О, какое явное бесстыдство! О, сколь открытая разбойничья языковредность! Когда Ирод «расспрашивал их, где надлежит родиться Христу» (Мф. 2:4), то они еще более дерзновенно говорили: «В Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:5) и указывали на пророческое предсказание и приводили слова священноявителя, свидетельствовавшего: «Пророк великий восстал» во Израиле. И ныне с прикровенным лицом (2 Кор. 4:15–16) до сих пор восклицают: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29). Воистину «не познали и не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81:6). Воистину сей «народ глупый, а не мудрый» (Втор. 32:6). Справедливо Христос вопиял к ним: «Мы играли вам на свирелях, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11:17). Кто сможет по достоинству представить их неблагодарное мнение? Кто обличит их злобную враждебность? Столькие для них почерпал Христос чудотворения, укрепляя расслабленных, очищая прокаженных, даруя здравие болящим, исцеляя бесноватых, открывая зеницы очей, восставляя их мертвых из гробов, превращая воду в вино и даруя им тысячи других чудес, о которых трудно и рассказать. И веры в них не было никакой, пусть и на краткое время. Пусть ты не веришь нам, о иудей, прочти священноявителей . Открой страницы, лежащие пред тобою. Не принимай ни Петра, ни Павла. Не считай святыми Евангелистов. Послушай хотя бы Моисея. Что он написал в законе? «Пророка вам воздвигнет Господь Бог из братьев ваших, как меня, Его послушаете» (Втор. 18:18). Смотри, что восклицает Исаия, пророчествуя: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14). Послушай Иеремию, вопиющего о великом: «Сей Бог наш, не сравнится иной с Ним» (Вар. 3:36). И немного ниже: «После сего Он на земле явился и обращался с людьми» (Вар. 3:38). Смотри, что знаменовал Захария: «Се Муж, восток имя Ему» (Зах. 6:12). И Малахия: «Воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды и исцеление на крыльях Его» (Мал. 4:2). И это слово с другими удостоверила и запечатлела кровоточивая жена, исцелившаяся через много лет, принявшая исцеление, коснувшись крыла Его одежды.

http://pravoslavie.ru/80678.html

И созижду в род и род престол Твой Созидатем здесь называет Бог увеличение и усовершение, а престолом – царство. Заметь, читатель, что Бог царство Христово назвал царством Давида; это потому, что Христос по плоти происходил от Давида. Так и у нас есть обыкновение царство сына называть царством отца его по естественному единению сына с отцем и наоборот отца с сыном (1). (1) Бог дал Давиду чрез Нафана обещание следующими словами: Возставлю семя твое по тебе, – того, кто будет от твоего чрева, и уготовлю царство его. Он построит Мне, дом во имя мое, и Я поставлю престол его до века ( 2Цар. 7:12 ). К сему присовокупляет великий Афанасий: Явно, что это не относится к самому Давиду; ибо как может относиться к умершему? Но ко Христу, как происходящему от него и всегда живущему и царствующему. А если это не (относится) ко Христу; то сии слова у евреев без значения; потому что у них не осталось ни престола, т. е. царского достоинства, ни кого-либо из семени Давидова. Слова Исихия: И где поклялся, как не там, где сказал ему: и будет, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, Я восстановлю семя Твое и пр. Слова Дидима: Поелику Бог верно оказывает милость, то представляется клянущимся потому, что обыкновенно у людей клятвою удостоверяют свои слова. Итак, поелику Бог непреложен, то клятва Его означает непреложность определения Его совета. Диодор: Поелику Давид поклялся Господу – не дать себе покоя, доколе не найдет места для Господа, в жилище Богу Иаковлеву, то посему и Бог за клятву его воздает клятвою: поклялся, говорит, Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: от плода чрева Твоего посажду на престоле твоем ( Псал. 131 ). Пс.88:6 .  Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи Небесами Давид называет здесь небесные силы: небесные, говорит, силы будут благодарить за сии удивительные дела твои, Господи! Глагол: исповедят, – здесь не сочинен, как должно; ибо вместо того, чтобы сказать: исповедятся, или будут благодарить за чудеса Твои, он сказал: чудеса Твои(1). Или под небесами ты должен разуметь мыслящих о небесном и высоких по жизни людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

По мысли пресвитера Филиппа, страдалец здесь свидетельствует о том, что «телесные раны и муки мыслей постоянно изнуряли» его, «так что он объявляет, будто уже испытывает наказание ада». Кроме того, дойдя до самой страшной степени этой муки и произнося слова гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя ( Иов. 17:14 ), Иов как бы говорит друзьям: «Я загниваю столь долго, что имею право само гниение и червей, расплодившихся в ранах, назвать своими родителями...» 742 ...Свет у беззаконного потухнет. Вторая речь Вилдада (Иов. 18:1–21) Далее в библейском тексте следует вторая речь Вилдада, содержащаяся в 18-й главе книги Иова. Сначала ( Иов. 18:1–4 ) Вилдад, оскорбленный словами Иова, обращенными к друзьям (Выслушайте, все вы, и подойдите; не найду я мудрого между вами – Иов. 17:10 ), жалуется Елифазу и Софару на то унижение, которому подверг их страдалец. Здесь же Вилдад упрекает Иова в тщеславии: он грешник, но необоснованно надеется, что Бог ради него изменит тот приговор и ту судьбу, что неизменно преследуют на земле богопротивников, грешников и гордецов. И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал: когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? [О ты], раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего? ( Иов. 18:1–4 ). По мысли преподобного Исихия Иерусалимского , Вилдад столь резко реагирует на слова Иова именно потому, что праведник остается тверд и непоколебим в исповедании собственной нравственной чистоты и верности Богу. Ведь «чем больше Иов замечает усиление своих врагов, тем сильнее он становится против них. Чем больше он видит, что число клеветников возрастает, тем больше освежаются силы его, чтобы отстаивать истину. Не только воодушевлением, но и крепостью своей Иов обнаруживает истину». Иов здесь как бы постоянно и настойчиво говорит друзьям: «вы не понимаете мудрости Бога и не ведаете домостроительства Его в отношении праведников и грешников» 743 . Друзья же не готовы и не способны признать истинность его слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов вновь мечтает о смерти: И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! ( Иов. 10:18–19 ). По мнению преподобного Исихия Иерусалимского , Иов (в русле все той же проблемы теодицеи) здесь с горечью осознает, что сама его судьба как бы перечеркивает одну из важнейших сторон нравственного Божественного учения: спасительную необходимость для человека стремиться к святости и хранить праведность. Да, Бог постоянно говорит нам о пользе для человека праведности. Но так ли это на самом деле, в нашей реальной жизни? Иов задается этим вопросом и с ужасом обнаруживает, что ответ на него содержится в его собственной судьбе. Причем самое страшное здесь то, что ответ этот – отрицательный. Сам Иов как раз и является зримым опровержением какой-либо пользы для человека хранения Божественных заповедей. Иов был и свят и праведен и, несмотря на это, оказался унижен, повержен, несправедливо ввергнут Богом в страшные страдания. Любой свидетель его мук может сказать: ну и зачем же тогда Человеку стремиться к святости, исполнять заповеди Божий, если Господь все равно поступит с ним столь же несправедливо, как Он поступил с Иовом? Значит, в праведности для человека вообще нет ни толку, ни проку 639 . Но отказ от стремления к праведности неизбежно приводит всякого человека к нравственному саморазрушению, к духовной гибели. Именно поэтому, ради того, чтобы не стать зримой проповедью против учения о пользе для человека стяжания святости, праведности, Иову, по его убеждению, было бы лучше вообще не рождаться на свет. Иов завершает свою речь обращенной к Богу мольбой: Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма ( Иов. 10:20–22 ). Как человек ветхозаветной эпохи, Иов не может говорить о своем скором – после кончины – упокоении в Царствии Небесном. Более того: по мысли Дидима Слепца , Иов, по собственному предельному смирению, усваивает себе посмертное существование в самых глубоких пропастях адской бездны. Именно «уделяя себе худшее... святой... называет» свое будущее загробное существование «мрачной и темной землей тьмы вечной, где нет света и жизни смертных» 640 . Пустословие твое заставит ли молчать мужей... Первая речь Софара (Иов. 11:1–20)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов говорит здесь и о том, что он вот-вот умрет хотя бы потому, что у него уже закончился тот запас физической прочности, которым прежде обладала его телесная природа: больше страданий ему просто не вынести. Так, по Златоусту, свидетельствуя о себе, что он распадается, как одежда, изъеденная молью ( Иов. 13:28 ), страдалец под ризой, съеденной молью, подразумевает телесные страдания, которыми не меньше, чем молью, съедается и разрушается тело» 695 . Затем ( Иов. 14:1–6 ) Иов молит Бога обратить внимание на то, как слаб человек и насколько коротка наша жизнь. Он просит Господа хотя бы о недолгом отдыхе от страданий, предваряющем близящуюся смерть: Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего ( Иов. 14:1–6 ). С точки зрения древних толкователей, в этой части своей речи Иов особо ярко выражает мысль о том, что, будучи лично праведен, безгрешен, он в то же время пребывает под властью прародительского греха, бессилен в любых попытках преодолеть последствия греха Адама. Именно такую нечистоту здесь и признает за собой Иов. Так, по мысли преподобного Исихия Иерусалимского , слова Иова о том, что человек как цветок... выходит и опадает ( Иов. 14:2 ), повествуют нам как раз о миге грехопадения Адама: подобно цветку «он процветал в раю... Но он опал, когда Адам соблазнился обманом змея. В тот момент он убежал, как тень (ср.: Иов. 14:2 ), потому что, будучи наг, утаился от Бога и скрылся под райским деревом. Когда Бог звал его: [Адам], где ты? ( Быт. 3:9 ), он не показался... Так разрушилась наша надежда. Поскольку человек был изгнан из рая, он лишился своих благ и погиб...» 696 По мысли святителя Григория Великого , говоря И на него-то Ты отверзаешь очи Твои ( Иов. 14:3 ), страдалец тем самым подразумевает, что Бог обратил Свои очи на Иова, чтобы, увидев его нечистоту, поразить. Как пишет Двоеслов, «для всемогущего Бога отверзать очи значит исполнять Его суды, видеть того, кого поразить. На того же, кого Бог не желает покарать, Он смотрит словно закрытыми глазами». В то же время под словами Иова и меня ведешь на суд с Тобою ( Иов. 14:3 ) следует понимать честное признание страдальцем собственной духовной немощи вне Божественного очистительного воздействия и без Божественной помощи: «Он видит, что никто не бывает чист сам по себе, а чтобы смочь» достичь жизни в Боге, сначала «надо уйти от нечистоты» прародительского греха «и покорить ее чистоте» 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Однако благодаря страданиям, ставшим для него некоей школой богопознания, главным из которых для Иова оказывается «мука теодицеи», а также посредством горячей молитвы и настойчивого поиска Бога Иов постепенно меняется. Ведь, по словам святителя Григория Великого , попускаемая Богом ради пользы того или иного подвижника, ради его духовного роста, «...испытываемая человеком богооставленность изменяет образ его мыслей» 344 . Конечно же, как следует из текста библейской книги, Иов не только в первых своих речах, но и в последних будет обращаться к Богу со все теми же словами упрека и отчаяния за испытываемые им абсолютно непереносимые для любого человека страдания; так будет продолжаться вплоть до самого вступления в диалог с Иовом Бога. Но вместе с тем, как мы увидим, Иов, постепенно совершенствуясь в духовном росте, очень многое приобретет и постигнет, стяжав осознанное упование на скорое пришествие грядущего Христа и веру в воскресение мертвых. Его пророчество станет пророчеством, срастворенным надеждой и любовью, живущими в нем вопреки всей испытываемой боли, вопреки переполняющим его сердце чувствам безнадежности и безысходности. Итак, Иов продолжает свою обращенную к Богу молитву и просит у Творца покоя, который ему может даровать смерть: Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего ( Иов. 3:13–19 ). Иов не страшится смерти. Для него она желанна, ибо может даровать ему долгожданный покой и прекращение мучений. По мысли преподобного Исихия Иерусалимского , всякому христианину следует воспринимать смерть именно так, как это делает Иов: «Итак, уход из этого мира – не повод для печали, ибо смерть – это покой и освобождение от боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Под «постыждающими» Иова (ср.: Иов. 11:3 ), под справедливо возражающими ему Софар, в соответствии с мыслью Златоуста, подразумевает или же друзей страдальца, или даже Самого Бога 644 . Затем Софар говорит Иову: Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению ( Иов. 11:4–6 ). По замечанию преподобного Исихия Иерусалимского , Софару кажется, что Иов утверждает собственную, личную безгрешность, свою чистоту в очах Божиих лишь по причине гордыни. Софар не знает, что слова о нравственной чистоте страдальца «принадлежат не Иову, а Богу». Ведь «именно Бог определил Иова непорочным в делах и как человека, отворачивающегося от зла (см.: Иов 1:8; 2:3 )». Это означает, что Софар невольно «отвергает свидетельство Самого Бога» 645 . Святитель Григорий Великий парадоксальным образом видит в этих принадлежащих Софару жестоких упреках в адрес Иова и изливающееся из его уст (пусть даже и помимо воли и сознания Софара) Божественное слово, наставляющее страдальца в понимании подлинного значения его несчастий. Божественная воля ради все той же пользы праведника иногда приводит таких святых людей в состояние богооставленности – не глаголет к ним, скрывая от них тайны Своей Премудрости (ср.: Иов. 11:5–6 ) – во имя их духовного совершенствования. Бог делает это для того, чтобы в них проснулась подлинная неутолимая жажда Бога и возникло стремление беспрестанно Его призывать и искать. Как пишет об этом святитель Григорий, «таинственны... дела высшей премудрости тогда, когда Бог отступает от тех, кого создал... когда Он, озаряя нас светом Своего сияния, попускает искушения плоти и поражает нас мраком слепоты; когда Он не печется о дарах, которыми нас наделил; когда Он, возбуждая к Себе устремления нашей души, Своим тайным советом стесняет нас нашим бессилием» 646 . Софар продолжает: Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, – что можешь сделать? глубже преисподней, – что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря ( Иов. 11:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Таковым был и святой Григорий Синаит , который сначала, по неведению лучшего, придерживался одного пения, будучи же наставлен одним критянином, заменил многое пение умною молитвою и, на опыте познав, что не бывает такого быстрого и легкого успеха от пения, как от молитвы, повелел всем иметь все старание о молитве, петь же немного из-за уныния. Будь же внимателен, человек, к себе и к твоему упорству, да не пошлет на тебя Бог за это дух ожесточения: очами не видеть и ушами не слышать, как свидетельствует против тебя Священное Писание, подобно тому, как свидетельствовал Илия на Израиля к Богу, Которому и ты сопротивляешься. Не надейся же и не верь, что успеешь достигнуть чего-либо духовного, если не покоришься призывать Иисуса Христа на каждый злой помысл и на всю силу вражию, как говорит святой Исихий: «Не найдешь крепчайшего оружия на врагов ни на небе, ни на земле, кроме имени Христова». И невозможно тебе избежать горького напоения злыми помыслами или перестать вкушать хлеб из отрубей до тех пор, пока не поревнуешь вкушать чистого хлеба, сшедшего с неба, вкушающие который не будут алкать во веки, получая веселие и радость, а не страх или неразумное утешение, или, что то же, радостное самомнение. Ибо как закон, не будучи в силах сам по себе сделать человека безгрешным, отсылал всех ко Христу и к Нему сам стремился, как бы умаляя тем свое значение, так и внешнее пение, сообщив делателю первоначальное обучение, передает его Христу, то есть умной молитве Иисусовой, как не имеющий сил сам собою возвести его в духовное действо, хотя при этом само то пение из-за молитвы сокращается и отходит на второе место. Если же и не все хотят обратиться от пения ко Христу, то нет в этом вины самого пения, как нет и вины закона в противлении иудеев, но виною тому один только их плотский ум и неведение силы, сокровенной в Священном Писании . Ибо они думают, что растягивать сладкие гласы и изливать языком красивые слова – это есть начало и конец молитвы. Они не поняли сказанного Господом: «Яко веруяй в Мя...

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Но что значит: во свидетельство всем народам? Так как Евангелие всюду было проповедано, – замечает святой Иоанн Златоуст , – но не всюду уверовали в него, Христос говорит: во свидетельство будет не уверовавшим, – то есть, в обличение, в осуждение; во свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших и осудят их». 803 «Тогда придет конец… Следовательно, не пришел, а только, так сказать, приблизился. Таким образом мы имеем здесь общий признак конца (этого порядка вещей, конца настоящего мира), а не непосредственный, так что точное наступление кончины мира остается неизвестным. Блаженный Августин на вопрос епископа Исихия о времени кончины мира отвечал: тогда придет... – что означает как не то, что не придет прежде. Но когда придет после, – неизвестно это для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется Евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца». 804 Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников. Итак, весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова ( Рим.11:25–26 ). Так как вступление в Церковь Христову полного числа язычников совпадет с концом проповеди Евангелия всем народам, и иудеи обратятся ко Христу не раньше того, как войдет в Церковь полное число язычников, то, следовательно, обращение всего Израиля произойдет в самые последние времена и послужит признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. Указание на то, что иудеи обратятся ко Христу незадолго до Его пришествия содержится также в других словах апостола: если отвержение их (иудеев) – примирение мира (с Богом), то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? ( Рим.11:15 ). Т.е. ничему иному не оставалось бы совершиться (по обращении иудеев ко Христу), как воскресению мертвых, так как весь мир будет духовно оживлен. Обращение Израиля имеет совершиться при посредничестве пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Сначала он стремится сообщить о малом, затем о более тяжелом и, наконец, о смерти детей. Не столь тяжело принял бы отец утрату домашних вещей, если бы уже слышал, что лишился своих сыновей, и меньше бы страдал от потери имущества, зная о смерти детей. Ведь наследство ничего не значит, если первыми погибают те, для которых оно береглось. Начиная с меньшего сатана сообщал самое тяжелое в конце, чтобы по мере того, как Иов узнавал худшее, каждая рана причиняла бы его сердцу скорбь» 255 . Святитель Иоанн Златоуст очень ярко и предельно реалистично рисует перед нами ту страшную картину, что должен был увидеть Иов в ту минуту, когда он – уже после гибели сыновей и дочерей – пришел к развалинам дома своего первенца: на то место, что прежде было исполнено радостью общения и мирного единодушия пирующих здесь детей праведника, а теперь сделалось их совместной могилой. Златоуст пишет: «Что должен был испытать этот мужественный подвижник? Он пошел в дом, который сразу, в одно и то же время, оказался и домом, и гробом, местом пира и надгробием, где праздник сменился плачем. Он раскапывал и отыскивал члены детей и находил вино и кровь, хлеб и руку, глаз и прах. И он брал то руку, то ногу, то голову; вытаскивал вместе с землей, с обломками камня и дерева то часть чрева, то какой-нибудь из внутренних органов вместе с прахом. Сидел этот подвижник, поднимающийся до неба, рассматривая растерзанные члены своих детей. Сидел он, прикладывая член к члену, руку к руке, приставляя голову к груди, колена к бедрам» 256 . Но, несмотря на весь этот увиденный, прочувствованный и пережитый им ужас, Иов не возроптал на Бога, не осудил Его за все то, что случилось ныне с ним: Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге ( Иов. 1:20–22 ). Мы видим: Иов раздирает свои одежды и остригает волосы, низвергается на землю, ибо пребывает в крайней степени горя. Вместе с тем он по-прежнему смиряется перед волей Божией и благодарит Его абсолютно за все, что посылается на его жизненном пути. По словам святителя Григория Великого , Иов «хоть и рыдая, шествует по правому пути, поскольку его уста даже среди стенаний открыты для похвалы Богу, ибо он тотчас говорит: Господь дал, Господь взял, как Господу было угодно, так Он и сделал; да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1:21 )» 257 . Итак, Святые Отцы настаивают на том, что сказанные здесь Иовом слова были искренним выражением принятия праведником воли Творца, свободным его согласием абсолютно на все, что волит Бог в отношении Иова, – даже и на самые великие скорби. По формулировке преподобного Исихия Иерусалимского , здесь Иов «воздавал хвалу Богу словами», именно «созвучными его помышлениям» 258 – совершенно искренне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010