Придя «не для того, чтобы творить (Свою) волю, но волю Пославшего» Его ( Ин.6:38 ), Он выполняет обязанности послушания родителям ( Лк.2:51 ), законным властям ( Мф.17:27 ). Во время же Своих Страстей Он доводит послушание до высшей точки, предавая Себя в руки бесчеловечных и неправедных властей, «страданиями навыкая послу­шанию» ( Евр.5:8 ), претворяя Свою смерть в самое цен­ное для Бога жертвоприношение — жертву послушания ( Евр.10:5-10 ). Вообще вся земная жизнь Иисуса Христа давала образцы послушания. Он был послушен Своим родителям и находился в полном повиновении у них не только в детском возрасте, но и до начала проповеди (т.е. примерно до 30 лет): «И Он пошел с ними и пришел в На­зарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ). Церковь находится в послушании у Христа как у Главы: «Церковь повинуется Христу» ( Еф.5:24 ). Все мы находимся в послушании у Церкви, но апостол говорит, что не все члены одинаковы: «И вы — тело Христово, а по­рознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителя­ми; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чу­дотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор.12:27—30 ). Так, некоторые важные вопросы апостолы решили на первом апостольском Соборе: «Тогда апостолы и пре­свитеры со всею церковью рассудили…» ( Деян.15:22 ), и после принятых решений исполняли их, находясь в по­слушании у Церкви: «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» ( Гал.2:10 ). Все христиане должны нести послушание Церкви. К тем хри­стианам, которые нарушают это послушание, применимы слова Христа Спасителя: «Если кто не послушает Церкви, да будет тебе яко язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), т.е. они становятся людьми, отказавшимися от Истинного Бога. В новозаветных поучениях апостолов понятие послу­шания получает некоторые различные оттенки: послуша­ние Богу, вере, послушание истине, послушание Евангелию, послушание учению и др.

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance НА САМОМ ДЕЛЕ. Послушание Христа 2 мин., 01.08.2009 В Священном Писании Господь говорит о Себе как о смиренном исполнителе воли Отца, говорит: «Отец мой более Меня». Так почему же Церковь настаивает на Его равенстве с Отцом? Сын действительно по природе равен Отцу, и упомянутые слова Евангелия относятся к Его личному смирению, а не к какой-то «низшести» по природе. Рассмотрим, например, часто упоминаемый стих: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор 11:3). Муж является главой жены, и она должна оказывать ему смиренное послушание. Значит ли это, что жена — существо низшее по природе по отношению к мужу? Ничего подобного, она такой же человек, сотворенное существо, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание — не свидетельство «низшести», но проявление любви и смирения. В другом месте Апостол говорит: Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил 2:3). Христианин должен почитать брата большим, чем он сам. Исповедует ли он себя при этом каким-то «недочеловеком»? Нет, конечно. Он должен поступать так «по смиренномудрию», а не потому, что он низший по природе. Так, послушание, признание другого высшим себя вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного. Именно таково послушание Иисуса — это послушание не того, кто ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет прославить не Себя, а Отца, это проявление не более низкого статуса, а морального совершенства Его личности. Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:7-8). Священное Писание — и когда оно говорит о божестве Иисуса, и когда оно говорит о Его смиренном послушании — описывает одну и ту же реальность: Сын Божий, совечный Отцу и равный Ему, добровольно уничижил Себя Самого и смиренно исполнил волю Отца, до смерти, и смерти Крестной, чтобы искупить нашу гордыню и наш мятеж.

http://foma.ru/na-samom-dele-poslushanie...

В этом последнем значении употребил его (апостол). Подобно тому как, когда говорит: « Другим церквам я причинял издержки » ( от иных церквей уях ) (11:8), он не разумеет, что взял тайно, но что явно отнял, все взял, так и здесь говорит: « пленяем », — поскольку борьба не равна, но весьма легка. Не сказал: « ниспровергаем ( низлагаем ) одно или два», но — « всякое превозношение » ( всяко возношение ); равным образом не сказал только: «мы побеждаем и одерживаем верх», но — « пленяем », подобно тому, как и прежде не сказал: «выдвигаем орудия против твердынь», но — «разоряем (твердыни), потому что у нас великое изобилие орудий; мы сражаемся не словами, но делами против слов, не мудростью плотскою, но духом кротости и силы». «Поэтому, какая мне нужда, — продолжает он, — превозноситься, величаться на словах и угрожать посланиями, — как они клеветали, говоря, что « в посланиях он строг и силен » ( послания тяжки ), — когда сила наша состоит вовсе не в этом?» 3. Так как в выражении: « и пленяем всякое помышление в послушание Христу » ( пленяюще всяк разум в послушание Христово ) слово « пленяем » тяжело, то иносказание он тотчас объяснил словами: « в послушание Христу », то есть, от рабства к свободе, от смерти к жизни, от погибели к спасению. «Мы пришли, — говорит он, — не для того только, чтобы низложить противников, но чтобы привести их к истине. « И готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится » ( И в готовности имуще отмстити всяко преслушание, егда исполнится ваше послушание ) (ст. 6). Здесь (апостол) устрашает не только тех (клеветавших на него), но и их (коринфян). «Мы, — говорит он, — ожидаем вас, чтобы, когда вы по нашим наставлениям и угрозам исправитесь, очиститесь и прекратите общение с ними (клеветниками), тогда, отделивши их одних, подвергнуть наказанию только неисцельно страждущих, как скоро совершенно узнаем, что вы от них отстали, потому что хотя и теперь повинуетесь, но не вполне. Скажешь: «Если бы ты это сделал теперь, то больше бы принес пользы?» Нисколько; если бы теперь я сделал это, то и вас подверг бы наказанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

15-18). Так как ты исполнил, говорит, повеление Мое и вполне показал свое послушание, то слушай: “ Мною клянусь, говорит Господь ”. Примечай снисхождение Божие: “ Мною, - говорит, - клянусь ”, чтобы ты был уверен, что все, сказанное Мною, совершенно исполнится. Как люди, сопровождая свои обещания клятвой, придают им большую твердость и тем успокаивают получающих обещания, так и Господь, применяя человеческое обыкновение, говорит: “ Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня ”. Заметь человеколюбие Господа. “ Не пожалел, - говорит, - сына твоего, единственного твоего, для Меня ”; а между тем Сам возвращает его (сына) живым. Не смотри здесь, возлюбленный, на конец события, но вникни в расположение душевное, с каким праотец беспрекословно исполнял повеление. А что касается произволения, то праотец уже обагрял свою руку кровью, уже касался ножом груди сына своего и действительно приносил жертву. Потому и Господь, как бы жертва на самом деле была внесена, воздает за то похвалу праведнику и говорит: “ Не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня ”. Но если ты не пощадил его ради Моего повеления, то Я пощадил его ради твоего послушания. В награду за такое послушание Я, “ благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое ”. Заметь обилие благословения, - это значит: Я еще более умножу семя твое. Сын, закланный в намерении твоем, распространит потомство твое до такого множества, что оно сравняется с числом звезд и с песком, и “ благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего ”... Все это, говорит, будет даровано тебе за твое великое послушание. Не можем ли и мы получить также бесчисленные блага, если будем оказывать послушание Господу, повиноваться Его повелениям, и подобно праотцу не испытывать Его повелений, а, как благомыслящие рабы, только исполнять их, всякое же суждение о повеленном предоставлять самому Господу? Если так мы приучим сами себя, то и мы будем в состоянии оказывать такое же, как праотец, послушание, и получить такие же венцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Ибо все, что делается для братьев, то Божие и делается ради Бога. Все, что делается для братьев, то Божие и ради Бога Глупый же, неразумный и гордый человек не понимает ни важности своего послушания, ни высоты и святости высшего послушания, ни также своего недостоинства для него и ищет этого нового служения: если он только будильщик, то стремится стать надзирателем, если он наставник, то хочет быть благочинным, а благочинный хочет стать иереем или игуменом; то же самое проделывается в других послушаниях. Важность всякого монастырского служения Вот я разъяснил вам значение послушаний. Прошу вас, не ведите себя глупцами в этом, но помните каждый важность своего служения и не считайте себя даже достойными для другого, высшего. Если вы так поведете себя, то каждый с радостью и рвением будет исполнять свое послушание, находить в нем Бога и не будет искать другого, (330) пока не решит и не переведет его тот, кто имеет на то власть. Если же дело пойдет иначе, то поднимутся смуты, бесчинства, послушания не будут исполняться и воцарится беспорядок. Но да никоим образом, прошу вас, этого да не будет – не будем так делать! Но будем делать все благочинно и боголепно, как это и делают некоторые среди вас сообразно с тем, что я сейчас сказал, ибо я по внутренним и по внешним признакам вижу и понимаю состояние ваших душ. Если кто хочет, таким образом, занять более высокое положение и получить более важное послушание, тот пусть почтит, освятит и прославит свое настоящее послушание путем его усердного исполнения. В таком случае, даже если бы у тебя и не было никакого желания менять свое послушание, наступит время, когда ты не по своей личной воле займешь высшее послушание, но сама истина заставит дать его тебе. Ибо Господь гордым противится ( Притч. 3:34 ) и Ему мерзок всякий высокомерный человек ( Притч. 16:5 ). Но вам всем Бог да подаст в страхе Божием и с дарованием смирения проводить успешно жизнь в настоящем и становиться совершеннее во всем дальше во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава вовеки. Аминь. Оглашение 103 О том, что нам на своей духовной войне нужно бороться и сражаться против нападающих на нас враждебных помыслов, дабы получить от Подвигоположника Христа награду за победу

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Самая главная причина покаяния – действие на сердце человека благодати Божьей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Вторая причина покаяния – наши личные усилия как отклик на призыв благодати Божьей. Наши усилия в первую очередь должны быть направлены на вражду с грехом, самоукорение, тщательное исполнение заповедей Божьих и отказ от осуждения. Плоды покаяния Искреннее исповедание грехов. Человек начинает замечать даже тонкие греховные помыслы. Появляется доверие духовнику, желание служить ближним. Получают развитие добродетели покорности и послушания. Нрав человека становится простым, непритворным, нелицемерным. Появляются умилительные, покаянные слезы, приносящие успокоение и радость душе. Главное свидетельство того, что грехи нам отпущены – ненависть ко греху. Добродетель послушания Определение добродетели Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или, наоборот, послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его (т.е. наставник). Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения» (Леств.4:3). Священное Писание о добродетели Удивительное послушание оказывает Исаак Аврааму: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» ( Быт.22:9 ). «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). " И Он (Иисус) пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (родителей). И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ). «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

§ 303. Послушание, которое христианин должен своему Богу оказывать, состоит в том, чтобы он волю свою воле Божией во всем старался покорять, и что Бог ни повелевает, ко всему тому охоту свою показывать, и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благоугодно, как и апостол написал: «Поступайте, как чада света, ибо плод духовный есть во всякой благостыни, правде и истине, испытывайте, что благоугодно Богу» ( Еф.5:8–10 ). Истинное послушание не смотрит, трудно ли, или удобно, тяжко ли или легко то, что повелевается, но на всякое повеление, какое бы оно ни было, готовым себя показывает, с пророком отдавая свое сердце в послушание Богу: «Готово сердце мое» ( Пс.107:2 ). Оно рассуждает не о повелеваемом, но о воле и желании повелевающего лица: кто и каков, и что хочет от него повелевающий; довольствуется тем, что Тот, Который повелевает, – это Бог его, и того, что повелевается, Он хочет от него. Бог, говорю, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. Поэтому не о повелении рассуждает, но о силе и власти Повелевающего. Потому показывает охоту исполнить Его повеление. И так, что хочет Повелевающий, то хочет и делает, а чего не хочет, не хочет и не делает. Такое послушание оказал Богу Авраам, праотец святой, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «Выйди из земли твоей, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в землю, которую тебе покажу " , и прочее ( Быт.12 и след.), – он не отказался это исполнить, оставил свое отечество, свой род и дом отца своего, и пошел в землю чужую, неизвестную, как апостол о том написал: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» ( Евр.11:8 ). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божиему сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник, на всесожжение, и хотя не делом, но произволением заклал его (см. Быт 22:1–12 ). Сын был единственный, сын, отцом возлюбленный, сын, по обещанию Божиему данный и в старости рожденный, сын, о котором сказано ему Богом: «в Исааке наречется тебе семя» ( Быт 21:12 ; Евр.11:18 ). Но верный и искренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, не смотрел на такое тяжкое и неудобное повеление, но внимал власти, силе и всемогуществу Повелевающего, " он думал, – говорит апостол, – что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр.11:19 ). А от искреннего своего послушания искреннюю веру в Бога показал святой праотец. Вера его к послушанию возбуждала, и от послушания показалась вера его, как от доброго плода доброе дерево. Святой апостол о нем написал: «не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» ( Иак.2:21–22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

“ Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон ” (Рим. 13:8). О повиновении начальствующим “ Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся ” (ст.16). Апостол заповедует коринфским христианам повиноваться Стефану и домашним его, поскольку они — первые в Ахаии по вере и добродетели и посвятили себя на служение святым. Но, сказав в общем смысле, повинуйтесь таковым, апостол обязывает тем христиан оказывать послушание не одному только Стефану и домашним его, но вообще всем подобным им, “ ко всякому содействующему и трудящемуся ” в делах добродетели. Не обязывает ли и нас эта апостольская заповедь к послушанию тем, которые поставлены выше нас? 1. Мы должны всегда слушаться приказаний начальствующих. На каких основаниях по преимуществу? а) Послушание лучше жертвы . Сначала должно быть приказание, потом уже готовность. Многие делают это беспрекословно. Многие подают милостыню и не исполняют своих обязанностей послушания. б) Послушание — главная часть любви . Мы должны любить всех людей, но особенно поставленных над нами. Если только я люблю кого-нибудь, то с радостью исполняю его волю. Следовательно, мы должны слушаться. Дитя, ты тогда только любишь родителей, когда повинуешься им! Кто истинно любит царя? в) Послушание доставляет выгоду . Пользуются любовью начальствующих. При радостном послушании каждое дело легко. Охраняют себя от наказания, от греха и его последствий. Сравнение различного положения послушных детей, учеников, слуг, граждан и т. д. 2. Мы должны редко дожидаться приказаний начальствующих. Т. е. должны всегда исполнять свой долг, не нуждаясь в приказаниях за исключением редких случаев, где требуются особенные приказания. “ И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков ” (Колос. 3:23). Примеры лучше объяснят это: а) Если детям нужно всегда приказывать и только тогда они слушаются, то они — не добрые дети. Они должны делать свое дело, не дожидаясь повелений и понуждений отца и матери. Работать, посещать школу или церковь, возвращаться домой и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вера – мать послушания ( 104, 1505 ). Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем в книге? Бытия. Когда ему повелел Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего и иди в землю, которую я укажу» и прочее ( Быт. 12, 1 ), он не отказался сделать это. Оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чужую, незнакомую, как писал апостол: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» ( Евр. 11, 8 ). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божию привел и вознес на жертвенник во всесожжение своего сына Исаака, и хотя не на деле, но произволением заклал его ( Быт. 22, 1–12 ). Верный и искренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, невзирая на столь тяжкое и непостижимое повеление, но внимал власти Повелевающего, силе и всемогуществу, «ибо он думал, – говорит апостол, – что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр. 11, 19 ) ( 104, 1505–1506 ). Без истинного послушания ничто не угодно Богу. Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк. 6, 46 ); «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», – говорит апостол ( 2Тим. 2, 19 )... Ни молитва, ибо написано: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин. 9, 31 )... Ни пение, ни хваление, ни славословие, ни прочее устное почитание Богу не приятно без сердечного почитания, как о таких говорит Бог: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). Надо. непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить святое имя Божие, которое святые Ангелы с благоговением воспевают ( Ис. 6, 3 ). Ибо всякое устное почитание без сердечного есть лицемерие ( 104, 1508–1509 ). Истинное послушание не смотрит, трудно или удобно, тяжко или легко то, что повелевается, но готово на всякое повеление, какое бы оно ни было, вместе с Пророком отдавая сердце свое в послушание Богу: «Готово сердце мое» ( Пс. 107, 2 ). Оно думает не о повелеваемом, но о лице, воле и желании повелевающего, кто и каков он, и чего от него хочет. Оно довольствуется тем, что Бог есть Тот, кто повелевает, и того, что повелевается, хочет от Него Бог, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. Потому рассуждает не о повелевании, но о силе и власти Повелевающего. Потому охотно исполняет Его повелевание. И так – чего хочет Повелевающий, того и оно хочет творить, и чего Он не хочет, того и оно не хочет и не делает ( 104, 1512 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Возражение 2. Далее, дело представляется так, что повиноваться надлежит в первую очередь тем, кто руководствуется рассудительностью других, поскольку сами они не обладают должным различением. Но апостол сказал, что «“твёрдая” же “пища” свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:14 ). Следовательно, похоже, что послушание не свойственно состоянию совершенства. Возражение 3. Далее, если бы послушание было необходимо для монашеского совершенства, то из этого бы следовало, что оно приличествует всем монахам. Но это не так, поскольку некоторые монахи ведут уединённую жизнь, и над ними нет никого, кому бы они повиновались. К тому же старшие монахи явно не обязаны повиноваться. Следовательно, послушание, похоже, для монашеского совершенства не обязательно. Возражение 4. Далее, если бы обет послушания был для монашества необходим, то из этого бы следовало, что монахи обязаны повиноваться старшим во всём подобно тому, как обет безбрачия обязывает их воздерживаться от любого соития. Но они не обязаны повиноваться им во всём, о чём уже было сказано (104, 5) нами при рассмотрении добродетели повиновения. Следовательно, обет послушания не является необходимым для монашества. Возражение 5. Кроме того, Богу наиболее угодны те служения, которые исполняются свободно и без принуждения, согласно сказанному [в Писании]: «Не с огорчением и не с принуждением» ( 2Кор. 9:7 ). Но то, что делается из послушания, делается по требованию предписания. Поэтому большей похвалы заслуживают те добрые дела, которые делаются по собственному решению. Следовательно, монашеству, посредством которого люди стремятся достичь наилучшего, не приличествует обет послушания. Этому противоречит следующее: монашеское совершенство в первую очередь состоит в подражании Христу, согласно сказанному [в Писании]: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё, и раздай нищим... и следуй за Мною!» ( Мф. 19:21 ). Но повиновение Христа заслуживает особой похвалы, согласно сказанному о том, что Он был «послушным даже до смерти» ( Филип. 2:8 ). Следовательно, похоже, что для монашеского совершенства послушание необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010