://pravenc.ru/text/2563780.html

А. , свящ. Житие и чудеса св. блгв. кнг. Анны Кашинской. СПб., 1909; Житие и подвиги прп. блгв. вел. кнг. Анны Кашинской, новой чудотворицы. М., 1909; Житие блгв. кнг. Анны Кашинской: По синод. ркп. XVII в./Предисл. А. Титова. Б. м., б. г.; Иоаким, иером. Житие св. блгв. княгини Анны Кашинской (по ркп. XVII в. из б-ки Имп. АН 31.6.34). М., 1909; Тверской патерик. Каз., 1913. Тверь, 1991р. С. 13; ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51, 67, 72, 83-84, 88; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 431; Июнь. Ч. 2. С. 545, 551, 552; Октябрь. С. 88; Святая блгв. кнг. Анна Кашинская: [Сб.]/Моск. подворье ТСЛ. М., 1996. Лит.: Костомаров Н. И. Церковно-историческая критика в XVII в.//ВЕ. 1870. Кн. 4. С. 479-506; Ключевский. Древнерусские жития. С. 340-341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41-43; Колосов В. И. Благоверная княгиня Анна Кашинская: (Из трудов Тверского обл. археол. съезда). Тверь, 1905; [В. П. К. ] Св. благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская: (Церк.-ист. справка в предупреждение новой смуты в Церкви). Ярославль, 1908; Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: (С кратким житием блгв. кнг. Анны). СПб., 1909; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизд. текстам: (К истории сев.-рус. лит. в XVII в.). СПб., 1916. С. XXVIII-XXX. (ПДПИ; Вып. 188); Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 188-192; Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 43-49; Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской//ТОДРЛ. 1996 Т. 50. С. 531-536; 1999. Т. 51. С. 221-231; она же. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные//Рус. лит. 1998. 3. С. 147-154; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Иконописный подлинник. С. 35; Строев. Списки иерархов. Стб. 483; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 421; Григоров Д. А. Русский иконописный подлинник//ЗРАО. СПб., 1887. Т. 3. Вып. 1. С. 43, 53; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. С. 122. 486; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 318; Т. 3. С. 427. Прил. 3. С. 570; Добровольский И. Тверской епарх. стат. сб. Тв., 1901; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов; он же. Тверской патерик. Каз., 1908. С. 32-34; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-4, 6, 8, 32-34; Симсон П.Ф. Из истории Ржева: сост. по архивным мат-лам. Тверь, 1916. С. 23-24; Большаков. Подлинник иконописный. С. 38; Тверской патерик. Тверь, 1991. С. Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 191; Icônes russes: Les saints: [Exposition] fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-147. Cat. 52, 53; Шаповал Н. Православный Ржев. Ржев, 2006. С. 99-103, 390; Тверской мирянин. 2008. 1. С. 8; Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 230-231. Кат. 143; Гадалова Г. С. Тырновский агиогр. цикл в Стишном прологе XVI в. из колл. Рукоп. книг Гос. архива Тверской обл.//Търново и идеята за християнския универсализъм XII-XV век: Девети междунар. симпозиум. Вел. Търново, 15-17 окт. 2009 г. Вел. Търново, 2011. С. 15-25. (Търновска книжовна школа; 9); она же. Прп. Параскева Ржевская: миф или реальность?//Православие в истории России: Мат-лы IX Торопецкой Св.-Тихоновской правосл. конф. «Пастырь добрый»: г. Торопец, 9 окт. 2012 г. Тверь, 2013. С. 41-44; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34; Воробьев В. М., Гадалова Г. С. Указатель приделов, церквей и часовен св. вмц. Параскевы, наречённой Пятница, в Тверской епархии//Актуальные проблемы правосл. теологии. Тверь, 2013. Вып. 2. С. 87-94; Юхименко Е. М. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 167-174; Образы рус. святых в собр. Исторического музея.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

Память П. под 1 мая стабильно присутствует в рукописных месяцесловах XVI-XVII вв. и включена в большинство крупных агиографических проектов, за исключением Миней иером. Германа (Тулупова) . Житие П. вошло в состав Четьих-Миней Иоанна Милютина (Иосиф (Левицкий), иером. Оглавление Четиих Миней священника Иоанна Милютина. М., 1867. С. 100-102), «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (Март. Апрель. Май. К., 1700. Л. 436 об.- 446). В печатных изданиях память П. помещена под тем же числом в Палинодии киево-печерского архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. Также она присутствует в московских изданиях Следованной Псалтири с 1625 г. и святцев (с 1639) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 127). Краткое Житие, тропарь и кондак включены в издание святцев 1646 г. ( Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2011. Вып. 2. С. 285), а также в рукописные «святцы с летописью» (см., напр.: РНБ. Погод. 675 (2-я четв. XVII в.). Л. 63; 637 (3-я четв. XVII в.). Л. 360 об.). Краткое Житие П. (нач.: «Сеи убо приснопоминаемый отець нашь Пафнотий…») вошло в 1-е и последующее издания Пролога (М., 1643. Л. 317-319; М., 1660. С. 622-628; М., 1662. Л. 330-332). В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634) под 1 мая - «Пафнутию Боровскому благовест в ревут, трезвон большой» (РИБ. Т. 3. Стб. 77; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 424). До 20-х гг. XIX в. совершался крестный ход из Боровска на родину П.- в бывш. сельцо Кудиново. Указом Синода от 11 сент. 1828 г. по ходатайству наместника обители и по желанию жителей Боровска установлен ежегодный крестный ход из Боровска в Пафнутиев Боровский мон-рь в день памяти П.- 1 мая по ст. ст. ( Осипов В. И. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018. С. 264-265). До закрытия обители в 1922 г. существовала традиция совершения праздничной службы П. в 9-ю Неделю по Пасхе ( Спасский. 2008. С. 16). Имя П. чтилось и старообрядцами, у к-рых он упоминается прежде всего как учитель прп. Иосифа (Санина), напр. в «Слове воспоминательном…» поморского книжника Семена Денисова (см. в ст. Денисовы ) (Слово воспоминательное о святых чюдотворцех, в России возсиявших//Служба всем российским чудотворцам. Супрасль, 1786. Л. 53-53 об.; Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 335).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

В труде архим. Амвросия (Орнатского) К. отождествлен с игум. Хутынского мон-ря Ксенофонтом, умершим в 1262 г. (ИРИ. Ч. 6. С. 639; Строев. Списки иерархов. Стб. 49). Хотя в тексте Жития нет прямых хронологических указаний, упомянутые имена и реалии позволяют сделать определенные выводы о времени основания Ксенофонтова монастыря. В Лисицкой обители, упоминаемой в источниках начиная с 1389 г., в кон. XIV - нач. XV в. действительно был игум. Варлаам, а в летописях XV в. впервые говорится о строительстве в Ксенофонтовой пуст. деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца в 1417 г.: «Поставиша 4 церкви древяны: Въскресение Христово на Варейской улици, Въскресение Господне в Савин пустын, святаго Николу в Селифонтов пустын, Святаго Николу на Вежищахъ» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2). Контекст летописного упоминания «Селифонтовой» (Ксенофонтовой) обители сразу после «Савиной пустыни» ( Саввина Вишерского мон-ря , основанного в нач. XV в.) позволяет полагать, что К. был современником не прп. Варлаама Хутынского, а прп. Саввы Вишерского и лисицкого игум. Варлаама. По всей видимости, несохранившийся источник Жития К. сообщал о том, что святой был выходцем из Лисицкого мон-ря и принял постриг при игум. Варлааме. Агиограф ошибочно отождествил этого игумена с прп. Варлаамом Хутынским, жившим на 2 столетия раньше. Впосл. Ксенофонтов мон-рь упоминается в качестве землевладельца в писцовых книгах 1497/98 г. (НПК. Т. 5. Стб. 173-174) и 1563/64 г. 28 апр. 1563 г., при игум. Мисаиле, для монастыря был отлит колокол ( Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122. С. 155-156; Арне Т. Русские колокола в шведских церквах//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 298). Древнейшее описание мон-ря содержится в писцовой книге Обонежской пятины 1582 г.: в обители находилась ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделом в честь Сретения, в 6 кельях жили 5 монахов и черный священник, 8 келий стояли пустыми ( Неволин. 1853. Прил. 6. С. 138-139). Согласно сообщению писцовой книги Обонежской пятины 1620 г., в 1613/14 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010