бб) Подробное изложение суда Божия по отношению к различным людям Вообще все высокое, противное славе Божией, унизится. Ст. 12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено. Пророк, сказав здесь вообще, что наступающий суд Божий унизит все высокомерие человеческое, дальше в частности, метафорическим языком описывает унижение: 1) царей и вельмож под образом кедров (ст. 13); 2) царств и городов под образом гор и холмов (ст. 14); 3) гордящихся разумом, мудростью и силами – под образом башней и стен (ст. 15), 2) купцов – под образом кораблей (ст. 16); наконец предсказывает ужасное истребление идолов, (ст. 18) и идолослужителей (ст. 19–21). 1) Цари и вельможи подвергнутся суду Божию Ст. 13. И на все кедры Ливанские высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские. Здесь, как нередко и в других местах св. Писания ( 2Пар.25:18 ; Иез.17:3 ; Дан.4:10, 11 ; АмОс.2:9; Зах.11:2 ; Ис.10:33 ), гордые цари и вельможи уподобляются высоким, тенистым, крепким деревам – по высоте своего достоинства, могуществу и покровительству подданным, которые под их попечением, как птицы под ветвями дерев, живут, укрываются от непогод. Здесь разумеются цари и вельможи Иудейские и смежных стран. 2) Царства и города Ст. 14. И на все высокия горы и на все возвышающиеся холмы, т. е. судом Божиим будут разрушены царства и города, высящиеся в мире и красующиеся славою своею, как горы и холмы (см. под. Иер.51:25 ; Зах.4:7 ; Мих.6:1,2 ; Апок.8:8 ). Изображаемый здесь суд Божий совершился во время первого разрушения Иерусалима Навуходоносором Вавилонским, который разорил не одну Иудею, но и многие другие царства, как показывают Пророки Иеремия (25:17) и Софония (1:1, 2 и сл.). 3) Гордящиеся разумом, мудростью и силами Ст. 15. И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену. Здесь под башнями и стенами разумеются советники царей, гордящиеся разумом, мудростью и силою ( Ис.30:25 ), и воинственные защитники городов. 4) Купцы, надеющиеся на богатство

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Гордость царя Ассирийского усилится тем сознанием, что им побеждены, не только цари, но и боги им подвластных народов, даже многочисленные идолы нескольких царств. И если царь Ассирийский покорил Самарию, с её идолами, то он тем скорее вознамерится и понадеется покорить Иерусалим, где также появились некоторые изваяния, священные и чтимые как боги. Эта предполагаемая победа тем вероятнее для завоевателя, что царь и народ иудейский, страшась нападений Факея, царя Израильского, сами обнаружили свою слабость и усилили отвагу царя Ассирийского. Он мог быть в полной уверенности, что овладеет Иерусалимом и разрушит в нем даже храм. Но царь Ассирийский «подумал не так» (ср.ст.7), он погрешил в своем гордом уме, не вспомнил, что в Иерусалиме обитает Господь Саваоф, единый Бог и единственный Владыка всех народов. 12. И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. (И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его). Сокрушая гордость народа Еврейского, Господь не оставит без внимания и его могущественнейших врагов – Ассирийцев, послуживших орудием наказания народа Божия: так как царь Ассирийский в самом деле наказания обнаружил еще большую гордость, чем наказанный им царь Иудейский, то он, наказывающий гордых, сам, за свою гордость, должен будет потерпеть наисильнейшее поражение. Тогда очевиднее будет верховная власть Всемогущего и для Евреев, и для Ассирийцев, ко благу тех и других. 13. Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин. (Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума [моего] отиму пределы языков, и силу их пленю). Сознание своей мудрости и силы, вот источник гордости для царя Ассирийского: если было одержано много побед, совершено много завоеваний своей мудростью и силой; то величие этой силы и мудрости определялось этим великим успехом завоеваний; настолько же увеличивалась и гордость царя. Но и тем более возбуждался гнев Божий за то, что царь Ассирийский усвоил себе славу, принадлежащую Богу всемогущему и премудрому, Который дал ему возможность исполнить только Свое божественное дело – суд над Сионом. А он, будучи орудием, вообразил себя исполинской даже божеской силой, побеждающей все и так, как ему угодно (ср. гл. 14:5,6,13,14). Он сознавал поразительный успех своих завоеваний; ибо он с легкостью переменял границы государств, как будто переставлял камни на межах, разделяющих соседние поля, расхищал сокровища дерзко и безнаказанно, низвергал царей с престолов без сопротивления. В этом же сознании для завоевателя уже лежало основание признать силу сверхъестественную причиной столь чрезвычайного успеха, а он не признал...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Дальнейшие слова пророчества: от утробы матери Моей называл имя Мое“ с такой же вероятностью имеют в виду происхождение того же Божественного Лица от матери по своему конечному бытию и напоминают пророчество Исаии: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил“ ( Ис. 7:14 ), а также: ибо младенец родился нам, Сын дан нам“ ( Ис. 9:6 ). Шестой и седьмой стихи Исаии 49 главы: цари увидят (разумеется – Тебя), и встанут Князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя“ как бы предупреждают откровение Даниила: видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как-бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится“ ( Дан. 7:13–14 ). Что же касается четвертого стиха и первого полустишия седьмого: А я сказал: напрасно трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою... так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов“..., то здесь легко узнать униженного, презираемого Страдальца, который Своею невинною кровию должен был спасти человеческий род. Не говоря о том, что унижение неизвестной личности по данному пророчеству является как бы вступлением к подробному изображению страданий Раба Иеговы по 50, 52 и 53 главам, это краткое упоминание о необыкновенном унижении живо воспроизводит в сознании аналогичные изображения страданий высочайшего Праведника у псалмопевца и пр. Иеремии ( Пс. 21, 39 и 68; пр. и др.). В 21-м псалме Давида Страждущий Праведник говорит почти таким же языком и употребляет почти те же выражения при изображении своего униженного состояния (7–9 ст.). Все это дает полное основание утверждать, что неизвестная личность рассматриваемого предсказания должна быть чудной Богочеловеческой личностью обетованного Мессии, Спасителя мира. Субъект данного пророчества имеет быть Спасителем Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

И. Григорьев 3аключение 1) Образ Мессии по книге пророка Исаии Образ Мессии, начертанный человечеству в откровениях пророка Исаии, поражает таинственным величием и необычайным соответствием действительной личности явившегося Мессии, Христа Иисуса. Многочисленные откровения о Мессии в ветхозаветных пророчествах, возвещаемые по закону строгой постепенности в пророчествах Исаии соединяются в один цельный образ и дополняются многими неизвестными подробностями. Лучезарный образ Мессии, Спасителя человеческого рода, ярко сияет среди непроницаемого мрака, покрывающего ветхозаветную историю. Личность Мессии воплощает в себе все высшие общечеловеческие идеалы, стремления и желания. Все, о чем может мечтать чистое воображение человека, к чему стремится святая воля и чего может желать святое и невинное сердце, находит полнейшее осуществление в личности Мессии. Мессия по откровению пророку Исаии есть истинный Бог и действительный, идеальный человек. По Божественной сущности Он, Сын Божий, рождается от Бога Отца и есть Его Сын ( Ис. 9:6 ). По человеческой природе Он, Сын человеческий, происходит от чистой, безмужной Девы также посредством рождения ( Ис. 7:14 ). Соединение двух естеств в личности Мессии происходит в момент непостижимого зачатия от Св. Духа, почему новорожденное дитя называется Еммануил“ или с нами Бог“ ( Ис. 7:14 ). Непостижимое Богочеловеческое Существо получает знаменательные наименования. Оно называется: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Божественная власть и владычество оказываются на раменах Его; умножению владычества Его и мира нет предела. Он восседает на престоле Давида и в царстве Израиля и укрепляет его судом и правдою ( Ис. 9:6–7 ). Но будучи истинным Богом, принявший человеческую природу Мессия делается и истинным человеком. По человечеству Мессия происходит от корня Иессея, из потомства Давида. На Нем почивает Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис. 11:1–2 ). Всемогущий Иегова поддерживает Его в многотрудной деятельности всесильной десницей ( Ис. 42:1 ), покрывает тению руки Своей, хранит Его в колчане Своем ( Ис. 49:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем ( Иез.32:23 ). В этом стихе говорится не об историческом Давиде, который жил за несколько веков до Иезекииля, а о грядущем, идеальном потомке Давида, с пришествием которого связывались все мессианско-эсхатологические чаяния Израиля в плену и после плена. Но формироваться этот образ грядущего Пастыря-Мессии начал еще до плена, на фоне разочарования в давидидах, правивших тогда Иудеей. Вот как выражает эту надежду Михей, современник Исайи и, возможно, первый письменный пророк южного, Иудейского царства: И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога  своего, и они будут жить безопасно ( Мих.5:4 ). О ком это говорится? О том, о ком чуть выше сказано: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Среди загадочных апокалиптических глав книги пророка Захарии (часто эти главы, с 9й по 14ю включительно, называют Второ-Захарией) встречаются следующие строки: О меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! ( Зах.13:7 ). В Новом Завете этот стих, как и некоторые другие места из Второ-Захарии, интерпретируется как пророчество, исполнившееся в земной жизни Иисуса Христа и подтверждающее его мессианство (ср. Мф.26:31 . Мк.14:27 ). 1.3. Из пастухов овец – в пастыри людей С самых первых страниц Священного Писания перед нами предстают положительные образы пастухов. Авель назван «пастырем овец» ( Быт.4:2 ); патриархи Авраам, Исаак и Иаков описываются владельцами больших стад. Убежавший из Египта Моисей «пас овец у Иофора» – мадиамского шейха и своего тестя ( Исх.3:1 ). Тяжелый пастушеский труд должен был подготовить его к великой миссии руководства выведенным из египетского рабства народом. На заре израильской государственности Господь, отвергнув избранного народом Саула, Сам избирает царя «по сердцу Своему» ( 1Цар.13:14 ) – для того, чтобы «пасти народ» Божий ( 2Цар.5:2 ). У поздних пророков и в Новом Завете Давиду суждено было стать прообразом Мессии. Случайно ли то, что божественный выбор падает на простого, никому не известного пастушка? Нет, пастушеская профессия – лучшая подготовка к царскому служению: как Давид заботился о стадах отца своего Иессея, так должен будет заботиться о словесных овцах Божьих – израильском народе. Следует заметить, что это вполне в русле древней ближневосточной традиции, в памятниках которой нередко встречаются наименования монархов «пастырями».

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Каждый человек, будучи сотворённым «по образу и подобию Божию», по своей человеческой природе уже является отражением Сына Божьего, который в свою Очередь Сам есть нетварный «образ Бога» ( Кол.1:15 ). Поэтому Сын, или Слово, или Сияние Божества, как он называется в Писаниях, всегда был в мире, присутствуя в каждом из Своих «тварных образов» не только как их Творец, но и как Тот, Чьё бытие разделяется и отражается ими. Кроме того, православное учение утверждает, что все богоявления святым Ветхого Завета были явлениями Отца – через посредство Сына, или Логоса. Так, например, произошли откровения Моисею, Илие и Исаие. Более того, Слово Божье, открытое ветхозаветным пророкам и святым, и сами слова Закона Моисеева (которые на иврите так и называются «слова», а не «заповеди», как мы говорим по-русски) – также являются откровениями Бога через Своего Сына, Божественное Слово. Поэтому, в ветхозаветном свидетельстве откровения Бога Слова можно найти такие отрывки, как, например, следующий текст пророка Исайи, говорящий о Нём почти так же личностно, как и христианское Евангелие:Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. ( Ис.55:10–11 ) …И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася… Бог послал Сына Своего в мир по Своей совершенной любви. Уже в самом акте творения Бог знал, что для существования мира потребуется воплощение и вочеловечение Его Сына. «Воплощение» – значит «облечение плотью», то есть принятие целостности человеческой природы, тела и души.И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. ( Ин.1:14 ) Предвечный Сын Божий рождён как человек от Девы Марии силой Святого Духа ( Мф.1 , Лк.1 ). Церковь учит, что девственное рождение было исполнением ветхозаветного пророчества ( Ис.7:14 ) и вместе с тем – человеческого стремления ко спасению, которое присуще всем религиям и философским системам во всей истории человечества. Но человек не в состоянии спасти самого себя, только Бог может это. Поэтому девственное рождение Спасителя необходимо не из-за ложной идеализации девства или греховного отвращения к природе человеческого пола, и не для «придания веса» нравственному учению Иисуса Христа, – оно необходимо потому, что Спаситель мира должен быть «не от мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Но не менее естественно упоминание об исчезновении вод из озер и рек в процитированном выше параллельном месте кн. Иова. В 14 гл. книги Иов говорит о скоротечности человеческой жизни и о бесследном, безвозвратном исчезновении человека вместе со смертью , и чтобы нагляднее представить эту скоротечность и бесследность исчезновения, он обращается к подобиям, заимствуя их из всем известной действительности. Что скоротечнее жизни некоторых цветов? Распустившись утром, многие из них при закате солнца увядают; что бесследнее исчезновения тени? И вот Иов говорит: человек, рожденный женой, краток днями и пресыщен трепетом. Как цветок, выходит и вянет, и убегает, как тень, и не остается. Затем – не поразителен ли и не прискорбен ли факт высыхания и исчезновения живых и оживляющих вод, и не напоминает ли он о бесследном, безвозвратном и горестном исчезновении вместе со смертью человека, дотоле полного жизни? И вот Иов продолжает: человек умирает... и простерся, и дух испустил человек, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает. Так человек ляжет и не встанет. Но после сказанного уместна ли, при сличении разобранных параллелей, речь о заимствовании составителем кн. Иова у пр. Исайи? Перейдем к другой и последней из проанализированных нашим автором параллелей. « Иов. 3:3–113 : погибни день, в который я родился, и ночь, которая сказала: «зачался человек». 4. День тот да будет тьмой; да не востребует его Бог свыше, и да не воссияет свет над ним! 6. Ночь оная, мрак да обладает ей, да не возвеселится она в кругу дней года. 7. Да не входит в нее радость ликующая!.. 8. Да проклянут ее проклинающие день... 9. Пусть она чает света, и не будет его... За то, что не затворила дверей утробы, носившей меня, и не сокрыла горести от очей моих! 11. Для чего я не умер в утробе, из чрева исходил, и не скончался? Иерем. 20:14–18: проклят тот день, в который я родился, день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят тот человек, который отцу моему принес весть и сказал: у тебя родился сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

О методе и экзегезе Маркиона, см.: Simonetti M. Lettera e/o allegoria. Р. 29-37. Ср. Origène. Homélies sur l’Exode VII, 4//SC 321. P. 216: «Он все слышит, и если не наказывает тотчас, то только потому, что терпеливо ожидает нашего обращения». Ср.: Ион. 3, 4. Прем. 10, 12. Ион. 3, 4. Быт. 18, 20-33. Быт. 19, 12. См. Быт. 19, 14-15. Тит. 3, 4. Origène . Homélies sur Jérémie//SC 232. I, 1. P. 196-198. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение/Перевод с английского. 7-е издание. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. (Серия «Современная библеистика»). С. 90-96. Иер. 1, 2-3. Иер. 1, 2. Иер. 1, 3. Иер. 1, 3. Во втором параграфе Ориген приводит текст первых трех стихов, которые, по его мнению, во-первых, указывают на историческую достоверность пророчества как на «записанную историю», которую дает нам книга Иеремии, во-вторых, определяют время служения Иеремии ( Origène . Homélies sur Jérémie//SC 232. IV, 3) и при каких царях пророк был призван на служение Богом, в-третьих, призывают приступить к чтению текста со вниманием, что важно для объяснения буквального смысла того, что написано (ναγγραπται), то есть текста как такового и его более глубокого смысла. Таким образом, Ориген подчеркивает необходимость в исследовании исторического смысла, который важен для восхождения к нравственному поучению, что можно назвать вторым или духовно-нравственным уровнем прочтения текста св. Писания. Подобный метод часто используется Оригеном для пользы слушающих. 1 Кор. 5, 5. Ориген достаточно последовательно и часть обращается к образу Навуходоносора, который символизирует дьявола. Ср. ниже: Origène . Homélies sur Jérémie//SC 238. XIX, 14, 32-34; Origène. Homélies sur les Nombres//SC 442. XI, 4. P. 315; Origène. Homélies sur Ézéchiel//SC 352. XI, 5. Р. 366-370. 1 Тим. 1, 20. Ср.: Ис. 5, 4-6. Ориген здесь проводит ту же мысль, что и всегда, он отвергает мнение, что Бог виновник зла. Для этого ему достаточно привести это место из пророка Исайи, книгу которого Ориген комментировал до того, как взялся за Иеремию: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему когда Я ожидал, что он принесет добрые грозди, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя».

http://bogoslov.ru/article/6177271

Пророчества Иезекииля ( VI â. äî Ð. Õ.), ñâÿçàííûå ñ íàèáолее тяжелым периодом пленения, дают остатку народа Израиля великое обетование спасения: “И возьму вас из народов и окроплю вас чистою водою и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам Вложу внутрь вас дух Мой и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом” (Иез 36:24–28). В окроплении чистой водой для очищения и оставления грехов ясно виден прообраз крещения народа, некогда рассеянного среди других народов и мертвого по грехам своим, но теперь имеющего обетование быть собранным в Новый Иерусалим и получить новую жизнь силою Духа Святого. Образ этого оживления приводится в Иез 37:1–14: когда народа не стало, когда он разложился подобно костям в поле, Господь вводит дух в них, и они обрастают плотью, покрываются кожей и оживают. Действуя согласно со Словом Божиим, Дух Божий обновляет дух народа 36 . Однако во времена Иезекииля дарование Духа для обновления народа было не более, чем обетование, и еще не было на них Духа Святаго (Ин 7:39). Можно отметить особенности перевода слова ruach как ‘дух’, ‘дыхание’ или ‘ветер’ в Иез 1:4,12,20. В Иез 13:3, где лжепророками названы те, “которые водятся своим духом и ничего не видели”, в переводе LXX слову ruach соответствует греческое kard…a ‘сердце’, что больше подчеркивает плотскую устремленность лжепророков. Но истинное видение вдохновляет ruach-Yahweh , позволяющий слышать слово Господне не только пророкам, но и всему народу, и дающий возможность слышащим пророчество интерпретировать его в соответствии с Божественной волей. Пророк, которого мы называем Второисайя (главы 40–55 книги пророка Исайи), также жил около середины VI века, в тяжелое время вавилонского плена. Его пророчество выявляет содержание Божественного обетования народу Израиля и средство, с помощью которого это обетование исполняется. В Ис 44:3 ruach является одновременно и источником, и посредником, и содержанием обещанного благословения 37 . Смысл Ис 40:13 не вполне открыт, хотя свойства “советника”, уразумевшего дух 38 Господа, приписываются Божественной Премудрости. Поэтому Дух дает возможность Отроку Господа ( Ebed-Yahweh ), представляющему Израиль 39 , возвестить суд народам (см. Ис 42:1). Образ Отрока, исполненного Духом эсхатологического Пророка, Который ведет народы к истинному познанию Бога, был образующим элементом в иоанновском представлении об Иисусе как страдающем и искупляющем Пророке, Которому должно придти в мир (Ин 6:14) 40 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

Ст. 14. То ты будешь иметь отраду в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе от наследия Иакова, отца твоего. Ибо уста Господни изрекли [ это ]. LXX: И будешь уповать на Господа, и, возведет тебя к благам земли, и даст тебе вкусить наследие Иакова, отца твоего. Ибо уста Господни изрекли. Когда ты будешь называть субботы отрадными и в субботу не будешь двигать ногу свою для исполнения рабской работы и не будешь говорить слова, то есть всегда будешь молчать и исполнять заповеданное: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголании льсти ( Пс. 33:14 ): тогда ты будешь иметь отраду в Господе и увидишь на себе исполнение [изречения], насладися Господеви и даст ти прошения сердца твоего ( Пс. 36:4 ). Или же будешь уповать на Господа, согласно с оным написанным: надеяйся на Господа блажен есть ( Притч. 16:20 ), и у Иеремии: благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его ( Иер. 17:7 ), и в другом месте: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека ( Пс. 117:8 ). И вознесет тебя Господь и возведет на высоты и ко благам земли. Ибо земля кротких и земля живых не внизу, а вверху. Поэтому Лоту, бегущему из долины Содомской и Гоморрской, говорится: в горе спасайся ( Быт. 19:17 ), и когда он достиг ея, то солнце взошло пред ним над Сигором. Об этой земле Господь говорил: блажени кротцыи, яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 ). Сюда относится и многое другое, что мы часто приводили, к чему принадлежит и оное: чти отца твоего и матерь твою, и долголетен будеши на земле, юже Господь Бог дает тебе ( Исх. 20:12 ), что в буквальном смысле совершенно не возможно. Ибо многие чтут родителей и скоро умирают, а иные отцеубийцы живут долгое время. А чтобы мы с большею определенностию знали, что эта земля находится на высоте, то напомним вкратце о тридцать шестом псалме, в котором написано: кротцыи наследят землю и насладятся о множестве мира ( Пс. 36:11 ), после чего присовокупляется: потерпи Господа и сохрани путь его, и вознесет тя, еже наследити землю ( Пс. 36:34 ), о которой в другом месте поется: праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней ( Пс. 36:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010