Синагога, как религиозное учреждение, составляет любопытное явление в иудействе, прежде всего, по её отношеною к ветхозаветному храму. Под именем храма – гехаль, микдаш разумели единственное святилище для всего еврейского народа. Место для храма было избрано Самим Богом 1 , вне этого места всякое жертвоприношение становилось беззаконным 2 . Даже Кармильское жертвоприношение пророка Ильи талмудом считается требующим оправдания из обстоятельств времени – (Lebamot 90 b) 3 . Сооруженный Ониею в Египетской Гелиополис иудейский храм, несмотря на пророчество Исаи о служении Адонаю в Египте (19, 99), был неодобрен ортодоксальным раввинатом и объявлен за языческое капище 4 . Сооружение храма и его священной утвари было нормировано 5 . Не то относительно синагоги ее план создавался вне законодательной схемы, и Богослужебная утварь являлась отражением текучих потребностей культовой жизни, но главное синагоги возникали вне определенного пространства и времени. Даже пожелание тосафиста, чтобы синагога возвышалась над другими строениями места 6 , редко выполнялось, а ориентация молящихся лишь впоследствии стала правилом 7 . В храме служила фракция народа – левиты, и вторжение лица иного колена в сферу храмовой литургии запрещалось под страхом смерти 8 , тогда как в синагоге Богослужение может совершаться каждым евреем, если он неособенно убог по внешности, умственно здоров и не малолетен, к ааронидам принадлежит лишь священническое благословение – биркат коганим 9 . Культ храма знал только кровавые жертвоприношения, которые были строго регламентированы, в синагоге хотя и совершались молитвы, как компенсация жертвоприношений, в выдержанной хронологической параллели с культом храма 10 , однако твердых ритуалов синагога не должна бы иметь, как служба духовная, потому что записывающий литургийные молитвы как бы сжигает тору 11 . Поэтому так трудно историку синагогальной литургии проследить ее примитивный вид и установить этапы в ее развитии 12 . Наконец, Иерусалимский храм всегда был в поле зрения мессианиетов: надежда на его востановление тесно срощена с мессианскими упованиями 13 , тогда как синагога, как институт, совершенно чужда какой бы то ни было иудейской эхатологии, ее ipso мессианологии, и ее положение во времена Мессии является более чем проблематичным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Иез.2:2 .  И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и по­ставил меня на ноги мои, и я слы­шал Говорящего мне. Так как пророк сам не может встать от ужаса и оцепенения, то его поднимает «дух», неопределяемый ничем ближе (даже без члена: пророк говорит явно с некоторою неопределенностью); так, Иезекииль везде называет какое-то сверхъестественное воздействие на себя силы Божией, которое он должен был особенно ясно ощущать ( «вошел в меня, дух») и которое посещало его только в некоторые моменты видений, то укрепляя изнемогающую, под величием последних, его слабую человеческую природу, как здесь и Иез.3.24 , то перенося на место видений и обратно с него: Иез.8:3, 11:1, 24, 3:12, 14, 37 (LXX между «вошел в меня» и «поставил» вставляют «и взя мя и воздвиже мя» д. б. по Иез.3.14 , но там явно не такое же действие духа, а близкое к Иез.8.3 ). Недосказанность отсылает к Иез.1.12 , где разумеется Дух Святой. Иез.2:3 .  И Он сказал мне: сын человеческий! Я по­сылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые воз­мутились про­тив Меня; они и отцы их измен­ники пре­до­ Мною до сего самого дня. Когда вышний голос ласково ободрил пророка, и он успокоился от первого испуга перед явлением, он призывается быть пророком («посылаю» уже у Исаи технический термин; Ис.6:8 ) Израиля (вместо «сынам» LXX читали близкое по начертанию «дом»: беней-бет), который к сожалению едва уже достоин называться этим высоким именем «богоборца», а скорее упорно не послушными язычниками («людям»; евр. «гоим», ко времени Иезекииля должно было стать нравственно-религиозным термином вместо прежнего этнологического смысла, почему может быть LXX-ю намеренно опущено). Впрочем, Израиль, с самого начала существования («отцы» здесь в самом широком смысле) и до сего самого дня не отличался верностью: по Иезекиилю в отличие, например, от Иеремии ( Иер 2.2 ). Израиль испорчен до своих первоисточников ( Иез.16.3 ). Иез.2:4 .  И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я по­сылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Го­с­по­дь Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Опись имущества и строений Дионисиево-Глушицкого монастыря 1701 г. хранится в РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1. 43, л. 103–148 об. Архивная фолиация в рукописи сделана карандашом в верхнем правом углу; здесь же зачеркнутая старая фолиация чернилами; внизу л. 103, 111, 119, 127, 135 потетрадная нумерация буквенной цифирью. Документ написан двумя почерками: первый почерк на л. 104–110 об., л. 127–133, на л. 137 об. со слов «А по приезде…» до конца листа, л. 140–143 об.; второй почерк на л. 111–126 об., л. 133 об., на л. 137 об. до слов «А по приезде…», л. 138–139 об., л. 144–148 об. Л. 103 об. чистый. Скрепы в центре правого поля: 1) Дьяк Иван Иванов; 2) Василей Кошелев. Скрепы по нижнему полю: 1) К сим переписным книгам Глушицкого манастыря игумен Герасим руку приложил; 2) К сим переписным книгам Глушицкого монастыря иеромонах Дионисей вместо келаря монаха Ефросима и братии по их велению руку приложил; 3) К сим переписным книгам Глушитцкого монастыря подьячей Максимко Пантелеев вместо казначея монаха Исаи по его велению руку приложил. На л. 116–119 по нижнему полю скрепа: К сим переписным книгам ризничей диякон Стефан руку приложил. На л. 119 после слов «Килим ветхой черкаской» скрепа: Стефан руку приложил. Рукопись реставрирована. Переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. хранятся в РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1, 43, л. 149–165 об. Архивная фолиация карандашом в верхнем правом углу; здесь же зачеркнутая старая фолиация чернилами. Рукопись написана двумя почерками: первый почерк на л. 150–160 об., 163–164 об.; второй почерк на л. 161–162 об., 165–165 об. Л. 149 об. чистый. Скрепы в центре правого поля: 1) Диак Герасим Патапиев; 2) Василей Кошелев. Скрепа по нижнему полю с л. 150 до слов «За Глушицким монастырем» на л. 154 — К сим книгам Ильинской поп Ияков Симеонов руку приложил. Скрепа по нижнему полю от слов «За Глушицким монастырем» на л. 154 до л. 155 – К сим книгам Козмодемьянской поп Иааким Семенов руку [приложил]. Рукопись реставрирована. ПРИМЕЧАНИЯ

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

IV и V тома заключают в себе извлечения из дневника под заглавием: «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». Здесь же продается «Очерк жизни и деятельности Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева» соч. А. А. Зыбина, второе издание исправленное и значительно дополненное. Цена 75 коп., с пересылк. 1 руб. СКЛАД ИЗДАНИЯ: Кронштадт: Посадская, д. 27, кв. 12, у Ив. Васил. Фиделина. 1 Митрополит Санкт-Петербургский Исидор, в миру Яков Сергеевич Никольский, род. 1 окт. 1799 г., умер 7-го сент. 1892 г. 2 Преосвященнейший Никанор, в миру Александр Иванович Бровкович, родился в 1826 г., умер 27 дек, 1890 г. Он известен как красноречивый проповедник и писатель. Из сочинений его особенно замечательно «Разбор римского учения о главенстве»; за это произведение архиепископ Никанор был в 1869 г. удостоен степени доктора богословия. (Прим. С.О.) 3 Давид, второй царь народа Израильского, пророк и псалмопевец; сын Исаи или Иессея (Ииши) из колена Иудина, был избран на царство после смерти Иевосфея, сына Саулова. Давид завоевал Иерусалим и увеличил счастливыми войнами Израильское царство; при жизни много претерпел горя от возмущения своих сыновей, Авессалома и Адонии. Умер 70 лет, около 1018 г. до Рожд. Христ. (Прим. С.О.) 4 Манассия, царь Иудейский, сын Езекии, наследовал отцу в 697 г. до Рожд. Христова, уведен в плен Ассириянами в 642 г. (Прим. С.О.) 5 Спирит – последователь спиритизма, т. е. веры в возможность общения с душами умерших, в прежнее время – при посредстве разных заклинателей (Эмануэль фон Сведенборг) и магнетизеров (Юстин Кернер), а в настоящее время (с 1849 г.; сестры Фокс в Америке) – с помощью медиумов или посредников между таинственным миром духов и обыкновенными людьми, задающими вопросы чрез медиума и чрез него же получающими ответы, будто бы, от духов. (Прим. С.О.) 6 Пашковцы – последователи секты, отличающейся крайне протестантским характером и начавшейся с проповедей лорда Редстока, приехавшего в Петербург в 1874 г. Англичанин Редсток нигде не имел такого огромного успеха, ни у себя на родине, ни в Париже, ни в Швейцарии, как у нас в Петербурге, и преимущественно, среди аристократического общества (кн. Гагарина, генеральша М. Черткова, граф М. Корф и др.). Секта получила свое название от имени отставного гвардии полковника Пашкова, сделавшегося горячим поклонником Редстока и ставшего во главе секты. Отец Иоанн Кронштадтский известен, как могучий борец против ереси пашковцев: «Около самого Петербурга, на пути, откуда пришел к нам начальник ереси (лорд Редсток), является пастырь с особым даром молитвы и исцеления. Этот смиреннейший пастырь – живой и сильный обличитель гордого суемудрия сектантского», сказал про отца Иоанна П. А. Смирнов , настоятель кафедрального Исаакиевского собора, в Петербурге, – замечательный проповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

3. Личность Св. Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает а) ведение – кто весть от человек, яже в человеце? точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий ( 1Кор. 2:11 ); б) волю – изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы ( Деян. 15:28 ); в) деятельность – комуждо дается явление Духа на пользу…;вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:7, 11 ), и когда говорит с подробностью – что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его ( Ин. 15:26; 16:14 ), возрождает людей ( Ин. 3:5–8 ), наставляет их на всякую истину ( Ин. 14 : 26 ), возвещает будущее ( Ин. 16 : 13 ), поставляет пастырей ( Деян. 20 : 28 ) и под. § 21. в) О единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц Замечательнейшие из мест Св. Писания, которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц, суть следующие: 1. Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаи, которое описал он в шестой главе своей книги. Пророк повествует, что он удостоился однажды видеть Господа (Иегову) Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесенне во всей Своей славе ( Ис. 6:1–4 ), и что тогда же Господь сказал ему – иди, и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: Одебеле бо сердце людей сих ( Ис. 6:9, 10 ). Здесь, очевидно, разумеется Бог Отец, который преимущественно был известен в В. З. и назывался Иеговою и Саваофом. Но св. Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исая виде славу Сына Божия и глагола о Нем ( Ин. 12:40, 41 ), а св. Павел свидетельствует, что повеление Исаии – иди и рцы..., изрек Дух Святой ( Деян. 28:25–27 ). Как же могло случиться, что, видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Св. Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различные как Лица, едино суть по существу ( 1Ин. 5:7 ), что у всех их одно нераздельное божество, нераздельное величие и слава, нераздельное действование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Он показал пути свои Моисею, сынам израилевым, дела свои. Милосерд и благ Господь, медлен на гнев и многомилостив. Не по грехам нашим поступает с нами и не по неправдам нашим воздает нам. Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет боящихся Его». ( Псал. 103:6–10. 13 ). благим и праведным, когда изображает благоволение и любовь Бога к людям благочестивым: «Блажен муж, боящийся Господа, крепко прилепившийся к заповедям Его. Сильно будет семя его на земле, под праведников благословится. Во тьме восходит свет праведникам от Благого, Милосердного и Праведн6ого! ( Псал. 112:1–4 ). царем, когда изображает управление Божие миром: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь; буду благословлять имя Твое из века в век. Велик Господь и достославен и величие Его непостижимо. Щедр и милосерд Господь, долготерпелив и велик милостию. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его. Царство Твое – царство всех веков, и владычество твое во все роды. Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь руку Твою и насыщает все живущее по желанию. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине. ( Псал. 145:1.3.8.9.13.15–17 ). вечным, неизменным, в противоположность скоротечности человеческой жизни и срочному существованию мира: «я сказал: Боже мой! Не похить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. Древле Ты поставил землю, и небеса дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудет; и все они обветшают как риза, как одежду Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты тот же, и лета Твои не истощатся». ( Псал. 102:25–28 ). В книге пророка Исаи, Бог, изрекая Иудеям, переселенным пленникам в Вавилон, обетование о возвращении их на свою родину, у Иерусалим, называет Себя именами, которые показывают в Нем верховного распорядителя судьбами народов, могущего в исполнении обетований, попечительного об уповающих на Него:»Кому вы уподобите Меня так, чтобы Я был равен ему? говорит Святый. Поднимите очи ваши к небесам, и размыслите о Том, кто сотворил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Беловой список правлен весь рукою монаха Евфимия и только под конец л.л. 279. 280 и 281 рукою Арсения Грека, далее опять поправки Евфимия. На листе 286 замечено: (@досмотри т в ермосахъ@). С листа 290 до конца рукописи 4 тетради травленных, из коих три относятся к разным местам скрижали, изданной при патр. Никоне, с которою в тексте они совершенно согласны. Первая тетрадь (л. 200–339) содержит по печатной Скрижали из главы 5-й трактат о количестве таинств церковных; на 3-й тетради (л. 345–352) вопросо-ответы Афанасия Александрийского о Божестве и воплощении Сына Божия, прерывающиеся на половине 10-го ответа; 4-я (л. 352 до конца) о том же вопрос 20-й без начала. Тетрадь 2-я (л. 339–345) представляет отрывок из жития св. Симеона Столпника. Скрижаль правлена одним почерком, третьим из вышепоказанных, отрывок из жития св. Симеона Столпника иным. 527. (по цреж. кат. 819). Обиход 897 и Октоих на нотах, в 4-ю д., скорописью начала XVII в., 292 л. На приклеенной бумажке к первой переплётной доске помечено: (@бихо с октаи пвча и з масте: полаты@). На первом от переплётной доски, вне счёта, белом листе скорописью замечено: лкокова@). По листам, внизу, начиная с 1-го подпись помянутого вкладчика: (@Лта зркг. мата въ ке н . си книга пвча домова црковна соборнаго каменого храм бцы и предло в е у соли вычегоцко на посад положение из володимера града ржтвеного мнтр прчтые бцы. архимарита исаи лкокова. дл помина за упокона по себ и по свои родителе@). Л. 1. всенощнаго верни@). В последовании написаны: «Благослови, душе моя, Господа» 19 стихов, потом кафизма 1-я, по кафизме слава 2-я: «Внегда воззвах, услыши мя, Боже, правды моея», на два лика, 9 стихов, затем слава 3-я: «Господи, Боже мой, на Тя уповах спаси мя», 4 стиха; затем, «Господи воззва к Тебе, услыши ны», с самогласнами на 8 гласов; затем прокимен великий и прокимны на все дни недели; «Бог Господь явися нам», на 8 гласов; 3 славы на кафизме 2-й и 3 славы на кафизме 3-й и 3 славы на 17-й; (хвалите имя Господне) 13 стихов, взяты из псалма 134 из стихов: 1-го. 4-го (2-я половина). 5 (2-я половина). 9-го (2-я половина). 13 (2-я половина). 19 (1-я половина), 21 (2 половина); псалма 135: стиха 1-го (1-я половина). 12-го (1-я половина). 15-го (1-я полов ), и стих 26-й. Далее, л. 9 об., псалом, поемый в неделю сына блудного и в недели: мясопустную и сыропустную, стихи из псалма 136, стиха 1-го (первая половина), 3-го (2-я половина). 5-го (2-я половина), 6-го (2 половина), 7-го (2-я полов.). 9-го (2-я половина).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Потому это воззвание к Богу видим приписанным ко многим псалмам, которые обыкновенно пелись при Богослужении. Из этих приписок узнаем, что хвалебным воззванием галлелу-Иаг иногда оканчивались священные песни при Богослужении. Так читаем это воззвание в конце псалмов 104-го, 105-го; в начале 106-го, 111-го, в начале и конце 135:1.21.146:1.10 и в других. В хвалебном воззвании к Богу галлем-Иаг опять слышим Великое имя его Иегова в слитной его форме или в сократившемся выговоре, Иаг. Это сокращение ясно указывает нам книга Паралипоменон. Священный бытописатель, рассказав о перенесении ковчега Завета божия Давидом из кириае-иарима на гору Сион, в Иерусалиме, указал, что при совершении торжественного перенесения были петы, вместе с игрою на музыкальных инструментах, псалмы 105:96 и 106. Из первого псалма он привел только часть его (1–15); второй в той полноте, в какой он читается в Псалтире. Из третьего же петого тогда псалма он указал только начало и конец его, или первый (1-й) и последний (47-й) стих. Приводя стих, которым заключились песнопения тогдашнего тожества, он привел стих, который приписан к концу четвертой книги Псалмов (106:48); но привел его с тем различием, что хвалебное возглашение, состоящее из слов галлелу-Иаг, написал не так, как оно в Псалтире, а полнее теми словами, из которых оно составилось: галлель лаигова, что значит: «хвала Иегове!» (1 Парал. 16:36.) 88 . И эти два места Писания так же показывают, что имя Иаг произошло из имени Иегова. (Полное имя Иегова при глаголе гиллем, читается еще в 1 Парал. 25:3.2 Парал. 20:19. 31:21. Псал. 117:1 .). Имя Божие Иаг в еврейской Библии употребляется в тех ее частях, которые написаны метрической речью, или, как чаще говорим, стихами. Оно читается в песни, воспетой израильтянами по переходе через Черемное море ( Исх. 15:2 .), в песнопениях Псалтири ( ), в песни пророка Исаи (12:2.26:4.). Было ли это сокращение имени Иегова в имя Иаг по требованию метра, или было по свойству языка, допускающего в произношении опуск известных букв, как ты уже видели во многих других именах, разбирать надобности нет нам: но ясно видим, что слово Иаг есть то же имя, что и Иегова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Евгения 3 августа 2021, 14:26 Я не хочу сказать, что правильно предохраняться или правильно рожать, сколько Бог пошлет. У меня нет однозначного ответа. Я только очень прошу - если не Вам воспитывать потом этих детей, не нужно навязывать свое мнение. Во мне не вызывает радости нарисованная автором картинка - женщина, которая все время на пределе и которая вообще не имеет возможности пообщаться с мужем. А что им дальше делать, когда дети вырастут? И воздержание как способ предохранения я бы не стала никому навязывать. Воздержание людей, которые к этому не готовы, ведёт к отчуждению и серьезным проблемам в семье. Для меня в этой теме больше вопросов, чем ответов. Катерина 3 августа 2021, 14:12 Вот другая цитата в статье: «Се, аз и дети, яже ми дал есть Бог!», вложенные в уста Марии. Если бы у православной Марии было время познать ОСНОВЫ Православия, то, открыв Толкования на Святое Писание, она обнаружила бы, что у этой цитаты из Исаи - смысл ДРУГОЙ! Свт. Василий Великий: " Посему словами се, Аз и дети Господь указывает на избранных Своих, потому что буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1:27). Потому всякий, отложивший ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4:22), и облекшийся в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго (Кол. 3:10), есть чадо, по таинственному слову Христову. " Ну ладно, многодетная Мария - простительно, a автор текста вроде бы катахизатор Евгения 3 августа 2021, 13:51 Очень сложный вопрос. Автор статьи по факту более строго подходит к нему, чем сама концепция РПЦ, которая оставляет на усмотрение семьи и духовника определение отношения к неабортиыным средствам контрацепции. Я думаю, это очень правильно. Решение должен принимать тот, кто несет ответственность. И нужно быть очень осторожным в советах и пропаганде " многодетности, несмотря ни на что " . У меня например после 3го ребенка очень усугубился варикоз. Но мы, в том числе и послушав подобного совета, что любое предохранение это грех, решились на 4го. В итоге у меня сразу после родов начался тромбофлебит, потом операция, потом тромбоз глубоких вен. Слава Богу, отделались тремя неделями в больнице.

http://pravoslavie.ru/140900.html

На земли Седраха (в подлиннике: chadrah) О значении этого имени толковники различно думают. Бахарт, Михаэлис, Гезений, Костер, и Робенмюллер, на основании свидетельств раввина Iose (apud Rosenmul. in Zach) и некоего Аравитянина Иосифа Абасси (Michael. Supplem. p. 677), думают, что это – город близ Дамаска. Другие считают его городом находящимся в Аравии. Основываясь на свидетельстве бл. Феодорита: δρχ πλις σι τοις ραβας, (in Zach). Наконец третьи (Генгетенберг, Либко, думают, что этим именем пророк означил царство Персидское, подобно тому как у Пр. Исаи Иерусалим назван Ариилом (лев Божий 29:1). Последние подтверждают мнение свое тем, что 1. история не оставила нам свидетельств о существовании какого-либо места с именем Гадрах или Седрах, что 2) Бл. Иероним усвояет этому имени только иносказательное значение assumtio verbi Domini acuti in peccalores, mollis in justos: chadrach quippe hoc resonal ex duobus integris nomen compositum: chado acutum, rich molle tenerumque signifcan; 3) так как в 9-й главе 1 – 7, предизображен ряд побед Александра Македонского, то весьма естественно, что пророк говорит прежде о судьбе Персидского царства, как владеющего (называя его Had-rach, т. е. таким которое теперь сильнее, но потом ослабеет), а затем переходит к городам от него зависимым. 4) Пророк называет Персов иносказательным именем для того, чтобы не навлечь на своих соотечественников гнева Персов, тем более, что враги Иудеев – Самаряне пользовались всяким случаем клеветать на них, как на возмутителей. 73 Пророчество оправдалось событиями. Александр Македонский после победы над Дарием Кодоманом при Иссе отправил в Сирию Пармениона, который овладел всею этою страною; многочисленные богатства Дамаска, главного города Сирии достались победителю (Diodor. Sic. 17:583; Plut. in Alex. Q. Curt.4:2, 3. Arrian.2:13). Между тем как Парменион действовал в Сирии, сам Александр отправился в Финикию. Финикиане не осмелились противиться сильному завоевателю, и многие города Финикийские сдались ему добровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010