4.4. Окончательное отвержение Саула 4.5. Помазание Давида 4.6. Давид и Саул 4.7. Гибель Саула Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.4. Окончательное отвержение Саула Окончательное отвержение Саула произошло в результате его действий во время войны против амаликитян. Эта война имела совершенно особенное значение, потому что в свое время, когда амаликитяне препятствовали израильтянам во время Исхода, Господь повелел Моисею оставить после себя наказ о том, что амаликитяне должны быть истреблены. И вот, исполнить это завещание выпало Саулу, причем здесь Самуил говорит ему о том, что «Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его…, теперь послушайся гласа Господа,… иди и порази Амалика … и истреби все, что у него и не бери себе ничего у них, уничтожь и предай заклятию все» (1 Цар. 15:1–3). Саул отправляется в поход, действительно одерживает победу, но лучших из овец и волов и все хорошее у амаликитян они не хотели истребить, а все маловажное и худое они истребили. Мы такое видели при описании захвата земли обетованной в книге Судей. Саул и его воины разом сделали два якобы полезных дела: исполнили, как смогли, заповедь Божию и захватили себе много разной хорошей добычи. Когда Саул возвращается из похода, навстречу выходит ему Самуил, которого Саул приветствует первым: «Благословен ты у Господа, я исполнил слово Господа». И сказал Самуил: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» И сказал Саул: «Привели мы их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему, прочее же мы истребили». И сказал Самуил Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу его? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность такой же грех, как волшебство и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» (1 Цар. 15:13–15, 22–23). После явного преступления отлучается Саул от своего служения. И хотя он и пытается принести какую-то видимость покаяния, но совершенно очевидно, что это именно видимость и больше его заботит то, чтобы это отвержение и размолвка его с Самуилом не сделалась явной и видимой для народа, чем то, что его отверг Господь. После этого Самуил уходит оттуда, и говорится, что более не виделся Самуил с Саулом до дня смерти своей.

http://sedmitza.ru/lib/text/431105/

4) Из этого видишь, что непослушание происходит от самолюбия, которое почитает свою волю более, нежели волю повелевающего Господа, как и послушание происходит от боголюбия, которое более любит Бога, нежели себя, и волю Его предпочитает своей воле, и потому заповеди Его соблюдает, как говорит Христос: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»; и далее: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин 14:15, 21 ). 5) Видишь, наконец, что как истинная и сердечная вера – мать послушания и добрых дел, так неверие – корень непослушания, злых дел и всяких грехов. § 312. Из вышеописанного видишь, христианин, что христиане, которые не оказывают Богу послушания, но по своей воле и прихотям живут, следуют ветхому Адаму, который, оставив Божию заповедь, послушал дьявольского совета и так лишился Божией благодати, и подпал праведному Божиему гневу, проклятию и смерти. Так и христиане неисправные, следуя ему, оставляют Божий заповеди, и, как Псаломник говорит, повергают слова Божии назад вспять (см. Пс.49:17 ), и слушают совета того же врага, и волю его злую в плотских своих похотях исполняют, и так показывают, что хотя они и крещены, но не имеют нового духовного рождения, а пребывают в ветхом, находятся вне числа истинных христиан, вне Церкви святой, и так находятся под гневом Божиим и клятве и вечному осуждению подлежат. А следовательно, Христос, имя Которого они исповедуют, никакой пользы им не приносит, по словам Христовым: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ), – пока себя не исправят и не покаются. А когда обратятся и чистосердечно станут каяться, и покаяние свое плодами покаяния засвидетельствуют, – снова Христос – их Христос будет со всеми Своими Божественными заслугами. Напротив того, христиане, которые стараются послушание Богу оказывать, волю Божию и заповеди Его соблюдают, следуют Христу, Сыну Божиему, новому безгрешному Адаму, и Господу с небес ( 1Кор.15:47 ), Который совершенно исполнил волю Божию и закон Божий, Который «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр 2:22 ), Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

90. Так вот: Чарльз Рассел высказал много мыслей, противоречащих Библии, но мы решили для него сделать исключение. Мы допустили, что это всего лишь недоразумения. Если бы речь шла не о Чарльзе Расселе, а, например, о Константине Великом или Григории Богослове , то вы бы не были столь снисходительны! Вы находите в представителях других конфессий любую зацепку для того, чтобы заклеймить, обличить, разоблачить! Так кто же из нас предвзято относится к другому? 91. Галина: Вы хотите поколебать мою веру! Вы пришли искушать меня! 92. Я: Не искушать, а испытывать. Ибо так написано в Библии: “Испытывайте духов от Бога ли они” ( 1Ин. 4:1 ) Я думаю, что если вы от Бога, то к вам относятся слова Писания: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится” ( 2Кор.10:4-6 ). Если у вас есть это оружие, то вам нечего бояться… 93. Галина: А я ничего и не боюсь! (Хотя по всему было видно, что она сконфужена.) Далее она разразилась очередной гневной отповедью православному духовенству, видимо полагая, что это будет воспринято нами как проявление бесстрашия. Однако на лицах преподавателей, проявлявших прежде интерес к сектантской вере, отображалось настолько очевидное сомнение, что Галина решила сменить тактику и вывести разговор на знакомое для неё поле. Она решила говорить о Троице. Однако тут я прервал её… 94. Я: Мы с вами обязательно поговорим о Троице потом, если вы захотите. Но сначала вы должны будете доказать, что вы компетентны обсуждать богословские вопросы. Вы ведь не будете спорить о теореме Гаусса с тем, кто ничего не понимает в математике? Так же и здесь, если вы на самом деле представляете Божью организацию, то мы должны смиренно принимать ваше понимание Троицы и других учений. А если вы лживый “злой раб”, то любое ваше толкование Писания будет ложным. Поэтому мы хотим сперва удостовериться, что вы от Бога!

http://azbyka.ru/vefilskij-gambit

IV. Видишь раба, предстоящего пред господином своим и со всяким послушанием повеление его исполняющего. Этот случай дает тебе возможность рассудить, с каким несравненно большим почтением и благоговением должны мы предстоять пред Богом и ходить пред Ним, Господом нашим (ибо Бог на всяком месте есть, и где ни находимся, и что ни делаем, пред Богом, на нас взирающим, делаем), и Его повеления с усерднейшим послушанием исполнять. Поскольку господин, как бы высок ни был, человек есть, и человек такой же, каков и раб его, — но такое ему благоговение раб его оказывает, — а Бог есть Господь господ и рабов и Царь царей и поданных, и для Него как господа, так и рабы их, цари и подданные их рабами являются. И Господь велик и страшен, Ему же и Силы небесные со страхом предстоят, и благоговеют пред Ним, и повеления Его исполняют. Рассуди же и то, как бесстыдно поступаем и как тяжко грешим мы, когда не оказываем Ему и такого почтения и благоговения, какое рабы господину своему, подобному им человеку, оказывают, но бесчинствуем перед Ним; и такого послушания не имеем, какое имеют рабы к человеку-господину, но смело и бесстрашно дерзаем заповеди Его нарушать. В этом нас Сам Господь через пророка обличает: «Сын славит отца, и раб господина своего убоится. И если Я Отец, то где слава моя? И если Я Господь, то где страх предо Мной?» — говорит Господь Вседержитель» (Мал.1:6). Отсюда учись, сколь велика наша слепота и бесчувствие, и вместе с тем удивляйся благости и долготерпению Бога нашего, Который так кротко и терпеливо с нами, непотребными рабами, поступает. Это учит тебя не только нигде не делать и не говорить, но и не мыслить худого и непристойного. Ведь перед Богом, все проницающим, равно как слово и дело, так и помышление. Ибо Он и помышление наше также ясно видит, как и само дело; и Его наше помышление худое оскорбляет так же, как и дело худое. И не только тот бесчинствует перед Ним, кто худо делает, но и тот, кто худо помышляет. V. Видишь или в женщине — матери — к своим детям, или в птице к своим птенцам, или в скоте и звере к своим детенышам горячую любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Блаженные старцы, слова которых мы предлагаем, своим главным попечением имели исполнение слова Господня, которое предписывает каждому верующему долг самоотвержения. Вступление верующего в небесное воинство начинается с этой ступени. Посему и Господь говорит, что «всякий, кто не отвергается себя и не возненавидит души своей, не может быть Моим учеником» (Мф. 16:24; Лк. 14:26). Старцы познали на своем богатом опыте, а также на опыте своих отцов, которым они верно служили, что вся «мерзость запустения» (Мф. 24:15), называемая «ветхим человеком», состоит из эгоизма. Эгоизм представляет собой ядро греховной личности, всю совокупность извращенных и противоестественных стремлений и действий омертвевшего и тленного человека. И потому наши отцы были безжалостны ко всему, что заключало и таило в себе частицы этого «эго», настойчиво призывая к врачеванию этой болезни неотступным самоотвержением. Воспламеняя верой божественную ревность, они сделали самоотвержение своим неизменным долгом, и все их усердие было направлено к одному: подчинить всякое помышление «в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). В своих внешних обязанностях они подчинили себя правилам и уставам, которых неукоснительно держались, и хранили их так тщательно, как могли, даже когда эта упорядоченная жизнь обратилась уже в привычку и навык. Подобное любочестное злострадание отцы переносили ради того, чтобы иметь полное послушание Божественной воле, которое было разрушено и уничтожено грехопадением. Именно благодаря послушанию стало возможным возвращение к Богу и, значит, соединение с Ним. Ибо что иное явилось причиной падения и отпадения от Бога, если не преслушание и искание независимости и благоденствия вне Божественной благодати? Пришествие Бога Слова, воспринявшего наше естество, вновь освятило изначальное предназначение человека. Сам Господь был «послушным даже до смерти» (Флп. 2:8), дабы показать, что возвращение к жизни и бессмертию невозможно без общения с Богом и подчинения Ему. Мудрые старцы, отвергнув абстрактную веру («не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» — (Мф. 7:21), настаивали на тщательном соблюдении Божественных заповедей, и сами на Деле запечатлели свою нераздельную любовь к Богу. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). «Они, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господа» (Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» — (Мк. 10:45), преображались «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В том же послании Иаковлевом говорится не только об учении и о слушании слова. Апостол зовет к исполнению, к деятельному восхождению: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22). Иаков первый дает эти аскетические указания. Не слушатель забывчивый, а исполнитель слова блажен будет, по апостолу. Все это находится в полном соответствии с тем, что говорят нам святые отцы. Стоит только вспомнить «лествицу» – путь деятельного восхождения.    Напомню и слова апостола Иакова о том, что вера не спасает: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:18—20). Видите ли, говорит апостол, чем может оправдаться человек? Верой – да, верой, конечно, но только верой не мертвой, ибо и бесы веруют и трепещут, но той верою, которая ведет к делам, а также самими этими делами, вытекающими из живой христианской веры. Итак, нам нужно не только отречься от мира, но идти путем деятельного восхождения, быть не забывчивыми слушателями, но исполнителями Божьего закона. Каким же путем идти? Да тем, о котором говорят святые отцы, – путем послушания воле Божией.    Мы знаем, что Господь, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8), в саду Гефсиманском хотя и просил Отца: «да минует Меня чаша сия», но отвергался своей воли: «да будет не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). И нам Он заповедал молиться: «да будет воля Твоя».    Новообращенным христианам апостол говорит: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Если мы станем на путь послушания, исполнения воли Божией – благодать крещения вступает в силу. Теперь нам все кажется, что если мы крестились, то и незачем говорить о грехе, это опять отцы выдумали. А апостол Иаков, хотя и пишет новообращенным – тем, кто уже верует во Христа и крестился, – не боится этого и, основываясь на том, что слышал от Самого Господа, начинает свое наставление: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ибо, кто не слушает царя и закона его не хранит, тот отвергает царя. Какой это раб, если не повинуется господину своему? Раба верно­го показывает не звание учтивое: «Господи, Гос­поди! -» но повиновение и послушание, не имя и титул один, но дело и исполнение воли господина. Потому и говорит Господь тако­вым христианам: «Что вы зовете Меня: Госпо­ди! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? То же и другое слово Господне зна­чит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк 11:23). Как ни толкуй и ни превращай, оно колет глаза нынешних христиан: оно, как зер­кало представляет им неправду их, показыва­ет им, что они, хотя и исповедуют Христа, но жизнью своей противятся Христу.    Противник Христов не только тот, кто учением слову Его противится, но и тот, кто жизнью слову Его сопротивляется. У многих христиан то только на уме, о том только мысль, попечение и старание, как бы богатст­во собрать, в честь прийти, славу получить, врагу отомстить, дни в веселостях провождать, ближнего обмануть, и прочее. А как бы Христу, пришедшему спасти их, угодить и по­следовать святому житию Его, о том и мысли нет. Но Павел святой говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Это христианам говорится, а не иудеям и язычникам, которые и устами отвергают Христа.    Малое стадо составляют истинно прини­мающие Христа. К ним говорит Христос: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32). К прочим гово­рит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? И в по­следний день отвечает им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:23). Поэтому апостол всякому христиа­нину говорит: «Да отступит от неправды вся­кий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19).    Принять Христа и не любить Христа есть противоречие, это то же самое, что и не при­нять. Пришел Он не ради Себя в мир, но ради нас. Рассуждай об этом и отсюда увидишь, как высоко Он почтил нас. Ради нас пришел Господь наш. Мы рабы Его непотребные, но Он не презрел нас. Видишь, что есть Христос для нас: наш Господь и Спаситель. Потому требуется от нас к Нему любовь, чтобы воз­любить явление Его и с любовью принять Его, как Господа и Благодетеля великого, а от этого последует и послушание к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, во многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церковь. Ибо этого Бог от нас не требует, поскольку это не первостепенное и не главное, как Он это говорит и чрез пророка Моисея: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его» (Втор.10:12—13).    Конечно, слово наше сейчас не о том, чтобы судить, хороши или нет те дары, которые мы приносим в церковь из благоговения. Они хороши, однако с ними мы должны прежде всего приносить и послушание святым заповедям нашего Господа и предпочитать это послушание всем другим приношениям, как и говорит пророк и царь Давид: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже» (Пс.50:19).    Апостол же Павел в Послании к Евреям иным образом говорит то же самое: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр.10:5), что значит: «Господи! Ты не хочешь, чтобы я приносил тебе все иные жертвы и приношения, Ты хочешь только, чтобы я приступал к Божественным Тайнам и причащался Всесвятого Тела Твоего Сына, которое Ты уготовал на Святом Престоле (Τρ?πepsilon;ζα), ибо такова Твоя воля». Поэтому, желая, чтобы ты показал, что готов к послушанию, Апостол говорит: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Евр.10:9; Пс.39:8—9). То есть я иду совершить волю Твою со всей готовностью и исполнить закон Твой от всего моего сердца.    Поэтому если мы хотим спастись, то должны исполнять с радостью и любовью, как сыны, волю Божию и заповеди Его, а не со страхом, как рабы. Ведь страх хранит исполнение ветхих заповедей, а любовь — евангельских. Иными словами, находящиеся под законом исполняли заповеди и постановления закона из страха, чтобы не быть наказанными и подвергнутыми мукам. Мы же, христиане, поскольку более не находимся под законом, должны исполнять заповеди Евангелия не из страха, а по любви, как сыны должны совершать волю Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

  Архимандрит Амвросий (Юрасов): – В монашество идут люди разных возрастов, разного образования, разных характеров, но цель у всех одна – воспринять Дух Христов. Потому что Христос говорит: душам вашим» (Мф. 11, 29) Святитель Григорий говорил: «Если уйдешь в монастырь, поначалу будет трудно, а потом всю жизнь радость». Это правильно. Конечно, сейчас молодежь совсем иная... Те, кто жили в годы гонений, обрели мирный и спокойный нрав. Они различают: где добро, а где зло. У современной молодежи бывают порывы уйти в монастырь. А как пришли, видят: трудно, везде требуется послушание. Те, что пришли в монастырь спасаться, благодарят Бога за келью, за одежду, за начальство, за пищу и за всех, кто их окружает, потому что спасение наше происходит через ближнего. Но встречаются и те, что пришли в монастырь не спасаться, а жить. Такие ропщут на начальство, на пищу, на одежду, на келью     хочется жить одной, а одной неполезно, вдвоем проще себя смирять, больше возможностей проявить любовь к ближнему. Апостол Павел в  Первом послании к Коринфянам, в 13-й главе пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я     медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,   то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».  На первом месте – любовь. Любовь живет вечно, потому что источником любви является Сам Господь. Бог дает нам радость, дает нам благодать. Когда в монастыре кто-то жалуется, мол, на меня вся нагрузка, надо и полы помыть и постирать, и убрать, и приготовить,  я говорю: «Благодари Бога, это самое прекрасное время в твоей жизни, потому что когда трудишься, слушаешься, ты получишь благодать, а с благодатью     радость. А если не слушаться, не исполнять послушание, придут болезни, скорби, а самое страшное  – в душе будет уныние, отчаянье, тоска».

http://radonezh.ru/text/kak-spastis-arkh...

— Послушай нас, чадо, и прими возлагаемое на тебя послушание. Тот же отвечал: — Не могу, честный отче, — мне препятствуют исполнить это три причины: первая — это то, что я — иноплеменник и не могу говорить на местном языке; вторая — страх греховного падения; третья — что, имея попечение о скоте, я уже не буду в состоянии сидеть в келье в Богомыслии и безмолвствовать. Великий Евфимий сказал на это: — Молим Бога, чтобы ты не получил никакого вереда от всего того, ибо Бог знает, что ради страха пред Ним ты служишь рабам его. Послушай Господа, глаголющего: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф.20:28) и еще: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоан.6:30). Но и после таких увещаний преподобного Авксентий ожесточился и не послушался. Тогда преподобный, разгневавшись, сказал: — Мы, чадо, советуем тебе, что для тебя полезно, а ты не слушаешь; увидишь, какова награда за неповиновение. И тотчас Авксентий упал на землю в припадке беснования, трепеща и трясясь; присутствовавшие же отцы просили за него святого, и тот, едва умоленный, поднял его и, знаменовав знамением креста, исцелил. Пришедши в себя, Авксентий, припав к ногам святого, просил прощения. Святой сказал ему: — Послушание есть великая добродетель, ибо Бог послушания требует паче, нежели жертвы; прослушание же соделывает смерть. Потом, сотворив об Авксентии молитву, преподобный Евфимий благословил его и сказал: —  «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Иоан.6:14). После этого Авксентий принял возложенное на него послушание и с усердием стал исполнять его. Два брата, Марон и Климатий, обременяясь суровою жизнью в лавре, сговорились ночью бежать, и когда уже приготовились к тому, намерение их стало известным преподобному Евфимию: он узрел в видении диавола, набрасывающего на них узду и влекущего в смертоносные сети. Тотчас же призвав их, преподобный обратился к ним с продолжительною беседою, поучая о терпении, убеждая и наставляя их оставить свое пагубное намерение. Говорил он о том, что должно тщательно блюсти себя: Адам, будучи в раю, преступил заповедь Божию; Иов же соблюл ее, сидя на гноище. К этому увещанию он прибавил и следующее:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010