Иногда благоволит посылать из того мира разные лица, тоже въяве или в сновидениях, в своем виде или под каким-либо другим образом. Так многократно являлась Матерь Божия , одна, или с Предвечным Младенцем, или в сопровождении святых – одного, двух и многих: великомученица Екатерина (24 ноября), например, обращена явлением ей Божией Матери во сне с Предвечным Младенцем, обручившим ее Себе в невесту. Многократно являлись Ангелы , по одному и целыми сонмами: например, святому Андрею юродивому (2 октября) во сне представился весь мир святых Ангелов в противоположность полчищу темных сил; многократно являлись святые : например, святитель Митрофан – врачу-лютеранину, девице больной и многим другим. Иногда самый мир тот и особенно его чин и как бы основные начала живописуются пред неведущим сознанием в поразительном каком-либо образе, как это видно из приведенного уже случая со святым Андреем юродивым и из многих других примеров, в которых лицам обращенным были представлены или блаженные селения праведных, как царю индийскому и брату его, после того как святой Апостол Фома (6 октября) роздал бедным данные ему на построение дома деньги; или страшные мучения грешников, как Исихию Хоривиту (3 октября, Пролог), или производство посмертного суда, как Петру булочнику, бросившему булку в лицо нищему; или была напечатлеваема глубокая мысль о смерти и участи после нее, как Иоасафу царевичу (19 ноября), святому Клименту (25 ноября) и одному юноше развратному, которому умирающий отец завещал непременно каждый вечер заходить в комнату, где он умирает. Иногда дается осязательно ощутить невидимую некоторую силу, среди видимых сил и явлений действующую, но разительно отличную от них и исходящую из иного мира. Сюда относятся все вообще чудеса, помощью которых бывшие обращения исчислить и возможности нет. И Спаситель сказал, что неверующие и не уверуют, если не увидят знамений. Большая часть их явлена после Христа Спасителя, в первые времена христианства Апостолами, а за ними святыми мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Другой святой нашей Церкви, преподобный Иоанн Лествичник , таинник памяти смертной, анализирует в двадцати шести собранных вместе главах этот великий и важный вопрос на точных и выразительных примерах. Он рассказывает о достоверном факте, свидетелем которого был сам. «Это случай с монахом Исихием Хоривитом, который жил весьма беспечно и совершенно не заботился о своей душе... Но вот он очень сильно занемог и в течение часа казался уже умершим. Однако он очнулся и тут же попросил всех нас уйти. Затем Исихий затворил дверь своей келлии и оставался в ней в течение двенадцати лет, ни с кем более не говоря, живя все это время затворенным и не вкушая ничего, кроме хлеба и воды. В затворе он ужасался и сетовал, помышляя о страшном и удивительном, увиденном им во время восхищения. Он был настолько погружен в свои мысли, что никогда не менял своего выражения. Пребывая как бы вне себя, он тихо проливал теплые непрестанные слезы. Когда же приблизился час его смерти, мы, отбив дверь его келлии, прошли внутрь и просили его сказать нам душеспасительное слово в наставление и утешение. Но он лишь промолвил: «Простите... Кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить». Мы, – продолжает преподобный Иоанн, – изумились, видя, что в том, который был прежде столько нерадив, внезапно произошло такое блаженное изменение и преображение». 652 Так память смерти поистине может вести к смерти греха, а в душе бдительной и бодренной может сделать грех бессильным совершенно. Преподобный Пахомий Великий , основоположник общежительного монашества, писал в своем Катехизисе: «Братия, давайте бороться всем сердцем, чтобы держать в уме на всякий час смерть и страшный ад. Через памятование смерти разум бодрствует и делается сознательным, отступают самолюбивые помыслы и гордость, созидается же в душе дух смирения без всякого тщеславия». Когда человек памятует час смерти и судилище беспристрастного Судии, то он ограждается от множества прегрешений и становится «на деле истинным храмом Божьим», и тогда «какое диавольское коварство сможет нас обмануть?» 653

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Богослов пречудный Дионисий тайнозритель, Тайн Божественных списатель, к небу управитель, Ум собрал он в сердце, к Господу его вперил – И всю славу иерархии Небесных Сил явил: Херувимы, Серафимы и Престолы вышние – Се есть первый чин, к Владыке Богу ближний. Власти, Силы светлые, Господства вечные – Се срединный чин у Бога неботечный. С Архангелами Ангелы вкупе и с Началами – Третий чин, что знаменьми прославился немалыми. В страхе Матерь Божию святитель созерцал, Дивные небесные законы постигал: Видел он теченье бесконечных горних сил И сияньем звездным свое сердце озарил. В книгу все увиденное с тщанием собрал, Людям в назидание благое передал. Подвиг свой земной скончал он смертью за Христа, После же – в чертогах райских на небе блистал. Воинства бесплотные, дарами дивными богаты, Таинником именуют Дионисия и братом. 2. Преп. Иоанн Хозевит . Египтянин. Подвизался в Хозевитской обители в правление императора Иустиниана. Служа Божественную литургию, не раз видел небесный свет в алтаре. Близ него подвизался старец Анания. Удивительным было смирение этих святых подвижников. Некий человек привел своего помешанного сына к старцу Анании, чтобы тот своей молитвой его исцелил. Анания же послал его к Иоанну, почитая сего болыпим себя. Иоанн же не мог не послушаться старца, но приказал демону: «Во имя Иисуса Христа повелевает тебе Анания, а не я, выйти из сего юноши!» 3. Преп. Дионисий Печерский . Иеромонах и затворник. На Пасху 1463 года с ним произошел такой случай. С крестом и кадилом обходил он пещеры, чтобы окадить мощи и гробницы усопших святых подвижников. Преисполненный радости о Воскресении Христовом, он, войдя в пещеру, воскликнул: «Святые отцы и братья! Христос воскресе!» И в то же мгновение из гробниц раздался громогласный ответ: «Воистину воскресе!» 4. Блаж. Исихий Хоривит . Сначала нерадел о спасении своей души. Но тяжело заболел и умер – однако вернулся из смерти и выздоровел. Это событие его всецело переменило. Затворился он на Святой Горе (то есть в данном случае – на Хориве. – Пер.) в келью и на протяжении двенадцати лет ни с кем не перемолвился словом. Перед кончиной монахи отворили его келью и упросили его сказать им какое-нибудь наставление. Блаженный Исихий лишь ответил: «Кто помышляет о смерти, тот не может согрешить». От него произошли так называемые исихасты, которые безмолвие, богомыслие и умную молитву ставили в качестве высшего делания настоящих монахов. Был у них особый скит исихастов, или безмолвников, на Святой Горе. Рассказывают и о святителе Григории Богослове , что он брал на себя подвиг безмолвия в течение Великого поста. Жил блаженный Исихий в VI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

11 …из Оковъскаго лса… – Судя по этому описанию, Оковский лес находился на водоразделе рек Днепра и Волги, то есть в районе Валдайской возвышенности. 12 Тм же и из Руси можеть ити по Волз в Болгары и въ Хвалисы… – Под болгарами здесь разумеются волжские болгары, Хвалисы – древнерусское название Хорезма (отсюда и «Хвалисское море» или «Хвалынское» – Каспийское море). 13 …жребий Симовъ… до племени Хамова. – По библейской легенде, три сына Ноя – Сим, Хам и Иафет (Афет) – стали родоначальниками народов мира. Жители северных и западных стран – потомки Иафета; жители восточных стран – потомки Сима; жители южных стран – потомки Хама. 14 Онъдрю учащю въ Синопии и пришедшю ему в Корсунь… – Рассказ о посещении Русской земли апостолом Андреем хотя и не соответствует действительности, не может, однако, считаться выдумкою самого русского летописца. Отметим, что миссия апостола Андрея в Синопию и в Корсунь (I в. н. э.) известна по греческим «Деяниям» апостола Андрея (она входит в описание последнего – третьего – его путешествия). Синоп – греческая колония на южном берегу Черного моря, впоследствии крупный политический центр Византийской империи. Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму. 15 Увозъ Боричевъ. – Боричев подъем соединял центральную часть Киева, расположенную на горе, с Подолом. Где находились поминаемые затем Щековица и Хоривица, установить не удалось. 16 Стр. 32. В лто 6367. – В древней Руси до Петра летосчисление велось «от сотворения мира» и началом года считался либо день 1 сентября, либо день 4 марта. От «сотворения мира» до «рождества Христова» считалось 5507–5508 лет (следовательно, дата нашей эры получается, если от древнерусской даты отнять 5507 или 5508 – в зависимости от того, приходится событие на время до 1 марта или 1 сентября или после, но до 1 января). 17 …чюдъ… – племя финно-угорского происхождения на севере Руси; предки эстов (ср. Чудское озеро). Входили в государственное образование Руси. Знатные представители чуди жили в Киеве («двор Чудин» в Киеве) и в Новгороде (Чудинцева улица в Новгороде).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Блаженный ( греч. μακριος, лат. beatus) – 1. Наименование святых юродивых. 2. Связанное с определенной традицией и не всегда последовательное именование святых, житие или кончина которых заключали в себе черты явной святости; это определение может прилагаться к святителям (Б. Константин, митр. Киевский и всея России, † 1159), преподобным (Б. Исихий Хоривит, VI в.), благоверным князьям (Б. Елезвой, царь Ефиопский, † ок. 553–555), праведным подвижникам (Б. Клеопатра, † 327; Б. Таисия, V в.; Б. отроковица Муза, V в.; Б. Никита в Царьграде, XII в.). 3. Определение, прилагаемое в России к некоторым святым неразделенной Церкви, особо почитаемым в западных исповеданиях (Б. Августин, еп. Иппонийский; Б. Иероним Стридонский и др.). 4. У католиков – наименование подвижников, прошедших беатификацию (первый этап канонизации). Богослужебные книги – книги, по которым совершается богослужение Православной Церкви, они называются также церковными. Одни из них относятся к общественному богослужению: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи месячные, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Чиновник, и Типикон, другие книги относятся к частному богослужению: Требник большой и малый, Акафистник, Канонник (две последние относятся к разряду книг для келейной молитвы). Есть Б. к, употребляющиеся и в частном, и в общественном богослужении: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Следованная псалтирь. Большинство из этих книг необходимо для певцов хора, особенно Часослов и Ирмологий. Можно выделить книги, которые содержат последования, повторяющиеся в определенные периоды времени: Октоих, Минеи, Триоди. Богослужебный круг годовой – последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный Б. к. г. Неподвижный, связанный с солнечным календарем, включает богослужения неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный Б. к. г., связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей; к подвижному Б. к. г. относится также недельный цикл Октоиха. Службы неподвижного Б. к. г. содержатся в Минеях, подвижного – в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Литургические тексты Б. к. г. не являются самостоятельными службами, но включаются в богослужения суточного круга, которые представляют собой соединение почти неизменной основы с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из Минеи, Октоиха или Триоди (постной или цветной).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Ирина дева, мученица иллирийская, с Агапиею и Хиониею , 16 апр. Ирина , муч. с Софиею , 18 сент. Иринарх (начальник мира, греч.) и седмь жен мучч. 28 ноября. Ириней (мирный, греч.), еписк. лугдунский, муч., 23 авг. Ириней , муч римский, 13 авг. Ириней , еп. сирмийский, муч. 26 марта. Ириний (по греч. Ирина мученица), муч. египетский 5 июня. Ироида или Ираида (Раиса), муч. 5 марта и 23 сент. сн. 5 сент. Иродиан (геройский, греч.), ап. из 70, ешск. неопатрский, 8 апр. Исаакий (смех, евр.), преп. далматский исповедник, 30 мая, 3 авг. и 22 мар. Исаак (смех, евр.), муч. персидский, 18 мая. Исаак сирин, 12 апр. Исаак преп., из чисда избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Исаак исповедник, 30 мая. Исавр (из Исаврии: от Исава, евр. косматый) диакон, муч. апоннониадский, 6 июля. Исаия (спасение Господне, евр.) пророк, 9 мая. Исаия , муч. падестинский, с Памфидом пресвит., 16 февр. Исакий , (из Исаака) муч. никомидийский, 21 апр. Исакий , еписк., муч. персидский, 20 ноября. Исакий , еписк. кипрский, 21 сент. Исидора (см. Исидор) юродивая, преподобная тавеннисийская, 10 мая. Исидор (дар Изиды, египетск. богини, греч.) воин, муч. хиосский, 14 мая. Исидор , муч. кампанийский, 6 июля. Исидор , 30 дек. Исидор , преп. пелусиотский, 5 февр. Исидор-Твердисиов , юродивый ростовский, 14 мая. Исихий (спокойный, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Исихий , муч. мелитинский, 7 ноября. Исихий , из 40 муч. севастийских, 9 марта. Исихий магистриан, муч. антиохийский, 10 мая. Исихий муч., 19 февр. Исихий , преп. вифинский, 5 марта. Исихий блаж., безмолвник, Хоривит, 3 окт. Иской , из 26 мучч. готфских, 26 марта. Исмаил (слышит Бог , евр.) персиянин, муч. 17 июня. Истукарий , муч. севастийский, 3 ноября. Иа (может быть греч. фиалки), муч. персидская, 11 сент. Иадор муч., 4 февр. Иакинф (яхонт камень, греч.), муч. римский, 3 июля. Иакинф , муч. римский, 24 дек. Иакинф , муч. александрийский, 18 июля. Иакисхол (ученик Вакха, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Иаков (запинатель, евр.) Алфеев, из 12 апп., 9 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из этого повествования видно, что за победу над дьяволом человек получает венцы, если же получает венцы, то уже само собою становится понятным, что от борьбы с врагом нашего спасения и польза есть, а за борьбу и награда нас ожидает. В виду же этого будем, внимая слову Божию, трезвиться и повседневно облекаться во все оружия Божья, чтобы твердо устоять против всех козней дьявольских. Будем постоянно бодрствовать против нашего врага, чтобы он внезапно не напал на нас и не поразил стрелами греховных искушений. И когда же доблественно преодолеем эти искушения и тем самым прогоним от себя и поразим и самого врага, тогда несомненно и мы удостоимся светлых венцов от вождя Христа, как и говорит слово Божие: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен был примет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 12). Аминь. Польза от размышления о смерти (Из слова Иоанна Лествичника о блаженном Исихии Хоривите безмолвнице) Вследствие того, что мы живем так, как будто нам и умирать никогда не надобно, и почти никогда не помышляем о смерти, она большею частью застает нас вовсе неготовыми к ней, " и тогда ужас наш бывает безграничен. Как лишиться имения, титл и достоинств? Как явиться на тот свет с нашими грехами? Как дать в них отчет пред Богом? Так думаем мы, но думаем уже поздно. А сего не было бы, если б мы постоянно думали о смерти. Постоянное размышление о ней удалило бы нас от грехов и вселило ревность к добродетели, а чрез это научило бы встречать смерть не с ужасом, а с радостью. Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни, решился исправиться и, для утверждения себя в новой жизни, положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду, и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий, вместо всякого поучения, воскликнул: " простите меня, братие. Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать. " И с сими словами предал дух свой Господу. - И подлинно, братие, не может согрешать! " Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши, " учит премудрый сын Сирахов (7, 39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Другой святой нашей Церкви, преподобный Иоанн Лествичник, таинник памяти смертной, анализирует в двадцати шести собранных вместе главах этот великий и важный вопрос на точных и выразительных примерах. Он рассказывает о достоверном факте, свидетелем которого был сам. «Это случай с монахом Исихием Хоривитом, который жил весьма беспечно и совершенно не заботился о своей душе… Но вот он очень сильно занемог и в течение часа казался уже умершим. Однако он очнулся и тут же попросил всех нас уйти. Затем Исихий затворил дверь своей келлии и оставался в ней в течение двенадцати лет, ни с кем более не говоря, живя все это время затворенным и не вкушая ничего, кроме хлеба и воды. В затворе он ужасался и сетовал, помышляя о страшном и удивительном, увиденном им во время восхищения. Он был настолько погружен в свои мысли, что никогда не менял своего выражения. Пребывая как бы вне себя, он тихо проливал теплые непрестанные слезы. Когда же приблизился час его смерти, мы, отбив дверь его келлии, прошли внутрь и просили его сказать нам душеспасительное слово в наставление и утешение. Но он лишь промолвил: «Простите… Кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить». Мы, — продолжает преподобный Иоанн, — изумились, видя, что в том, который был прежде столько нерадив, внезапно произошло такое блаженное изменение и преображение» [ 652 ]. Так память смерти поистине может вести к смерти греха, а в душе бдительной и бодренной может сделать грех бессильным совершенно. Преподобный Пахомий Великий, основоположник общежительного монашества, писал в своем Катехизисе: «Братия, давайте бороться всем сердцем, чтобы держать в уме на всякий час смерть и страшный ад. Через смерти разум бодрствует и делается сознательным, отступают самолюбивые помыслы и гордость, созидается же в душе дух смирения без всякого тщеславия». Когда человек памятует час смерти и судилище беспристрастного Судии, то он ограждается от множества прегрешений и становится «на деле истинным храмом Божиим», и тогда «какое диавольское коварство сможет нас обмануть?» [ 653 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Скачать epub pdf Смертная память См. также: Мужество . 563; Плач . 723; Философия истинная . 1179. 1031. Блаженный Исихий Хоривит в течение 12 лет непрестанно помышлял о смерти Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекало его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келии молчальником, вкушал только хлеб и воду, день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него смертный час, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хотя бы перед смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо поучения воскликнул: “Простите меня, братие. Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешить.” И с этими словами предал дух свой Господу. И подлинно, братие, не может согрешать! ”Во всех делах твоих помни о конце твоём, и во век не согрешишь,” – учит премудрый сын Сирахов (7:39, Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, неканоническая). (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 93). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

С.Г. Вилинский Приложения I . Слово Иоанна Дамаскина «на жыды соубот», по ркп. М. Синод Библ, 442 (Горский, 156), XVI века (л. 86 об.) сло в ме на жыды соубот Соубота днь зове т с. вле т же с покоище. в сь бо почи бъ дл свои х ко ж ре ч бжт вено писаніи (sic). зане до дньное чисм преидыи пакы биде т с перьваго начнетъ. се чисм чт но в жид х боу повелвш честі е. не ко прилоучн но с тжьскы (sic) запрещенїе преступленїи. не просто же се повел. нн – (л. 87) кои х вин… дховны м же и прозорны м размвающи м . ко ж и мн вдти грбом да долни х и дебелы х начн. вды бъ дбелое ж и любоплотное и к вещи всепреклонное и ільтескы х людіи т иде ж и нерассудное. прьво бо да раб и въпрженое почїеть ко ж пише т с поне ж мжь правдив милеть дшоу скота своего. коупно еже и праз д но имще ж е вещи вертнїа. к боу събертс пм и похвалами и птїи дховными. и почитани бж твены х писаніа. всю се д мицю рекше недлю скончевающе и боз препочивающе. а ко ж не бше закона писаніе бодшно. ни соубота боу лчена, ег д а бодховеное писаніе моисе м дастьс лчис б соубота. да негли семь почитанїи к нем праз д нють. иже не всего житїа к боу лчаю т . иже не любо вл д ц ко цю работающе. но ко раби незнающе. аще и мал и хд часть своего житїа к боу лчаю т . и сею бознїю те (six) – (л. 87 об.) стоупне м сженїи. прелщеніи. праведном закон нележить но неправедны м . понеже право моисеи м днім и дргыми м алчьбою пребы к боу. вско пощенїем томлшес. закон не томити себе в сботныи днь повелвш. аще ли рек ты преже закона се что фезвите илїи м днь поу т шествовавш единои ди. се бо не точію алчьбою. но путьшествїем. сбота х м томивс раз д рши сбот. ти не разгнвас на сего закон давыи. но акы блгти натрыжьненїе (sic). в хориви себ в что ли данил рек т . не три ли пе д ли сътвори бе з ди. что ли в сыи іль. не брза ли дтища в сбот аще с лчить и-го дне не или велико пощенїе иже им заповдано.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010