Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа сотворит все это ( Ис. 9:1–7 ). Сущность мессианского предсказания, таким образом, состоит в том, что чудный младенец, названный в 8 главе Еммануилом и несомненно тожественный с Еммануилом, чудесно рождающимся от девы (в 7 главе), совершит искупление грешного человечества. Первым условием спасения со стороны избавляемых будет служить вера в божественное достоинство Искупителя. Эта мысль раскрывается современникам пророка наглядным и вполне понятным образом. Если избавление от временной опасности со стороны ассирийской державы обусловливается преданностью всемогущему Господу и уверенностью в Его божественном всемогуществе, то тем более необходима вера в небесного Искупителя для получения спасения от греха и достижение вечной жизни. Если Сам Господь для многих служит камнем преткновения и соблазна, то тем более могут соблазняться немощные верою Богочеловеческой личностью Избавителя. Будучи действительным человеком, со всеми свойствами конечной человеческой природы, Искупитель в тоже время является истинным Богом. Он рождается от простой, хотя и невинной девицы, однако представляется чудным в глазах людей; Он живет на земле, как простой человек, однако участвует на небесах в божественном совете. Он питается молоком и медом, произведениями дикой пустыни, однако есть в то же время Бог крепкий и Отец вечности; Его страна подвергается опустошениям язычников, между тем Он Сам есть Царь мира и Властелин вселенной. Вера в божественное достоинство Спасителя, как главнейшее условие для получения спасения, так определенно указывается пророком, что некоторые из святых отцов 14 стих 8 главы: – “и будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима” – относят к Мессии (св. Кирилл Александрийский , Василий Великий ). Древние иудеи, как видно из таргума, и христианская церковь всегда признавали настоящее пророчество мессианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Хотя выражение “Царство Божие” и не встречается в Ветхом Завете, тем не менее, его идея постоянно чувствуется в писаниях пророков. О Боге часто говорится как о Царе Израиля: “Господь будет царствовать во веки и в вечность.” ( Исх.15:18 ) Смотри также: Чис.23:21 ; Втор.33:5 ; Ис.43:15 ; и всей земли ( 4 Цар.19:15 ; Ис.6:5 ; Иер.46:18 ; Пс.28:10; 96:1; 98:1-4 ). Несмотря на то, что Бог всегда правит миром как Царь, в других местах говорится о дне, когда Он станет Им и начнет править Своим народом. Смотри, например, у Исайи: “И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава” ( Ис.24:23 ). Смотри так же: Ис.33:22; 52:7 ; Соф.3:15 ; Зах.14:9-11 . Исходя из этого можно сделать вывод, что, хотя Бог — Царь, полнота правления Его еще должна прийти. Таким образом, представление о Царстве Божьем в Ветхом Завете диалектично. В будущем должно наступить Царство добра и справедливости, которое пророки связывали с пришествием Царя-Мессии. Сравн., напр.: “И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века”. ( Мих.4:7 ) Пророк Иеремия предрекает воцарение отрасли Давидовой (23:5) “Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду Иногда в Ветхом Завете употребляется выражение “Царство Яхве”, но оно означает вполне определенное историческое понятие — Иудейское царство (см., напр.: 1Пар.28:5 ; 2Пар.13:8 ) Выражение “Царство Небесное” (малькут шамаим) впервые встречается в раввинистической литературе спустя полвека после земной жизни Господа Иисуса, а именно у раввина Иоханана бен Заккая около 80 г. н.э. В этом термине нет указания на грядущее Божие правление миром будь то на небе или в будущей жизни. Эта идея передавалась термином будущий век (Сравн. Мф.12:32 “если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ou;te evn nu/n aivw/ni ou;te evn me,llonti [ни в сем веке, ни в будущем] ”).

http://azbyka.ru/apokalipsis/cvyashchenn...

10–11. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? (Многими путми твоими трудился ecu, и не рекл ecu: престану, креплящийся, яко сотворил ecu сия, сего ради не помолился Ми ecu ты. Кого благопочет убоялся ecu, и солгал Ми, и не помянул ecu Мене, ниже приял Мя ecu во ум, ниже в сердце твое? и Аз тя видя, презираю, и не убоялся ecu Мене). Многими путьми твоими или на многих путях, тобою самовольно избранных, ты потрудился, говорит пророк иудею-язычнику: т.е., много видов идолопоклонения ты перенял и усвоил из многих и далеких стран (ст.9), и много потрудился, принося им многие и дорогие жертвы на многих местах (ст.5,7). И не рекл ecu: престану крепящийся: предавшись идолопоклонству всей душей, умом и сердцем (ст.11), ты не подумал так: «вот, укреплюсь я, удержусь от идолослужения, перестану покланяться богам чужим и ложным»... – Нет, в страхе и перед кем же? – перед ничтожными созданиями своих рук, перед идолами, ты забыл истинного Господа Бога. Создателя своего, т.е. не был верен Ему, хотя быть должен верным, по завету своих благословенных праотцов: ты забыл завет патриархов забыл и Бога отцов своих – И Я, говорит Господь, видя тебя, презираю: видя твое падение до совершенного забвения о Мне, презираю тебя, оставляю тебя в этом твоем гибельном падении, именно, на погибель вечную. 12–14. Я покажу правду твою и дела твои, – и они будут не в пользу тебе. Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? – всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. (И Аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе: егда возопиеши, да избавят тя в печалех твоих: сия бо вся ветр возьмет, и отнесет буря,: а держащиися Мене стяжут землю и наследят гору святую Мою. И рекут: очистите пред лицом его пути и отъимите претыкания от пути людей моих).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. (И людие не обратишася, Дóндеже язвени быша, и Господа не взыскаша). Подвергающийся наказанию должен сознавать свою вину, испытывающий бедствие должен просить помощи и милости. Но гордый Израиль не сознает себя виновным, бедным, и слабым и не обращается к Богу, который, хотя и поражает, однако же, и заступает его от врагов, если он сердечно исповедует перед Ним свою виновность и просит Его о пощаде и милости. 14–15. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. (И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день: старца и чудящихся лицам, сие начало: и пророка учаща беззаконная, сей ошиб). Весь народ Израильский, по своему упорству и не чувствительности, стал подобен грубому, толстокожему и ожиревшему волу, перед образом которого он покланялся в Дане и Вефиле ( Амос.4:1,4 ). От своих врагов он вздумал защищаться сам, как вол защищается рогами своей головы от зверей, а хвостом от насекомых; но Господь отрубит ему голову и хвост; тогда беспощадно будут терзать его дикие звери – язычники, и сосать его кровь «мухи» и «пчелы» – Египтяне и Ассирийцы (ср.гл.7:18–19). Эта рогатая «голова» – главный представитель народа, царь, его верховные судьи, пристрастные к знатным лицам, и почетные старейшины, а «хвост», помогавший голове – хвастливые лжепророки, служители Ваала. Представители Израиля – старейшины, гордясь знатностью своего рода, превозносясь высоким и почтенным старческим возрастом, полагаясь на обширную опытность и многие общественные заслуги, ставили себя во главе народа и возвышались над ним, как столетние плодовитые пальмы возвышаются над кустарниками; дети «знатных» – юноши, надеясь на свои молодые силы, с отважностью готовы были идти в бой. Но Господь мечем, посечет родовитых старцев, как посекают пальмовый лес, и юношей – как молодые лозы виноградника; меч неприятелей поразит и лжепророков. Поэтому грубо и гибельно заблуждается Израиль, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь посечет и кедры, также легко, как сикоморы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

14–15. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет. (И правдою возградишися: удалися от неправеднаго, и не убоишися, и трепет не приближится тебе. Се, пришельцы приидут к тебе Мною и вселятся у тебе и к тебе прибегнут). Представив картину совершеннейшего устройства новой Церкви, Господь открывает ей прямое значение той. – Правдою возградишися, или утвердишься в правде, как в крепкой ограде; иначе – для Церкви, вместо обыкновенных крепких стен, необходимых городам и государственным границам, будет служить правда, точнее Богом дарованное оправдание. При таком ограждении, церковь будет вне всякого страха (ср.гл.26:1–4 и сл.). – Видя дарованный Богом мир Церкви, народы устремятся к ней и, ведомые самим Богом, точнее – Его благодатным законом (гл.2:2–3; ср.56:7), они придут к ней, как пришельцы, будут приняты с миром и поселятся вместе с ней, как члены одной семьи (ст.1–3) и, наконец, найдут здесь совершенную безопасность, как спасающиеся бегством находят безопасность в местах убежища. Так, действительно, в конце ветхозаветной жизни Израиля, народы, прежде чуждые ему по крови и вере, потом влекомые совершенством его религиозных понятий, через иудейство, как бы через врата, делались пришельцами народа Божия; а потом, просвещенные благодатью евангельского закона, становились сынами Церкви Христовой. 16–17. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. (Се, Аз создах тя, не якоже кузнец раздуваяй углия и износя сосуд на дело: Аз же создах тя не на пагубу, еже истлити. Всяк сосуд соделан на тя не благопоспешу, и всяк глас, иже на тя востанет на прю, одолееши им всем: повиннии же твои будут в нем. Есть наследие служащим Господеви, и вы будете Мне праведни, глаголет Господь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

14:6). Посему и самим святым возможен доступ только во Христе, и не может кто бы то ни было воспрянуть, как бы на гору, к высокому некоему и превознесенному созерцанию, но даже, я думаю, и быть близ Бога, то есть по способу союза жития в Духе и освящении, если не будет с ним Еммануил, Который и недостижимое для человеков делает доступным и легко достигаемым. Об этом-то, я думаю, сказано устами Исайи: «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис.40:4): ибо во Христе для нас и крутое делается ровным, и шероховатое — удобопроходным, и неудобопроходное — гладким и низменным; ибо, как еще говорит негде тот же пророк, «Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника» (Ис.26:7). Итак, необходимо совосходит Иисус с божественным Моисеем: ибо Отец доступен, как я сказал, чрез Сына, и Он есть Посредник, чрез Себя Самого соединяющий нас (с Отцом) и возводящий на преестественную высоту. Ополчился же (Иисус Навин) с избранными мужами и победил Амалика: ибо Христос, избравши святых, начатком которых были Божественные ученики, победил началовождя века сего. Но Моисей был повелевавшим: ибо под законом был Сын (ср.: Гал.4:4), хотя и Законоположником пребывая как Бог. И время ополчения было не на тот самый день, в который было дано повеление Моисея, но заутра, то есть перенесено было на другое время: ибо закон предвозвестил будущее и содержим ясное повествование о делах Спасителя, если разумеется духовно. По сей-то причине, как я думаю, и святую скинию воздвиг Моисей: ибо не бесполезно для устроения Церкви наставление чрез закон, потому что он детоводит ко Христу, который есть Глава Церкви и всякое устроение, «столп и утверждение истины», как написано (1 Тим. 3:15). Так и к иудеям возгласил Христос: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:46). Посему созидает и Моисей, то есть наставление чрез закон, Церковь Христову, предоткрывая как бы еще в тенях таинство ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. (Сии гласом возопиют: оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею, возмятется вода морская). Кого постигнет проклятие Божие, а вместе с ним разорение и плен те голос возвысят, будут громко рыдать в отчаянии, не видя ни где для себя спасения (ст.4–6), как плачут при безвозвратной потери родителей и всего дорогого. А те, которые, по милости Божией, останутся на благословенной земле своих праотцов, столь же громко возрадуются с явлением «славы Божией», т.е. при открытии на земле суда Божия, при обнаружении правды Божией, при сокрушении нечестивой власти всемогуществом Господа Вседержителя, на Которого уповали эти «оставшиеся» благочестивые люди (ст.16,21–23; ср.гл.35:1–2). Тогда будут восклицать с моря. Приточный образ речи. Как при сильной буре на море возмущается вода, и воздымаются высочайшие волны; так и при откровении славного суда Божия над народами произойдет смятение, разрушение и опустошение не только на суше, но и на островах морских; и здесь, при всеобщем волнении, разрушится прежний порядок жизни (ст.15; ср.гл.19:1–2 и др., 23:5–6,11). 15. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. (Сего ради слава Господня во островех будет морских, имя Господне прославлено будет). Откровение «Славы Господа» в дивных делах Его суда над народами будет и «на островах», в особенности на островах Средиземного моря, жители которых находились в близких взаимных отношениях с приморскими городами (Тир, Сидон и др.). И через это тем более прославится имя Господа на островах морских, что судьба этих островов, как и других стран, возвещается наперед через пророка от имени Господа, Бога Израилева, вслух всех народов, стран и островов, на пространстве всей вселенной (ст.1,21; ср.гл.41:1–2,5; 49:1,7–9 и мн.др.), так что, когда настанет время предопределенного суда и он совершится, то тем очевиднее будет великая слава имени Божия (гл.40:5–8; 41:20–29 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. (И будет прошествие людем моим оставшым во Египте, и будет Израилю, якоже в день, егда изыде от земли Египетския). Изводя Израильтян из Египта с Моисеем, Господь открыл им широкий путь и там, где нельзя было проходить, через море и пустыню. Так Он укажет удобный и несбивчивый путь и тем из числа Израильтян, какие будут снова находиться пленными в этой стране (по разрушении Иерусалима халдеями). Пленники воспользуются всеми благоприятными условиями выхода из Египта и благополучно возвратятся в отечество. Тогда иудеи снова признают, что истинный вождь и Спаситель их есть Господь, а не царь Ахаз или его приемники и не союзники их фараоны (ср. Ис.2:22; 30:1–7 ); признав это, они исповедуют над собой верховную власть Господа и будут всегда покорным Ему народом. Потомок «от корня Иессея», преисполненный даров Духа Божия, есть то же божественное Лицо, которое у пророка Исаии называется избранными рабом Божиим (ср.гл.42:1 и 61:1); а с этим именем у Исаии соединяются утешительные обетования об Искупителе (гл. 42; 52; 53; 60; 61). Также «Рабом Божиим» и благословенною «Отраслью» называл будущего Спасителя и Царя Сиона послепленный пророк Захария (гл.3:8; 9:9–10). Церковь Христова, созерцая это пророческое величественное предызображение Помазанника Божия, ясно усматривает и православно исповедует, что Он есть Основатель новозаветного благодатного царства на земле – Иисус Христос . Действительно, Христос по плоти произошел от усеченного корня Иессея или Давида – воплотился от Неискусомужной Девы Марии, как чудный цвет от жезла Аарона, в то время, когда на престоле Её праотца Давида уже не было представителя его рода, а был иноплеменник Ирод. Но воплотившийся от Приснодевы Сын Божий, восприяв, при крещении Своем в Иордане, всю полноту даров Святого Духа, открыл верующим совершеннейшее познание Бога-Отца и Его всеблагой воли; положил превосходнейшие нравственные основы всеобщей человеческой жизни; Своим благодатным учением объединил и существенно перевоспитал многие народы, разделенные прежде различием религий, нравов, занятий и быта семейной и общественной жизни; а вместе с тем до пределов вселенной распространил сияние Своей вечной славы и непреодолимое могущество Своей царственной власти ( Матф.1:22–23 ; Лук.2:4–7; 3:21–22; 4:16–18 ; Иоан.1:30–34 ; Матф.5:17 ; Иоан.1:14–18; 17:5–8,22 ). Посему православная церковь , предваряя праздник рождества Иисуса Христа, торжественно воспевает: «Отрасль от корня Иессея и Цвет от Него, Христе, произрос Ты от Девы, препрославленный, от горы, осененной чащею (т.е. из Вифлеема), пришел Ты, воплотившись от Безмужней. Невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи» (Козьма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1:2). И то нужно сказать, что когда небо и земля мимоидут и обветшают, то вследствие этого жители ее, как и она, умрут и погибнут, хотя мы знаем, что души вечны и что тела воскреснут. Отсюда ясно, что небо и земля не истребляются и не уничтожаются, но изменяются к лучшему. Ст. 7–8. Послушайте Меня, знающие правду, народ ( вульгата прибавляет Мой): закон Мой в сердце их. Не бойтесь поношения от людей, и хулении их не страшитесь. Ибо как одежду съесть их червь, и как волну съесть их моль. А спасение Мое пребудет во век, и правда Моя – в роды родов. LXX : Послушайте Меня, знающие суд, народ Мой, у которого закон Мой в сердце их. Не бойтесь поношения от людей и поруганию их не подчиняйтесь. Ибо как одежда будут истреблены, временем и как волна будут съедены молью. А правда Моя пребудет во век, и спасение Мое в роды родов. Кто выше сказал: от Меня произойдет закон и суд Мой во свет народов, тот теперь говорит к тем же, которые знают суд Его и имеют закон Его в сердцах своих, чтобы все делали правосудно и имели закон, который обещает Господь чрез Иеремию, говоря: завещаю завет нов, не по завету, егоже завещал Отцем их, но завещаю завет, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу Я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди (Иереи. 31:31–33), чтобы они жили не по букве, а по духу, восстановляя закон естественный в сердцах своих, о котором пишет и апостол : еда бо языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон, иже являют дело законное написано в сердцах своих ( Рим. 2:14–15 ). На этот закон указывается в псалме: уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его и не запнутся стопы его ( Пс. 36:30–31 ). И так как дух пророческий знал, что будет много гонений на верующих, то увещевает их к мужеству или скорее к презрению тех, кои будут их преследовать. Это и Господь говорит в Евангелии: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне ( Мф. 10:28 ). И в другом месте: радуйтеся, егда рекут всяк зол глагол на вы лгуще (там же, 5, 11). Ибо как одежда истребляется червем или временем и как волна съедается молью, так все поношение со стороны гонителей прейдет вместе с гонителями. Поэтому и апостолы радовались, что удостоились претерпеть бесчестие ради Христа ( Деян. 5 ). Радовались же потому, что спасение и правда Господня, обещавшая им победу и награду, то есть Господь и Спаситель, пребывает во веки, или в обоих родах прежнего и последующего народа, принявших пришествие того, о котором выше говорится: близок праведный Мой; вышел Спаситель Мой (ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1. Духовное. Ст. 11. За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить этому народу. Ст. 12. Им говорили: «вот покой, дайте покой утружденному и вот успокоение». Но они не хотели слушать Ст. 13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены. Когда книжники и фарисеи мало ценили спасительное учение Слова Божия; напротив по гордости всю важность своей учености и мудрости поставляли в знании мелочных предметов: то Бог в наказание попускает им более и более уклоняться от здравого, спасительного учения веры, которое одно доставляет истинное утешение совести, и подвергнуться суете своего ума на погибель своих душ. Бог говорил народу Иерусалимскому (как видно из ст. 14): сей есть покой: дайте покой утомленному. Это есть слово благодати и отпущения грехов, есть евангелие Иисуса Христа и Апостолов, которые доказывали, что человек, утомленный под тяжестью Моисеева закона, у которого совесть обременена грехами, ни в чем не может найти спокойствия, утешения и веселия, как только в вере в Мессию, и в оправдании, получаемом чрез Него, с отвержением всех плотских, обрядовых дел, заслуг, и внешних преимуществ, в которых фарисеи полагали надежду спасения. Вы – ложные учители, которые несчастный народ обманываете, питаете бесплодным учением преданий старческих и обрядов, которые составляют только внешность религии, а душу не питают, не доставляют истинного утешения, – дайте говорит Бог, покой утомленному, у которого совесть обременена грехами, дайте успокоение совести, которому я научаю, и доставляю верующим в Меня, как говорил Спаситель: приидите ко мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. ( Мф.11:28 ; Ин.7:37 ). Но фарисеи – упорные в своих предрассудках, надутые гордостью, не хотели послушать этого евангельского призывания, оставить свои заблуждения. Этот тяжкий грех фарисеев и обратился им в наказание, – Бог по требованию Своего правосудия попустил им запутаться этим грехом, как сетью, впасть в большие заблуждения – на погибель, как говорит Пророк в 11 стихе: за это Бог лепечущими устами и иным языком будет говорить с этим народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010