Очищение сердца достигается работой человека над собой и завершается действием благодати Божией. «Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, – учит преподобный Симеон Новый Богослов , – а все вместе, слившись в единую добродетельность» 50 . От этого человек испытывает сердечное просветление как особое благодатное условие, при котором в сердце вселяется Христос ( Еф. 3, 17 ) и влагает в него Свой закон. Как святые зрят Бога? По свидетельству святителя Афанасия Великого , «святые зрят Бога в собственной лепоте своей», в красоте собранного духа они созерцают чистоту и красоту Бога. Созерцают их и в Божественном Откровении, и в богослужении, в Таинствах и молитвословиях Церкви. Наконец, они будут непосредственно зреть Бога – лицом к лицу, благодаря чему получат блаженство и в жизни будущего века, на Небе. Чему учит человека седьмая Заповедь блаженств? Она учит человека открывать в себе присутствие любви Божией, сообщающей ему дар миротворчества ( Мф. 5, 9 ). Сподобившийся зреть Бога в себе, зрит в своих действиях наличие особой тишины, спокойствия и мирность духа. Как создается прочный мир в человеческих отношениях? Авва Исаи учит: «Кто видит грехи свои, тот знаком с миром» 51 . Поэтому, согласно седьмой заповеди, человек призван творить, воссоздавать «нарушенный мир» с Богом и людьми, используя для этого духовную энергию, накопленную исполнением предыдущих Заповедей блаженств. Мир наступает, когда, отстранившись от помыслов хороших и худых, ум человека «пребывает на месте Божием» 52 . И тогда человек познает то, что «Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор. 14, 33 ), " Он есть мир наш» ( Еф. 2, 14 ). Кем желает видеть нас, последователей Христа, Бог? Будучи, по слову пророка Исаии, Начальником мира, Бог желает и нас видеть творцами мира. Созидая внутренний мир и спокойствие духа сначала в собственном сердце, христианин затем через всецелое «попечение о Царстве Божием и правде Его» ( Мф. 6, 33 ) восстанавливает связь своего сердца со своими ближними. Эта связь, исходя из правды Божией, выразится у него в единстве слова, духа и мысли ( 1Кор. 1, 10 ). Подобное единомыслие создает прочный мир в человеческих отношениях вообще, и в семейных в частности. Чему учит человека восьмая Заповедь блаженств?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Так говорит глава 11 апокалипсиса: «И трупы их оставит на площадях города великого, который называется духовным Содомом и Египтом, в котором и Господь наш был распят». Спросишь, почему здесь город святой Иерусалим называется Содомом? Ответ: земной этот Иерусалим можно назвать Содомом изза того, что в нем беззакония и распутство преумножаются с избытком, как об этом читаем в книге пророка Исаи в главе первой: «Видение, которое видел Исайя сын Амосов, в Иудее и в Иерусалиме». Об этом там же в той же главе говорит: «Слышите речь Господню, князья содомские, внемлите слову Божьему люди гоморрские». Здесь видишь, что пророк называет иерусалимлян князьями содомскими и людьми гоморрскими. И так Иерусалим может называться Содомом и Гоморрою и градом святым по различным причинам. Иерусалим стал святым городом благодаря пророкам и апостолам, которые проповедовали там, и изза страстей Христовых, креста и погребения. Но может называться и Египтом и Содомом неверных изза иудеев, изза беззакония их и слепоты. В этом духовном Содоме будет иметь престол свой антихрист. Потому, что будет иудеянином и иудеями будет принят за Мессию и царем иудейским будет, как выше было сказано. Въяве в Иерусалиме сядет под престол свой церковь иерусалимскую попытается обновить. Об этом, как известно, говорит и сосуд избранный Павел святой во втором послании к солунянам в главе второй: «Когда он сядет в церкви Божией как бог». Здесь Божьей церковью Павел называет церковь Иерусалимскую. Отцы святые Киприан, Кирилл Иерусалимский 15 , Григорий, Ипполит–мученик в слове о кончине мира, Златоуст и прочие предполагают под святой церковью Божьей церковь Соломонову. Дамаскин в книге четвертой в главе 27 говорит: «В храме не нашем, а в древнем иудейском, не к нам, а к иудеям придет, не за Христа, а на Христа, поэтому и антихристом называется». Андрей святой, архиепископ Кесарии Каппадокийской в слове десятом своего толкования на Откровение Иоанна в главе 40 пишет: «Поставит престол свой антихрист в Иерусалиме по подобию Давидову, его же сыном по плоти был Христос, истинный Бог наш; да и к тому же антихрист объявит себя Христом, исполняя пророческое слово, говорящее: восстановлю церковь Давидову падшую, прекращенную снова создам. Прельщенные иудеи назовут его Мессией и примут».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Писцы же, испытавше его и видвше слпа суща, ужасошася и повелша образ поставити в сел Ондрйкове в церкве чюдотворца Сергия, а землю, покамста объиде, столбы поставиша и ямы выкопавше на память и на удивление чюдеси чюдотворца Сергия впредь живущимъ людемъ, да и прочии убоятся и накажутся не творити таковая. По днем же нких християнин той, плакавъ многодрзновения своего, и от того же Сергиева образа исцелв, прозрвъ очима и здрав бысть. Бсовскою же завистию оклеветан бысть боярину, яко бы нкоею хитростию или затейми по научению слепоту на ся изрк, и многи муки даша ему; инии же посл рекоша, и смертию скончася от тх мукъ. Сие же чудо обртох в писмах прежних властей: писано бысть оттуду от соборного старца Исаи Печерскаго, самовидца ту бывшаго на спорной земл. В лта благочестиваго царя государя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии дворянин нкий прииде на Москв к архимариту Дионисию и келарю и старцом, повда бывшее чюдо на море чюдотворца Сергия. Бывшимъ нам, рече, от самодержца посланым в Персидскую страну посолствомъ к Персидскому шаху и пловущим нам моремъ, воста волнение велико и на многи дни бури втреные уставишася, яко во шти седмицах в корабли ношахуся по водам. И от многих волнений морскихъ, паче же от неядния утрудившимся, лежаще еле живы, отчаявшеся живота своего. И приспвшу, рече, празднику преподобнаго чюдотворца Сергия, и воспомянувшим нам о празднике святаго и о чюдесех его, и потщавшемся, отпша вечернюю службу, и от скорби мало облегчение приемши, и пище и питию коснувшимся, и мало препочившим, паки воставше и отпвше заутреню и часы и молебенъ преподобному чюдотворцу Сергию и призывающе его на помощъ, да помилует и спасет в бд страждущих. Егда же им молебное пние совершившу, в той часъ посла Богъ милость свою: преста волнение морское и бысть тишина. И поидоша в путь свой со многою радостию и единым днемъ в пристанище свое достигоша, ид же им годно. И изшедъшим имъ на землю ис корабля, и мал часъ преиде, и воста паки втръ, и волнение велико уставися, и корабль той от пристанища отторже и единым мегновениемъ и с кораблениками без вести сотвориша; токмо мы едини спасени быша молитвами святаго чюдотворца Сергия.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Впрочем, каким образом человек во Христе исповедуется Богом, как он с видимой стороны был человек, а с невидимой Бог, и как в нем истинно соединились обе природы, — это знают из божественных книг христиане, а язычники не поймут того, пока не уверуют, ибо так говорит (св. Писание): «аще не веруете, ниже имате разумети» (Исаи. 7, 10). Посему язычники не стыдятся боготворить многих людей. И если бы, по крайней мере, обоготворяли они добронравных, праведных или мудрых, а то именем бога украшают бесстыдных, нечестивых и преданных пьянству, как-то: Гераклов, Дионисов, Эскулапов, которыми Ливаний без стыда то и дело клянется в своих сочинениях, и сладострастие которых с мужчинами и женщинами если бы стал я подробно описывать, то у нас вышло бы длинное отступление (от предмета речи). Для желающих знать это — достаточно сочинений — «Пеплоса» Аристотеля, «Стефаноса» Дионисия, «Полимнимона» Регина и множества поэтов, которые в своих писаниях показывают, как смешно и поистине нелепо языческое учение о богах. А что язычники действительно имеют обыкновение, нимало не затрудняясь, боготворить людей, для этого довольно вспомнить немногое. Жителям Родоса, когда они подверглись несчастью, произнесено было изречение, что они должны воздать почесть одному жрецу фригийских мистерий фригийцу Аттису. Изречение это следующее:    Почтите Аттиса, великого бога, чистого Адониса,    благочестивого, подателя счастия, лепокудрого    Вакха.    Аттиса, который в борьбе с сладострастным неистовством оскопил сам себя, оракул называет Адонисом и Вакхом. Равным образом, когда Александр, царь македонский, прибыл в Азию, то амфиктионяне приветствовали его, и Пифияпроизнесла следующее изречение:    Почтите Зевса, верховного бога и Минерву    Тритогенийскую , почтите скрытого в человеческом    теле владыку, рожденного от Юпитера дивным    рождением, блюстителя правды между смертными,    царя Александра.    Так изрек дух дельфийского храма, из лести нередко обоготворявший властителей. Может быть, и это его изречение проистекло из лести.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

В Евангелии от Матфея Спаситель изображается преимущественно Эммануилом – Богом, явившимся истинным Человеком, обетованный праотцами избранный Мессия, небесный Учитель, Пророк и Законодатель. Поэтому из четырёх лиц Херувимских, предстоящих Престолу Божию, этому Евангелисту присваивается символ Ангела Божия, тогда как Евангелисту Марку присваивается символ льва, Евангелисту Луке – символ тельца, а Евангелисту Иоанну – символ орла. Рождество и Крещение Господа Иисуса Христа Родословие Иисуса Христа (1:1–17) Евангелист Ветхого Завета, славный пророк Исаия, возвещая о страданиях грядущего в мир Иисуса, с благоговением помышляет о том, Кто сей грядущий Спаситель, откуда и куда Он нисходит. И, поражённый мыслью о Его Божественном достоинстве, Пророк восклицает: Но род Его кто изъяснит? ( Исаи. 53:8 ); – то есть кто изъяснит нам, земнородным, Его предвечное рождение от Бога Отца? Оно непостижимо не только для ума человеческого, но и ангельского. И вот сей Бог , неприступный, неизречённый, непостижимый и равный Отцу, пришёл к нам на землю, не погнушавшись родиться от Жены и иметь предками Давида и Авраама. Предвечный Бог рождается, как человек, становится во всём, кроме греха, подобным, сродным нам Человеком. И первый Евангелист Нового Завета, святой Апостол Матфей, раскрывая перед нами записанное им Евангелие, благовествует, что эта книга – это Родословие Иисуса Христа, свиток, в коем записаны предки по плоти, вся жизнь и деяния обетованного Мессии – Сына Давидова, Сына Авраамова. Подобно тому, как ветхозаветный бытописатель Моисей, начиная историю падшего человечества, выражается: Вот родословие Адама ( Быт. 5:1 ), – святой Матфей, начиная историю восстановления падшего человека, показывает Родословие Иисуса Христа. От первого, перстного человека пошло расстройство, но вот – новый Человек, новый Адам, Господь с неба ( 1Кор. 15:47 ), начальник нового поколения людей, рождаемых духовно и составляющих народ святой. Древнее прошло, и стало всё ново. Какая радость для земнородных уже в одном названии книги: Родословие Иисуса Христа! О каком родословии говоришь ты, Апостол Христов? Кто и кому сроден? Бог , Творец неба и земли, преискренне приобщился нашей плоти и крови, не погнушался назвать подобных нам людей Своими предками, а нас – братьями Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

А рече «и сыновъ своихъ не вд», – о томь бо великый Исаи рече: «сыны родихъ, ти же с мене вергоша». Что касается слов «...и братьев своих не знаю...», – то об этом сказал великий Исайя: «Я родил сыновей, а они отринули Меня» ( Ис. 1:2 ). А рече «снабдти словеса тво и завтъ твой схрани, повдахе «â äà " ти оправдани тво Икову и законъ твой Израилю», – слыши же и разумй, ко (л.161в) приде Сынъ Божий, судьбы носй, законъ поновлй, по бо о немь же рече: и възложить теминъ на гнвъ твой присно на требникъ твой. Слыши же, ко закону вашему и требнику о семь же бо прмо разумй. Что касается слов «он хранит слова Твои и соблюдает завет Твой, учит законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля», – то слушай и разумей: Сын Божий придёт, принеся суд, обновляя Завет, священствуя [по чину] Левия, о котором [Моисей] сказал: «...и возлагает курение пред гневом Твоим на жертвенник Твой». Слушай об окончании вашего Завета и о разрушении вашего жертвенника и честно пойми это. «Благослови, рече, Господи, крпость Слыши же, како ти Моиси Сына Божи крпкаго, како ли бо и о семь великый Исаи не молча, но проповдахе «â äà " : « дтищь дастьс намъ властелинъ миру, же власть на рам се Богъ крпокъ и Отець будущаго вка». Слыши же, како ти Исаи Крпкаго сказа. Моиси же сказа: «и дла руку приими, побии чресла въстающихъ на нь врагъ да не въскреснуть». Слыши же, жидовине, прмо пророчствовавшаго великого Моис: не ли работою въ странахъ, (л.161г) не врагъ ли ты, имже на крестъ възнесе Творца? Но аще прав мниши моисйска слова, то же не имаши въскреснути радию рукъ зыческъ, но погыбе, величавый оканьный. «Благослови, Господи, силу его». Слышишь, как Моисей показывает Сына Божия сильным, как об этом не умолчал, но ещё определённее говорил великий Исайя: «Младенец родился нам – Владыка мира, власть на раменах Его: Он Бог крепкий и Отец вечности» ( Ис. 9:6 ). Слушай же, жидовин, как Исайя пророчествовал о Крепком. Моисей сказал: «...и дела рук его прими, порази чресла восставших на него врагов его, дабы они не воскресли». Слушай, жидовин, истинно пророчествовавшего великого Моисея: не поражён ли ты рабством среди народов, не враг ли ты, ибо распял на кресте Творца? Но, если ты верно понимаешь слова Моисея, то ты уже не востанешь, прощённый, из рук народов, но погиб, окаянный гордец.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

_________________ б) 2 редакции 21. творець вериь Б 2 тогоже створити имни Б 7 23. на съсудхъ милостивьныхъ Б 10 Ст. 22–23 Из. 1073 г. л. 140 сего ради апль овы съсоуды гнвьны. овы же съсоуды нарече. 154 Послание 9, 24–29 А. Толк. Апост. 1220 г. 24. же и призъва насъ не тъкмо нюдй нъ и зыкъ 25. коже и сей глть. нареку не люди мо люди мо. и невъзлюблену възлюбленую. 26. и будеть на мст идеже речес имъ не мои вы ти нарекутьс снве ба жива. 27. исаи же излн аще число сновъ излвъ ко псъкъ морьскый останъкъ спсетьс). 28. слово съконьчава и краща въ правьду ко слово укращено сътворить гь по 29. и коже прорече исаи аще не бы гь саваофъ оставилъ намъ смене ко содома убо были быхомъ и ко и гомора уподобилис быхомъ. Б. Толст. Апост. XIV в. 24. же и призва насъ не точью жидовъ но и странъ 25. коже и осии глть. нареку не люди мо люди мо) и не възлюбленую възлюблену. 26. и будеть на мст идеже) речеьс имъ) не людне мои вы ту нарекутьс снве ба живаго. 27. исай же вопиеть по изли аще есть число снвъ излвъ акы нсокъ морьскый остатокъ спсетьс. 28. слово бо скончева и скруша правдою ко слово скрушено сътворить бъ на земли. 29. и коже прорече исаи аще не бы гь саваофъ оставилъ намъ племени акы содома убо быхомъ были и акы гомора быхомъ съподобилис. _______________ Разночтения а) 1 редакции 24. въ нюже А 17 (вм. же) не тъуи А 2. 13. 16–19 25. сен,–так списки 1, 2 и 4 ред. (вар.) не възлюбены възлюбены А 2. 6. 8. 13. 16–19. 27. статькь А 17. 28. браща (вм. окраща) А 6 слово укращено–λγον συντετμημνον (13 Сл. Гр. Б. XI в. Л. 288 β иже словеси проповдьникъ–συντετμημνου λγου). 29. бъ сакаотъ А 2 (вар.) содома, гомора,–так же А 6 ( содомь, гомору). 22. 28.. содомъне А 2. 8. 13. 16–19. 27 гоморномъ А 2. 8. 13. 16–19. 27. 9, 19–23 К римлянам 153 В. Чуд. Рукоп. Нов. Зав. XIV в. 24. же и призва на не токмо изъ иоди но и зы. 25. ко и во сии гле нареку не люди мо люди мо и не взлюбльную взлюбленую. 26. и буде на мст идже же речес имъ не мои вы ту нарекутс снве ба жива. 27. же о изли. аще буде число сновъ излвъ ко псокъ морскый останокъ спсетс. 28. слово бо скончева и скраща в правду ко слово скращено створи гь на земли. 29. ко прореч аще не г саваь оставилъ на смени ко содома были быхо. и ко гоморра уподобилис быхо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

10, 8–17 К римлянам 161 В. Чуд. Рукоп. Нов. Зав. XIV в. 8. но что гле бли теб глъ есть въ усте твои и въ срци се глъ вры 9. ко аще исповеи усты твоими га в срци ко бъ въскрси мртвыхъ спсешис. 10. срце бо в правду усты же въ 11. Гле бо вс вруй во нь не постыдитс. 12. не бо разньства же и тъ бо гь вс бати на вс призывающа 13. вс бо иже аще призове им гне спсетс. 14. како убо призову в него не вроваша. како же врую егоже не слышаша. како ж услыша бес проповдающаго. Г. Библия 1499 г. 8. но что глеть близъ ти глъ е. въ сте твои и въ срци твое. сир глъ вры иже проповдае. 9. ко аще исповси усты своими га и вреши вь срци свое, ко въ того възвиже изъ мртвы, спсешис. 10. срцем бо вретс въ правд. усты же исповдетс въ 11. Глеть б вскъ вр на нь не постыдитс. 12. н же и еллин. тъ бо гь вс богат въ вс его. 13. вскъ бо иже аще призоветь им гне, спсетс. 14. како бо призову вь негоже не вроваша. како же врють егоже не слышаша. како же слыша безъ проповдающаго. _________________________ б) 2 редакции 14. врують Б 8. 162 Послание 10, 15–19 А. Толк. Апост. 1220 г. 15. како же проповдть аще не посълани будуть ко же писано ко красьны ногы блговстующа блага. 16. нъ не вси послушаша еуали иса бо глть ги кто врова слоуху нашему. 17. тмь убо вра слуха а слоухъ глъмь. 18. нъ глю еда не слышаша да сего ради убо въ всю землю изидоша вщани йхъ и въ коньць вселены гли ихъ. 19. нъ глю еда йзль не разум мойси глть азъ раздражю вы не въ зыцхъ нъ о зыц неразумьн прогнваю вы. Б. Толст. Апост. XIV в. 15. како ли проповдть аще ли не пустть) ко же пишеть ко красьны ногы блговстующихъ миръ блговстующихъ блгое. 16. но не вси послушаша блгвстовани исаи глть ги кто врова слуху нашему. 17. тмже вра слышани. слышание же словомь бнемь. 18. но глю егда не слышаша убо во всю землю изиде слово ихъ и в коньц земльны гли ихъ 19. но глю еда разум первый моисй глть азъ раздражю вы не въ стран въ стран не смысльн раздражю вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

2:10). В третий раз отмерил он в воде еще тысячу локтей и провел меня, говорит, по воде по поясницу. Ибо этими ступенями мы достигаем высоты: однако эта самая высота доходит до чресл и поясницы, чтобы умерщвлялась в нас всякая постыдная похоть и чтобы мы получали освящение тела, без чего никто не может видеть Бога. Посему и у этого самого пророка (гл. 8) Бог был видим в огне от ног до чресл. Ибо нуждаются в огне и очищении дела чресл, согласно со словами праведного: яко лядвия моя наполнишася поруганий (Псал. 37:8), при посредстве которых (лядвий) враг и днем и в ночных призраках издевается над нами. От чресл же до головы и выше сияет блеск драгоценнейшего металла, электра, чтобы не было здесь ничего презренного. Поэтому теперь в четвертый раз говорится и отмерил он тысячу, — подразумевается: локтей, — до потока (этого LXX не перевели), которого я не мог перейдти. Это гораздо лучше, нежели то, что сказали LXX: и не мог он перейдти. Ибо пророк и всякое человеческое естество после чресл не может перейдти чрез поток помышлений и зарождающихся в сердце пороков. Но, без сомнения, перешел тот муж, который был одет в baddim и который водил пророка, — тот, который беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть в устех его (Исаии 43, 9). Пророк указывает и причины, почему он не мог перейти четвертую тысячу локтей: потому что, говорит, воздымались глубокие воды потока, который нельзя перейти. Каким же образом пророк написал, ставя себе в похвалу: поток прейде душа наша (Псал. 123:5)? Но это легко решается, если мы знаем, что в еврейском вместо сего написано: поток прошел над душею нашею. Об этом потоке и Исаия говорит: се Аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки поток наводняемый, славу (Исаи 66, 12). И в тридцать пятом псалме о святых говорится: в крове крылу Твоею надеятися имуть. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у Тебе источник живота (Псал. 35:8-10). И в сто двадцать пятом: возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом (Псал. 125:4). И о Спасителе: от потока на пути пиет (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010