из кн.: Речи и отчет, произнесенные в торжественном собрании Моск. ун-та 12 янв. 1859 г. М., 1859); Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн. 1. С. 187; он же. РСв. 1863. Т. 2. С. 97-100; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. церкви. М., 1902, 1996. С. 248-259; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 162-163; Каган М. Д. Житие Исидора Твердислова//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 280-284; Толстой М. В. Ярославские угодники Божии. [Ярославль, 1991]. С. 33-36; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 143, 146, 150; Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Feodor the Black. Wiesbaden, 1997. Р. 9, 242-244, 437, 441; Гладкова О. В. «Странность» юродивого: О малоизученном «Житии Исидора Твердислова»//Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6: Канонизация святых на Руси. С. 393-400; она же. Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого»//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 81-88; она же. К истории текста «Жития Исидора Твердислова, Ростовского юродивого»//Культурное наследие Др. Руси: Мат-лы науч. конф., посвящ. памяти проф. В. В. Кускова (9 нояб. 2000 г.). М., 2001. С. 117-125; она же. «Житие Исидора Твердислова, Ростовского юродивого» в ярославских и моск. древлехранилищах: К истории текста//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 33-41; она же. О славяно-русской агиографии: Очерки. М., 2008. С. 69-82; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 192, 206; Минеева С. В. Проблемы комплексного анализа древнерус. агиогр. текста: (На примере Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких). Курган, 1999. С. 32, 87-88; Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и соц. исследование. М., 2000. С. 51-52; Исидорова З. Н. О редакциях Жития святого Исидора Твердислова//Опыты по источниковедению. СПб., 2001. Вып. 4. С. 96-110; Гадалова Г. С. Жития и службы Ростовских святых в хранилищах Твери//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 337-342; Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых в XII-XVII вв.: АКД.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 94–99. веком датирует редакцию Жития Исидора Твердислова в печатном Прологе М. Д. Каган ( Каган М. Д. Житие Исидора Твердислова//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 282); в последующих работах новых данных о редакции не приводится (см., например: Исидорова З. Н. О редакциях Жития св. Исидора Твердислова//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Вып. 4. СПб., 2001. С. 100; Гладкова О. В. Древнерусский святой, пришедший с Запада (о малоизученном «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого»)//Древнерусская литература: тема Запада в XIII – XV вв. и повествовательное творчество. М., 2002. С. 170 ). в 1° (28×18 см), 432 листа, текст переписан несколькими полууставными почерками в 2 столбца. Датировка по филиграням: середина XVI в. ( Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 311); около 1556 г. ( Клосс Б. М. Указ. соч. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV – XVI вв. М., 2001. С. 219, 243); 1554–1570-е гг. ( Смирнова А. Е . Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции//Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 335, примеч. 13; 387); 50–60-е гг. XVI в. с опорой на данные Б. М. Клосса; не ранее 1554 г., так как Житие Саввы Крыпецкого в составе рукописи содержит рассказ об открытии мощей святого, имевшем место в 1554 г. ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV – XVII вв. Т. 1. Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта. СПб., 2007. С. 27, примеч. 4; 62). Востоков А. [Х.] Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 592– 604. Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913. (Памятники древней письменности и искусства. Т. 180). Отд. 1. С. 166.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК) В ростовской ц. Вознесения Господня с приделом во имя И. в нижнем ярусе юж., зап. и сев. стен наоса в росписи 20-х гг. XVIII в. (неоднократно поновлялась) сохранился единственный известный монументальный цикл жития И., в композициях к-рого изображен Ростов с Успенским собором. «Повествование» начинается с юж. стены и включает сюжеты: 1. И. за трапезой в своем доме; 2. И. оставляет дом; 3. И. терпит поношение от горожан; 4. И. молится в куще на болоте; 5. И. на улице города; 6. И. спасает купца от потопления; 7. И. приносит просфору из Киева; 8. Преставление И.; 8. Погребение И.; 9. Чудо со священником, дерзнувшим искать мощи И.; 10, 11. Исцеления болящих (см.: Там же. С. 76, 82, 84). Этот житийный цикл, очевидно, послужил основой для создания иконы и гравюры с сюжетами Жития святого. Местонахождение житийной иконы И. неизвестно, сохранилось только ее описание ( Израилев А., прот. Древняя икона св. Исидора, Христа ради юродивого//Ярославские ЕВ. 1898. 43. Ч. неофиц. С. 671-672). Образ находился около раки И. в иконостасе придела, по левую сторону северных алтарных дверей в Вознесенской ц. в Ростове. В среднике (размеры: 81/8×71/8 вершка) И. был представлен в рост, с 8-конечным крестом в правой руке (левой поддерживает ее под локоть), в короткой ризе; надпись: «св. прав. Исидор блаж.». Икона имела серебряный с позолотой оклад 1787 г. (с чеканной надписью: «святый Сидор Растовски») и была вставлена в раму (20×13,5 вершка) с 13 клеймами жития чудотворца. Согласно надписям, в верхнем ряду располагались композиции: 1. «Святый Исидор, познав истинную во Христа веру, изыде из дому своего»; 2. «Святый Исидор совлече одежды своя и прия на ся юродственное житие»; 3. «Блаженный Исидор, проходя грады и веси, многу досаду и укорения приемлет от безумных человеков»; 4. «Блаженный Исидор устрояет себе кущу из хврастия непокровенну». Далее в традиц. порядке чтения (слева-направо) значатся сюжеты: 5. «Святый Исидор моляше в нощех Бога своего»; 6. «Святый Исидор избави купца от потопления морского»; 7. «Блаженный Исидор попроси пития и изгнан бысть из княжеского дому»; 8. «Святый Исидор принесенную из Киева просфору подает святителю». В нижнем ряду: 9. «Преставление блаженного Исидора»; 10. «Погребение блаженнаго Исидора»; 11. «Чудо святаго Исидора на пресвитере, дерзнувшем извещение прияти о святем телеси его»; 12. «Чудо святаго Исидора, како беснующийся исцеле при святых мощах его»; 13. «Чудо святаго Исидора, како одержимый очною и глазною болезнию исцеле при мощах его». На серебряном окладе рамы стояло клеймо С.-Петербургской пробирной палаты с датой 1826 г. Эту икону с особым благоговением принимали в домах жители Ростова.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Чудеса Исидора, занимающие значительное место в памятнике, представляют собой довольно живые литературные новеллы, соприкасающиеся с новгородскими легендами, – чудо о купце напоминает эпизод из былины о Садко, чудо о князе совпадает с одним из чудес святого Николы Качанова, а запрет тревожить могилу Исидора при всей своей традиционности находит аналогию в летописи, где под 1462 г. рассказывается, как был наказан великий князь Иван III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным. В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи РНБ, собр. Титова, 2059, нач. XVI в. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции – на материале «Жития Исидора Ростовского»//Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа-го Росиа-бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, 23). Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV – начала XVI в., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в ВМЧ, позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1. А–К. С. 280–284). Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи ВМЧ Макария, РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 404 об.–406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям РНБ, Софийское собр., 1419, 1361, 1369, XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память святого Сидора, юродивого Христа ради, по прозвищу Твердислов, ростовского чудотворца Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ... Житие Исидора Твердислова является образцом жития юродивого со всеми деталями, характерными для агиографического памятника этого вида. В. О. Ключевский отметил, что оно лишено каких-либо исторических примет, хотя посвящено реальному лицу (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 280–281). В Житии сказано, что Исидор (или Сидор) пришел на Русь с запада, из «латинских» стран, и принадлежал к знатному роду, что было вполне реальным, однако какая западноевропейская страна была родиной юродивого, неизвестно. Он жил и умер в Ростове, и с его именем связано строительство Вознесенской церкви, сначала деревянной, а при Иване Грозном, в 1566 г., – каменной, сохранившейся до сих пор среди древних земляных валов и больше известной под именем церкви Исидора Блаженного; ее строитель – мастер Андрей Малой. (Иванов В. Ростов и Углич. Изд. 2-е, дополн. М., 1975. С. 126, 137–140). Исследователи, исходя их данных рукописей XVII–XIX вв., называют и даты жизни Исидора: в 1419 г. он пришел в Ростов, в 1474 (или в 1484 г.) умер. Исидор стал почитаться святым задолго до его официальной канонизации, происшедшей во второй половине XVI в. – между 1552 и 1563 г. (или между 1549 и 1563 г.). Самые ранние списки Жития относятся к началу 30-х гг. XVI в., но основной текст мог быть составлен и в конце XV в. Житие включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и содержится в рукописи РНБ, Софийское собр., 1321, составленной в 1541 г. в Новгороде в бытность Макария новгородским архиепископом. В тексте Жития неоднократно подчеркивается, что современники принимали Исидора за «юрода», сумасшедшего, смеялись над ним, оскорбляли его, даже били. Но юродство в Древней Руси часто не было проявлением душевной болезни. Юродство «Христа ради» было формой служения Богу, обусловленной особым этикетом поведения – аскетизмом, оскорблением и унижением плоти, самоуничижением, мнимым безумием. Своим видом и образом жизни юродивый укорял общество (Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. М., 1895; Панченко А. М. Смех как зрелище//Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984). Юродивый мог безнаказанно обличать власть имущих. Этого сюжета, кстати, нет в Житии Исидора, лишенного социально острых эпизодов, в то время как в других житиях юродивые спорят даже с царем Иваном Грозным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Исидор Ростовский, Твердислов, блж. Описания иконы Исидор Ростовский, Твердислов, блж. - житие 27 мая(н.с.)-14мая(с.с.) - день памяти Исидора Твердислова, Ростовского чудотворца, юродивого (1474г.). То, что говорил Исидор, всегда исполнялось, за что он и получил название Твердислова. По преданию, Исидор был родом из Германии и сначала исповедывал латинскую веру., но потом принял православие. Жил в хижине из хвороста без крыши, перенося непогоду, зной и мороз. Народные приметы: До Сидора заморозки бьют, после Сидора уже не будут.Прошли Сидоры, прошли и сиверы. Если на Сидора сиверко, то всё лето будет такое, и не будет огурцов. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. XV - XVI.] Ростовские святые (свт. Леонтий, Исаия, Игнатий Ростовские, прпп. Сергий Радонежский, Авраамий Ростовский с блж. Максимом Московским и Исидором Ростовским)/фрагмент/. Икона. Ростов. Конец XV - начало XVI века. 71 х 66. Ростов. Файл 7131.jpg:   Размер: 146x647, 0.09 MPix, 15 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (155) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7132.jpg:   Размер: 336x1200, 0.4 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Св. Исидор. Икона. Русь. 1-я половина XVII в. 141.5 х 44.7. Предположительно из сольвычегодского Благовещенского собора. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Файл 7133.jpg:   Размер: 370x1200, 0.44 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (226) , (5) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7134.jpg:   Размер: 380x571, 0.22 MPix, 38 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2075

Локальный характер этих свидетельств, малая распространенность их даже в греческой поздневизантийской письменности (и близких к ней традициях), связь с удаленными регионами (Крит, Кипр, Палестина), периферийность самой антилатинской проблематики, укорененность их во внутриполитических проблемах Византии сделали эти сюжеты неинтересными или даже недоступными для древнерусской книжности. Средиземноморско-черноморский регион, таким образом, не развивал антилатинскую проблематику в агиографии и не транслировал ее за пределы региона, не влиял на древнерусскую агиографию. Поскольку в древнерусской агиографии и, следом за ней, гимнографии не позднее XV века антилатинская проблематика появилась, у нее необходимо искать невизантийские корни. «Западная» тема долгое время не попадала в древнерусскую агиографию . Если в ней и фигурировали персонажи, связанные с Римом или другими территориями в латинской Европе, то в них не была заложена конфликтная составляющая. Ее легко можно проследить по истории развития агиографического нарратива в житии св. Александра Невского. Наличие многогранной политики князя на западном и северо-западном направлении очевидно , однако заострение проблемы на межконфессиональной конфликтности правильнее будет охарактеризовать как формирование научного нарратива . Однако складывание антилатинской направленности в житии благоверного князя нужно относить к концу XV века, а то и началу XVI , причем сюжеты связаны только с Невской битвой и Ледовым побоищем, то есть с прибалтийским направлением. Примерно тогда же, в конце XV века, и в более резкой, чем в «лихачевской редакции» жития св. Александра Невского, форме антилатинский пассаж появился в житии блаженного Исидора Твердислова Ростовского (ум. 1474/84), который «от западных убо стран, от латынскаго языка, от немечьекыа же земля от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерьска роду бе». Попытки увидеть в нем выходца из Германии  упираются в упоминание в житии о «местерьском роде» — в литературе до конца XVI века под местером подразумевался только великий магистр Ливонского ордена . Это автоматически помещает святого в контекст отношений России с Балтикой. Производным от него является поздняя редакция жития праведного Прокопия Устюжского, юродивого, как и Исидор. По мнению А. Н. Власова, сведения о немецком происхождении его попали в житие только ближе к середине XVII века и были заимствованы из жития св. Исидора Твердислова . Влияние жития Исидора Ростовского усматривают и в позднем по происхождению житии преподобного Антония Римлянина, новгородского святого начала XII века, хотя это текстуально не подтверждается. В этом житийном памятнике третьей четверти XVI века есть несколько антилатинских пассажей, источник которых усматривают в некоторых полемических произведениях первой половины столетия . Приплыть в Новгород из Рима святой мог только через Балтийское море. Во всех этих случаях антилатинский выпад связан только с происхождением героя и не развит в самом житии.

http://bogoslov.ru/article/6193711

Став с войском на р. Угре против Ахмата, Иоанн Васильевич послал к хану челобитье и просил не разорять его «улуса». Ахмат потребовал очного челобитья. В этот момент пришло новое послание от ростовского архиепископа: «Какой пророк, какой апостол, какой святитель научил тебя, христианского царя великих русских стран, повиноваться этому богостудному, скверному и самозваному царю? Не только за наше согрешение, но и за нашу трусость и ненадеяние на Бога попустил Бог на твоих прародителей и на всю землю русскую окаянного Батыя, который пришел, разбойнически попленил нашу землю, поработил нас и воцарился над нами: тогда мы прогневали Бога и Бог наказал нас. Но Бог, потопивший Фараона и избавивший Израиля, все тот же Бог во веки!..». Слова архиепископа укрепили великого князя в решении не кланяться хану. Время шло, Угра замерзала, а союзники монголов поляки не шли на помощь. И босое, оборванное монгольское войско бежало от русского, не приняв боя. Блаженный Исидор Твердислов Исидор Твердислов Родившийся в Германии, он с посохом обошёл многие страны, на Руси принял православие с именем Исидора и поселился в Ростове, в хижине из хвороста, которую построил на пустыре. Ростовчане звали его Твердисловом за то, что слово его всегда сбывалось. Так, однажды он ворвался на брачный пир князя Иоанна Оболенского и подал ему сплетённую из травы и полевых цветов шапку со словами: «Вот тебе и архиерейская шапка». А невесту, Дарью Луговскую, назвал Рахилью (имея в виду библейскую Рахиль, скончавшуюся в родах). Через несколько месяцев молодая княгиня скончалась, князь Иоанн постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа, а с 1481 по 1489 г. служил архиепископом Ростовским. Юродивый преставился в 1484 г. Похоронили Исидора в его хижине, над могилой поставили церковь Вознесения Господня. После деревянной каменную церковь построил в 1566 г. Иоанн Грозный. Она стоит до сих пор, и доныне народ называет её церковью Исидора Блаженного. Нижний ярус её росписей (XVII в.) рассказывает о подвигах блаженного.Память святого – 14 (27) мая.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

Повесть блажен. Иоанна пресвитера Константина града о жили Преп. Епифания Архиеп. Кипрского града Костянтина, л. 730–793. Нач. «Любимицы, сий убо Епифаний, родом бе преже жидовин». Повесть Полувия Епископа Ринокурского о совершении и о скончании жития и чудес св. Епифания Архиеп. Кипрского, л. 794–856. Нач. «Слава Богу всех, дающему нам житие и славящему славящия». В 13-й день. Мучение св. мученицы Гликерии, л. 858 – 871. Нач. «В первое лето Царя царствующего Антонина, владующу же Савину Европиею». Мучение св. Александра, л. 872–895 об. Нач. «Но времена Максимиана нечестивого Царя бе гонение велие на христианы по всей земли». В 14-й день. Житие Преп. Исидора, уродивого Христа ради, нарицаемого Твердислова, Ростовского чудотворца, л. 816–905 об. Нач. «Сей Преподобный, якоже поведают нецыи, от западных убо стран от латынского языка.» Чудо 1-е Св. Исидора о купце, его же избави от глубины морския, л. 898. Чудо 2-е св. Исидора о Князи, ему же блаженный молитвами питие обильно сотвори, л. 899. Чудо 3-е о преставлении св. Исидора, л. 900. Чудо 4-е о пресвитере дерзнувшем извещение прияти о святем телеси его, л. 901. Чудо 5-е св. Исидора о изступившем ума человеце, л. 902. Чудо 6-е св. Исидора о болящем очною и главною болезнью, л. 902 об. Похвала св. Исидору л. 904 об. В 15-й день. Житие и жизнь Преп. Пахомия, л. 908–1001 об. Нач. «Иже бе и Пахомие некто, иже Еллин, от прародителей сын и живый в Вифаиде " ». Житие Преп. Исаии Епископа Ростов. чудотворца, л. 1002–1012 об. Нач. предислов. «Венец убо многоцветный всяким украшением цветовным украшен››. Нач. жития: «Сей убо блаженный Исайя от земли Русския, от области Киевские рожение и воспитание име». Житие Преп. Ефросина Псковского чудотворца, л. 1014–1018. Нач. «Яже глас слыша, сей же услышав, радости духовный наполнився, вкупе прославиша Бога». Житие вкратце Преп. Пахомия Великого , наставника монашескому житию, л. 1018–1020. Нач. «Тевенисий место есть в Вифаиде, в нем же Пахомий некто есть чернец». Слово от Патерика о видении св. Пахомия, како души праведных восходят на небеса, а грешных оставляемо бесом, л. 1020. Нач. «Хотя вкусити брашна Великий Пахомий».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Ростовский храм Исидора Блаженного (Вознесенский храм) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Блаженный – один из ростовских православных святых. Содержание История [ править править код ] Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Церковь является одним из самых древнейших храмов, сохранившихся до сегодняшнего времени в городе Ростов. Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Твердислов (или Исидор Блаженный) – один из ростовских православных святых. Именно этот, родом из Ростова, юродивый скончался или в 1474, или в 1484 году – что на сегодняшний день достоверно неизвестно. Есть сведения, что сразу после трагической кончины его возвели в титул святого и стали почитать. В период между 1552 и 1563 годами святой Исидор был прославлен в качестве общерусского святого. Точное происхождение его до сих пор не установлено, но, скорей всего, он происходил из Европы. В принадлежащем ему житии было указано, что он принадлежит к нации «немцы», но решил прийти в Россию, чтобы здесь искать Истину. Одним из самых известных чудес, совершенных Исидором, стало спасение купца из Ростова, который был жестоко выброшен в море предавшими его спутниками. После того, как Исидор умер, жители города Ростов решили похоронить его на том месте, где святой умер, а именно – у оборонительного вала. Спустя некоторое время, здесь и выстроили храм, посвященный именно этому святому. Рядом с этим местом были захоронены еще два ростовских юродивых, которых звали блаженный Афанасий и блаженный Стефан. Существующий на сегодняшний день храм выстроен на месте ранее действующей деревянной церкви. Имеются сведения, что строителем храма был мастер Андрей Малой, который был наемным рабочим при свите Ивана Грозного. Зодчий много трудился над московскими постройками, но сегодня так и нет данных о том, какие именно сооружения были им сделаны. Считается, что в 1555 году Малой возвел собор Богоявления, действующий при Авраамиевом монастыре.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_хра...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010