Научное исследование арм. Ж. л. с нач. XIX в. вели венецианские мхитаристы; больших успехов достигли М. Авгерян и Г. Алишян. 12-томный капитальный труд Авгеряна «Полное собрание житий и мученичеств святых» с включением повествований об общехрист. святых (до XIII в.) выделяется источниковедческими комментариями. Автор уделил особое внимание древнеарм. переводам, оригиналы к-рых на сир., греч. и др. языках утрачены. 24-томная серия «Соперк айкаканк» (Мелкие армянские сочинения), изданная Алишяном, содержит все жития и мученичества арм. святых и похвальные слова им. С кон. XIX в. активно велась филологическая и источниковедческая работа с Ж. л. в контексте исследования ранних памятников арм. христ. лит-ры А. Гутшмидта, П. А. де Лагарда, О. Гатрджяна, Б. Саргисяна, А. Ташяна, Н. Бузандаци, Г. Зарбаналяна. Издания, переводы и исследования Ж. л. осуществляли Н. О. Эмин (древние апокрифы и мученичества), Н. Я. Марр и И. В. Абуладзе (тексты V-X вв., армяно-груз. лит. связи и их характер), Г. Тер-Мкртчян (древние памятники), Г. Овсепян (основная часть житий XI-XV вв.), Я. Манандян и Р. Ачарян (тексты XII-XIX вв.). М. Абегян в «Истории древнеармянской литературы» впервые дал лит. оценку агиографическим текстам. Это направление в исследовании продолжили К. Мелик-Оганджанян, М. Авдалбекян и др. Вкладом в изучение арм. Ж. л. явилось издание неск. сборников житий и мученичеств в переводе на рус. язык К. Тер-Давтян. Ист.: Авгерян М. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1810-1815. 12 т. (на древнеарм. яз.); Соперк айкаканк. Венеция, 1853-1861. Т. 1-22; 1933-1934. Т. 23-24 (на древнеарм. яз.); Избранные жития и мученичества. Венеция, 1874. 2 т. (на древнеарм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843)/Ред.: Я. Манандян, Р. Ачарян. Вагаршапат, 1903 (на арм. яз.; рус. пер.: Новые арм. мученики/Пер., предисл., примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1998); Фавстос Бузандаци. История Армении. Венеция, 1914 (на древнеарм. яз.); Жития святых отцов. Венеция, 1933-1934. 2 т. (на древнеарм. яз.); Корюн. Житие Маштоца/Пер.: Ш. Б. Смбатян, К. Мелик-Оганджанян. Ереван, 1962; Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. с древнеарм.: И. А. Орбели; ред.: К. Н. Юзбашян. Ереван, 1971; Арм. жития и мученичества V-XVII вв./Пер. с древнеарм., предисл. и примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994; Мученичество св. Шушаник: Тексты и исслед./Ред.: П. Мурадян. Ереван, 1996 (на арм. яз.); Агатангелос. История Армении/Ред.: К. С. Тер-Давтян, С. С. Аревшатян. Ереван, 2004.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Из Армении в Сирию возобновят полеты по просьбе Католикоса 29.06.2012 13:56 Версия для печати Ереван, 29 июня. Национальный авиаперевозчик Армении - " Армавиа " - со 2 июля возобновляет полеты в Алеппо, заявила " Интерфаксу " пресс-секретарь компании Нана Аветисова. " Учитывая большой спрос на выполнение рейсов Ереван-Алеппо-Ереван, а также просьбу Католикоса всех армян Гарегина Второго, принято решение возобновить осуществление полетов " , - сказала Н.Аветисова. На начальном этапе рейсы будут осуществляться раз в неделю, а в случае необходимости их количество будет увеличено. В Сирии проживает 60 тысяч армян, из них 45 тысяч - в Алеппо. Выполнение рейсов Ереван-Алеппо-Ереван было приостановлено с 25 марта 2012 года в связи с нестабильной ситуацией в Сирии. Ранее экс-глава МИД Армении Вардан Осканян на своей страничке в " Facebook " выразил обеспокоенность судьбой армянской общины Сирии, отметив, что власти Армении должны предпринять соответствующие меры по оказанию помощи местным армянам. Ваш Отзыв

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С мученичеством апостола Фаддея были знакомы уже авторы V в. Павстос Бузанд, Агатангехос, Мовсес Хоренаци (см.: Г. Мелконян. Из истории армяно-сирийских отношений. Ереван, 1970; на арм. яз.). Апокрифическое сказание о Варфоломее, имеющееся также у других народов, было известно Мовсесу Хоренаци, который в своем сочинении «Сказа­ние о преставлении Богородицы и ее образе, написанное евангелистом Иоанном» приводит подробности, которых нет в сохранившемся варианте мученичества (см.: Мовсес Хоренаци. Сочинения: Ответ на послание Саака. Венеция, 1865, с. 283–296; на древнеарм. яз. В русск. пер.: Переводы и статьи Н. О. Эмина, с. 13–16). 29 Житие Григория Просветителя и Мученичество Рипсимэ и Гаянэ не дошли до нас как самостоятельные произведения, а были использованы Агатангехосом как первоисточники по истории крещения армян и как составные час­ти вошли в его «Историю», которая послужила источником проложных редакций названных памятников. 30 См.: Соперк, т. X. Венеция, 1853, с. 46–72. Жития и мученичества сыновей и внуков Григория Просветителя частью изложены Павстосом Бузандом, частью – Мовсесом Хоренаци. Источником проложных мученичеств и житий этих деятелей являются труды упомянутых авторов (см.: История Армении Павстоса Бузанда. Пер. М. Геворкяна. Ереван, 1953, гл. II, III, V, VI, на арм. яз. История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина. М., 1893, кн. II, § 91, кн. III, §§ 2, 3.). 31 Здесь мы не касаемся длинных молитв Рипсимэ и Гаянэ, которые органически не вплетаются в повествование и кажутся поздними дополнениями. 32 См.: E. Тер-Минасян. Историко-филологические разыскания. Ере­ван, 1972, с. 119–208 (на арм. яз.); Л. Тер-Петросян. Мученики Востока. Ереван, 1976 (на арм. яз.). 33 Интересно, что с утверждением царства Багратидов в Армении (886 г.), способствовавших экономическому и культурному расцвету страны, и вплоть до их падения (1045 г.) в армянской литературе почти нет мартирологов. 34 См.: Г. 3арбаналян. Библиотека древнеармянских переводов (IV–XIII вв.). Венеция, 1889, с. 664 (на арм. яз.). 36 См.: К. Тер-Давтян. Армянская житийная литература XI–XV вв. Ереван, 1980, с. 105–126 (на арм. яз.). 37 См.: А. А. Казинян. Панегирик в средневековой армянской литературе. – В кн.: Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986, с. 258–282 47 К. Мелик-Оганджанян, основываясь на соответствии композиции «Жития Маштоца» Корюна канонам «Книги хрий», заключает, что последняя была известна адептам армянской литературы до 40-х годов V века (там же, с. 27) 52 Эти же явления наблюдаются в русской житийной литературе XIV- XV вв. См.: Д . Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 72–92; его же: Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого . М.-Л., 1962, с. 40–94

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

P., 1996. (Byzantina Sorbonensia; 12); Айвазян А. Искусство настенной живописи Нахичевана. Ереван, 1998 (на арм. яз.); Казарян А. Ю. Древнейшие рельефы собора Эчмиадзин//Ист. вестн. 1999. 2. С. 130-152; 1 (5), 2000. С. 183-198; он же. Храм VII в. в Мастаре и его место в зодчестве Закавказья и Византии//ДРИ: Византия и Древняя Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. СПб., 1999. С. 115-132; он же. Алтарная преграда и литургическое пространство храма Звартноц//Иконостас: происхождение - развитие - символика. М., 2000. С. 85-117; он же. Архитектура Армении V-VI веков и раннехристианское зодчество Каппадокии, Киликии и Исаврии//Armenia and Christian Orient. Yerevan, 2000. С. 239-265; Карапетян С. Памятники армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха. Ереван, 2000; Der-Kevorkian Ch. Affinites de l " architecture paléochrétienne d " Arménie et de Syrie. Erevan, 2000 (на арм. яз. с франц. рез.); прикладное искусство: Марр Н. Я. Декоративное искусство средневековой Армении. Л., 1971; Степанян Н. С., Чакмакчян А. С. Декоративное искусство средневековой Армении. М.; Л., 1971; Armenian Art Tresures of Jerusalem/Ed. by B. Narkiss. Oxf.; Jerusalem, 1980; Давтян С. Очерки истории армянского средневекового прикладного искусства. Ереван, 1981 (на арм. яз.); Аракел П. Армянский костюм с древнейших времен до наших дней. Ереван, 1983; Халпахчъян О. X. Резное дерево Армении//Архитектурное наследство. М., 1984. Т. 32. С. 125-144; Казарян М. Художественная резьба по дереву в Армении. Ереван, 1989 (на арм. яз.); Сокровища армянской церкви: Выст. ГММК/Введ. и кат. С. Манукян, И. Мкртчян. Эчмиадзин; М., 1997; Chookaszian L. On a Newly-Discovered Carved Wooden Panel//J. of the Soc. for Armenian Stud. 1994. Vol. 7. P. 47-69; Biedronska-Slota В. и др. Ormianie Polscy: Odrebno i asymilacja: [Кат. выст.]. Kraków, 1999; искусство армян-халкидонитов: Такайшвили Е. Археологическая экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Thierry J. M. À propos de quelques monuments chrétiens du vilaiet de Kars (Turquie)//REArm.

http://pravenc.ru/text/76104.html

. . XV—XVII //- . , 1971. 32. [ Восканян В. К . Армяне в Москве в XV-XVII веках//Историко-филологический журнал. Ереван, 1971. С. 32]; Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 126. Челобитье армянина Саркиса Аванесова, выходца из Крыма, принявшего русское подданство//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 4–8. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. Л. 1–2, 7–15. См.: Челобитная И. Тавакалова о выдаче ему грамоты для свободной торговли в России//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 8–10. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. Л. 1–5. Вероятно, речь о военном «походе русских войск под руководством Плещеева в ответ на набеги калмыков», после которого калмыцкие предводители признали власть московского царя, а участие в нем Ивана Тавакалова «могло быть рассмотрено как преданность русскому государству». Там же. С. 9–10. Агаян Ц. П . Роль России в исторических судьбах армянского народа. М., 1978. С. 123. См.: Прошение толмача Василия Даудова царю о выдаче его братьям и мастерам ковровых и шелковых дел проезжей грамоты из Персии в Россию (1668 август 8. — 1669 г. июнь 29.)//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 67–69. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. 1669 гг.]. Д. 4. Л. 1–5. Цит. по: Шохин Л. И . Армяне в России (по книгам Печатного приказа XVII — начала XVIII в.)//Paleobureaucratica. Сборник статей к 90-летию Н. Ф. Демидовой. М., 2012. С. 346–357. Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 137. Там же. Сырцов И. Я . Самосжигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. Тобольск, 1888. С. 12. Там же. С. 11–12. Пермская летопись. Третий период/сост. В. Шишонко. Пермь, 1884. С. 512. См.: Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Тобольский//Русский биографический словарь/ред. А. А. Половцов. Т. VII. СПб., 1897. С. 48. См. также: Послания блаженного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского. Казань, 1857.

http://bogoslov.ru/article/6194919

4. С. 63-69; она же. Древнеармянская миниатюра. Ереван, 1952; eadem (Dournovo L. A.). Miniatures arméniennes/Préf. S. der Nersessian. P., 1960; она же. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979; Измайлова Т. А. Киликийская рукопись 1290 г. и ее мастер Торос Философ//Сообщ. ГЭ. Л., 1962. Вып. 23. С. 45-49; она же. Армянские иллюстрированные рукописи Гос. Эрмитажа//Тр. ГЭ. Л., 1969. Т. 10. С. 110-141; она же. Рукопись 1200 г. (Матенадаран, 2589)//ВВ. 1981. T. 42. C. 129-138; она же. Истоки армянской миниатюрной живописи Киликии XII в. и Черная Гора//Вестн. Ереванского ун-та. 1988. 3. С. 36-46; она же. Мастер и образец: Ромклайская модель, 2-я пол. XII - нач. XIII в.//ИФЖ. 1989. 3. С. 174-191; Janashian M. Armenian Miniature Painting of the Monastic Library at San Lazzaro. Venice, 1966; Армянская миниатюра/Вступ. ст.: Л. А. Дурново; ред., предисл.: Р. Г. Дрампян. Ереван, 1967; Каковкин А. Я. К вопросу о скеврском складне 1293 г.//ВВ. 1969. Т. 30. С. 195-204; он же. Серебряный оклад 1255 г. Евангелия 1249 г.//Вестн. Матенадарана. Ереван, 1969. 9. С. 163-172; он же. К вопросу о визант. влиянии на арм. памятники художественного серебра//ИФЖ. 1973. 1. С. 49-60; он же. О «реликварии времени Гетума»//Там же. 1974. 3. С. 263-266; он же. Элементы западной иконографии в арм. памятниках художественного серебра XIII-XVI вв.//ВВ. 1976. T. 37. C. 212-218; он же. Скеврский складень 1293 г.//Вестн. общественных наук. Ереван, 1978. 1. C. 92-97; он же. Памятник арм. среброделия XIV в.//Там же. 1980. 10. С. 69-80; Treasures of the Armenian Patriarchate of Jerusalem/Ed. A. Mekhitarian. Jerusalem, 1969; Пуцко В. Г. О двух фигурах на скеврском реликварии 1293 г.//ИФЖ. 1972. 2. С. 274-278; Grape W. Grenzprobleme der byzantinischen Malerei: Über die Grenzen der stilbildenden Rolle der byzantinischen Kunst für einzelne Buchmalereizentren in ihrem Einflusbereich: Diss. W., 1973; Buschhausen Heide, Buschhausen Helmut, Zimmermann E. Die illuminierten armenischen Handschriften der Mechitharisten-Congregation in Wien.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

II, ч. I. Ереван, 1957, с. 265–266; на арм. яз.). Дата, приведенная в данном тексте, связана с полулегендарными сведениями о Григории Просветителе и не может считаться достоверной. Если, согласно Орманяну, Григорий Просветитель родился в 239 г., то армянские письмена, согласно тексту жития, были изобретены в 359 г., что не соответствует историческим данным. 86 Григор Лусаворич (Просветитель) – основатель армянской церкви, первый армянский патриарх, крестивший Армению в 301 г. при царе Трдате III (298–330). 87 Мовсес Хоренаци – крупнейший историк V в., «отец армянской историографии». Фундаментальный труд Мовсеса Хоренаци «История Армении», переведенный на многие европейские языки, является ценнейшим первоисточником по истории не только древней Армении, но и ряда сопредельных стран – Персии, Византии, Сирии, Грузии и др. Имеется русский перевод Н. Эмина – «История Армении Моисея Хоренского» и перевод Г. Саркисяна – «Мовсес Хоренаци. История Армении». Ереван, 1990. 88 Мамбрэ, по прозвищу Верцанох (Толкователь) – брат Мовсеса Хоренаци. Автор V в. Ему приписывают «Слово на воскресение Лазаря», «Слово на въезд Христа в Иерусалим». 89 Давид Анахт (Непобедимый) – выдающийся армянский философ V – VI вв., неоплатоник, основоположник философской науки древней Армении. Важнейшим трудом его является трактат «Определения философии». Имеется русский перевод С. Аревшатяна – Давид Анахт (Непобедимый). Определения философии. Ереван, 1960; Давид Анахт. Сочинения. М., 1980. 90 Егишэ – известный историк V в., автор книги «О войне армянской», которая посвящена истории освободительной войны 450–451 гг. Переведена на ряд европейских языков. На русский язык переводилась трижды (перевод П. Шаншиева – 1853 г., Ш. Диллена – 1884, наилучшим является перевод акад. И. Орбели. Ереван, 1971). 91 Иосеп – один из учеников Месропа Маштоца. Принимал активное участие в освободительной борьбе армян против персидского ига и был угнан в Персию, где погиб мученической смертью в 454 г. 92 Езнак, или Езник Кохбаци, – ученик и сподвижник М. Маштоца, выдающийся армянский философ-апологет первый половины V в., известный своей книгой «Опровержение ересей», которая в основном посвящена философскому обоснованию христианских догматов и критике языческих философско-религиозных учений. 93 Ардзан Арцруни – один из учеников Маштоца. Под его именем известны «Вопрошения Ардзана и ответы Езника».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Там же. С. 66. Там же. С. 288. По некоторым данным, «количество поселившихся на постоянное жительство в Москве армян, которых в конце 17 в. было около 2 тысяч». См.: Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 133–134. Тихомиров М. Н . Средневековая Москва. М., 1997. С. 143. См.: Амирханян А. Т . Тайны Дома Лазаревых. Фрагмент истории московской армянской общины XIV–XX вв. М., 1992. С. 16; Цар ёва Т. В . Армяне Москвы. От прошлого к настоящему//Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2018. 4. С. 97. См.: Там же. О предоставлении армянским купцам двора в Нижних Садовниках//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 126. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. 7. Л. 5–6. См. также: Предоставление торговых дворов армянским и индийским купцам в Москве//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 126–129. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. 8. Л. 13, 15–20, 24–25. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. М., 1833. С. 67, 142–145. ПСЗ РИ. Собрание I. Т. I (1649–1675). СПб., 1830. С. 692–695. ПСЗ РИ. Собрание I. Т. I: (1649–1675). СПб., 1830. С. 695; Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. М., 1833. С. 151. См.: Переговоры представителей армянской торговой компании Степана Рамадамского и Григория Лусикова с русским правительством об условиях заключения торгового договора и торговый договор 31 мая 1667 г.//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 62. Перевод арм. текста см. по: Письмо Закара Саградова Алексею Михайловичу об отправке в Москву художника Богдана Салтанова — автора копии «Тайной вечери»//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. Док. 7, 8. О даче живописцу иноземцу Армянския веры Богдану Салтанову Государева жалования, жилья и корму, для его иноземчества//РГАДА. Ф. 396 (Архив Московской Оружейной палаты (объединенный фонд)). Оп. 1. Ч. 8. 11011. Л. 1–5.

http://bogoslov.ru/article/6194919

Лит.: Гевонд Алишан. Полит. география. Венеция, 1853. (Арм. малые произведения; 8) (на арм. яз.); он же. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Хитон Господень в книжных легендах армян, грузин и сирийцев// al-Muz affar hyah [Трофей]: Сб. ст. учеников проф. барона В. В. Розена. СПб., 1897. С. 67-96; Аматуни С. Неканонические шараканы (тропари). Тифлис, 1912 (на арм. яз.); Акобян О. Путевые записки. Ереван, 1934. Т. 2 (на арм. яз.); Esbroeck M., van. Le roi Sanatrouk et l " apotre Thaddee//REArm. N. S. 1972. Vol. 9. P. 241-284; idem. Invention des reliques comme attribut imperial: La tunique du Christ а Moscou et son symbolisme//Roma fuori di Roma: Istituzioni e imagini: Atti. R., P. 225-243; Chookaszian L. The Crucifiction in the art of T " oros Roslin//Handes Amsorya. W., 1988. N 1-12. P. 119-218 (на арм. яз.); Великое зерцало/Под ред. К. Тер-Давтян. Ереван, 1994 (на арм. яз.); Гарибян И. Чудотворное св. Копьё. Эчмиадзин, 2003. C. 102-125 (на арм. яз.); он же. Чудотворное св. Копьё//Библейская Армения. Ереван, 2005. C. 211-233 (на арм. яз.); Shirinian M. E. «The Letter of Love and Concord» Between Rome and Armenia: A Case of Forgery from the Period of Crusaders//East and West in the Crusader States: Context-Contacts-Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven; P., 2003. P. 79-99; она же (Ширинян М.-Э.). Житие Сильвестра и Письмо дружбы и согласия//Вестник Матенадарана. Ереван, 2006. T. 17. C. 53-77 (на арм. яз.); The «Letter of Love and Concord»: A Revised Diplomatic Edimion with Hist. and Text. Comments and English Transl./Z. Pogossian. Leiden; Boston, 2010. В. Деврикян, М. Э. Ширинян Почитание Л. С. на Востоке Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) В сборнике библейских и апокрифических преданий «Книга пчелы», составленном в XIII в. восточносир. писателем Соломоном, митр. Басрским, говорится о воине Лонгине, оплевавшем лицо Спасителя, ударившем Его по щеке и пронзившем копьем. Он отождествляется с человеком, к-рый 38 лет пребывал в болезни, был исцелен Христом у купели Вифезда и предупрежден Им: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5. 14) ( Solomon of Basra. The Book of Bee/Ed. E. A. W. Budge. Oxf., 1886. P. 94).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

3. С. 249-262; 1916. Т. 4. Вып. 3. С. 229-245; Из лингвистической поездки в Абхазию: К этнологическим вопросам//ИИАН. Сер. 6. 1913. Т. 7. 6. С. 303-334; Из поездок в Сванию (летом 1911 и 1912 гг.)//ХВ. 1913. Т. 2. Вып. 1. С. 1-36; Эчмиадзинский фрагмент древнегруз. версии Ветхого Завета//Там же. 1914. Т. 2. Вып. 3. С. 378-388; Кавказский культурный мир и Армения//ЖМНП. Н. с. 1915. Июнь. Ч. 57. С. 280-330; Ереван, 19952; О религ. верованиях абхазов: К вопросу о яфетическом культе и мифологии//ХВ. 1915. Т. 4. Вып. 1. С. 113-140; Материалы по халдской эпиграфике из командировки И. А. Орбели в Турецкую Армению//ЗВОРАО. 1917. Т. 24. С. 97-124; Надпись Русы II из Маку//Там же. 1921. Т. 25. С. 1-54; О фрагменте груз. версии «Детства Христа»//ХВ. 1922. Т. 6. С. 343-347; Из гурийских народных преданий о постройке Зарзмского мон-ря//Там же. 1922. Т. 6. С. 347-350; Арм. культура: Ее корни и доист. связи по данным языкознания. П., 1925 (на арм. яз.); То же/Сост., пер. с арм.: О. Ганаланян. Ереван, 1990; Грамматика древнелит. груз. языка. Л., 1925; О кавказской версии Библии в груз. палимпсестных фрагментах//ТРКФ. 1925. Т. 1. С. 50-65; Автобиография//Огонек. 1927. 27(223). 3 июля; Избранные работы. М.; Л., 1933-1937. Т. 1-5; Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. Л., 1934. Ереван, 20112; Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940; Краткое описание груз. рукописей б-ки Греческого Патриархата в Иерусалиме. Тб., 1955 (на груз. яз.); Об истоках творчества Руставели и его поэме. Тб., 1964; Ереруйская базилика: Арм. храм V-VI вв. в окрестностях Ани. Ереван, 1968; Яфетидология. М., 2002. Лит.: Бартольд В. В. Отзыв о трудах Н. Я. Марра по исследованию древностей Ани//ЗВОРАО. 1916. Т. 23. С. 373-411; Памяти акад. Н. Я. Марра (1864-1934): Сб. ст./Сост.: И. И. Мещанинов. М.; Л., 1938; Дзидзигури Ш. Николай Яковлевич Марр - исследователь груз. культуры. Тб., 1965 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Воспоминания// Он же. Избр. труды. Тб., 1968. Т. 1. С. 331-367 (на груз.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010