митрополит Евсевий Никольский Введение Изречение пророка Исаии, заключающееся в Ис.7:14–16 , его книги, обыкновенно, принималось и принимается за прямое предсказание о чудесном зачатии и рождении нашего Божественного Спасителя от девственной Матери, Марии. До половины прошлого столетия такое понимание места Ис.7:14–16 , между христианами было, можно сказать, не только господствующим, но и исключительным. До этого времени только из среды иудеев раздавались возражения против правильности такого понимания. Но эти возражения нисколько не колебали христиан, которые продолжали объяснять указанное место в мессианском смысле с твердою уверенностью в истинности этого объяснения. Некоторые из христиан вдавались иногда при этом и в опровержение взгляда иудеев на то же место. Тем не менее, до половины прошлого столетия место Ис.7:14–16 не возбуждало особенных споров и недоумений в понимании его. До этого времени оно по тому самому не было предметом особенных, более или менее специальных, исследований: толкователи священного Писания занимались им столько же, сколько и другими пророчествами и вообще важными местами Библии . Не то мы видим со второй половины прошлого столетия и до половины настоящего. В это время означенное место Исаии обратило на себя столь много внимания толкователей св. Писания и Богословов, сколько едва ли когда-нибудь обращало на себя другое какое-либо изречение св. Писания. Причина, почему именно в это время место Ис.7:14–16 , обратило на себя так много внимания христианских ученых, заключалась, главным образом, в появившимся во второй половине прошлого столетия сочинения немецкого христианского ученого Иоанна Лоренца Изенбиля под таким заглавием: «Neuer Versuch uber die Weissagung vom Emmanuel (Göttingen, 1778)». В этом сочинении Изенбиль старался доказать ложность общеупотребительного по тому времени между христианами понимания и объяснения места Ис.7:14–16 . Всю свою ученость в этом сочинении Изенбиль напрягал к тому, чтобы доказать два главных положения: во 1-х, что место Ис.7:14–16 , ни в каком случае не может быть понимаемо, как пророчество о девственном зачатии и рождении Мессии и во 2-х, что евангелист Матвей привел 14-й ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Прежнее и новое 2 части кн. пр. Исайи Одним из главных предметов пророчеств второй части кн. Исайи является освобождение евреев из вавилонского плена. Дело недалекого будущего (50:4), созерцаемое пророком в качестве события совершающегося (49:18; 52:8 – 9; 60: 4), оно казалось его современникам настолько сомнительным, что они не допускали возможности избавления и не доверяли предсказанию о нем. В виду этого для приближения своего пророчества к сознанию слушателей пророку пришлось устранять препятствующие его усвоению сомнения. По понятиям современников пророка, освобождение из плена невозможно в виду забвения, оставления Богом своего народа и несокрушимого могущества вавилонян. «Путь мой сокрыт от Господа, говорили они, и дело мое забыто у Бога моего» (40:27); «оставил меня Господь, и Бог забыл меня» (49:14). «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?» (49:24) 1 . В противовес подобным заявлениям пророк указывает на ручающуюся за избавление нерасторжимость завета Ягве с народом и на не допускающую возможности забвения любовь Божию. «Где разводное письмо» вашей матери, с которым Я отпустил ее?» спрашивает Господь, или которому из Моих заимодавцев Я продал Вас?» (50:1). «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя» (54:7). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего»? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя. Вот Я начертал тебя на дланях Моих, стены твои всегда предо Мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя» (49:15–17). Не может служить препятствием к освобождению и могущество вавилонян, так как избавителем Израиля является всемогущий Господь: «да! и плененные будут отняты, и добыча тиранна будет избавлена, потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (49:25). Считая освобождение из плена невозможным, современники пророка не доверяли и предсказанию о нем (43:19). Отрицательное отношение к последнему поддерживалось их языческим образом мыслей, глубокою уверенностью в истинности языческих богов, но не Ягве (гл. 40 и д). В виду этого, чтобы рассеять недоверие современников к своим предсказаниям, пророк доказывает истинность Ягве и ложность языческих богов. Выяснению данного положения посвящен между прочим отдел 41:21 – 42:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

протоиерей Михаил Браверман Эммануил – с нами Бог! Повествуя о событиях Благовещения и Рождества Христова, апостол Матфей упоминает ве-тхозаветное пророчество: «А всё сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог» [ Мф. 1:22–23 ; Ис. 7:14 ]. Согласно древнему свидетельству, первоначально Евангелие Христово Матфей записал на еврейском (иврите или, что вероятнее, на арамейском) языке, для тех, кто был воспитан на Законе и Пророках, и поэтому апостолу так важно было показать, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе. Именно у Матфея больше, чем у всех остальных евангелистов, ссылок на Древнее Писание. И чаще всего он цитирует жившего в восьмом веке до нашей эры – до Рождества Христова пророка Исайю. Традиция назвала этого пророка пятым евангелистом, как из–за важности приводимых им мессианских пророчеств, так и потому, что во всём Ветхом Завете исключительно у Исайи (в греческом, а затем и русском тексте) употребляется слово благовестие: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой! " » [ Ис. 52:7 ]. История призвания этого пророка рассказана им самим: в храме Исайя увидел сидящего на престоле Господа, и шестикрылые Серафимы прославляли Его: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь Небесных воинств)! Вся земля полна славы Его!» [ Ис. 6:3 ]. Почти три тысячи лет прошло с тех пор, но и доныне это ангельское песнопение звучит в наших храмах во время Божественной литургии, на которой и происходит явление Господа Иисуса Христа в Таинстве Причащения. А тогда Исайя воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» [ Ис. 6:5 ]. Один из Серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника и коснулся уст пророка это символическое действие стало знаком очищения грехов Исайи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 26 Озия-Азария, 10-й царь иудейский (Cp. 4Цар.14:21–22,15:1–7 ) 1–5. Время воцарения, продолжительность царствования и благочестие Озии. 9–15. Военная и гражданская деятельность Озии, армия его и укрепления Иерусалима. 17–20. Горделивое присвоение Озией священнических прав и проказа его. 21–23. Регентство Иоафама, смерть и погребение Озии. 2Пар.26:1 .  И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии. 2Пар.26:2 .  Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими. 2Пар.26:3 .  Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. 2Пар.26:4 .  И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; 2Пар.26:5 .  и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. О двойном имени Озии-Азарии и общем характере царствования его см. комментарии к ( 4Цар.14:21–22 ) («Толковая Библия», т. II, с. 523). Из предприятий внешней политики Озии-Азарии здесь (ст. 5), как и в ( 4Цар.14:22 ), отмечается прежде всего возвращение Иудее и укрепление порта Елафа (о положении Елафа см. комментарии к ( 3Цар.9:26 ); «Толковая Библия», т. II, с. 412), при Иораме со всей Идумеей отошедшего от Иудеи ( 2Пар.21:8,10 ; 4Цар.8:20 ) и после окончательно потерянного последней при Ахазе ( 4Цар.16:6 ). Кроме того, во ( 2Пар.26:5 ) указывается, что источник или основание благочестивой настроенности Озии (ст. 4) в первую половину его царствования заключались во влиянии на него некоего пророка Захарии, о котором ничего не известно из Библии; некоторые ошибочно отождествляли его с Захарией, сыном Иодая ( 2Пар.24:20 ) или произвольно считали сыном этого Захарии (см. Calmet). Блаженный Феодорит с большим вероятием отожествляет этого Захарию с упомянутым у пророка Исайи, из ( Ис.8:2 ) Захарией, сыном Варахии. (Migne, Curs. Complet. Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 845–846). В принятом еврейском тексте ст. 5 Захария, руководитель Озии назван: (гам) мебин бирот гаёлогим, сведущий в видении (или видениях) Божиих, т.е. провидец, пророк. Подобное и в Вульгате: intelligentis et videntis Deum. Перевод LXX лишь в немногих списках имеет данное чтение, как-то: в кодексах 19, 93, 108: το συνιτος τν Κριον ν ρσει το Θεο. Но во многих евр. кодексах имеется другое чтение. Так, кодексы 1, 3, 579, 593, 683, 789 и некоторые др. у Росси имеют не бирот – в видении, а бырат – в страхе (Божьем). Принятый текст LXX также имеет: το συνιντος ν τ φβω Κυρον; славянский текст: «разумеющаго в страсе Господни»; русский синодальный перевод: «поучавшего страху Божию». Авторитет LXX и значительное число еврейских кодексов, согласных с LXX, дает основание предпочесть это второе чтение, хотя мысль первого имеет полную параллель в ( Дан.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И. Григорьев 3аключение 1) Образ Мессии по книге пророка Исаии Образ Мессии, начертанный человечеству в откровениях пророка Исаии, поражает таинственным величием и необычайным соответствием действительной личности явившегося Мессии, Христа Иисуса. Многочисленные откровения о Мессии в ветхозаветных пророчествах, возвещаемые по закону строгой постепенности в пророчествах Исаии соединяются в один цельный образ и дополняются многими неизвестными подробностями. Лучезарный образ Мессии, Спасителя человеческого рода, ярко сияет среди непроницаемого мрака, покрывающего ветхозаветную историю. Личность Мессии воплощает в себе все высшие общечеловеческие идеалы, стремления и желания. Все, о чем может мечтать чистое воображение человека, к чему стремится святая воля и чего может желать святое и невинное сердце, находит полнейшее осуществление в личности Мессии. Мессия по откровению пророку Исаии есть истинный Бог и действительный, идеальный человек. По Божественной сущности Он, Сын Божий, рождается от Бога Отца и есть Его Сын ( Ис. 9:6 ). По человеческой природе Он, Сын человеческий, происходит от чистой, безмужной Девы также посредством рождения ( Ис. 7:14 ). Соединение двух естеств в личности Мессии происходит в момент непостижимого зачатия от Св. Духа, почему новорожденное дитя называется Еммануил“ или с нами Бог“ ( Ис. 7:14 ). Непостижимое Богочеловеческое Существо получает знаменательные наименования. Оно называется: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Божественная власть и владычество оказываются на раменах Его; умножению владычества Его и мира нет предела. Он восседает на престоле Давида и в царстве Израиля и укрепляет его судом и правдою ( Ис. 9:6–7 ). Но будучи истинным Богом, принявший человеческую природу Мессия делается и истинным человеком. По человечеству Мессия происходит от корня Иессея, из потомства Давида. На Нем почивает Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис. 11:1–2 ). Всемогущий Иегова поддерживает Его в многотрудной деятельности всесильной десницей ( Ис. 42:1 ), покрывает тению руки Своей, хранит Его в колчане Своем ( Ис. 49:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

     Лекция посвящена политическим событиям времен прор. Исайи и их связи с пророчествами об иудеях, египтянах и вавилонянах, видению прор. Исайей Господа Славы и шестокрылых серафимов, словам о «Рожденном от Девы» и Страдающем «Рабе Иеговы», плачу прор. Иеремии над гибелью Иерусалима, таинственным видениям небесного храма прор. Иезекиилем . После перерыва отец Андрей ответил на вопросы собравшихся. Лекция протоиерея Андрея Ткачева (продолжительность: 1:44:38) Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 36:15) Рейтинг: 9.3 Голосов: 672 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 3 августа 2019, 16:00 Спасибо за лекции! Людмила 14 мая 2016, 22:56 Батюшка Андрей! Благодарю Вас за Ваши труды, за то, что щедро делитесь с нами своими энциклопедическими знаниями, своим талантом! Спаси Господи! Михаил 12 апреля 2016, 22:46 Потрясающая лекция: почти два часа на одном дыхании. Спасибо! Наталья 25 марта 2016, 10:05 У о. Андрея, как всегда, блестящая лекция, наполненная мудростью понимания о ходе истории, глубиной взаимосвязей событий в мире, искрящаяся тонким юмором. Спаси Господи Вас, о. Андрей, и всех Ваших близких! Тома 28 января 2016, 17:19 Батюшка , вы нужны на всей планете с таким даром. Ваши земляки, которых мы приютили во время бомбежек прощлого лета многие не воцерковленные, они про вас и не слыхали, а тем более про Отца нашего. А мы вас любим и ждем, жилье найдем и дорогу оплатим. У нас батюшка золотой, молодой, храм мы почти построили Николая Чудотворца, все условия есть, чтоб присоединиться к вашим проповедям.Берегите себя, радуйтесь, если будут вас гнать за Христа, запасные варианты всегда найдем. Анна Кондакова 23 сентября 2015, 19:18 Спасибо! Лекция, как в ней и сказано, зажигает живой интерес к пророкам и их книгам. нино 6 сентября 2015, 16:59 Спасибо большое. Очень много полезного для души и ума. Дай Бог вам здоровья и сил для несения Слова Божия. Марина 13 августа 2015, 13:23 Спасибо Украине за Крым и за протоиерея Андрея Ткачева!Злотоуст 21 века! Как образно,доступно,Увлекательно.Я недавно оцерковленная.Читала только Евангелие и отодвигала Ветхий Завет.Но после этой лекции.Мировоззрение раздвинуло границы непонимания. Я ,сердечный поклон отцу Андрею Ткачеву!Не перегружайте его работой,поберегите.Я за ним слежу он очень много работает.Дай Бог ему здоровья!Вдохновения! Чтобы не было завистников в Москве.

http://pravoslavie.ru/75772.html

В. Чернов Рождество Христово События праздника Православная Церковь празднует Рождество Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января. Этому празднику предшествует пост, который хотя и не так строг, как пост Великий, однако так же продолжается сорок дней. По словам блаженного Симеона Солунского (ум. 1429), «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». О рождении Христа Спасителя и о событиях, связанных с ним, повествуют только два евангелиста: Матфей и Лука. Матфей сообщает об откровении тайны воплощения праведному Иосифу, о поклонении волхвов и бегстве святого семейства в Египет и об избиении вифлеемских младенцев, а Лука более подробно описывает обстоятельства, при которых родился Христос Спаситель в Вифлееме, и рассказывает о поклонении пастырей. Откровение Иосифу тайны Воплощения Евангелист Матфей ( Мф. 1:18–25 ) сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы со старцем Иосифом, «прежде, нежели сочетались они», то есть прежде заключения полноценного брака между ними, Иосифу стало ясно, что Обрученная ему Девушка носит в Себе Дитя. Будучи праведным, то есть справедливым и милосердным, Иосиф не захотел обличить мнимого Ее преступления перед всеми, чтобы не подвергать Ее позорной и мучительной смерти согласно закону Моисея ( Втор. 22:23–24 ), а намеревался тайно отпустить Ее от себя без оглашения причины. Но когда он помыслил это, явился ему ангел Господень и объяснил, что «Родившееся в Ней есть от Духа Святого», а не плод тайного греха. Далее ангел сказал: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»; имя Иисус, по–еврейски Йешуа, значит – Спаситель. Чтобы Иосиф не сомневался в истинности сказанного, ангел указал на древнее пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына» ( Ис. 7:14 ). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит «нарекут Ему имя Эммануил», а

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Желание спасения было у первенствующих христиан так сильно, что они старались с ревностью исполнять в своей жизни все, что находили возможным для подражания в жизни Спасителя. Так, сорокадневный пост и усиленная молитва Иисуса Христа наводили древних христиан на мысль, что если Сам Господь находил нужным укрепить Себя на труды для спасения людей постом и молитвою, то тем более это необходимо для каждого последователя Христова. Потому-то с самых древних времен христиане считали своим спасительным долгом поститься более или менее продолжительное время в подражание Господу Иисусу. – Святую «четыредесятницу», или так называемый «Великий пост», Церковь установила в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и к этому присоединила еще одну неделю в память крестных страданий и смерти Сына Божия. Как это всегда случается между людьми – не все христиане верно понимали пост: многие смотрели на него только как на воздержание от мясной и рыбной пищи и не соединяли с ним исправления своей жизни и дел благочестия. Против такого одностороннего и неправильного понимания поста строго высказывались св. отцы и учители Церкви. Они приводили на память верующих слова Самого Бога в книге пророка Исайи: «Вот пост, который Я люблю: сними оковы неправосудия, разреши узы и измученных отпусти на свободу. Когда голодному будешь преломлять хлеб твой и скитающихся несчастных будешь принимать в дом, когда увидишь нагого и оденешь его, когда не станешь исполнять прихотей своих в святой день Мой и будешь называть праздник отрадою, днем, посвященным Господу Богу, уважаемым, и почтишь его тем, что не будешь угождать своей прихоти и пустословить, – тогда будешь иметь радость в Господе» (58, 6–7, 13–14). Блаженный Августин учил: «Воздержание в пище полезно для нашего тела, но, чтобы оно принесло пользу и душе, необходимо при телесном посте посещать больных, отыскивать заключенных в темницах и облегчать своею помощью участь этих страдальцев, принимать странников и примирять враждующих – и этим питать душу свою: это лучшая пища для нее» (Августин, беседа 56-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кровь Нового Завета и звериная жестокость старого Иерусалим как задание Свыше 15.11.2023 343 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором Весь мир с ужасом наблюдает за событиями в Палестине. Взрывы, ракетные удары в густонаселённых городах Сектора Газы потрясают своей жестокостью. За последние недели погибло более 10 тысяч человек. А сколько раненных, потерявших кров, родных, смысл существования... Радикалы-экстремисты объясняют это борьбой за библейское наследство. А премьер-министр Израиля Натаньяху объясняет такое поведение тем, что они осуществляют пророчества Исайи, который сказал: «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:12). Однако чуть выше ( Ис. 59:20) Исайя предрекает: «И придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия», и тогда «придут народы к свету твоему» (Ис. 60:3). Но Натаньяху, путая белое с чёрным, упрямо повторяет: «Мы – люди света, они – люди тьмы». Пророка Исайю называют ветхозаветным евангелистом за его предсказания о Христе Спасителе: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит – с нами Бог» (Ис. 7:14). А что касается пророчеств о том, что в Иерусалим будут ехать, везти дары… Так ведь ехали со всего света паломники, туристы. Воистину, что имеем, не храним. Уметь различать духов, понимать Промысел Божий, понимать, за что будут карать, а за что благодарить – и там и здесь – это очень важное, необходимое качество в наше предапокалиптическое время. Сегодня много говорят о событиях в Палестине, но мало говорят о значении Святой земли в жизни нашей цивилизации. Можно сказать, что ситуация, которая складывается как противоборство между иудеями и палестинцами на Святой земле – неразрешима. А можно сказать, что решение этой проблемы – это трудный экзамен на духовную зрелость нам всем... Ещё в древних библейских пророчествах предсказывалось, что Господь пошлёт Спасителя. И ветхозаветные иудеи ждали Его много веков... Но когда Он пришёл, не поняли, не поверили, не приняли, а послали на мучительную смерть...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/kr...

Зачем нам память о давней Встрече? Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. 16 февраля, 2015 Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. На молебне, который я регулярно совершаю для рожениц в саратовском перинатальном центре неподалеку от вокзала, во время отпуста почти всегда поминаю святого праведного Симеона Богоприимца. И немного рассказываю присутствующим о нем, а еще о том, в чем заключается подвиг материнства и зачем состоялась Встреча ветхого старца, Младенца и Его Матери… Когда-то для меня стал большим открытием тот факт, что праздник Сретения Господня вполне может быть отнесен и к Богородичным праздникам. И сам храм, и служащее духовенство облачены в этот день в одеяния голубого цвета, что само по себе как бы говорит о торжестве в честь Пресвятой Богородицы. Однако вместе с тем Сретение — Господский праздник. Общий контекст празднования тесно связан с рождественским циклом. Сретение отмечается на сороковой день после Рождества Христова и в смысловом отношении выражает важные христологические идеи. Есть в уставных предписаниях и некоторые особенности, явно роднящие этот праздник с Господскими (например, в Минее дается стих, который провозглашается на Литургии при входе с Евангелием, а это атрибут Господского праздника). В результате многих исследований и даже споров Сретение часто именуют Господским неполным праздником или даже Господско-Богородичным. Известно, что в 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву (см.: Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с ребенком, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. А в храме к Ней внезапно подошел старик… Некогда Симеон, муж ученый и благочестивый, занимаясь переводом Священного Писания с еврейского на греческий язык по поручению египетского царя, увидел в послании пророка Исайи слова: се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14) — и задумался о том, не является ли само слово «Дева» в данном случае опиской. Подумав так, Симеон решил, что будет верным исправить это слово на слово «жена», и в тот же самый момент был остановлен Ангелом. И Ангел в свою очередь сказал ему, что исправлять ничего не надо, а чтобы сам Симеон убедился в верности пророчества, ему предстоит жить до тех пор, пока он не встретит этого Младенца. И с того самого времени прошло более трех веков.

http://pravmir.ru/zachem-nam-pamyat-o-da...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010