Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

В чем же заключается «знамение»? Что необычного, если молодая женщина родит сына и сама назовет его «с нами Бог»? Этот вопрос справедливо задавали христианские толкователи данного места Исаии, подчеркивая, что основной смысл пророчества Ис. 7:14 относится ко времени пришествия Мессии и Его бессеменного рождения от Девы. 8 Другое знамение, связанное с рождением младенца, заключается в его необычных свойствах, о чем Исаия говорит в 9-ой главе: 9 Он не только будет царствовать на престоле Давида «до века», но и будет назван «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (9:6–7). Как и пророк Нафан, Исаия говорит здесь об отдаленном воплощении Сына Божия. Богословский смысл этих пророчеств становится понятным только при прочтении книги Исаии в целом – в частности, тех глав (особенно 52 и 53), где он описывает страдания и прославления Слуги Господа – Мессии. Его описание настолько соответствует деталям новозаветных события, что христианские авторы называют Исаию «новозаветным евангелистом». 6. Отдаленный пророческий смысл Нет никаких свидетельств о том, что во времена Исаии родился выдающийся деятель, к которому относили бы вышеприведенные понятия. Не произошло в тот период и обновления Завета с Богом. Только спустя семь веков Иисус из Назарета явит необычные знамения и возведет Завет Божий на качественно Новый уровень. Он будет воплотившимся Сыном Божиим, на котором исполнились до того непонятные слова Нафана, Исаии и других пророков. Поэтому, упоминая пророчество Исаии, святой евангелист Матфей делает это не для того, чтобы, ссылаясь на пророчество, доказать подлинность евангельского события или придать авторитет своему повествованию. Евангелист раскрывает прежде неясный мессианский смысл слов Исаии через происшедшее чудесное новозаветное событие – рождение младенца Иисуса от Девы Марии. Использование же Исаией слово nal? явилось единственно возможным вариантом для того, чтобы, не исключая исторический смысл, поведать и об отдаленной пророческой перспективе. Что было бы невозможно, если бы он употребил nlra – ибо тогда слова пророка теряли бы историческое значение и ценность в глазах современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Источником для этого изображения служило общее всем пророкам (след. и жившим до плена) сверхъестественное откровение о Мессии, определённой Личности, которое постепенно раскрывалось в сознании пророков хотя в связи с событиями современными пророкам, но в тоже время при содействии св. Духа, возвышавшего ум пророков над пределами естественного разумения или предведения грядущих событий. Взаимное отношение пророчеств, сравнение пророчеств предыдущих с последующими показывает нередко, что пророчества о Мессии более ранних пророков становились более ясными у последующих. И пророчества Исаии уяснялись последующими пророками. Из сравнения пророчеств Исаии с пророчествами пророков предыдущих и последующих ясно, что пророк Исаия при начертании образа Раба Господня, не останавливался на Израиле, хотя бы идеальном, но прямо и непосредственно, или по преимуществу многое говорил о Мессии, как определённой, ещё ранее Его известной пророкам, Личности. Подобное сравнение (за которым отсылаем желающего к нашей книге – стр. 302–310) много помогло бы при уяснении пророчеств Исаии. Ведь, напр. если пр. Захария, живший после плена, изъясняет некоторые пророчества о Рабе Господа в 40–66 гл. в приложении к Мессии (напр. Зах.12:10; 13:7 ; ср. Ис.53:4,6 ), то неужели сам писатель отдела Исаии 40–66 гл. умом сво- —457— им останавливался только на „идеальном“ Израиле и совершенно не мог непосредственно говорить о Мессии? Автор не прибегнул к подобному сравнению, и поэтому освещение „исторического фона“ пророчеств о Рабе Господа у него получилось весьма одностороннее. Только при указанных нами условиях возможно вполне удовлетворительно изъяснить „исторический фон“ пророчеств Исаии 40–66 гл, равно как „генезис“ их. Если принять во внимание все эти условия, то ясно будет, что отдел Исаии 40–66 гл., есть чудеснейшее произведение творчества Исаии, но не чисто естественного, а сверхъестественно озарённого Духом Святым, к которому вполне приложимы слова: „Мои мысли – не ваши мысли... говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Можно сказать поэтому, что и само имя пророка, говорившего о себе: «вот, я и дети, которых дал мне Господ, как указания и предзнаменования во Израиле от Господа Саваофа, живущего на Сионе» (8:18), было предуказанием будущего предмета его проповеди, сокращенным выражением основной мысли его книги. – «Исаия» значит: «спасение Божие». Но для пророка «спасение Божие» означало именно спасение правдою (святостью) и силою Божией, в противоположность земной силе и правде, – так как Господь в представлении пророка есть прежде всего Святой и Он один истинно Всемогущий. Имя «Господа» для пророка было как бы заменою основной мысли его пророчеств. Потому-то пророк так часто и употребляет выражения: «спасение Божие», «спасение Мое», или: «Отрасль Господа», «Раб Господа», «гора Господня», «называться Господним» (44:5; 48:1 и др.), «избранный (или: «возлюбленный») Божий», «взошел пред Ним» (53:2)... Соответствуя, таким образом, сверхъестественному откровению, бывшему пророку Исаии при призвании и отпечатлевшемуся в существенных своих чертах в самом имени пророка, указанная основная мысль книги соответствует вместе с тем и естественным отличительным особенностям духа пророка Исаии. Понятие: «правда», «праведность» более других способствует объективности, свойственной уму пр. Исаии, так как легко заменяется понятием «прямого пути» (ср. напр. 26:7; 40:2–4; 30:10–11, 21 и др.) – и вообще более приложимо к действиям, нежели к внутренним состояниям души. Тою же самою особенностью духовного склада пр. Исаии объясняется, почему понятие «праведности» очень часто заменяется выражениями: «познание», «ведение 27 Господа», «мудрость», «наставление».... и др. или описывается, как «упование на Господа», «вера»... «Упование на Господа», «вера» (от корня «быть твердым», «верить») не только были преимущественными добродетелями духа самого Исаии (8:17–18), но и соответствующими отличительным особенностям его ума – ясности и объективности; так как «вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» – Евр.11:1 , – т. е. уверенность в невидимом, как бы в видимом 28 и в ожидаемом и желаемом, как бы в настоящем» (Катихизис м. Филарета); понятия: «упование», «вера» могут служить к обозначению не одних внутренних состояний, но и их внешнего проявления – твердости, стойкости и непоколебимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Римский чин Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII b., как видно из того, что в IX b. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. в другие дни на ноктурнах только 2 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник — Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70-цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн; все это вступительная часть к утрене.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания ( 109, 61 ). Страшен тот Суд, который ожидает всех людей после Общего Воскресения; страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти... С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбуждать в нас душеспасительный страх ( 109, 64 )? Есть два страха: один – вводящий, другой – совершенный; один – свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой – составляет принадлежность совершенных святых, достигших в меру любви ( 109, 66 ). Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот... еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу... Эта любовь приводит его в совершенный страх, потому что такой страшится и соблюдает верность воле Божией не для того, чтобы избегнуть муки, но потому, что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее ( 109, 66–67 ). Духовное ощущение страха Божия, благоговения и умиления сопутствует молитве душевной ( 109, 219 ). (Умная, сердечная и душевная. – Ред.) молитва весьма часто и по большей части сопутствуется слезами. Человек тогда отчасти познает, что значит блаженное бесстрастие, он начинает ощущать чистоту, а от чистоты живой страх Божий, снедающий дебелость плоти наводимым странным, до сих пор не знакомым человеку ужасом от ясного ощущения своего предстояния перед Богом ( 109, 219 ). Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть двери в чертог добродетелей ( 111, 205 ). Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало премудрости ( Пс. 110, 10 ) ( 111, 257–258 ). Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 96 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

227 Подобный же прототип изображения иконописного Богородицы с Младенцем к Пс. 44:1 , где самые слова «отрыгну сердце мое» сделались заглавием иконы. Церковно-исторических сюжетов находим сравнительно мало, что объясняется содержанием Псалмов: апостолы проповедующие на тронах различным народностям ( Пс. 18:4 ); история оклеветания женщиною Григория Богослова ( Пс. 26:12 ), внесенная сюда помимо толковников; Григорий изгоняет Ария ( Пс. 33:6–7 ); Григорий приводит к Христу Тиридата ( Пс. 34:1 ), Симон хиротонизует две фигуры, принимая от них золото, из их волос брызгает огонь, а сзади его – дьявол с черным мерилом ( Пс. 68:30 ); Траян с воинами на террасе дома, ниже – темницы с заключенными Петром и Павлом, еще ниже – ров, где львы терзают святителя ( Пс. 94:5 ). Наиболее интересные сюжеты относятся к истории иконоборства: к Пс. 25:5  миниатюрист изображает патриарха Никифора и преподобного, держащих иконы; далее преподобный обличает лжепатриарха и иконоборцев; иконоборческие епископы изображены с руками и одеждой в крови; под общим именем «преподобного» (σιος πατρ) разумеется, конечно, св. Феодор Студит . К Пс. 68:27  – известное изображение иконоборцев, ругающихся над иконами Христа, которую они сожигают в варе сосуда. Рядом Распятие – образ Христа-первообраза, вновь поругаемого в Его образе, как говорили современные писатели. Из множества символических иллюстраций возьмем наиболее любопытные, разделив их на сцены и отдельные изображения. Пс. 21:13 : Христос изображен сидящим на горе, которую обступили волы свирепые, одна фигура – человеческая, в хламиде знатного вельможи, но с рогами; это изображение иллюстрирует толкования Евсевия, Симмаха, Аквилы и др., образно представляя Христа на суде человеческом; волы – это судьи (и грешники изображены рогатыми в Углич. Псалтыри к Пс. 74 ), а гора – гора Васанская, Божья. Эта гора вместе и Сион, который представляется или в виде высокой башни, в окне которой виден Христос ( Пс. 64:2 ), или в виде скалистой горы, на которой дом с Богородицей и Младенцем ( Пс. 77:68–70 ), или же с иконой Знамения ( Пс. 67:16 ); под горой изображаются Давид, Иеремия, Иезекииль, Даниил или даже Самуил, помазующий Давида, или же сам Христос стоит перед зданием на Сионе, а в окне видна царица Сиона, и гора эта утверждена над адом с низверженным дьяволом ( Пс. 101:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Псалом избранный Суди, Господи, обидчиков моих, сразись с воюющими со мной. Пс 34:1 Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне! Пс 34:2 Отметил нас свет лица Твоего, Господи! Пс 4:7б Как оружием благоволения Ты оградил нас. Пс 5:13б Дал Ты боящимся Тебя знамение, чтобы убежать от лица лука. Пс 59:6 Чтобы познали на земле путь Твой, во всех племенах – спасение Твоё. Пс 66:3 Увидели все концы земли спасение Бога нашего. Пс 97:3в Поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:7б Тогда возликуют все деревья дубравные. Пс 95:12б Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:12 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Пс 98:5 Благослови нас, Боже, Боже наш. Да благословит нас Бог. Пс 66:7б – 8а Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё. Пс 27:9а И паси и вознеси их до века. Пс 27:9б После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: В раю меня некогда обнажило дерево,/вкушением от которого враг приносит умерщвление;/но древо Креста, одежду жизни людям приносящее,/водружено было на земле,/и весь мip наполнился всякой радостью./Видя его возносимым, люди,/Богу с верою согласно воззовем:/«Полон славы дом Твой!» Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен, глас 4 Увидели все концы земли/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь. Пс 97:3, 1а Евангелие от Иоанна, зачало 42б Сказал Господь: «Отче, прославь имя Твое». Пришел же с неба глас: «И прославил, и снова прославлю!» Народ же, стоявший и слышавший, говорил: «Гром был». Другие говорили: «Ангел говорил Ему». Ответил Иисус и сказал: «Не для Меня был этот глас, но для вас. Ныне – суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И Я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». А это Он говорил, давая понять, какою смертью предстояло Ему умереть. Ответил Ему народ: «Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек; а как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий?» Сказал же им Иисус: «Еще малое время свет с вами есть. Ходите, пока имеете свет, чтобы тьма вас не объяла; а ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Пс.77:35.   И помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть. Пс.77:36.   И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: Пс.77:37.   Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. Пс.77:38.   Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. Пс.77:39.   И помяну, яко плоть суть: дух ходяй и не обращаяйся. Бог умилосердился над ними; хотя видел, что совершенно предались они плотскому мудрованию и не обращаются к покаянию. Только по великому Своему человеколюбию Он не погубил всех евреев в пустыне, но пощадил и помиловал (Афанасий). Пс.77:40.   Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней; Пс.77:41.   И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша. Давид показывает Божие долготерпение и удивляется глубине нечестия иудеев — даже «в пустыни, в земле безводней» , терпя нужду — они прогневляли и многажды преогорчевали Его, когда следовало бы быть смиренными. «Святой Израилев» — Моисей и Христос. Ибо как на Моисея, так и на Иисуса Христа роптали они (Златоуст). Пс.77:42.   И не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго: Описывает второй способ благодетельности, а именно: бедствия, постигшие врагов (Афанасий). Пс.77:43.   Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе. Пс.77:44.   И преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют. Пс.77:45.   Посла на ня песия мухи и поядоша я, и жабы, и растли я. Пс.77:46.   И даде рже плоды их, и труды их пругом. Пс.77:47.   Уби градом винограды их, и черничие их сланою. Пс.77:48.   И предаде граду скоты их, и имение их огню. Пс.77:49.   Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. Псалом дополняет то, что умолчано Моисеем (см. Исх. 12:29). «Ангелы люты» — это силы, служащие для исполнения наказаний. Бог наказывал египтян не Сам, но через добрых ангелов. «Яростию, гневом и скорбию» Пророк называет жестокие казни (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Подобно последней и согласно с обычаями IV в. лекционарии в шесть следующих за Рождеством дней указывают литургии по различным важнейшим иерусалимским храмам: во второй день – в мартириуме св. Стефана (IV в. в Константиновой базилике): Пс. 109 (выше), Деян. 6:8–8:2 , Ин. 12:24–26 , в третий день – в Мартириуме: Пс. 109:1 (выше), Евр. 1:1–14 , Пс. 109 , Мф. 2:13–23 (бегство в Египет), четвертый день – на Сионе (IV в. на Елеоне), Пс. 109 , Гал. 4:1–7 , Пс. 131 : Помяни Господи Давида: Лк. 1:26–38 (Благовещение), пятый день – на Елеоне (IV в. – в Вифании), Пс. 98 : Господь воцарися да гневаются людие: Евр. 12:18–27 , Пс. 14 : Господи, кто обитает: Лк. 1:39–56 (свидание Богородицы с Елизаветою), шестой день – на Лазаревом гробе (служба, что и в Лазареву субботу, кроме Евангелия: Ин. 11:1–46 ), седьмой день – на Голгофе (IV в. – в храме Воскресения 42 ): Пс. 97 : Воспойте Господеви песнь нову. Кол. 2:1–15 , аллил. Пс. 83 : Коль возлюбленна: Лк. 2:21 . Апостол и Евангелие последнего дня об обрезании Господнем не соответствует 7-му дню праздника. В 40-й день по Богоявлении литургия совершилась в Константиновой базилике со следующими чтениями: Пс. 97:3 : Видеша все концы: Гал. 3:24–29 , аллил. Пс. 95:2 : Благовестите день от дне: Лк. 2:22–40. 15 -го августа (лишь париж. рк.) богослужение, как было указано, назначается на месте в 3 милях от Вифлеема. Чтения при этом богослужении: Пс. 131:8 : Воскресни Господи в покой Твой: Ис. 7:10–15 , Гал. 3:29–4:7 , Пс. 109 : Рече Господь Господеви: Лк. 2:1–7 : прокимен довольно ясно указывает, что данная память была воспоминанием успения Пресв. Девы. Биограф св. Феодосия В. епископ петрский Феодор, бывший ученик преподобного, в его житии упоминает о совершаемой раз в году памяти Богородицы 43 . На праздник Обновления лекционарии назначают чтения: Пс. 64:1 (выше), 1Тим. 3:14–16 , Пс. 147:1 (выше), Ин. 10:22–42 44 . Из других содержащихся в лекционариях праздников прежде всего нужно выделить те, для коих назначается литургия в св. местах Иерусалима или его ближайших окрестностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010