Византия оказала определяющее влияние на русскую церковную мысль, политику, книжность, однако в ряде случаев — и в частности, в своем отношении к латинскому миру — она формировала свое личное отношение, не опираясь на византийский опыт , что видно на примере формирования антилатинского дискурса в древнерусской агиографии.   Использованная литература Афиногенова, Ольга Николаевна. Савва Новый//Православная энциклопедия. Т. 61. М., 2021. С. 62–63. Баронас, Дарюс Католичество и Православие в едином пространстве Великого Княжества Литовского, XV — нач. XVI в.//Религия и русь, XV–XVIII вв./Отв. сост. А. В. Доронин. Москва: Росспэн, 2020. С. 20–31. Власов, Андрей Николаевич. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, устюжский чудотворец, и литературная история его жития//О древней и новой русской литературе. Сб. ст. в честь профессора Натальи Сергеевны Демковой. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 170–184. Гладкова, Олеся Владимировна. Древнерусский святой, пришедший с Запада (о малоизученном «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого»)//Древнерусская литература: тема Запада в XIII–XV вв. и повествовательное творчество. Москва: Азбуковник, 2002.С. 167–210. Городилин, Сергей Владимирович. Между «немечьскою землею» и Ростовом: исторические реалии в Житии Исидора Твердислова//Slovne. 2018. Vol. 7, 2. C. 414–450. DOI: 10.31168/2305-6754.2018.7.2.16 Карбасова, Татьяна Борисовна. Святцы 1646 г.: памяти русских святых//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации/Отв. ред.: Руди, Татьяна Робертовна, Семячко, Светлана Алексеевна. Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2011. Т. 2. С. 249–302. Карпов, Сергей Павлович. В поисках новой святости: греческое Причерноморье после 1204 года//Православная Византия и латинский Запад. К 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами. Международная церковно-научная конференция. Москва, 26–27 мая 2004 г. Сборник материалов. Москва, 2005. С. 59–65. Кириллин, Владимир Михайлович. Различные подходы при изучении западной темы в древнерусской литературе (к вопросу о комплексном анализе)//Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2002. (8). С. 48–54.

http://bogoslov.ru/article/6193711

Церковь замечательна по своему покрытию и всем своим наружным планом значительно отличается от прочих приходских храмов. В надписи на одном камне читаешь: «Лето 7174 (1566) державою и повелением благочестивого царя и в. к. Иоанна Васильевича всея Руси, его царскою казною, поставлена церковь сия Вознесение, в ней Исидор чудотворец; при архиепископе Никандре ростовском. А делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». В 1770 г. к этой старинной церкви пристроен теплый придел во имя блаженного Исидора; в этом приделе под спудом почивают и мощи св. Исидора. Блаженный. Христа ради юродивый, Исидор-Твердислов родом происходил из Германий. В Ростов пришел в половине XV столетия, приняв на себя один из труднейших видов подвижничества – юродство. Одетый в рубище, он ходил по городу, смиренно перенося обиды, насмешки и оскорбления; проведя таким образом день, на ночь уходил он в шалаш, построенный им же самим на том месте, где теперь стоит придел его имени. Шалаш этот состоял ни больше ни меньше как из огороженного хворостом места, ничем не закрытого, ничем не защищенного от непогоды. Зиму и лето, весну и осень бл. Исидор неизменно проводил здесь и в этом же шалаше тихо отошел к Богу... Необычайное благоухание распространилось из шалаша тотчас же по смерти блаженного, и народ, привлеченный этим, скоро узнал, что не стало юродивого, которого он так часто и жестоко обижал при жизни. Тут только поняли ростовцы, что свята и непорочна была жизнь почившего. Тело св. Исидора было погребено на месте его кончины. Вскоре была поставлена над его могилой деревянная церковь , освященная во имя Вознесений Господня и затем перестроенная царскою казною в 1566 году каменною кладкою. Над мощами св. Исидора неоднократно происходили чудесные исцеления и народ глубоко чтит блаженного, память которому празднуется 14 мая. Вблизи Вознесенской церкви стоит часовня, стены которой покрыты живописными изображениями различных событий из жизни блаж. Исидора. Церковь Михаила Архангела Церковь Михаила Архангела стоит в самом краю Ростова близ Спасо-Иаковлевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) О своей смерти И. знал заранее. Во время преставления святого город наполнился благоуханием. В месяцесловах XVII в. (см., напр.: РНБ. Погод. 1962. Л. 76) кончина И. отнесена к 1474 г., в Ростовском летописце XIX в.- к 1484 г. Святого похоронили на месте его хижины, где впоследствии была построена деревянная ц. в честь Вознесения (позднее называвшаяся также ц. Исидора Блаженного, Твердислова в валах). По предположению Ковалевского, церковь была освящена в честь Вознесения, «потому что в день погребения святого, т. е. 18 мая, было навечерие этого праздника» ( Ковалевский. 1902. С. 255). В Житии рассказывается, как некий священник, служивший в Вознесенской ц., из любопытства попытался вскрыть погребение святого, но был отброшен от могилы, онемел и впал в расслабление. Он исцелился после молитвы у могилы И. По мнению Каган, аналогией этому чуду является летописный рассказ 1462 г. о посещении вел. кн. Иоанном III Васильевичем гробницы прп. Варлаама Хутынского . Мотив наказания «безумного дерзнутия» был характерен для новгородских памятников ( Лихачёв Д. С. Литература Новгорода 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в.//История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 376). Сразу же после преставления И. началось его почитание. У гроба И. исцелились человек из с. Соли, обезумевший от пьянства, Федор из ростовского села - от болезни глаз и головы. Оба чуда произошли во время пения канона святому, 2-е сопровождалось видением исцеленному. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (†250 или 251 год). Жизненный путь прп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V века, и его труды нашли отражение в большой статье, также вошедшей в состав XXVII тома энциклопедии. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на вторую половину XV века. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72-х других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе — Юрьев, ныне Тарту) в XV веке. Тему непростых отношений между католиками и православными в XV веке продолжает обширный материал, рассказывающей о такой противоречивой фигуре, как Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, кардинал (ум. 1463). Именно этот русский митрополит греко-болгарского происхождения стал одним из творцов Флорентийской унии, за что был осужден и извержен из сана на Соборе в Москве в 1441 году. Новый том энциклопедии содержит крупный материал, посвященный Исидору (Никольскому; 1799-1892), митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому, видному церковному деятелю синодальной эпохи. Рядом размещены и статьи, рассказывающие об иерархах XX-XXI вв. — Исидоре (Богоявленском), епископе Таллинском и Эстонском (1879-1949), и Исидоре (Кириченко), митрополите Екатеринодарском и Кубанском (род. в 1941 году). Читатель XXVII тома также ознакомится с жизнеописаниями Патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (ок. 1300-1350) и Исидора II Ксанфопула (сер. XV века), а также прочесть очерк, рассказывающий о жизни и трудах Исидора из Милета, знаменитого византийского зодчего VI века, построившего храм св. Софии в Константинополе. Обширный материал в новом томе посвящен епископу Исидору Севильскому — выдающемуся латинскому церковному писателю, богослову, энциклопедисту, святому Католической Церкви (кон. VI-VII вв.)

http://patriarchia.ru/db/text/1678860.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Исидор Твердислов, Христа Ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1474) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 14 мая в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Св., блаженный Исидор был родом из Пруссии. Он в юности принял Православие и отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руках. Придя в Россию, он остановился в Ростове Великом и, полюбив его за красоту, остался в нем жить. Он построил себе хижину из веток в городе, на возвышенном сухом месте посреди огромной лужи, и прожил в ней до самой своей кончины. Впрочем, он удалялся в нее только для молитвы. Дни же он проводил на улицах города, терпя всякие поношения. Раз один ростовский купец плыл по морю. Началась буря, и корабль погибал. Бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи все погибают и кого надо бросить в воду. Жребий пал на самого хозяина. Его посадили на доску и спустили в море. Долго носило его по волнам, и наконец он стал тонуть. Тогда явился ему блаженный Исидор. «Узнаешь ли ты меня?» — спросил он. «Раб Божий Исидор, помоги мне!» — с трудом проговорил несчастный. Блаженный посадил его опять на доску, направил ее вслед за кораблем и, догнав его, посадил на него купца. Спутники его, увидев его в своей среде, были объяты страхом и радостью, потому что поняли, что произошло чудо. Купец же молчал, потому что блаженный запретил ему рассказывать о случившемся с ним. Вернувшись в Ростов, купец каждый раз, когда встречал блаженного Исидора, еще издали почтительно ему кланялся, но если юродивый сам проходил мимо него, то каждый раз подтверждал свое запрещение. И купец всегда говорил, что был спасен от смерти Божественной силой. Женился в Ростове молодой князь Савва Оболенский. Во время свадебного пира блаженный Исидор вошел в палату и, надев на новобрачного шапку, сплетенную из травы и полевых цветов, сказал: «Вот тебе и архиерейская шапка!» Все смутились, а блаженный уже убежал и шумел с детьми на улице. Но после рождения своего сына-первенца молодая княгиня Дарья Васильевна Оболенская скончалась, а неутешный вдовец постригся в Ферапонтовом Белозерском монастыре с именем Иоасаф и был с 1481 по 1489 г. архиепископом Ростовским. Он был духовным сыном прп. Мартиниана и скончался на покое в Ферапонтовом монастыре (см. житие прп. Мартиниана Белозерского и прп. Галактиона Белозерского — 12 янв.).

http://sedmitza.ru/lib/text/437186/

Сохранился и другой рассказ о даре чудотворений блаженного Исидора. Однажды князь ростовский призвал к себе на трапезу епископов со всем его клиром после литургии. До прихода святительского пришел в дом княжеский блаженный Исидор, как будто (про себя) прося себе воды у приставника для утоления жажды, но собственно для того, чтобы подать благословение дому благоверного князя. Суровый приставник не только не удовлетворил смиренной просьбы, но и изгнал его с бесчестными словами. Тогда восхотел Господь прославить Своего угодника: когда велел виночерпиям князь подать вино на трапезе, все были немало удивлены, ибо ни капли не обрелось ни в одном сосуде. Возвестили князю о том, что было с Исидором, и князь послал искать его по всему граду, опечаленный, что уже к исходу была трапеза и не обреталось пития. Нигде однако не могли найти блаженного, доколе сам он не явился под конец трапезы с просфорою, которую преподнес епископу со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии». Ко всеобщему удивлению, все пустые сосуды оказались при этом вновь наполненными. И всем стало ясно, что его слова о чудесном перенесении в Киев и о мгновенном возвращении с просфорой в Ростов не были плодом воображения блаженного, которого Ангел Божий действительно восхитил, подобно святому Георгию, игумену горы Синайской (восхищенному из своей келлии в Иерусалим и возвращенному обратно после причащения Святых Христовых Таин из рук Святейшего Патриарха Петра). Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом». Особенно ярким подтверждением правильности этого прозвища служит эпизод, когда блаженный Исидор явился в разгар брачного торжества по случаю венчания князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской и, подойдя к новобрачному, вручил ему собственноручно сплетенный венок из полевых цветов со словами: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Таинственный смысл сказанных слов удивил новобрачных и их гостей, однако неясность предсказаний святого вскоре всех успокоила. И все же поступок блаженного Исидора и его слова оказались свидетельством его прозорливости: спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный в своем горе князь Оболенский оставил мир и после пострижения в монашество с именем Иоасаф удалился в Ферапонтов монастырь. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского († 1489).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Эти возрасты прирожденнаго зла человческаго можно назвать внутренней брани истиннаго сына церкви съ грхомъ, какъ Поддерживается и усиливается эта борьба со стороны кром непосредственныхъ его самаго на и человка, тмъ же съ полчищемъ его соблазновъ, питающихъ и укрпляющихъ естественную склонность человка къ злу. Св. апостолъ Богословъ сводитъ ихъ къ тремъ общимъ видамъ: „все, еже въ говоритъ онъ, похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская " [CLVII] , т. е. предметы мыслей, и самыя склонности, обычаи, привычки и пр., словомъ – вся жизнь и дятельность всхъ, живущихъ не по духу евангельскаго проистекаетъ главнымъ образомъ изъ трехъ нечистыхъ любостяжательности и Этотъ то духъ языческаго и поддерживаетъ въ и этому-то духу св. юродивые и объявляли ожесточенную и упорную борьбу. Св. Симеонъ идетъ изъ пустыни „ругаться " этому духу. Св. въ юродство преложися, ругаяся и прелестемъ его [CLVIII] . Св. Исидора Твердислова побуждаетъ къ истинной вр, юродственное еже Христа ради буйственное " [CLIX] . Св. такъ опредляетъ своей матери, причины „юродства " : „да избавлюся отъ грховъ " [CLX] . Дале, „юродство " объявляло войну Св. Исидора, „Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить пред окружавшими её сестрами свои добродетели " [CLXI] ; описатель ея въ прибавляетъ: „Такова была жизнь утаенной от всех угодницы Божией, которая служила Господу тайно от всех под покровом своего юродства " [CLXII] . Св. Николай Кочановъ издтства нача вру къ Богу держати, и явися на немъ благодать: исхождаше бо изо устъ его молитва къ Богу, яко кадило благовонно, и любяше чистоту, и постъ, и колнное Въ таковой добродтели ему пребывающу, начаша его вельможи и блажити и славити. Сей же, не хотя славы отъ человкъ и желая наслдникъ быти небеснаго, нача юродствовати Господа ради [CLXIII] . Когда и игуменъ Клопскаго монастыря начали „велика имть преподобнаго Михаила, онъ, хотя утаитися отъ юрода себе во всемъ творяше " [CLXIV] . Значитъ, въ данныхъ случаяхъ мотивомъ „юродства " служило къ къ себя въ цляхъ тоже побуждало нкоторыхъ юродствовать; такъ св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

В 1935 г. в соборе был устроен склад кофе-цикорной фабрики. Сейчас собор – действующий. В нём под спудом покоятся мощи ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия, Феодора, и князя Василько. Лежит там и митрополит Иона Сысоевич, строитель многих храмов Ростова. Собор обнесен оградой, которая смыкается со стеной «кремля». Пройти к собору можно либо изнутри «кремля», либо снаружи через церковную лавку. Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2 Телефон: +7 (905) 638-31-16 , благочинный Подробнее... Ростовский храм Исидора Блаженного (Вознесенский храм) [ править править код ] Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Церковь является одним из самых древнейших храмов, сохранившихся до сегодняшнего времени в городе Ростов. Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Твердислов (или Исидор Блаженный) – один из ростовских православных святых. Именно этот, родом из Ростова, юродивый скончался или в 1474, или в 1484 году – что на сегодняшний день достоверно неизвестно. Есть сведения, что сразу после трагической кончины его возвели в титул святого и стали почитать. В период между 1552 и 1563 годами святой Исидор был прославлен в качестве общерусского святого. Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Карла Маркса, 25а Телефон: +7 (903) 691-97-90 , настоятель Подробнее... Ростовский храм Иоанна Милостивого (Толгской иконы Богородицы) [ править править код ] Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Его венчание осуществлялось при помощи одной главки, а рядом стояла «скромная» двухъярусная колокольня, которая была выстроена на денежные средства приходских жителей с Ивановской улицы, сегодня именующейся улицей Декабристов. Второе название храм получил от Блаженного святого Иоанна Власатова или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся при храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

Во 2-ой пол XVI в. в Ростове жил Христа ради юродивый Артемий Третьяк. Зимой и летом блаженный носил только одну только рубашку, и, как пишет о нем краткое житие, «все бегал». Он очень мало вкушал пищи: «бегая, ухватит полуденежный калачик и, ухватив зубами, держит его; весь калач исщиплет и размечет, а что во рту – то была его пища». Блаженный творил чудеса и имел пророческий дар. Как-то он два дня пребывал в великой печали, а на третий стал вдруг бегать по городу с воплями: «Стреляй, вешай скорей, скачи, умывайся да ложися!». Как оказалось, в это время в Москве Иван IV Грозный казнил «различными муками» многих из своих приближенных бояр и дьяков. Блаженный Артемий часто молитвенно прибегал к святому Исидору Твердислову, а после своего преставления был положен напротив гроба святого Исидора. В краеведческой литературе XIXb упомянуты еще два подвижника, погребенных при Вознесенском храме: блаженные Стефан и Афанасий. К сожалению, подробных сведений о них не сохранилось. Источник: Священник Александр Парфенов. Святыни Ростова Великого. – М., 2004. с.162-164. Церковь Вознесения Господня в Ростове построена в 1566 году по повелению государя и царя Иоанна Васильевича Грозного на казенный счет. Престолов в ней два: Вознесения Господня и Св. Исидора Блаженного, Ростовского чудотворца, коего святые мощи здесь почивают под спудом. Церковной земли 1 десятина 978 кв. сажень. В приходе 40 домов, душ муж. пола 157 и жен. пола 190. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии». г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г. Вознесенская приходская церковь каменная, одноэтажная, одноглавая и однопрестольная. Построена в 1566 г. по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного вместо деревянной, царскою казною. Придельный храм теплый, пристроен с южной стороны в 1786 г. во имя св. блаж. Исидора ростовского чудотв., почивающего здесь своими мощами под спудом; память его св. церковью празднуется 14 мая. В арке между холодною и теплою придельною церковью - серебряная гробница св.

http://sobory.ru/article/?object=00593

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 27-й том «Православной Энциклопедии» открывает статья, посвященная прп. Исааку Сирину (Сполетинскому), подвижнику сирийского происхождения, который подвизался в VI в. на территории современной итальянской провинции Умбрия. Среди вызывающих особый интерес материалов тома следует отметить статью об Исааке Собаке — известном древнерусском книжнике 1-й половины XVI в., трудившемся в Москве. Крупная статья тома рассказывает о знаменитом Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Из нее можно узнать как об истории строительства и последующей судьбе этого грандиозного храма, так и об особенностях его уникального внешнего и внутреннего убранства. В 27-м томе читатель может ознакомиться с материалами, посвященными замечательным представителям плеяды Оптинских старцев — прп. Исаакии (Антимонове; 1810-1894) и преподобномученике Исаакии (Бобракове; 1865-1938), одном из последних оптинских подвижников, пополнившем сонм Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. . Тему истории Православия на Украине затрагивает статья, рассказывающая об Исаакии (Борисковиче; +1643), епископе Луцком и Острожском, одном из тех иерархов 1-й половины XVII в., которые возрождали православную Киевскую митрополию после Брестской унии. Ряд важных материалов тома посвящены ветхозаветным книгам и персонажам. В частности, в 27-м томе можно найти статью об Исаве – старшем сыне праотца Исаака от Ревекки, брате Иакова, родоначальнике народа идумеев. Здесь же присутствует статья, посвященная знаменитому ветхозаветному пророку VIII в. до Р.Х. — Исаии, которого позднее за его пророчества о грядущем Мессии — Иисусе Христе нередко назвали «ветхозаветным евангелистом». Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (+250 или 251 г.). Жизненный путь преп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V в., и его труды нашли отражение в большой статье. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на 2-ю половину XV в. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72 других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе – Юрьев, ныне Тарту) в XV в.

http://pravenc.ru/shop/673523/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010