Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Александрийский Феодор в гостях у Кронштадтского Батюшки Прошла неделя после визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда 15.12.2017 966 Время на чтение 9 минут Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...» Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви. О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского. Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного. Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКИХ ПАТРИАРХОВ» собрание текстов, составляющих основу исторического предания Коптской Церкви . Можно выделить следующие этапы формирования «И. А. п.»: копт. текст V в.; продолжения на копт. языке VII-XI вв.; араб. редакция Мавхуба ибн Мансура (XI в.); продолжения на араб. языке XIII-XX вв. Коптский текст («История Александрийской Церкви»; копт. xistoria ntekklhsia ( etouaab ) - «История (Святой) Церкви») был создан на саидском диалекте в кон. V в. Он включал 12 книг и состоял из перевода-переработки «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и продолжения, составленного, по мнению Т. Орланди и др. исследователей, на копт. языке писцом Миной из мон-ря св. Шенуте. У. Крам высказывал мнение, что в основе копт. текста может быть несохранившаяся греч. «Церковная история» монофизитского патриарха Тимофея II Элура (457-460, 475-477), на к-рую ссылается Иоанн Руф в соч. «Плирофории» ( Jean Rufus, é v ê que de Ma ï ouma. Plérophories: Témoignages et révélations contre le Concile de Chalcédoine/Ed., trad. F. Nau; trad. M. Brière. P., 1912, 1982r. P. 76-77, 83. (PO; T. 8. Fasc. 1)), однако он же привел веские аргументы против данной гипотезы ( Crum. 1902. P. 71-72). В настоящее время известны разрозненные фрагменты копт. текста (по разным подсчетам, от 1/6 до 1/4 первоначального объема) из 4 рукописей (самая ранняя VII в.). Наиболее полное издание осуществил Орланди, который попытался собрать фрагменты в единое повествование. Первоначально Орланди считал, что в рукописях сохранилось 2 сочинения: переработка «Церковной истории» Евсевия (10 книг), дополненная перечнем Александрийских патриархов сер. IV-V в. (2 книги), и история Александрийской Церкви. Крам и Х. Бракманн считали, что все фрагменты принадлежат к одному сочинению. Эта гипотеза получила подтверждение после обнаружения и публикации новых фрагментов Д. У. Джонсоном. Структура сочинения восстанавливается следующим образом: вслед за переводом-переработкой первых 7 книг «Церковной истории» Евсевия следуют рассказ о гонениях императора Диоклетиана на христиан (нач.

http://pravenc.ru/text/1319720.html

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Вязьма. Церковь Афанасия Великого. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Афанасьевский (Никитский) храм. Место, где некогда возвышался Афанасьевский, более известный в народе как Никитский храм, высокий холм на левом берегу у излучины реки Вязьмы, можно считать местом древнейшего поселения наших предков в центральной части города. Деревянный храм здесь стоял с незапамятных времен, а в 1744 году подьячий Вяземской Воеводской Канцелярии Спиридон Леонтьев на свои средства на месте деревянного храма построил каменный храм во имя Святого Афанасия Александрийского с приделом во имя великомученика Никиты. В 1894 году на средства мещанина Василия Яковлевича Чемизинова и других прихожан устроен холодный придел во имя святого великомученика Пантелеймона. В храме находилась особенно почитаемая вязьмичами деревянная резная икона святого великомученика Никиты. Насколько прихожане Никитского храма были стойкими в своей вере и любили свой храм говорят события 1929 года, когда властями была предпринята кампания закрытия приходов и храмов. В общине Никитского храма оказалось менее всего, в сравнении с другими приходами, граждан, давших согласие на закрытие храма - 24, а отказавшихся 94, хотя им грозило суровое по тем временам наказание - " лишение прав " , что почти всегда затем вело к ухудшению их жизни, а часто и к ссылке. Храм сильно пострадал во время войны, а в послевоенные годы был разобран. На месте храма был построено здание городского комитета коммунистической партии, в котором впоследствии размещались различные административные учреждения. Сохранились лишь небольшая часть ограды. Иеромонах Даниил (Сычев) «Вязьма. Очерки истории», Москва, 1997 г. Афанасьевская церковь (Никитская тож) каменная, устроена ктитором вяземской воеводской канцелярии подьячим Спиридоном Леонтьевым с приходскими людьми в 1744 г. Престолов в нем первоначально было два: главный холодный - во имя св. Афанасия Александрийского (праздн. 18 янв. и 2 мая), придельный теплый - во имя св. вмч. Никиты (15 сент.).

http://sobory.ru/article/?object=34508

Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Инструкция, которая была дана нашим правительством второй русской духовной миссии в Иерусалиме, требовала, чтобы миссия наша, не ограничиваясь одним Иерусалимом, распространяла свое влияние и действия и на соседние патриархаты, т.е. антиохийский и александрийский 330 . Сношения второй русской миссии в Иерусалиме с антиохийским патриархатом выразились, как мы уже знаем, в живом и деятельном участии ее в воссоединении сирийских униатов (мельхитов) с православною церковью, состоявшемся 26 ноября 1860 года 331 , и отчасти в содействии сиро-халдейским несторианам (насколько эти последние могут быть рассматриваемы, как община, входившая в область юрисдикции антиохийского патриарха) в их стремлении присоединиться к русской православной церкви 332 . Что касается, в частности, александрийского патриархата, то наше правительство рекомендовало иерусалимской миссии обратить здесь особенное внимание на коптов, которые были «нам не враждебны», и на синайскую обитель. В отношении этой последней рекомендовалось, в частности, миссии примирить иноков ее с александрийским патриархом, который не позволял им устроить домовую церковь на их подворье в Каире, и вообще стараться восстановить упадающую обитель, которая, по выражению составителей инструкции для миссии, «должна быть рассадником христианства». Но, к сожалению, нам ничего неизвестно о сношениях нашей второй духовной миссии в Иерусалиме с александрийским патриархатом. На основании переписки преосв. Кирилла, можно с несомненностью утверждать только то, что начальник нашей иерусалимской миссии собирался в Египет, куда приглашал его сам александрийский патриарх. «Осенью думаю, – писал он 10 августа 1859 года преосв.  Макарию (Булгакову) , – опять сделать маленький вояж по Египту, которого еще не видал и куда уже зовет блаженнейший александрийский: вояж непродолжительный, благодаря железным дорогам и пароходам. Может быть, после взгляну и на самостоятельную кипрскую иерархию, чтобы, таким образом, иметь по возможности полное понятие о восточной церкви…» 333 . Через два года после того преосв. Кирилл, видимо, не оставлял своей мысли о посещении Египта, Александрии и даже далекой Абиссинии. 28 декабря 1861 года он писал своим петербургским родным, между прочим, следующее: «один край совсем еще нетронут. А как зовут туда, как ждут там (в Александрии) меня и как чудесно расположились там все обстоятельства! Если бы Господь благословил! Уповаю на Его милость, хотя чувствую, очень чувствую, что и враг не спит» 334 . Незадолго пред этим, 7 декабря 1861 года он писал к преосв. Макарию: «я прошусь на время (на полгодика этак) в Абиссинию, куда мне проложена уже дорога» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Программа по Истории Византии Каждый билет состоит из трех частей; А – политическая история, В – культурная история и С – историография. Нумерация страниц соответствует нумерации книги: «Очерки по истории Византии», под ред. и с предисл. В.Н. Бенешевича, проф. СПБ. Университета. СПБ, 1912/13 г. Издание Студенческ. Издат. Комитета при Ист. Фил. факультете Имп. Пгр. Университета. 3 вып. Ц. 3 р. 50 к. Нумерация ч. А=вып. I; ч. В=вып. II; ч. С=вып. III. Вып. III с сокращениями: не требуются все библиографические указания, весь мелкий шрифт, греческие цитаты, а равно §§ 4, 5, 7, 9, 12, 19, 20, 26, 32, 33, 39, 48, 57–64. Из годов надо знать годы напечатанные в особой таблице. Необходимо прежде изучения книги внести в текст существенные поправки, указанные в вып. IV. Кроме того, А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. 1915. Отд. I. (Визант. культура). 1 бил . Культурный и религиозный кризис в Римской Империи. Иммиграция варваров. Реформы Диоклетиана и Константина. Перенесение столицы в Константинополь. Образование христианской империи. 1-й Вселенский собор. Константин Великий и его обращение. Православие и арианство. Констанций. Юлиан Отступник. Последняя попытка к восстановлению язычества. Церковь и государство в конце IV века. Феодосий Великий. 2-й Вселенский Собор. Торжество христианства. Пособия: Андреев. Лекции по истории церкви. Нетушил, или Низе. Римская история. Дюшен. История церкви. т. II. 2 бил. А. Феодосий Великий. Краткая характеристика внешних и внутренних дел. Аркадий и Гонорий. Аларих и борьба с ним. Трибигильд и Гаина. Фравитта. Дело Златоуста (3–9). В. Абсолютная и конституционная монархия. Автократия. Римская империя в течение первых трех столетий. Порядок занятия престола. Выборное начало в Римской империи. Значение сената Нового Рима. Низложение императора (5–8). С. Введение: историки и хронисты. Общая характеристика византийских историков (3–11). 3 бил. А. Феодосий II Малый. Семейные дела. Пульхерия. Дела на Западе. Гунны и Аттилла. Приск, Нест οрий и Ефесский собор. Лев Великий , папа римский. Евтихианство. Epistola dogmatica Льва. Разбойничий собор. Высшая школа в Константинополе. Codex Theodosianus. Маркиан. Халкидонский собор и его последствия. Гибель Аттиллы. Лев I. Аспар, Аланы и исавры. Александрийский патриархат. Лев II Младший. Зинон. Бунт Василиска. Акакий. Акт единения (Энотикон). Восстановление общения с Антиохией и Александрией. Раскол с Римом. Готы. (10–19). А. Васильев, 29–36, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III МИЛОСТИВЫЙ [Иоанн Саманнудский] ( 27.11.686 или 689), копт. Александрийский патриарх (c 677 или 681). Сведения об И. М. сохранились в «Истории Александрийских патриархов» , он также кратко упоминается в соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.). Известно о существовании Жития И. М., составленного его ближайшим учеником и помощником Исааком Диаконом. В наст. время почитание И. М. в Коптской Церкви отсутствует. И. М. род. в г. Саманнуд в Н. Египте. Был разносторонне образован. Поступил в монастырь св. Макария (араб. Дейр-Анба-Макар). Во время паломнического путешествия по Скитской пустыне неожиданно заболел тяжелой и странной болезнью. После видения, в котором ему было открыто его буд. служение, и чудесного исцеления он вместе с 2 учениками ушел в Файюм и поступил в монастырь Братьев (араб. Дейр-эль-Ихва) недалеко от сел. Сайла. Здесь Мина, еп. Файюмский, рукоположил И. М. во иерея. Спустя некоторое время патриарх Агафон (659-677) попросил епископа прислать И. М. к нему в Александрию для знакомства, которое послужило началом возвышения И. М.: он был поставлен во главе александрийского клира. Патриарх Агафон готовил И. М. себе в преемники, он даже отказал в просьбе жителям В. Египта поставить его их епископом, что воспрепятствовало бы ему впосл. занять Александрийскую кафедру. Вступив на Александрийский престол после смерти патриарха Агафона, И. М. осознал необходимость мирного сосуществования с арабами-завоевателями. Он нуждался в их поддержке для противодействия халкидонитам, стремившимся завладеть большим количеством церквей в Александрии. Правитель Египта Абд аль-Азиз ибн Марван (684-703) оказывал покровительство И. М., хотя однажды патриарх подвергся тюремному заключению и едва избежал пыток. И. М. восстановил и украсил ц. св. Марка в Александрии. Продукция мельницы и маслодавильни, устроенных им, помогала нуждающимся выжить во время 3-летнего голода, вызванного засухами. Полемика И. М. с халкидонитами нередко заканчивалась обращением нек-рых из них в монофизитство.

http://pravenc.ru/text/469744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА I Патриарх Александрийский (731 или 742/3 - после 763 (ок. 770?)). К. был 1-м после почти векового перерыва действующим правосл. (мелькитским) патриархом на Александрийской кафедре. Араб. завоевание Египта в 642 г. привело к распаду православных церковных структур. Многие жители провизант. ориентации покинули страну. Последний Александрийский патриарх Петр IV умер в изгнании ок. 654 г. Монофизиты овладели почти всеми храмами и архиерейскими кафедрами. Подавляющее большинство египетских христиан оказалось в юрисдикции Коптской Церкви . Однако постепенно началось восстановление православной церковной организации. По свидетельству хроники патриарха Евтихия Александрийского (X в.), епископов для православных Египта рукополагал епископ Тира (Антиохийский Патриархат). На VI Вселенском (680-681) и Трулльском (691) Соборах Александрийскую Православную Церковь представлял Петр, подписывавшийся соответственно как «местоблюститель апостольского престола Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(1). P. 778) и «епископ Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(4). P. 62). Т. о., Петр, возможно, стал титулярным Александрийским патриархом, однако, судя по всему, оставался в К-поле и не участвовал в церковной жизни Египта. Окончательное возрождение Александрийской Церкви ознаменовалось избранием на Патриаршество К. Датировки этого события противоречивы. Наиболее распространена версия Евтихия, согласно к-рой К. был избран на Патриаршество на 7-м году правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, т. е. в 731 г. В. В. Бартольд связывал восстановление Александрийского и Антиохийского Патриарших престолов при Хишаме с визант. иконоборчеством , встретившим резкое неприятие на правосл. Востоке: халиф более не имел оснований рассматривать своих подданных- мелькитов как сторонников Византии ( Бартольд В. В. Ислам и мелькиты// Он же. Избр. соч. М., 1966. Т. 6. С. 653). Однако в копт. «Истории Александрийских патриархов» избрание К. отмечено в период междупатриаршества в Коптской Церкви в 742-743 гг.: после соответствующего подношения от мелькитов египетский наместник аль-Касим дал разрешение на поставление патриарха. Описанная ситуация соответствует представлениям историков о том, что локальные церковные дела находились в большинстве случаев в юрисдикции наместников, а не халифов. Копт. летопись более заслуживает доверия и в плане датировок, ввиду того что она была написана современником и участником событий диак. Иоанном, в то время как Евтихий жил спустя 2 столетия после Патриаршества К.

http://pravenc.ru/text/2458809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИФОНТ [Греч. Νφων], патриарх Александрийский (ок. 1366 - ок. 1385). Вступление Н. на Патриарший престол пришлось на один из самых драматических моментов в истории ближневост. христианства, когда после крестового похода кипрского кор. Петра I Лузиньяна на Александрию (окт. 1365) мамлюкские власти развернули жестокое гонение на сиро-егип. христиан, которых подозревали в сочувствии крестоносцам. На христиан всех исповеданий были наложены тяжелые поборы, ужесточались меры бытовой дискриминации инаковерующих, ряд церквей был закрыт, мн. священнослужители подверглись тюремным заключениям и даже казням. К кон. весны 1366 г. накал преследований стал спадать: антиохийским православным было разрешено избрать себе нового патриарха вместо Пахомия I , дискредитировавшего себя в глазах властей; по ходатайству визант. посольства Иерусалимский патриарх Лазарь летом или осенью был освобожден из заключения и получил возможность выехать в К-поль. Вероятно, к этому же времени относится возведение на Александрийский престол Н. Неизвестно, происходил ли он из греков или из правосл. арабов (мелькитов), однако несомненна его принадлежность к греко-визант. культуре. Арабо-мусульм. ученый аль-Калькашанди (1355-1418) приводит образцы офиц. документации мамлюкских канцелярий, в т. ч. грамот 2-й пол. XIV в., дававшихся от имени егип. султана правосл. Александрийским патриархам при утверждении их на престоле. Большинство этих грамот анонимны и не датированы, однако одну из них можно с определенной долей уверенности связать со вступлением на Патриарший престол Н. В ней фигурирует предписание мелькитам молиться за «победоносное государство» мамлюков, а патриарху - удерживать своих единоверцев, живущих в приморских городах, от сотрудничества и любых контактов с чужеземцами. Подобное предостережение, несомненно, появилось в связи с недавним захватом «франками» Александрии, когда многие местные христиане приветствовали приход зап. рыцарей.

http://pravenc.ru/text/2577719.html

Протоиерей Владислав Цыпин: «Не надо стремиться навстречу духу века сего» О патриархе Варфоломее, расколе на Украине, Малюте Скуратове и эпохе Сталина Николай Бульчук Сегодня наш гость – протоиерей Владислав Цыпин, доктор богословия и церковной истории, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель Московской и Сретенской духовных академий. Как складываются взаимоотношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом? Каковы перспективы Православной Церкви Украины (ПЦУ)? Как наша Церковь продолжает свое служение в сложившихся условиях? А также, почему наша Церковь до сих пор не может высказать согласованное мнение об эпохе Иоанна Грозного и «вожде всех народов»? На эти вопросы мы попросили ответить отца Владислава. – Отец Владислав, почему наша Церковь по-прежнему находится в разрыве с Константинопольским Патриархатом и, соответственно, с теми Церквями, которые поддержали новоявленную ПЦУ? Большое количество Церквей уже признало ПЦУ и ее «предстоятеля» митрополита Епифания. Получается, что Русская Православная Церковь сегодня несет главную «нагрузку» по противостоянию этой раскольничьей структуре и незаконным действиям патриарха Варфоломея в целом? – Я полагаю, что не признавших раскольников за законную каноническую Церковь и, соответственно, отвергающих акт патриарха Варфоломея о даровании автокефалии раскольникам не меньшинство, а все-таки значительное большинство. Мне известно, что грекоязычные Церкви (Александрийский Патриархат, Элладская Церковь) признали ПЦУ. Конечно, Александрийский или Константинопольский престолы в диптихе занимают (или занимали до этого) первенствующие места, хотя, если иметь в виду численность православных епископов (тем более священников и еще больше – паству), то это все равно ничтожное меньшинство. Собственно говоря, признала ПЦУ только одна национальная Поместная Церковь – это Элладская Церковь. А пока (надеюсь, впрочем, что так будет и впредь) ни Румынская, ни Болгарская, ни Сербская Православные Церкви раскольников за каноническую Церковь по-прежнему не считают. Поэтому если оценить православный мир, православную паству (самым скромным образом) в 250 миллионов человек (речь идет, разумеется, не о тех людях, которые живут благочестиво и соблюдают все церковные нормы и правила, но так статистику не ведут, так можно попытаться считать лишь святых людей), – итак, если говорить в общем о числе всех православных, то такая статистическая оценка будет более или менее верной. Но мне кажется, что сегодня все-таки около 15 миллионов из этой многочисленной паствы принадлежат к Церквям, которые признали раскольников за каноническую Церковь.

http://pravoslavie.ru/142463.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010