Ехали мы около двух суток, в том числе две ночи, причем в дремоте я несколько раз подвергался опасности свалиться под ноги лошадей и быть раздавленным экипажем. Все это мое похождение окончилось тем, что по приезде в Нижний я заболел. Кстати, о денежных наших, с Ф. Г. Ел-м, средствах во время студенчества. Мои средства были более, чем скромными. Мои родители присылали мне, в течение академического курса, раза два-три в год, по 5 рублей, исключая, конечно, прогоны на поездку в Нижний. Этих 10–15 рублей едва хватало на необходимые расходы, на прибавку к казенным чаю, сахару, булкам, на молоко к чаю и т. п. К счастью, тогда я не курил, и потому не нужно было тратиться еще на табак. Об извозчиках мы не имели понятия, всегда ходили пешком, иногда очень далеко 233 . Ф. Г. Ел-кий не имел и моих скудных денежных средств; из дома не присылали ему ничего или весьма мало и редко. Поэтому он принужден был добывать себе добавочные средства переводами. Ему как-то удалось пристроиться к тогдашнему педагогическому журналу «Учитель», издаваемому И. Н. Паульсоном и Н. Х. Весселем, где он участвовал в переводе Педагогики Дистервега. Да и я нашел подспорье к своим скудным средствам, давая в последние годы уроки племяннику митрополита Исидора, А. П. Богословскому, не окончившему нигде курса и собиравшемуся держать экзамен на получение чина. Этим урокам я был обязан другому племяннику митрополита, моему товарищу Н. Н. Никольскому , перешедшему к нам из Киева 234 . По приезде в Нижний Преосв. Нектарий, бывший наш ректор, а тогда нижегородский епископ, вздумал посватать мне дочь одного почтенного нижегородского протоиерея, К. И. Мил-ва, его товарища по Киевской академии, обещая дать мне хорошее место священника в Нижнем. Поблагодарив Преосвященного за такое предложение, я решительно от него отказался, заявив, что мне хотелось бы сначала послужить на педагогическом поприще. Меня очень влекла к себе именно академическая кафедра, хотя я далеко не был уверен, что останусь при академии. В Нижнем пробыл недолго, до августа, спешил обратно в Петербург, озабоченный вопросом о дальнейшей своей судьбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

С. 1714-1720; Пономарёв А. И. Памяти высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского//ЦВ. 1899. 40. Стб. 1401-1405; Столетний юбилей со дня рождения Новгородского митр. Исидора (Никольского)//СПбДВ. 1899. 34; Рункевич. 1901. Т. 2. Ч. 1. С. 647, 672; он же. Св.-Троицкая Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 2001. Т. 2. С. 909-915; Родосский А. С. К истории редакции жур. «Христианское чтение»//ХЧ. 1896. 9/10. С. 343-361; он же. Словарь студентов СПбДА. С. 13, 173-176; Знаменский П. В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении Православия к совр. жизни//ПС. 1902. 4. С. 554-561; 5. С. 640-654; 6. С. 780-792; 9. С. 325-352; 10. С. 479-499; 11. С. 639-657; Морошкин М. Я., свящ. Мат-лы для истории Правосл. Церкви в царствование имп. Николая I. СПб., 1902. Кн. 1. С. 170-175, 334. (СбРИО; Т. 113. Кн. 1); Папков А. А. Церковно-обществ. вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902. С. 90-91; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1902. Т. 4. С. 489, 716; 1904. Т. 5. С. 33-34, 37-39, 942; Слепцова А. А. Венок на могилу высокопреосв. митр. Исидора: Митр. Исидор в его отношениях к основанному им Исидоровскому епарх. жен. училищу. СПб., 1906; Бартенев П. И. Восп. о митр. Исидоре (Никольском)//РА. 1911. Кн. 2. 7. С. 341-342; Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 1. С. 106, 231; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 516, 580, 591, 616, 751; Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 70-71, 79, 85-87; Бертенсон В. Б. За 30 лет: (Листки из восп.). СПб., 1914; Измайлов А. Под фиолетовой мантией: Из жизни митр. Исидора//ИВ. 1915. Апр. С. 103-120; Евсеев И. Е. Столетняя годовщина рус. перевода Библии. Пг., 1916; Катанский А. Л. Восп. старого профессора: (С 1847 по 1913 г.). Пг., 1914. Вып. 1. С. 212; 1918. Вып. 2. С. 23-25, 116-118; Петухов Н., свящ. Высокопреосв. митр. Исидор//ЖМП. 1952. 6. С. 34-40; Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митр.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Валга (Valga). Собор Исидора Юрьевского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена из кирпича, в стиле московско-византийских церквей, с 5 куполами и двухъярусной колокольней над притвором, по проекту и смете архитектора В.И. Лунского, на сумму 20901 руб. 70 коп., из средств, отпускаемых правительством на постройку церквей в Прибалтийских губерниях, а также за счет пожертвований, в том числе и на пожертвования жителей Валга, собранные по подписке. Строительство велось под руководством подрядчика С.Д. Фельдера. Освящена церковь 18 октября 1898 года, второй престол в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1923 году церковь названа собором. В настоящее время церковь охраняется государством как памятник архитектуры. В данный момент находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Исидоровский храм возведен по проекту епархиального архитектора В.И. Лунского из кирпича в стиле московско-византийских церквей, с 5 куполами и колокольней. Храм был освящен 18 октября 1898 года святителем Агафангелом (Преображенским), епископом Рижским и Митавским. В 1913 году Никольская церковь в Валга сгорела, и Исидоровский храм принял православный эстонский приход. В 1923 году храм во имя сщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, получил статус собора. В начале 90-х годов приход, переживший войны и безбожное лихолетье, был вытеснен из своего родного храма представителями Константинополя. Сохраняя верность Матери-Церкви Московского Патриархата, воодушевляемые настоятелем священником Иаковом Метсалу, прихожане молились у церковной ограды, затем стали собираться на старинном Никольском кладбище (Tartu mnt. kalmistu). 1 декабря 1998 года был освящен временный храм в честь сщмч. Исидора Юрьевского (ныне он является малым приделом). Чин освящения новой православной церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери был совершен Митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием 11 августа 2001 года. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14636

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Архимандрит Исидор (Минаев), назначенный начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, простился с прихожанами русского Никольского храма в Софии 8 апреля 2009 г. 13:28 В минувшее воскресенье в русском Никольском храме в Софии архимандрит Исидор (Минаев) совершил последнюю перед своим отъездом на Святую Землю Божественную литургию. На заседании Священного Синода 31 марта 2009 года было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. Священный Синод постановил назначить игумена Исидора (Минаева), настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме ( журнал 26 ). 3 апреля в храме Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица, что в окрестностях Санкт-Петербурга, во время Литургии Преждеосвященных Даров Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Исидора (Минаева) в сан архимандрита . В своем прощальном слове отец Исидор сказал, что назначение было для него полной неожиданностью и что служение на Святой Земле очень нелегкое. О годе, проведенном в Болгарии, у архимандрита Исидора остались самые лучшие впечатления, в первую очередь благодаря прекрасным, теплым отношениям между Церквами и народами Болгарии и России. Батюшка попросил клир, работников и прихожан храма простить его, если он кого обидел, был резок или невнимателен. Тем, кто сожалеет о его отъезде, напомнил, что в храм мы ходим к Богу и прилепляться должны только к Богу, а не к пастырю. А также о. Исидор пригласил всех посетить его в Иерусалиме. С ответным словом выступил священноиконом Свято-Никольского храма Симеон Минчев. В качестве памятного подарка архимандриту Исидору преподнесли митру. Отец Исидор рассказал, что на последнем заседании Синода было поставлено очень много вопросов и решение о новом настоятеле подворья Московского Патриархата в Софии отложено до следующего заседания. До этого исполнение обязанностей настоятеля храма возложено на иеромонаха Русской Православной Церкви Зотика (Гаевского), которого паства хорошо знает и любит. Православие.БГ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/551978.htm...

Санкт-Петербург. Церковь Исидора Пелусиота при Исидоровском епархиальном женском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Исидора Пелусиотского Год постройки:Между 1885 и 1886. Архитектор: Г.И. Карпов Адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., 176 Координаты: 59.9258, 30.3811 Проезд:Метро «Площадь Александра Невского», далее пешком Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Исидоровское училище как трехклассное было основано в 1870 г. при Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания. В 1885 г., когда исполнилось полвека служения в святительском сане митр. Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского), было начато строительство рядом с указанным домом новой богадельни. Однако уже в ходе строительства богадельню передали училищу, преобразованному в шестиклассное (впоследствии с дополнительным 7-м педагогическим классом, затем обучение в седьмом классе стало двухгодичным). В училище принимались дочери священников и церковнослужителей, которые после окончания 6-летнего курса получали право «на звание домашних учительниц тех предметов, в коих оказали хорошие успехи», а после 7-го педагогического класса – «быть учительницей в младших классах епархиальных женских училищ и в церковно-учительских школах по специально-изученным предметам, а также училищною воспитательницею». Проект здания, поставленного с отступом от красной линии, разработал епархиальный архитектор Г. И. Карпов, который осенью 1885 г. внес в него изменения, когда выяснилось, что на втором-третьем этажах дворового флигеля училища будет свой домовой храм. Двусветную церковь с хорами и высокой главкой украшал иконостас в три яруса; образа на золоченом фоне написал Барков. Известный благотворитель В. А. Ратьков-Рожнов подарил храму бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Сам митрополит освятил 1 октября 1886 г. в свой день рождения церковь, где служил причт лавры, а через год – училище, получившее его имя. В ограде вдоль Невского проспекта стояла часовня с шатровой колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=10034

Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (†250 или 251 год). Жизненный путь прп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V века, и его труды нашли отражение в большой статье, также вошедшей в состав XXVII тома энциклопедии. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на вторую половину XV века. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72-х других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе — Юрьев, ныне Тарту) в XV веке. Тему непростых отношений между католиками и православными в XV веке продолжает обширный материал, рассказывающей о такой противоречивой фигуре, как Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, кардинал (ум. 1463). Именно этот русский митрополит греко-болгарского происхождения стал одним из творцов Флорентийской унии, за что был осужден и извержен из сана на Соборе в Москве в 1441 году. Новый том энциклопедии содержит крупный материал, посвященный Исидору (Никольскому; 1799-1892), митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому, видному церковному деятелю синодальной эпохи. Рядом размещены и статьи, рассказывающие об иерархах XX-XXI вв. — Исидоре (Богоявленском), епископе Таллинском и Эстонском (1879-1949), и Исидоре (Кириченко), митрополите Екатеринодарском и Кубанском (род. в 1941 году). Читатель XXVII тома также ознакомится с жизнеописаниями Патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (ок. 1300-1350) и Исидора II Ксанфопула (сер. XV века), а также прочесть очерк, рассказывающий о жизни и трудах Исидора из Милета, знаменитого византийского зодчего VI века, построившего храм св. Софии в Константинополе. Обширный материал в новом томе посвящен епископу Исидору Севильскому — выдающемуся латинскому церковному писателю, богослову, энциклопедисту, святому Католической Церкви (кон. VI-VII вв.)

http://patriarchia.ru/db/text/1678860.ht...

К 1766 году отделка верхнего и нижнего храмов закончилась. Освящение церквей задержалось до 1770 года, когда верхняя была наречена во имя Феодора Ярославича, нижняя – во имя Иоанна Златоуста. В 1840 году оба храма подверглись переделке. Иконостасы были заменены, и в них поместили образа работы Д. Антонелли. После переделки храмы 17 сентября 1842 года были переосвящены: верхний – во имя свт. Николая Чудотворца, нижний – благоверного князя Феодора. Верхняя церковь называлась прихожанами Никольской домовой в отличие от Никольской кладбищенской церкви. С 1806 года до начала XX века в нижнем храме производились захоронения. Именно здесь погребены многие грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге; здесь же находились захоронения многих духовных лиц, участвовавших в управлении монастырём и Санкт-Петербургской епархией во второй половине XVIII и начале XIX веков. В 1889 году с алтарной стороны по проекту Г. И. Карпова начата постройка усыпальницы митрополита Исидора, освящённой 6 октября 1891 года как придельная церковь прп. Исидора Пелусиота с двухъярусным иконостасом. За четверть века в ней было проведено свыше 150 захоронений. С октября 1930 года Феодоровская церковь не действовала, но окончательно оба храма были закрыты в ноябре 1931 года, а Исидоровская церковь – тремя месяцами позднее. Декоративное оформление интерьеров Феодоровского храма частично сохранилось до наших дней. Большая часть размещенных здесь захоронений была уничтожена, а могилы разграблены. Церковь св. Исидора была полностью перестроена. Духовской корпус, связывающий Троицкий собор с Благовещенской церковью, был построен по проекту Доменико Трезини в чисто барочном стиле. Его строительство началось в 1717 году. 6 июня 1820 года в нем была заложена церковь, автором которой является лаврский архитектор В. П. Петров. Чтобы разместить церковь он пристроил с востока к корпусу алтарь, а с запада – паперть. Освящение нового храма 18 мая 1822 года произвел митрополит Серафим. Двухсветный храм, декорированный коринфскими колоннами, украшал высокий, до потолка, ампирный иконостас, образа написал Д. Антонелли, лепные работы выполнил М. Зорин. По окончании строительства Духовского храма на его хорах 18 июня 1822 года был освящён небольшой придел преподобного Сергия Радонежского. В 1867 году церковь отремонтирована и украшена росписью Р. Ф. Виноградова. Еще до освящения, в 1820 – 1821 годах, в Духовской церкви произвели несколько погребений, в том числе её основателя, митрополита Михаила (Десницкого). Усыпальница использовалась для захоронений вплоть до начала XX века. Всего в ней было 172 захоронения. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа в церкви состоялось отпевание тела Ф. М. Достоевского.

http://sobory.ru/article/?object=01557

Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич) Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность. Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением. В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым . † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха. С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Публикуемые нами ныне «Дневники св. Николая Японского» начинаются с записи, сделанной 1 марта 1870 года (все даты во время пребывания в России — по старому стилю) в Александро–Невской лавре в Петербурге во время этого возвращения в Россию. Если коротко описать дальнейшую деятельность о. Николая и историю Японской Православной Церкви, то 6 апреля 1870 года (старого стиля) было утверждено определение Святейшего Синода об учреждении Российской Духовной Миссии в Японии, а сам о. Николай назначен ее начальником с возведением в сан архимандрита. В марте 1871 года он с новыми чаяниями едет в Японию, чтобы опять взяться за миссионерскую работу. А в конце 1871 года в Японию приехал новый сотрудник — иеромонах Анатолий (Тихай). О. Николай поручил церковь в Хакодате Анатолию, а сам выехал в столичный Токио, где приступил к проповеди. И затем в течение 40, а с первого приезда в страну — 50 лет о. Николай трудился над распространением православия в Японии. Как уже было указано в главе о Е. В. Путятине, с марта 1879 по ноябрь 1880 года о. Николай во второй и последний для него раз ездил в Россию для сбора средств на строительство собора в Токио. Во время этого возвращения, 30 марта 1880 года, в кафедральном соборе Александро–Невской лавры в Санкт–Петербурге он был хиротонисан во епископы. Дневниковые записи, сделанные во время этого второго возвращения, подробно рассказывают нам о том, с кем был связан о. Николай и какие люди в России оказывали поддержку работе Православной Миссии в Японии. В этом смысле прежде всего необходимо назвать имя митрополита Исидора (Никольского), который был наиболее мощной опорой для о. Николая в его миссионерских трудах в Японии. О. Николай до конца своих дней почитал и с любовью вспоминал митрополита Исидора как своего учителя и благодетеля. Вот что он пишет в своем Дневнике в праздник Успения Пресвятой Богородицы: «Двадцать четыре года тому назад в этот день я служил Литургию в Крестовой Церкви Высокопреосвященного Митрополита Исидора в Петербурге вместе с ним и после нее уехал из Петербурга сюда. Накануне хотел уехать, но владыка удержал: „Зачем так торопиться? Завтра помолимся вместе, тогда и отправляйтесь”. Сегодня вспомнил это и грустно и бедно молился, стоя в алтаре» (15/28 августа 1904 года).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010