2Кор.10:3 .  Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Конечно, Апостол, как и всякий человек, живет в условиях плотского существования. Он даже в отношении к внешним преимуществам ниже других, как это, напр., нужно сказать о его теле, которое нередко отказывалось ему служить. Но все-таки его противники должны убедиться, что в нем обитает необыкновенная сила духа, – убедиться, наблюдая за тем, как он ведет борьбу с враждебными Богу силами. 2Кор.10:4 .  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы «Оружия», при помощи которого ведет борьбу Апостол, «не плотские», т. е. не слабые (все плотское – слабо, немощно ср. Ис 40:6 ), но «сильные» (Апостол не прибавляет: духовные, потому что это и без того ясно). Сам Бог дал силу оружию Павла, для того чтобы он мог разрушать всякие вражеские твердыни, т. е. «гордость еллинов и силу их софизмов и силлогизмов» (Злат.). 2Кор.10:5 .  и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, Противники Апостола Павла – иудействующие восставали и «против познания Божия», т. е. мешали Апостолу распространять истинное познание о Боге как возлюбившем весь мир и призывающем ко спасению и язычников, не обязывая их к соблюдению закона Моисеева. Апостол опровергает иудейское самопревозношение, которое заставляло иудействующих настаивать на том, что никто не может спастись, не исполняя закона Моисеева. «Всякое помышление», т. е. всякого мыслящего человека Апостол приводит как пленника, но как пленника добровольного, ко Христу или иначе сказать, к вере во Христа ( Рим 1:5, 15:18 ). 2Кор.10:6 .  и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится. Если Павел весь мир принуждает к послушанию, то он с другой стороны готов наказать за непослушание. Конечно, Апостол имеет здесь в виду Коринфскую церковь . Но это будет тогда, когда почти все Коринфяне обнаружат послушание Апостолу и выделят из своей среды упорно-непослушных. Только таких Апостол и хочет наказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

32. Откуда же существо первозданного? От воли и от мудрости Божией, и от девственной земли. Ибо Господь Бог, – говорит Писание, – не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт. 2: 5). От этой земли, когда она была еще девственной, Бог взял прах и создал человека, как начало нашего человечества. Для вторичного создания этого человека Господь подчинил Себя порядку того же воплощения, родившись от Девы, согласно с волей и мудростью Божией, чтобы показать подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы исполнилось написанное в начале: Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1: 26). 33. И как через непослушную деву человек был поражен смертью, так и здесь Он также через Деву, Которая повиновалась Слову Божию, получил жизнь посредством вновь созданной в человеке жизни. Ибо Господь пришел, чтобы вновь найти потерянную овцу (см. Мф. 18: 12), а потерянным был человек. Поэтому не произошло нового творения, но Он принял подобие творения от Той, Которая была из рода Адама. Ибо было необходимо новое сотворение Адама во Христе, чтобы смертное было поглощено бессмертием (см. 1 Кор. 15: 53). Это же относится к Еве и Марии, чтобы Дева, ходатайствуя за деву, девственным послушанием разрушила и уничтожила девственное непослушание. 34. Также и преступление, которое было совершено через древо, было разрушено послушанием древа. Когда Бог услышал (такое ходатайство), Сын Человеческий был пригвожден к древу, чем разрушил познание зла, ввел же и дал усвоить познание добра. И зло есть неповиновение Богу, как добро – повиновение Ему. Поэтому Слово говорит через пророка Исаию, когда он предсказывает будущие муки, ибо они потому называются пророками, что сообщают будущее; так вот, Слово говорит через него следующим образом: Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 5–6). Послушанием, в котором Он был тверд до смерти, повешенный на древе, Он разрушил древнее, связанное с древом, непослушание. Ибо Он Сам – Слово всемогущего Бога, Которое невидимым образом распространилось в нас и во всем мире вообще, и проходит его долготу и ширину, высоту и глубину, ибо через Слово Божие поддерживается прочность бытия всей вселенной, и в ней Сын Божий распят, крестообразно на всем запечатленный. Ибо надлежало Ему, после того как Он стал невидимым, открыть крестное общение с Ним всех, чтобы показать то Свое действие в видимом посредством видимого образа. Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту, и продолжил глубину, лежащую далеко под землей, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг, и находящихся во всех концах земли созвал к познанию Отца .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был отозвать в небесные обители, достигнув глубокой старости. О блаженной кончине старца ученик его, преподобный Антоний, рассказывает следующее. «После многих трудов заболел Святой отец наш Георгий недугом, от коего и скончался. В вечер же, в который он скончался, по устроению Божию, случилось множество пришельцев, и я был весьма занят послушанием. И некоторые из братии, сидевшие у старца, часто приходили, говоря мне: — Спрашивает тебя старец, говоря: «где Антоний? Призовите мне его, ибо я уже умираю». Я уже колебался надвое, желая и исполнить послушание, и пойти к старцу. И старец, узнав это духом, объявил мне чрез посланных: — Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушание твое, а я подожду до тех пор пока ты придешь. И пока пришельцы встали из-за трапезы, и пришли другие, время протянулось почти до полуночи, и старец был еще жив. Исполнив свое послушание и отпустив пришельцев, я пришел к нему. Когда он меня увидел то обнял и облобызал и благословив обернулся к востоку и сказал: — Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди. И сказав это трижды, он предал дух Господу; так он преставился, мирно и тихо, явно о предав дух в руки Божии, как пишется: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Сол. 3:1), и паки: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Я же, узнав, что он предал дух Господу, припал к груди его, и плакал и рыдал о лишении преподобного отца. И опрятав тело его с псалмами и пениями и песнями духовными, мы положили его в гробнице преподобных отцов; и ныне он находится с ликами святых сомолитствуя за нас и за весь мир». Аминь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/k-prepodobnomu-georgiy...

Величие Иисуса Христа как человека явилось плодом Его самоумаляющего, самоистощающего, самоопустошающего и самоуничижающего смирения. Подлинное, божественное величие – это способность сделаться наименьшим для наименьших с абсолютной уверенностью, что это – подражание Самому Богу. Послушание Говоря о смирении Христовом, апостол Павел писал, что Он был послушен Богу Отцу «до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. ( Ин.6:38 ) Всё, что Он имеет, и всё, чем Он является, Он получил от Бога Отца. От века Сын слушает Отца, чтобы делать Его дело и исполнять Его волю, которая заключается в том, что Сын должен был стать человеком, принять на Себя грехи мира и умереть во плоти, и воскреснуть из мертвых, дабы «ничего Не было потеряно». Всё это и было исполнено Сыном в божественном послушании, как образец и пример для всех. Отче мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. ( Мф.26:42 ) В послушании Богу нет ничего унизительного, напротив, исполнение Его воли – это высочайшая честь для человека, слава и жизнь, величайшая радость и наслаждение ( Пс.119 ). Таков путь к совершенству для всех, даже и для Самого Богочеловека Иисуса. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного… ( Евр.5:8–9 ) Непокорность же Богу и Его Сыну становится источником всех напастей. Те, кто слышат Благую весть и всё-таки не могут войти в вечный покой Бога, оказываются вне его только из-за своей непокорности. Таким образом, послушание – это одна из самых главных добродетелей. Послушание Господу, Евангелию, Церкви ( Мф.18:17 ), начальникам Церкви ( Евр.13:7 ), родителям и старшим, «всякому человеческому установлению» ( 1Пет.2:13 ) и «друг другу в страхе Христовом» ( Еф.5:21 ). Без послушания невозможна никакая духовная жизнь, никакое освобождение от греховных страстей и вожделений. Господь, по Своей великой любви к нам, воспитывает нас как Своих детей, Он наказывает нас для нашей «пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» ( Евр.12:3–11 ). Поэтому наше послушание заповедям Божьим и есть единственное выражение нашей любви к Нему и Его Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Восхищаясь мужественным видом новоизбранного царя, Самуил сказал народу: «видите ли, кого избрал Господь: подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!» В новоизбранном царе народ израильский приветствовал воплощение своего политического идеала. Действительно, Саул был олицетворением самого народа, его добродетелей и недостатков. Его добрые качества заключались главным образом в его величавой внешности, которая, особенно и расположила народ в его пользу; а его внутреннее качества, качества его ума и сердца, должны были постепенно выработаться и развиться в послушание воле Божией. Помазание уже просветило его ум Духом Божиим, но в своей деятельности он должен был сам показать сознание высоты своего призвания, и добрыми делами должен был оправдать свое избрание, подобно и самому народу, который, будучи избран совне, мог стать истинно избранным народом Божиим только чрез послушание заповедям Божиим и закону Моисееву. Насколько Саул в послушание воле Божией оправдывал свое избрание, это должна была показать его будущая деятельность; но так как пока народ был доволен избранием, то Самуил изложил народу права царства, то есть, права и обязанности царя, записал их в книгу и положил в скинии, вместе с другими памятниками исторической жизни народа. Исполнив это великое дело, Самуил распустил собрание и возвратился в дом свой. Саул не сразу вступил в отправление своей новой обязанности; он не обнаружил непристойной поспешности в захвате кормила правления, а спокойно возвратился домой в Гиву и предался своим обычным занятиям, ожидая благоприятного момента для того, чтобы показать себя достойным своего возвышения. Он возвратился однако же не один. Лучшие и храбрейшие из тех, которые присутствовали на собрании, отправились вместе с ним, сопровождая его со всевозможною честью и принося ему, согласно с восточным обычаем, подарки. Эти люди, как наиболее сознававшее важность совершившейся в политической жизни перемены, сплотились вокруг нового царя для того, чтобы вместе с ним приготовиться для наступающей борьбы и служить ему советниками ко благу народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Гл. 10, [ст. 3–6]. Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится. Некоторые неблагонамеренные люди вздумали оклеветать апостола, что будто бы он ходит по плоти, то есть действует ради прибытков, для удовлетворения требований плоти. Апостолу Христову, коего все подвиги были в высшей степени духовны, святы, была сделана этим нареканием большая обида. Ходя во плоти, говорит он, не по плоти воинствуем, то есть правда, говорит он, мы ходим во плоти, как и все люди, но не для плоти подвизаемся. Кто хочет увериться в этом, тот смотри на наше оружие. Всякий может видеть, что оружие воинства нашего не плотское, вещественное, но (духовное), при помощи Божией сильное к разрушению всякой твердыни, способное низлагать гордые, величавые помыслы и всякое возношение, поднимающееся на разум Божий, пленяющее всякий разум в послушание Христу и готовое отмстить всякое преслушание, когда вы будете послушны. Как прекрасно опровергает апостол взносимую на него клевету! Кто не должен замолчать после таких слов? Вы говорите, что мы ради прибытков действуем? Но поступки наши пред глазами всех: всякий может видеть их и заключать по ним о цели нашего дела. А что всякий видит, смотря на нас? Видит, что средства, с коими мы подвизаемся, цель, для коей подвизаемся, совсем не плотские, а духовные, Божественные. О, если бы и мы могли с чистою совестию то же говорить своим пасомым, которые также часто некия непщуют нас, яко по плоти ходящих [рус.: помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти]! Но для этого надобно иметь в готовности и налицо жизнь и подвиги святого апостола. Мы, точно, пред лицом своих прихожан ходим больше по плоти: пьем и едим на их трапезах, позволяем себе все плотские удовольствия и, в довершение всего, как бы о том только и заботимся, чтобы обобрать волну с своих овец, не заботясь о их благополучии, о их вечном спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для иудея обряд не имел символического значения (как в христианстве). Он не иллюстрировал никаких догматов, ничего не изображал. Он просто предписывал. Это было требование Бога, которое предполагало от человека только один ответ – безусловное послушание. Это очень важно! У евреев не было понятия моральной добродетели (не было даже такого слова! потому что это понятие греческое по происхождению). У них было понимание необходимости безусловного послушания Богу в форме исполнения обрядового закона. Идеал иудея – не добродетельный человек, а человек денно и нощно изучающий Закон (Тору) и любой свой поступок оправдывающий Законом. Следовательно, иудейская этика была не моральной, а правовой (как если бы у нас вместо морали был только законодательный кодекс). Заслуги человека перед Богом определялись законопослушным поведением. Отсюда подсчеты заслуг и фарисейски-горделивое превозношение ими, что так раздражало Иисуса. Однако, что противопоставил этому Иисус? Проповедь морального идеала, которым мы должны руководствоваться в своих поступках? Так часто и думают, но это не так. У Иисуса нет ни индивидуальной, ни социальной этики. У него – то же самое послушание воле Божьей. И даже ещё большее послушание («Я пришел не нарушить Закон, но исполнить»). Все антитезы Нагорной проповеди («Вы слышали, что сказано древним «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». и т.д. ), все Его высказывания требуют всецелой отдачи себя воле Божьей. Но – без оглядки на Закон! Из одной только любви! В этом было то неслыханно новое, что смущало фарисеев всех времён и нас сейчас смущает. Ничто не должно стоять между человеком и Богом. Даже самые священные вещи (Закон и обряд), заняв место Бога, превращаются в идолов. Только любовь (и притом предельная, жертвенная) – угодна и ведёт к Богу, ибо есть свойство божественное. Иисус не требует от своих учеников ни поста, ни аскезы. Правда, он ценит бедность, однако, богатство само по себе не зло. Через добровольную бедность человек приобретает особые качества в глазах Бога. Но не потому, что требуется бедность. Требуется жертва. Жертва своим комфортом, своими удобствами, ради Бога...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь я вижу сестер твоей обители. Дорогие сестры, вы видите, каковы обязанности игумении. Передайте всем сестрам, что главное в монастыре – послушание. Вы должны беспорочно 341 исполнять всякое послушание, которое возложит на вас настоятельница, потому что от исполнения послушаний зависит благоустройство монастыря. Что такое монастырь? Я уподоблю его улью: монастырь – улей, игумения – матка, а вы – пчелки. Как все пчелки в улье трудятся для общей пользы, так же и вы должны, исполняя свое послушание, делами своими приносить пользу обители. Да пребывает мир и благословение Божие в вашем монастыре. Прими этот жезл и не забывай меня в своих молитвах. Прими от меня в благословение святую икону Спасителя, молись Ему и проси, чтобы Он всегда был твоим помощником. О пребывании с Господом В праздник Преображения Господня (за литургией) 6 августа 1913 года Когда Господь Иисус Христос преобразился во славе на горе Фавор, когда лицо Его просветилось как солнце, а одежды сделались белы, как снег, когда к Нему, как Владыке всей вселенной, слетели с неба два величайших мужа – Моисей и Илия, умершие более тысячи лет назад, тогда этим видением были настолько упоены все три апостола, что один из них воскликнул из глубины души: Господи, хорошо нам здесь быть! ( Мф.17:4 ). Но, братие и сестры, с Господом Богом хорошо не только в Его славе, но в Его уничижении, в Его страданиях. Ведь в другом случае апостол Петр сказал: Господи, с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти ( Лк.22:33 ). И другие апостолы ведь в страданиях радовались и утешались, потому что Господь был с ними... Но не одним апостолам, но и всем дана заповедь пребывания с Господом. Слышали, как Он говорит: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4–5 ). В этом пребывании с Господом и заключается вся сущность нашей веры. В этом пребывании Господа в нас и нас в Господе и заключается сущность христианских Таинств Крещения и Причащения Святых Таин...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Испытывайте, что благоугодно Богу ( Еф. 5, 8–10 ). Истинное послушание не смотрит, трудно или просто, тяжко или легко то, что повелевается, но на всякое повеление, какое бы оно ни было, готовым себя показывает, с пророком отдавая свое сердце в послушание Богу: готово сердце мое ( Пс. 107, 2 ). Оно не повелеваемое, но повелевающее лицо, волю и хотение рассматривает, кто и каков есть, и что хочет от него повелевающий; довольствуется тем, что Тот, Который повелевает, – Бог его, и того, что повелевается, Он хочет от него. Бог, говорю, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. Поэтому не о повелении рассуждает, но о силе и власти Повелевающего. Потому показывает охоту исполнить Его повеление. И так, что хочет Повелевающий, то хочет и делает, а чего не хочет, не хочет и не делает. Такое послушание показал Богу Авраам, праотец святой, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: выйди из земли твоей, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в землю, которую тебе покажу ( Быт. 12, 1 и след.), и прочее, – он не отказался это выполнять, оставил свое отечество, свой род и дом отца своего, и пошел в землю чужую, неизвестную... Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божьему сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник, на всесожжение, и хотя не делом, но произволением заклал его (см.: Быт. 22, 1–12 ). Сын был единородный, сын отцом возлюбленный, по обещанию Божьему данный в старости, сын, о котором сказано ему Богом, что в Исааке на речется тебе семя ( Быт. 21, 12 ; Евр. 11, 18 ). Но верный и искренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, не смотрел на такое тяжкое и неудобное повеление, но внимал власти, силе и всемогуществу Повелевающего. Он думал, – говорит апостол, – что Бог силен и из мертвых воскресить ( Евр. 11, 19 ). А от искреннего своего послушания искреннюю веру в Бога показал святой праотец. Вера его к послушанию возбуждала, и от послушания показалась вера его, как от доброго плода доброе дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, если нам приказывают что либо согласное с заповедью Господнею, или содействующее ей: то надобно принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию, исполняя сказанное: «долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» Христовою ( Ефес. 4, 2 ). Когда же приказывает нам кто-нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную; тогда благовременно сказать: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5, 29 ), помня Господа, Который говорит: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Иоан.10, 5 ), и Апостола, который для нашей безопасности осмелился коснуться и самих Ангелов, сказав: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Галат.1, 8 ). Из сего научаемся, что хотя бы и весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом, или советующий делать запрещенное им, всякий любящий Господа должен такового бегать и гнушаться им.    Вопрос 115. Как должны мы оказывать послушание друг другу? Ответ. Как рабы владыкам, по заповеданному Господом, «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» ( Мк.10 43), к чему Господь присовокупляет еще более убедительные слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» ( Мк.10 45); и по сказанному Апостолом; «любовью служите друг другу» ( Галат. 5, 13 ).    Вопрос 116. До чего должно оказывать послушание по правилу благоугождения Богу? Ответ. Апостол показал сие, представив в пример послушание Господа, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2 8), и сказав предварительно: «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2 5).    Вопрос 118. Кто ревнует об исполнении заповеди, и делает не то, что приказывают, но чего сам хочет, тот какую получает награду? Ответ. Какая следует за самоугодие. Поскольку же Апостол говорит: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Римл. 15, 2 ), и сильнее в том убеждает, присовокупив: «Ибо и Христос не Себе угождал» ( Рим.15 3); то угождающий себе должен знать свою опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010