Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый; греч. Ιωννης ν Λυκ τ πλει, Λυκοπολτης] († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)), один из самых известных егип. подвижников IV в. Сведения о нем сохранились в греч., лат. и коптских источниках. На основании личных впечатлений от встречи с И. Л. незадолго до его смерти были составлены пространные описания (можно сказать, жития) автором «Истории египетских монахов» (Hist. mon. Aeg. 1) и Палладием , еп. Еленопольским ( Palladius. Lausaic. 35). Если автор «Истории египетских монахов» описывал свои впечатления вскоре после посещения И. Л., то Палладий опирался на воспоминания более чем 20-летней давности. Об И. Л. также говорится в сочинениях Созомена и блж. Феодорита Кирского. Упоминает об И. Л. и Евагрий Понтийский . Важнейшие из лат. источников - перевод «Истории египетских монахов» Руфина Аквилейского с собственными дополнениями и произведения прп. Иоанна Кассиана Римлянина «Установления общежительные» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 23-26) и «Собеседования» ( Idem. Collat. XXIV 26). И Руфин, и прп. Иоанн Кассиан провели в егип. мон-рях по неск. лет, но, хотя И. Л. был жив во время их пребывания в Египте, подвижники скорее всего не были знакомы с ним лично. На копт. языке (саидском диалекте) существовала обширная подборка посвященных И. Л. текстов, к-рая включала его Житие (или Жития) и энкомий. Однако из этого собрания до нас дошли лишь отдельные фрагменты, в к-рых представлены как эпизоды «Истории египетских монахов» и «Лавсаика», так и неизвестные греко-лат. традиции факты биографии святого. Достоверных данных о времени и месте создания этих произведений, так же как и об их авторе (или авторах), не сохранилось (о возможных гипотезах см.: Peeters. 1936). Трудно оценить историческую ценность этих, зачастую легендарных, рассказов. Сведения об И. Л. содержатся также в копто-араб. и эфиоп. Синаксарях.

http://pravenc.ru/text/471358.html

Книга, содержащая описание подвигов и чудес мужей и жен Египта, Сирии, Месопотамии, Галатии, Каппадокии и города Рима, живших в 4 и начале 5 века, и написанная монахом Палладием, по предложению сановника Лавса, и потому названная Лавсаиком , по мнению ученых, в последствии дополнена сказаниями из других подобных сочинений того же времени. Профессор Петр С. Казанский в своем исследовании об источниках для истории монашества египетского в 4 и 5 веках, склоняясь к той мысли, что дошедший до нас Лавсаик составлен или самим Лавсом или другим после него из сказаний разных очевидцев египетских монахов, полагает, что Палладий, главный писатель сказаний, в нем был простой египетский монах, а не епископ Еленопольский, как думают другие. К сожалению, достопочтенный профессор, при исследовании этого предмета, не обратил внимания на две греческие рукописи Московской синодальной библиотеки 165 и 191), содержащие чистый «Лавсаик» Палладия, за которым в обеих следует История Египетских монахов, написанная неизвестным монахом Елеонской горы и многими некогда приписываемая пресвитеру Руфину, автору церковной истории и других сочинений. Первая рукопись 165) написана в 1345 году, а вторая 191) в 17 веке. Но содержание их одно и тоже (только во второй сказание об Евагрие, наставнике Палладия, повторено в конце книги пред Историей Египетских монахов). Этот Лавсаик по содержанию – совершенно тот же Рай пустынника Гераклида, который в 1503 году издан в латинском переводе в Париже Иаковом. Фабром Стапуленским, а после него другими, и потом Росвеилом в приложении к житиям отцов (Vitae patrum). Но это не Рай неизвестного Гераклида, а чистый, невосполненный Лавсаик известного Палладия, епископа, как говорят надписи и предисловия в греческих списках его, нами показанных, и все содержание его. Восполненная же редакция Лавсаика издана на латинском языке Генцианом Герветом в Париже в 1570 г., и многократно была повторяема с новыми дополнениями; на греческом языке она неоднократно издаваема была в 17 веке и в последующее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Египетский цветник Миланский эдикт святого императора Константина (313 г.), в котором христианам была дарована свобода вероисповедания, а также Вселенский собор (325 г.) знаменуют открытие новой эпохи в истории аскетических учений, равно как и аскетической практики. Именно на водоразделе эпох сформировалось египетское монашество как особая форма христианской жизни. Египет стал образцом классического монашеского опыта. Монашество здесь возникло в трех основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий. Едва ли не всех египетских монахов IV века можно считать его учениками; они селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Слава египетского монашества быстро разнеслась по всему христианскому миру, а пример жизни и подвигов святых подвижников послужил для многих поколений образцом. Мудрые изречения египетских отцов справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы богоносных отцов. Так как эти изречения ведут начало из долговременного опыта и просвещения свыше, монахи, всю жизнь проведшие но заповедям Божиим, своими беспрерывными трудами, молитвой, постом достигли ангельского жития и созерцания. Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных ее состояниях: в естественном — ее растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном — ее обновление, крепость и высоту духовную, до которых верующий достигает силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Египетский цветник Предисловие Миланский эдикт святого императора Константина (313 г.), в котором христианам была дарована свобода вероисповедания, а также Вселенский собор (325 г.) знаменуют открытие новой эпохи в истории аскетических учений, равно как и аскетической практики. Именно на водоразделе эпох сформировалось египетское монашество как особая форма христианской жизни. Египет стал образцом классического монашеского опыта. Монашество здесь возникло в трех основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий. Едва ли не всех египетских монахов IV века можно считать его учениками; они селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Слава египетского монашества быстро разнеслась по всему христианскому миру, а пример жизни и подвигов святых подвижников послужил для многих поколений образцом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подпишитесь на наш Телеграм Это, наверное, самый отталкивающий образ во всей православной иконографии. Прочие святые, даже строгие подвижники, обычно сияют с образов бессмертной, неотмирной красотой. Но она – нет. Ее всегда изображают чахлой, сморщенной старухой, которой нечем прикрыться, кроме чужой хламиды. Ее кожа иссушена солнцем и ветрами, а волосы свалялись в нечто бесформенное. Ее лицо выражает усталость от жизни. Сложно представить, что в юности она была щедра на телесную любовь, хотя именно об этом говорить ее житие, так знакомое православным людям. Ее память совершается в пятое воскресенье Великого поста, а само житие звучит в храмах вместе с каноном св. Андрея Критского на утрене в среду шестой недели. Быть может, это просто эмоциональная реакция на образ глубокого покаяния. Или так современный человек вроде меня откликается на ее историю, в которой вопросов больше, чем ответов. Автором « Жития преподобной матери нашей Марии Египетской » называют святителя Софрония, Иерусалимского патриарха с 634 по 638 год. Как считается, его текст основан на устном предании, к тому моменту бытовавшем среди палестинских монахов уже около столетия. Источником самой этой истории был преподобный Зосима – он единственный видел Марию после того, как она удалилась в пустыню. Согласно «Житию», Мария родилась в Александрии Египетской в VI веке. Совсем юной она оставила семью и стала жить то подрабатывая ткачеством, а то и просто на подачки. Но деньги не были для нее главной ценностью – ею был секс. Мария дарила себя всякому желающему, а таковых, по ее собственному признанию, было немало. Однако через семнадцать лет подобной жизни с Марией приключилось событие, о котором она так ярко поведала Зосиме. Как-то раз женщина увидала паломников, собиравшихся морем отплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Мария решила, что небольшое путешествие сможет развлечь ее, и поднялась на корабль, расплатившись с командой своим телом. Позже с горькой усмешкой рассказывала она о том, как ей удалось устроить на корабле с паломниками небольшую оргию.

http://blog.predanie.ru/article/zagadka-...

Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Чин всенощного бдения вскоре после его возникновения при иерусалимском храме Воскресения распространяется среди палестинских монастырей. Его совершает преп. Евфимий Великий († 473). По примеру Евфимия Великого преп. Савва Освященный, как сказано было выше, установил совершение агрипнии под все воскресные дни и великие праздники. Распространению агрипнии среди палестинских монастырей способствовал авторитет матери церквей, храма Воскресения, где этот чин получил свое начало, а еще более – монастырский строй и условия быта палестинских монахов. Палестинское монашество, создавшееся под непосредственным влиянием египетского, имело келиотский строй. Монахи жили в келиях, зачастую представлявших собой естественные пещеры, разбросанные в расселинах скал на разном расстоянии одна от другой; Объединяющим монахов в одно братство было духовное руководство аввы и причащение Святых Тайн в храме, что обычно совершалось в воскресные дни. В прочие дни седмицы монахи пребывали в своих келиях, отправляя в установленные часы дня и ночи правило псалмопения. Вечер субботы и утро воскресного дня, предшествующие причащению Святых Тайн, по общехристианскому обычаю они должны были проводить в храме. Отправив воскресную вечерню, им следовало бы расходиться по келиям, с тем чтобы после полуночи снова прийти в храм к утрене. Но хождения в ночной темноте в келии, расположенные в отвесных скалах глубоких ущелий, были не только затруднительны, но даже опасны для жизни 265 . Рискуя в ночной темноте сорваться со скалистой тропы и разбиться в пропасти, монахи должны были после вечерни оставаться в храме в ожидании начала утрени. Таким образом, в палестинских монастырях и, в частности, в лавре преп. Саввы были налицо естественные причины, диктовавшие необходимость введения чина воскресной агрипнии. И коль скоро этот чин возник и получил освящение в практике матери всех церквей – церкви Воскресения, для авв Евфимия, Саввы и др. оставалось ввести его в своих монастырях. Отсюда возникает самая тесная связь всенощного бдения с так называемым Иерусалимским уставом, обязанным своим формированием обычаям и укладу жизни палестинских монастырей. Напомню, что эта связь чина всенощного бдения с Иерусалимским уставом оказывается настолько прочной, что сама дальнейшая история чина всенощного бдения протекает параллельно истории Иерусалимского устава. Чин всенощного бдения появляется всюду, куда попадает Иерусалимский устав, и подвергается изменениям по мере изменений самого устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Луи Дюшен (католик) Глава XIV. Восточное монашество Египет – родина монахов. – Антоний и анахореты. – Нитрийские монахи. – Пахомий и киновийная жизнь. – Шнуди. – Монашеские добродетели. – Паломничества к египетским отшельникам. – Палестинское монашество: Иларион, Епифаний; Синай, Иерусалим. – Сирийские и месопотамские монахи.Монашество в Малой Азии: Евстафий и Василий Великий . – Отношение к монашеству со стороны церкви и правительства. Арианская ересь, мелитианский раскол, продолжительная борьба и стойкость Афанасия отводят Египту исключительно выдающееся место в христианской истории IV века. Великие соборы в Никее, в Тире, в Сардике, в Римини; распри, раздиравшие церковь , низложение и изгнание епископов, их преследования полицией благоверного императора; изложение веры в символах; извращение религии в непримиримых столкновениях, – все эти бедствия имели свое начало в стране Нила. Впрочем, Египет не был предметом соблазна. Несмотря на беспорядки, причиною которых был Афанасий, последний, благодаря своей высокой и ясной добродетели и особенно своему непобедимому мужеству, всегда оставался предметом всеобщего восхищения. Все лучшие люди того времени инстинктивно группировались вокруг него. Было хорошо известно, что он был не один, что все епископы, все христиане в Египте поддерживали его своей преданностью, и что эта преданность очень дорого им стоила, – что они поплатились за нее беспрерывно возобновлявшимися гонениями со времен Константина и до конца царствования Валента. Египет был святилищем православия, классической страной исповедников веры. Но он имел и другие права на уважение: он был родиной монашества. К прославленному имени Афанасия в благочестивых рассказах присоединяли имена Антония и Пахомия, обоих Макариев и многих других лиц, которые в религиозном сознании современников вскоре явились воплощенным идеалом христианской доблести. Страна, где жили эти святые люди, где процветали получившие от них начало учреждения, вскоре сделалась второй Святой Землей. Сюда совершались паломничества не для посещения знаменитых могил или мест, бывших свидетелями великих библейских событий, но чтобы почтить живых святых, созерцать их изможденные аскетизмом лица и запечатлеть в себе их назидательные речи. С 373 г. знатная римская матрона, Мелания старшая, открывает ряд западных паломничеств такого характера. Задолго перед тем Иларион, Евстафий, Василий приходили сюда из Палестины и Малой Азии. Благодаря этим путешествиям, слава египетских монахов распространялась; их пример вызывал подражателей; их образ жизни вдохновлял на те реформы, каким всюду постепенно подвергался древний аскетизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Нитрийский; греч. Αββς Ησαας] (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», или «Аскетикон» (Ασκητικν), фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» . В источниках имя И. С. появляется в числе монахов, подвизавшихся в Ските (Вади-эн-Натрун); не всегда уверенно можно судить, идет ли речь об одном и том же человеке. Палладий Еленопольский ( Palladius. Lausiac. 14) упоминает о некоем Исаие, к-рый с братом Паисием удалился в Нитрийскую пустыню, где Паисий основал странноприимный дом, а его брат занимался аскетической практикой. После их кончины авва Памво (прп. Памва ) сказал, что их заслуги равны перед Богом. Ко времени посещения Египта Палладием (90-е гг. IV в.) этот Исаия скончался. Видимо, он вместе с Паисием упоминается в послании еп. Аммония 363 г. ( Ammonius. Ep. 35//Sancti Pachomii vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). О нем, возможно, говорится в сб. Apophthegmata Patrum (Изречения египетских отцов) как о знаменитом подвижнике рядом с Памво (Apophthegmata patrum. 11//PG. 65. Col. 372). В егип. «Истории монахов» отмечено, что И. С. видел еще первых подвижников, в т. ч. прп. Павла Фивейского (Hist. mon. Aeg. 11; Rufin. Hist. mon. 10). В Apophthegmata Patrum упоминаются Исаия, ученик и секретарь прп. Макария Великого ( ок. 390), подвизавшийся в Ските (Apophthegmata patrum. 27//PG. 65. Col. 273), Исаия, ученик аввы Амоя (Ibid. 2//Ibid. Col. 125), Исаия, ученик аввы Ахилия (Ibid. 3//Ibid. Col. 124), Исаия, ученик прп. Пимена Великого († 449) (Ibid. 20//Ibid. Col. 328). В неизданной версии Апофтегм (Ath. Karakal. 251) также назван авва Исаия, живший в Ските с учеником Петром в то время, когда настоятелем их монастыря был авва Исаак (ок. 400; Draguet. 1965). Все упомянутые Исаии, кроме ученика аввы Пимена, гипотетически могут быть названы одним и тем же именем - И. С. В таком случае И. С. в молодости вел жизнь странствующего аскета и посещал различных подвижников, мог видеть прп. Павла Фивейского, позднее мог быть учеником Амоя и Ахилия. Впосл. он постоянно подвизался в Ските, где его в 363 г. застал еп. Аммоний и где он нек-рое время был секретарем прп. Макария Великого. Здесь он жил еще ок. 400 г., будучи уже знаменитым подвижником, к которому приходили ученики. Впрочем, подобная реконструкция является не более чем гипотезой и не может служить надежным основанием для воссоздания жизненного пути И. С. Автор «Аскетикона» говорит, что был знаком с такими скитскими подвижниками, как Анув, Амун, Пафнутий, Сисой, Пимен, прп. Арсений Великий и прп. Иоанн Колов , однако их имена также мало что дают для реконструкции подробностей жизни И. С., поскольку, за исключением 2 последних подвижников, они не могут быть точно идентифицированы. Можно лишь с уверенностью сказать, что время подвижничества И. С. скорее всего 2-я пол. IV - нач. V в.

http://pravenc.ru/text/674860.html

Архив Пн «Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества 14 марта 2024 г. 20:17 Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает П.Ю. Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 2, 2024 , PDF-bepcuя ). Начало монашеского пещерного жительства и древнехристианские пещерные монастыри Среди древних монашеских обителей особое место принадлежит пещерным монастырям. Создававшиеся в глубинах земли храмы, иноческие кельи, усыпальницы, хозяйственные помещения — природные или выкопанные людьми, насельниками подземных обителей, зачастую многоуровневые — являлись местом напряженного иноческого подвига, зримым свидетельством полного отречения от мира с его временными благами и изменчивой красотой, совершенного погружения в молитвенную жизнь во Христе. Известно, что в первые столетия бытия Церкви христиане совершали свой духовный и молитвенный подвиг под землей вынужденно: скрывались от преследований язычников в катакомбах, куда спускались для совершения богослужений, ради молитвенных собраний и тайных встреч; здесь же погребали и первых христианских мучеников. Однако со временем христианские подвижники стали избирать пещеры уже свободно и сознательно, сначала устраивая в них подземные отшельнические кельи, а затем — уже ради совместной молитвы — пещерные храмы и даже целые общежительные монастыри. Первые христианские аскеты подвизались именно в пещерах. Так, известно, что преподобный Павел Фивейский, древнейший египетский анахорет 1 , иногда именуемый «монахом до монахов», проживший более ста лет и почивший в 40-е годы IV столетия, в течение многих десятилетий совершал свой духовный подвиг как раз в пещере.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

V век Святитель Кирилл Александрийский Первая половина V века была временем утверждения Христовой веры как в Европе, так и на Ближнем Востоке. В эту непростую для христиан эпоху на исторической арене выдвинулись наиболее деятельные, образованные пастыри. Одним из них стал святитель Кирилл Александрийский . Он был племянником египетского архиепископа Феофила, однако воспитывался в строгости и непрестанных трудах. С детства будущий святитель изучал естественные науки, философию и Священное Писание. Когда Кирилл стал юношей, его дядя, архиепископ Феофил, сказал: «Итак, образование ты получил. Теперь же я хочу, чтобы ты познал суровость жизни египетских монахов. Отправляйся в пустынные горы, в скит святого Макария». В аскетических лишениях монастырской жизни юный Кирилл провел шесть трудных лет. Закалившись физически и духовно, он по приказу дяди вернулся в Александрию, где был рукоположен во диакона. А в 412 году, когда Кириллу было только 35 лет, архиепископ Феофил умер, и святой Кирилл был возведен на Александрийскую кафедру. Став архиепископом, святитель Кирилл с первого же дня столкнулся с противоречиями внутри Церкви. Один из священников, по имени Новациан, произвел раздор среди христианских пастырей. «Во время гонений на Православие многие отпали от Бога, отреклись от Христа и Его учения. А теперь, когда гонения кончились, эти люди хотят вернуться в лоно Церкви, просят простить их. Не бывать этому! Предателям нет прощения!» Так проповедовал Новациан. Он и его сторонники не пускали раскаявшихся отступников в храмы. Это разрушало единство Православной Александрийской Церкви. Святитель Кирилл правильно оценил опасную ситуацию и осудил позицию Новациана. Архиепископ говорил: «Многие отреклись от христианства под пытками, в тюремных казематах. Ведь далеко не все способны вынести лютые страдания. И мы по любви к ближнему должны простить их». Тем временем Новациан ввел и другие неразумные нововведения. Так, его единомышленники из числа священников не дозволяли христианам вступать во второй брак после смерти супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вести с православного востока В конце Страстной седмицы мы получили от архиепископа Синайской горы кир Порфирия следующее письмо. «Слухи, дошедшие до вас о катастрофе в Синайской обители, пишет высокопреосвященный Порфирий, не только верны и правдивы, но и едва ли, кажется, могли нарисовать вам верно сию печальную картину. Сильное – не из тех, которые обыкновенно тревожат старцев – монахов Синайской обители – землетрясение, случившееся в ночь 18 декабря 1889 года, произвело на поддающееся описанию смятение между старцами: от сильных толчков стали рушиться их келлии и спустя превратились в груды развалин большие здания, равно как ξων (т.е. келлии странноприимные) новая церковь κοιητριον (усыпальница) сильно потерпели и стены их потрескались. Таким образом внезапно, по мановению Божиему, монахи очутились чуть ли не под открытым небом». «Но Божья кара и здесь не прекратилась. Случившийся сильный ливень, казалось, явился, чтоб пощаженное землетрясением окончательно разрушить. Тотчас по получении известия обо всём случившемся посланы были мною на скорую руку мастера для оказания первой помощи» 1 . Итак, не может быть и тени сомнения в том, что древнейшая и находящаяся на самом отдаленном востоке Синайская обитель, хранительница христианских древностей лучше поры христианского искусства и просвещения, подверглась страшному бедствию, весь ужас которого может понять лишь тот, кто хотя бы несколько знаком с историей этого монастыря, с его топографическим положением и современным состоянием. Вот поэтому не лишнем будет для наших читателей сделать хотя бы и самый беглый очерк истории и топографии святой Синайской обители, чтобы их воображению можно было нарисовать тяжелую картину страшного разрушения. Синайская обитель построена императором византийским Юстинианом I между 527 и 557 годами, который по просьбе синайских отцов, для этой цели отправил особого уполномоченного. Сему последнему было приказано построить на Синае обитель «крепче прочих обителей», а египетскому преферкту – отпускать уполномоченному «столько денег, сколько он потребует для предложенных построек, доставлять ему рабочих людей и подвозить им из Египта пшеницу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010