При раскопках центрального квартала обнаружены фрагменты напольных мозаик и резных элементов, напр. 2 фрагмента от дверной перемычки с рельефным изображением процветшего креста и исходящей от него виноградной лозы с образами сборщиков винограда (на одном фрагменте) и колосьев пшеницы (на другом). Они могут относиться к собору, а возможно, к не обнаруженной раскопками, но известной по источникам ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 86-87) ц. Сурб-Саргис (св. Сергия) или же к отдельно стоявшим мемориальным колоннам-монументам, увенчанным крестами (остатки подобных колонн обнаружены в Талине, Ошакане и др.). К северо-востоку от собора раскопаны остатки однонефной церкви (внешние размеры 24,5 ´ 10,7 м), имевшей пилястры вдоль продольных стен, придел с севера от апсиды и открытую галерею вдоль северной стены. В нек-рых исследованиях ( D " Onofrio. 1973. P. 107-108) эта постройка отождествляется с ц. св. Иезидбозида. В цитадели находятся остатки др. раннехрист. церкви типа 3-нефной базилики, считавшейся дворцовым залом Аршакидов. В центральном квартале Д. раскопаны 2 дворцовых комплекса: один, почти примыкавший к собору с сев. стороны, сер. VII в., др., расположенный к юго-западу от собора, кон. V в. Оба имели большие центральные залы с деревянным перекрытием на 2 рядах колонн, близко поставленных у стен; в зап. части более древнего дворца при Сасанидах был сооружен 4-колонный зороастрийский храм с прямоугольным алтарем (1,5 ´ 1,5 м), разрушенный во время восстания 572 г. Патриарший дворец VII в. был построен из крупных блоков гладко отесанного туфа; впосл. был превращен в главную мечеть города. Ист.: Гевонд. История. СПб., 1887. С. 36 ; Караулов Н. А. Сведения араб. писателей о Кавказе//СМОМПК. 1903. Вып. 32. С. 5, 29, 43, 61; 1908. Вып. 38. С. 1-130; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., вступ. ст. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982. Гл. А. С. 56 (на арм. яз.); Товма Арцруни и Аноним. История рода Арцруни/Пер. и примеч.: В. М. Варданян. Ереван, 1985. С. 148-149 (на арм. яз.); Иоаннес [Ованнес] Драсханакертци. католикос. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/171488.html

207 Казарян А. Ю. Ротонда Воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении//Восточнохристианский храм. Литургия и искусство/Ред.-сост. А.М. Лидов. С.-Петербург, 1994, с. 107–120; Его же: Алтарная преграда и литургическое пространство храма Звартноц//Иконостас: происхождение – развитие – символика/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000, с. 85–117. 208 Мнацаканян С. С. Четырехстолпие в композиции мемориальных памятников Армении//Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. М., 1990, с. 143–157. 209 История епископа Себеоса/Подг., предисл. и коммент. Ст. Малхасянца. Ереван, 1939, гл. 35, с. 89 (на арм. яз.). 210 Ованнес католикос Драсханакертци. История Армении/Пер. и примеч. Г. Б. Тосуняна. Ереван, 1996, с. 82–83 (на арм. яз.). 211 Мнацаканян С. X. Об одном неизвестном типе... 1952, 7, с. 95–105; Мнацаканян С. С. Мемориальные памятники... 1982, с. 90. О связи рельефов восточной стороны стел Одзунского монумента с историей христианизации Армении см.: Аракелян Б. Сюжетные рельефы Армении IV–VII веков. Ереван, 1949, с. 46–47 (на арм. яз.). Однако Б. Аракелян не называет изображенную постройкой мартирием Рипсиме. 212 Первый вариант реконструкции описан: Мнацаканян С. X. Об одном неизвестном типе... 1952, 7, с. 104. Второй представлен в: Мнацаканян С. С. Композиция двухъярусных мартириумов в армянском раннесредневековом зодчестве//ИФЖ. 1976, 4, с. 223. 213 Асратян М. М. Архитектурный комплекс Амараса. 1975, с. 46–47, рис. 5; Hasratian М. L’ensemble architectural d’Amarass//Revue des études Armeniennes. Nouvelle serie. 12. 1977, p. 243–259; Асратян M. M. Армянская архитектура раннего христианства. М., 2000, с. 38. Черт, на с. 167. Фото на с. 373–374. 214 Павстос Бузанд. История Армении/Пер. и примеч. Ст. Малхасянца. Ереван, 1987. Гл. 25, с. 225 (на арм. яз.); эту же историю в другой интерпретации см.: Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер., введ. и примеч. Г. Саркисяна. Ереван, 1990. Книга III. 28, с. 167–168. 217 Асратян М. М. Архитектурный комплекс... 1975, с. 46–47; Асратян М. М. Армянская архитектура... 2000, чертеж на с. 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Алишан Л. Айрарат. Венеция, 1890. С. 190-200, 220 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 144-145; Bd. 2. S. 701; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 114-118, 125-126, 245-246; 1948. Т. 2. С. 127, 156-158 (на арм. яз.); Яралов Ю. С. Два памятника арм. архитектуры: (Зоравар, Амена-Пркич)//Сообщ. Ин-та истории и теории архитектуры. М., 1947. Вып. 8. С. 1-12; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 45-46; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 105-114 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 89-90, 141-143; Елиазарян О. Большой и малый мон-ри Елварда и др. важные памятники села//Эчмиадзин. 1962. 7. С. 40-52 (на арм. яз.); Gandolfo F. Chiese e cappelle Armene a navato semplice dal IV al VII sec. R., 1973. P. 87-94. Fig. 7, 132-136; idem. Le basiliche Armene IV-VII sec. R., 1982. P. 96-105; Мурадян П. М. Криптографическая надпись Егварда//Ереванский ун-т. 1974. 1(18). С. 36-40 (на арм. яз.); он же. Хронологическая система летосчислений по-армянски//ВОН. 1975. 10. С. 80-81; Котанджян Н. Г. Цвет в раннесредневек. живописи Армении: Анализ памятников VI-VII вв. Ереван, 1978. С. 10, 15, 51-53. Ил. 48-51; Дурново Л. А. Искусство//Культура раннефеод. Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. С. 393-394; Халпахчьян О. Х. Восьмиапсидные центрально-купольные сооружения средневек. Армении//Архит. наследство. М., 1982. Вып. 30. С. 60-76; Матевосян К. Церковь и мон-рь Зоравар Егварда//Эчмиадзин. 1983. 7 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 117, 138-139; Гюзальян Л. Т. Иранские средневек. изразцы на купольном барабане храма Богородицы в Егварде//ИФЖ. 1984. 2. С. 153-174; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19864. P. 322, 324; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987; Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1. P. 162-165; Степанян Н. С. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989; Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос История Армении/Пер. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996. С. 94-95 (на арм. яз.); Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 31-32, 109, 147, 227, 330-331; он же. Мон-рь св. Феодора Егварда//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 312-313 (на арм. яз.); Shahinian S. The Tradition of Funerary Architecture in Armenia from the Origins of Christianity to the Late Middle Ages//Trail to the East: Essays in Memory of Paolo Cuneo. R., 2000. P. 72-80; Мнацаканян С. Х. Базилика Егварда//История арм. архитектуры. Ереван, 2002. Т. 2. С. 182-184. Табл. 34 (на арм. яз.); он же. Многоапсидные памятники//История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 170-172 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/187954.html

Р. История армянских колоний Украины и Польши: (Армяне в Подолии). Ереван, 1980; Микаелян В. А. История армянской колонии Крыма. Ереван, 1964-1970. Т. 1-2; Маилов С. А. Армянские церкви Азербайджана//Архитектурное наследство. М., 1985. Т. 33. С. 142-143; Казарян М. М., Восканян В. К. Богдан Салтанов. Ереван, 1986 (на арм. яз.); Тораманян А. X. Из истории строительной деятельности армян в Молдавии. М., 1991; Якобсон А. Л., Таманян Ю. А. Армянская архитектура Крыма. Ереван, 1992; Карапетпян С. Государственная политика Грузии и памятники армянской культуры//Research of Armenian Architecture - 2. Ереван, 1999 (на арм. яз.). Искусство 2-й пол. XIX-XX в.: Дрампян Р. Г. Егише Татевосян. М., 1957; он же. М. С. Сарьян. М., 1964; Казарян М. М. Вардгес Суренянц. Ереван, 1960 (на арм. яз.); Игитян Г. С. Минас Аветисян. М., 1970; Зорьян Л. С. Таманян. Ереван, 1978; Каменский А. А. Этюды о художниках Армении. Ереван, 1979; Зурабов Б. А. Акоп Коджоян. М., 1982; Ерлашова С. М. Акоп Акопян. М., 1983; Агасян А. Ерванд Кочар. Ереван, 1999; Зурабов Б. А., Степанян Н. С. Григор Ханджян. М., 1987; Тигранян Э. Деятельность армянских архитекторов в Закавказье, кон. XIX - нач. XX в. Ереван, 2000 (на арм. яз.). А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата

http://pravenc.ru/text/76104.html

N.S. 1966. T. 3. P. 79-90; Khatchatrian A. Les églises cruciformes du Tayk//Cah. Arch. 1967. T. 17. P. 203-208; Winfield D. Some Early Medieval Figure Sculpture from North-East Turkey//Journal of the Warburg and Courteaud Institutes. 1968. Vol. 31. P. 33-72; Rogers J. M. The Mxargrdzelis between East and West//Atti del primo simposio internationale sull " arte georgiana. Milano, 1977. P. 257-272; Мурадян П. М. Культурная деятельность армян-халкидонитов в XI-XIII вв.//2-й Междунар. симпозиум по армянскому искусству: Сб. докл. Ереван, 1978. Т. 3. С. 325-335; он же. Новое в Кавказском культурном мире в XI-XIII вв.//Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 152-153; он же. Идея конфессиональной толерантности и межнационального согласия в армянской книжности XII-XIII веков. Ереван, 1997; он же. Проблема конфессиональной ориентации церкви Тиграна Оненца//Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5. С. 36-66; Дрампян И. Р. Фрески Кобайра. М., 1979; он же. К вопросу о датировке и интерпретации фресок Кобайра//Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 194-217; Беридзе В. В. Место памятников Тао-Кларджети в истории грузинской архитектуры. Тбилиси, 1981; Тьерри Н. Росписи церкви Киранц//Мат-лы 4-го Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983; Тьерри Ж.-М. Церковь «Бгавор» в Акори//Там же. С. 1-5; Гандольфо Ф. Монастырь Киранц//4-й Междунар. симп. по арм. искусству. Ереван, 1985. С. 108-110; он же. Фрески монастыря Киранц: Мат-лы из арх. Л. А. Дурново/Подгот. и предисл. А. Аракеляна. Ереван, 1990; Edwards R. W. Medieval Architecture in the Oltu-Penek Valley: a Preliminary Report on the Marchland of Northeast Turkey//DOP. 1985. Vol. 39. P. 15-37; Шахкян Г. Лори. Каменные страницы истории. Ереван, 1986 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Из истории средневекового строительства в Тайкском княжестве. Ереван, 1988; Каковкин А. Я. О датировке росписей храма св. Григория (1215 г.) в Ани, его часовни и притвора//ВВ. 1987. Т. 48. С. 108-115; Марутян Т. Архитектурные памятники. Ереван, 1989; Лидов А.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Розов Н. Н. К изучению русско-армянских культурных связей древнего периода//Литературные связи. Ереван: Изд. Ереван. ун-та, 1973. Т. 1. С. 62–78. Руднев Н. Рассуждения о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви со времен Владимира Великого до Иоанна Грозного. М.: Синод. тип., 1838. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. 2. М.: Тип. Лазаревых Ин-та восточных яз., 1838. Соловьев С. М. История России. Кн. 1. СПб.: [б. и.], 1862. Смирнов А. П. Армянские колонии города Болгар//Материалы и исследования по археологии СССР. 61 (Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. II). М.: Изд. АН СССР, 1958. С. 330–359. Сыроечковский В. Е. Гости-сурожане. М.; Л.: ОГИЗ, 1935. Тан Д. Восточные армяне в Буковине. Вена, 1891. Тер-Микелян А. Стремления католикосов к церковному миру в средние века//Журнал Первопрестольного Святого Эчмиадзина «Арарат». 1893. С. 349 (на арм. яз.) Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV–XV вв. М.: Изд. Моск. ун-та, 1957. Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския, начертанное Нерсесом армянским по требованию боголюбивого государя греков Мануила. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. Халпахчьян О. Х. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1957. Халпахчьян О. Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М.: Стройиздат, 1977. Хачикян Л. Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван: Наири, 2014. Эмин Н. О. Сказание о святых Романе и Давиде (Борисе и Глебе) и о кончине русского епископа св. Фомы. По армянским Четьи-Минеям//Русский архив. М., 1877. Т. 1. С. 273–288. Якобсон А. Л. Крым в средние века. М.: Наука, 1973.   Агатангелос. История Армении/пер. с др.-арм., вступ. ст. и коммент. К. С. Тер-Давтяна и С. С. Аревшатяна. Ереван, 2004. С. 236; История Армении Фавстоса Бузанда/пер. М. А. Геворгяна. Ереван, 1953. С. 8–9; Мовсес Каланкатуаци . История страны Алуанк/пер. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984. С. 115, 130; Ерицов А. Д. Первоначальное знакомство армян с Северо-Восточной Русью до воцарения дома Романовых в 1613 г.//Кавказский вестник. Тифлис, 1901. 12. С. 52–53; Аракелян Г. С. Черкесогаи (историко-этнографическое исследование)//Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 28–129; Айвазян К. В . История отношений русской и армянской Церквей в средние века/ред. С. С. Аревшатян. Ереван, 1989. С. 12–13.

http://bogoslov.ru/article/6192720

языкознания. 1967. 3; Ишханов Л. К изучению храма в селении Лекит//СА. 1970. 4. С. 227-233; Мнацаканян А. Ш. О литературе Кавказской Албании. Ереван, 1969; Мнацаканян С. Х. Звартноц. М., 1971. С. 62-65; Ваидов Р. М., Мамед-заде К. М., Гулиев Н. М. Новый памятник архитектуры Кавказской Албании//Археологические открытия 1971 г. М., 1972. С. 487-488; Геюшев Р. Б. Раскопки на храмовом участке средневековой Барды//Тезисы докладов, посвящ. итогам полевых археол. исслед. в 1970 г. в СССР. Тбилиси, 1971; Ст.: Алванское письмо; Алванский язык; Алванские ворота; Алванская церковь; Алванское марзпанство; Алваны; Алванк//Армянская советская энциклопедия. Ереван, 1974. Т. 1. С. 261-265 (на арм. яз.); Асратян М. М. Архитектурный комплекс Амараса//ВОН. 1975. 5. С. 35-52 (на арм. яз.); он же. Амарас. Ереван; М., 1990; он же. Новооткрытая церковь Мохрениса и генезис памятников типа тетраконха с угловыми нишами//4-й междунар. симпозиум по арм. искусству: Тез. докл. Ереван, 1985. С. 35-38; он же. Арцахская школа армянской архитектуры. Ереван, 1992 (на арм. яз., с рус. резюме); Якобсон А. Л. Архитектурные связи Кавказской Албании и Армении//ИФЖ. ССР. 1976. 1; он же. Гандзасарский монастырь и хачкары: вымыслы и факты//ИФЖ. 1984. 2; он же. Гандзасар. Ереван, 1987; Бретаницкий Л. С., Веймарн Б. В. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. М., 1976. С. 21-41; Элларян И. Б. Памятники истории и культуры Агстевской долины. Ереван, 1978; Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 409-436; Ковалевская В. Б. Северокавказские древности//Археология СССР: Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 97; Муравьев С. Н. Три этюда о кавказско-албанской письменности//Ежегодник иберийско-кавказского языкознания. Тбилиси, 1981. Т. 8. С. 260-290; Григорян В. Малые центрические памятники Армении раннего средневековья. Ереван, 1982 (на арм. яз.); Мкртчян Ш., Абгарян С., Карапетян С. Монастырь «Охте дрни» Мохрениса//Эчмиадзин. 1982. 11/12. С. 46-50 (на арм. яз.); Маилов С. А. Армянские церкви Азербайджана//Архитектурное наследство.

http://pravenc.ru/text/64030.html

З. мало копировался. В 50-х гг. VII в. аналогичный храм был создан в Банаке (груз. Бана) в арм. пров. Тайк (груз. Тао), вероятно, тем же Нерсесом Строителем, к-рый находился там в изгнании. В 70-80-х гг. VII в. по образцу З. была возведена церковь в Леките в Кавказской Албании (совр. Гахский р-н Азербайджана), а в 1001 г. царем Гагиком Багратуни заложен храм св. Григория (Гагикашен) в Ани. Тем не менее З. оказал колоссальное влияние на архитектуру стран Закавказья, особенно Армении, зодчество к-рой в VII в. специалистами часто делится на до- и послезвартноцевское на основе отсутствия или наличия стилистических черт и форм декора, связанных с З. Ист.: Себеос, еп. История/Пер., сличение рукописей, предисл. и примеч.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 120 (на арм. яз.); Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос. История Армении. Ереван, 1996. С. 86-87, 90-93 (на арм. яз.; рус. пер.: Ереван, 1986); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., вступл. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982 (на арм. яз.; рус. пер.: М., 1976). Лит.: Тер-Мовсесян М. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви VII в.//Этногр. журнал. 1907. Кн. 15/16. С. 179-198 (на арм. яз.); Месроп, вардапет. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви. СПб., 1905; Дадьян Х. 20 июля 1907//Арарат. Эчмиадзин, 1907. 7/8. С. 658-659 (на арм. яз.); он же. Арташат (Вагаршапат)//Там же. 1909. 2. С. 170-173 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 108-118, 421-427; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 236-270; 1948. Т. 2. С. 42-48, 267-272, 280-281 (на арм. яз.); Grabar A. Martirium: Rech. sur le culte des reliques et l " art chretien antiques. P., 1946. T. 1: Architecture. P. 190-194; Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 29-37; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 134-138; Арутюнян В. М., Сафарян С. А.

http://pravenc.ru/text/182733.html

Эчмиадзин, 1842. Т. 1. С. 43-44 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 101, 153-158, 397-403; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 286-288; Ереван, 1948. Т. 2. С. 72-74; Якобсон А. Л. Очерки истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 12-17; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 120, 140, 142; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 35; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 87-99 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 77-82; Марр Н. Я. Ереруйкская базилика: Арм. храм V-VI вв. в окрестностях Ани. Ереван, 1968; Khatchatrian A. L " architecture arménienne du IVe au VIe siècle. Р., 1971. P. 45-48, 95-96; Куюмджян Т. По следам истории Ереруйкской базилики//Hask. Antelias, 1974. T. 43. N 7/8. P. 296-310 (на арм. яз.); Paboudjian P., Alpago-Novello A., Koyumjian D. K. Ererouk. Mil., 1977. (Documenti di architettura armena; 9); Gandolfo F. La basiliche armene IV-VII sec. R., 1982. P. 67-77; Шелов-Коведяев Ф. В. Заметки по греч. эпиграфике Армении//ИФЖ. 1986. 1. С. 68-69; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987. P. 520; Cuneo P. Ereruk "http:// Idem. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. P. 234-235; Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 111. Ил. 54-60; он же. Мартирий Сурб Карапет Ереруйка//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 328 (на арм. яз.); Казарян А. Ю. Архитектура Армении IV-VII вв. и особенности раннехрист. традиции в соседних странах//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 126-158. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян)

http://pravenc.ru/text/190127.html

О. Эмина при Лазаревском Институте восточных языков. Вып. 2. М., 1896; Штакельберг P. P. Об иранском влиянии на религиозные верования древних армян//Труды Восточной комиссии Московского археологического общества. Древности восточные. М., 1901. Т. 2. Вып. 2; Капацян Г. А. Хеттские боги у армян. Ереван, 1940; Adontz N. Histoire arménienne. T. 1. P., 1946; Струве В. В. Родина зороастризма. Л., 1948; История армянского народа. Ч. 1/Под ред. Б. Н. Аракеляна и А. Р. Иоаннисяна. Ереван, 1951; Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э.- IV в. н. э.). М.; Л., 1953; Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. М. А. Геворгяна//Памятники древнеармянской литературы. Ереван, 1953. Т. 1; Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели. Ереван, 1971; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975; Boyce M. A History of Zoroastrianism. Leiden; Köln, 1975. Vol. 1 (Handbuch der Orientalistik. Abt. I. Bd. VIII, 2. Hbt. 2A); История армянского народа с древнейших времен до наших дней/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1980; Russell J. R. Zoroastrianizm in Armenia. Harvard, 1987; Тирацян Г. А. Культура древней Армении VI в. до н. э.- III в. н. э. по археологическим данным. Ереван, 1988; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. СПб., 1994. М. Б. Мейтарчиян Армения в IV - VI вв. Сближение с Римом в кон. III в. подготовили почву для широкого распространения в А. христианства, уже влиятельного в вост. провинциях империи, при царе Трдате III оно было принято в качестве гос. религии (традиц. дата - 301). Тем самым арм. правительство старалось не только укрепить свою власть, но и утвердить независимость А. перед лицом усилившегося под властью Сасанидов Ирана. С этого времени Церковь становится важнейшим фактором, объединяющим живущих во мн. странах мира армян, особенно в периоды, когда народ был лишен своей государственности (см. Армянская Апостольская Церковь ). Огромный ущерб экономике и культуре А. нанесли опустошительные походы шаханшаха Шапура II в 364-368 гг., после неудачной персид.

http://pravenc.ru/text/76104.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010