Патриарх Александрийский Феодор освятит здание новой Патриаршей библиотеки в Александрии 7 мая 2008 г. 19:47 В пятницу 9 мая Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II освятит реконструированное здание Александрийской Патриаршей библиотеки. На церемонии будет присутствовать президент Национального банка Греции Такис Арапоглу. Именно он был тем человеком, которой примерно год назад дал «зеленый свет» на проведение недавно завершившихся работ по реконструкции здания. Финансировал их Национальный банк Греции, сообщает агентство Ромфеа. История Александрийской Патриаршей библиотеки начиналась в 642 году. В X веке при Патриархе Евтихие происходит ее реорганизация. В 1252 году библиотека переводится в Каир, в квартал Эл Рум (Римский квартал). В 1796 году трудами Патриарха Парфения II, уроженца острова Патмоса, составлен первый официальный каталог, книг, кодексов и рукописей, хранившихся в библиотеке. Примерно в 1830 году Патриаршая библиотека переводится в Хамазауйский квартал Каира, туда, где сегодня располагается патриаршая комиссия. Спустя сто лет Патриарх Мелетий Метаксакис перенес Патриаршую библиотеку в Александрию. В 1947 года Патриаршая библиотека, этот значимый для эллинизма и Православия духовный маяк, была перенесена в Ибрагимский район Александрии. И только в 1971 году она окончательно разместилась в здании Александрийской Патриархии, в Патриаршем дворце, где располагается и по сей день. В настоящее время библиотека занимает большую часть первого и второго этажа здания Александрийской Патриархии, в помещениях бывшей Тосицейской школы города Александрии. В фондах библиотеки насчитывается более 40 тыс. наименований, среди которых около 3000 старопечатных книг, начиная с XV и заканчивая XIX вв. На первом этаже имеется читальный зал и зал для совещаний, а второй этаж в будущем будет использован для проведения научных конференций на высшем уровне. На этом же этаже в зале, который располагает самыми современными и надежными системами охраны, разместился архив и хранилище кодексов. Здесь хранятся 530 рукописей, начиная с V века, свидетельствующих о многовековой истории Александрийского Патриархата . Освящение Патриаршей библиотеки состоится в пятницу вечером. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/404251.htm...

Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906. С. 292. 209 Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906. С. 296. 211 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 218. 214 Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. С. 317–319. 217 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 229. 219 Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. С. 212, 213. 222 Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб., 2004. С. 102. 223 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырёх первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 230, 231. 224 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. С. 322. 230 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырёх первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 235, 236. 231 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 236, 237. 233 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 249. 237 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О другом важном представителе Ефесского собора, Мемноне, епископе Ефесском, говорится, что это был человек алчный, не чуждавшийся насилий, презренный, будто бы не раз близкий к тому, чтобы за свои преступления лишиться кафедры, употреблявший угрозы и интриги, чтобы сгруппировать возможно большее число епископов около Кирилла. О всех вообще епископах собора говорится, что это были люди невежественные в догматических вопросах, что между ними находились такие, которые стояли под запрещением, были низложены за различные преступления, и даже прямые еретики, что они были собраны с пренебрежением канонических правил (Р. 87–91). Мы не спорим, что все подобные указания действительно можно находить в документах, но кому они обязаны своим происхождением? Личным врагам Кирилла, Мемнона и Ефесского собора. Этими указаниями нужно пользоваться крайне осторожно. Все это и подобное говорилось лишь в жару полемики. Если всегда верить показаниям врагов, и притом без всякой критики, в таком случае людей самой высокой репутации придется заподозрить в различных гнусных преступлениях: Афанасия Великого – в таких, Златоуста – в других, Флавиана Константинопольского еще в иных – и все это на основании действительных документов. Историк не может дарить своим доверием всякий документ. Нам кажется, что такое игнорирование автором правил научной критики есть у Тьери дело предумышленное. Нужно сказать, что он вообще не питает симпатий к александрийцам V в., следствием этого и было то, что автор заботливо собирал факты, которые должны были бросить самый невыгодный свет на вождей и поборников александрийских доктрин. Как смотрит Тьери в самом деле на Александрийских патриархов V в., это хорошо можно видеть хоть из следующих слов нашего историка: «Вглядываясь в преемство Александрийских патриархов, можно сказать себе, что Египет всегда оставался страной метампсихозиса, он оставался таким и под законом Христовым, каким был во времена Кнефа и Озириса. Кирилл наследовал Феофилу, Диоскор – Кириллу, душа же была одна и та же у этих различных лиц, один и тот же дух раздора, деспотизма, насилия, одни и те же инстинкты жестокости и алчности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В Сан-Франциско открылся Институт богословских наук им. свв. Кирилла и Афанасия Александрийских 19 января, 2012. Новостная служба В перспективе институт должен стать ведущим центром изучения православного богословия, истории, мысли и практики на западном побережье США 19 января. ПРАВМИР. В Сан-Франциско открылся Институт богословских наук имени святых Кирилла и Афанасия Александрийских, сообщает Патриархия.ru . В перспективе институт должен стать ведущим центром изучения православного богословия, истории, мысли и практики на западном побережье США, сообщает сайт Западно-Американской епархии РПЦЗ. Новое учебное заведение будет предлагать лиценциат православных христианских наук посредством очного и заочного обучения. Заочное обучение будет осуществляться дистанционно через сайт вуза. 17-18 февраля 2012 года пройдет первый региональный симпозиум института на тему «Живой символ: изучение внутреннего смысла Божественной литургии». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-san-francisko-otkryl...

Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 206. Там же. Григорьева С.В. (a) Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014. С. 68-70. РГИА. Ф. 797. Оп. 58. Стол 3. Отд. II. Д. 180. Л. 24. РГИА. Ф. 797. Оп. 58. Стол 3. Отд. II. Д. 180; Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 202–203; Гусарова Е.В. Эфиопские рукописи наследство экспедиции Н.И. Ашинова в Абиссинию//Сборник музея антропологии и этнографии. Кунсткамера: коллекции и хранители. Т. 62. СПб., 2016. С. 80. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 92. Д. 598. 3-е делопроизводство. Т. 1. Л. 162. Там же. Тихон (Затёкин), архим. Отец Паисий и Русская Миссия в Абиссинии//Иерусалимский вестник Императорского православного палестинского общества. 2014. 5–6. С. 20–24. Елисеев А. Отец Паисий и Русская Духовная миссия в Абиссинии//Русский паломник. 1888. 44, 45, 47. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 92. Д. 598. 3-е делопроизводство. Т. 1. Л. 132; РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 517. Л. 8–11. РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 517–518; Оп. 445. Д. 64. РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 518. Л. 17–23. См, например: Григорьева С.В. (a) Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014; Григорьева С.В. (b) Николай Иванович Ашинов: африканская эпопея «атамана вольных казаков»/Слава и забвение: Парадоксы биографики: Сб. научных статей. СПб., 2014. С. 504–523; Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 197–213; Луночкин А.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999; Полунов А.Ю. Народная монархическая инициатива в представлениях консерваторов 1880-х гг. (к истории абиссинской экспедиции Н.И. Ашинова)//Христианское чтение. 2020. 2. С. 143–152; Хренков А.В. Русские в Африке: ашиновская авантюра//Вестник Российского Гуманитарного Научного фонда. 1996. 4. С. 37–50; Хренков А.В. Эта экспедиция делает нам стыд и позор. Африканская авантюра вольных казаков//Источник. 1999. 5. С. 37–47; Jesman Cz. The Russians in Ethiopia. London, 1958; и др.

http://bogoslov.ru/article/6195355

Опираясь, по-видимому, на эдикт Феодосия от 27 февраля 380 года 2501 , Петр александрийский отправил в Константинополь нескольких египетских епископов с целью посвятить на столичную кафедру Максима, втершегося в такое доверие у простодушного Григория, что последний в его честь произнес даже речь 2502 . Ворвавшись под защитой корабельщиков в Анастасию, ночью, во время болезни Григория, они попытались посвятить в епископа Максима. Взбунтовавшийся народ, однако, помешал этому и прервал эту церемонию, почему самый обряд посвящения был закончен в частном помещении 2503 . Народ взбунтовался и изгнал Максима, который вместе с египетскими епископами направился в Фессалонику к императору Феодосию. Здесь ему, однако, не посчастливилось 2504 . Без всякого результата он должен был восвояси отправиться в Александрию 2505 . Между тем это происшествие оставило глубокую рану в сердце Григория. Он пожелал оставить Константинополь и был удержан здесь только любовью общины 2506 . Что касается староникейцев, то таковые на востоке были сильны только в Египте. После смерти Афанасия в 373 г. главой их сделался Петр александрийский . Следуя традиционной политике своих предшественников, он находился в близкой дружбе и в тесном догматическом единении с римским епископом. Отсюда, когда в 374/75 г. в Египте разразилось гонение Валента. он по примеру Афанасия бежал в Рим, где нашел радушный прием у Дамаса 2507 . Место его занял арианин Лукий. В таком положении были дела до Адрианопольского сражения. С дружественным посланием папы Дамаса, Петр в том же 378 г. 2508 вернулся в Александрию 2509 . Отнесшись вполне сочувственно, как мы видели, к Григорию Назианзину , он, по-видимому, не без предварительного согласия с Римом начал строить против него ковы и посвятил на константинопольскую кафедру Максима. Между этими двумя господствовавшими на востоке партиями – старо и младоникейцами – начиная уже со времен Афанасия, в большей или меньшей степени установилось церковное общение. В такие же отношения великая восточная партия вступила и с западной церковью благодаря примирительной деятельности Василия Великого и Евсевия самосатского. Несмотря, однако, на все это и на взаимные уступки, полного единения между двумя партиями не было. Раскол между ними продолжался. Особенно раздувала его антиохийская схизма: младоникейцы решительно стояли на стороне Мелетия, напротив, запад признавал его староникейского противника Павлина. Такого же убеждения держался и Петр александрийский . В бытность свою в Риме он не постеснялся аттестовать еретиками главных вожаков младоникейской партии, именно Мелетия антиохийского и Евсевия самосатского 2510 . Дело Григория Назианзина и Максима-циника подлило масла в огонь. В то время как весь восток единодушно отверг законность посвящения Максима, Александрия и Рим приняли решительно его сторону 2511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В 429438 гг. по поручению Феодосия II комиссия из ведущих юристов и сановников подготовила первый официальный свод императорских законов, действовавший в обеих частях Римской империи. Он вышел под названием «Кодекс Феодосия» и состоял из 16 книг, в которых было переработано 3000 указов римских императоров, начиная с Константина I (313 г.). В этом своде нашли отражение изменения общественных отношений, развитие патроната, являвшегося в руках крупных землевладельцев средством порабощения свободных крестьян и превращения их в зависимых людей, варваризация армии и государственного управления и другие процессы. Деятельность Феодосия II как христианского императора, находившегося под божественным покровительством, была высоко оценена Сократом Схоластиком и Созоменом. Феон Александрийский (IV в.) – ранневизантийский математик и астроном, отец Ипатии, профессора высшей александрийской школы. Блестяще образованный человек, обладавший обширными познаниями в области философии, риторики, грамматики, математики, астрономии, физики, он подготовил новое издание сочинения Евклида «Начала» и трактата «Оптика», в котором излагалась теория перспективы. Последователь Птолемея и его теории шарообразности Земли, Феон Александрийский написал комментарии к труду этого выдающегося древнегреческого астронома «Великое построение астрономии» и составил астрономические таблицы. Он также прокомментировал дидактическую поэму Арата из Сол (III в. н.э.) «Явления». Авторами комментариев к одному из трактатов Феона, написанных в соавторстве, были Стефан Александрийский и император Ираклий. Феофан Византиец (VI в.) – ранневизантийский писатель, автор «Истории» в 10 книгах, в которой описаны события с 566 по 581 г. Его труд дошел до нашего времени в отрывках патриарха Фотия в «Мириобиблионе». В них содержатся достоверные сведения о правлении императоров Юстина II (565578) и Тиверия II (578582), о взаимоотношениях Византии с Ираном, тюрками и аварами, о разведении шелковичных червей и производстве шелковых тканей в империи. Автор включил в повествование описание географических условий и нравов страны сиров (серов – Китая), и рассказал о проникновении туда первых европейцев. К их числу относился монах-перс, распространявший в Китае вероучение Нестория. Ему удалось раздобыть грены шелковичных червей, которые он спрятал в полом посохе и доставил в Византию. Позднее Феофан Византиец написал продолжение, в котором освещались первые годы правления императора Маврикия (582602).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые " История " была введена в научный оборот пресвитерианином Дж. Селденом: в 1642 году он издал отрывок из нее, содержащий рассказ о проповеди ап. Марка, в качестве материала для доказательства первоначального равенства в Александрии епископского и священнического сана. В 1660-1661 годах маронит Ибрахим аль-Хакилани (латиниз. Абрахам Экселленсис) издал свой перевод этого фрагмента, не совпадающий с прежним и опровергающий выводы Селдена. Этот текст получил широкое распространение среди католиков, боровшихся с протестантизмом. Полный текст " Истории " с лат. переводом и хронологическими таблицами был издан в 1658-1659 годы Э. Пококом под названием " Анналы " , надолго закрепившимся за " Историей " в научных кругах, несмотря на его несоответствие содержанию произведения. В 111-м толме " Patrologia graeca " Ж. П. Миня было воспроизведено предисловие Селдена и лат. перевод с таблицами Покока. В конце XVII века Христодул, митр. Газский , перевел " Историю " Евтихия Александрийского на греч. язык; этим переводом пользовался Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара (1669-1707). В 1906-1909 годы издание " Истории " в двух частях осуществил Л. Шейхо в сотрудничестве с другими исследователями в серии " Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium " с вариантами текста, содержащимися в издании Покока. В 1985 году в той же серии часть араб. текста с нем. переводом была издана М. Брайди. Через два года появился полный аннотированный перевод на итал. язык, подготовленный Б. Пироне по изданию Шейхо. Переводы отдельных фрагментов " Истории " на русский язык были опубликованы Н. А. Медниковым (1897) и А. А. Васильевым (1902). На 2013 год готовился полный русский перевод. Евтихий Александрийский является автором ныне утраченной " Книги спора между еретиком и христианином " , упоминаемой им в " Истории " и представлявшей собой расширенное изложение его аргументов против учения несториан и яковитов . В ответ на обличение последних коптский епископ г. Ашмунейн Севир ибн аль-Мукаффа (X в.) написал после смерти Евтихия сочинение под названием " Книга Соборов " . Со стороны несториан опровержение Евтихия предпринял Илия бар Шинайя (X-XI вв.) в " Книге доказательства истины веры " . С защитой несториан и яковитов также выступил мусульманский автор Ахмад ибн Таймия, стремившийся опровергнуть доводы патр. Евтихия и показать, что учение мелькитов является еще более противоречивым.

http://drevo-info.ru/articles/13680204.h...

Перед началом церемонии состоялась демонстрация документального фильма, посвященного истории Фонда единства православных народов. Со вступительным словом к собравшимся обратился президент МФЕПН профессор В.А. Алексеев. Для торжественного открытия XII церемонии вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» профессор В.А. Алексеев попросил подняться на сцену Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — председателя Попечительского совета Фонда. Предстоятель Русской Церкви обратился к лауреатам премии и участникам церемонии с приветственным словом . Затем Святейший Патриарх Кирилл и профессор В.А. Алексеев вручили дипломы и памятные знаки лауреатам 2011 года. Для получения премий на сцену Зала церковных соборов поднялись Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас. По традиции вручение премий МФЕПН сопровождалось рассказом о каждом из награжденных и выступлениями лауреатов. В своем слове Блаженнейший Патриарх Феодор отметил значимость награждения «древнего и славного престола Александрии в лице его Папы и Патриарха» премией МФЕПН «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» и выразил убеждение, что это награждение отражает «существующие между нами отношения сердечной во Христе любви и сотрудничества в единодушии во славу Бога нашего». Также, по словам Его Блаженства, это награда является признанием «того вклада в формирование христианского богословия и мысли, который вносил Александрийский Престол с самого своего основания, как и его миссионерской деятельности, которую он осуществляет с недавних времен с целью распространения благой вести на благословенном Африканском материке». Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас сообщил, что денежная часть его премии будет передана студентам из Палестины, обучающимся в российских вузах. Также было показано видеообращение Новака Джоковича, который не смог присутствовать на церемонии лично. Затем Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Российской Федерации Елица Курьяк огласила приветствие Святейшего Патриарха Сербского Иринея участникам торжественного мероприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1970584.ht...

Различные сочинения, вошедшие в этот том, суть сочинения туземные; следовательно, они должны познакомить нас с сокровенными деталями этой истории, или же мы должны отказаться от надежды ознакомиться с этими деталями еще где-либо. Я должен наперед сказать, – замечает Амелино – что эти сочинения не обманывают тех надежд, какие они возбуждают; они заключают в себе много драгоценных подробностей, драгоценных и для философа, и для историка. Эпоха, к которой относятся издаваемые мною памятники, занимает важнейшее место в ряду прочих эпох в христианской истории Египта; она начинается с конца ужасного гонения Диоклетиана, обнимает историю борьбы с арианством и несторианством, а заканчивается халкидонским собором, со времен которого стали обозначаться признаки падения Египетской церкви. Издаваемые памятники вышли из-под пера не одного лица и не относятся по своему происхождению к одному веку, да и предметы, о которых идет речь в них, различны; тем не менее, все они касаются одной и той же эпохи, и потому они и изданы мною в виде одного целого. Памятники, вошедшие в настоящий том – следующие: а) «Сокращение Панегирика (монаху) Шнуди», панегирика, написанного его учеником Визою: коптский текст на мемфическом диалекте; б) «Похвальное слово» Макарию, епископу города Ткоу, приписываемое по его происхождению Диоскору, патриарху Александрийскому: коптский текст на мемфическом диалекте; в) «Слово о смерти», приписываемое св. Кириллу Александрийскому : текст также на мемфическом диалекте; г) «Переписка» между монофизитским патриархом Александрии Петром Монгом и патриархом Константинопольским Акакием, переписка, имеющая отношение к известному движению монофизитскому или евтихианскому: текст на мемфическом диалекте; д) наконец, «Полный Панегирик Шнуди», составленный его учеником Визою: этот панегирик дошел до нас только в переводе арабском (р. 1–5). Сообщим краткие сведения о каждом из перечисленных документов. Амелино делает довольно замечаний относительно этих документов, но его замечания не всегда заслуживают внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010