Теперь в правительстве возобладал Зинон, а исаврийская волна сменила германскую. Когда в начале 474 г. умер Лев, а его преемником стал его внук Лев II, сын Зинона и Ариадны, Зинон стал соправителем своего маленького сына, а когда тот осенью того же года умер, исавр вступил на престол Константинополя как единодержавный правитель. В культурном отношении исавры, без сомнения, стояли на значительно более низкой ступени, чем готы, для которых уже давно открылись сокровища греко-римского образования. Но в противоположность германцам они были давними подданными Империи и по греко-римским понятиям не считались варварами. Тем не менее византийское население видело в них чужаков, и режим исавров возбудил не меньшее недовольство, чем засилье германцев при Аспаре 132 . Уже в январе 475 г. в результате заговора Зинон лишился власти. Но поскольку заговорщики не нашли более достойного кандидата на престол, чем Василиск, предводитель бесславного похода 468 г. против вандалов, то Зинону через 20 месяцев вновь удалось вернуть высшую власть, которую он и удерживал, несмотря на многочисленные заговоры и тяжелые гражданские войны, в течение полных пятнадцати лет (476–491). Его второй приход к власти пришелся на время, когда Западной Римской империи наступил конец. Правительству Константинополя не оставалось ничего другого, как примириться со свершившимся фактом. Такое его отношение облегчалось примирительным жестом Одоакра, который открыто признал верховенство восточноримского императора. Новый властитель Италии был назначен магистром армии в Италии (magister militum per Italiam) и должен был одновременно управлять страной как уполномоченный императора. Внешнее приличие было, таким образом, соблюдено, но фактически Италия была потеряна для Империи и, как почти весь Запад, оказалась под германским владычеством. Восточной половине, напротив, было суждено полностью избавиться от германцев. Устранением Аспара к этому был сделан только первый шаг, ибо на Балканах по-прежнему находились сильные контингенты готов: во Фракии под главенством Теодориха Страбона и в Мезии под главенством Теодориха Амала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Павлин и Зинон, епископы тирские» стр. 121 [=Виз. Врем. т. XX, 1913, Отд. I, стр. 181] прим. 193. – Ср. теперь E. Seeberg, S. 138 и G. Krüger в Theologische Literaturzeitung 39 Jahrg. 1914. 1, Sp. 16. 109 Ср. «Павлин и Зинон, епископы тирские», стр. 110 [=Виз. Врем. XX (1913), Отд. I, стр. 170] и прим. 165. 114       Theodoret. I, 5, см. у меня «Павлин и Зинон» [=Виз. Врем. т. XX, отд. I], стрр. 37–38, прим. 54. 116 S. 82: Die Wahl des Eustathius dürfte sich hiernach folgendermassen zugetragen haben. Während der Anwesenheit des interventor Eusebius in Antiochien, wahrscheinlich auf der von ihm berufenen Synode, vielleicht kurz vor ihr, als einige, noch nicht alle, Bischöfe versammelt waren, ist Eustathius zum Bischof von Antiochien gewählt worden. Er hat trotz seiner Bedenken angenommen. In Nicaea jedoch ist auch dieser Beschluss der Synode nochmals zur Sprache gekommen. Das Konzil gibt zwar schliesslich seine Bestätigung, wahrscheinlich mit Rücksicht auf die schwierigen und dringend einer Lösung bedürfenden antiochenischen Verhältnisse, sichert sich aber durch Erlass seines Canons gegen künftige Ungesetzlichkeiten. 117 S. 83: Dass in ihm [dem Synodalbrief] über die Wahl des Eustathius zum Bischof und über die damit beendeten Wirrnisse in Antiochien geschwiegen wird, wird aus dem Verlauf der Synode zu erklären sein, die aus praktischen Gründen versammelt wurde, schliesslich aber das Prinzipielle hervortreten lassen musste und, von prinzipiellen Gesichtspunkten beherrscht, das Schreiben erliess. Das Wichtigere hat das Wichtige zurücktreten lassen. – – – Ein zweiter Grand für das Verschweigen liegt darin, dass die antiochenische Synode auch gar kein Interesse daran hatte, ihre Verletzung der Canones durch diese Wahl aller Welt kundzutun. 118 SS. 83–4: Die Stellung des Eustathius in der Bischofsliste als des zweiten ist – nicht mehr auffällig. – – – Der Synodalbrief wurde erst nach Erledigung aller Geschäfte der Synode verfasst, d. h. als die Wahl des Eustathius vollzogen war.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В том же году приехали в Византию посланники из Карфагена. Их вел Александр, попечитель Оливриевой супруги 366 , некогда посланный Зиноном с согласия самой Плакидии. Посланники уверяли царя, что Онорих 367 сделался искренним его другом и был предан римлянам; что он отказывается от всех притязаний на доходы жены своей и на прочие деньги, отнятые прежде Львом, равно и от того, что в начале войны было отнято у карфагенских купцов; что он забывает все, на что отец его имел какую-нибудь причину жаловаться на римлян; желая иметь с ними мир твердый и уничтожить всякое их подо-зрение, он намерен искренно утвердить договор и то, что было уже постановлено; что он благодарен царю за уважение его к жене Оливрия и что, зная это, он готов исполнить все, что царю угодно. Но этими словами вандилы скрывали свое бессилие. Они боялись и тени войны, ибо по смерти Гензериха они совершенно предались неге и более не оказывали прежней силы и мужества в боях, не имели и тех приготовлений, которые на всякий случай имел Гензерих, скорее приводивший в движение всякое предприятие, чем другие успеют о нем помыслить. Зинон принял посланников благосклонно, оказал им приличные почести и, одарив их щедро, отпустил. Александру дал звание комита приватов 368 . Отрывок 15. De leg. Rom. 88. Р. Правитель Египта едва посылал пятьдесят литр золота. Так как страна сделалась богаче прежнего, то он доставлял пятьсот литр золота 369 . Отрывок 16. De leg. Rom. 88, 89. Р. (480 г. по Р. X., 7 г. Зинона). Зинон, видя, что дела Февдериха, Валамирова сына, приходили в упадок, между тем как сын Триариев собирал народы и образовал войска, рассудил за благо прекратить с ним неприязнь на умеренных условиях, если только он примет их. Зинон отправил к Февдериху 370 посольство с предложением, чтобы тот выдал сына своего заложником согласно сделанному прежде требованию; чтобы он жил, как частный человек, и пользовался своим достатком без всякого беспокойства, так, как прежде просил; чтобы он получил отнятое у него прежде имение и вообще оставался в покое, ни от кого не терпя и никому не нанося притеснения. Февдерих отвечал, что он более не выдаст сына в заложники, что он уже не может жить частным человеком с одним достатком своим; что пока он был один и не имея еще столько народов вокруг себя, то, может быть, при ограничении своих желаний достало бы ему одного его имения; что теперь, когда его довели до необходимости собирать народы, необходимость заставляет его или содержать тех, которые к нему пристали, или вместе с ними воевать, пока он даст всему один решительный конец – либо погибнет сам, либо что-нибудь совершит. По получении такого ответа, казалось, надлежало готовиться к явной войне. Государь звал с поспешностью войска, стоявшие в Понте, в Азии и в странах восточных. Со всех сторон собралась немаловажная сила. Готовили обозные телеги, покупали быков, пшеница и все потребные для войска припасы были заготовлены, ибо Иллусу вскоре надлежало выступить в поход. Отрывок 17. Ibid. 89, 90. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(475 г. по Р. X., 2 г. Зинона). Зинон был человек, вовсе не способный к войне 350 . При возникающих отовсюду беспокойствах он решился отправить посольство к вандильскому государю в Карфаген 351 352 и назначил посланником одного из сенаторов, Севира (Севера), человека отличавшегося благоразумием и справедливостью. Он возвел его в патрикийское звание, дабы тем придать посольству больше важности. Севир отправился морем, а Вандил, узнав, что едет к нему посольство, предупредил его, выступил в море и занял Никополь 353 . Севир, переехав из Сицилии в Карфаген, сильно упрекал вандильского государя за его предприятие против Никополя. Вандил говорил, что он это сделал как неприятель, но теперь, по прибытии к нему посланника, он принимает мирные предложения Зинона. Между тем, уважая степенные свойства Севира, полюбив его речи, удостоверяясь все более в справедливости, вандил охотно исполнял все, что ни предложит Севир. Вандил счел его добродетельным особенно за то, что он отказался от поднесенных ему денег и подарков, которые следовали ему по званию посланника, и объявил, что самый приличный для посланника дар – освобождение военнопленных. Вандил похвалил его правило и сказал ему: «Я отпускаю тебе всех пленников, доставшихся мне и моим детям; что касается до тех, которые достались на долю войску, ты можешь, если тебе угодно, купить их у тех владельцев, которые захотят продать их тебе, а я не могу приневолить владельцев к такой продаже». Таким образом Севир освободил безмездно тех римлян, которые принадлежали государю вандилов, а прочих пленников, насколько был в силах, выкупил на бывшие у него деньги и на сумму, вырученную от продажи с публичного торга всех его вещей и платья. Отрывок 5. De leg. Rom. 87, 88. Р. (475 г. по Р. X., 2 г. Зинона). Царь Зинон, отправив посольство к начальнику готфов для освобождения взятого ими в плен полководца Ираклия, уговорился заплатить за него сто талантов. Зинон велел, чтобы эти деньги были заплачены родственниками Ираклия, для того чтобы Ираклий, получив свободу от других, не имел вида невольника. Деньги были отправлены во Фракию. Готфы приняли их и выпустили было Ираклия из-под стражи. Но в то время как он шел в Аркадиополь, набежало на него несколько готфов, и один из них сильно ударил Ираклия в плечо. Один из людей, сопровождавших Ираклия, выговаривая за то готфу, сказал: «Что ты делаешь? Знаешь ли себя, знаешь ли, кого ударил?» – «И очень знаю,– отвечал готф,– кого я хочу погубить». Обнажив меч, один из них отрубил Ираклию голову, другой – руки. Говорят, что Ираклий получил такой конец в отмщение за свой поступок, что он когда-то велел бросить в ров некоторых бывших под его начальством воинов за проступок, не заслуживавший смертной казни, и все войско принудил закидать их каменьями. С того времени гнев Божий был обращен на него. Отрывок 6. Suidas, ρκλειος.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повесть об одной монахине (черноризице) Некто о. Иоанн рассказывал следующее: Один юноша, бывши в Иерусалиме, прельстился некоею девицею, именем Мастридиею. Когда дева та узнала мысли юноши, то, дабы погасить в нем страсть, решилась скрыться от взоров его и ушла в одну пустыню, захватив с собою в корзинке немного пищи. По прошествии семнадцати лет один монах, проходя тою пустынею, встретил св. Мастридию. – Желая сокрыть от человека дело своего спасения, святая сказала иноку, что она, случайно зашла в пустыню сию, заблудившись. Но инок по внушению свыше разумев дело ее спасения, сказал: ложь от диавола есть, ты не заблудилась в пустыне сей, но добровольно пребываешь здесь. Тогда святая подробно рассказала иноку тому всю историю свою, объяснив, что, с тех пор как поселилась она в пустыне сей, не оскудевает пища ее в корзинке ее. Тогда инок прославил Господа, видев великую угодницу Его. 8 февраля Из отеческих писаний сказание о Зиноне Монахе Нам рассказывали об Зиноне иноке, что он желая посетить одного брата, заблудился, и, находясь трое суток без пищи, близок был уже к смерти. В таком положении явился ему отрок, имея в руках хлеб и воду, со словами: возьми, вкушай и пей. Тогда о. Зинон, трижды сотворив молитву, вкусил пищи той. Отрок же тот (Ангел Божий), сказал ему: чем более шел ты, тем более удалялся от келлии твоей, но иди по указанию моему; – и вдруг о. Зинон явился в келлии своей и невидим стал тот отрок. Св. Ефрема Сирина к богатым и бедным Имея богатство, данное тебе Господом, не скрывай его. Если ты желаешь себе истинного счастья спасения, то раздавай имение твое нуждающимся, не жалея оного. Тот, кто поступает таким образом, и живя в мире, получает милость от Господа, который на молитву Милостивого: по милости Твоей спаси мя, – ответит: за милосердие твое спасу тебя. Не говори: это мое имущество, но рассуждай так: это имущество поручено мне на время, и я, как хранитель, должен раздавать требующим. То, что имеешь ты от Господа, отдавай тем, кому повелел Господь, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

предоставил ему добросовестно восемьдесят тысяч человек, князь поляков (herzoge von Pôlân) – семьдесят тысяч с роговыми луками. Из Руси (von Riuzen) к нему пришло тут же сто тысяч. Король Аравии (chunich von Arâbîâ) послал ему не медля тридцать тысяч своих богатырей. [Каталог народов продолжается. Аларих захватывает Рим и разрушает его.] (Kaiserchr. S. 215. Vers. 7314–7323) 2. [В правление восточноримского императора Зинона в Меране княжит Дитрих Старый 1005 . Вождь гуннов Этцель 1006 изгоняет его, но после смерти Этцеля Дитмар, сын Дитриха, возвращает себе Меран.] Тогда Плодель (Plôdel) и Фритель (Frîtele) 1007 быстро собрали себе [войско] из руси и поляков [и] поскакали на Меранскую землю (lant ze Meran). [В битве с Дитмаром гунны терпят поражение, а Плодель и Фритель погибают.] (Kaiserchr. S. 332. Vers. 13 877–13 883) 3. [Император Зинон опечален тем, что римляне подчинились Одоакру 1008 и короновали его. Дитрих 1009 , сын Дитмара, предлагает Зинону союз и помощь, прося взамен в качестве лена право суда от имени императора.] Тогда император Зинон (keiser Zêne) обрадовался, он даровал Дитриху (Dieterîch) эти лены (lêhen). Тот не медля собрал войско от разных стран. Русь и поморяне (Pomerân), пруссы (Priuzen) и поляки, печенеги (Petsenaere) и половцы (Valwen) 1010 , винды (Winde) 1011 со всех краев, славяне (Sclavenîe) и греки (Griechen), африканцы (Affrikære) охотно пришли к отважному Дитриху. [Дитрих побеждает Одоакра, вступает в Рим, изменяет Зинону и подчиняет себе Западную Империю.] (Kaiserchr. S. 335. Vers. 14017–14 027) 4. [Немецкое войско поддерживает венгерского короля Петера против его противника Оттона 1012 , захватившего королевский трон. После взятия немцами Пресбурга 1013 .] Отто (Otto) быстро собрался, взял дитя и жену, он бежал на Русь (ze den Riuzen) 1014 . Весь его род был истреблен. Петер (Pêter) сел на своем троне. (Kaiserchr. S. 378. Vers. 16 438–16 442) 1003 Король вестготов Аларих в 408–409 гг. требовал от римских властей территорий для поселения в Норике, и затягивание дела привело к осадам вестготами Рима и его взятию в 410 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с группировкой Аспара начал нарастать после провала карфагенской экспедиции. 28 авг. 468 г. Л. издал эдикт, запрещавший частным лицам, военным и гражданским, набирать личную охрану из готов или исавров. Это распоряжение в равной мере должно было затронуть Аспара и Зинона, однако из последующих событий видно, что оба военачальника запрет проигнорировали. Авторитет Зинона еще более возрос после удачных военных действий против гуннов во Фракии в 469 г. Тогда же на Зинона было совершено неудачное покушение, в то время когда он находился в военном лагере во Фракии. В том же году Аспар вынудил Л. признать своего 2-го сына Юлия Патрикия цезарем, что вызвало недовольство населения К-поля, т. к. Патрикий был арианином. Толпа народа под предводительством архимандрита мон-ря Акимитов Маркелла собралась на ипподроме. Л. успокоил людей, дав заверение, что Патрикий примет православие, как только женится на его младшей дочери Леонтии. Л. на некоторое время удалил Патрикия из столицы в Александрию, где тот оставался до нач. 470 г. Тем не менее в 470 г. Патрикий был объявлен цезарем и женился на Леонтии, и положение партий Аспара и Зинона при дворе Л. было уравнено. В это время Зинон получил сведения о заговоре Аспара против Л. и сумел донести их до императора. Магистр армии во Фракии Анагност перехватил некое письмо Ардабурия, сына Аспара, призывавшего фракийских готов к мятежу. Кроме того, Зинон через своего доверенного Мартина получил сведения о том, что Аспар, вероятно, готовил переворот в пользу своего сына Юлия Патрикия с отстранением Л. от власти. Вероятно узнав об этом от Зинона, Л. окончательно встал на сторону исавров. В нач. 471 г. Л. заманил Аспара и его сыновей Ардабурия и Патрикия во дворец, где на них напала стража. Аспар и Ардабурий были убиты сразу; Патрикий был схвачен и вскоре умер от ран. Младший сын Аспара Германарих был спасен Зиноном, к-рый, памятуя о прежней дружбе, предоставил ему убежище в своей резиденции в Халкидоне, а затем отправил его в Исаврию, где тот женился на его родственнице и впосл.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

Согласно Иоанну Кассиану , в конце IV века в Скиту было четыре монашеские общины, каждая со своей церковью 179 . А это значит, что в 407 году в результате набега бедуинов опустел весь Скит. Старцы видели причину этой трагедии в нерадении монахов. Авва Моисей это предсказывал: «Если мы будем исполнять заповеди Отцов наших, я уверяю вас, что варвары не придут сюда, а если не будем, это место будет разорено» 180 . Факт того, что, согласно авве Исааку, дети как-то причастны к запустению Скита, еще не говорит ясно о том, что педерастия стала для Скита бедствием. Отроки могли быть источником искушений, это так, но они могли быть просто-напросто причиной шума и беспокойства. Братия аввы Пимена жаловалась ему: «Вот, крики детей мешают нам сохранять сосредоточенность». Пимен, всегда снисходительный и доброжелательный, возразил им: «Это из-за голосов ангелов хотите вы уйти отсюда?» 181 . Ангелы или бесы? Демон мог явиться отшельнику, приняв вид ребенка. Однажды старец Нафанаил в своей келье услышал, как его звал мальчик, который недалеко от него толкал осла, груженного корзиной с хлебом. Осел вроде бы упал и мальчик кричал: «Авва Нафанаил, сжалься надо мной, выйди, помоги мне!» Старец приоткрыл дверь и понял, что это был бес, который скрывался под видом ребенка. Он отказался выйти и предложил «мальчику» зайти самому 182 . Но нужно иметь в виду и то, что за образом ребенка мог скрываться ангел. Как-то ночью, сбившись с пути, авва Зинон видит перед собой мальчика, держащего в руках хлеб и кувшин с водой. Подумав, что это мираж или дьявольская уловка, Зинон три раза помолился. И каждый раз мальчик говорил ему: «Ты хорошо сделал!» После этого он предложил Зинону вкусить хлеба, проводил его в келью и исчез 183 . Отшельники пустыни не испытывали неприязни ни к женщинам, ни к детям. Если они демонстрировали осторожность и осмотрительность по отношению к отрокам, то это потому, что знали опасность, которую те могут представлять – так же, как и женщины – для тех, кто решился хранить себя в чистоте сердца и соблюдать целомудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наибольшая заслуга в деле окончательного ослабления гуннов принадлежит гепидам, которые после того заняли Дакию. Паннония занята готами. Дальнейшая история сосредоточивается около готского племени. Но никак нельзя думать, что мы имеем здесь дело с целыми народами, напротив, чаще всего это племена и военные дружины. В истории тех готов, которые приняли главное участие в образовании королевства в Италии, преимущественное значение принадлежит трем братьям из рода Амалов— Валамиру, Тиудемиру и Видимиру. Они стоят во главе военных отрядов, с ними переговаривается византийское правительство, они же получают от императора денежные средства на жалованье дружине. Рядом с старшинами из рода Амалов другой отряд готского племени упоминается на Нижнем Дунае близ Никополя; есть отряд готов в Далмации близ Драча. Наконец, была еще значительная готская дружина под предводительством Феодориха, сына Триария, которая даже стояла в более близких отношениях к империи, чем другие готы, и которая играла роль еще при жизни Ардавурия. Паннонские остготы находились в постоянном движении, т. к. вожди их недовольны получаемым от империи жалованьем, дружина ищет более обширных и плодородных земель для поселения. Чтобы заручиться верностью в исполнении принятых обязательств со стороны готов, правительство потребовало от них заложника (ок. 461 г.)- Таким образом, малолетний феодорих, сын Тиудемира, был воспитан в Константинополе и сделался полуогреченным германским князем. Между тем катастрофа, постигшая в Константинополе германцев, и появление новых военных отрядов из исавриицев не могли не отразиться на отношениях между готами и правительством. Прежде всего это вызвало враждебное движение среди готского отряда во Фракии, во главе которого стоял Феодорих, сын Триария, вследствие родственных отношений к Аспару и Ардавурию принявший слишком близко к сердцу постигшую их катастрофу. Вождь фракийских готов требовал от императора не только наследства, оставшегося после Аспара, но и претендовал на то политическое и военное положение, которое его родственнику принадлежало в империи. Весьма вероятно, что в целях ослабить вождя фракийских готов Зинон выпустил на свободу заложника паннонских готов Феодориха, воспитанного в греческих нравах и около 10 лет проведшего в столице. Но расчеты Зинона не оправдались.

http://sedmitza.ru/lib/text/442766/

И, конечно, это национальное дело может оправдывать даваемое ему наименование Великого. Весьма вероятно, что в связи с отношениями Льва к Аспару нужно рассматривать бедственный исход, постигший хорошо задуманную и прекрасно подготовленную морскую экспедицию против вандалов. Известно, что полная неудача постигла это предприятие из-за неспособности Василиска, шурина императора, назначенного на ответственное место главнокомандующего преимущественно по настоянию Аспара. Когда поход окончился полным уничтожением флота, и Василиск спасался от народного раздражения в церкви св. Софии, авторитет Аспара значительно был ослаблен. Но решительная мера против временщика принята была при помощи тех исавров, о которых говорено выше. Начальник племени исавров по имени Зинон был обласкан царем и женат на его дочери Ариадне в 458/59 г.; с этих пор соплеменникам Зинона предоставлены были особенные права военной службы, так что преобладанию германского элемента постепенно полагались ограничения. С тех пор, как Зинону препоручено было командование восточными войсками (ок. 464 г.), дальнейший ход дел нетрудно было предвидеть. Начинаются враждебные отношения между германской и исаврийской партиями, сделано было раз покушение на жизнь Зинона. Тогда последний, конечно, не без ведома императора, решился на крайнее средство. В 471 г. произведен был переворот, стоивший жизни Аспару и сыну его Ардавурию и окончательно лишивший значения германскую партию. Хотя прозвание «мясника», оставшееся за Львом, может иметь свое объяснение именно в беспощадном избиении партии Аспара и Ардаву-рия, но с точки зрения интересов организующейся империи на Востоке национализация войска должна быть поставлена ему в большую заслугу. Лев умер в 474 г., назначив преемником своего малолетнего внука, сына Зинона и Ариадны по имени Лев, который, однако, неожиданно скончался, избрав в соимператоры своего отца и, таким образом, обеспечив за ним преемство власти. Довольно продолжительное царствование Зинона (474—491) отличалось большими внутренними потрясениями, объясняемыми частью борьбою партий политических и церковных, частью честолюбивыми тенденциями членов царской семьи.

http://sedmitza.ru/lib/text/442766/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010