ЖУРНАЛ 137 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Венгерская епархия Утвердить в составе Будапештской и Венгерской епархии новообразованный приход в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в городе Хевиз, Венгрия. Корсунская епархия 1. Протоиерея Виталия Дудаша освободить, согласно прошению, от должности настоятеля прихода Новомучеников и исповедников Российских в городе Порту, Португалия, и направить в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 2. Священника Александра Пискунова, клирика Екатеринодарской и Кубанской епархии, направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора для назначения на должность настоятеля прихода Новомучеников и исповедников Российских в городе Порту, Португалия. Патриаршие приходы в Италии 1. Протоиерея Анатолия Змеу освободить от должности клирика Патриарших приходов в Италии, согласно прошению, и направить в распоряжение митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. 2. Протоиерея Сергия Дмитриева, клирика Тверской епархии, направить в клир Патриарших приходов в Италии и назначить настоятелем Никольского прихода в городе Верона, Италия. Покровский приход в городе Оттава, Канада Игумена Антония (Кадышева) освободить от должности настоятеля Покровского прихода в городе Оттаве, Канада, согласно прошению, и направить в распоряжение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Малайзия 1. Принять новообразованный приход во имя Архангела Михаила в городе Куала-Лумпур, Малайзия, в юрисдикцию Русской Православной Церкви. 2. Настоятелем прихода во имя Архангела Михаила в городе Куала-Лумпур назначить священника Сергия Малашкина, внештатного клирика города Москвы. 3. Архипастырское окормление Михаило-Архангельского прихода в городе Куала-Лумпур поручить епископу Солнечногорскому Сергию, викарию Патриарха Московского и всея Руси.   ЖУРНАЛ 138 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященных епископа Унгенского и Ниспоренского Петра, епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия, епископа Барышского и Инзенского Филарета об утверждении их в должности настоятелей особо значимых обителей.

http://patriarchia.ru/db/text/2674273.ht...

7 июня 1882 г. М. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Троицкой ц. при дирекции имп. театров и Театральном уч-ще и законоучителем. В 1884 г., отработав обязательные 6 лет по духовно-учебному ведомству, М. был уволен из семинарии и епархиального уч-ща и утвержден в должности штатного преподавателя педагогики в петербургской Александровской жен. гимназии Ведомства учреждений имп. Марии. Также он преподавал педагогику в Мариинской и Екатерининской гимназиях и частных гимназиях М. П. Спешневой и Е. Н. Стеблин-Каменской. Перевел с английского «Психологию» А. Бэна и с французского 5-томные «Беседы» реформатского проповедника Е. Берсье. Служение в Германии 23 авг. 1886 г. М. по предложению митр. С.-Петербургского Исидора (Никольского) был определен настоятелем посольской домовой ц. во имя равноап. кн. Владимира в Берлине. До начала первой мировой войны она располагалась в посольском здании, приобретенном в 1837 г. имп. Николаем I Павловичем . М. запомнился митрополиту как знаток новых языков, когда, будучи студентом, выполнил для него по поручению проф. М. О. Кояловича перевод с англ. языка публикаций по случаю трагической кончины благочинного прот. Павла Кедроливанского. 22 сент. 1886 г. ректор СПбДА Ладожский еп. Арсений (Брянцев) за литургией в Князь-Владимирском соборе возвел М. в сан протоиерея и напутствовал его на труды за границей (С.-Петербургский листок. 1886. 259. С. 2). Домовая посольская церковь на 150 чел. располагалась в надворном флигеле на Унтер-ден-Линден, 7 и первоначально была рассчитана исключительно на служащих посольства. М. отремонтировал храм, ввел ежедневные богослужения в течение всего года с чтениями на нем. языке, и превратил его в приходский. После богослужения по благословению М. детям преподавали Закон Божий, Свящ. историю, изъяснение богослужения и (по желанию) рус. язык, историю, географию. Когда богослужения стали совершаться и на нем. языке, число прихожан значительно увеличилось и достигало 5 тыс. чел., включая православных сербов, румын, болгар и греков. Мн. немцы благодаря настоятелю серьезно заинтересовались Православием. Антон Фердинанд Гёкен (1845-1915), католик евр. происхождения, отставной офицер, в 1890 г. принял Православие с именем Василий, а затем стал 1-м в Германии нем. правосл. священником и ближайшим помощником М. в деле перевода (хорошо владел древнеевр. и древнегреч. языками).

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Исполняя это завещание, 11 марта 1901 года царь Николай II после литургии в Гатчине вскрыл конверт и прочел предсказание о своей судьбе и судьбе России. Он никогда ничего не сказал по поводу этого письма, но начал опасаться 1918 года, и говорил что этот год фатален для него и всей династии. Князь Н. Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Отношение императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако сознанием русского народа император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения, благоволения Божия к праведнику, творимые Промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благоверного императора Павла I» (Князь Н. Д. Жевахов, «Воспоминания», М., 1993 г., т. II, стр. 273). П. Н. Шабельский-Борк свидетельствует: «В Триестенской библиотеке как зеница ока хранится ставшая теперь редчайшей уникальная брошюра, изданная в свое время причтом Петропавловского собора, о случаях чудес на гробнице императора Павла И-го, каковых удостоверено не менее трехсот» (Шабельский-Борк, П. Н. «Павловский гобелен», по книге «Два монарха», М. 1992 г.). Свидетельство об одном из таких чудес мы находим в дневнике митрополита Санкт-Петербургского Исидора Никольского . 16 ноября 1882 года владыка Исидор сделал следующую запись: «В Петербурге поверье: кто желает избавиться от воинской повинности, должен отслужить панихиду по Павле I. К Потемкиным приехал молодой человек, очень смущенный предстоящею очередью поступить на военную службу. Ему кто-то посоветовал отслужить панихиду по Павле I. Он отправился в Петропавловский собор и исполнил. Вечером того же дня неожиданно получил весть из министерства, что он освобожден от воинской повинности. Узнали это при Дворе и прислали к Потемкиным разспросить о сем. Замечательно, что в соборе спрашивают имена тех, кто служит панихиду по Павле, и записывают в книге» («Неизвестный Нилус», М. 1996 г.; том 1, стр. 394). Если еще до революции молитвенное обращение к царю-мученику Павлу помогало избежать военной службы, то насколько нужнее обращение за такой помощью сегодня, когда молодых людей принуждают служить не царю и православному отечеству, а непонятно кому... Тем более, что и в наше время также известны случаи избавления от воинской повинности предстательством сего царственного страстотерпца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В ходе своего визита протопресвитер осмотрел Троицкую церковь Тулы, где его встретили командиры и офицеры, православные нижние чины и полковой священник Рафаил Прозоровский, который приветствовал Его Высокопреподобие речью. Затем глава военного духовенства обратился в храме к тульскому купцу и благотворителю С.А. Ермалаеву-Звереву, поблагодарил за пожертвования для полковой церкви, а также горячо просил последнего похлопотать «ради Бога и души» о построении особой военной церкви в Туле, в чем ощущалась настоятельная необходимость: «Так как церквей в городе недостаточно и для коренного православного населения; даже в обыкновенные воскресные дни православные воины вынуждены за теснотою в храмах расходятся небольшими командами чуть не по всем городским церквям, а в великие, когда все церкви бывают, переполнены богобоязненным тульским народом, многие из воинов совершенно лишены бывают возможности помолится в храме Божием. Да, построение военной церкви в Туле было б воистину добрым, душеспасительным делом, и вечной памяти достоин был бы строитель: оторванный от семьи и родин христолюбивый солдатик, на чужбине находил бы в своем храме потребное утешение и подкрепление в своей нелегкой службе». Временно до поступления средств на построение храма в полках бригады было решено на имеющиеся церковные деньги и добровольные пожертвования устроить деревянный храм. Место для новой церкви было отведено за Киевской заставой, освящено 5 июля 1900 года, а в сентябре воины уже очистили и подготовили его к строительству храма. «Одновременно с этим начался подвоз материалов купленного и разобранного в селе Ново-Никольском, Каширского уезда, Тульской губернии, храма и устройство его». В селе Ново-Никольском было две церкви. Первая из них, деревянная Космодемьянская церковь, построенная на средства помещицы Евдокии Алексеевны Гречаниной в 1840-1841 годах, с двумя пределами: во имя св. бессребреников Косьмы и Дамиана и во имя святого Чудотворца Николая. Вторая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в 1877 году и представляла собой каменный храм в псевдорусском стиле, построенный на средства уроженца погоста Новоникольское, митрополита Новгородского и Петербургского Исидора (Никольского). Каменный храм был сломан в середине XX века. Деревянный храм был куплен двумя полкам за 1000 рублей. С алтарями данная церковь занимала площадь 26 на 13 метров и могла вместить до 600 молящихся. При ней, как нераздельная её часть, была колокольня высотой 14 метров «с небольшим звоном колоколов».

http://sobory.ru/article/?object=42494

   В 1883 году вышла обстоятельный курс основного богословия профессора Н. Рождественского «Христианская апологетика». Этот труд отличается особенной полнотойв изложении материала.    В области богословской апологетики и христианской философии глубиной и оригинальностью мысли отличается трех томное сочинение архиепископа ХерсонскогоНиканора (Бровковича) «Положительная философия и сверхъестественное откровение». В нем ведется аргументированный спор с позитивизмом и материализмом радиоправдания веры разума. Архиепископу Никанору принадлежит также «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви». Архиепископ Никанор был такжезамечательным проповедником. В проповедях о Завете Божием, произнесенных в 70-е годы, он развивает мысль о том, что до сотворения мира, в вечности, уже " Совершилась сущность творческого, искупительного, спасительного Завета». И Пресвятая Дева «прежде века стала посредницей между миром, человеком,воплощенным Сыном Божиим и Божеством. В своем гомилетическом наследии архиепископ Никанор ближе всего к митрополиту Филарету.    Ему принадлежали также мелизарный труд «Воспоминания», в которых живо и интересно повествуется о важных событиях церковной жизни, свидетелем которых былавтор. В «Воспоминаниях» дан ряд талантливо очерченных портретов церковных и государственных деятелей, которых знал мемуарист архиепископов Смарагда(Кржановского), Афанасия (Дроздова), митрополитов Макария (Булгакова), Платона (Городецкого), Исидора (Никольского), обер-прокуроров К.П. Победоносцева,В.К. Саблера.    Первым опытом полного изложения догматики в XIX веке стал вышедший в 1848 году труд ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Антония (Амфитеатрова),впоследствии архиепископа Казанского, «Догматическое богословие».    В 1852 году вышла пятитомная «Полная система догматического богословия» пресвященного Макария (Булгакова). МитрополитМакарий родился в 1816 году в Тамбовской епархии. Образование получил в Киевской Академии, с 1842 года преподавал в Петербургской Академии, несколько летсостоял ее ректором.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   В 1884 году в Киеве под председательством престарелого Киевского митрополита Платона (Городецкого) состоялся Собор архиереев южных и западных епархий. Собор обсуждал много важных вопросов церковной жизни: о положении духовенства, о свечных заводах, о соблюдении устава и церковном пении, о народном образовании, о мерах против влияния католичества и еврейства на православный народ. Но самой главной темой соборного обсуждения была борьба с усилившейся в южных епархиях штундой – насажденной немцами-колонистами сектой крайне протестантского толка, впоследствии слившейся с баптизмом. Собор обратился к пастве с посланием, предостерегавшим верных от уклонения в лжеучения, и особенно в штунду.    В том же 1884 году в связи с 50-летием святительского служения митрополита Исидора (Никольского) в Петербург съехалось несколько архиереев. Эта встреча архиереев тоже получила название «собора». В Петербурге обсуждали постановку образования в церковно-приходских школах, содержание церковных причтов. В 1886году под руководством синодального чиновника В.К. Саблера в Казани был проведен окружной Собор епископов Поволжья, на котором преимущественно обсуждалисьмеры по противодействию старообрядческому расколу. В том же году в Иркутске состоялся Сибирский собор архиереев, который тоже сосредоточил внимание напротивостарообрядческой миссии. В 1888 году в Киеве, в связи с торжественным празднованием 900-летия крещения Руси, состоялся весьма представительный съезд архиереев, который получил в истории название Собора.    Во главе российской иерархии в 80-е годы стоял первоприсутствовавший в Синоде митрополит Исидор. Он родился в 1799 году в семье сельского дьякона Тульской епархии. Рано осиротев, он в детстве испытал горечь нужды. После окончания в 1825 году Петербургской Духовной Академии состепенью магистра, он принял постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. До архиерейской хиротонии исполнял административно-педагогическое послушание.    58 лет продолжалось его святительское служение. До назначения на Петербургскую кафедру в 1860 году преосвященный Исидор был епископом Полоцким, экзархом в Грузии, Киевским митрополитом. Он был удостоен высших государственных и церковных наград, в том числе первосвятительского отличия — права совершать службу спреднесением креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Болотско. Церковь Георгия Победоносца. Единоверческая церковь св. Георгия Победоносца /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 1867 и 1868. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Новгородская область, Солецкий район, Болотско Координаты: 58.150259, 29.969893 Проезд:до Болотско от райцентра г. Сольцы автобусное сообщение в направлении д. Толчино Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Погост назван по селу Болотску, а село по болотной местности, наводняемой разливом рек Мшаги и Лютени. Церковь построена в 1867 г. прихожанами: крестьянами, купцами и мещанами деревень Болотска и Поречья, обратившимися из раскола. Церковь построена по благословению митрополита Исидора, без помощи казны и без архитектора. Освящена 26 января 1868 г. благочинным, Никольской Единоверческой церкви в Петербурге, протоиереем Афанасием Базаряниновым, во имя св. великомученика Георгия. На престоле находится антиминс старинный, холщевый. Длина храма 6 саженей (кроме алтаря), ширина 4 сажени, высота с крестом 7 саженей. Купол церкви увенчан осмиконечным, из белого железа, крестом; такой же крест и на колокольне, составляющей с церковью одно деревянное, на каменном фундаменте, здание. Высота колокольни с крестом 11 саженей. Храм снаружи обшит тесом и выкрашен белой краской, карнизы коричневой, кровля покрыта железом и выкрашена медянкой; восточная стена полукруглая, длина алтаря 2 сажени, ширина8 саженей; церковь теплая. Престол еловый, " удружен " па каменном фундаменте, верхняя доска его из ясени. Внутри стены обтянуты холстом и выкрашены голубой краской. Иконостас, высотою в З ½ саженей, в 4 яруса, столярной работы, выкрашен белой краской; 50 старинных икон для иконостаса пожертвовал митрополит Исидор. В 1871 г. приобретен серебряный, в полтора вершка, крест с частицами мощей священномучен. Вавилы, Елевферия, благов. князя Давида Ярославского и преп. мученицы Феодосии. По преданию, крест принадлежал князьям Омурским-Мирязевым, которые получили его в Палестине, при обращении своем в христианство. По указу духовной консистории от 16 ноября 1871 г, за 4731, крест внесен в церковь и хранится в ковчеге, на котором изображены вышеупомянутые святые.

http://sobory.ru/article/?object=34255

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРНОВ Дернов Александр Александрович (15.02.1857, с. Никольское Яранского у. Вятской губ.- 12(13).10.1923, Петроград), протопр. Род. в семье свящ. Александра Афанасиевича Дернова. Окончил Вятское ДУ и ДС. В 1878 г. правлением семинарии направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью канд. богословия. 15 июня 1882 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) рукоположен во диакона (служил в ц. св. равноап. Марии Магдалины при одноименной больнице на 1-й линии Васильевского о-ва), 19 июля - во иерея, после женитьбы на дочери протоиерея Елизавете Васильевне Княжинской (у них впосл. род. 6 детей). 29 нояб. 1884 г. митр. Исидором (Никольским) Д. был определен на должность настоятеля ц. равноап. Марии Магдалины и законоучителя Военной прогимназии. 9 авг. 1886 г. перемещен в Рождественскую ц. в Песках. 25 июня 1888 г., согласно прошению зав. придворным духовенством протопр. Иоанна Янышева, переведен в Петропавловский придворный собор, в 1897 г. назначен его ключарем. 9 мая 1899 г. митр. С.-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) возведен в сан протоиерея. 1 июня 1899 г. назначен настоятелем Петропавловского собора. Д. регулярно наблюдал за ходом работ по сооружению великокняжеской усыпальницы при соборе (1897-1908), 21 окт. 1906 г. освятил в ней придел во имя св. Александра Невского. По инициативе Д. клирики собирали сведения о случаях благодатной помощи у гробницы имп. Павла I в соборе. С 28 янв. 1884 по 6 мая 1899 г. по приглашению вел. кн. Владимира Александровича и вел. кнг. Марии Павловны давал уроки Закона Божия их детям - вел. князьям Кириллу, Борису и Андрею и вел. кнж. Елене. Протопр. Александр Дернов. Фотография. 1915 г. Протопр. Александр Дернов. Фотография. 1915 г. С окт. 1882 г. Д.- член Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви. Проводил внебогослужебные воскресные беседы при больничном храме, а впосл. в Казанском соборе, во Входоиерусалимской (Знаменской), Троицкой, Воскресенской, Иоанно-Предтеченской церквах общества, в городской думе, на фабрике братьев Брусницыных. 2 мая 1895 г. Д. был избран казначеем об-ва. Его связывало духовное товарищество с такими членами общества, как еп. сщмч. Гдовский Вениамин (Казанский) (впосл. митрополит Петроградский), председатель общества прот. сщмч. Философ Орнатский , протоиереи Павел Кульбуш (см. Платон (Кульбуш) , сщмч., еп. Ревельский), Михаил Соколов, Константин Ветвеницкий, Павел Лахостский.

http://pravenc.ru/text/171749.html

15 июля 1888 г., в день празднования 900-летия крещения Руси, возглавил небывалый по продолжительности крестный ход - из собора за городскую черту, к часовне св. кн. Владимира в лагере Петрозаводского резервного батальона. В годы служения П. в Олонецкой епархии духовенство активно привлекалось к руководству народным образованием. 27 нояб. 1884 г., через 5 месяцев после издания Правил о церковноприходских школах, епископ учредил Олонецкий епархиальный училищный совет под председательством ректора Олонецкой ДС прот. Петра Щеглова. За первые 10 лет существования церковных школ по новым правилам число школ возросло с 33 до 111, открылись 50 школ грамоты. По благословению П. создано Александро-Свирское епархиальное братство, устав к-рого был утвержден им 29 дек. 1891 г. Открытие состоялось 9 февр. 1892 г. в зале семинарии после литургии, совершённой епископом в семинарской церкви. 30 авг. 1892 г. председательствовал на 1-м годичном акте братства. На нем было постановлено предоставить Совету братства права епархиального училищного совета. Неустанно заботился о Каргопольском ДУ. По прибытии в епархию добился в Синоде выделения 3000 р. на завершение строительства нового корпуса уч-ща, но деревянное здание в 1889 г. было уничтожено пожаром. Через 8 месяцев сгорел и старый училищный дом. По распоряжению П. состоялся съезд духовенства 3 уездов, к-рые обслуживало уч-ще. Депутаты высказались за сохранение уч-ща и за строительство для него 2 каменных зданий. Постановление съезда епископ утвердил и предложил организовать строительный комитет. Работы по строительству учебного корпуса были осуществлены в 1894-1897 гг. 21 июня 1886 г. по ходатайству Петрозаводского об-ва любителей музыкального и драматического искусства П. совершил заупокойную литургию и панихиду по драматургу А. Н. Островскому († 2 июня 1886) и призвал молящихся принять «теплое участие в загробной судьбе нечаянно взятого от нас заслуженного труженика». После совершения архиерейской заупокойной литургии и панихиды глубоко прочувствованного слова удостоился «знаменитый русский патриот» М. Н. Катков († 20 июля 1887) (Заупокойная литургия и панихида//Там же. 1887. 59. С. 502). В 1885 г. П. распорядился отметить во всех городах епархии 25-летний юбилей митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского) в звании первенствующего члена Синода. В своей речи перед молебном поделился воспоминаниями о посещении юбиляром в сане епископа Полоцкого в авг. 1839 г. Жировицкого монастыря. В связи с кончиной директора народных училищ Олонецкой губ. Ф. И. Соколова († 8 марта 1887), создателя широкой сети земских школ, П. благословил законоучителей всех городских и сельских училищ отслужить в учебных заведениях панихиды по новопреставленному.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

С 30 июня 1882 по 20 декабря 1887 года - также временно управлял Алеутской и Аляскинской епархией . 11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд, он удостоился высшей светской награды Российской империи и патриарших церковных регалий. Когда Санкт-Петербургская духовная академия возбудила ходатайство о присуждении ему степени доктора богословия за его труды в деле издания Библии, он, по свойственной ему скромности, от этой чести уклонился. Митрополит состоял членом, почетным или действительным, многих ученых обществ: Императорской Академии наук, Копенгагенского северных древностей, Императорского русского георграфического, Киевской академической конференции, Московской академической конференции, Санкт-Петербургского и Московского университетов, Медико-хирургической академии, Московского комитета грамотности, Русского археологического общества и других. Высокопреосвященный сжился с Александро-Невской Лаврой и в последние годы почти безвыходно пребывал в своих покоях, только раз в неделю выезжая на заседание Святейшего Синода да изредка к богослужениям. С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября. Утром 7 сентября он приобщился Святых Таин . К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. В 21:20 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор скончался на 94 году жизни. 11 сентября в построенной при нем Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры при большом стечении народа было совершено отпевание. Здесь он похоронен на солее с правой стороны, под иконой Спасителя. В 1932 году прах был перенесен на братское Никольское кладбище Лавры, где в 1988 году был установлен дубовый крест. Митрополит Исидор был замечательным человеком своего времени, он прожил большую и плодотворную жизнь. Более 100 епископов восприняли рукоположение от прославленного архипастыря. Он был образцом кротости для подчиненных, добрым наставником пасомых. Владыка отличался благородной терпимостью к индивидуальным особенностям ума и характера, всегда содействовал просвещению. При этом, он не любил своенравия и гордости и строптивым священникам своих епархий говорил обыкновенно: «Ты – гордый: я тебя смирю». И смирял. Осталось в память о нем наставление практической мудрости: «Ничего не ищи и ни от чего не отказывайся».

http://drevo-info.ru/articles/14878.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010