Наши богатства ограбили, торговали честью наших сестер, продавая их за серебряную монету или за полтора фунта табаку. Ужасная трагедия повторилась 8-го февраля 1916 г., несмотря на то, что мы все переменили религию. Мужчин, оставшихся в небольшом числе, опять увели на богазлянскую бойню, а детей со связанными ртами, в полумертвом состоянии, вместе с женщинами закопали в землю живыми. Память о наших мучениках-сподвижниках еще свежа. Мы не должны забывать их… Мир праху их. Наши покойники, однако, не имеют могил, не имеют гробниц. Они не хотят панихид… Они хотят справедливости во имя справедливости. Мы, спасшиеся от великого злодейства, громко взываем ко всему миру: – Мы требуем справедливости во имя справедливости. «Жоговурд», 11 (24). XI . 1918, Ереван. по «Геноцид армян в Османской империи”, под.ред. М.Г. Нерсисяна, М.1982, стр.428-431 Колонна армян движется под вооружённой охраной. Апрель 1915 года. Фото: Википедия Из беседы с полковником З., напечатанной в газете «Кавказское слово» В наши великие и страшные дни цена крови невелика. За три почти года беспощадной, отчаянной борьбы мы привыкли к смерти. Почти равнодушно пробегаем мы газетные сообщения о новых кровавых боях, принесших новые смерти и новые страдания, о новых беспощадных и кровавых глумлениях сильного над слабым, о новых и неизменно кровавых безумствах этого небывалого торжествующего разгула разнузданных страстей, каким явилась современная война… Не знаю, как Вы, читатель, но я все еще не могу оставаться равнодушным, когда мне рассказывают – рассказывают очевидцы,– как вот только вчера командир одного из кавказских саперных батальонов полковник 3…, вырвавшийся на несколько кратких дней с фронта, о тех кровавых ужасах, о тех гнусных зверствах, о которых уже говорили, быть может, холодные, глухие, нас не трогающие газетные цифры. Да, слова видевших пока имеют удивительную неодолимую силу. А полковник 3… при этом не только видел. Он сам со своим младшим офицером принимал участие в одной из бесчисленных сцен извечной, неизбывной трагедии несчастного армянского народа, предавая земле уже полуистлевшие кости нескольких сот замученных армянских женщин, девочек-подростков и грудных детей.

http://pravmir.ru/nastupala-nasha-ochere...

В христианском духе князь Владимир и его супруга царевна Анна (из рода византийских армян) воспитали и своих детей – первых русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые по матери имели армянские корни (Армяне в истории и культуре России XVIII–XX вв.: материалы Международной научной конференции (Москва – Пушкино, 26–28 октября 2016 г.). С. 119). Авдалбекян М. Армянские прологи (синаксари) и их историко-литературное значение. Ереван, 1982 (на арм. яз.). Эмин Н. О. Сказание о святых Романе и Давиде (Борисе и Глебе) и о кончине русского епископа св. Фомы. По армянским Четьи-Минеям//Русский архив. М., 1877. Т. 1. С. 273–288; Переводы и статьи Н. О. Эмина по духовной армянской литературе за 1859–1882 гг.: апокрифы, жития, слова и др. М., 1897. С. 154. См. напр.: Атаджанян И. А . Об источнике, мотивах и характере армянского перевода «Сказания о Борисе и Глебе»//Литературные связи. Т. 2. Ереван, 1977. С. 47–62; Атаджанян И. А . Из истории русско-армянских взаимоотношений с X по XVIII века. Ереван, 2006. С. 113–142; Абгарян Г. В. К проблеме предполагаемой греческой версии «Сказания о Борисе и Глебе»//Русская и армянская средневековые литературы/под. ред. Д. С. Лихачева. Л., 1982. С. 236–238; Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 59–63. Мхитарян Э. Ц., Рабенко Т. Г. Русско-армянские культурные связи: к истории вопроса//Диалог культур – диалог о мире и во имя мира: материалы V Международной студенческой научно-практической конференции (18–25 апреля 2014 года). Комсомольск–на–Амуре, 2014. Ч. 1. С. 202–205. ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 144–147. ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 145–146. Там же. С. 146. Помимо павликиан, среди переселенных в Болгарию было и много представителей Армянской Церкви. См. напр.: Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI ст. С. 142. ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 146. Там же. Евтихия Армянская Церковь отвергает, а Диоскора, по всей видимости, действительно принимает. См. напр.: . , 1901. 91. [Книга Посланий. Тбилиси, 1901. С. 91]; . , 1888. 421. [Шаракан. Вагаршапат, 1888. С. 421].

http://bogoslov.ru/article/6192720

II Статьи, предисловия, отдельные переводы и рецензии 1976 год 1. К вопросу о взаимоотношении эллинского и восточного мировоззрения в позднюю античность// XIV Международная конференция античников соцстран. Тезисы докладов. Ереван, 1976 (0,1 а.л.). 1978 год 2. Современная зарубежная литература по гностицизму (Критико-аналитический обзор)// Сборник «Современные зарубежные исследования по античной философии». М., 1978 (1,3 а.л.). 1979 год 3. Плотин и гностики// Вестник древней истории, 1979, 1 (1,5 а.л.). 1980 год 4. Неоплатонизм и манихейство// Вестник древней истории, 1980, 3 (1,7 а.л.). 1981 год 5. Рецензия на книгу К.Рудольфа «Гностицизм. Сущность и история одной позднеантичной религии». Лейпциг, 1977// Вестник древней истории, 1981, 1 (0,7 а.л.). 6. Открытие фрагмента из «Евангелия» Мани// VIII Всесоюзная конференция Вестника древней истории. Тезисы докладов. М.,1981 (0,1 а.л.). 1982 год 7. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту)// Ежегодник «Религии мира. История и современность». М.,1982 (1,5 а.л.). 8. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии// Сборник «Актуальные проблемы классической филологии». М., 1982 (1,5 а.л.). 1983 год 9. Манихейство в изображении Августина// Вестник древней истории, 1983, 2 (1,6 а.л.). 10. Статьи: Гностицизм. Герметизм. Манихейство. Нумений// Философский энциклопедический словарь. М., 1983 (0,4 а.л.). 1984 год 11. Рецензия на материалы Международного симпозиума, посвященного творчеству Максима Исповедника// Византийский Временник, 1984, т.45 (0,6 а.л.). 1986 год 12. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника// Византийский Временник, 1986, т.47 (1,7 а.л.). 13. Некоторые замечания по поводу изучения «Изборника Святослава 1073 г.»// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986 (0,5 а.л.). 14. Некоторые проблемы ранневизантийской философии// Там же (1 а.л.). 15. Преподобный Максим Исповедник. «Толкование на Отче наш». Вступительная статья, перевод и комментарии// Журнал Московской Патриархии, 1986, (2,5 а.л.).

http://bogoslov.ru/person/30475

Хроника Иоанна Малалы//СККДР. 1987. Т. 1. C. 471-474; Хронограф Архивский//Там же. С. 475-476; он же. Хронограф Виленский//Там же. С. 476; он же. Хронограф по великому изложению//Там же. С. 476-477; он же. Хронограф Троицкий//Там же. С. 478; он же. Хронограф Софийский//Там же. 1989. Т. 2. Ч. 2. С. 505-506; Клосс Б. М. К вопросу о происхождении Еллинского летописца второго вида//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 370-379; Фрейберг Л. А. Античное лит. наследие в визант. эпоху//Античность и Византия. М., 1975. С. 5-52; Пигулевская Н. В. Хронография Феофана и сирийские хроники// Она же. Ближний Восток, Византия, славяне/Отв. ред.: Б. Б. Пиотровский. Л., 1976. С. 152-161; Щапов Я. Н. Восточнославянские и южнослав. рукописные книги в собраниях Польской Народной республики. М., 1976. 2 вып.; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 319-326; Jeffreys E. M. The Attitudes of Byzantine Chronicles Towards Ancient History//Byz. 1979. Vol. 49. P. 199-238; H ö rling E. Mythos und Pistis: Zur Deutung heidnischer Mythen in der christlichen Weltchronik des Johannes Malalas. Lund, 1980; Чернышева М. И. Замечания о приемах перевода портретной лексики из «Хроники» Иоанна Малалы//История рус. языка: Памятники XI-XVIII вв. М., 1982. С. 57-66; она же. К характеристике слав. перевода «Хроники Иоанна Малалы»: Роль иноязычных вкраплений//ВВ. 1983. T. 44. C. 221-226; она же. О соотношении слав. перевода «Хроники Иоанна Малалы» и ее греч. текста: На мат-ле портретной лексики//ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 222-228; Любарский Я. Н. Хронография Иоанна Малалы: Проблемы композиции//FS für F. von Lilienfeld. Erlangen, 1982. S. 411-430; он же. Замечания о структуре «Хронографии» Иоанна Малалы//Общество и культура на Балканах в средние века. Калинин, 1985. С. 3-16; он же. Герои «Хронографии» Иоанна Малалы//Кавказ и Византия. Ереван, 1988. Вып. 6. С. 110-128; Scott R. D. Malalas, the Secret History and Justinian " s Propaganda//DOP. 1985. Vol. 39. P. 99-109; Томова Е. Варшавски хронограф с превод на старобългарския книжовник Григорий Презвитер//Литературна мисъл.

http://pravenc.ru/text/471366.html

31, авг. Воззвание боснийских и герцеговинских христиан к английскому народу//ЦВ. 1877. авг. Воззвание за славян к русскому обществу//ЦВ. 1876. 30, июль. Воззвание к болгарскому народу//ЦВ. 1877. 18, май. Воззвание к духовенству и пастве Кишиневской епархии//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание к московскому купечеству//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание о пожертвованиях южным славянам//ЦВ. 1876. 31, авг. Воззвание о помощи христианам в Болгарии//ПО. 1876, Т. 2. Воззвание покойного митрополита Московского Филарета//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание Преосвященного Тихона, еп. Саратовского, от 21 июля 1876 г. к настоятелям и помощникам настоятелей приходов, монастырей и женских общин Саратовской епархии о сборе пожертвований в пользу бедствующих славян//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание С.-Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. Воззвание Сербского митрополита Михаила//ЦВ. 1875. 38, сент. Воззвания греческих газет о помощи славянским борцам и их результаты//ЦВ. 1876. 36, сент. Воробьев Л. Предисловие к книге Захария Стоянова «Записки о болгарских восстаниях».М., 1963. Восточная Церковь в Греции, Румынии и Сербии в прошлом году//ЦВ. 1875. 2, янв. Восточный вопрос в его настоящем состоянии//ЦВ. 1878. 12, март. Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, к православным народам, пребывающим в плену фашистских застенков//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Всенародное одушевление и пожертвования//ЦВ. 1877. 16,18–19,21–27,29–30. Встреча государя императора в Румынии//ЦВ. 1877. 22, июнь. Встреча раненых в монастыре//ЦВ. 1877. 32, авг. Геноцид армян в Османской империи/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1982. Госпитали при московских монастырях//ЦВ. 1877. 44, нояб. Греки и западная печать//ЦВ. 1876. 42, окт.; 43. Гудас. Прошедшее, настоящее и будущее востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Действие наших побед на Англию//ЦВ. 1877. 42, окт. Дело далеко еще не кончено//ЦВ. 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С. 207-275; Постникова-Лосева М. М. «Образ Дмитриев удет золотой»//Там же. С. 473-477; она же. Две камеи Оружейной палаты//ПКНО, 1975. М., 1976. С. 220-233; Xyngopoulos A. Les Fresques de l " église des Saints-Apôtres à Thessalonque//Art et Société à Byzance sous les Paléologues: Actes du colloque organisé par l " Association Intern. à Venise, Sept. 1968. Venise, 1971. P. 85-89; Дер-Нерсесян С. Московский Менологий//Византия. Юж. славяне и Др. Русь. Зап. Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 94-111; М. Икона Jobaha крилатог из Дечана//Зб. Народног мyзeja. Београд, 1973. 7. С. 39-51; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το Καφολικο τς Μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973. Πηγ. 26; Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни» - памятник круга Феофана Грека//ПКНО, 1975. М., 1976. C. 171-180; Неволин Ю. А. Три лицевые рукописи XVI в., оформленные кремлевским мастером - знатоком и интерпретатором западноевроп. гравюры//Конф. по истории средневек. письменности и книги: Тез. докл. Ереван, 1977. С. 69-70; Dumitrescu C. L. Pictura mural din ara Româneascâ în veacul al XVI-lea. Bucur., 1978. P. 5-11; Lafontaine-Dosogne J. Une icône d " Angélos au Musée de Malines et l " iconographie du St. Jean Baptiste aile//Bull. des Musées Royaux d " Art et d " Histoire. Ser. 6. Brux., 1978. Vol. 48. P. 121-144; Walter Ch. The Invention of John Baptist " s Head in the Wall-calendar at Graanica: Its Place in Byzantine Iconographical Tradition//ЗЛУ. 1980. 16. C. 71-83; idem. Saint John the Baptist, «Kephalophoros»: A New ìconographical Theme of the Paleaologan Period//9° Συμπ. Βυζαντινς και Μεταβυζαντινς Αρχαιολογας και Τχνης. Περιλψεις ανακοινσεων. Αθνα, 1989. Σ. 85-86; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 298-299. Кат. 63; Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 267-284; Gallas K., Wessel K., Borboudakis M.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИДР Временник Общества истории и древностей российских. М., 1849-1857. 25 т. ВОН Вестник общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1943-. Воронежские архипастыри Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки/Под общ. ред. митр. Мефодия (Немцова). Воронеж, 2003 Вост. отцы IV в. Восточные отцы IV в. П., 1931. М.,19922 Вост. отцы V-VIII вв. Восточные отцы V-VIII вв. П., 1931. М., 19922 ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. П., 1947, 1950-1989 ВРСХД Вестник Русского студенческого христианского движения. Мюнхен и др., 1925-1974 ВССПРЦ Вестник Святейшего Синода Православной Российской Церкви: [Обновленч. изд.]. М., 1923, 1927-1931 Вургафт, Ушаков. Старообрядчество Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря. М., 1996 ВФ Вопросы философии. М., 1947-. ВФиП Вопросы философии и психологии. М., 1889-1918 ВЦИ Вестник церковной истории/ЦНЦ «ПЭ». М., 2006-. ВЧ Воскресное чтение. К., 1837-1912 ВЭ Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 ВЯ Вопросы языкознания. М., 1952-. Гарднер. Богослужебное пение Гарднер И. А. Богослужебное пение. Т. 1. Джорд., 1978; Т. 2. Мюнхен, 1982. Серг. П., 1998р. 2 т. ГВ Губернские ведомости [требует геогр. определителя, напр.: Архангельские, Вологодские, Новгородские и т. д.] ГВНиП Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Подгот.: В. Г. Гейман, Н. А. Казакова, А. И. Копанев, ред.: С. Н. Валк. М.; Л., 1949 ГДА Годишник на Духовната Академия. София, 1951-. ГДРЛ Герменевтика древнерусской литературы: Сб. ст./ИМЛИ. М., Сб. Геннади. Словарь писателей Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. B., 1876-1907. 4 т. Герман, свт. Сказание Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение Таинств. М., 1995. [Греч. и рус. текст] ГИБИ Гръцки извори на Българската история: [Сер.]/Изд.: И. Дуйчев и др. София, 1954-. Гимнология Гимнология: Учен. зап. Науч. центра рус. церк. музыки им. прот. Д. В. Разумовского Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. М., Вып. ГлИДНС Гласник Историческог друштва у Новом Саду. Нови Сад, 1928-1940. 13 вып. ГлОУЦАНУ Гласник Оделенья умьетности Црногорске Акад. наука и умьетности. Титоград; Подгорица, 1976-. Кн. 1-. ГлСПЦ Гласник Православне Цркве у Cpбuju. Београд, 1900-1914; Гласник: Служебни лист Српске правосл. nampujapшuje. 1920-1939; Гласник: Служебни лист Српске правосл. цркве. 1939-. Глубоковский Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. М., 1992р, 2002п Голубинский. Голубинский Е. Е. Голубцов. Голубцов А. П. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=4

Лит.: Ballerini P. et G. De antiquis tum editis tum ineditis collectionibus et collectoribus canonum ad Gratianum usque//PL. 56. Col. 11-354; Ceillier R. Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastique. P., 1733. T. 4; Никольский И. Греческая Кормчая книга (Пидалион). М., 1888; Braun O. Die Abhaltung der Synode von Gangra//Hist. Jb. 1898. Bd. 16. S. 586; Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов со 2-й четв. VII в. до 883 г. СПб., 1905; он же. Синагога в 50 титулах и др. юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914; Salaville S. Eustathiens//DTC. T. 5. Col. 1571-1574; Schwartz E. Die Kanonessammlungen der alten Kirche//ZSRG.K. 1936. Bd. 25; Bardy G. Gangres, concile de//DDC. T. 5. Col. 935-938; Maassen F. Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Bd. 1: Die Rechtssammlungen bis zur Mitte des 9. Jh. Graz, 1956; Gribomont J. Le monachisme au IVe siècle en Asie Mineure: De Gangres au Messalianisme//StPatr. 1957. T. 2. P. 400-415; idem. Eustathe de Sébaste//DHGE. T. 16. Col. 26-33; idem. Le monachisme au sein de l " Église en Syrie et en Cappadoce//StMon. 1965. Vol. 7. P. 7-24; Jurgens W. A. The Date of the Council of Gangra//The Jurist. Wash., 1960. Vol. 20. P. 1-12; Pl ö chl W. Geschichte des Kirchenrechts. W., 19602. Bd. 1. S. 274; Акопян В. А. «Армянская книга канонов» и ее редакции: Автореф. докт. дис. Ереван, 1967; Dagron G. Les moines et la ville: Le monachisme à Constantinople jusqu " au concile de Chalcédoine//TM. 1970. T. 4. P. 229-276; Gryson R. Les origines du célibat ecclésiastique. Gembloux, 1970. P. 93-94; Gangres, Concile de//DHGE. T. 19. Col. 1103; Charruca J. , de. L " anathème du concile de Gangres contre ceux qui sous prétexte du christianisme incitent les esclaves à quitter leurs maîtres//RHDFE. 1982. Vol. 60. P. 261-278; Barnes T. D. The Date of the Council of Gangra//JThSt. 1989. Vol. 40. P. 121-124; Nardy C. Gangres//DECA. T. 1. p. 1014-1015; Laniado A. Note sur la datation conservée en syriaque du Concile de Gangres//OCP. 1995. Vol. 61. P. 195-199; Цыпин В. , прот. Церковное право. М., 19962; Дунаев А. Г. Предисловие// Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/161636.html

222 Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Фонд 156 В. В. Макушева. Картон 1. Л. 37 (на об.). См. изображение отношения Оттоманской Порты к православному христианскому народу у Лебедева А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 129–164. 223 Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар И ЦВ. 1875. нояб. С. 10. См. правдивое изображение страшной картины положения христиан в Османской империи в сборнике документов и материалов под ред. М. Г. Нерсисяна: Геноцид армян в Османской империи. Ереван, 1982. 224 Указ. по: Анастасий, архим. Дух восточного Православия, западной Цивилизации и папизма, проявившийся при борьбе славян с турками//ЦВ. 1876. 42, окт. С.1. 225 Воздвиженский М., свящ. Современное обозрение. Славянский вопрос//ПО. 1877. Т. 1. С.199–200. См. также: Результаты войн России с Турцией//ЦВ. 1878. 28, июль. С.9; Фортунатов П. К. Боевой русско-болгарский союз в войне 1877–1878 гг.//Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд-во Ака-демии наук СССР, 1953. С.47. 227 Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С.133–134. Ср.: ПО. 1877, Ч. 1. С.399–400. Есть мнение, что на славянофилов оказывала влияние Оптинская пустынь в направлении поддержания у славян стремления к свободе. 229 Курганов Ф. Устройство управления в Церкви королевства Греческого. Казань, 1871. С.65. См. также: Первомученик за свободу греков//ЦВ. 1877. 20, май. С.17. Памятник Патриарху Григорию V//ЦВ. 1877. 18, май. С.17–18. Константинопольская Патриархия, греки и славянская борьба//ЦВ. 1876. 32, авг. С.1–2. Православный Восток в минувшем году//ЦВ. 1877. 3, янв. С.1. Константино-польская Патриархия и Восточный вопрос//ЦВ. 1877. 25, июнь. С.2. Новые документы Константинопольской Патриархии//ЦВ. 1877. 27, июль. С.6–7. 230 Даже в русской художественной литературе отмечалась тяга русской интеллигенции оказать помощь грекам. Например, это отмечено у великого русского писателя А. С. Пушкина (1799–1837) в повести «Выстрел». Т. 4. М., 1949. С.68.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 42-60; СИСПРЦ. С. 99-100, 208-209; Ключевский. Древнерусские жития. С. 202-203, 459-460; Соловецкий патерик. СПб., 1873. М., 1991р. С. 18-33; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 13-32; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 484-492; История 1-кл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. СПб., 1899. М., 2004р. С. 9-23; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 3-18; Кунцевич Г. З. Подлинный список о новых чудотворцах к Феодосию, архиеп. Новгорода и Пскова//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 252-257; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 186-190; Лихачёв Д. С. Соловки в истории рус. культуры//Архитектурно-художественные памятники Соловецких о-вов. М., 1980. С. 9-41; Дмитриева Р. П. «Слово о сотворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» Досифея//Русская и армянская средневек. лит-ры. Л., 1982. С. 123-136; она же. Значение Жития Зосимы и Савватия Соловецких как историко-культурного источника//Армянская и рус. средневек. литературы. Ереван, 1986. С. 215-228; она же. Житие Зосимы и Савватия Соловецких//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 264-267; она же. О раннем периоде истории Соловецкого монастыря в Житиях Зосимы и Савватия и в списках Соловецкого летописца//ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 89-98; она же. О некоторых отличиях в передаче конкретных фактов в биографии Зосимы Соловецкого по разным редакциям его жития//In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 247-252; она же. О чудесах святых, помогающих терпящим бедствие на Белом море: XV-XVII вв.//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 645-656; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 245, 263, 357-358; Юхименко Е. М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пуст.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 351-354; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий и Соловецкая обитель//Макарьевские чт.

http://pravenc.ru/text/200051.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010