11. В Антиохии на место Павлина переведен был верийский епископ Евстафий, убежденный никеец; но сторонники Павлина его епископом, повидимому, не признали и избрали на место Павлина Евлалия, который, однако, скоро умер; или же этот Евлалий управлял ими как пресвитер, а епископом был недолгое время по низложении Евстафия. 12. Когда в 332/3 году св. Евстафий был низложен, а Евсевий кесарийский занять его место отказался, антиохийским епископом был поставлен каппадокийский пресвитер Евфроний, который и был епископом только с небольшим год; по смерти же его его место занял Флакилл. Евлалий, если и умер после Евстафия, то кафедру антиохийскую мог занимать только раньше, чем она предложена была Евсевию кесарийскому . В заключение привожу для наглядности список тирских и антиохийских епископов с 311 по 381 гг. Епископы тирские Тираннион † около 311 г. Павлин 312–323 г. (переведен в Антиохию на место Филогония). Зинон с 324 г. (присутствовал в 325 г. на 1-м вселенском соборе, † раньше 333 г.). Павел (был епископом тирским в 332/3 г.). Виталий (присутствовал на сердикском соборе восточных 342/3 г.). Ураний (присутствовал на селевкийском соборе 359 г.). 3инон 2-й (занял кафедру раньше 367 г., присутствовал на 2-м вселенском соборе 381 г.). [Диодор – епископ евстафиан.] Епископы антиохийские 19. Тиранн † 312/313 г. 20. Виталий 312/3–318/9 200 21. Филогоний 318/9 – † 20 дек. 323 г. 22. Павлин, бывший епископ тирский, † летом-осенью 324 г. 23. Евстафий, бывший епископ верийский, присутствовал в 325 г.в Никее, низложен в 332/3 г., † раньше 342/3 г. (23.) Евлалий, сторонник – Ария [† 324/5 г.? или же был епископом в 332/3 г.?]. Арианские епископы (24.) Евфроний 332/3–334 г. (25.) Флакилл с 334 г., присутствовал на соборе в Тире в 335 г. и на антиохийском соборе ν τος γκαινοις 441 г. (26.) Стефан, поставлен после 441 г., низложен на антиохийском соборе 444 г. 201 (27.) Леонтий, 444–457 г. (28.) Евдоксий с 357 г. (бывший епископ германикийский; в 360 г., по низложении Македония, перешел в Константинополь).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Военная и политическая карьера Феодориха, сына Тиудемира, не может иметь достаточного объяснения, если не взвесить все обстоятельства его воспитания и ознакомления со взаимными отношениями римского мира к варварскому. Феодорих должен считаться одним из даровитейших представителей остготского племени, который прекрасно понял положение политических дел на Востоке и Западе. Видя, что некоторым германским племенам выпала уже счастливая роль основать национальные королевства на территории империи, Феодорих не хотел более ограничиваться скромной ролью федерата, хотя бы и отличенного высшими имперскими титулами: он начинает заявлять притязания на более важные полномочия. С этой точки зрения и следует оценивать его беспокойную деятельность, пока она не увенчалась исполнением его заветной мечты. Находившийся под его властью народ-войско, оставив паннонские долины, бродил по Македонии, ища места для оседлости. Нужда и голод заставляли готов искать населенных и обработанных мест, ибо идеал варваров — владеть плодородными землями, обрабатываемыми трудом местного населения, властвуя над которым можно бы было проводить праздную жизнь господина и воина. Уже находясь в Македонии, Феодорих бросал взоры на Италию и предлагал императору Зинону принять на себя восстановление в Италии нарушенного Одоакром порядка и снова призвать жившего в Салоне Непота на престол западных императоров 5 . Наблюдавший за движением готов Феодориха полководец Зинона Сабиниан нанес им значительное поражение в 479г.; но в то же самое время фракийские готы Феодориха, сына Триария, стали угрожать самому Константинополю, поставив Зинона в необходимость искать новых союзников на Севере, чтобы отвлечь от Константинополя опасность. Неожиданная смерть вождя фракийских готов устранила на этот раз опасность; часть его дружины перешла, по-видимому, к представителю рода Амалов, приняв участие в его дальнейших приключениях. Тем не менее, Зинон нашелся вынужденным вновь вступить в соглашение с Феодорихом, которому снова были предоставлены титул главнокомандующего и, кроме того, почетное звание консула на 484 г. В ближайшее затем время он находится в близких и дружественных отношениях к императору, пользуясь его доверием.

http://sedmitza.ru/lib/text/442766/

S. 104. Erschwert wird die Sachlage dadurch, dass deutlich Philostorgius (h. e. III. I 5) Paulinas von Tyrus zum Nachfolger des Eustathius macht [в действительности у Филосторгия III, 15 Евстафий не называется даже по имени. Но во II-й книге (гл. 7) Филосторгий, судя по сообщению Никиты, Thesaurus, 5,9 (Migne PG. t. 139, col. 1870 В), по-видимому, действительно называл Павлина тирского преемником низложенного Евстафия. Philostorgius. KG., hrsg. v. J. Bidez Lpz. 1913, к Philost. II, 76. Χειροτονοσιν ον ντ Εσταδου ρειανν τινα· ς δ μν Μοψουεστας φησν [+ θεδωρος L 8 ], ο μν λλ κα Σωκρτης κα Σωζμενς, Εφρνιον τονομα ς δ Θεοδρητος κα Θεοφνης χρονγραφος, Ελλιον ς δ φησι μνος Φιλοστργιος ν τ δευτρ τς στορας λγ. Παυλνον π Τρου μετατιθασιν ες ντιχειαν. Philostorgius hatte also – замечает Биде – die Wahl des Paulinus als Nachfolger des Eustathius hier erwähnt. – Однако это «свидетельство» арианского историка ни в каком случае не перевешивает показания Иеронима, подтверждаемого Евсевием, а – косвенно – св. Епифанием и самим Филосторгием, что в действительности Павлин был предшественником св. Евстафия, а говорит только о невысоком достоинстве его истории. В самом благоприятном случае Филосторгий мог сделаться жертвою той же ошибки, в какую впадают и новейшие ученые, на основании Созомена II, 19: из факта, что Евстафию поставлена была в вину его полемика против вождей кесарийского собора: Евсевия, Павлина и Патрофила, мог и Филосторгий сделать вывод, что при низложении св. Евстафия Павлин был еще жив, и, следовательно, антиохийским епископом он был после Евстафия]. Ebenso muss eine hierauf bezügliche Stelle bei Eusebius verstanden warden. [Автор имеет в виду Euseb. c. Marcel. I, 4, 2, приводимое у меня «Павлин и Зинон», стр. 22. Сам он приводит это место S. 103–4, A. 5 – кончая словами μεταποηθναι ατο и опускает дальнейшую тираду λλ μν – σκπτει, с важным для вопроса о времени кончины Павлина: πλαι κεκοιμημνον. В начале того же Anm. 5 у Зееберга – курьезная цитата: Eustathius unmittelbar als Nachfolger des Philogonius bezeugt Theodoret bei Epiph. haer. 69, 6 : как писатель V века, Феодорит ни о чем не мог свидетельствовать у Епифания, автора IV века, написавшего свой «Панарий» еще до рождения Феодорита. У Епифания I. c. приводится письмо Ария к Евсевию, сохранившееся и у Феодорита I, 5. Из этого письма видно только, что современником начала арианского спора был Филогоний. Евстафий же преемником Филогония является у Theodoret. I. 7. См. «Павлин и Зинон» стр. 37–8, прим. 54]. – – – Es ist jedenfalls nicht leicht – – um die Annahme des Paulinus als Nachfolger des Philigonius herumzukommen. Ebenso liegt aber auch kein Grund dafür vor, der Nachricht des Philistorgius über die Nachfolge des Eustathius zu misstrauen. Dann ist Paulinus von Tyrus von dem ersten Paulinus zu unterscheiden.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Между тем Зинон, известясь об угрожающей опасности и видя, что никто не хочет сражаться, почел полезнейшим среди таких бедствий заключить мир на умеренных условиях и тем удержать варвара от дальнейшего разорения городов. Он отправил к Февдериху Артемидора и Фоку; последний был главным секретарем при Зиноне, в то время как тот был еще полководцем. По приезде к нему они говорили: «Царь сделал тебя другом своим, почтил тебя званиями у римлян самыми высокими, назначил тебя начальником великих войск, не был недоверчив к тебе, как бывают к людям варварского происхождения. Между тем не знаем, почему, увлеченный обманами общих недругов, ты сгубил свое благосостояние и, чего тебе никак не следовало делать, ты передал другому свое счастье. Итак, ты несправедливо жалуешься на царя за то, в чем ты сам погрешил против себя и против него. Когда уж довел себя до такого положения, остается тебе в настоящем положении удержать себя по возможности от нанесения дальнейшего вреда народам и городам и послать поверенных для исходатайствования себе от царя, который так милостив, какой-нибудь пользы». Убежденный этими словами, вместе с посланниками римскими Февдерих отправил в Византию поверенных своих. Он унимал войско от истребления людей и сожжения городов, однако он не мог запретить людям, терпящим во всем недостаток, брать нужные для себя припасы. Продолжая далее свой путь, он дошел до Ираклии, что в Македонии 381 , и когда архиерей этого города выслал ему и войску его разные подар-ки, то он сохранил область невредимой, не нанес жителям разорения, но старался содержать войско доходами области. По прибытии в Византию поверенные его объявили, что надлежало отправить немедленно полномочного посланника к Февдериху, ибо он не был в состоянии долее удерживать такое множество народа от разорения, которое оно могло наносить. Зинон отправил к Февдериху Адамантия, сына Вивианова, патрикия, бывшего градоначальником, возведя его и в достоинство консула. Адамантию было предписано уступить Февдериху место в Павталии, округе в Иллирийской области, отстоящем недалеко от проходов фракийских 382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

престола, если тот провалит операцию. Между тем готы выдвинули требование объявить кесарем (наследником престола) сына Аспара Ардавура (Ардабурия). Народ К-поля, монашество, аристократы, боявшиеся готов, выступили против провозглашения арианина престолонаследником. Положение еще более обострилось, когда в результате распада державы Аттилы на границе империи появились остготы во главе с Теодорихом, сыном Триария, и Теодорихом, сыном Теодемира. В 469 г. остатки гуннских племен вторглись на Балканский п-ов. Визант. армия во главе с Аспаром нанесла им сокрушительный удар, но тем опаснее становился Аспар и его готы. В 471 г. имп. Лев заманил Аспара с сыновьями во дворец, и там по приказу императора Аспар и его старший сын Ардавур были убиты. Последовавшая ожесточенная схватка между частями дворцовой гвардии закончилась победой исавров над готами. В 474 г., после кончины имп. Льва I и кратковременного правления его внука Льва II, императором стал Зинон . Вместе с ним в состав высшей знати вошли ряд др. вождей исаврийских кланов (Илл, Трокунд). Зинон продолжил политику своего предшественника по организации войска из коренного населения империи. Он создал имп. гвардию из своих соплеменников, укомплектовал из них ряд новых военных частей и начал набор в армию армян - подданных империи. Варварские элементы визант. армии стали уступать количественно отрядам, в к-рых служило коренное население. Правление исаврийской знати и привилегированное положение самой Исаврии, получавшей ежегодно из казны субсидию в 1,5 тыс. фунтов золота, вызывали недовольство со стороны значительной части аристократии и населения К-поля. Бурное время правления Зинона изобиловало заговорами, восстаниями и вспышками гражданских войн. При имп. дворе большим влиянием пользовались евнухи, особенно препозит священной опочивальни Урвикий, жена императора Ариадна и ее мать Верина, вдова имп. Льва I. Верина надеялась с помощью своего брата, неудачливого полководца Василиска , свергнуть исавров и посадить на престол магистра оффиций сенатора Патрикия.

http://pravenc.ru/text/372674.html

После сего правитель велел растянуть святого за руки и за ноги и бить немилосердно твердым ремнем, потом повесить и строгать его тело острыми железными орудиями. После этих мучений святого бросили в темницу. По прошествии нескольких дней снова привели его на допрос, причем мучитель нашел Евдоксия столь же непоколебимым в вере, как и раньше, подобно несокрушимому столбу и неприступному городу; посему он повелел бить мученика железными прутьями по шее и вывернуть из суставов все его члены, каковое мучение было тяжелее самой смерти. После сего мучитель осудил Евдоксия на усечение мечом. В то время, когда вели святого на место казни, святой мученик так молился: — Боже, призревший на жертвы Авеля и Авраама, милостиво принявший долготерпение многих мучеников, призри милосердным Твоим оком и на мою жертву и не отвергни моей крови, которую я с теплотою душевною от любящего сердца приношу Тебе. Молясь так, Евдоксий увидал свою супругу, которая с плачем следовала за ним, и спросил ее, сделано ли всё так, как он заповедал, и велел ей только по усекновении его взять его тело и погребсти на месте называемом Амимна; потом снова дал ей наставление — не плакать о его смерти, но почтить день тот светлою одеждою и украситься разными драгоценностями. Увидав затем друга своего Зинона, плачущего о нем, Евдоксий и ему сказал: — Возлюбленный Зинон, не плачь: Бог, Коему мы служим, не разлучит нас, но как бы в одной ладье мы переплывем вместе в жизнь вечную. Эти слова так сильно подействовали на Зинона, что он начал громко восклицать: — И я — христианин, и я исповедую Христа и хочу умереть за Него. Тотчас он был схвачен нечестивыми слугами, и о нем было доложено правителю. Последний повелел и его вместе с Евдоксием усекнуть мечом. Когда их привели на место казни, то сначала был усечен мечом Зинон, в то время как Евдоксий молился о нем; так предпослав друга своего на небо, Евдоксий преклонил голову под меч и принял блаженную кончину. Вместе с ними были усечены и другие мученики, с дерзновением исповедавшие Христа, и тела их брошены были без погребения. Василиса же, супруга Евдоксия, взяв безбоязненно тело его, с честью погребла на том месте, на каком он сам указал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАПИЯ АКВИЛЕЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мцц. Агапия, Ирина и Хиония Агапия Аквилейская (+ 304 ), мученица . Память 16 апреля Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи . Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии Узорешительницы (+ ок. 304). Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклетиану (284-305). Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. По повелению Диоклетиана, направившегося в Македонию , туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию. Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

http://drevo-info.ru/articles/10218.html

В другой раз – и это также происходило в Скиту – авва Силван, прогуливаясь с старцами, захотел показать им послушание ученика своего Марка. Увидев небольшаго вепря, старец сказал Марку: видишь ли ты, сын мой, этого малаго буйвола? – Вижу, авва, – отвечал он. – Как хороши у него рога! – Так, авва, – сказал Марк. Старцы подивились такому ответу Марка и получили от послушания его назидание. Авва Силван с некоторыми учениками своими переселился в Синайскую гору, в числе их был и Марк. Мать Марка послала к старцу, и со слезами умоляла его отпустить сына ея, чтобы ей видеться с ним. Старец отпустил Марка. Но Марк, когда пришел к старцу проститься с ним, вдруг заплакал, – и не пошел. Авва Силван собрался идти в Сирию. Марк сказал ему: Отче! Я не хочу выходить отсюда, и тебя не пущу. Авва! пробудем здесь еще три дня. Старец остался. На третий день Марк скончался. Память преподобнаго Марка совершается в Церкви в субботу сырной недели. Натира или Нетр Натира или Нетр из пустыни был избран в епископы в Фаран. В городе он жил гораздо строже, чем в пустыне. Ученику его показалось это странным, и он однажды сказал ему: Авва! когда мы были в пустыне, ты не так строго жил. Святитель отвечал ему: «в пустыне было безлюдье, молчание и бедность, посему я поддерживал тело мое для избежания болезней, и чтобы не искать того, чего там у меня не было; а здесь – мир, тут есть все удобства. Здесь, если случится и заболеть мне, то есть кому помочь. Здесь боюсь я, как бы не погубить в себе монаха». Зинон или Зенон Зинон, или Зенон 4 , сопутствовал преподобному Силвану из Скита на Синай, жил и подвизался с ним в Синайской пустыни, и потом сопутствовал ему в Палестину; жил и в Сирии. Зенон имел дар чудотворения, и отличался глубокою духовною мудростию. Свидетельства духовной мудрости его находятся в Достоп. сказ, о подвижничестве св. отцев, где представлены некоторыя наставления и духовные советы преподобнаго, которые он давал по разным случаям лицам, с ним обращавшимся. Авва Зенон (рассказывается в Достоп. сказ, о подвижничестве св. отцев), ученик блаженнаго Силуана, говорил: не живи в славном месте, не садись с знаменитым человеком, и не полагай основания, чтобы когда-либо строить себе келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви 157-159 159-160 ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. 160-161 161-163 ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова 163-165 ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) 165-174 175-176 ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) 177-178 ЗИНОН мч. (пам. 22 авг.) - см. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских ЗИНОН мч. Керкирский - см. Неон, Зинон, Евсевий и Виталий, мученики Керкирские (пам. греч. 27, 28, 29 апр.) ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мученики Никомидийские 178-181 181-183 183-184 ЗИПАЛОВ Николай Егорович (1860/61 - после 1916), предприниматель, любитель церковного пения, издатель духовно-муз. сочинений ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист 184-185 185-186 ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России 186-192 192-193 193-194 194-196 «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Захария прор. и Елисавета, родители Предтечи. 5 сентября. Захария, преп. Египетский 4 в., с Карионом. 5 дек. Захария преп., затворник. 24 марта. Зевин, пустынник Сирийский 5 в. 23 февр. Зина, ап. из 70, с Марком и Аристархом. 27 сент. Зина, муч. при Максимиане, с Зиноном. 22 июня. Зинаида и Филонилла мученицы 1 века. 11 окт. Зиновий, еписк. Егский, и Зиновия, мучч. Киликийские при Диоклетиане (303). 30 окт. Зинон, Евсевий, Неон и Виталий, мучч. Керкирские, ученики апп. Иасона и Сосипатра. 23 апр. Зинон, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Зинон, еписк. Веронийский, муч. ок. 260 года. 12 апр. Зинон воевода, муч. Никомидийский 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Зинон, муч. Никомидийский ок. 303 года, с Виктором и др. 18 апр. Зинон, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Ромилом, Евдоксием и др. 6 сент. Зинон священник, из 156 мучч. Тирских при Диоклетиане, от Ветурина. 17 сент. Зинон и Зина, слуга его, из Филаделфии Арав., мучч. при Максимиане. 22 июня. Зинон, преп. Сирийский (413–420). 30 янв. Зинон, преп. Палестинский, ученик Силвана, в конце 4 века. В субб. с. Зинон и Зоил свв. 3 марта. Зоил, преп. Скитский 5 века, ученик Агафона и Арсения В. В субб. с. 3оровавель, вождь Иудейский. В неделю праотец. 3осима воин, муч. Кононийский, в Писидии, при Траяне. 19 июня. Зосима, пустынник Киликийский, муч. при Диоклетиане. 19 сент. и 4 янв. Зосима, муч. Антиохийский, в Писидии, при Диоклетиане от Магна, с Александром и др. 28 сент. Зосима, преп. Палестинский 6 века, обретший пр. Марию египтяныню в пустыне Иорданской, 4 апр. Зосима преп., еписк. Вавилона Егип. в 6 веке. 4 июня. Зосима, преп.. Финикийский 6 в. 8 июня. 3осима преп., еипск. Сиракузский, ум. ок. 660. 30 марта. Зосима, преп., Соловецкий, ум. 1478. 17 апр. Зотик, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Зотик, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Виктором и др. 18 апр. Зотик, муч. Никомидийский, с Дасием и Гаием. 21 окт. Зотик, муч. Фракийский при Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Зотик, муч. при Ликинии, с Илией и др. 13 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010