Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/200039.html

Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Густынский монастырь Храмы монастыря: Церковь Троицы Животворящей Церковь Петра и Павла Церковь Воскресения Христова Церковь Варвары Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Начало Густынского монастыря было положено в 1600г. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф, который испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове Густынь, который представлял собой наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и вскоре на остров к Иоасафу начали собираться люди, селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля, которым и стал единодушно избранный старец Иоасаф. Новосозданная обитель во многом нуждалась, но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.

http://sobory.ru/article/?object=06326

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЕВ Степан Тимофеевич (25.10.1848, с. Ардатовка Нижнеломовского у. Пензенской губ.- 22.11.1920, Киев), проф. КДА, историк Церкви. Род. в семье протоиерея. Отец Калужского архиеп. Ермогена (Голубева) . В 1858-1864 гг. обучался в Нижнеломовском ДУ, в 1864-1870 гг.- в Пензенской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА. Первая научная работа Г. «Описание и истолкование дворянских гербов южно-русских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» (ТКДА. 1872. 10. С. 295-382) 22 дек. 1872 г. получила Евгениево-Румянцевскую премию. 24 мая 1874 г. Г. присвоена степень канд. богословия за соч. «Петр Могила и Исаия Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исаии Копинскому» (ПО. 1874. 2. С. 210-243; 3. С. 303-326). Работа была высоко оценена Литовским архиеп. Макарием (Булгаковым) в отчете о ревизии КДА (1874) и критически - Н. И. Костомаровым , считавшим, что исследователь изобразил Киевского митр. Петра (Могилу) в «неверном виде» (см.: ВЕ. 1874. Т. 3. Май. С. 429-441; Киевские ЕВ. 1874. 11. С. 280-287; 13. С. 361-374). Г. был оставлен при КДА: с 27 сент. 1874 г. приват-доцент по кафедре рус. церковной истории, с 16 дек. 1883 г. доцент по кафедре истории и обличения рус. раскола, с 6 сент. 1899 г. ординарный профессор, с 31 янв. 1900 г. заслуженный ординарный профессор. 17 авг. 1910 г. уволен от должности профессора КДА в связи с введением нового академического устава, ограничившего срок духовно-учебной службы 30 годами, но по ходатайству Совета КДА оставлен в звании сверхштатного профессора с правом участвовать в заседаниях Совета с решающим голосом и исполнять поручения Совета. Г. продолжал читать лекции по кафедре истории и обличения рус. раскола. В 1891 г. безуспешно ходатайствовал об открытии кафедры по истории Западнорусской Церкви. Помимо КДА 5 марта 1885 г. Г. был избран приват-доцентом Киевского ун-та св. Владимира по кафедре церковной истории. С 11 нояб. 1891 г. исполнял обязанности экстраординарного профессора ун-та вместо умершего тестя, проф. Ф. А. Терновского , 8 окт. 1899 г. утвержден в должности. Во вступительной лекции в ун-те «Начало систематической обработки русской церковной истории» (К., 1885) Г. говорил о большом влиянии на развитие церковно-исторической науки светской историографии XVIII в., к-рая вместо слепого доверия к источникам заложила основание для критического осмысления историко-лит. наследия. Г. отмечал, что научный подход к исследованию рус. церковной истории был разработан Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) и развит митр. Макарием (Булгаковым), П. В. Знаменским и Е. Е. Голубинским .

http://pravenc.ru/text/165309.html

Вышел в свет XXVII том «Православной энциклопедии» 17 ноября 2011 г. 20:30 В ноябре 2011 года вышел в свет очередной, 27-й, том «Православной энциклопедии». Том открывает статья, посвященная прп. Исааку Сирину (Сполетинскому), подвижнику сирийского происхождения, который подвизался в VI веке на территории современной итальянской провинции Умбрия. Среди вызывающих особый интерес материалов нового тома следует отметить статью об Исааке Собаке — известном древнерусском книжнике первой половины XVI века, трудившемся в Москве. Крупная статья нового тома рассказывает о знаменитом Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Из нее можно узнать как об истории строительства и последующей судьбе этого грандиозного храма, так и об особенностях его уникального внешнего и внутреннего убранства. В новом томе «Православной энциклопедии» читатель может ознакомиться с материалами, посвященными замечательным представителям плеяды Оптинских старцев — прп. Исаакию (Антимонову; 1810-1894) и преподобномученику Исаакию (Бобракову; 1865-1938), одному из последних оптинских подвижников, пополнившему сонм новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Том содержит статьи, посвященные трем преподобным Киево-Печерской лавры — это прп. Исаакий (Чернь), подвижник XI века, прп. Исаия Киево-Печерский, чья жизнь пришлась на XI-XII вв., и прп. Исидор Киево-Печерский. Тему истории Православия в Киеве и на Украине продолжает статья, рассказывающая об Исаакии (Борисковиче; +1643), епископе Луцком и Острожском, одном из тех иерархов первой половины XVII века, которые возрождали православную Киевскую митрополию после Брестской унии. Созвучен этой статье и материал, посвященный Исаии (Копинскому; ок. 1580-1640), митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси, выдающемуся церковному деятелю, подвижнику монашеской жизни и духовному писателю Украины первой половины XVII века, поборнику церковного и государственно-политического единства украинского и русского народов. Статья «Исаия (Трофимович-Козловский)» повествует еще об одном выдающемся украинском богослове и духовном писателе первой половины XVII века, сподвижнике митрополита Киевского Петра (Могилы).

http://patriarchia.ru/db/text/1678860.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МГАРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в. Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в. (Полтавской и Миргородской епархии), находится в с. Мгарь Лубенского р-на Полтавской обл. (Украина). В 1612 г. кн. Михаил корибут Вишневецкий выдал насельнику Киево-Печерского мон-ря иером. Исаии (Копинскому) грамоту с разрешением строить монастыри в его заднепровских владениях. Когда 8 окт. 1616 г. скончался игумен Густынского во имя Святой Троицы монастыря Иоасаф, по прошению братии иером. Исаия поставил густынским настоятелем иеросхим. Варлаама, а сам по рекомендации печерского архим. Елисея (Плетенецкого) направился на Мгарскую гору. Грамотой от 13 янв. 1619 г. кнг. Раина Могилянка-Вишневецкая, вдова кн. Михаила, избравшая иером. Исаию своим духовником, позволила ему основать на Мгарской горе Преображенский муж. мон-рь. При этом иером. Исаия продолжал титуловаться как «игумен монастырей заднепровских». Княгиня пожертвовала для новообразованного мон-ря земли между реками Сула, Мгарь и Ольшанка, а также мгарский лес и «полмили на горе, где перед тем бывала пасека, и знать слыше, бывал перед тем колысь и монастыр» ( Астряб. 1915. С. 48). Летом того же года на Мгарскую гору из Густынской обители прибыла 1-я группа монахов. Осенью 1621 г. иером. Исаия направил в строящийся скит еще 8 густынских насельников, в т. ч. иеромонахов Феодосия и Харалампия. 18 янв. 1619 г. по прошению иером. Исаии кнг. Раина преобразовала Ладинский Подгорский Покровский скит в женский; игуменией стала мон. Александра (Копинская; † 1631), сестра иером. Исаии. В М. м. и Ладинском мон-ре иером. Исаия собственноручно выкопал землянки под кельи. Через нек-рое время он, назначив наместниками М. м. и Густынской обители иеросхимонахов Василия и Филарета, удалился в Межигорский в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/2562746.html

6 июля 1634 г. инок Сампсон (Кутовой) завещал обители Пирятинскую мельницу, купленную у мельника Ильяша Васильковского, «да в Галице завещает два мельничные колеса», а также «лесок невеличкий» на острове между реками Девица и Галица. В 1636 г. кн. Иеремия, сын кн. Михаила Вишневецкого, изгнал митр. Исаию (Копинского) из М. м. Вероятно, тогда же был изгнан и его ставленник игум. Иоанн. При этом кн. Иеремия не притеснял ту (большую) часть иноков, к-рые не оказали поддержки митр. Исаии, и даже грамотой от 8 февр. 1636 г. подтвердил владения мон-ря в с. Мгарь, дав гарантии неприкосновенности его имений. В том же году митр. Киевский свт. Петр (Могила) , получивший от кн. Иеремии Вишневецкого полномочия по управлению заднепровскими мон-рями, назначил настоятелем М. м. своего ставленника игум. Каллистрата. В 1637 г. кн. Иеремия женился на полячке и принял лат. обряд, что могло повлиять на дальнейший накал борьбы в его владениях. В кон. 1637 - нач. 1638 г. митр. Исаия рассылал адресованные братии заднепровских мон-рей письма, в к-рых обвинял митр. Петра в тайной приверженности католичеству, в признании власти папы Римского и в попытках латинизировать правосл. богослужение. Он призывал монахов покидать территорию Речи Посполитой и переезжать в Россию. Обеспокоенный такими действиями митр. Исаии, униат. митр. Иосиф Рутский посетил кн. И. Вишневецкого, в заднепровских владениях которого проживал митр. Исаия, с просьбой изгнать «проклятого», но тот отвечал, что сделать этого не может из-за сопротивления со стороны казаков (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 3. Vol. 1. P. 206. 103). Кроме того, в апр.-мае 1638 г. в районе Лубен и Миргорода произошло массовое крестьянско-казачье восстание под предводительством Я. Остряницы и Д. Гуни, объявивших себя защитниками Православия. Согласно «Летописи Самоила Величко», в период восстания по распоряжению генерального полковника польского коронного войска Станислава Потоцкого были арестованы игум. Каллистрат и еще 10 монахов М. м., к-рых судили в польск. военном суде по обвинениям в поддержке казачьего бунта, но вскоре оправдали и освободили. Из-за польск. репрессий тысячи местных жителей стали переселяться в Россию. В частности, в июне 1638 г. в Путивль переехала большая группа иноков Мгарского, Ладинского и Густынского мон-рей. 8 июня 1638 г. на группу иноков М. м., направлявшуюся из Лубен в Путивль, в районе г. Гадяч напали шайки татар, были убиты старец иером. Самуил и послушник. Указом царя Михаила Феодоровича для переселившихся монахов М. м. в июне 1638 г. был определен белёвский в честь Преображения Господня монастырь , а затем, в авг. 1638 г.,- Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудтворца монастырь . Там поселилось 14 мгарских иноков, к-рые образовали отдельную общину под рук. игум. Василия, бывш. настоятеля М. м. в 1625-1628 гг.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

В 1632 г. в Польско-Литовском гос-ве и в жизни П. произошел ряд важных событий. После смерти кор. Сигизмунда III Вазы , поощрявшего нападки Контрреформации на правосл. Церковь, в Речи Посполитой наступило «бескоролевье», когда разные слои общества получили легальную возможность обратиться со своими требованиями и к претендентам на трон, и к др. участникам выборов нового монарха. Одновременно началась Смоленская война между Россией и Речью Посполитой. В этих условиях у западнорус. правосл. иерархов наметились разные позиции. Тесно связанный с казачеством митр. Исаия (Копинский) на казацких радах убеждал казачество перейти под рус. власть. П., опиравшийся на правосл. шляхту, полагал, что в сложившейся ситуации следует добиваться признания законности существования в Речи Посполитой особой правосл. Церкви и правосл. иерархии. П., несомненно, учитывал то, что в условиях начавшейся Смоленской войны и гос. власть, и политическая элита Речи Посполитой, заинтересованные в лояльности ее правосл. жителей, будут вынуждены пойти на уступки православным. В отличие от Исаии (Копинского), к-рый игнорировал выборы короля, П. принял в их подготовке самое активное участие. Он добивался того, чтобы правосл. шляхта участвовала в работе сейма, выдвигая свои требования, он организовал сбор средств на содержание многочисленной правосл. делегации. Договаривался П. о сотрудничестве и с главой протестантов Великого княжества Литовского Кристофом Радзивиллом. П. лично участвовал в спорах униатов и православных на конвокационном сейме (в июне 1632), вступив в открытые столкновения с униат. митр. Иосифом Рутским. Подготовленный проект соглашения не удовлетворил православных. В посланиях, отправленных во все «русские» воеводства, П. призывал правосл. шляхтичей как можно более активно участвовать в работе элекционного сейма, чтобы добиться более благоприятных условий соглашения. И этой цели удалось достичь при участии главного претендента на трон - королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ). К 1 нояб. 1632 г. были составлены «Статьи успокоения», удовлетворявшие ряд важных требований православных. Они получили право свободно совершать богослужения, ремонтировать и строить церкви, открывать семинарии, школы, типографии; признавалось существование отдельной правосл. иерархии, к-рой передавались Киевская митрополичья кафедра и ряд епископских кафедр. Особая комиссия должна была провести раздел церковного имущества между православными и униатами. Не сформулированная в этом тексте договоренность предусматривала, что митрополит и епископы, поставленные в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV без санкции короля и сейма Речи Посполитой, должны уйти, а новые иерархи будут избраны правосл. духовенством и правосл. шляхтой.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Летом 1638 г. игум. Каллистрат посетил Киевского митр. Петра и убедился в его приверженности Православию. Под влиянием последнего, а также, вероятно, после гарантий неприкосновенности со стороны владельца заднепровских имений кн. И. Вишневецкого игумен отказался от перехода в пределы России и обратился к инокам, бежавшим в Путивль, с призывом вернуться. Но бежавшие в Россию мгарские иноки во главе с игум. Василием выступили с совместным заявлением, в к-ром решительно осудили деятельность игум. Каллистрата за то, что он «отрекся общаго отца и пастыря Исаии Копинского, благословение и клятву его поплевал, и его самого мало на смерть не предал». Оставшаяся в Мгаре братия также была недовольна игум. Каллистратом из-за его двуличной позиции: сначала он договорился с насельниками Мгарского и Густынского мон-рей о поэтапном постепенном выезде небольшими группами в Россию, затем сам пытался тайно уехать в Молдавию, но, достигнув соглашения с митр. Петром, стал активно поддерживать польск. власти. Возможно, именно недовольство оставшейся братии стало причиной увольнения в 1638 г. игум. Каллистрата. Согласно летописи Мгарского монастыря, в 1638-1639 гг. М. м. возглавлял игум. Иоанн, при котором обитель стала постепенно восстанавливаться после причиненных ей убытков и разорений. Начали строиться монастырские здания вместо поврежденных или разрушенных. 10 янв. 1644 г. кн. И. Вишневецкий передал монастырю нижнюю мельницу на р. Ольшанке в «вечное пользование», а 17 февр. 1648 г. освободил от налоговых платежей монастырских подданных с. Мгарь. В 1648 г., очевидно в связи с началом казачьей освободительной войны Б. М. Хмельницкого , на должность настоятеля М. м. был возвращен игум. Каллистрат, казак по происхождению. 23 мая 1649 г. он написал царю Алексею Михайловичу Романову письмо с просьбой содействовать переселению иноков в Москву, ввиду преследований со стороны католиков. Однако царь, знавший биографию игумена, ответил, что готов поселить его и братию только в одном из опустевших монастырей на севере Новгородской епархии. Очевидно, такой ответ стал неожиданностью для мгарской братии. В итоге запланированное игум. Каллистратом переселение иноков в Россию не состоялось.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Местные или епархиальные соборы созываемы были епископами в определенные сроки, или по мере нужды. Так, в 1637 году, мстиславский епископ Сильвестр Коссов созвал на собор свое духовенство и преподал ему наставление о совершении таинств. Луцкий епископ Афанасий Пузина собирал духовенство на собор в 1638 г. Деяния этого собора тогда же описаны и напечатаны в кременецкой типографии. В 1687 г., львовский епископ Иосиф Шумлянский, в окружном послании к духовенству, писал: «отправуючи поместные соборы в диоцезии нашей, признаете мне конечно то вы сами, пречестные отцы и братия во Христе, что если о чем, то особенно о пьянстве упоминали мы священникам, чтобы от него воздерживались, в корчмах с посполитыми людьми не заседали, и на разных оказиях, яко то крестинах, шлюбах албо веселиях (свадьбах) и поминках абы так осторожными были, же бы трезвыми отходили. Упоминали им и о том, чтобы на ярмарки, на торги, на праздники, вкупе с подружии своими на одном возе не ездили и пр. 1046 По мере нужды и требованию обстоятельств, митрополиты обращались с посланиями ко всей церкви, а епископы к духовенству и мирянам своей епархии, к братствам, обителям, а также, по поводу каких-либо важных нужд, и к частным лицам. Таковы окружные послания м. Иова от 15 дек. 1621 г., с увещанием верных твердо стоять в православии, а отпавших возвратиться в лоно церкви; м. Исаии Копинского в 1631 г. с наказом приходским священникам, и пастырские послания его к луцкому братству и к князю Иеремии Вишневецкому; окружная грамота луцкого епископа Пузины 1647 г. по поводу бесчинных поступков некоторых членов замойского братства; окружные богомольные грамоты администратора Киевской митрополии Барановича, 1677 г., малороссийскому духовенству, сановникам и мирянам по случаю войны с турками; 1047 пастырские послания Иосифа Шумлянского, епископа львовского, 1687 г. с увещанием духовенства к добросовестному исполнению своих обязанностей 1048 и проч. Участие народа в церковных делах. – В западно-русской церкви широко развито было участие народа в церковных делах. Миряне участвовали в совещаниях на соборах. Высшее духовенство и шляхетство вольными голосами избирали митрополита; избирательный порядок сохранялся и после подчинения киевской митрополии московскому патриарху, до 1722 г., когда архиепископ в Киев избран был Свят. Синодом. – Точно также братства выбирали настоятелей братских монастырей; братия Киево-печерского и прочих ставропигиальных монастырей выбирали себе архимандритов. Но после того, как дворянство, мало по малу, перешло в латинство (в унию шляхетство почти совсем не переходило), участие мирян в духовных делах ограничивалось патронатством панов капланов над церквами и их духовенством. В 1689 г. львовский епископ Иосиф Шумлянский, в окружном послании к духовенству, наказывал, чтобы никто не смел являться к нему для посвящения без панского письма. 1049

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Обобщенные митрополитом Макарием данные источников воссоздают не только картину развития событий, но и то, каково было отношение к унии и православию в разных слоях украинско-белорусского общества. С одной стороны, несмотря на неприятие унии, заключенной в 1596 г., среди православного духовенства и мирян было много сторонников примирения. Отсюда повторявшиеся одна за другой вплоть до восстания под руководством Хмельницкого попытки найти компромиссную формулу «новой унии», причем к пересмотру условий унии стремились и сами униаты. Другая, противоположная, тенденция состояла в нарастании взаимного непонимания, отторжения и вражды между униатами и православными. Особенно показательна в этом плане позиция запорожского казачества, непримиримость которого к унии отчетливо показана автором. Но, несмотря на ожесточенную борьбу и сопротивление, уния смогла пустить достаточно глубокие корни в украинско-белорусском обществе уже в 1-й половине XVII в. Высокопреосвященный историк объяснял это прежде всего постоянной и энергичной поддержкой, которую оказывала унии королевская власть. Несмотря на ограниченность доступных материалов, митрополиту Макарию удалось также показать, сколь большую роль в спасении унии от краха и укреплении ее позиций сыграла римская политика. Вместе с тем ученый сумел заметить наличие острых противоречий между польским католическим духовенством и униатами, что заставляло усомниться в более привычном тезисе о якобы безусловной поддержке, польской иерархией унии. Таким образом, в исследовании митрополита Макария была показана, с одной стороны, ожесточенность и глубина порожденных унией конфессиональных конфликтов; с другой стороны, невозможность свести наблюдаемые явления к упрощенной формуле борьбы православия с традиционной католической экспансией. Большое место в труде митрополита Макария отведено и внутренней жизни православной Церкви, развитие которой, впрочем, невозможно оторвать от хода борьбы унии и православия. Автором было показано, что обострение конфессиональной борьбы на украинско-белорусских землях сопровождалось переменами во внутреннем состоянии православной Церкви и подъемом православного самосознания: активизировалась проповедническая и полемическая деятельность, призванная мобилизовать общество на защиту православных традиций. Впервые высокопреосвященным историком была дана обстоятельная характеристика деятельности и взглядов отдельных иерархов православной Церкви —митрополитов Иова Борецкого, Исаии Копинского, Петра Могилы, епископов Гедеона Балабана, Мелетия Смотрицкого и других защитников веры — Афанасия Филипповича, Стефана Зизания, Ивана Вишенского, князя Константина Острожского, Леонтия Карповича, Лаврентия Древинского.

http://sedmitza.ru/lib/text/436086/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010