Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

415 Clifford R. J. Second Isaiah/Anchor Bible Dictionary. 6 volumes. N. Y, 1992. CD ROM electronic edition: Logos Library System 2.1 f, 1996. 418 France R. Т. Servant of the Lord/New Bible Dictionary. Ed. J. D. Douglas. 2nd ed. Wheaton, IL, 1982, xviii + 1326 p. CD ROM edition, Logos Library System 2.1 f, 1996. Живые и убедительные рассуждения об органичном вхождении четвёртой песни ( Ис. 52:13–53:12 ) в контекст соседних глав книги Исаии см. у И. Орфанитского в его работе: Орфанитский И. А. Пророчество Исаии о страданиях и прославлении Раба Иеговы ( Uc. LII, 13 – LIII, 12 )//Христианское чтение, 1881, 11–12, 599–682 сс.; с. 606–607. 419 См., напр.: Gitay Y. Isaiah, the Book of/Harper’s Bible dictionary. General editor P .J. Achtemeier. 1st ed. San Francisco, 1985, xxii+ 1178 + 16 p.+ 8 p. CD ROM edition: Logos Library System 2.1f, 1996. А. К. Волнин придерживается другого разделения песен: 1) 42:1–7; 2) 49:1–9; 3) 50:4–9; 4) 52:13–53:12 и добавляет сюда ещё 61:1–3 и 63:1–6. (Волнин А. К., с. 331). И. Ф. Григорьев в работе по мессианизму в книге пророка Исаии (Григорьев И. Ф. Пророчества Исаии о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901, 332 с.) рассматривает четыре песни Слуги Ягве следующим образом: 1) Ис. 42:1–9 ; 2 ) Ис. 49:1–9; 3 ) Ис. 50:4–11; 4 ) Ис. 52:13–53:12 . В качестве мессианских мест второй и третьей части книги Исаии, говорящих о деятельности Мессии, он, подобно А. К. Волнину, выделяет ещё 61:1–3 и 63:1–6. 420 Lennox R. The Servant of Yahweh in the Old Testament//Theology Today, 1958, Vol. 15, #3, October, p. 315. 424 Систематизация приводится по работе: France R. Т. Servant of the Lord, там же. Более подробный обзор современных мнений и концепций относительно личности Слуги Господня см: Goergen D. J. A Theology of Jesus. Vol. 2. The Death and Resurrection of Jesus. Part One: The Death of Jesus. 2. Jesus, Servant of The Lord. 1988. Electronic edition: http://www.op.org/don/resurr/res2.htm. Различные концепции разбираемого понятия изложены в книге Zimmerli W., JeremiasJ. The Servant of God. Naperville, 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Гравюра. 1956 г. Исайя Скитский. Гравюра. 1956 г. 2. Исаия Скитский (Нитрийский). 27 кратких фрагментов из сочинения «Аскетикон», впервые изданного Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962). Фрагменты озаглавлены «О хранении ума» (Περ τηρσεως το νος - CPG, N 5555/7. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 33-37. 1957. Τ. 1. Σ. 30-35. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). Некоторые совр. исследователи отождествляли составителя «Аскетикона» с известным отшельником Исаией Газским , выходцем из Египта, в то же время другие считали подобное отождествление недопустимым. Главные аргументы, приводившиеся в пользу авторства Исаии Газского: 1) в сир. Житии его, составленном Захарией Ритором , говорится: «Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» (в лат. пер. с сир. Liber admonitionis, соответствует греч. Περ παραινσεως - Vita Isaiae monachi// Brooks E. W. , ed. Vitae virorum: Apud monophysitas celeberrimorum. Louvain, 1907. P. 3. 16-17. (CSCO; 8)),- и сообщается, что он «много написал об увещании и о других принципах монашеской жизни» (scripta multa de admonitione et aliis vitae monachicae rationibus - Ibid. P. 8. 33); 2) у Исаии Газского был друг, ставший впосл. его учеником, еп. Маюмский Петр Ивер , в епархии к-рого он подвизался. Поскольку в собрании слов упоминается ученик Исаии Петр, принимавший участие в их подготовке (О хранении ума. 25, 26), по всей видимости, он и Ивер - одно и то же лицо; 3) апофтегмы Исаии, в к-рых упоминается пустыня Скит , написаны не благодаря опыту жизни там, а по рассказам выходцев оттуда. В основном же события из апофтегм происходят за пределами Скита. Имеются также аргументы, к-рые подтверждают т. зр. прп. Никодима Святогорца и свт. Феофана, писавших об авторстве Исаии Скитского, егип. подвижника V в.: 1) идентичность «Книги увещаний» и «Аскетикона» доказана быть не может, при этом сир. Житие Исаии, в к-ром говорится (при молчании всех остальных источников) о писательской деятельности Исаии Газского, далеко не бесспорно; 2) нельзя отождествлять учеников только на основании сходства имен; 3) Исаия Газский называется в Житии Исаии философом (Эней Газский, действительно занимавшийся философией, интересовался его мнением о Платоне и Аристотеле), в то время как в соч.

http://pravenc.ru/text/178682.html

По ясному указанию самого Исаии, пророческое служение он проходил в царствование Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских ( Ис 1:1 ; 73 между 829–716 годами до Рождества Христова) более ста лет, если считать полные годы царствования сих государей (Озии Прокаженного 52, Иоафама 16, Ахаза 16, Езекии 29 лет, итого – 113 лет). Хотя таковая продолжительность жизни не беспримерна во времена означенных царей ( 2Пар 24:15 74 ), однако некоторые древние церковные писатели не на все 52 года царствования Озии распространяли пророческое служение Исаии. Климент Алекандрийский (Stromat. lib. 1) говорит, что Исаия начал свое пророческое служение через двести лет после смерти Соломона, т. е. около 34 года царствования Озии; Евсевий (in Chron.) говорит, что Исаия начал пророчествовать в 17-й год царствования Озии; а блаженный Иероним относит это к 25 году царствования этого государя (см. у Ватабля Praefam. in Isaiam). Таковые мнения Климента Александрийского , Евсевия и Иеронима ясно показывают, что согласно с указанием Исаии древняя Христова Церковь признавала несомненным его пророчествование во дни Озии, хотя и не определила с точностью, в котором году сего царя оно началось. А потому бывшее в год смерти Озии и описанное в 6-й главе призвание Исаии к пророческому служению – очевидно – не первое, а только более торжественное, соответствующее более трудной и обширной его деятельности в последующее время. Конечно, говорят, что к пророческому служению Исаия призван в год смерти Озии; а другие, на основании Халдейского парафраза и мнений раввинов (напр. Соломона Иархи), словам в год, в который умер Озия царь ( Ис 6:1 ) дают значение метафорическое: «in anno, quo lepra percussus est Uzias rex», как будто прокаженный Озия, отлученный от общества человеческого, должен быть считаем за мертвого. Но таковые предположения неосновательны. Ибо власть Озии или Азарии, не прекратилась со дня поражения его проказой, и священные писатели не зачли его умершим с того времени ( 4Цар 15:5–7 75 ). А считающие первым призванием Исаии в год действительной смерти Озии вносят противоречие в самую книгу, ибо необходимо уничтожить следы пророческой деятельности Исаии во дни Озии, переставляя шестую главу в начало книги, или, оставляя неприкосновенным существующий порядок глав, утверждать невероятность, будто первые пять глав книги Исаии написаны прежде Божественного призвания. Поэтому, держась вышеуказанных мнений ученейших из церковных писателей о времени вступления Исаии на пророческое служение и принимая свидетельство предания о смерти его в царствование Манассии, более справедливым будет утверждать, что Исаия проходил пророческое служение с 17 года царствования Озии или Азарии Прокаженного до первых годов царствования Манассии, около ста лет (813–710 год. до Р. Хр.). 11. Современное состояние иудейства и язычества

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

1) В 8-й гл. 8-й ст. земля иудейская названа землею Еммануила. Не ясно ли отсюда, что пророк имел в виду обозначить словом Еммануил будущего Мессию? Притом, отсюда можно выводить мысль, что этот Мессия будет иметь Божественное достоинство, будет воплотившимся Богом. В самом деле, во многих других местах истинным Царем и Владыкою земли иудейский у Исаии называется Сам Бог . Следов., Бог и Еммануил – для Исаии понятия равнозначащие; 2) В 9-й гл. (1–7 ст.) имеющий родиться – конечно из дома Давидова – Младенец является уже предметом, не возбуждающим никаких сомнений и не вызывающим ни на какие особенные разъяснения. Отсюда следует, что слушатели пророка знали о Его достоинстве достаточно, а равно и о Его рождении. Но откуда бы они могли узнать это, если бы не о Нем шла речь у пророка, когда он предсказывал дому Давидову о рождении Еммануила? Можно прибавить к этому, что все удивительные имена этого Младенца, упоминаемые в 9-й гл., удобно резюмируются в одном имени Еммануил. 3) пророк Михей ( Мих.5:1–5 ), пророчествующий о рождении Мессии, имеет в виду, по всей вероятности, пророчества Исаии в Ис.7:14 и Ис.9:5–6 ст., а у него Мессия изображается существующим от вечности (1 ст.) и, след., воплотившимся Богом. 4) Евангелист Матфей относит это пророчество об Еммануиле к зачатию Христа от Пренепорочной Девы Марии ( Мф.1:22–23 ). Евангелист не применяет только слова Исаии к этому событию, не сравнивает только пророчество Исаии с историей рождения Мессии, а ясно свидетельствует, что в зачатии Иисуса Христа от Пренепорочной Девы исполнилось пророчество Исаии – и что, следовательно, Исаия под Еммануилом подразумевал истинного Бога, имевшего явиться на земле во плоти человека. Но каким образом это рождение Мессии-Богочеловека могло быть знамением для времени пророка Исаии? Во-первых, пророк, предсказывая о высшем благодеянии Божием – воплощение Сына Божия для спасения людей, – этим самым хотел сказать, что иудеи и дом Давида тем более могут надеяться на гораздо меньшее благодеяние – избавление от двух союзных царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XXVII том «Православной энциклопедии» предоставляет возможность познакомиться с житием и почитанием святых Исаакия, Далмата и Фавста — ранневизантийских преподобных, подвизавшихся во второй половине IV — начале V века в Константинополе. В честь одного из них — прп. Исаакия — и был освящен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Причиной особого почитания этого древнего преподобного, которое наблюдалось в России в синодальную эпоху, стало примечательное обстоятельство: в день памяти этого подвижника, 30 мая 1672 года, родился будущий царь Петр I Великий. Ряд важных материалов нового тома посвящены ветхозаветным книгам и персонажам. В частности, в XXVII томе можно найти статью об Исаве — старшем сыне праотца Исаака от Ревекки, брате Иакова, родоначальнике народа идумеев. Здесь же присутствует статья, посвященная знаменитому ветхозаветному пророку VIII века до Р.Х. — Исаии, которого позднее за его пророчества о грядущем Мессии Иисусе Христе нередко называли «ветхозаветным евангелистом». В комплексе с этой статьей находятся обширный материал, рассказывающий о библейской Книге пророка Исаии — канонической книге Ветхого Завета, относимой к книгам великих пророков, а также статья «Исаии пророка Вознесение». Последняя дает возможность подробнее узнать о раннехристианском апокрифе, в котором рассказывается о мученичестве и пророческих видениях св. пророка Исаии. XXVII том «Православной энциклопедии» рассказывает о ряде православных святых и церковных деятелях, носивших имя Исаия. Среди них наиболее примечателен св. Исаия, епископ Ростовский (XI век), которого наряду со св. Леонтием почитают апостолом Ростовского края и крестителем финского племени меря. Отдельные статьи посвящены Патриарху Константинопольскому Исаии (XIV век) и архиепископу Кипрскому Исаии (XIII век). Примечателен материал об Исаии (Лукошкове), архимандрите Владимирского монастыря Рождества Богородицы (ок. 1555-1621), выдающемся мастере русского церковно-певческого искусства, который, как показали недавние изыскания, также являлся духовником самозванца Лжедмитрия I. Обращают на себя внимание и статьи, повествующие об Исаии I (Зубкове) и Исаии II (Путилове) — настоятелях знаменитой Саровской пустыни в XVIII-XIX вв.

http://patriarchia.ru/db/text/1678860.ht...

Иногда он два различных слова переводит одним и тем же выражением, а иногда одинаковые слова передает по-разному. Нередко он затрудняет понимание речи пророка произвольными перестановками слов, вставками или пропусками. Иногда он пользуется первым пришедшим ему на память значением еврейского слова, не обращая внимания на то, что от этого получается нечто совершенно непонятное (напр., Ис.18:1–2 ). Поэтому неправы те критики, которые думают в греческом переводе книги Исаии видеть какую-то решающую всякие затруднения инстанцию, хотя, с другой стороны, нельзя не признать великой пользы, какую может извлечь толкователь книги Исаии из этого перевода при установлении правильного чтения в некоторых спорных местах текста. Заметить нужно, что во второй части книги Исаии перевод LXX гораздо лучше, чем в первой. Кроме перевода LXX, наиболее известными списками которого являются: а) Vetus Testamentum juxta LXX по Ватиканскому кодексу с разночтениями Александрийского кодекса и б) Vetus Testamentum по Синайскому списку (то и другое издание принадлежит Тишендорфу), мы имеем отрывки из переводов книги Исаии, сделанные Акилой, Симмахом и Феодотионом, собранные Оригеном в его гекзаплах и изданные, в некоторых частях своих, английским ученым. Заслуживают также внимания в деле установления правильного чтения некоторых мест книги Исаии: а) халдейские таргумы, из коих таргум Иоанафана сходится с Новым Заветом в признании некоторых мест книги за мессианские (напр., Ис.9:6 ; Ис.42:1 ; Ис.52:13 ); б) сирийский перевод (Пешито), очень близкий к переводу LXX; в) перевод латинский – Vulgata, мало отступающий от еврейского масоретского текста. 6. Толкования на книгу пророка Исаии . На книгу пророка Исаии сохранилось очень много толкований от свято-отеческой эпохи. Наиболее известными из них являются творения Ефрема Сирина (по тексту Пешито), Василия Великого (на первые 16 глав книги), Иоанна Златоуста (в греч. тексте это толкование простирается только на первые 8 глав книги, но в армянском и латинском переводе, изданном в 1880 г., – на всю книгу и русский перевод сделан с этого последнего издания), блаженного Иеронима (по евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вероятно, подобные же сказания находились и в тех апокрифах о Моисее, которые до нас не сохранились. 9) Восхождение пророка Исаии В греческих индексах, мы видели, с именем пророка Исаии упоминается Видение – ρασις, а в Панарии св. Епифания Восхождение – ναβατικν. Это одно и то же сочинение, составившееся, впрочем, из двух апокрифических сказаний, из коих в одном рассказывалось о пророчествах и смерти Исаии, а в другом – о восхождении его на небо, или на семь небес. Апокрифическое сказание о мученической смерти Исаии было известно древним церковным писателям. О том, что Исаия был перепилен деревянною пилою, упоминают св. Иустин и Тертуллиан . Ориген , как мы заметили выше, объясняя слова ап. Павла: претрени быша ( Евр. 11:37 ), говорит, что они указывают на мученическую смерть Исаии, о которой сказано в некотором апокрифе. Св. Епифаний, рассказывая о еретиках архонтиках, замечает, что они пользуются Восхождением Исаии. 496 В настоящее время Восхождение Исаии известно по двум редакциям. Одна из них на латинском языке была напечатана в 1522 (Wenetiis), под заглавием: «Visio mirabilis Isajae prophetae, in raptu mentis, quae divinae Trinitatis arcana et lapsi generis humani redemptionem continet». Отрывки из Восхождения были помещены потом в сборнике кардинала Майя Script. Veter. collect. tom. III. (Romae 1824). Другая редакция этого апокрифа найдена в Абиссинии на эфиопском языке и в латинском переводе издана Оксфордским профессором Лорансом. При сравнении той и другой редакции открывается, что эфиопский текст полнее и лучше, чем средневековая латинская редакция, в которой содержится не столько перевод, сколько изложение и извлечение из полного, вероятно, греческого текста. В ней, при том, ничего не говорится о пророчествах и смерти Исаии, а рассказывается только о восхождении его на небо, что составляет вторую часть апокрифа по эфиопской редакции. Гфрёрер обе редакции, вместе с исследованием Лоранса об апокрифе, напечатал в своем сборнике: Prophetae Veteres pseudepigrahi.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

От того замечается в той и другой части его книги необычайная широта и поразительность в раскрытии предметов; в той и другой – обилие воззваний, блистательных картин и описаний, – и к пророчествам присоединяются хвалебные песни 19 . Наконец, в той и другой части замечается едва ли не более, нежели у других пророков, строгой последовательности. И в первой и последней части есть целые не малые отделения, в которых мысли текут с удивительною ровностью и логическою последовательностью 20 . Кроме сходства в сих главных чертах, свойственных преимущественно Исаии, обе части его книги сходны между собою во многих частностях и подробностях, относящихся к раскрытию того или другого предмета. Так в той и другой образами служат: металл и изгарь ( Ис.1:22; 43:10 ), хождение или сидение во тьме ( Ис.9:2; 47:5 ), закрытые глаза ( Ис.6:10; 44:18 ), ночь и утренняя заря ( Ис.8:22; 58:8 ), покрытие покрывалом (22:8 по евр. подлин., Ис.47:2 ), венец гордости и славы ( Ис.28:1; 62:3 ) и проч. Там и здесь те же примеры из истории Авраама и Давида. 3) Язык второй части пророчеств Исаии отличается теми же главными достоинствами, какие видим и в первой, – которые, при том, не свойственны времени плена, имевшего неблагоприятное влияние на еврейский язык. Сии достоинства: – особенная чистота, благородство и изящество, обилие выразительных слов и оборотов. Кроме того, язык и речь сей части обилуют многими идиотизмами языка собственно Исаии. Укажем на некоторые из них. Название Святой Израилев также встречается во второй части, как и в первой, между тем, сие название, кроме книги Исаии, во всем Ветхом Завете встречается только шесть раз 21 . Замечательно, что во второй части, как и в первой, слово именоваться весьма часто употребляется вместо быть. Часто также встречается выражение: уста Господня глаголаша сия. Повторение слов в параллельных членах стиха, столь обыкновенное в первой части Исаии, встречается также и во второй части ( Ис.42:19; 44:3; 54:13; 55:4, 13; 59:10 ). Точно также поэтическое слово tzat zaim– отпрыски, принадлежащее кроме Исаии только Иову, находим и в первой и во второй части пророчеств Исаии ( Ис.22:24; 42:5; 44:3; 48:19; 61:9; 65:23 ) Название Египта словом rahab ( Ис.30:7; 51:9 ) и слова: chavuz – молотьба ( Ис.28:27; 41: 15 ), telulim – худая участь ( Ис.66:4; 3:4 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

7–8 ст.; наконец, если пророк Михей мог предсказать о превращении «горы дома Господня в лесистый холм», то пророк Исаия мог предсказать о «сожжении храма». – 324 Свидетельство книги Варуха было бы очень важным, если бы можно было считать вторую часть книги подлинною. Но дело в том, что печать подлинности носит главным образом молитва , – при пр. Данииле она, по-видимому, была присоединена к кн. пр. Иеремии, и словами ее пр. Даниил молился (см. Даниил. 9 гл.), когда «соображал по книгам число лет, о котором было слово Господне к пророку Иеремии»; молитва носит отпечаток пророчеств Иеремии – особ. см. 2:20–25 или в 1:18–19; ср. Иер.25 гл., 7 гл., 8 гл. нач. и др., и это вполне подходит к тому обстоятельству, что пророк Варух был писчем Иеремии (36:4). Вторая часть книги, начиная с 3:9, носит совсем другой характер; есть, вероятно, прибавление иудея – эллиниста, и потому, может быть, не сохранилась в еврейском каноне. – Книга «Товит» описывает жизнь современника Исаии, который мог знать пророчества Исаии; но когда и кем она написана, неизвестно. В ней Товит говорит о «пророках» Ионе и Исаии ( Тов.14:4–6 , – ср. Исаии 64 гл., 10–11; 44 гл., 28; 45 гл., 20–25; Тов. 13 гл., 11–14 и Исаии 66 гл., 19:11–12; 65 глав., 15–16, 23; Тов. 13 глав., 16–17 и Исаии 54-й главы, 11–12 стихи. 326 Это не девтерономическое представление, а слова пророка Исаии, потому что он в 9:7 говорит также: «умножению владычества Его (Еммануила) и мира нет предела на престоле Давида (ср. 11:1; 29:1) и на царстве его... Ревность Господа Саваофа сделает это. (Последнее выражение повторяется в 37-й главе, стихе 32-м, и означает, что ради Себя Самого, ради Своей славы, Господь спасает город, спасает «остаток» Израиля, всей же земле определил истребление (Исаии глава 10-я, стихи 20–23-й...). 327 В этих местах, кроме 35:9 употребляется слово , а в 40–66 гл., кроме 51:11 и 50:2, везде употребляется слово . Но и – понятия взаимнозаменимые, как видно из 35:9, 10 и 51:10, 11. В 35:9 вводится впервые, и, как замечено, по-видимому. под влиянием песни Исхода 15, где в стихе 13-м употреблено слово . Нет, следовательно, ничего удивительного, если после 35 гл. мы встречаем частое употребление слова . А ранее 35-й главы вообще не встречаем этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010